Научная статья на тему 'Эффективность применения рекуперативного привода на лесных машинах'

Эффективность применения рекуперативного привода на лесных машинах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
374
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Ключевые слова
ГИДРОПРИВОД / РЕКУПЕРАЦИЯ / ГИДРОСИСТЕМА / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / БЕСЧОКЕРНАЯ ТРЕЛЁВКА / ГИДРОМАНИПУЛЯТОР / ЭКСКАВАТОР / ГИДРОАККУМУЛЯТОР / ЗАХВАТ / HYDRAULIC DRIVE / RECUPERATION / HYDRAULIC SYSTEM / ENERGY CONSERVATION / CHOKERLESS SKIDDING / HYDRAULIC MANIPULATOR / EXCAVATOR / HYDRAULIC ACCUMULATOR / CAPTURE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Попиков Петр Иванович, Обоянцев Дмитрий Владимирович, Меняйлов Константин Александрович

В статье представлены примеры использования рекуперативного привода на различных машинах, в частности экскаватор CAT 374D американской фирмы Caterpillar, в гидросистеме навесного оборудования экскаватора 374D установлены клапаны контура рекуперации с электрическим управлением, что дает возможность использовать обратный поток масла от гидроцилиндров стрелы и рукояти для выполнения полезной работы. Это позволяет сократить продолжительность цикла и сэкономить до 6 % топлива. На экскаваторе ЭО-4125, выпускавшемся на Ковровском экскаваторном заводе, применяется устройство энергосберегающего гидропривода с комбинированным регулированием насоса, улучшенной схемой коммутации, рекуперацией энергии при опускании стрелы и автоматическим управлением дизелем. В результате расход топлива уменьшился до 30 %, что обеспечивает экономию топлива 2…3 т в год. Такая схема является энергосберегающей как при подъёме груза, так и при его опускании, и может быть использована на лесных манипуляторах. Рекуперативный гидропривод лесохозяйственного агрегата включает гидроцилиндр навесного механизма, сливную и напорную гидромагистрали, гидроцилиндр предохранительного механизма рабочих органов почвообрабатывающего орудия, гидравлические амортизаторы ходовой части и подпружиненный мультипликатор давления, гидравлический аккумулятор, гидрораспределитель, насос и гидробак. Безвозвратно теряемая энергия в существующих агрегатах, в данном случае, направляется в насосно-аккумуляторный узел и полезно используется при работе вибрационного механизма рабочих органов культиватора. Дано описание разработанного авторами устройства для бесчокерной трелёвки леса, содержащее захват с двумя челюстями и выносным гидроцилиндром, смонтированным на навесной системе трактора, включающей центральную и нижние тяги, управляемые основным гидроцилиндром, штоковая полость которого сообщена с поршневой полостью гидроцилиндра посредством дополнительной гидролинии, снабженной ооратным клапаном и управляемой запорным вентилем, причем центральная тяга соединена с кронштейном, закрепленным на раме захвата, а нижние тяги соединены с поперечной, отличающееся тем, что дополнительная гидролиния содержит второй запорный вентиль, синхронизированный с первым, и гидроаккумулятором. Таким образом, обеспечиваете постоянное интенсивное поджатие пачки деревьев челюстями захвата и не происход потери отдельных деревьев из захвата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Попиков Петр Иванович, Обоянцев Дмитрий Владимирович, Меняйлов Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents examples of recuperative drive on different machines, in particular CAT 374D excavator of American company Caterpillar, in hydraulic system of mounted equipment of 374D excavator valves of recuperation circuit are installed with an electrical control that allows you to use a reverse flow of oil from the boom and stick hydraulic cylinders to perform useful work. This reduces cycle time and save up to 6 % of the fuel. On the excavator EO-4125, released at Kovrov excavator factory, energy-saving device is used with a combined hydraulic pump control, improved circuit switching, energy recuperation when lowering the boom and automatic diesel control. As a result, fuel consumption has decreased to 30 %, what provides fuel economy for 2…3 tones per year. This scheme is energy efficient as for hoisting and lowering cargo, and it can be used on forest manipulators. Recuperative hydraulic drive of forest machine includes hydraulic cylinder of hinged mechanism, drain and pressure oil circuits, hydraulic cylinder of pressure relief working bodies' mechanism of tillage tools, hydraulic shock absorbers of running gear and spring loaded pressure multiplier, hydraulic accumulator, hydraulic control valve, pump and hydraulic reservoir. Irretrievably lost energy in the existing units, in this case, is sent to the pump and accumulator unit and is useful when using the work of the vibration mechanism of the working bodies of the cultivator. A description of the device developed by the authors for chokerless tree skidding, containing the capture of two jaws, and hydraulic cylinders mounted on a tractor mounted system that includes central and lower linkage, controlled by the main hydraulic cylinder, piston chamber of which communicates with the cavity of hydraulic cylinder piston through additional hydraulic line equipped with back-valve and controlled by shut-off valve, and the central traction is connected to a bracket fixed to capture frame, and the lower tractions are connected to the transverse one, characterized in that additional hydraulic line contains the second shut-off valve, synchronized with the first one, and hydraulic accumulators. This ensures a constant intense compression of tree pack by capture jaws and there is no loss of individual trees from capture.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения рекуперативного привода на лесных машинах»

УДК 631.316:630*231.331

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ПРИВОДА НА ЛЕСНЫХ

МАШИНАХ П. И. Попиков, Д. В. Обоянцев, К. А. Меняйлов

ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

Oboyancev@yandex.ru

На современном этапе развития лесной техники наиболее важными проблемами являются снижение энергозатрат и уменьшение металлоёмкости агрегатов. Решить эти проблемы, на наш взгляд, можно внедрением различных механизмов, оснащенных рекуперативными устройствами. В настоящее время наблюдается внедрение гидроприводов с объёмным регулированием; с LS системами как объёмного, так и дроссельного регулирования; многонасосных приводов как с регулируемыми, так и нерегулируемыми насосами повышает стоимость техники, её ремонта и эксплуатации и лишь частично снижает потери в гидроприводе, несмотря на повсеместное внедрение принципа рекуперации гидропривода. В этом случае накопленная энергия может направляться не на нагрев и износ, а накапливаться в аккумулятор и в нужный момент возвращаться машине, при этом не затрачивая мощности двигателя.

На современном этапе развития строительно-дорожных машин известны примеры использования рекуперативного привода, в частности, экскаватор CAT 374D американской фирмы Caterpillar. В гидросистеме навесного оборудования экскаватора 374D установлены клапаны контура рекуперации с электрическим управлением, что дает возможность ис-

пользовать обратный поток масла от гидроцилиндров стрелы и рукояти для выполнения полезной работы. Это позволяет сократить продолжительность цикла и сэкономить до 6 % топлива. Также известны и отечественные разработки в этой области. На экскаваторе ЭО-4125, выпускавшемся на Ковровском экскаваторном заводе, применяется устройство энергосберегающего гидропривода с комбинированным регулированием насоса, улучшенной схемой коммутации, рекуперацией энергии при опускании стрелы и автоматическим управлением дизелем. В результате расход топлива уменьшился до 30 %, что обеспечивает экономию топлива 2...3 т в год. При применении энергосберегающего гидропривода энергия грузоподъёмных машин за полный цикл подъёма-опускания будет стремиться к минимуму, так как поднимается и опускается один и тот же груз. То есть работа опускания груза практически равна работе подъёма этого груза, но противоположна по знаку за вычетом потерь. Вместо регулируемого дросселя на выходе в качестве догружающего устройства установлен гидромотор - привод регулируемого насоса. Регулируя рабочий объём насоса, можно добиться требуемой скорости опускания груза с использованием энергии опускания для зарядки аккумулятора [5]. Такая схема является энергоЛесотехнический журнал 3/2012

сберегающей как при подъёме груза, так и при его опускании, и может быть использована на лесных манипуляторах.

Известны примеры применения рекуперативного привода в лесных машинах. Рекуперативный гидропривод лесохозяйственного агрегата (патент РФ: №

2294613) включает гидроцилиндр навесного механизма, сливную и напорную гидромагистрали, гидроцилиндр предохранительного механизма рабочих органов почвообрабатывающего орудия, гидравлические амортизаторы ходовой части и подпружиненный мультипликатор давления, гидравлический аккумулятор, гидрораспределитель, насос и гидробак. Основными источниками рекуперации энергии в лесном почвообрабатывающем агрегате (ЛПА) с усовершенствованным культиватором являются механизмы подвески и навесного устройства трактора, а также предохранителя культиватора. Работа всех трех механизмов рекуперации ЛПА основана на насосном эффекте, возникающем при возвратно-поступательном движении штоков гидроцилиндров и соответствующей работе обратных клапанов. Безвозвратно теряемая энергия в традиционных ЛПА в данном случае направляется в насосно-аккумуляторный узел и полезно используется при работе вибрационного механизма рабочих органов культиватора [1].

Нами разработано устройство для бесчокерной трелёвки леса, содержащее захват с двумя челюстями и выносным гидроцилиндром, смонтированным на на-

весной системе трактора, включающей центральную и нижние тяги, управляемые основным гидроцилиндром, штоковая полость которого сообщена с поршневой полостью гидроцилиндра посредством дополнительной гидролинии, снабженной обратным клапаном и управляемой запорным вентилем, причем центральная тяга соединена с кронштейном, закрепленным на раме захвата, а нижние тяги соединены с поперечной, отличающееся тем, что дополнительная гидролиния содержит второй запорный вентиль, синхронизированный с первым, и гидроаккумулятором.

Устройство для бесчокерной трелевки леса (рис. 1) содержит захват 1 с двумя челюстями и выносным гидроцилиндром

2, смонтированным на навесной системе трактора, которая включает центральную тягу 3 и нижнюю тягу 4, управляемые основным гидроцилиндром 5, штоковая полость основного гидроцилиндра 5 навесной системы трактора сообщена с поршневой полостью выносного гидроцилиндра 2 челюстного захвата 1, причем эти полости сообщены посредством гидролинии 6 с обратным клапаном 7 через синхронизированные запорные вентили 8 и гидроаккумулятор 9. Центральная тяга 3 навесной системы трактора 10 через кронштейн 11 шарнирно соединена с рамой 12, поперечина 13 шарнирно соединена с нижней тягой 4. Левая челюсть захвата 14 соединена с правой челюстью захвата 15 через тягу 16.

Рис. 1. Устройство для бесчокерной трелевки леса

Устройство работает следующим образом. Трактор 10 с поднятым захватом 1 и раскрытыми челюстями 14 и 15 задним ходом перемещается в такое положение, при котором захват 1 находится над комлевой частью срезанных деревьев. Затем включается основной гидроцилиндр 5 навесной системы трактора и опускается захват 1 на срезанные деревья и прижимает их к земле.

После этого включается выносной гидроцилиндр 2 захвата 1 и челюсти 14 и 15 сжимают хлысты или сортименты с боков, формируя пачку. Затем включается основной гидроцилиндр 5 навесной системы и происходит подъём захвата с пачкой в транспортное положение. Перед началом движения тракторист открывает синхронизированные запорные вентили 8, для сообщения через дополнительную линию 6 штоковой полости основного гидроцилин-

дра 5 навесной системы с поршневой полостью выносного гидроцилиндра 2 захвата 1. При трелевке происходят колебания пачки деревьев в вертикальной и горизонтальной плоскостях, в результате чего в основном гидроцилиндре 5 навесной системы трактора и выносном гидроцилиндре 2 захвата 1 возникают колебания давления рабочей жидкости, которые приводят к снижению ресурса работы элементов устройства и возникновению утечек рабочей жидкости.

Снижение пиковых значений динамических нагрузок осуществляется посредством поступления жидкости в гидроаккумулятор 9, из гидроаккумулятора рабочая жидкость расходуется на поджатие пачки по мере необходимости при возникновении утечек в гидроцилиндре 2 захвата 1. По окончании движения синхронизированные запорные

вентили 8 закрываются, тем самым перекрывается поток рабочей жидкости через дополнительную гидролинию 6.

Таким образом, обеспечивается постоянное интенсивное поджатие пачки деревьев челюстями захвата и не происходит потери отдельных деревьев из захвата. С целью более полного и объективного представления процессов, происходящих во время трелевки трактором хлыстов и сортиментов, необходимо математически смоделировать динамику гидропривода навесной системы колесного трактора с захватом с применением гидроаккумулятора [3].

Библиографический список

1. Пат. 2338352, МПК А 01 В 63/10. Рекуперативный гидропривод лесохозяйственного агрегата / Посметьев П.И., Тарасов Е.А., Посметьев В.В.; заявитель и по-тентообладатель ВГ ЛТ А.

№2007117460/12; заявл. 10.05.2007; опубл.

20.11.2008.

2. Пат. 53629, МПК F 60 Р 3/40. Уст-

ройство для бесчокерной трелёвки леса / Попиков П.И., Федяинов С.И., Гончаров П.Э .; заявитель и потентообладатель ВГЛТА. № 2005140077/22; заявл.

21.12.2005; опубл. 27.05.2006, Бюл. № 15. 2 с.

3. Пат. 93053, МПК В 60 Р 3/40. Уст-

ройство для бесчокерной трелёвки леса / Попиков П.И., Лоскутов П.И.; заявитель и потентообладатель ВГЛТА. №

2009145677/22; заявл. 09.12.2009; опубл. 20.04.2010.

4. Попиков П.И., Лоскутов И.П., Ра-ецкая Е.В. Математическая модель процесса трелевки лесоматериала бесчокер-ным захватом с рекуперативным гидроприводом. «Молодой ученый». Чита, 2009. Вып. 11. С. 40-43.

5. Щербаков В.Ф. Энергосберегающие гидроприводы строительных и дорожных машин // Строительные и дорожные машины, 2011. № 11. С. 43-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.