Научная статья на тему 'Эффективность прыжковой подготовки в тренировочном процессе легкоатлетов 9-10 лет'

Эффективность прыжковой подготовки в тренировочном процессе легкоатлетов 9-10 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1890
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ПРЫЖКОВАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING PROCESS / TRACK-AND-FIELD ATHLETICS / HOPPING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дьякова Елена Юрьевна, Лалаева Галина Сергеевна, Захарова Анна Николаевна, Миронов Артем Александрович

Целью исследования стало определение эффективности тренировок с прыжковой и беговой направленностью легкоатлетов на начальном этапе подготовки. Для достижения цели было сформировано две группы: контрольная группа занималась по методике Н.Г. Озолина, в которой преимущество отдается беговой работе, экспериментальная группа занималась по методике Ю.В. Верхошанского с прыжковой направленностью. Контрольное тестирование в конце эксперимента показало, что в экспериментальной группе результаты прыжка в длину, тройного прыжка, бега на 60 м, бега на 150 м оказались достоверно выше, чем в контрольной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дьякова Елена Юрьевна, Лалаева Галина Сергеевна, Захарова Анна Николаевна, Миронов Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of hopping in training 9-10 y.o. Athletes

There are several methods of training young athletes at an early stage now. This step is the foundation for future high sports achievements. The jumping, running, strength, speed-strength exercises and games are used in the preparation of young athletes. These are used in various ratios and sequence in phases, mesocycles, microcycles. For example, V.A. Kreyer and Yu.V. Verkhoshansky offer initial training to give preference to hopping work-out, and N.G. Ozolin and V.V. Toepfer to the running one. In particular, 50 % of Junior Sports School of the Olympic Reserve in Athletics in Tomsk where the study was conducted mainly used N.G. Ozolin's technique. Two groups were selected: the control group focused on N.G. Ozolin's approach with the priority given to the running operation, and the experimental group focused on U.V. Verkhoshansky's idea of hopping exercises. They helped to evaluate the effectiveness of the introduction of hopping in the training process of athletes at the beginning of training. The study involved 30 athletes, 8 girls and 7 boys in each group. Children were 9-10 years old. Three tests took place in the course of the annual cycle of training sessions. We used the following tests to determine the level of physical fitness of athletes: the standing long jump, sit-ups with bent legs for 30 sec., triple jump, 60 m and 150 m sprints. Results of the tests conducted in the first phase showed that the initial values in the control and experimental groups had no statistically significant differences. Results after the experiment showed better achievements in the experimental group. The length of the long jump in the experimental group grew by 10.8 cm, in the control one by 6.8 cm. The triple jump progress in the experimental and control groups was 18.2 cm and 6.9 cm respectively. These results indicated a higher level of speed and power abilities in the experimental group. The 60 m sprint results were also higher in the experimental group 0.5 sec, in the control group 0.3 sec. The 150 m sprint results (3.4 sec and 1.1 sec in ) prove better speed endurance in the experimental group. Research results in sit-ups were also better for the experimental group 3.8 times, in the control group 2.2 times, which shows a large abdominal strength endurance in the experimental group. Thus, a sports training with hopping improves the physical qualities of young athletes.

Текст научной работы на тему «Эффективность прыжковой подготовки в тренировочном процессе легкоатлетов 9-10 лет»

Е.Ю. Дьякова, Г.С. Лалаева, А.Н. Захарова, А.А. Миронов

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9-10 ЛЕТ

Целью исследования стало определение эффективности тренировок с прыжковой и беговой направленностью легкоатлетов на начальном этапе подготовки. Для достижения цели было сформировано две группы: контрольная группа занималась по методике Н.Г. Озолина, в которой преимущество отдается беговой работе, экспериментальная группа занималась по методике Ю.В. Верхошанского с прыжковой направленностью. Контрольное тестирование в конце эксперимента показало, что в экспериментальной группе результаты прыжка в длину, тройного прыжка, бега на 60 м, бега на 150 м оказались достоверно выше, чем в контрольной группе.

Ключевые слова: тренировочный процесс; легкая атлетика; прыжковая подготовка.

Вместе с возникновением и развитием системы физического воспитания создавалась одна из неотъемлемых ее частей - система спортивной тренировки. Тренировка стала средством не только достижения высоких спортивных результатов, но и всестороннего физического развития, укрепления здоровья, повышения уровня работоспособности человека [1].

Практика показывает, что для плодотворной работы с юными спортсменами тренерам необходимы серьезные знания методических основ подготовки спортсменов высших разрядов и твердые общие представления

о специфических особенностях многолетней подготовки детей [2].

В настоящее время существует несколько методик подготовки юных легкоатлетов на начальном этапе. Этот этап является фундаментом для будущих высоких спортивных достижений.

В подготовке юных атлетов используются прыжковые, беговые, силовые, скоростно-силовые упражнения и различные игры. Эти средства комбинируются в различных соотношениях и последовательности на этапах, мезоциклах, микроциклах. Например, В. А. Креер [3] и Ю.В. Верхошанский [4] предлагают на этапе начальной подготовки отдавать предпочтение прыжковой работе, а Н.Г. Озолин и В.В. Тепфер [5] - беговой подготовке.

В частности, в СДЮСШОР № 1 по легкой атлетике г. Томска, где проводилось данное исследование, преимущественно используется методика Н.Г. Озолина.

Гипотеза: предполагается, что использование методики Ю.В. Верхошанского с прыжковой направленностью в тренировке юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки позволит достичь более высоких результатов в таких контрольных тестах легкой атлетики, как прыжок в длину с места, тройной прыжок, бег на 60 м, бег на 150 м, по сравнению с методикой Н. Г. Озолина.

В связи с вышеизложенным целью исследования стало определение эффективности тренировок с прыжковой и беговой направленностью легкоатлетов на начальном этапе подготовки.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс детей 9-10 лет на этапе начальной подготовки.

Предмет исследования: тренировочная программа на основе методик Ю.В. Верхошанского и Н.Г. Озоли-на для развития основных физических качеств легкоатлетов на этапе начальной подготовки.

Организация исследования. Эксперимент проводился на базе СДЮСШОР № 1 по легкой атлетике г. Томска в легкоатлетическом манеже «Гармония» с сентября 2011 г. по май 2012 г.

В исследовании приняли участие 30 спортсменов, 15 человек в экспериментальной и 15 человек в контрольной группах по 8 девочек и по 7 мальчиков в каждой группе. Возраст детей 9-10 лет. Так как в группах начальной подготовки результаты мальчиков и девочек почти одинаковы, то разделения по полу не проводилось.

Исследование проходило в 3 этапа.

На первом этапе было проведено тестирование уровня физической подготовки двух групп и выбраны две методики тренировки для спортсменов группы начальной подготовки.

На втором этапе учебно-тренировочного процесса в контрольную и экспериментальную группы были внедрены разработанные планы тренировок соответственно с преимущественной направленностью на беговую и прыжковую работу.

В экспериментальной группе тренировочные нагрузки выполнялись за счет прыжковой работы (20% от общего объема нагрузки в каждом занятии), но с малой интенсивностью по методике Ю.В. Верхошанского.

В контрольной группе выполнение тренировочной нагрузки осуществлялось с большей интенсивностью за счет беговой работы (20% от общего объема нагрузки в каждом занятии) по методике Н.Г. Озолина. На данном этапе было проведено тестирование уровня физической подготовленности спортсменов и сравнение результатов двух групп: контрольной и экспериментальной.

На третьем этапе было проведено контрольное тестирование уровня физической подготовленности двух групп и сравнение их результатов.

Педагогическое тестирование. В процессе годичного цикла учебно-тренировочных занятий было проведено 3 тестирования.

Первое в сентябре 2011 г. - для определения начального уровня физического развития занимающихся в контрольной и экспериментальной группах.

Второе в декабре 2011 г. - для сравнения результатов двух групп, после полугодичного цикла тренировочного процесса.

Третье в мае 2012 г. - для определения наиболее эффективной методики тренировки и сравнения результатов уровня физического развития в контрольной и экспериментальной группах.

Для определения уровня физической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп юных легкоатлетов использовались тесты, которые были предложены В.А. Креером [3], Ю.В. Верхо-шанским [4] (табл. 1).

Тесты для определения уровня физической подготовленности юных легкоатлетов

Название теста Оцениваемые физические качества

Прыжок в длину с места, см Скоростно-силовые способности

Поднимание туловища из положения лежа, согнув ноги, за 30 с, количество раз Силовая выносливость брюшного пресса

Бег на 30 м Скоростные способности

Бег на 150 м Скоростная выносливость

Тройной прыжок, см Скоростно-силовые способности

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился с целью выявления наиболее эффективной методики тренировки для легкоатлетов группы начальной подготовки.

Эксперимент проводился с детьми 2001-2002 г.р., занимающимися в СДЮСШОР № 1 по легкой атлетике г. Томска. Большинство педагогов-тренеров детско-юношеской спортивной школы по легкой атлетике г. Томска работают по методике Н.Г. Озоли-на. Поэтому в контрольной группе учебнотренировочные занятия проходили по данной мето-

Таким образом, обе сформированные группы были однородны по составу и физической подготовленности.

Результаты прыжка в длину с места. При исследовании результатов прыжка в длину с места после заключительного эксперимента оказалось, что прирост показателя в экспериментальной группе составил 10,8 см, в контрольной - 6,8 см (рис. 1).

см

176 174 172 170 168 166 164 162 160 158 156

1 2 3

Рис. 1. Результаты прыжка в дину с места после эксперимента:

О - контрольная группа; О - экспериментальная группа;

1 - первый этап; 2 - второй этап; 3 - третий этап (статистически значимая разница р < 0,05)

Результаты тройного прыжка. При исследовании результатов данного теста после заключительного тестирования оказалось, что прирост показателя в экспериментальной группе составил 18,2 см, в контрольной - 6,9 см (рис. 2).

Результаты тестов прыжка в длину с места и тройного прыжка показывают, что уровень развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе достоверно выше по сравнению с контрольной.

дике, преимущество в которой отдается беговой работе.

Экспериментальная группа занималась по методике Ю.В. Верхошанского, преимущество в этой методике отдается прыжковым упражнениям.

Результаты педагогического тестирования. Результаты педагогического тестирования, проведенного на 1-м этапе, свидетельствовали, что исходные величины показателей в контрольной и экспериментальной группах не имели статистически значимого различия. Данные результатов представлены в табл. 2.

см

Рис. 2. Результаты тройного прыжка после эксперимента (условные обозначения те же, что на рис. 1)

Результаты в беге на 30 м. После проведенного заключительного тестирования данного теста прирост показателя в экспериментальной группе составил 0,5 с, а в контрольной - 0,3 с (рис. 3).

с

Рис. 3. Результаты в беге на 30 м после эксперимента (условные обозначения те же, что на рис. 1)

Т а б л и ц а 2

Показатели тестов до эксперимента

Тест Значение Контрольная группа Экспериментальная группа

Прыжок в длину с места, см Ср. знач. 162,1±9,5 162,9±12,2

Поднимание туловища из положения лежа, согнув ноги, за 30 с, раз Ср. знач. 23,6±1,6 23,4±1,2

Бег на 30 м, с Ср. знач. 6,0±0,2 6,0±0,2

Тройной прыжок, см Ср. знач. 482±11,4 482,5± 17,3

Бег на 150 м, с Ср. знач. 29,5±1,2 29,9±1,2

Показатели данного теста свидетельствуют о том, что скоростные качества в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Результаты в беге на 150 м. После проведенного заключительного эксперимента при исследовании результатов данного теста оказалось, что прирост показателя в экспериментальной группе составил 3,4 с, а в контрольной - 1,1 с (рис. 4).

с

31 30

29 2У

27

26

25 24

1 2 3

Рис. 4. Результаты в беге на 150 м после эксперимента (условные обозначения те же, что на рис. 1)

раз

28

27

26 2.5 24 23 22 21

1 2 3

Рис. 5. Результаты в упражнении на поднимание туловища из положения лежа, согнув ноги, за 30 с (условные обозначения те же, что на рис. 1)

Таким образом, после проведенного теста в беге на 150 м, выяснилось, что скоростная выносливость в экс-

периментальной группе лучше по сравнению с контрольной группой.

Результаты в упражнении на поднимание туловища из положения лежа, согнув ноги, за 30 с. После заключительного эксперимента при исследовании показателей данного теста прирост в экспериментальной группе составил 3,8 раза, в контрольной - 2,2 раза (рис. 5).

Результаты теста показывают, что силовая выносливость брюшного пресса в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Заключение. Проанализировав вышеизложенное, можно отметить, что за период проведения исследования как в экспериментальной, так и в контрольной группах произошел прирост показателей физической подготовленности, но в экспериментальной группе он был значительней.

На основе этого можно сделать вывод, что вариант спортивной тренировки в экспериментальной группе с прыжковой подготовкой выгоднее для совершенствования всех физических качеств юных легкоатлетов.

Авторы методики прыжковой подготовки Ю.В. Вер-хошанский и В. А. Креер отмечают некоторые особенности.

Во-первых, при использовании прыжковых упражнений, скоростно-силовые возможности детей растут постепенно, длительное время, в относительном соответствии с развитием опорно-двигательного аппарата.

Во-вторых, большое число упражнений малой и средней интенсивности наиболее успешно способствует росту спортивного результата в легкой атлетике.

В-третьих, можно предположить, что заметное увеличение роста спортивных результатов и увеличение интенсивности тренировок произойдет через 4-5 лет, когда опорно-связочный аппарат детей сформируется и будет готов к большим нагрузкам [4, 6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайцула Й., Достал Э., Вомачка В. Азбука тренировки легкоатлета. Минск : Полымя, 1986. 268 с.

2. Попов В.Б. Советы молодому тренеру // Легкая атлетика. 2000. № 7. С. 28.

3. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. М. : Физкультура и спорт, 1971. 96 с.

4. Верхошанский Ю.В. Тройной прыжок. М. : Физкультура и спорт, 1961. 214 с.

5. Легкая атлетика / под общ. ред. Д.П. Макарова, Н.Г. Озолина. М. : Физкультура и спорт, 1965. 657 с.

6. Креер В.А. Секреты тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 8-9.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 3 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.