ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И.В.Мереченкова, А.А. Ушаков
Государственный технический университет, институт биологии и природопользования, кафедра медикобиологических дисциплин, Астрахань
Школьный период — это период роста и развития, когда чувствительность ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды очень велика. Одним из главных факторов неблагополучия здоровья учащихся является интенсификация обучения. В учебный процесс все активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику. Объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников.
Чрезмерные учебные нагрузки и как следствие недостаточная двигательная активность, нарушения режима труда и отдыха негативно сказываются на еще не сформировавшемся организме ученика, особенно младших классов. Внедрение инновационных процессов в систему образования проходит в условиях отсутствия объективного контроля за самочувствием школьников в процессе обучения, при низкой валеологической культуре и почти полном игнорировании цены физического и психического здоровья, которую приходится платить учащимся. Одной из причин дискомфортного (дезадаптационного) состояния учащихся является утомление, чаще возникающее при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой.
Цель нашей работы, показать какую роль в профилактике утомления играет физкультминутка, как одна из «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
Объем и методы исследований. В эксперименте участвовали учащиеся 2-х третьих классов по 21 и 25 человек в каждом. В процессе обучения было внедрено проведение физкульминуток различной направленности (для улучшения мозгового кровообращения; снятия утомления с мелких мышц кисти, туловища; для мобилизации внимания). Учащиеся, не выполняющие упражнений, служили контролем. В середине рабочей недели (в среду) после 4 урока первой смены проводилось тестирование всех учащихся методами Лурия, Шульте, теппинг-тестом. Исследования показали, что утомление в 1,5-2 раза было больше выражено у школьников контрольной группы. В группе школьников, активно проводивших физкультминутки, объем внимания, скорость поисковых движений взора была значительно выше на 33-35%, а показатели теппинг-теста достигали нормы у 84-91% учащихся. Таким образом, результаты проведенной работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная физкультминутка снизила утомляемость учащихся и эмоциональное напряжение, способствовала поддержанию уровня работоспособности, активизировала внимание, память;
2. Выполненные упражнения дали нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовали расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку;
3. Хотя «малые» формы играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они являются важными факторами оптимизации функционального состояния организма занимающихся, способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности, а это повышает способность к восприятию учебного материала в образовательных учреждениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва