Научная статья на тему 'Эффективность региональной интеграции России: восточное направление'

Эффективность региональной интеграции России: восточное направление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / РОССИЯ / АТР / РАСШИРЕННАЯ ТУМАГАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА / DOING BUSINESS / FOREIGN TRADE RELATIONS / INTEGRATION / FOREIGN TRADE TURNOVER / RUSSIA / PACIFIC RIM / THE GREATER TUMEN INITIATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ниязова Марина Валентиновна

Показано состояние восточного направления российской внешне-экономической политики на основе анализа динамики внешнеторгового оборота со стра-нами Расширенной туманганской инициативы и рейтинга Doing Business по показателю «международная торговля». Выделены интересы, возможности и основные проблемы региональной интеграции Дальнего Востока России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of Russian Regional Integration: the Eastward

The article is devoted to the research of the Russian eastward foreign economic policy based on the analysis of a foreign trade turnover with the Greater Tumen Initiative member states and rating of Doing Business indicator “Trading Across Borders”. The paper focuses on interests, opportunities and the main problems of the regional integration of the Russian Far East.

Текст научной работы на тему «Эффективность региональной интеграции России: восточное направление»

УДК 339.9 ББК 65.428

м. В. НИЯЗОВА

Эффективность региональной интеграции России:

*

восточное направление

Показано состояние восточного направления российской внешнеэкономической политики на основе анализа динамики внешнеторгового оборота со странами Расширенной туманганской инициативы и рейтинга Doing Business по показателю «международная торговля». Выделены интересы, возможности и основные проблемы региональной интеграции Дальнего Востока России.

Ключевые слова: внешнеторговые отношения, интеграция, внешнеторговый оборот, Россия, АТР, Расширенная тумаганская инициатива, Doing Business.

M. V. Niyazova

Efficiency of Russian Regional Integration: the Eastward

The article is devoted to the research of the Russian eastward foreign economic policy based on the analysis of a foreign trade turnover with the Greater Tumen Initiative member states and rating of Doing Business indicator "Trading Across Borders". The paper focuses on interests, opportunities and the main problems of the regional integration of the Russian Far East.

Keywords: foreign trade relations, integration, foreign trade turnover, Russia, Pacific Rim, the Greater Tumen Initiative, Doing Business.

Изменения в интеграционных процессах мировой экономики связаны со становлением «полицентрического мироустройства» - лидерами становятся «не отдельные страны, а региональные организации, обладающие достаточным энергетическим и финансовым потенциалом» [14]. Выстраивание с формирующимися мировыми экономическими центрами

* Статья подготовлена по материалам доклада на 4-м заседании Комитета по упрощению торговых процедур Расширенной туманганской инициативы 19 ноября 2014 г., Владивосток.

НИЯЗОВА Марина Валентиновна — кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в. [email protected].

© Ниязова М. В., 2016

стабильных диверсифицированных связей, обеспечивающих устойчивость развития российской экономики в долгосрочной перспективе, - один из приоритетов внешнеэкономической политики России.

Россия в региональном интеграционном процессе. Развитие восточного направления российской внешнеэкономической политики в значительной мере связано с расширением сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и повышением эффективности регулирования национальной экономики. Вовлекаясь в этот процесс, Россия преследует цель -создание среды, обеспечивающей благоприятные условия для иностранных инвестиций и деятельности российского бизнеса, что в свою очередь должно стимулировать социально-экономический рост в регионе.

Для этого Россия активизирует политику интеграции через присоединение к международным конвенциям [5]; участие в международных организациях [10], союзах, форумах, конференциях и других объединениях различной направленности, созданных и действующих в АТР; установление особых правовых режимов осуществления предпринимательской и иной деятельности на определенных территориях [8; 11; 12]; реформирование отечественного законодательства, разработку стратегий развития, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности [4; 9].

Практическая готовность России к сотрудничеству выражается в том, что отечественные ведомства активизируют взаимодействие с коллегами из стран АТР, например в рамках межгосударственных соглашений о таможенном сотрудничестве или Расширенной туманганской инициативы (РТИ)1. В очередном заседании РТИ, прошедшем под председательством России в ноябре 2014 г. в г. Владивостоке, приняли участие представители стран-участниц этой организации (в том числе сотрудники таможенных служб), а также Австралии, Пакистана, США, Таиланда и Японии [3]. Ключевыми вопросами, обсуждаемыми в рамках регулярных встреч стран - участниц РТИ, сегодня являются развитие транспортной инфраструктуры, упрощение торговых процедур и др.

Анализ внешнеторгового оборота России со странами - участницами

РТИ. Предпринимаемые меры по интеграции России в мировое экономическое пространство позволили достичь определенных положительных результатов, отразившихся в том числе на внешнеторговом обороте со странами - участницами РТИ, анализ динамики которого представлен на рисунках 1, 2.

1 Расширенная туманганская инициатива (РТИ) - универсальная международная экономическая организация, действующая под эгидой ООН; правопреемник проекта ООН «Программа по развитию района реки Туманная», одобренного в июле 1991 г. Страны - участницы РТИ: КНР, Республика Монголия, Республика Корея, Российская Федерация, КНДР (вышла из проекта в 2009 г.), Япония (периодическое участие). Между заседаниями координатором работы РТИ от России является Минэкономразвития.

На рис. 1 видно, что уровень внешнеторгового оборота России со странами - участницами РТИ в 2009-2013 гг. показывает стабильный рост. За этот период произошло увеличение товарооборота более чем в 2 раза или на 227,96 %. При этом средний прирост стоимостного объема экспорта товаров составил 125,72 %, импорта - 124,21 %. К сожалению, с 2012 г. наблюдается снижение темпов: если в 2009-2010 гг. прирост составлял около 50 %, то в 2012-2013 гг. - не более 5 %. Наиболее активно внешнеэкономическая деятельность России осуществляется со странами: КНР, Республика Корея и Япония. При этом большая часть товаров, импортируемых из КНР участниками внешнеэкономической деятельности, зарегистрированными на территории ДВФО, ввозится через Приморский край (59-70,75 %).

2013

2012

2011

2010

2009

10,52 2,98 3,93

10,46 2,97 3,72

10,12 2,99 3,61

9,47 2,83 3,69

8,42 2,25 3,09

■ 1 □ 2 | 3 ■ 4 ■ 5

Рис. 1. Динамика внешнеторгового оборота России со странами - участницами РТИ за 2009-2013 гг., %: 1 - КНР, 2 - КНДР, 3 - Республика Корея, 4 - Монголия, 5 - Япония. Составлено автором по [16]

Несмотря на некоторый успех, доля в экспорте России стран - участниц РТИ (в том числе Японии) в 2013 г. равна 13,64 %, импорта - 24,27 %, прирост - 1,36 и 1,16 раза соответственно. Для сравнения: объем товарооборота России с ЕС больше в 3,6 раза и равен 49,4 %, а прирост за этот же период экспорта составил 1,76 и импорта - 1,78 раза. В этом же году отмечалось, что сальдо торгового баланса со странами - участницами РТИ сложилось отрицательным для России в целом, но положительным для ДВФО. Более того, анализ товарной структуры внешней торговли России со странами - участницами РТИ (рис. 2) выявил все более усиливающуюся тенденцию «топливно-сырьевой специализации экспорта, которая, с точки зрения тенденций развития мирового разделения труда, является деградирующей специализацией» [15].

0

5

10

15

Рис. 2. Товарная структура внешней торговли России со странами - участницами РТИ в 2013 г. А - экспорт: 1 - машины и оборудование, 2 - древесина

и изделия из нее, 3 - топливно-энергетические товары, 4 - другие товары;

Б - импорт: 1 - продукция химической промышленности, 2 - текстиль и изделия из него, 3 - машины и оборудование, 4 - другие товары.

Составлено автором по [16]

Как показано на рис. 2, самой крупной товарной категорией экспорта в 2013 г. являются топливо и энергетические товары (76,79 %; КНР, Республика Корея, Япония), а также древесина и целлюлозно-бумажные изделия (5,22 %); импорта - машины, оборудование и транспортные средства (62,61 %; КНР и Япония), текстильные изделия и обувь (11,75 %; КНР, Республика Корея) и продукция химической промышленности (9,51 %; КНР, Республика Корея, Япония). При этом экспорт увеличился на 7,13 % или 4 777,076 млн долл. США; импорт сократился на 1,77 % или 1 386,82 млн долл. США.

Возможно, переломить негативные тенденции во внешней торговле России позволят реализуемые значимые инвестиционные проекты (прокладка трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», возведение объектов для саммита АТЭС, строительство автодороги Чита - Хабаровск, развертывание производства самолета 881-100, строительство морского порта «Зарубино», создание территорий опережающего социально-экономического развития, и др.); запуск целевых программ долгосрочного развития востока страны.

Интересы и возможности России. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Программой развития внешнеэкономической деятельности России (дорожной картой) к 2018-2020 гг. ожидается:

1) увеличение стоимостного объема экспорта, в том числе несырьевых товаров, что позволит закрепиться в первой десятке мировых экспортеров (в 2009-2013 гг. средний прирост стоимостного объема экспорта товаров России со странами РТИ составлял 125,72 %);

2) увеличение доли машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров и выход на 10 %-ный ежегодный прирост поставок (в 2013 г.

эта статья экспорта России в страны РТИ составила 2,51 %, а прирост за 20112013 гг. - 119,89 %);

3) опережающее развитие транспортной сети, интегрированной в транспортно-логистическую систему АТР;

4) снижение административных барьеров и сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и вхождение в мировой топ-20 рейтинга Doing Business по показателю «международная торговля»; и др.

Развитие транспортной инфраструктуры России и снижение пограничных барьеров являются необходимыми условиями для стимулирования торговли и развития других форм региональной интеграции стран - участниц РТИ. Около 80 % международных перевозок приходится на морской транспорт. Примечательно, что Е. А. Заостровских, проанализировав в своей работе развитие морского транспорта России и Дальнего Востока, пришла к выводу, что динамика грузооборота всех отечественных портов практически сопоставима с грузооборотом одного порта Шанхай (КНР) [2].

В табл. 1 представлены основные направления развития и характеристика транспортной сети Приморского края - территории, вовлеченной в реализацию задач РТИ.

Таблица 1

Характеристика направлений развития транспортной сети Приморского края ДВФО

Направление Характеристика

Владивостокский транспортно-логистический комплекс Интегрирует железнодорожную и автодорожную сеть, морскую портовую и аэропортовую, складскую инфраструктуру. Специализация морского порта Владивосток: контейнерная и горизонтальная грузообработка

Транспортный узел «Восточный-Находка» Портово-производственная зона и эшелонированный порт на базе морских портов Находка, Восточный. Специализация: контейнерные грузы, уголь, продукция нефтехимического комплекса, зерно и минеральные удобрения, продукция лесопромышленного комплекса (деревопереработка), продукция рыбопереработки

Зарубино Строительство и развитие объектов портовой инфраструктуры морского порта Зарубино. Специализация: товары химической, биологических и радиационных веществ, отходов и иных грузов, опасных для человека, пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов и изделий

Из табл. 1 видно, что развитие транспортной сети связано с инвестициями в инфраструктуру морских портов Приморья, которые ориентированы, прежде всего, на обеспечение российского внешнеторгового грузооборота и международного транзита грузов и пассажиров стран - участниц РТИ. Кроме того, в соответствии с посланием Президента Федеральному собранию,

Владивостоку предоставлен «статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом» [11], а Госдума РФ приняла пакет законопроектов о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации прежде всего на Дальнем Востоке [13].

Эффективность регулирования внешнеторговой деятельности. Рейтинг Всемирного банка Doing Business представляет большую ценность для определения места страны в интеграционных процессах. Анализируя свою позицию в рейтинге по показателю «международная торговля», каждая страна может оценивать эффективность регулирования внешнеторговой деятельности и выявлять направления ее совершенствования по:

- количеству документов, оформление которых необходимо для прохождения процедур контроля;

- времени, которое требуется для прохождения контрольных процедур и вспомогательных операций, связанных с экспортом/импортом;

- стоимости этих процедур и операций.

На рис. 3 представлен рейтинг Doing Business стран - участниц РТИ по показателю «международная торговля» за 2011-2015 гг., в табл. 2 - сравнительный анализ критериев показателя «международная торговля» рейтинга за 2015 г.

о 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200

♦-- --*- -*- -*- -»

24 16 ~----- 24 -■ 23 20

50

60 " ---*- -

74 74

98

162 160 162 157 155 -■

158 159 ■--

175 181 173

2011

2012

2013

2014

2015

Рис. 3. Рейтинг Doing Business стран - участниц РТИ по показателю «международная торговля»: 1 - Республика Корея, 2 - Япония, 3 - Китай, 4 - Россия, 5 - Монголия. Составлено автором по Doing Business Database

Как видно из рис. 3, страны - участницы РТИ входят в рейтинг Doing Business по показателю «международная торговля» в топ-20 (Республика Корея и Япония) и топ-100 (КНР) [17]. Россия и Монголия занимают места по этому показателю во второй сотне (из 189 стран). За 2009-2013 гг. Россия

8

4

3

поднялась в рейтинге на семь пунктов, осуществив реформирование в таможенном законодательстве и начав внедрение информационных технологий, что позволило упростить торговые процедуры.

Таблица 2

Сравнительный анализ критериев показателя «международная торговля» рейтинга Doing Business стран - участниц РТИ в 2015 г.

Экспорт Импорт

Страна Рейтинг Документы, ед. Время, дни Стоимость, долл. США Документы, ед. Время, дни Стоимость, долл. США

Республика Корея 3 3 8 670 3 7 695

Япония 20 3 11 915 5 11 1 107

КНР 98 8 21 620 5 24 615

Россия 155 9 22 2 705 10 20 2 920

Монголия 173 11 44 2 745 12 45 2 950

Из табл. 2 следует, что Россию отличает высокая стоимость таможенных процедур.

В соответствии с Программой развития внешнеэкономической деятельности Россия к 2018 г. должна заметно продвинуться в рейтинге Doing Business по показателю «международная торговля» из второй сотни в топ-20 (рис. 4).

Рис. 4. Сопоставление плановой (1) и фактической (2) позиции России в рейтинге Doing Business по показателю «международная торговля».

Составлено автором по [9]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако в настоящее время отмечается отклонение от плановой траектории. Фактическое значение 2015 г. ниже планового на 76 пунктов.

Чтобы достичь планового значения Россия должна проделать большую работу по упрощению торговых процедур. В табл. 3 представлен сравнительный анализ критериев показателя «международная торговля» рейтинга

Doing Business за 2015 г. текущей позиции России (155 место) со страной, занявшей 17 место - Республикой Маврикия.

Таблица 3

Сравнительный анализ критериев показателя «международная торговля» рейтинга Doing Business-2015 России и Республики Маврикия

Экспорт Импорт

Страна Рейтинг Документы, ед. Время, дни Стоимость, долл. США Документы, ед. Время, дни Стоимость, долл. США

Россия 155 9 22 2 705 10 20 2 920

Республика Маврикия 17 4 10 675 5 9 710

Из табл. 3 видно, что если бы Россия заняла в 2015 г. 17-е место в рейтинге Doing Business, то значения ее критериев по показателю «международная торговля» сократились от фактического в 2 раза по количеству оформляемых участниками внешнеэкономической деятельности документов, в 2,5 раза - по времени прохождения таможенных процедур и в 4 раза -по их стоимости.

Дальнейший анализ критериев показателя «международная торговля» рейтинга Doing Business-2015 России позволяет выделить следующие основные проблемы.

Во-первых, излишний бюрократизм провоцируется значительным количеством документов, подлежащих оформлению в связи с проведением экспортных/импортных операций. Так, если для прохождения процедур, связанных с экспортом, российскому предпринимателю необходимо оформить девять документов за 22 дня, то его коллеге из страны, занявшей в 2015 г. 17-е место, достаточно оформить только четыре за 10 дней.

Во-вторых, доставка товара из/в места(о) нахождения субъекта ВЭД до/из порта отправки/получения товара занимает значительную долю в структуре временных и финансовых затрат на осуществление экспортных/импортных операций (табл. 4).

Сопоставляя данные таблиц 3 и 4 видно, что более 50 % временных расходов на проведение внешнеторговых операций в России приходится на подготовку экспортно-импортных документов, финансовых - на доставку в/из порт(а). При сравнении этих показателей с сопоставимой по территории с Россией страной - КНР, выясняется, что последняя имеет более выгодные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности. Так, из табл. 4 следует, что в России срок доставки товара составляет 5 дней, а в КНР - 2 дня; стоимость доставки по российской территории -1 385 долл. США, а по китайской - 95 долл. США для экспортируемых

и 135 долл. США для импортируемых товаров. Следует отметить, что таможенные процедуры в отечественных таможенных службах отнимают всего один день.

Таблица 4

Временные и финансовые расходы по проведению внешнеторговых операций в России и КНР, экспорт/импорт

Процедура Россия КНР

дни долл. США дни долл. США

Подготовка документов 13/12 290/355 14/15 305/260

Таможенные процедуры 1/1 550/650 2/4 80/80

Портовые операции 3/2 480/550 3/3 140/140

Доставка в/из порт(а) 5/5 1 385/1 385 2/2 95/135

Итого 22/20 2 705/2 920 21/24 620/615

Таблица 5

Характеристика территорий, задействованных в РТИ

Страна Регион Численность населения, чел. ВВП, млн долл. США Ведущие отрасли

КНР Провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и область Внутренней Монголии 137 435 200 1 086 068 (2012 г.) Энергетика, оборудование, нефтехимическое производство, фармацевтические препараты, автомобильная промышленность, железо и сталь, текстиль

Монголия Провинции Дорнод, Кэнтий, Сахбаатэр 196 000 202 (2010 г. ) Сельское хозяйство и сельхоз. обработка, горная промышленность, туризм

Республика Корея Провинции Гэнгуон, Гиеонгсэнгбу, города Пусан-Сити, Ульсан-Сити 8 907 685 285 629 (2010 г.) Сфера услуг, автомобили, судостроение, производство стали

Россия Приморский край 1 948 873 18 559 (2011 г.) Энергетика, легкая и тяжелая промышленность, лесоводство и древесина, туризм

Источник: [18].

Также совершенствование регулирования внешнеэкономической деятельности в России и стимулирование интеграции в экономику РТИ могут сдерживать потенциальные возможности приграничных территорий стран -участниц РТИ. Уровень социально-экономического развития регионов, вовлеченных в РТИ, разный, безусловным лидером этой региональной организации по численности населения и уровню ВВП является КНР (табл. 5).

Для мобилизации потенциала регионального торгово-экономического сотрудничества стран - участниц РТИ необходимо также решение проблем, выявляемых в процессе двусторонних таможенных отношений, анализ основных из них приведен в работе [1]. Эти проблемы для каждой из сторон неодинаково актуальны, решение многих из них возможно на уровне приграничного таможенного сотрудничества.

Подводя итоги сказанному, в условиях политико-экономических ограничений национальные интересы России лежат в устранении дисбаланса во внешнеторговом обороте России со странами запада и АТР. В межкризисный период (2009-2013 гг.) место России в региональных интеграционных процессах на восточном направлении в целом укреплялось, отмечался стабильный рост внешнеторгового оборота России со странами - участницами РТИ главным образом за счет экспорта топливно-энергетических ресурсов.

Но для того, чтобы создать благоприятную для иностранных инвестиций и деятельности отечественного бизнеса среду, России требуется не только активизировать участие в региональных экономических организациях АТР, но и усиленно развивать инфраструктуру и наращивать социально-экономический потенциал Дальневосточного федерального округа. Эффективной мерой в этом направлении может стать создание особых правовых режимов осуществления предпринимательской и иной деятельности на Дальнем Востоке в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.08.2014 № 822 «О создании на территории г. Владивостока особой экономической зоны промышленно-производственного типа» [6] и проектом федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» [7], которые будут способствовать развитию производства в непосредственной близости от логистических объектов, тем самым снижая стоимость доставка в/из порт(а) и терминальной обработки.

Список литературы

1. Дьяков В. И. Международное таможенное сотрудничество в СевероВосточной Азии / В. И. Дьяков, С. С. Ерошенко // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2011. № 2. С. 28-36.

2. Заостровских Е. А. Развитие морского транспорта России и Дальнего Востока в контексте мировых тенденций // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 3. С. 34-49.

3. Комитет по упрощению торговых процедур Расширенной туманган-ской инициативы определит концепцию дальнейшего развития [Электронный ресурс] / Дальневосточное таможенное управление. Режим доступа ЬИр^/ёуШ. customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=15466:2014-11-19-06-51-02&сайа=49:рге88-са1&Кет1а=100.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009). Режим доступа: КонсультантПлюс. 2014.

5. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. Режим доступа: КонсультантПлюс. 2014.

6. О создании на территории г. Владивостока особой экономической зоны промышленно-производственного типа [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 18.08.2014 № 822. Режим доступа: КонсультантПлюс. 2014.

7. О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока [Электронный ресурс]: проект федерального закона (подготовлен Мин-востокразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по сост. на 13.05.2014). Режим доступа: КонсультантПлюс. 2014.

8. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 23.06.2014). Режим доступа: КонсультантПлюс. 2014.

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330. Режим доступа: КонсультантПлюс. 2014.

10. Об участии Российской Федерации в реализации проекта Программы развития ООН «Программа развития бассейна реки Туманной» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 732. Режим доступа: КонсультантПлюс. 2014.

11. Послание Президента Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р://президент.рф.

12. Приморье станет территорией опережающего развития [Электронный ресурс] // Рос. газета. 2014. 12 нояб. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/11/12/ territorii-site.html.

13. Приморье станет территорией опережающего развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/11/12/territorii-site.html.

14. Рожков В. Ю. Геофинансовые проблемы развития интеграционных процессов в условиях постглобализма / В. Ю. Рожков, И. П. Черная // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 2. С. 34-42.

15. Рожков Ю. В. Таможенное регулирование приграничного сотрудничества в ракурсе институционального анализа / В. Ю. Рожков, И. П. Черная // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2007. № 3. С. 44-53.

16. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru.

17. Doing Business 2015 Going Beyond Efficiency [Электронный ресурс]. Published: October 29, 2014. 320 p. Режим доступа: http://www.doingbusiness.org.

18. Greater Tumen Initiative [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tumenprogramme.org/?list-1528.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.