Научная статья на тему 'Эффективность психологических средств коррекции личностных качеств, определяющих девиантное поведение подростков'

Эффективность психологических средств коррекции личностных качеств, определяющих девиантное поведение подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
588
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ / СПОСОБНОСТЬ НАХОДИТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ В ТРУДНОСТЯХ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / PERSON' S CHARACTERISTICS / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Наталья Евгеньевна

В статье автор определяет соотношение эффективности средств коррекции на личностные составляющие, определяющие девиантное поведение подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмина Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effective psychological means of person' s characteristics correction that definite teenager's deviant behavior

The article considers the effective psychological means of person' s characteristics correction that definite teenager's deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Эффективность психологических средств коррекции личностных качеств, определяющих девиантное поведение подростков»

 УДК 152.27 Так, Н.В. Дмитриева, О.А. Белобрыки-

ББК Ю 983.6 на, Л.П. Букреева (2002) под девиантным

Н. Е. Кузьмина поведением понимают отдельный посту-

j пок или систему поступков личности, на-

Эффективность психологических рушающих сложивтттиеся в данном обще-

средств коррекции стве социально-психологические, нравс-

личностных качеств, определяющих твенно-этические или социокультурные

девиантное поведение подростков нормы. Авторы подчеркивают, что соци-

альное в человеке никогда не функцио-

В статье автор определяет соотноше- нирует единично, оно всегда опирается

ние эффективности средств коррекции ГУ п / 1 г на индивидуальное. В то же время инди-

на личностные составляющие, опреде- видуально-личностные особенности са-

ляющие девиантное поведение подрос- мого ребенка могут играть роль побуди-

тков. тельного фактора в формировании деви-

Ключевые слова: девиантное поведе- антных форм поведения, мы дополняем

ние, экстраверсия, самостоятельность также роль сдерживающего фактора.

суждений, способность находить при- Исследования психологов позволяют

влекательность в трудностях, психоло- констатировать, что детерминантами от-

гическая коррекция, черты личности. клоняющегося поведения являются лич-

ностные факторы, а ситуативные играют

роль модулятора, определяя вариатив-

N. E. Kuzmina ность проявления личностных особеннос-

тей (Н.В. Дмитриева, О.А. Белобрыкина,

The effective psychological means of Л.П. Букреева, Н.В. Майсак, Н.В. Гузяева).

person' s characteristics correction that Поскольку причины девиантного по-

definite teenager's deviant behavior ведения заключены и в личности самого

девианта, то, чтобы понять их, необхо-

The article considers the effective psy- цимо изучить эту личность, выявить ее

chological means of person' s characteris- потенциальные возможности и их реа-

tics correction that definite teenager's devi- лизацию в коррекционной работе [1,5].

ant behavior. Позитивные черты личности закреп-

Key words: psychological correction, per- ляются в процессе просоциальной де-

son' s characteristics, deviant behavior. ятельности. Такой просоциальной де-

ятельностью может являться и творчес-

Современный этап развития психоло- кая деятельность.

гии отклоняющегося поведения харак- Образование должно развивать ме-

теризуется усилением внимания к раз- ханизмы просоциальной деятельности,

работке мероприятий, направленных находить творческие способы решения

на осуществление профилактического жизненно важных проблем, способство-

V. v , v Г Г 1 ' и коррекционного воздействия на раз- вать превращению творчества в норму

личные группы лиц с отклоняющимся и форму существования человека. Твор-

поведением. Г Г J у " г чество всегда спонтанно, интуитивно,

Исследованием различных аспектов нерационалистично, недисциплиниро-

девиантного поведения занимаются ванно, нестандартно. Оно часто не под-

такие науки, как правоведение и ме- дается здравому смыслу (А.Д. Карны-

дицина, психология и демография, ^ г у ] \ / I 1 шев, Т.А. Терехова, 2009).

история и статистика, этнография и В работах Барона и Харрингтона вы-

антропология. деляется список сходных черт креатив-

ных и девиантных личностей. Эти черты За основу оценки девиантного по-

включают в себя самостоятельность суж- ведения мы рассматриваем результат

дений, способность находить привлека- анализа взаимодействий обследуемого

тельность в трудностях, эстетическую с реальностью, а как главный принцип

ориентацию и способность рисковать. нормы - адаптивность.

Девиантное и адекватное поведение в де- Нашу выборку составили дети млад-

ятельности могут иметь сходные черты. шего школьного возраста 7-10 лет

Знание сходных черт креативных и (58 человек) и подростки 11-13 лет

девиантных детей способствует опреде- (65 человек) с отклонениями в поведе-

лению адекватного направления органи- нии из социально-неблагополучных

зации психокоррекционной работы [4]. семей, семей группы социального рис-

Так, Ю.Е. Шабашева предлагает для ка (дети из неблагополучного района

коррекции дезадаптивного поведения г.Читы - микрорайона КСК, состоящие

подростков использовать в качестве на учете в детской комнате милиции),

средств коррекции арттерапию и теле- нуждающиеся в особых условиях воспи-

сноориентированную терапию [5]. и ' 1 ; тания.

С.А. Черняева дает теоретическое Всего было обследовано 123 челове-

обоснование применения сказкотера- ка. Структура отклонений поведения у

пии в коррекционной работе с отклоня- подростков характеризовалась следую-

ющимся поведением. щими наиболее выраженными проявле-

Учитывая основные потребности ниями:

возраста, Р.С. Завалихина акцентирует • табакокурение - 97 человек (81%);

внимание на использовании коммуни- • грубость, сквернословие - 104 чело-

кативных средств коррекции девиант- века (86%);

ного поведения личности [2]. • лживость - 51человек (42%);

Арттерапевтическое направление и • бродяжничество - 84 человека (70%);

сказкотерапия в психокоррекции деви- • воровство - 79 человек (66%);

антного поведения ориентированы на • хулиганские действия - 82 человека

присущий каждому подростку внутрен- (68%);

г ^ у г у у г ний творческий потенциал. Во многих Выявилась достаточно высокая сте-

случаях это позволяет скорректировать пень выраженности такой формы от-

имеющиеся у ребенка эмоциональные, клоняющегося поведения как отказ от

поведенческие и интеллектуальные на- учебно-трудовой деятельности - 35 че-

рушения и недостатки (А.И. Копытин, ловек (28%).

Т.Н .Буякас, Ф.С. Василюк, Т.Д. Зин- Наименее выраженными являются:

кевич - Евстигнеева, Ю.Е. Шабашева, • принятие алкоголя - 30 человек (25%);

С.А. Черняева). • наркомания - 12 человек (10%);

Недостаток экспериментально прове- • токсикомания - 5 человек (4,5%).

ренных систем психологических средств Анализ результатов обследования

коррекции, способных эффективно со- с помощью шкалы СПА показал, что

действовать ослаблению девиантности преобладающее большинство испытуе-

поведения в младшем подростковом мых показывают хорошую адапацию к

возрасте, определил актуальность дан- своему окружению (11% - на высоком,

ного исследования. 83% - на среднем уровне адаптирован-

В рамках деятельностного подхода ности); самопринятие, принятие дру-

подчеркивается активная позиция лич- гих, эмоциональная комфортность, ин-

ности в самостроительстве, самоактуа- тернальность также оценены довольно

лизации (А.Н. Леонтьев (1975)). высоко (удовлетворенность названными

показателями шкалы в названном здесь деленные психологические структуры

порядке; сооветственно на высоком и личности с целью обеспечения полно-

среднем уровне оказались: 25% и 61%; ценного развития и функционирования

48% и 47%; 35% и 46%; 54% и 36%; 14% данной личности.

и 66%). Однако высокие показатели по Учет возрастных особенностей, внут-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стремлению к доминированию не соот- реннего творческогопотенциала подрос-

ветствуют адаптированности по другим тков, знание сходных черт креативных и

показателям. девиантных детей - все это способствует

Противоречивые данные, получен- определению адекватного направления

ные при обследовании адаптивности организации психокоррекционной ра-

подростков с помощью шкалы СПА, боты. Мы считаем целесообразным как

потребовали дальнейшего изучения комплексное, так и вполне самостоя-

уровня их социальной адаптации по тельное применение таких психологи-

показателям проявления ими агрессив- ческих средств коррекции девиантного

ности, так как данная форма поведения поведения личности подростков, как

характерна для данной выборки. арттерапия и сказкотерапия.

Тестирование агрессивности по оп- Для проведения формирующей час-

роснику Басса-Дарки дали более точную ти исследования было сформирова-

1 У / т 1 ' 1 У характеристику девиантности испытуе- но две группы: в каждую группу вош-

мых детей; соответствующие результаты ли подростки 12-13-летнего возраста,

наших наблюдений выявили: мальчики (по 13 человек) с разными

• высокий уровень агрессии у 55% формами девиаций, без органических

У Г Г У подростков; нарушений.

• высокий уровень враждебности у Нами был проведен анализ измене-

у г г < , ^ у 60% подростков; ния личностного профиля в результате

• средний уровень агрессии у 45% коррекционного воздействия арттера-

подростков; певтическими средствами (рисование,

• средний уровень враждебности у лепка).

Л. ' ' УХ 1 / 1 г ] 40% подростков; Значения критерия Т. Вилкоксона

• низкий уровень не выявлен. при сравнении выраженности показа-

Анализируя результаты использова- телей до и после коррекционного воз-

ния двух методик, можно видеть, что у действия по шкалам методики исследо-

наших подростков высокие и средние вания самоотношения показывают, что

показатели социальной адаптирован- произошли изменения в сторону увели-

ности достигаются преимущественно за Г Г У У чения таких характеристик в личност-

счет ставшей привычной опоры на аг- ном профиле, как «самоуверенность»

рессивные формы поведения. (р<0,05), «саморуководство» (р<0,05),

Процесс психологической коррекции «самопринятие» (р<0,05), «самопривя-

осуществляется с помощью различных занность» (р<0,05); в сторону уменьше-

психологических средств коррекции, ния - «самообвинение» (р<0,05).

под которыми понимаются способы, По результатам индивидуально-ти-

действия, направленные на изменение пологического опросника Л.Н. Собчик,

и развитие личности, на закрепление мы наблюдаем изменения по следу-

норм поведения ребенка по отношению ющим шкалам: - в сторону уменьше-

к окружающим людям, на преодоление ния - шкалы «ригидности» (р<0,05) и

или ослабление недостатков психи- «тревожности» (р<0,05); в сторону увели-

ческого развития, нарушений той или чения значений - шкалы «спонтаннос-

иной психической функции, на опре- ти» (р<0,05) и «сензитивности» (р<0,05).

Статистически значимые различия тора, в отличие от первичной диагнос-

мы получаем при обработке данных тики, вошли такие показатели: «интел-

результатов, полученных в ходе фор- лект» (0,64); «напористость» (0,63); «са-

Г У 7 У ' г г мирующего исследования с помощью моуверенность» (0,60); «самоценность»

опросника Басса-Дарки. Наблюдают- (0,84); «самопринятие» (0,68). Обращает

ся изменения в сторону снижения по на себя внимание тот факт, что данный

шкале «индекс агрессивности» (р<0,05), фактор перемещается на первую пози-

«вербальная агрессивность» (р<0,05), цию, притом показатель дисперсии ос-

«раздражение» (р<0,05), «чувство оби- тается неизменным. Здесь выделяется

ды» (р<0,05). показатель «интеллект», принадлежа-

В данной группе были выявлены ста- щий первому фактору в первичной диа-

тистически достоверные различия до и гностике «Освоение коммуникации».

после коррекционного воздействия по Мы видим, что показатель проявляется с

показателям шкал методики Кетелла: противоположным знаком: знак меняет-

«самостоятельность» (р<0,05), «напря- ся с отрицательного на положительный,

жение» (р<0,05); «беспечность» (р<0,05), что, как мы полагаем, может объяснять-

«риск» (р<0,05), «богатство воображе- ся рождением новой индивидуальной

ния» (р<0,05), «самоконтроль» (р<0,05), Г ^ ^ У смысловой структуры. Данные показа-

«беспокойный» (р<0,05) - которые так- тели совпадают с результатами по Кэт-

же подтверждают эффективность пси- теллу. Появляются новые показатели:

хокоррекционых воздействий арттера- «склонность к новаторству», что также

пии с использованием рисования. определяется появлением критичности

По результатам анализа данных в мышления; «самопринятие» - дружес-

группе испытуемых до и после псих- ким отношением к себе. Сохраняются

окоррекции с применением арттерапии показатели самоуверенности и самоп-

было выделено по 4 фактора в том и ринятия. Они перемещаются с незначи-

другом случае соответственно. До пси- тельным изменением весовых нагрузок.

хокоррекции: освоение коммуникации Фактор «Освоение коммуникации»

Г 1 , У ^ (20 % дисперсии); самоуважение (18,2% I У ^ перемещается с первого места на второе

дисперсии); саморегуляция (14,7% дис- с уменьшением дисперсии с 20% до 14%.

персии); аутосимпатия (11% диспер- Меняется и структура фактора. Мы по-

сии). После психокоррекции: аутосим- лагаем, что данный факт может быть

патия (18,4% дисперсии); освоение ком- связан с тем, что коррекционное воздейс-

муникации (14,2% дисперсии); развитие твие в нашем случае в первую очередь

творческих сил (13,5% дисперсии); само- повлияло на развитие творческих сил и

регуляция (11,5% дисперсии). чувствительности в общении через ри-

Повторная психологическая диагнос- сунок. Результат отражен в первой шка-

тика проводилась спустя месяц после ле. Фактор представлен следующими

осуществления психокоррекционной параметрами: «общительность» (0,92);

работы. «самостоятельность» (0,63); «склонный к

Результаты факторизации данных новаторству» (0,74); «тревожный» (-0,88);

V I г ' отличаются от предыдущих выделени- «негативизм» (-0,69).

ем новых и их смещением, с учетом дис- Мы наблюдаем повышение весовой

персионного распределения, а также из- нагрузки параметра «общение». Дан-

менением их структуры. ный факт говорит о том, что дети ста-

Первый фактор, который стал наибо- новятся более открытыми, научаются

лее значимым - «Аутосимпатия» (объяс- договариваться. Становятся более са-

няет 18,4% дисперсии). В структуру фак- мостоятельными, этого требует от них

игровое пространство - самостоятель- агрессивности» и происходит его пе-

ный выбор темы рисунка, спонтанность ремещение из первой шкалы «Освое-

рисования. Снижается весовая нагрузка ние коммуникации» в третью. Данная

Г ГУ признака «негативизм». Обращает на картина является ярким показателем

себя внимание проявление такого при- результата отреагирования отрицатель-

знака, как «тревожность» с отрицатель- ных эмоции и нивелирования проявле-

ной весовой нагрузкой (подтверждается ний девиаций с помощью графических

анализом данных по Кэттеллу). Во-пер- средств коррекции.

вых, мы наблюдаем снижение весовой Четвертый фактор обозначен нами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нагрузки; во-вторых, данный признак как «Способность к саморегуляции»

себя проявляет в четвертом факторе (11,5% дисперсии). Мы отмечаем его

«Аутосимпатия» в данной группе до наличие при факторизации в констати-

у ^ г; ^ психокорреции. В целом, по данному рующем исследовании с незначительно

результату видится, что происходит вы- отличающейся дисперсией. Происходит

равнивание по выделенному признаку в снижение факторной нагрузки пере-

I ^ У Г У сторону снятия тревожности. менной «контролирование себя» (0,66);

Нам представляется возможность вы- сохранение показателя «напряженный»

деления третьего фактора, который был с уменьшением нагрузки (0,84); переме-

озвучен как «Развитие творческих сил» щение показателей: «раздражение» из

(13,5% дисперсии), под которыми мы первой шкалы «Освоение коммуника-

понимаем, в первую очередь, социаль- ции» констатирующего исследования

ный аспект творчества, проявляющийся с уменьшением нагрузки (-0,63); «оби-

в гибкости, адаптируемости, приспособ- да» - из второй шкалы констатирую-

ляемости. Появление данного фактора, щего эксперимента «Самоуважение» с

мы полагаем, можно объяснить высве- I у уменьшением нагрузки (-0,78); «индекс

чиванием дополнительного парамет- У Г У V ' /' ^ ' враждебности» - из первой шкалы пер-

ра - «воображение». Итак, фактор пред- вичной диагностики «Освоение ком-

ставлен параметрами с высокими фак- муникации» с уменьшением нагрузки

торными нагрузками: «воображение» У ^ У 1 У (-0,63). Следует учитывать и то, что иг-

(0,70); «физическая агрессия» (-0,82); ровое пространство, изобразительный

«индекс агрессивности» (-0,89); «ри- материал и образ являются для ребенка

гидность» (-0,68), «самопривязанность» средствами психической защиты и са-

(-0,64). Появление данного фактора, морегуляции, к которым он прибегает в

думается, является возможным по ряду трудных для себя обстоятельствах, что,

причин, которые отражены в призна- в частности, связано с возможностью

ках, включенных в него. Во-первых, мы изобразительного образа достаточно

отмечаем высвечивание «ригидности» длительное время «удерживать» аффек-

с отрицательным показателем (сниже- ты, не давая им «выплеснуться» наружу,

ние факторной нагрузки в сравнении с а также с его способностью «дистанци-

данным показателем констатирующего ровать» переживания за счет механизма

экспериментального исследования), что проекции и достигаемой, таким обра-

мы можем интерпретировать как появ- зом, более высокой степени контроля

ление гибкости, приспособляемости. над ними. Поэтому образ может высту-

Снижение нагрузки «самопривязаннос- пать для ребенка своеобразным «кон-

гу г ти» подтверждает тот факт, что испыту- тейнером» («накопителем»), внутри ко-

^ г г ' У емые перестают отрицать возможность торого сложные чувства сохраняются до

развития собственного «Я». Также зна- тех пор, пока детское сознание не смо-

чительно снижается нагрузка «индекса жет их «увидеть» или «принять» [1041.

Привлекает внимание появление но- ром случае показатели повышаются);

вого показателя «экстраверсия» с отри- «беспокойный» (р<0,05), «напористый»

цательным знаком (-0,62). Думается, что (р<0,05), «риск» (р<0,05) (во втором слу-

если мы сравним нагрузку этого пока- чае показатели снижаются).

зателя до и после экспериментального По результатам анализа данных кон-

исследования по фактору «Способность статирующего исследования во второй

к саморегуляции», то мы можем отме- группе испытуемых, проходящих псих-

тить тенденцию к уменьшению этого окоррекцию средствами сказкотерапии,

показателя. Скорее всего, данный факт было выделено четыре фактора. До пси-

связан с тем, что ребенок научается не хокоррекции: эмоциональная сензитив-

' г у оставлять без внимания явления своего ность (16,8% дисперсии); стремление к

внутреннего мира, при этом не остава- доминированию (13,8% дисперсии); ос-

ясь социально пассивной личностью. воение коммуникации (12% дисперсии);

В контексте сказкотерапии мы стара- самоуважение (10,2% дисперсии); после

емся предлагать испытуемому те виды психокоррекции: эмоциональная сензи-

деятельности, которые являются доступ- тивность (19,4% дисперсии); стремление

ными и интересными для его возраста и к доминированию (15,2% дисперсии);

актуализируют его творческое, созида- самоуважение (13,9% дисперсии); освое-

тельное начало. В первую очередь, это ние коммуникации (12,6% дисперсии).

сочинение сказок. Результаты факторизации данных

По шкалам МИС С.Р. Пантелеева мы V I г " контрольного исследования отличают-

видим изменения в сторону увеличения ся от констатирующего увеличением

значения по шкале «самоотношение» дисперсии, структурным содержанием

(р<0,05) и в сторону уменьшения по по- и сменой мест третьего и четвертого

казателям шкал: «закрытость» (р<0,05), факторов.

«самообвинение» (р<0,05). Первый фактор сохраняет свое пре-

Результаты проведения формирую- имущество - это фактор «эмоциональ-

щего исследования с помощью инди- У 1 I 1 ная сензитивность». Он представляется

видуально-типологического опросника с увеличением дисперсии до 19,4%. Про-

Л.Н. Собчик показали, что произош- исходит изменение в структуре фактора

ли изменения в сторону уменьшения в сторону уменьшения нагрузки показа-

значений по шкалам: «агрессивность» телей.

(р<0,05), «тревожность» (р<0,05), «сензи- Уменьшаются нагрузки показателей

тивность» (р<0,05). «беспечный», «тревожный», «напря-

Значимые различия были выявлены женный», происходит смена полюсов

в изменениях показателей по шкалам во втором и третьем случае. Что позво-

методики Басса Дарке. Смещения про- ляет нам сделать вывод о возможностях

изошли в сторону уменьшения значе- сказки в помощи решения трудностей

г У У ний по шкалам: «обида» (р<0,05), «фи- Г ГУ ^ во взаимоотношениях, тревоги, обиды,

зическая агрессия» (р<0,05). страха и пр.

Во второй группе, участвовавшей в Второй фактор мы рассматриваем как

Г ГУ ' У психокоррекционной работе с использо- «Стремление к доминированию» с дис-

ванием сказки, статистически значимые персией 15,2%. Как и в констатирующем

различия до и после коррекционной ра- исследовании, данный фактор содержит

боты, по шкалам методики Кетелл, ус- такие параметры, как «индекс враждеб-

тановлены между показателями «общи- ности» и «экстраверсия», но во втором

тельность» (р<0,05), «самостоятельность» случае факторные нагрузки, хотя и не-

(р<0,05), «устойчивость» (р<0,05) (во вто- У Г Г ГУ ' значительно, но снижаются - 0,60 и 0,67

соответственно. Факторная нагрузка приятие себя, низкая сила своего «Я»;

показателя «интеллект» повышается, неконтролируемые вспышки агрессии;

но остается с отрицательным знаком. чувство одиночества, что и получило

Добавляются показатели «обида» (0,79) подтверждение в нашем исследовании.

и «чувство вины» (-0,62), что, думается, Четвертое место занимает фактор «Ос-

У V ' /' ' ^У ' объясняется возрастными особенностя- воение коммуникации». Несмотря на пе-

ми кризиса, проявлениями эмоциональ- ремещение данного фактора с третьей

ной незрелости. Привлекает внимание позиции по результатам констатирую-

тот факт, что высвечивается показатель щего исследования, дисперсия не умень-

«саморуководство» (0,70) с высокой фак- шается, а даже отмечается, хотя и невы-

торной нагрузкой, до этого принадле- сокое, ее увеличение (12,6% дисперсии).

жащий первой шкале «Эмоциональная Как мы и предполагали, произошло

сензитивность», по показателям фактор- увеличение факторной нагрузки по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного анализа констатирующего экспе- У Г Г ГУ казателя «общительность» (0,61), высо-

римента. Здесь мы отмечаем тенденцию кой становится нагрузка показателей

к смене полюса факторного веса показа- «устойчивость» (0,65) и «напористость»

теля (с отрицательного на положитель- (0,70). Показатель «физическая агрес-

ный). Испытуемые в процессе работы сия» (-0,72) становится общим для дан-

со сказкой к 7-8 занятию научаются уп- ного фактора и первого фактора «Эмо-

равлять и справляться со своими эмоци- циональная сензитивность» констати-

ями и переживаниями по поводу самого рующего эксперимента. Идет тенден-

себя, хотя некоторая импульсивность в АУ 1 ^ 1 ' 1 ция уменьшения показателя со сменой

поведении остается. полярности знака факторной нагрузки.

Третий фактор «Самоуважение» пе- Отмечается высвечивание показате-

реместился с четвертой позиции на ля «индекса агрессивности» с высокой

третью с дисперсией 13,9. Сохраняют- факторной нагрузкой с отрицательным

ся показатели «самоценность» (0,89) и значением (-0,82), что в принципе, сов-

«самоотношение» (0,69) с небольшим падает с описываемой картиной.

повышением факторных нагрузок. По- Как показывают результаты нашего

являются новые показатели «самоуве- исследования, применение графических

ренность» (0,89), «самопринятие» (0,74). средств коррекции дает нам возможность

Показатель «самоуверенность» прина- отметить способность выражения своих

длежал второй шкале констатирующей агрессивных чувств у подростков - деви-

1 I У факторизации «Стремление к домини- Г У У г ^ антов в социально приемлемой манере

рованию», теперь же он переместился через рисунок. Важным результатом для

с положительным полярным знаком нас является увеличение творческого по-

факторной нагрузки в данный фактор. тенциала, раскрепощение воображения,

Причем он несет в себе основную фак- фантазии и ассоциативных процессов.

Г У т торную нагрузку. Хочется отметить В результате применения сказки , как

также изменение факторной нагруз- средства психокоррекции девиантного

ки показателя «обида» с тенденцией к поведения, мы видим, что отмечается

серьезному уменьшению. Анализ ре- снижение напряжения, тревожности,

зультатов факторизации позволяет нам показателей агрессивности, развивается

У I г " " думать, что при использовании сказок способность к саморегуляции, рефлек-

в режиме тренинга или консультирова- сии, коммуникативные способности. Ре-

ния выясняется, что эти сказки успешно бенок научается принимать себя таким,

«работают» и помогают при решении какой есть, научается давать эмоцио-

подростковых проблем, таких как не- нальную оценку себе, своему «Я».

Таким образом, основным направ-

(через рисунок), сказкотерапии (через

лением нашей коррекционной работы

проживание сказочных ситуаций). Сама

явилось целенаправленное формиро-

коррекционная работа строится не как

вание обобщенных способов ориенти-

простая тренировка навыков и умений

ровки детей в различных сферах пред-

а как целостная осмысленная деятель-

метной деятельности, в частности в

ность, естественно и органичено вписы-

творческой деятельности, проявление

вающаяся в систему повседневных жиз-

творческой экспрессии в арттерапии

ненных отношений детей.

Списо

к литературы

1. Буякас Т. М. Личностное разви опосредованной символами //Вопр

2. Завалихина Р. С. Коммуникат поведения личности : дис. ... канд. п

3. Майсак Н. В. Личностные особ' ным поведением : дис. ... канд. псих

4. Менделевич В. Д. Психология д

5. Шабышева Ю. Е. Психологичес поведения подростков : дис. ... канд.

п

л

тие осы ивны сихо енно ол. н евиа ские

в условиях работы самопонимания, сихологии. 2000. № 1. С. 96-108.

псих.1

е средства коррекции девиантного . наук. Красноярск, 2004. сти младшего подростка с девиант-аук. М., 2001.

нтного поведения. М., 2001. средства коррекции дезадаптивного ол. наук. Омск, 2006.

УДК 378.147

E. A. Lapa

ББК Ч481.43

Е. А. Лапа

The necessity of professional students'

self-determination

Потребность профессионального

самоопределения студентов вуза

This article presents the results of moni-

toring "The necessity of professional stu.-

В статье приведены результаты мо-

dents' determination" of the students in

ниторинга «Потребность профессио-

Chita State University. The main directions

нального определения студентов вуза

of future professional students' activity,

Читинского государственного универ-

according to the result of monitoring, are

ситета. Выделены, по результатам мони-

considered.

торинга, основные направления буду-

Key words: education, university student

щей профессиональной деятельности

monitoring, professional activity

студентов.

Ключевые слова: образование, студент

Во всем мире идет непрерывный про-

вуза, мониторинг, профессиональная

цесс совершенствования профессиональ-

деятельность.

ного образования. В России он связан в

первую очередь с изменяющимися соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.