Научная статья на тему 'Эффективность применения интерактивных методов в процессе развития коммуникативной компетентности студентов технических специальностей при изучении иностранного языка'

Эффективность применения интерактивных методов в процессе развития коммуникативной компетентности студентов технических специальностей при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-BASED APPROACH / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукурова Инна Вячеславовна, Орехова Елена Юрьевна

Рассматривается возможность использования ресурсов иностранного языка для развития коммуникативной компетентности студентов и основных характеристик современного специалиста. Представлены основные взгляды на понятие компетентностного подхода, коммуникативной компетентности, способы ее оценивания, примеры применения интерактивных методов. Регулярное и активное применение интерактивных методов на занятии иностранного языка способствует проявлению языкового, культурного и творческого потенциала будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукурова Инна Вячеславовна, Орехова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF INTERACTIVE METHODS IN THE COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT OF TECHNICAL STUDENTS IN THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING PROCESS

The article discusses the possibility of using a foreign language to develop communicative competence of technical students as well as some other capabilities of contemporary specialists. The article deals with the main views of competency-based approach, communicative competence, its assessment, ways of using interactive methods. Competency-based approach in language teaching allows students to practise and consolidate their linguistic abilities while completing real-life tasks. The author assumes, that regular application of interactive methods in the English language teaching process is highly motivating for weak and passive to speaking students and increases linguistic, cultural and creative capabilities essential in the future specialists’ professional activity.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения интерактивных методов в процессе развития коммуникативной компетентности студентов технических специальностей при изучении иностранного языка»

УДК 378.02:37.016

И. В. Шукурова, Е. Ю. Орехова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рассматривается возможность использования ресурсов иностранного языка для развития коммуникативной компетентности студентов и основных характеристик современного специалиста. Представлены основные взгляды на понятие компетентностного подхода, коммуникативной компетентности, способы ее оценивания, примеры применения интерактивных методов. Регулярное и активное применение интерактивных методов на занятии иностранного языка способствует проявлению языкового, культурного и творческого потенциала будущих специалистов.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетентность, интерактивные методы, иностранный язык.

Современному выпускнику предъявляется ряд требований, которым он должен соответствовать и уметь выполнять задачи, поставленные перед будущим профессионалом. Уметь работать самостоятельно, самосовершенствоваться, верно и логически строить свою речь, работать с информацией из различных источников - эти и многие другие умения и компетенции студент должен приобрести при обучении в вузе.

Обучение в вузе, обеспечивающее профессиональное развитие личности, открывает для обучающихся новые и богатые возможности для успешной социализации, самореализации и самосовершенствования.

Современный процесс образования нацелен на обогащение будущих профессионалов не только специальными знаниями, но и рядом общекультурных компетенций: способностью к коммуникации на русском и иностранном языках для решения задач межличностного, профессионального и межкультурного взаимодействия; знать культуру и традиции стран изучаемого языка, что необходимо для международного сотрудничества; владеть организационно-управленческими навыками; участвовать в научных семинарах и конференциях, знать правила речевого этикета; уметь работать в коллективе.

В современных условиях глобализации успешная профессиональная деятельность специалиста во многом зависит от умения общаться на иностранном языке и использовать его как инструмент общения в диалоге культур, культурного саморазвития, для поиска и обработки разного рода информации.

Дисциплина «Иностранный язык» имеет огромный образовательный, обучающий, развивающий и воспитательный потенциал и способна внести весомый вклад в развитие человека как индивидуальности [1]. Изучая иностранный язык, студент не только приобретает способность и готовность к

общению на иностранном языке, а также формирует ряд интеллектуальных умений: готовность к ре-чемыслительной, познавательной, творческой, самостоятельной деятельности. Овладевая иностранным языком, человек лучше понимает особенности родного языка, глубже осознает способы выражения мысли на родном языке, что способствует расширению его филологического кругозора [2]. Если говорить о частных умениях, к примеру умении вести беседу, то степень развитости стратегического планирования беседы в родном языке, безусловно, влияет на умение планировать ее ход на иностранном языке и, наоборот, развитие названного умения на занятиях иностранного языка может способствовать улучшению родной речи [3]. Являясь средством общения, иностранный язык позволяет обучить учащихся технике общения, овладеть речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнерами.

Для формирования компетентных специалистов все более актуальным в современной педагогике становится признание и применение компетен-тностного подхода. Сторонники компетентностно-го подхода сходятся во мнении, что этот подход должен обеспечить постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного социально-политического, рыночно-экономического, информационно- и коммуникационно-насыщенного пространства [4, с. 138].

Авторы идеи компетентностного подхода видят необходимость научить учиться, то есть создать условия для того, чтобы обучаемый мог самостоятельно решать учебные и познавательные задачи, сформировать универсальные способы деятельности, применимые в различных ситуациях. В. А. Бо-

И. В. Шукурова, Е. Ю. Орехова. Эффективность применения интерактивных методов.

лотов, В. В. Сериков напоминают, что природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его личностного роста, самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [5, с. 12]. Признаки проявления компетентности, согласно Ю. В. Фролову и Дж. Равену, определяются по сформированной совокупности умений и поведенческой реакции, проявляющихся в разнообразных ситуациях [6, с. 39]. Работая в рамках компетен-тностного подхода, у обучающихся появляется возможность продемонстрировать свои достижения в определенной деятельности. Поэтому студенту важно получить не информацию о какой-то деятельности, а возможность освоения, решения, реализации действий, в том числе и коммуникативной деятельности через личный познавательной опыт и творческую деятельность.

Учебные предметы, их содержание и методы их преподавания должны предоставить обучающимся возможность получить определенные способы действия, поэкспериментировать, ошибиться и найти адекватное решение, все это впоследствии послужило бы развитию и формированию опытной, компетентной личности как в решении личных, так и производственных вопросов. Компетен-тностный подход в образовании осуществляется за счет разнообразных видов деятельности: получение опыта, который студенты получали бы за счет совместной работы; решение новых, незнакомых задач, бросающих вызов их устоявшимся предубеждениям и стереотипам; предоставление студентам широких возможностей для участия в новой для них деятельности. В связи с этим отметим, что британский психолог Дж. Равен называет метод проекта, уроки-дискуссии, уроки-исследования педагогическими процедурами, направленными на развитие компонентов компетентности [7].

В оценке достигнутого уровня коммуникативной компетентности студентов опираемся на идею С. И. Архангельского, указывающего на активность студентов в аудиторной работе, выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, их ответы на вопросы преподавателя и т. д. [8]. Признаком проявления коммуникативной компетентности, по мнению И. Л. Бим, является речевая и познавательная активность учащихся, способность применять приобретенные знания, навыки, умения на практике [9]. В качестве показателей коммуникативной компетентности специалиста также учитываем умение выстраивать эффективные коммуникации, навыки межличностного общения, умение организовать диалог, соблюдение правил культуры речи, владение навыками публичных выступлений.

Образование и обучение в вузе предоставляют неисчерпаемое интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое развитие человека, поэтому дисциплина «Иностранный язык» находит свое место в развитии коммуникативной компетентности. Однако случается, что в процессе обучения иностранному языку, результаты обучения появляются не сразу, отсутствие достижений снижает активность и интерес к учебному предмету. В этом случае преподавателю необходимо продумать стимулы, которые могли бы вызывать интерес и повышать мотивацию к учебной деятельности студентов.

Необходимое условие для создания у обучающихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения и учебной деятельности, тем легче заинтересовать ими учащихся. Так, Ф. Л. Биллоуз, И. Л. Бим, А. К. Маркова и др. усматривают источник активности студентов в специальных формах их взаимодействия с преподавателем. Рекомендуется вести преподавание преимущественно в виде бесед, дискуссий, тематических обсуждений. Важно менять типы учебной деятельности и чередовать тематики учебных ситуаций, создать психологически комфортную атмосферу.

Такие методы обучения, как деловая, ролевая игра, дискуссии, круглые столы, повышают интенсивность и эффективность учебного процесса, являются также методами повышения психологической компетентности и развития коммуникативности. Их соревновательный характер, создающий необходимую мотивацию для обучения и развития определенных качеств, умений, способностей, обеспечивает надежность ожидаемых результатов развития коммуникативной компетентности студентов.

Анализ научно-педагогической литературы по развитию коммуникативной компетентности и педагогический опыт показывают, что интерактивные методы обучения способствуют становлению творческой личности обучающегося, усвоению знаний, умений, навыков, формируют умение принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, оказывают эмоциональное воздействие и что немаловажно, позволяют осуществлять проверку знаний и отследить уровень приобретенной компетентности [10].

В ходе изучения проблемы развития коммуникативной компетентности студентов технических специальностей было проведено предварительное анкетирование, в котором выяснилось, что 79 % опрошенных студентов (первый курс) «видят возможность развития своей коммуникативной компетентности в процессе изучения иностранного язы-

ка» и согласны «с необходимостью и важностью приобретения коммуникативных умений и навыков для своей дальнейшей профессиональной деятельности». По данным опроса, роль общения очень значительна для 63 % будущих специалистов и является неотъемлемой частью их деятельности, так как им придется «работать с коллегами, спонсорами», «проводить лекции по технике безопасности», «выступать на конференциях с результатами своих научных исследований», «беседовать с персоналом, подчиненными и начальством», «вести переговоры на предприятии», «поможет адаптироваться к обстановке», «обмениваться опытом», «расположить к себе людей».

Опрос о выборе методов обучения иностранному языку показал интерес студентов к таким методам, как ролевые игры, обыгрывание ситуаций (скетчи), диалоги, дискуссии, конференции, доклады в группах, работа в группах, научные исследования, работа в сети Интернет.

Согласно опросу, студенты сами осознают, что групповая работа дает больше разнообразия занятиям, у них «есть возможность раскрыть свой потенциал», «такой метод увеличивает время работы (говорения) каждого студента», «есть возможность поделиться знаниями», «вынуждены применять больше старания, знаний и умений». Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает внешнюю мотивацию. Она, по словам И. П. Ильина, «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабомотивированных учащихся [11].

С точки зрения сторонников компетентностного подхода (Дж. Равен, Г. К. Селевко, Б. Д. Эльконин и др.), компетентность более успешно развивается именно в таких видах деятельности, как игры (ролевые, деловые), имитации бытовых и профессиональных ситуаций, дискуссии, выступления на конференциях, участие в олимпиадах и т. д.

Применяя интерактивные методы обучения, обеспечиваем на занятии наличие коммуникативных задач - реальные ситуации общения; интерактивность: возможность каждого принять участие и иметь возможность высказаться, сотрудничества, соревновательности, проявление творческой активности студентов. В ходе ролевых и деловых игр обучающиеся получают возможность сформировать новые привычки и способы деятельности, которые в дальнейшем можно будет воспроизвести в реальных ситуациях.

Скетчи, выполняемые в парах, нацелены на развитие навыков и умений представления и знакомства, приглашения, отказа или принятия приглашения, согласия/несогласия, различные социально-бытовые ситуации - в магазине, аэропорту, отеле и т. д., реализуются отношения - родители/ дети;

друзья, коллеги, служащий и клиент. Такие задания пользуются большим интересом и вызывают положительные эмоции как при подготовке, так и при выполнении. Они достаточно просты, но до начала выполнения скетча студенты должны быть ознакомлены с клише речевого этикета.

В ходе работы со скетчем ставятся следующие коммуникативные задачи: научиться организовать встречу или знакомство; найти способы начать и поддержать разговор; пригласить собеседника куда-нибудь или сделать что-либо вместе; согласиться, одобрить что-либо или, наоборот, высказать свой отказ или неодобрение.

С применением средств информационно-коммуникационных технологий можем говорить о возможности развития информационной культуры будущих специалистов, адаптации к работе в обществе, стимулировании и мотивации положительного отношения студентов к учению и, в частности, к изучению иностранного языка. Государственный образовательный стандарт требует реализовывать обучение иностранному языку через интерактивные технологии с применением информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим отметим, что метод проектов с представлением презентации на занятиях по иностранному языку способствует проявлению ряда полученных студентами компетенций, способов деятельности, коммуникативных навыков и основ публичного выступления. При выступлении с презентацией студент имеет возможность применить на практике приобретенные коммуникативные умения и навыки, применить принципы публичных выступлений, ведения дискуссии, умение работать с публикой, продемонстрировать уровень образованности и культуры. В работе над исследованием повышается проявление творческой деятельности и самостоятельности, студенты учатся выражать свое мнение, делать выводы, аргументировать свою позицию.

Все эти методы обучения - групповая, парная работа, проектная деятельность - при регулярном применении содействуют развитию у студентов способности к межличностному взаимодействию, развивают коммуникативные свойства, взаимопонимание, учат реализовывать коммуникативное намерение, осуществлять исполнительские, организаторские функции, способствуют активному усвоению материала и росту мотивации к учению, помогают раскрыть личностно-индивидуальные возможности студентов.

Уровень проявления коммуникативных умений и навыков, их корректировка проверялись и осуществлялись в ходе практических занятий, так как в процессе непосредственной деятельности (дискуссионной, игровой, имитационной) студентам

И. В. Шукурова, Е. Ю. Орехова. Эффективность применения интерактивных методов...

предоставлялась большая возможность использования приобретенных умений и навыков общения, а преподавателю - возможность посредством наблюдения анализировать и оценивать достигнутые обучающимися результаты.

Принимая во внимание этапы обретения компетентности, выделенные Э. Н. Гусинским, мы следили за освоением коммуникативной компетентности студентов [12, с. 30]. На первом этапе требовалось успешное выполнение элементарных норм. На втором - уметь и мочь все, что умеют другие, освоение техник деятельности. На третьем этапе ожидается увеличение числа освоенных действий, технологий выполнения, что и увеличивает общую компетентность. Студенты, достигнувшие третьего этапа развития компетентности, высоко оценивались за их активное участие в ролевых, деловых играх, за творческий подход к решению коммуникативных задач.

Наблюдение за практической деятельностью студентов показало, что интерактивные методы обучения раскрывают личностный и языковой потенциал. Участвуя в групповой и парной работе, обучающиеся получают оценку одногруппников, поощрение преподавателя, сравнивают себя с другими студентами, происходит повышение самооценки. В ряде случаев отмечалось желание и возможность проявить себя на более высоком уровне, например, вести проект повышенного уровня слож-

представлять его на студенческой конференции на английском языке, хотя до первого участия в игре «Конференция» студенты испытывают волнение, неумение обращаться к публике и пользоваться клише, необходимыми для научного выступления. В ходе подготовки и выполнения задания приходит осознание возможности работать самостоятельно, находить информацию и перерабатывать ее для поставленных целей.

Принятый нами компетентностный подход в основе развития коммуникативной компетентности студентов технических специальностей имеет место, так как приобретенные студентами умения и навыки активно реализуются в учебной деятельности. Задача преподавателя обеспечить эту реализацию через участие обучающихся в интерактивных видах деятельности, дать возможность не только высказать свое мнение, но и проявить умение поддерживать разговор, понять собеседника, держать инициативу или даже перехватывать ее, организовать работу в группе, проявить качества лидера, понимающего и ответственного представителя общества. Вектор обучения иностранному языку сменился с непосредственной передачи знаний о лексике, грамматике и т. п. на использование его в целях развития личности, ее культуры, способности к общению и не только на изучаемом языке, но и корректировать недостатки готовности к общению в родном языке, совершенствовать культуру родной речи.

ности с высокой практической значимостью и

Список литературы

1. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. Минск: Лексис, 2003.184 с.

2. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Кузовлева Н. Е., Царькова В. Б. Мастерство и личность учителя: на примере преподавания иностранного языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2001. 240 с.

3. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе // Обучение общению на иностранном языке. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 44 с.

Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-143.

Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34-41.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация., пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. 200 с. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.

10. Ударцева Т. С., Жаксыбаева Г. Д. Интерактивные методы в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2014. Вып. 6 (147). С. 76-78.

11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

12. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Этапы обретения компетентности // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 29-31.

9.

Шукурова И. В., кандидат педагогических наук, доцент. Сургутский государственный университет. Ул. Ленина, 1, Сургут, Россия, 628400. E-mail: inn2000@rambler.ru

Орехова Е. Ю., кандидат педагогических наук, доцент. Сургутский государственный университет. Ул. Ленина, 1, Сургут, Россия, 628400. E-mail: elena8778@mail.ru

Материал поступил в редакцию 26.01.2015.

I. V Shukurova, E. Yu. Orekhova

THE EFFECTIVENESS OF INTERACTIVE METHODS IN THE COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT OF TECHNICAL STUDENTS IN THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING PROCESS

The article discusses the possibility of using a foreign language to develop communicative competence of technical students as well as some other capabilities of contemporary specialists. The article deals with the main views of competency-based approach, communicative competence, its assessment, ways of using interactive methods. Competency-based approach in language teaching allows students to practise and consolidate their linguistic abilities while completing real-life tasks. The author assumes, that regular application of interactive methods in the English language teaching process is highly motivating for weak and passive to speaking students and increases linguistic, cultural and creative capabilities essential in the future specialists' professional activity.

Key words: competency-based approach, communicative competence, interactive teaching methods, foreign language.

References

1. Passov E. I. Kommunikativnoye inoyazychnoye obrazovaniye: gotovim k dialogu kul'tur [Communicative foreign language education: get ready to crosscultural dialogue]. Minsk, Leksis Publ., 2003. 184 p. (in Russian).

2. Passov T. I., Kuzovlev V. P., Kuzovleva N. E., Tsarkova V. B. Masterstvo i lichnost' uchitelya: na primere prepodavaniya inostrannogo yazyka. 2-e izd., pererab. i dop. [Skills and personality of a teacher: in the foreign language teaching]. Moscow, Flinta Nauka Publ., 2001. 240 p. (in Russian).

3. Rogova G. V., Rabinovich F. M., Sakharova T. E. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sredney shkole: Obucheniye obshcheniyu na inostrannom yazyke [Methods of foreign language teaching in the secondary school: Teaching communication in a foreign language]. Voronezh, NOU Interlingva Publ., 2002. 44p. (in Russian).

4. Selevko G. K. Kompetentnosti i ikh klassifikatsiya [Competencies and their classification]. Narodnoe obrazovaniye - National Education, 2004, no. 4, pp. 138-143 (in Russian).

5. Bolotov V. A., Serikov V. V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatelnoy programme [Competency model: from an idea to the educational program]. Pedagogika - Pedagogy, 2003, no. 10, pp. 8-14 (in Russian).

6. Frolov Yu. V., Makhotin D. A. Kompetentnostnaya model kak osnova otsenki kachestva podgotovki spetsialistov [Competency model as the basis of quality assessment in training specialists]. Vyssheye obrazovaniye segodnya - Higher Education Today, 2004, no 8, pp. 34-41 (in Russian).

7. Raven J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. London, England, by H. K. Lewis, 1984. (Russ. ed.: Raven D. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyyavleniye, razvitiye i realizatsiya: per. s angl. Moscow, Kogito-Tsenter Publ., 2002. 396 p.).

8. Arkhangel'skiy S. I. Lektsii po nauchnoy organizatsii uchebnogo protsessa v vysshey shkole [Lectures on scientific organization of the teaching process in higher school]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1976. 200 p. (in Russian).

9. Bim I. L. Metodika obucheniya inostrannym yazykam kak nauka i teoriya shkol'nogo uchebnika [Methods of foreign language teaching as science and theory of a school textbook]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1977. 288 p. (in Russian).

10. Udartseva T. S., Zhaksybayeva G. D. Interaktivnye metody v protsesse formirovaniya professionalno-kommunikativnoy kompetentsii [Interactive methods in the process of professional communicative competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2014, vol. 6 (147), pp. 76-78 (in Russian).

11. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 512 p. (in Russian).

12. Gusinskiy E. N., Turchaninova Yu. I. [Stages of competence acquisition]. Tezisy dokladov konferentsii "Razvitiye i otsenka kompetentnosti" [Abstracts of the conference "Development and evaluation of competency"]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 1996. Pp. 29-31 (in Russian).

Shukurova I. V. Surgut State University.

Ul. Lenina, 1, Surgut, Russia, 628400. E-mail: inn2000@rambler.ru

Orekhova E. Yu. Surgut State University.

Ul. Lenina, 1, Surgut, Russia, 628400. E-mail:elena8778@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.