Научная статья на тему 'Эффективность ремонтно-технического обслуживания парка горного оборудования при различных формах его организации'

Эффективность ремонтно-технического обслуживания парка горного оборудования при различных формах его организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1144
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПАРК ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ / СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапун Д. П., Лускатова О. В.

В статье автор исследует эффективность форм технического обслуживания и ремонта парка горного оборудования. Даются рекомендации по реструктуризации ремонтной отрасли на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность ремонтно-технического обслуживания парка горного оборудования при различных формах его организации»

13.5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕМОНТНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАРКА ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Лапун Д.П., ст. преподаватель, Норильский индустриальный институт Лускатова О.В., д.э.н., пррофессор,

Владимирский государственный университет

В статье автор исследует эффективность форм технического обслуживания и ремонта парка горного оборудования. Даются рекомендации по реструктуризации ремонтной отрасли на предприятиях.

Ключевые слова: эффективность форм технического обслуживания, парк горного оборудования, снижение затрат.

Научные исследования и результаты многолетней практики убедительно доказывают, что затраты на техническое обслуживание и ремонт горного оборудования обуславливаются результатами работы трех типов предприятий:

- заводов-изготовителей горного оборудования;

- ремонтно-обслуживающих предприятий;

- самих горных предприятий.

Из важных условий, влияющих на эффективность затрат ремонтного производства предприятий, нами были выделены основные производственные факторы (табл. 1). Так, себестоимость ремонта по-грузо-доставочной машины зависит от программы ремонтных предприятий, на которую в свою очередь влияет характеристика обслуживаемой зоны и наличие экскаваторов на рудниках этой зоны. Для анализа эффективности затрат на проведение ТО-иР парка горного оборудования рассмотрим экономические показатели некоторых организационных форм ТОиР техники в условиях НПР.

Таблица 1

Классификация факторов, влияющих на себестоимость

технического обслуживания и ремонта парка горного оборудования________________________________________________________

Группа факторов Факторы, определяющие себестоимость технического обслуживания и ремонта парка горного оборудования

Конструктивные особенности техники Ремонтопригодность

Тип ремонтируемых изделий

Вид ремонта или технического обслуживания

Уровень унификации агрегатов и узлов

Технические, эксплуатационные и другие параметры машин: масса, габариты, цена нового изделия и т.д.

Страна изготовитель техники

Качество выполнения ремонтных

Производственные, зависящие от деятельности ремонтных предприятий работ

Форма организации ремонта и технического обслуживания оборудования

Технология ремонта

Оснащенность предприятия основными фондами, в том числе их активной частью

Уровень специализации и концентрации ремонтного производства

Уровень производственной кооперации

Производственная программа ремонтного предприятия

Объем восстановления деталей

Уровень организации труда и квалификации рабочих

Коэффициент сменности работы предприятий, оборудования

Производственные, независящие от ремонтных предприятий Степень износа поступающей в ремонт техники

Зональные особенности использования техники

Уровень рыночных цен на потребляемые запасные части, материалы, топливо, комплектующие изделия, поступающие от других ремонтных предприятий

Размер ставки заработной платы и тарифы работников

Цены на оборудование, стоимость зданий и сооружений

Нормы амортизационных отчислений

Расстояние транспортировки техники на ремонтные предприятия, величина транспортных тарифов

Удаленность хозяйств от ремонтных предприятий

В настоящее время из всех известных организационных форм проведения технического обслуживания и ремонта парка горного оборудования преобладает ТОиР силами рудника или совместно с РТП.

В условиях рыночной экономики, на первый взгляд может показаться, что экономически целесообразной формой организации ТОиР должно быть проведение их собственными силами. Однако, проведенный нами анализ эффективности организационных форм технического обслуживания показал, что оправданным является проведение этих работ рудниками совместно с РТП (табл. 2). При внедрении такой формы, затраты на содержание техники в расчете на 1 руб. балансовой стоимости оборудования ниже, чем на предприятиях, выполняющих ремонтно-обслуживающие работы собственными силами на 25%, обеспеченность ремонтными кадрами в расчете на 100 единиц оборудования выше на 3,2%. Коэффициент охвата капитальным ремонтом оборудования примерно равен 0,49 и значительно отличается от нормативного (0,25-0,3).

Таблица 2

Организационные формы технического обслуживания и за-

траты на содержание техники

Показатели С участием РТП Собственными силами

Затраты на содержание техники (в среднем на одно предприятие), млн. руб. 132 176

Коэффициент охвата обору- 0,49 0,26

дования капитальным ре-

монтом

Однако экономическая эффективность одной и той же формы обслуживания может быть не везде одинакова. Эффективность системы ТОиР зависит не только от выбранной формы, но и от уровня организации ремонтно-обслуживающего производства, объема выполненных операций, предусмотренных технологиями и т.д. На многих предприятиях этому не уделяется требуемого внимания: отсутствуют или формально составлены планы-графики проведения этих работ, не выполняются все предусмотренные технологией операции, в ре зультате не обеспечивается качество работ. Из-за низкого уровня оплаты труда на ремонтных работах, дороговизны и нехватки запасных частей и материалов ремонтники не заинтересованы, а в ряде случаев не в состоянии полностью соблюдать все операции технического обслуживания, машины эксплуатируют, как правило, до аварийного состояния. В результате возрастают объемы текущего и капитального ремонтов, увеличиваются затраты на содержание техники.

На сегодняшний день на рудниках при выполнении основных и вспомогательных технологических процессов широко применяется самоходное оборудование с дизельным приводом. Доля затрат на содержание и эксплуатацию самоходного оборудования в себестоимости 1 тонны добычи полезного ископаемого достигает 25% от общей себестоимости. Так, затраты на содержание техники на руднике «Октябрьский» в 2007 по сравнению 2006 г. возросли на 4,1%. В структуре затрат на эксплуатацию оборудования они составили в среднем 25% (табл. 3). За срок службы оборудования на ТОиР расходуется вдвое больше средств, чем на приобретение техники.

Таблица 3

Динамика удельных фактических затрат на ТОиР горного

Увеличение удельных затрат произошло в результате неудовлетворительной эксплуатации машин, низкого качества ТОиР. Значительно снизилось количество плановых ремонтов и потребовались дополнительные затраты на устранение отказов в процессе добычных работ. Величина абсолютных и удельных затрат на ТОиР оборудования на руднике во многом определяется производственными и природно-климатическими условиями зоны их эксплуатации. К ним следует отнести: сложные горно-геологические условия, расположе-

ние предприятий в суровых климатических условиях и др. Следует отметить, что производительность оборудования и затраты на его ТОиР возрастают (табл. 4), однако, темпы роста затрат на ТОиР превышают темпы роста производительности.

Таблица 4

Производительность оборудования и затраты на ТОиР оборудования на рудниках

Производительность, тыс. тонн Удельные затраты на ТОиР, руб./т

2003г. 2004г. 2005г. 2003г. 2004г. 2005г.

«Октябрьский» 378 423 488 5,27 12,45 19,8

«Таймырский» 215 265 293 4,16 8,93 15,25

«Комсомольский» 188 228 254 4,03 7,28 10,12

Наименование затрат 2005г 2006г. 2007г.

Себестоимость продукции 100 100 100

Удельные затраты на ТОиР: 22,4 23,9 25,1

в том числе:

капитальный ремонт 6 6,9 7,1

текущий ремонт 11,2 11,7 12

техническое обслуживание 5,2 5,3 6

В структуре затрат на ТОиР примерно 35-40% составляет стоимость израсходованных запасных частей и 20-25% - оплата труда. В себестоимости капитального ремонта добывающего оборудования удельный вес стоимости запасных частей колеблется от 30 до 60%.

Новые покупные запасные детали составляют более 60% запасных частей, восстановленные до 30% и собственного изготовления более 10%.

Из общей суммы трудовых затрат на капитальный ремонт горнодобывающих машин на разбо-рочно-сборочные работы приходится около половины, моечно-окрасочные - до 10%, станочные -менее 20%, контрольно-испытательные - 5-7%.

Накладные расходы, состоящие из издержек на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные статьи при капитальном ремонте вышеназванной техники колеблются от 20 до 30%.

Удельный вес отдельных элементов себестоимости при капитальном ремонте узлов и агрегатов различен. Много запасных частей используется при ремонте форсунок, коробок перемены передач, кабин, передних ведущих мостов, немного при ремонте гидроцилиндров и гидравлических насосов. При ремонте последних высокий удельный вес занимает заработная плата.

В структуре себестоимости текущего ремонта по-грузо-доставочных машин (ПДМ), откаточного транспорта, их двигателей основную часть, или около 60%, составляет стоимость запасных частей и 15-18% - заработная плата работников ремонтных служб.

В структуре себестоимости восстановленных деталей стоимость ремонтных материалов составляет от 1 до 10%. Это значительно ниже, чем при изготовлении новой детали, потому что при восстановлении используют готовый полуфабрикат - изношенную деталь. Наибольший удельный вес приходится на накладные расходы и заработную плату, что говорит о большой трудоемкости и фондоемкости восстановления деталей. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, применяемого для восстановления деталей, составляют от 6 до 13% основной заработной платы.

Структура себестоимости технического обслуживания ПДМ и откаточного транспорта значительно

отличается от структуры себестоимости их капитального ремонта. Это обусловлено тем, что при выполнении ТО почти не используются запасные части.

СБУ ■Матвсмдгьі ПДМ

12% 4% ■Заработная плат* 5% 6% 13% ^

18% ^ 43% ОСедасм»*« и эвсолуатация V 25"*/ 51<^

обосуаоыжя О ОФщапрси »оде твам мы* ИОбщ—оаяйстви^«

23%

Рис. 1 Структура затрат на ТО ПДМ и СБУ на руднике «Октябрьский», %

В себестоимости технического обслуживания ПДМ и откаточного транспорта удельный вес затрат на материалы составляет 10-40%, заработной платы с отчислениями - 25-55%, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования - 7-25%, общепроизводственных и общехозяйственных -17-27% (рис. 1). По сравнению со структурой капитального ремонта СБУ здесь значительно выше удельный вес материалов и ниже доля накладных расходов.

Исследования связи затрат на ТОиР горного оборудования и производственных показателей проводились на примере трех рудников Норильского промышленного района. В рассматриваемой совокупности затраты на ТОиР парка горного оборудования варьируют в незначительном интервале - от 111 до 130 руб. на единицу объема работ, вариация в среднем составляет 5%. Для обоснования оценки проведена результативная группировка по факториальным признакам (табл.5).

Изменению затрат на ремонт по рудникам соответствует четкая тенденция согласованного изменения производственных показателей. С помощью результативной группировки можно выявить лишь те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на результирующий признак (затраты на ТОиР), но в то же время являются независимыми по отношению к другим. Роль остальных факторов мы определили, применяя систему статистических группировок, прежде всего комбинационных, в которой один из основных факториальных признаков комбинируется с результативным признаком (табл. 6).

Нами была определена взаимосвязь затрат на ТОиР парка горного оборудования для различных форм организации ремонта и ТО (группа А - проведение ремонта и ТО с участием РТП, группа Б -проведение ремонта и ТО собственными силами), с дневной производительностью, затратами на 1 ремонт, обеспеченностью ремонтно-

технологическим оборудованием и другими производственными показателями.

Одним из наиболее важных факторов является обеспеченность рудника ремонтно-

технологическим оборудованием на 1 руб. стоимости парка горного оборудования. В группе А изменение обеспеченности ремонтно-технологическим оборудованием на 0,4 руб. на 1 руб. стоимости горного оборудования сопровождается снижением затрат на ТОиР на 94 руб. на единицу объема работ. В группе Б изменение обеспеченности ремонтно-технологическим оборудованием на 0,1 руб. на 1 руб. стоимости парка горного оборудования сопровождается снижением затрат на ремонт техники на 280 руб. на единицу объема работ.

Таблица 5

Группировка произведет венных показат елей и зат рат на ремонт и т ехническое обслуживание парка горного оборудования на рудниках

Затраты на ТОиР, руб/т Производительность ПДМ, тонн Производительность труда рабочего, т/день Себестоимость ремонта и ТО ПДМ на ед. руб ю >. CL л 2 то о 1 л а 1 0 Л о X «5 і ? X Ї 5 С « * і ; • ? 5 ! І 2 1 ° 5 1 І І і 1 і ф а х о 5 й % ї о О Р S о £ о Годовая занятость ПДМ. ДНИ Обеспеченность кадрами на 10 ПДМ £ * І І о я ц II а 5 її ТО X 5 о О >4 а. j а — ТО - п с 5 »- ю g х £ і |S°

годовая дневная сменная Кап. и текущий ремонт ТО

Рудник «Таймырский» 111112 309 103 5.1 32131 20163 5.14 206 9.7 48 9.54

Рудник «Октябрьский» 131579 366 122 5.06 32003 20004 4.83 207 9.7 45 10.65

Рудник « Комсомольский » 89285 248 83 5.15 34005 26424 0.68 213 6.6 43 5.86

Факт ориально-результ ат ивная комбинационная группировка

Таблица 6

Группы по организационным формам ремонта и ТО оборудования Рудники ? ю з а >- -то ^ и Яс S £ х В ІІ о. О. о . к х I 0 ± >Х • 1 “ * І 'S. т S'S. 9 S 2 ° "- о і 5 e ї as e-2 g 5 TO Q. со о Коэфф охвата ре* пд 1ЦИЄНТ 40НТ0М ПО М Число ремонтов на 1 тонну руды о в то о. 5 х Ф о А н «і о ф X а Обеспеченность ремонтнотехнологическим оборудованием на 1 руб. стоимости оборудования, руб. 1* І і X . ф то с У X ф S 19 1I Ю Q. ° і а£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

текущим о н X X 3 >ч к ф >- всего

Октябрьский 52245 9,48 0,25 0.1 0.5 1,01 366 7.72 9.7

А Таймырский 51843 8.53 0.3 0.09 0.4 0.9 309 6.53 9.6

Комсомольский 55245 8.32 0,15 0.01 0.2 0.7 247 4.8 5.4

Октябрьский 54285 10,45 0.5 0.3 0.93 1.45 366 8.38 9.7

Б Таймырский 53831 9.05 0.6 0.4 0.45 2.02 309 6.24 9.6

Комсомольский 51254 11.05 0.7 0.45 0.35 3.05 247 4.3 6.6

Обеспеченность ремонтно-технологическим оборудованием более значима для предприятий с низким уровнем использования техники (коэффициент снижения затрат на ремонт на единицу стоимости ремонтного оборудования здесь выше).

К факторам оказывающим наибольшее влияние на содержание оборудования относятся: в группе А -коэффициент охвата ремонтом ПДМ - 49,5%; в группе Б - себестоимость ремонта парка горного оборудования - 11% и обеспеченность ремонтнотехнологическим оборудованием - 3%. Так в группе Б при увеличении обеспеченности ремонтно-

технологическим оборудованием на 1 % затраты на ремонт оборудования на рудниках снизятся на 19%.

Обеспеченность ремонтно-технологическим

оборудованием занимает второе место по влиянию на затраты по ремонту и ТО. Повышение обеспеченности ремонтно-технологическим оборудованием до уровня РТП позволяет уменьшить затраты на содержание парка оборудования на 14%, а по значению коэффициента регрессии в группе Б затраты на содержание техники могут быть уменьшены на 18%.

Таким образом, для определения наиболее эффективной формы технического обслуживания и ремонта нами была установлена взаимосвязь затрат на ТОиР парка горного оборудования для различных форм организации ремонта и ТО. Данные проведенного анализа выявили, что экономическая эффективность достигается только при организации ТОиР с участием специализированных ремонтных предприятий, следовательно, на данном этапе рыночной экономики полностью отказываться от услуг по ремонту и технического обслуживания ремонтных предприятий невозможно и нежелательно. Для снижения затрат на ремонты оборудования в условиях Крайнего Севера нами предлагается создание специализированной ремонтной службы, путем реструктуризации ремонтной отрасли на предприятиях ЗФ ОАО «ГМК «НН». За основу организации ремонтной службы будет взята предложенная автором система ТОиР - ремонтнопрофилактическое обслуживание.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.