Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (обзор)'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гигиеническое воспитание / здоровье детей и подростков / эффективность / образовательные здоровьесберегающие технологии / hygiene education / health of children and adolescents / effectiveness / educational healthsaving technologies

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Р.И. Валиев, О.Р. Радченко

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков всегда являлось приоритетной задачей государства. В последние годы все больший акцент ставится на профилактическом, предупредительном подходе в отношении здоровьесберегающего поведения всех возрастных групп населения. Необходимость качественного выполнения задач, поставленных правительством перед медицинской общественностью, обусловила появление огромного количества новых научных данных, опубликованных в отечественных рецензируемых журналах, отражающих проведенную работу по внедрению здоровьесберегающих мероприятий на различных уровнях: дошкольные, школьные образовательные, начальные профессиональные организации, вузы. Однако, педагогам и специалистам, непосредственно реализующим образовательные программы по здоровьесбережению со школьниками, зачастую не хватает времени детально изучить каждое нововведение, и самое главное – оценить его эффективность. Данная обзорная статья объединяет результаты проведённых в последние годы исследований у нас в стране и за рубежом и позволяет получить новый взгляд на эффективность предложенных методов гигиенического воспитания и при необходимости обратиться к первоисточнику. Цель исследования – проведение аналитического обзора опубликованных научных данных о методах гигиенического воспитания, применяемых в условиях образовательных организаций при формировании модели здоровьесберегающего поведения у школьников, с выделением наиболее эффективных практик. Материалы и методы исследования. В работе представлен анализ имеющихся в настоящее время опубликованных печатных работ в он-лайн ресурсах: eLIBRARY, КиберЛенинка, Академия Google, Springer. Springerlink и других, например: https://niigd.nczd.ru/science/publications/ с глубиной поиска 10 лет по ключевым словам: «здоровьесберегающие технологии в школе» и «гигиеническое воспитание и обучение в школе». Результаты и их обсуждение. Показаны наиболее эффективные практики гигиенического воспитания детей и подростков, реализация которых в условиях образовательных организаций позволяет добиться устойчивого здоровьесберегающего поведения и положительно сказывается на физиологическом функционировании, психологическом самочувствии и соматическом здоровье школьников. Выводы. Представленные в статье данные убедительно демонстрируют необходимость комплексного подхода с привлечением всего персонала школы и родителей при проведении образовательных здоровьесберегающих программ, используемых на занятиях и во внеурочной деятельности учащихся. Показано, что без присутствия технологий, соответствующих гигиеническим требованиям и обеспечивающих оптимальные условия организации образовательного процесса и физической активности обучающихся, внедрения апробированных психолого-педагогические технологий, работа по формированию модели здоровьесберегающего поведения у школьников не будет эффективна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Р.И. Валиев, О.Р. Радченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF HYGIENE EDUCATION METHODS IN FORMING A HEALTH-SAVING BEHAVIOR MODEL IN SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (review)

Preserving and strengthening the health of children and adolescents has always been a priority task of the state. In recent years, a preventive, precautionary approach to health-saving behavior of all age groups of the population, has been more and more emphasized. The necessity to efficiently fulfill the tasks set by the government for the medical community has led to the emergence of a huge amount of new scientific data published in national peer-reviewed journals, reflecting the work done to implement health-saving measures at various levels: pre-school and school education, primary professional organizations, universities. However, teachers and specialists who directly implement educational programmes on health promotion with schoolchildren often lack time to study each innovation in detail and, most importantly, to evaluate its effectiveness. This review article combines the results of the research conducted in recent years in our country and abroad and allows us to get a new perspective on the effectiveness of proposed hygiene education methods and, if necessary, refer to the original source. Purpose of the study was to conduct an analytical review of the published scientific data on the methods of hygiene education used in the conditions of educational institutions at the formation of a health-saving behavior model in schoolchildren, selecting the most effective practices. Materials and methods of research. The paper presents an analysis of currently available published printed works in online resources: eLIBRARY, CyberLeninka, Google Academy, Springer.Springerlink and others, for example: https://niigd.nczd.ru/science/publications/ with a search depth of 10 years using the keywords: "health-saving technologies at school" and "hygienic education and training at school". Results and their discussion. The most effective practices of children’s and adolescents’ hygienic education have been shown. Their implementation in the conditions provided by educational organizations allows to achieve sustainable health-saving behavior and has a positive effect on physiological functioning, psychological well-being and somatic health of schoolchildren. Conclusions. The data presented in the article convincingly shows the need for an integrated approach involving all school staff and parents into the implementation of educational health-saving programmes used in the classroom and in the students’ extracurricular activities. It is shown that without technologies meeting hygienic requirements and providing positive conditions for organizing the educational process and the students’ physical activity, the introduction of tested psychological and pedagogical technologies, the work on the formation of a health-saving behavior model in schoolchildren will not be effective.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (обзор)»

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

УДК: 613.955

DOI: 10.24412/2075-4094-2024-1-2-4 EDN RZAZIK **

s^sPse **

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(обзор)

ФГБОУ ВО Казанский ГМУМинздрава России, ул. Бутлерова, д. 49, г. Казань, 420012, Россия

Аннотация. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков всегда являлось приоритетной задачей государства. В последние годы все больший акцент ставится на профилактическом, предупредительном подходе в отношении здоровьесберегающего поведения всех возрастных групп населения. Необходимость качественного выполнения задач, поставленных правительством перед медицинской общественностью, обусловила появление огромного количества новых научных данных, опубликованных в отечественных рецензируемых журналах, отражающих проведенную работу по внедрению здоровьесбе-регающих мероприятий на различных уровнях: дошкольные, школьные образовательные, начальные профессиональные организации, вузы. Однако, педагогам и специалистам, непосредственно реализующим образовательные программы по здоровьесбережению со школьниками, зачастую не хватает времени детально изучить каждое нововведение, и самое главное - оценить его эффективность. Данная обзорная статья объединяет результаты проведённых в последние годы исследований у нас в стране и зарубежом и позволяет получить новый взгляд на эффективность предложенных методов гигиенического воспитания и при необходимости обратиться к первоисточнику. Цель исследования - проведение аналитического обзора опубликованных научных данных о методах гигиенического воспитания, применяемых в условиях образовательных организаций при формировании модели здоровьесберегающего поведения у школьников, с выделением наиболее эффективных практик. Материалы и методы исследования. В работе представлен анализ имеющихся в настоящее время опубликованных печатных работ в он-лайн ресурсах: eLIBRARY, КиберЛенинка, Академия Google, Springer. Springerlink и других, например: https://niigd.nczd.ru/science/publications/ с глубиной поиска 10 лет по ключевым словам: «здоровьесбере-гающие технологии в школе» и «гигиеническое воспитание и обучение в школе». Результаты и их обсуждение. Показаны наиболее эффективные практики гигиенического воспитания детей и подростков, реализация которых в условиях образовательных организаций позволяет добиться устойчивого здоро-вьесберегающего поведения и положительно сказывается на физиологическом функционировании, психологическом самочувствии и соматическом здоровье школьников. Выводы. Представленные в статье данные убедительно демонстрируют необходимость комплексного подхода с привлечением всего персонала школы и родителей при проведении образовательных здоровьесберегающих программ, используемых на занятиях и во внеурочной деятельности учащихся. Показано, что без присутствия технологий, соответствующих гигиеническим требованиям и обеспечивающих оптимальные условия организации образовательного процесса и физической активности обучающихся, внедрения апробированных психолого-педагогические технологий, работа по формированию модели здоровьесберегающего поведения у школьников не будет эффективна.

Ключевые слова: гигиеническое воспитание, здоровье детей и подростков, эффективность, образовательные здоровьесберегающие технологии.

EFFECTIVENESS OF HYGIENE EDUCATION METHODS IN FORMING A HEALTH-SAVING BEHAVIOR MODEL IN SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL

ORGANIZATIONS (review)

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kazan State Medical University of Ministry of Healthcare of Russia", 49 Butlerova str., Kazan, 420012, Russia

Abstract. Preserving and strengthening the health of children and adolescents has always been a priority task of the state. In recent years, a preventive, precautionary approach to health-saving behavior of all age groups of the population, has been more and more emphasized. The necessity to efficiently fulfill the tasks set by the government for the medical community has led to the emergence of a huge amount of new scientific data pub-

Р.И. ВАЛИЕВ, О.Р. РАДЧЕНКО

R.I. VALIEV, O.R. RADCHENKO

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

lished in national peer-reviewed journals, reflecting the work done to implement health-saving measures at various levels: pre-school and school education, primary professional organizations, universities. However, teachers and specialists who directly implement educational programmes on health promotion with schoolchildren often lack time to study each innovation in detail and, most importantly, to evaluate its effectiveness. This review article combines the results of the research conducted in recent years in our country and abroad and allows us to get a new perspective on the effectiveness of proposed hygiene education methods and, if necessary, refer to the original source. Purpose of the study was to conduct an analytical review of the published scientific data on the methods of hygiene education used in the conditions of educational institutions at the formation of a health-saving behavior model in schoolchildren, selecting the most effective practices. Materials and methods of research. The paper presents an analysis of currently available published printed works in online resources: eLI-BRARY, CyberLeninka, Google Academy, Springer.Springerlink and others, for example: https://niigd.nczd.ru/science/publications/ with a search depth of 10 years using the keywords: "health-saving technologies at school" and "hygienic education and training at school". Results and their discussion. The most effective practices of children's and adolescents' hygienic education have been shown. Their implementation in the conditions provided by educational organizations allows to achieve sustainable health-saving behavior and has a positive effect on physiological functioning, psychological well-being and somatic health of schoolchildren. Conclusions. The data presented in the article convincingly shows the need for an integrated approach involving all school staff and parents into the implementation of educational health-saving programmes used in the classroom and in the students' extracurricular activities. It is shown that without technologies meeting hygienic requirements and providing positive conditions for organizing the educational process and the students' physical activity, the introduction of tested psychological and pedagogical technologies, the work on the formation of a health-saving behavior model in schoolchildren will not be effective.

Key words: hygiene education, health of children and adolescents, effectiveness, educational health-saving technologies.

Введение. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения всегда являлось приоритетной задачей государства, его прогрессивное ухудшение вызывало тревогу педиатров, гигиенистов, организаторов здравоохранения, педагогов [3, 7, 17, 22, 24]. Именно поэтому, в 2015 году была принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, а в 2017 году, по инициативе Президента В. Путина, 2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства и принята программа, направленная на совершенствование государственной политики в области защиты детства, реализация которой позволила добиться значимых изменений в состоянии здоровья детского населения [13, 14, 26, 30]. Для специалистов, работающих в области гигиенического воспитания и обучения детей и подростков, будет интересен первый раздел «Здоровьесбережение с детства», основными задачами которого являются: охрана здоровья детей путем создания среды для гармоничного развития и повышения доступности медицинской помощи, предотвращение заболеваемости и инвалидизации детей и подростков, создание условий для реабилитации детей и подростков, а также привитие детям здорового образа жизни, совершенствование системы питания и механизмов организации мониторинга состояния здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях [26]. В п. 17. «Формирование информационно-методической базы для создания системы профилактики школьно-обусловленных заболеваний среди обучающихся в общеобразовательных организациях» плана основных мероприятий, проводимых в рамках программы «Десятилетия детства», также заложены основные аспекты работы по гигиеническому обучению и воспитанию школьников [26]. Многочисленные исследования, выполненные научным сообществом в последнее время, направлены на решение проблемы ухудшения здоровья детей путем проведения всевозможных мероприятий, направленных на привитие здоровьесберегающего поведения. Однако, педагогам и специалистам, непосредственно реализующим образовательные программы по здоровьесбережению со школьниками, зачастую не хватает времени для изучения всего спектра предлагаемых программ и проектов. Данная обзорная статья объединяет результаты проведённых в последние годы исследований у нас в стране и зарубежом и позволяет получить новый взгляд на эффективность предложенных методов гигиенического воспитания и при необходимости обратиться к первоисточнику.

Цель исследования - проведение аналитического обзора опубликованных научных данных о методах гигиенического воспитания, применяемых в условиях образовательных организаций при формировании модели здоровьесберегающего поведения у школьников с выделением наиболее эффективных практик.

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

Материалы и методы исследования. В работе представлен анализ имеющихся в настоящее время опубликованных печатных работ в он-лайн ресурсах: eLIBRARY, КиберЛенинка, Академия Google, Springer. Springerlink и других, например: https://niigd.nczd.ru/science/publications/ с глубиной поиска 10 лет по ключевым словам: «здоровьесберегающие технологии в школе» и «гигиеническое воспитание и обучение в школе».

Результаты и их обсуждение. Хорошо известно, что главными составляющими здорового образа жизни являются: знания о формирующих здоровье факторах, рациональное пищевое поведение, достаточная двигательная активность с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей, соблюдение режима труда и отдыха, полноценный сон, благоприятная экологическая обстановка, отказ от вредных привычек, предупреждение психоэмоционального стресса, ответственное половое поведение, владение навыками самопомощи, мониторинг состояния здоровья [17]. Не случайно, осведомлённость о здоровье-формирующих факторах, поставлена авторами [14] на первое место: ведь именно она является основой осознанного, мотивированного поведения. Приверженность здоровому образу жизни детей и подростков формируется также в образовательных организациях посредством гигиенического воспитания, включающим информационное просвещение, обучение и непосредственно воспитание. При этом необходимо учитывать основные составляющие культуры здорового образа жизни: информационная (или когнитивная), эмоционально-аналитическая (эмоционально-оценочная) и бихевиористическая (поведенческая) составляющие [21, 35]. Информационная составляющая культуры ЗОЖ подразумевает создание информационной среды, обеспечивающей возможность познания своих индивидуальных особенностей: физических, физиологических, психологических, социальных; понимания сущности здоровья и безопасного поведения. В этой части культуры здоровья наблюдаются пробелы: согласно исследованию экспертов ВОЗ «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behaviour in School-Aged Children (HBSC)), при опросе учащихся 8-9 классов выяснилось, что лишь 59% из них были информированы о таких разрушающих здоровье формах поведения, как курение, малоподвижный образ жизни, употребление психоактивных веществ, нерациональное питание и др. [49].

Здоровый образ жизни как поведенческая модель появляется не автономно, а последовательно формируется с детства, прежде всего в семье [20, 23, 38]. Именно поэтому в работе Новоселовой Е.Н. рассматривается роль семьи в формировании здорового образа жизни детей и подростков, а также способы при помощи которых можно привлечь родителей к совместной деятельности по гигиеническому просвещению во время внеурочной деятельности [23]. Подобное же исследование было проведено во Франции в 2018 году: D. Jourdan, с соавторами рассмотрел и проранжировал факторы, влияющие на взгляды родителей на «санитарное просвещение», проводимое в школах [20, 38]. Во всех представленных исследованиях подчеркивается важность гигиенического воспитания в школе, и подчеркивается, что результаты приверженности здоровому образу жизни чаще проявляются спустя много лет [20].

Еще в 1995 году ВОЗ разработала Глобальную концепцию охраны здоровья школьников, реализовать которую предполагалось путем преобразования школ мира в школы, содействующие укреплению здоровья (Health Promoting School (HPS)) [15, 49]. Необходимые компоненты здоровьесберегающей деятельности школ рассматривались экспертами и ранее, задолго до инициативы ВОЗ. Так, например, ключевым принципом модели Л. Колби, 1986, является всестороннее воздействие на здоровье школьников, как прямое, так и косвенное (рис.) [39]. Первой составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является просвещение по вопросам здорового образа жизни: последовательная школьная программа, принимающая во внимание физические, интеллектуальные, эмоциональные и общественные аспекты здоровья. Второй составляющей является физическое воспитание: обеспечение физической активности, оптимальной для учащихся и рассчитанной на весь период обучения. Следующими составляющими являются школьная медицинская служба, на которую возлагаются оказание профилактической, неотложной первой помощи, поддержание связи с медицинскими службами по месту жительства; служба питания, обеспечивающая учащихся разнообразной и полезной пищей, способствующая выбору здоровой пищи; служба здоровья персонала школы: оценка уровня образования по вопросам здоровьесбережения и нацеленности на сохранение здоровья учащихся, создание позитивных ролевых моделей: использование принципа просвещения «от равного - равному» [20,25,27]. Важными составляющими являются также психологическая и социальные службы и здоровая среда школы, создающие благоприятную эмоциональную обстановку для развития детей и подростков, привлечение родителей и общественности, согласованность, однонаправленность и преемственность воздействий на учащихся в вопросах повышения уровня здоровья [36, 39]. Таким образом, школа, содействующая укреплению здоровья, отличается комплексным подходом к здоровьесбережению учеников (whole-school approaches to health), и реализует системный подход к сохранению благополучия всех учащихся, родителей, преподавателей и сотрудников школы. Глобальный обзор политики, стандартов и руководящих документов для школ, содействующих укреплению здоровья представлен в обобщающих документах ВОЗ [33, 49].

По инициативе ВОЗ школы, содействующие укреплению здоровья стали создаваться по всему миру [2, 9, 34, 37, 46]. Эксперты ВОЗ, оценив положительный эффект от внедренных в школах стандартов

и показателей системы обучения, совместно с партнерами ООН (ЮНЭЙДС, ЮНЕСКО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ООН-Женщины, Всемирным банком) выступили с глобальной инициативой «сделать каждую школу школой, содействующей укреплению здоровья» [41, 42]. В соответствии с предложенным алгоритмом, первоначально предусмотрено проведение «входного» исследования для изучения образа жизни детей школьного возраста и их поведения (установок, приверженности, уровня знаний) в отношении здоровья. Как правило при этом используется анкетирование, которое проводится с учетом возрастных характеристик: подростки средних и старших классов отвечают на вопросы анкеты самостоятельно, для изучения особенностей образа жизни детей младшего школьного возраста анкетирование проходят их родители [9, 42]. Большая работа, посвященная изучению опыта российских образовательных организаций, позволившая выделить достижения и недостатки в работе школ, использующей комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья, представлена в работах Соколовой С. Б. [27]. В качестве недостатков, имеющих отношение к обсуждаемой теме в них упоминается: несформированность навыков здорового образа жизни; недостаточное количество времени, выделяемое на двигательную активность учащихся во время нахождения в образовательной организации (физкультминутки, динамические паузы, активные рекреации); также отмечается перегруженность дополнительным образованием с преобладанием занятий статического характера (15 видов деятельности в отличие от 11 динамического характера). При этом отмечается, что в школах, включившихся в работу по здоровьесбережению учащихся наблюдается снижение распространенности поведенческих факторов риска, отсутствие роста хронической заболеваемости и высокая академическая успеваемость обучающихся [17, 27].

Рис. Школа, содействующая здоровью - модель Лойда Колби (составлено авторами по Kolbe L. J., 1986) [39]

В статье Е.В. Киреевой, 2022, гигиеническое воспитание рассматривается как мера повышения общего культурного уровня подрастающего поколения, здоровье - как ресурс для наиболее продуктивного социального функционирования [10]. В статье раскрываются основные достижения реализуемой с 2011 года региональной программы здоровьесбережения в школах Тверской области. Преподносимая как инновация, она по существу является скоординированной деятельностью кабинетов здоровья в разных школах региона. Автор статьи подчёркивает комплексность и непрерывность работы программы, девиз которой «Я здоров - потому успешен» [10]. В данном случае нам хотелось бы отметить, что данный девиз является дискутабельным. С одной стороны, важность мотивации детей и подростков в вопросах приверженности здоровому образу жизни неоспорима. «Успешность» является неким современным трендом, и, если большинство подростков откликается на данную формулировку, возможно, ее применение оправдано. Но, с другой стороны, не следует забывать, что профилактическая работа ведется не только со здоровыми детьми, и нельзя пренебрегать потребностями часто-болеющих детей и лиц с врожденными или приобретенными неустранимыми физическими дефектами, хроническими заболеваниями и

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

состояниями (например, сахарный диабет, бронхиальная астма), которые не позволят отнести их к I группе здоровья. У них не должно складываться превратного мнения, что дефицит здоровья помешает им в будущем стать успешными людьми. Поэтому предлагаемая в данном случае формула «здоровье = успех» дискредитирует достижения широчайшей группы лиц с ограниченными возможностями: например, паралимпийцев, и таких выдающихся личностей, как Ник Вуйчич, Шон Стефенсон и др., которые не являются здоровыми физически, но успешными (благополучными) социально и ментально - безусловно. В данном случае мы бы рекомендовали уделить больше внимание монографии Ле-ван Т.Н. с соавт., 2017 г., посвященной изложению научно-методических аспектов здоровьеформирующей деятельности педагога, особенно третьей главе излагающей особенности и специфику здоровьеформирующей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [18].

Специфика современного образовательного процесса предусматривают всё более широкое использование ТТ-технологий, средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и других цифровых средств при гигиеническом воспитании и привитии навыка здоро-вьесбережения [4, 18, 29]. Однако опыт учителей химии, проводивших сравнение степени заинтересованности учеников в освоении материала в «виртуальной» и реальной лаборатории по различным аспектам здорового питания, подтвердил приоритет практико-ориентируемого подхода при обучении [8, 7]. Возможно, именно поэтому, в зарубежной печати все чаще встречаются работы, посвященные включению «программы фитнес-образования», которая рассматривается как гигиеническое (не медицинское!) вмешательство на физическую форму и индекс массы тела у школьников, имеющих проблемы с лишним весом [45]. Для младших школьников при изучении вопросов здорового питания используются материалы в виде загадок и стихов, предложенные экспертами ВОЗ в Руководстве по детскому питанию и физической активности для родителей и людей, работающих с детьми 6-10 лет [5]. По опыту разных исследователей данное пособие хорошо адаптировано для российских детей младшего школьного возраста и показывает достаточно высокую эффективность [10, 21, 25].

Многими авторами отмечается, что формированием культуры здорового образа жизни школьников педагогам необходимо заниматься постоянно: как в учебное время, так и во время внеучебной деятельности [20,27]. При этом исследователи подчеркивают, что при использовании интерактивных методов: проблемное изложение учебного материала; игровые формы учебной деятельности (разгадывание кроссвордов, загадок, ролевые игры и создание педагогических ситуаций, формирующих позитивное отношение к своему здоровью и сознательное желание беречь его) обучение осуществляется наиболее эффективно [20]. Отдельное место в пропаганде ЗОЖ во время внеучебной деятельности отводится существующему опыту проведения спортивных праздников и дней здоровья [20,27]. Достаточно подробно преподавание основ здорового образа жизни в учебном процессе описано в учебно-методическом пособии «Методические аспекты гигиенического обучения и воспитания детей и подростков» [28]. Заслуга авторов, на наш взгляд, состоит в том, что в пособии приведены дифференцированные подходы к проведению классной, внеклассной и внешкольной работы, не только в зависимости от ступеней обучения (например в младшей школе выделяют 2 целевые группы: 1-2 класс и 3-4 классы), но и с привлечением медицинского персонала учреждений образования, руководителей кружков, клубов, объединений, врачами-педиатрами отделений оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательной организаций, врачами по гигиене детей и подростков и врачами-валеологами [28].

В ряде публикаций отмечается отдельная роль педагога-психолога - задача которого, состоит не только в выявление признаков суицидального поведения или установление причин буллинга, а предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением, например в просвещении школьников о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ и т.д. [1,5,31].

Особое внимание исследователей уделяется тому, что работа педагога-психолога должна состоять не только из индивидуального консультирования и психологической диагностики, а включать групповую работу с учащимися разных классов, а также просветительской деятельности с родителями и консультационной работой с педагогами [1,5,31]. При этом, в работах психологов подчеркивается, что лицам, работающим со школьниками необходимо определиться с основными понятиями «здоровье» и «здоровый человек» - т.к. зачастую в среде педагогов, психологов, медиков и биологов имеются значимые расхождения в представлении данных понятий. Медицинские работники школ описывают здоровье учащихся такими понятиями, как: отсутствие болезни, хорошая работоспособность. Педагоги-психологи в большей степени склоняются к определению здоровья как возможности полноценного развития и творчества; педагоги же характеризуют здоровье как: гармонию, уверенность, уравновешенность, спокойствие [11]. Достаточно интересной является работа, в которой описывается зависимость рекомендаций по ведению ЗОЖ от типа валеоустановки специалиста-психолога, работающего со школьниками [11]. Так, авторы указывают, что специалисты-психологи, отнесенные к «дефицитарному» типу, описывают учащихся как «ленивых», «не очень умных», «склонных выезжать за чужой счёт», «прикидывающихся», «хронически больных». Специалисты педагоги-психологи, относящиеся к самодостаточному типу валеоустановки

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

характеризуют учащихся как «задающих правильные вопросы», «интересующихся», «готовых работать», «желающих перемен», «сомневающихся», «нуждающихся в поддержке» [11]. Таким образом, становится очевидным, что тип доминирующей валеоустановки педагогов-психологов будет в значительной мере влиять на качество обучения школьников в вопросах ЗОЖ и мотивацию к следованию рекомендаций.

Фактически во всех работах, опубликованных в последние годы, отмечается необходимость изучения уровня гигиенических знаний учителей, работающих с детьми, и источники получения ими информации о физиологии, принципах здоровьесберегающего поведения и профилактике заболеваний. Это представляется целесообразным, так как валеологическая грамотность педагога является неотъемлемой частью его профессиональных компетенций и нуждается в постоянном совершенствовании [17, 27, 40, 48]. Вполне закономерным становится вопрос подготовки медицинских кадров для проведения гигиенического воспитания детей и подростков [19, 40]. В данном случае в качестве реальной перспективы по проведению гигиенического воспитания со школьниками и их родителями можно рассматривать выпускников высшего сестринского образования (уровень - бакалавриат), которым, в связи с вышедшим в 2020 году профессиональным стандартом, разрешено работать в школе в качестве специалиста по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним.

Чтобы описанные выше мероприятия по гигиеническому воспитанию были эффективными, помимо четко сформированной потребности в ведении здорового образа жизни, дети и подростки должны находиться в условиях, не противоречащих его принципам: организация дружественного детям пространства (нем. Kinderfreundlich [36]) возлагается на администрацию школы, а контроль за санитарно-эпидемическим благополучием - на врача-гигиениста [14, 16, 47].

Выводы. При анализе работ, представленных в статье, становится очевидным, что большинство российских образовательных организаций осуществляют деятельность в отношении здоровьевбережения посредством гигиенического воспитания. Однако, необходимы унифицированные методы и программы, которые позволят проводить просвещение детей и подростков в отношении сохранения и укрепления здоровья вне зависимости от исходного состояния здоровья. Показано, что без присутствия технологий, соответствующих гигиеническим требованиям и обеспечивающих оптимальные условия организации образовательного процесса и физической активности обучающихся, внедрения апробированных психолого-педагогические технологий, работа по формированию модели здоровьесберегающего поведения у школьников не будет эффективна. Кроме того, приведенные в статье публикации убедительно демонстрируют необходимость комплексного подхода с привлечением всего персонала школы и родителей при проведении образовательных здоровьесберегающих программ, используемых на занятиях и во внеурочной деятельности учащихся.

Литература

1. Андреева А.Д. Профессиональная позиция педагога-психолога в условиях оптимизации образования // Научный диалог. 2017. № 3. С. 216-228. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-216-228.

2. Ашина М.В., Киселева Е.С., Ковальчук С.Н., Ашина Е.Ю. Школа будущего: новые приёмы формирования здоровой образовательной среды // Медицина. 2019. № 3. С. 47-67.

3. Баранов А.А., Альбицкий В. Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99, № 4. С. 698-705.

4. Волчек П.С. Использование информационных технологий в практике проведения гигиенического обучения и работы по формированию здорового образа жизни // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2016. № 1.- С. 54-56.

5. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. Руководство по детскому питанию и физической активности для родителей и людей, работающих с детьми 6-10 лет. // Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро, 2020 124 с.

6. Гельдиева С.К., Бердиев А. Роль педагога-психолога в повышении качества образования и воспитательной работы в общеобразовательной школе // Международный научный журнал «Вестник науки». 2023. Т. 2 № 3 (60) С. 121-124

7. Гурьянова М.П., Храмцов П.И. Педагогический поиск инновационных подходов к здоровьесбережению учащихся // Социальная педагогика. 2022. № 3. С. 50-58.

8. Забегина М.Г. Факультативный курс «Химия и здоровое питание» // Химия в школе. 2020. №7. С. 75-78.

9. Зиатдинов А.И., Сенек С.А., Яруллина Г.Р. «Школы здоровья» - новый формат обеспечения здоровья учащихся // Практическая медицина. 2019. Т. 17, № 5. С. 110-113.

10. Исаев Д.С., Соболев А.Е. Основные направления воспитательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по химии // Актуальные проблемы химического и экологического образования: сборник науч. трудов 64-й Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием. СПб.: РГГУ им. А И. Герцена, 2017. С. 79-88.

11. Калиновская К.С., Потапова Е.В., Вебер Ю.С., Потапова Н.А. Представления специалистов помогающих профессий о своём здоровье и здоровом образе жизни клиентов // Международный журнал медицины и психологии. 2022. Т. 5, №1 С.73-77

12. Киреева Е.В. Формирование общих представлений и навыков здоровьесбережения у обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2022. № 1. С. 33-39.

13. Кучма В.Р. 2018-2027 годы - десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения учащихся // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 3. С. 4-14.

14. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы здоровьесбережения обучающихся в Десятилетие детства в России (2018-2027 гг.) // Российский педиатрический журнал. 2018. № 1. С. 31-37.

15. Кучма В.Р., Поленова М.А., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храмцов П.И. Здоровьесберегающая деятельность школ стран Восточной Европы и Центральной Азии // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8. С. 55-58.

16. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М., Скоблина Н.А., Седова А.С., Чубаровский В.В., Соколова С.Б. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. № 4. С. 325-333.

17. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. С. 4-13.

18. Леван Т.Н., Федоров В.А. Здоровьеформирующая деятельность педагога: научно-методический аспект. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2017.- 174 с

19. Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М., Хачатурова Н.Л., Гончарова А.С. Подготовка медицинских и педагогических кадров для осуществления гигиенического обучения и воспитания детей // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2018. Т. 15, № 3. С. 503-510.

20. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Плахов Н.Н. Гигиенические основы формирования культуры здорового образа жизни школьников // Гигиена и санитария. 2017. № 5. С. 463-466.

21. Мамчик Н.П., Габбасова Н.В., Каменева О.В. Гигиеническое воспитание, совершенствование способов и методов // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Санкт-Петербург, 2021. С. 149-151.

22. Намазова-Баранова Л.С., Баранов А.А., Антонова Е.В., Терлецкая Р.Н., Альбицкий В.Ю., Снипка М.И., Конова С.Р. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации // Альманах института коррекционной педагогики. 2017. № 31. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/diificultiesof-development-of-communication-in-children-firstyears-of-life-with-disabilities (дата обращения: 31.05.2023).

23. Новоселова Е.Н. Роль семьи в формировании здорового образа жизни и смягчении факторов риска, угрожающих здоровью детей и подростков // Анализ риска здоровью. 2019. № 4. С. 175-185.

24. Пашков А.П., Бородина Г.Н., Пашкова А.Н., Лопатина С.В. Обоснование необходимости совершенствования гигиенического воспитания старших школьников сельской местности Алтайского края // Перспективы науки. 2022. № 4. С. 213-215.

25. Погорелова И.Г. Основы гигиенического воспитания детей и подростков: учебное пособие. Иркутск: ИГМУ, 2022. 51 с.

26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года». Москва, 2021. URL: http://static.govemment.ru/media/files/3WkqE4GAwQXaIGxpAipFLmq CYZ361Kj0.pdf (дата обращения: 20.07.2023).

27. Соколова С.Б. Модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации // Здоровье населения и среда обитания. 2021. Т. 29, № 10. С. 12-21.

28. Солтан М.М., Борисова Т.С. Методические аспекты гигиенического обучения и воспитания детей и подростков: учебно-методическое пособие / Минск: БГМУ, 2018.85 с.

29. Сорокобаткин В.В., Фетисова Г.К., Городова А.К., Федорченко Д.И. Опыт организации работы и методических подходов с использованием средств массовой информации и информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» в проведении гигиенического обучения и воспитания населения // Научные основы создания и реализации современных технологий здоровьесбережения : материалы IX международной научно-практической конференции. Часть 1. Волгоград : СФЕРА, 2022. С. 165-171.

30. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 г. 996-р. URL: http://static.govemment.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (accessed: 20.07.2023).

31. Умняшова И.Б., Кузнецова А.А. Сотрудничество учителя и педагога-психолога в процессе психолого-педагогического анализа учебного взаимодействия // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2017. №4 С. 121-129

32. Цой Н.С. Гигиеническое воспитание школьников в учебном процессе // Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2020.- С. 128-134.

33. A global review of policy, standards and guideline documentation for health promoting schools. -Geneva: World Health Organization, 2020. 99 р. URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/mca-documents/adolescents-and-youth/hps-implementation-guidance-draft-25c1a4i0c608e404b961b7b0b3d563172. pdf?sfvrsn=47940f35_2 (accessed: 20.07.2023).

34. Almas A., Iqbal R., Sabir S., Samad Z., Sabir S., Kazmi К. School health education program in Pakistan (SHEPP) - a threefold health education feasibili ty trial in schoolchildren from a lower-middle-income country // Pilot and Feasibility Studies. 2020. № 6. Art. 80

35. Brown S.L., Nobiling B.D., Teufel J., Birch D.A. Are kids too busy?: early adolescents' perceptions of discretionary activities, overscheduling, and stress / // J Sch Health. 2011. № 81 (9). P. 574-580.

36. Jansen C., Buyken A., Depa J., Kroke A. Ernährung in der Schule - Zwischen administrativen Zuständigkeiten und strukturellen Rahmenbedingungen // Ernährungs Umschau. 2020. № 67 (1). Р. M40-47

37. Jansen D.E.M.C., Visser A., Vervoort, J.P.M., Visser А., Reijneveld S.A., Kocken Р., Lijster G., Michaud P.A. School and adolescent health services in 30 European countries: A description of structure and functioning, and of health outcomes and costs // Final report on the description of the various models of school health services and adolescent health services, including quality assessments and costs. UMCG, 2018. URL: https://www.childhealthservicemodels.eu/wp-content/uploads/Deliverable-173.1_Final-report-on-the-description-of-the-various-models-of-school-health-services-and-adolescent-health-services.pdf (accessed: 05.07.2023).

38. Jourdan D., Pironom J., Simar C., Sormunen M. Health education in schools: Factors influencing parents' views of the home-school relationship in France // International Journal of Health Promotion and Education. 2018. № 56 (1).- P. 32-50.

39. Kolbe L. J. Increasing the Impact of School Health Promotion Programs: Emerging Research Perspectives // Journal of Health Education. 1986.- № 17 (5). Р. 47-52

40. Langford R., Bonell C., Komro K., Murphy S., Magnus D., Waters Е., Gibbs L., Campbell R. The health promoting schools framework: Known unknowns and an agenda for future research // Health Educ. Behav. 2017. № 44 (3). P. 463-475.

41. Making every school a health-promoting school : country case : guidance (normative) // World Health Organization: website. 2021. URL: https://www.who.int/publications/i/item/9789240025431 (accessed: 13.07.2023).

42. Making every school a health-promoting school : global standards and indicators for health-promoting schools and systems // World Health Organization: website. 2021. URL: https://www.who.int/publicationsMtem/9789240025059 (accessed: 13.07.2023).

43. Marques A., Bordado J., Tesler R., Demetriou Y., Sturm D.J., Matos M.G. A composite measure of healthy lifestyle : A study from 38 countries and regions from Europe and North America, from the Health Behavior in School-Aged Children survey // American Journal of Human Biology. 2020. Vol. 32, iss. 6. P. 116123.

44. McCormack O., O'Flaherty J., Liddy M. Students' views on their participation in publicly managed second level schools in Ireland: The importance of student-teacher relationships // Educational Studies. 2021. №47. P. 422-437.

45. Müller I., Schindler C., Adams L. Effect of a multidimensional fitness education and hygiene intervention programme on physical fitness and body -mass-index in disadvantaged primary schoolchildren (DASH) in Port Elizabeth, South Africa: a longitudinal study // Int J Environ Res Public Health. 2019. № 16 (2). P 232.

46. Paakkari L., Inchley J., Schulz A. Addressing health literacy in schools in the European region // Public Health Panor. 2019. № 5 (2-3). P. 186-190.

47. Rathmann R., Herke M., Heilmann K. Perceived school climate, academic well-being and school-aged children's self-rated health: A mediator analysis // Eur. J. Public Health. 2018. № 28. P. 1e7.

48. Roorda D., Jak S., Zee M. Affective teacher - student relationships and students' engagement and achievement : a meta-analytic update and test of the mediating role of engagement // Sch. Psychol. Rev. 2017. №46 (3). P. 239-261.

49. World Health Organization. Global Standards for Health Promoting Schools // World Health Organization: website. 2018. 12 р. URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/health-promoting-schools/global-standards-for-health-promoting-schools-who-unesco.pdf?sivrsn=251c2d0c_2&download=true (accessed: 17.02.2023).

References

1. Andreeva AD. Professional'naia poziciia pedagoga-psihologa v usloviiah optimizacii ob-razovaniia [The professional position of a teacher-psychologist in the context of education optimization]. Nauchnyj dialog. 2017;3:216-28. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-216-228. Russian.

2. Ashina MV, Kiseleva ES, Koval'chuk SN, Ashina EJu. Shkola budushhego: novye prijomy formirovanija zdorovoj obrazovatel'noj sredy [School of the future: new methods of forming a healthy educational environment] Medicina. 2019;3:47-67. Russian.

3. Baranov AA, Al'bickij VJu. Sostojanie zdorov'ja detej Rossii, prioritety ego sohrane-nija i ukreplenija iThe state of children's health in Russia, priorities for its preservation and strengthening] Kazanskij medicinskij zhurnal. 2018;99(4): 698-705. Russian.

4. Volchek PS. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij v praktike provedenija gigienicheskogo obuchenija i raboty po formirovaniju zdorovogo obraza zhizni [The use of information technology in the practice of hygienic training and work on the formation of a healthy lifestyle]. Voprosy organizacii i informatizacii zdravoohranenija. 2016;1:54-6. Russian.

5. Vsemirnaja organizacija zdravoohranenija. Evropejskoe regional'noe bjuro. Rukovodstvo po detskomu pitaniju i fizicheskoj aktivnosti dlja roditelej i ljudej, rabotajushhih s det'mi 6-10 let iWorld Health Organization. Regional Office for Europe. A guide to child nutrition and physical activity for parents and people working with children 6-10 years old]. Vsemirnaja organizacija zdravoohranenija. Evropejskoe regional'noe bjuro, 2020 Russian.

6. Gel'dieva SK, Berdiev A. Rol' pedagoga-psihologa v povyshenii kachestva obrazovanija i vospitatel'noj raboty v obshheobrazovatel'noj shkole [The role of a teacher-psychologist in improving the quality of education and educational work in a comprehensive school]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Vestnik nauki». 2023;2(60):121-4 Russian.

7. Gurjanova MP, Hramcov PI. Pedagogicheskij poisk innovacionnyh podhodov k zdorov'esberezheniju uchashhihsja [Pedagogical search for innovative approaches to health care of students]. Social'naja pedagogika. 2022;3:50-8. Russian.

8. Zabegina MG. Fakul'tativnyj kurs «Himija i zdorovoe pitanie» [Elective course "Chemistry and healthy nutrition"]. Himija v shkole. 2020;7:75-8. Russian.

9. Ziatdinov AI, Senek SA, Jarullina GR. «Shkoly zdorov'ja» - novyj format obespechenija zdorov'ja uchashhihsja ["Schools of health" - a new format for ensuring the health of students]. Prakticheskaja medicina. 2019;17(5): 110-3. Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Isaev DS, Sobolev AE. Osnovnye napravlenija vospitatel'noj dejatel'nosti na urokah i vneurochnyh zanjatijah po himii. Aktual'nye problemy himicheskogo i jekologicheskogo obrazovanija: sbornik nauch [The main directions of educational activity in lessons and extracurricular activities in chemistry]. trudov 64-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii himikov s mezhduna-rodnym uchastiem. SPb.: RGGU im. A I. Gercena, 2017. Russian.

11. Kalinovskaja KS, Potapova EV, Veber JuS, Potapova NA. Predstavlenija specialistov pomogajushhih professij o svojom zdorov'e i zdorovom obraze zhizni klientov [Representations of specialists of helping professions about their health and healthy lifestyle of clients]. Mezhdunarodnyj zhurnal mediciny i psihologii. 2022;5(1):73-7 Russian.

12. Kireeva EV. Formirovanie obshhih predstavlenij i navykov zdorov'esberezhenija u obuchajushhihsja v uslovijah obshheobrazovatel'noj shkoly [Formation of general ideas and health-saving skills among students in a secondary school]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Kaliningradskij vestnik obrazovanija». 2022;1:33-9. Russian.

13. Kuchma VR. 2018-2027 gody - desjatiletie detstva v Rossii: celi, zadachi i ozhidaemye rezul'taty v sfere zdorov'esberezhenija uchashhihsja [2018-2027 - the decade of childhood in Russia: goals, objectives and expected results in the field of student health care]. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja. 2017;3:4-14. Russian.

14. Kuchma VR. Mediko-profilakticheskie osnovy zdorov'esberezhenija obuchajushhihsja v Desjatiletie detstva v Rossii (2018-2027 gg.) [Medical and preventive foundations of health care for students in the Decade of childhood in Russia]. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2018;1:31-7. Russian.

15. Kuchma VR, Polenova MA, Rapoport IK, Stepanova MI, Hramcov PI. Zdorov'esberegajushhaja dejatel'nost' shkol stran Vostochnoj Evropy i Central'noj Azii [Health-saving activities of schools in Eastern Europe and Central Asia]. Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. 2018:55-8. Russian.

16. Kuchma VR, Rapoport IK, Suhareva LM, Skoblina NA, Sedova AS, Chubarovskij VV, Sokolova SB. Zdorov'e detej i podrostkov v shkol'nom ontogeneze kak osnova sovershenstvovanija sistemy medicinskogo obespechenija i sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija obuchajushhihsja [The health of children and adolescents in school ontogenesis as the basis for improving the system of medical care and sanitary-epidemiological well-being of students]. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2021;4:325-33. Russian.

17. Kuchma VR, Sokolova SB. Osnovnye trendy povedencheskih riskov, opasnyh dlja zdorov'ja [The main trends of behavioral risks dangerous to health]. Analiz riska zdorov'ju. 2019;2:4-13. Russian.

18. Levan TN, Fedorov VA. Zdorov'eformirujushhaja dejatel'nost' pedagoga: nauchno-metodicheskij aspect [Health-forming activity of a teacher: scientific and methodological aspect]. Ekaterinburg: Izdatel'stvo RGPPU, 2017. Russian.

19. Lipanova LL, Nasybullina GM, Hachaturova NL, Goncharova AS. Podgotovka medicinskih i pedagogicheskih kadrov dlja osushhestvlenija gigienicheskogo obuchenija i vospitanija detej [Training of

medical and pedagogical personnel for the implementation of hygienic education and upbringing of children]. Vestnik Ural'skoi medicinskoi akademicheskoi nauki. 2018;15(3):503-10. Russian.

20. Makarova LP, Buinov LG, Plahov NN. Gigienicheskie osnovy formirovaniia kul'tury zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov [Hygienic foundations of the formation of a healthy lifestyle culture for schoolchildren]. Gigiena i sanitariia. 2017;5:463-6. Russian.

21. Mamchik NP, Gabbasova NV, Kameneva OV. Gigienicheskoe vospitanie, sovershenstvovanie sposobov i metodov [Hygienic education, improvement of methods and methods]. Sbornik izbrannyh statej po materialam nauchnyh konferencii GNII «Nacrazvitie». Sankt-Peterburg, 2021. Russian.

22. Namazova-Baranova LS, Baranov AA, Antonova EV, Terleckaia RN, Al'bickii VJu, Snipka MI, Konova SR. Problemy zdorov'ia podrostkov v Rossiiskoi Federacii. Al'manah instituta korrekcionnoi pedagogiki [Problems of adolescent health in the Russian Federation]. 2017;31. Available from: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/difficultiesof-development-of-communication-in-children-firstyears-of-life-with-disabilities (data obrashheniia: 31.05.2023). Russian.

23. Novoselova EN. Rol' sem'i v formirovanii zdorovogo obraza zhizni i smiagchenii faktorov riska, ugrozhaiushhih zdorov'iu detei i podrostkov [The role of the family in the formation of a healthy lifestyle and mitigation of risk factors threatening the health of children and adolescents]. Analiz riska zdorov'iu. 2019;4:175-85. Russian.

24. Pashkov AP, Borodina GN, Pashkova AN, Lopatina SV. Obosnovanie neobhodimosti sovershenstvovaniia gigienicheskogo vospitaniia starshih shkol'nikov sel'skoi mestnosti [Substantiation of the need to improve the hygienic education of senior schoolchildren in rural areas of the Altai Territory] Altaiskogo kraia. Perspektivy nauki. 2022;4:213-5. Russian.

25. Pogorelova IG. Osnovy gigienicheskogo vospitaniia detei i podrostkov: uchebnoe posobie [Fundamentals of hygienic education of children and adolescents: a textbook]. Irkutsk: IGMU, 2022. Russian.

26. Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 23 janvarja 2021 g. № 122-r «Ob utverzhdenii [Decree of the Government of the Russian Federation]Plana osnovnyh meropriiatii, provodimyh v ramkah Desjatiletija detstva, na period do 2027 goda». Moskva, 2021. Available from: http://static.government.ru/media/files/3WkqE4GAwQXaIGxpAipFLmq CYZ361Ki0.pdf (data obrashheniia: 20.07.2023). Russian.

27. Sokolova SB. Model' formirovaniia edinoi profilakticheskoi sredy v obshheobrazova-tel'noi organizacii. [Model of formation of a unified preventive environment in a general educational organization] Zdorov'e naseleniia i sreda obitaniia. 2021;29(10):12-21. Russian.

28. Soltan MM, Borisova TS. Metodicheskie aspekty gigienicheskogo obucheniia i vospitaniia detei i podrostkov: uchebno-metodicheskoe posobie [Methodological aspects of hygienic education and upbringing of children and adolescents: an educational and methodical manual] Minsk: BGMU, 2018. Russian.

29. Sorokobatkin VV, Fetisova GK, Gorodova AK., Fedorchenko DI. Opyt organizacii raboty i metodicheskih podhodov s ispol'zovaniem sredstv massovoi informacii i informacionno-telekommunikacionnoi seti «Internet» v provedenii gigienicheskogo obuchenija i vospitaniia naseleniia // Nauchnye osnovy sozdanija i realizacii sovremennyh tehnologii zdorov'esberezheniia [Experience in organizing work and methodological approaches using mass media and the Internet information and telecommunications network in conducting hygienic education and upbringing of the population] : materialy IX mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii. Chast' 1. Volgograd : SFERA, 2022. Russian.

30. Strategiia razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federacii na period do 2025 goda [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025; approved]; utverzhdena Rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii 29 maia 2015 g. 996-r. Available from: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (accessed: 20.07.2023). Russian.

31. Umnjashova IB,Kuznecova AA. Sotrudnichestvo uchitelia i pedagoga-psihologa v processe psihologo-pedagogicheskogo analiza uchebnogo vzaimodeistviia [Cooperation of a teacher and a teacher-psychologist in the process of psychological and pedagogical analysis of educational interaction]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2017;4:121-9 Russian.

32. Coi NS. Gigienicheskoe vospitanie shkol'nikov v uchebnom processe // Aktual'nye problemy zdorov'esberezheniia i medicinskoi profilaktiki v sovremennom pedagogicheskom processe [Hygienic education of schoolchildren in the educational process] : materialy III Vserossyskoi nauchno-prakticheskoi konferencii. Rostov-na-Donu, 2020. Russian.

33. A global review of policy, standards and guideline documentation for health promoting schools. -Geneva: World Health Organization, 2020. 99 r. Available from: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/mca-documents/adolescents-and-youth/hps-implementation-guidance-draft-25c1a4f0c608e404b961b7b0b3d563172. pdf?sfvrsn=47940f35 2 (accessed: 20.07.2023).

34. Almas A, Iabal R, Sabir S, Samad Z, Sabir S, Kazmi K. School health education program in Pakistan (SHEPP) - a threefold health education feasibili ty trial in schoolchildren from a lower-middle-income country. Pilot and Feasibility Studies. 2020;6:80

35. Brown SL, Nobiling BD, Teufel J, Birch DA. Are kids too busy?: early adolescents' percep-tions of discretionary activities, overscheduling, and stress. J Sch Health. 2011;81 (9):574-80.

36. Jansen C, Buyken A, Depa J, Kroke A. Ernährung in der Schule - Zwischen administrativen Zuständigkeiten und strukturellen Rahmenbedingungen. Ernährungs Umschau. 2020;67 (1):M40-47

37. Jansen DEMC, Visser A, Vervoort, JPM, Visser A, Reiineveld SA, Kocken R, Liister G., Michaud P.A. School and adolescent health services in 30 European countries: A description of structure and functioning,

JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2024 - N 1

and of health outcomes and costs // Final report on the description of the various models of school health services and adolescent health services, including quality assessments and costs. UMCG, 2018. Available from: https://www.childhealthservicemodels.eu/wp-content/uploads/Deliverable-173. 1 Final-report-on-the-description-of-the-various-models-of-school-health-services-and-adolescent-health-services.pdf (accessed: 05.07.2023).

38. Jourdan D, Pironom J, Simar C, Sormunen M. Health education in schools: Factors influencing parents' views of the home-school relationship in France. International Journal of Health Promotion and Education. 2018;56 (1):32-50.

39. Kolbe L J. Increasing the Impact of School Health Promotion Programs: Emerging Research Perspectives. Journal of Health Education. 1986;17 (5):47-52

40. Langford R, Bonell C, Komro K, Murphy S, Magnus D, Waters E, Gibbs L, Campbell R. The health promoting schools framework: Known unknowns and an agenda for future research. Health Educ. Behav. 2017;4 (3):463-75.

41. Making every school a health-promoting school : country case : guidance (normative) // World Health Organization: website. 2021. Available from: https://www.who.int/publications/i/item/9789240025431 (accessed: 13.07.2023).

42. Making every school a health-promoting school : global standards and indicators for health-promoting schools and systems // World Health Organization: website. 2021. Available from: https://www.who.int/publicationsMtem/9789240025059 (accessed: 13.07.2023).

43. Marques A, Bordado J, Tesler R, Demetriou Y, Sturm DJ, Matos MG. A composite measure of healthy lifestyle : A study from 38 countries and regions from Europe and North America, from the Health Behavior in School-Aged Children survey. American Journal of Human Biology. 2020;32(6):116-23.

44. McCormack O, O'Flaherty J, Liddy M. Students' views on their participation in publicly man-aged second level schools in Ireland: The importance of student-teacher relationships. Educational Studies. 2021;47:422-37.

45. Müller I, Schindler C, Adams L. Effect of a multidimensional fitness education and hygiene intervention programme on physical fitness and body -mass-index in disadvantaged primary schoolchildren (DASH) in Port Elizabeth, South Africa: a longitudinal study. Int J Environ Res Public Health. 2019;16 (2):32.

46. Paakkari L, Inchley J, Schulz A. Addressing health literacy in schools in the European region. Public Health Panor. 2019;(2-3):186-90.

47. Rathmann R, Herke M, Heilmann K. Perceived school climate, academic well-being and school-aged children's self-rated health: A mediator analysis. Eur. J. Public Health. 2018;28:1e7.

48. Roorda D, Jak S, Zee M. Affective teacher - student relationships and students' engagement and achievement : a meta-analytic update and test of the mediating role of engagement. Sch. Psychol. Rev. 2017;46 (3):239-61.

49. World Health Organization. Global Standards for Health Promoting Schools // World Health Organization: website. 2018. 12 r. Available from: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/health-promoting-schools/global-standards-for-health-promoting-schools-who-unesco.pdf?sfvrsn=251c2d0c_ 2&download=true (accessed: 17.02.2023).

Библиографическая ссылка:

Валиев Р.И., Радченко О.Р. Эффективность методов гигиенического воспитания при формировании модели здоро-вьесберегающего поведения школьников в условиях образовательных организаций (обзор) // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2024. №1. Публикация 2-4. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2024-1/2-4.pdf (дата обращения: 07.02.2024). DOI: 10.24412/2075-40942024-1-2-4. EDN RZAZIK * Bibliographic reference:

Valiev RI, Radchenko OR. Jeffektivnost' metodov gigienicheskogo vospitanija pri formirovanii modeli zdorov'esberegajush-hego povedenija shkol'nikov v uslovijah obrazovatel'nyh organizacij (obzor) [Effectiveness of hygiene education methods in forming a health-saving behavior model in schoolchildren in the conditions of educational organizations (review)]. Journal of New Medical Technologies, e-edition. 2024 [cited 2024 Feb 07];1 [about 11 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2024-1/2-4.pdf. DOI: 10.24412/2075-4094-2024-1-2-4. EDN RZAZIK

* номера страниц смотреть после выхода полной версии журнала: URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2024-1/e2024-1.pdf

**идентификатор для научных публикаций EDN (eLIBRARY Document Number) будет активен после выгрузки полной версии журнала в eLIBRARY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.