Научная статья на тему 'Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе'

Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7527
2538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Ксения Сергеевна

Налоговая система не может эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Эффективность функционирования налоговой системы заключается в адаптации ее к экономическому положению страны, в благоприятном воздействии на экономическое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of tax system at the present stage

The tax system can not effectively function long time in a constant kind. The changes in a national economy, in financial policy of the state require realization of the appropriate transformations in tax system. The efficiency of tax system consists in adaptation it to an economic situation of the country, and in favorable influence on economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе»

К. С. Григорьева

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Налоговая система не может эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Эффективность функционирования налоговой системы заключается в адаптации ее к экономическому положению страны, в благоприятном воздействии на экономическое развитие страны.

Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:

- для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

- для хозяйствующих субъектов - в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;

- для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

Эффективность налоговой системы определяется исходя из соответствия принципов ее построения и выполняемых ею функций поставленным социальноэкономическим целям на каждом этапе развития страны. Основными принципами построения современной налоговой системы являются простота и экономичность, стабильность, законодательное регламентирование, доступность алгоритма расчета налогов, сбалансированное взаимодействие функций налогов, приемлемый размер налогового бремени, сочетание интересов государства, предприятий и населения, содействие развитию экономики страны [1].

Мировой опыт показывает, что системы налогообложения весьма динамичны и не могут эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Иначе говоря, налоговая система не может быть приведена к какому-то окончательному виду. Возможна лишь ее адаптация к экономическому развитию страны и выбору путей развития экономики в будущем.

С самого начала своего формирования налоговая система России имела фискальную направленность, выполняя функцию изъятия накоплений у предприятий и населения. В результате этого сформированная налоговая система привела к тому, что почти полностью прекратилось финансирование из бюджета НИОКР, наблюдается резкий спад инвестиций в производство, снижение платежеспособного спроса. Кроме того, высокая налоговая нагрузка явилась одной из причин образования большой кредиторской задолженности у предприятий по налоговым платежам, что также препятствует экономическому росту и развитию производства.

Для российской налоговой системы характерны:

1. Отсутствие принципа соответствия уровня налогообложения финансовым возможностям субъектов хозяйствования. Об этом свидетельствует высокий уровень налогового бремени, возложенный на предприятия.

Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени - общее явление для всех стран. Тем не менее величина налога - понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию, цена на которую включает налоги, покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и инвестирование в развитие - соответственно, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто за счет них финансируется (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, действующая налоговая система эффективна для государства. Недостатки системы налогообложения являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора экономики.

Расчеты показывают, что при доходе, например, 10 тыс. руб. для обеспечения выдаваемой на руки зарплаты 6 тыс. руб. условная налоговая нагрузка (НН = НДФЛ + ЕСН + НДС) не должна превышать 39%. Если же налоговая нагрузка будет 30%, то на руки можно будет выплатить 6818 руб., а если 57% (НДФЛ = 13% + + ЕСН = 26% + НДС = 18%), то зарплата будет 4500 руб., а 1500 руб. придется доплатить в конверте [2].

Аргумент, что без накопительных отчислений в Пенсионный фонд работник может лишиться 200300 руб. в виде прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Возможно, для некоторых отраслей, таких как нефте- и газодобыча, металлургия, финансовая деятельность, строительство, ЕСН 26% - нормальная ставка. Но для предприятий легкой промышленности и других перерабатывающих и производственных предприятий полностью платить налоги и производить конкурентоспособную продукцию очень сложно.

Россия, похоже, единственная страна с плоской и такой низкой ставкой (13%) налога на доходы физических лиц. При этом принятый у нас не облагаемый налогом доход 400 и 600 руб. на каждого ребенка налогоплательщика в месяц в 45 (!) раз меньше среднего по Европе [3].

Один из путей улучшения ситуации - ввести в нашей стране ступенчатую (прогрессивную) шкалу НДФЛ с одновременным повышением не облагаемого налогом дохода хотя бы до 5 тыс. руб. Необходимо вычеты в 400 и 600 руб. заменить вычетами, равными прожиточному минимуму, и убрать ограничения на доход, исчисленный нарастающим итогом, в 20 и 40 тыс. руб., по достижении которого вычет не предоставляется. В этом случае уменьшение налоговой нагрузки почувствуют около 95% россиян.

В качестве альтернативного варианта предлагается к рассмотрению плоская шкала НДФЛ со ставкой 20% с одновременным увеличением не облагаемого налогом дохода до 6-7 тыс. руб. Применение этой (или подобной) шкалы позволит более справедливо перераспределить налоговую нагрузку между бедными и богатыми, при этом она останется простой для администрирования.

Одной из главных проблем экономики России является нежелание хозяйствующих субъектов платить налоги в полном объеме. У предприятий наблюдается перспектива невозможности продолжения финансовохозяйственной деятельности после уплаты всех налоговых платежей, а предприниматели пытаются всеми способами обойти закон, чтобы платить меньше налогов.

Проблему «теневой» экономики нужно решать путем снижения налоговых ставок, изменения налогооблагаемой базы и перераспределения налогового бремени, что позволит вывести из «тени» хотя бы часть оборота. В целях уменьшения оборота в «теневой» сфере следует использовать также налоговое администрирование, ужесточение дисциплинарных мер к нарушителям, совершенствование налогового контроля.

2. Несоблюдение принципа определенности налогообложения. Любой хозяйствующий субъект имеет право знать, какие платить налоги, сколько платить и когда платить. На практике этого обеспечения не существует. Законодательная и нормативная база налоговой системы весьма сложна и запутана. Введение налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС; зависимость ЕСН от величины заработной платы, исчисленной нарастающим итогом, от пола и возраста работников и вызванные этим весьма сложные вычисления, которые должен проделывать бухгалтер; необходимость представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и Пенсионный фонд РФ - вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов.

Формулировки статей НК РФ настолько запутанны, что зачастую возникают налоговые споры, разбираться с которыми приходится арбитражным судам. Причем нередко суды решают налоговые споры в пользу налогоплательщиков, что является свидетельством того, что даже некоторые работники налоговых органов непра-

вильно понимают и применяют нормы налогового законодательства.

Следует также учесть и тот факт, что многие нормативные документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается на качестве бухгалтерского и налогового учета. Это не значит, что налоговая система должна оставаться неизменной. Напротив, эффективность ее функционирования заключается в том, что инструменты налогообложения динамично адаптируются к экономическому положению страны и их воздействие на экономическое развитие отвечает содержанию налоговой политики, проводимой государством. Любые изменения, проводимые при реформировании налоговой системы, должны быть последовательными и иметь четкую направленность.

3. Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Этот принцип заключается в минимизации затрат по налоговому администрированию при максимальном сборе налогов.

Сложность процедур - одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Бухгалтерский отчет с приложениями - это несколько десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящего из четырех налогов ЕСН с учетом возрастов сотрудников, регрессивной ставкой и уплатой в два бюджета и три фонда - это далеко не полный перечень проблем бухгалтера. Инструкция по составлению годового бухгалтерского отчета содержит 600 страниц. «Система Главбух», содержащая актуальные практические рекомендации бухгалтеру предприятия, включает в себя:

- более 200 тыс. страниц эксклюзивных рекомендаций по налогам и сборам;

- свыше 30 тыс. нормативно-правовых документов в полной редакции;

- СБ-диск с обновлениями два раза в месяц;

- опНие-версию для подписчиков - ежедневное обновление системы.

Во многих странах малые и средние предприятия не имеют своих бухгалтеров, а платят специальным фирмам, которые ведут их бухгалтерский учет и отчитываются в налоговой инспекции.

А у нас растет нагрузка на предприятия. Это только кажется, что затраты, связанные с бухгалтерским учетом и расчетом налогов, малы. Они невелики для крупных и особо крупных предприятий, а для субъектов малого бизнеса эти затраты составляют существенную часть накладных расходов.

Испытывают трудности и работники налоговых органов: вместо того чтобы обеспечивать поступление налогов в бюджет и консультировать предприятия, инспекторы вынуждены обрабатывать тысячи страниц отчетов и деклараций. Введение системы сдачи отчетов на магнитных носителях проблемы не снимает, т.к. формы остаются теми же, а читать их на экране монитора труднее и вреднее для здоровья, чем на бумажном носителе.

Информация, содержащаяся в налоговом отчете, должна быть необходимой и достаточной для решения поставленных задач. Чем проще и прозрачнее отчетная

форма, тем проще платить налоги и проверять правильность их уплаты; соответственно, тем труднее уклоняться от налогообложения и тем эффективнее налоговая система в целом.

Если в налоговой декларации указывать только реквизиты организации, а также необходимые для исчисления и уплаты налогов их названия, налоговые базы, ставки и начисленные, уплаченные и подлежащие уплате суммы налогов, то объем декларации не превысит одной страницы обычного формата. На этой же странице может быть помещена информация налоговой инспекции о том, насколько данные налогоплательщика совпадают со сведениями, имеющимися в налоговом органе.

В настоящее время в России требуется смена направлений налоговой политики. Государству следует активизировать свое вмешательство в экономику с помощью инструментов бюджетно-налоговой политики, направленное на долгосрочное экономическое развитие.

При выборе системы налогообложения ориентация на усиление прямого налогообложения предприятий означает поднятие ставок налога на прибыль. В результате уменьшается размер прибыли, остающийся в распоряжении хозяйствующего субъекта, что ведет, соответственно, к отсутствию у предприятий возможности накопления капитала и торможению экономического роста.

Ужесточение косвенного налогообложения позволяет первоначально увеличить поступления налоговых платежей в бюджет, однако в то же время это сокращает денежные средства предприятия, находящиеся в обращении, нехватка которых ведет в дальнейшем к взаимным неплатежам между предприятиями, накоплению задолженности по платежам в бюджет и т.п.

Увеличение ставок налогов на капитал (налога на имущество, земельного налога) ведет к сокращению инвестиций, отсутствию у предприятий заинтересованности в обновлении основных фондов и увеличении капитала. В результате основные средства хозяйствующих субъектов устаревают и изнашиваются, становится невозможным использование новых технологий в произ-

водстве. В итоге выпускаемая продукция теряет свое качество и конкурентоспособность на рынке.

Итак, на современном этапе экономического развития в целях реформирования российской налоговой системы предлагаются следующие шаги:

1. Снизить ставки НДС, ЕСН и налога на прибыль до 10-12% для легкой промышленности; сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения, для перерабатывающих отраслей АПК, полиграфической промышленности; готовых металлических изделий; предприятий деревообработки. Такое снижение налоговых ставок, несомненно, будет способствовать выходу доходов предприятий из «тени», росту производства и повышению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Несмотря на существенное снижение ставок, реальные поступления налогов в бюджет даже возрастут.

2. Постепенно перейти от налогообложения бизнеса к налогообложению физических лиц. Ввести прогрессивную шкалу НДФЛ со ставками 13, 20 и 30%, увеличив необлагаемый налогом доход до 5 тыс. руб. Альтернативное предложение - оставить плоскую шкалу налога, увеличив ставку до 20% и не облагаемый налогом доход до 6-7 тыс. руб.

3. Упростить и сократить налоговую отчетность. Отменить обязательную промежуточную отчетность.

4. Упростить процедуру расчета налогов.

5. Осуществить углубленный анализ судебной практики рассмотрения налоговых споров между бизнесом и налоговыми органами и подготовить на этой базе соответствующие поправки в законодательство РФ о налогах и сборах с целью урегулирования спорных вопросов.

Дальнейшее реформирование налоговой системы России должно быть связано с превращением налогообложения в действенный механизм экономического роста и развития предприятий, создания предпосылок для расширения производства, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, развития и повышения качества жизни населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пасько О.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. 178 с.

2. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. 2007. № 9.

3. Машков С.А. Завершается ли реформирование налоговой системы? // Налоговые споры: Теория и практика. 2006. № 9.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 22 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.