Научная статья на тему 'Эффективность малого и среднего бизнеса в АПК'

Эффективность малого и среднего бизнеса в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / EFFICIENCY / STATE SUPPORT / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыжикова Н.И, Титова Е.В, Козлов М.А.

В статье рассматриваются основы оценки эффективности малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе. А также приводится методика оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

In article basics of an assessment of efficiency of small and medium business in agro-industrial complex are covered. And also the technique of an assessment of efficiency of the state support of small and medium business is given.

Текст научной работы на тему «Эффективность малого и среднего бизнеса в АПК»

УДК - 334.723.2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АПК

Пыжикова Н. И.

д. э. н., профессор, Красноярского государственного аграрного университета Россия, город Красноярск Титова Е. В. к. э. н., доцент кафедры Экономика Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск Козлов М.А. Аспирант Института экономики и финансов АПК Красноярского государственного аграрного университета Россия, город Красноярск

Аннотация. В статье рассматриваются основы оценки эффективности малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе. А также приводится методика оценки эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, эффективность, государственная поддержка, агропромышленный комплекс.

EFFICIENCY OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN AGRARIAN

AND INDUSTRIAL COMPLEX

Pyzhikova N. I.

Doctor of Economics, professor, Krasnoyarsk state agricultural university Russia, city of Krasnoyarsk Titova E.V.

Candidate of Economic Sciences, associate professor Ekonomika Krasnoyarsk state agricultural university Achinsk branch Russia, city of Achinsk Kozlov M. A.

Graduate student of Institute of economy and finance of agrarian and industrial complex

Krasnoyarsk state agricultural university Russia, city of Krasnoyarsk

Abstract: In article basics of an assessment of efficiency of small and medium business in agro-industrial complex are covered. And also the technique of an assessment of efficiency of the state support of small and medium business is given.

Keywords: small and medium business, efficiency, state support, agro-industrial complex. Эффективность - это мера достижения цели (полученный результат) при наиболее полном использовании условий и факторов, определяющих эту меру. Следовательно, рассматривая

исключительно результат деятельности, можно говорить лишь о ее результативности, а для определения эффективности необходимо сравнение полученных результатов и затрат на их достижение.

Применительно к системе государственной поддержки в широком смысле эффективность следует рассматривать как комплексную характеристику потенциальных и реальных результатов функционирования системы с учетом степени соответствия полученных результатов целям и задачам ее развития. При этом соответствие полученных результатов целям и задачам развития страны должно просматриваться не только в краткосрочной, но и в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Кроме того, эффективность государственной поддержки должна отражать как прямые результаты поддержки, так и побочные, объективно возникающие результаты. И если прямые результаты отражают полноту, целесообразность и последствия воплощенных в жизнедеятельность общества поставленных целей и задач государственной поддержки, то побочные результаты позволяют увидеть их обоснованность и обусловленность, степень их влияния на другие общественные явления.

В ходе исследования нами выделены различные виды эффективности государственной поддержки: экономическая, отражающая эффективность проводимой государством экономической политики, эффективность протекающих процессов и явлений (экономического роста, использование ресурсов, приватизации, инвестиций, государственного сектора экономики и т.д.); социальная, позволяющая определить эффективность социальной политики государства, решения социальных проблем жизнедеятельности общества, его различных групп и классов.

Главный критерий социальной эффективности государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса - повышение качества и уровня жизни человека; экологическую, связанную с использованием окружающей среды, реализацией природоохранных мер; внешнеэкономическую, отражающую взаимовыгодное экономическое сотрудничество с государствами на международной арене, в международном разделении труда, в области кредитно-денежных отношений, при обмене новейшими технологиями и т.д.

Проблема факторов эффективности государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса многоплановая. На уровне подсистем - экономической, социальной, политической, правовой - и субъектов Федерации общегосударственные факторы будут рассматриваться в качестве отправных посылок и рамочных условий в анализе эффективности управления. Непосредственным предметом анализа окажутся факторы, связанные со спецификой целей, стратегий и структурных форм организации власти и управления соответствующих подсистем и уровней. В ходе исследования нами были сформулированы общесистемные факторы эффективности государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.

По нашему мнению, эффективность государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса определяют четыре группы факторов:

• базовые ценности, стратегические цели государства, легитимные концепции и модели развития общественной системы; политический курс;

• организация системы государственной власти и управления и ее функционирование как единого организма; единые политическое и правовое пространства;

• состояние государственного аппарата, его приоритетные формы, методы и стиль управляющей деятельности; профессионализм; уровень доверия населения к властям и участия в управлении государством;

• экономическая, политическая, социальная стабильность (или нестабильность) общества.

Рассмотрим названные факторы.

Ценности - это обобщенные цели государства. В систему базовых входят и инструментальные ценности, выражающие одобряемые обществом средства достижения целей. Определенность базовых ценностей и признание их обществом (или его большинством) в качестве

основополагающих регуляторов поведения и деятельности - необходимое условие эффективного функционирования институтов власти и управления, включая нормативно-правовые механизмы.

Другим главным фактором эффективности государственной поддержки является организация системы власти и управления, ее функционирование как единого организма. Эффективность государственной поддержки обеспечивается, во-первых, реальной целостностью системы государственного поддержки, единством правил «игры» всех задействованных в них управляющих субъектов; во-вторых, правовой стабильностью и достаточно высокой правовой культурой; и наконец, в-третьих, высокой дееспособностью государственной власти на всех уровнях, а также местного самоуправления. Потенциал анализируемого фактора эффективности остается нереализованным.

Состояние государственного аппарата, качество его деятельности, уровень доверия населения к властям - не менее важный комплекс факторов, непосредственно влияющих на решение проблемы эффективности государственной поддержки. Понятие «государственный аппарат» в настоящем контексте используется в узком смысле в отличие от широкого, идентичного категории механизма государства. Государственный аппарат - это аппарат государственного управления; совокупность исполнительно-распорядительных управленческих органов. Он часть механизма государства, обеспечивающая вместе с другими государственными органами реализацию его функций управления. Эффективность государственной поддержки напрямую связана с наличием современной бюрократии, обладающей высоким профессионализмом, стратегическим инновационным мышлением, признающей в качестве приоритетного демократический стиль управляющей деятельности и руководствующейся государственным интересом.

В системе государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса предлагается применять единственный способ оценки эффективности - самостоятельную разработку стандартов измерения эффективности.

Наиболее актуальной проблемой в сфере оценки эффективности государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса становится проблема гармоничного совмещения рыночного и общественного подходов к оценке эффективности. В последние годы в западной и отечественной литературе проявляется тенденция говорить о "социальной экономии" и "социальной эффективности", противопоставляя эти выражения ранним и более узким значениям эффективности и производительности. Очевидно, это связано с ограниченностью применения рыночных методов оценки в сфере государственного управления, сменой управленческой парадигмы, актуализацией анализа социальных взаимодействий в ходе управленческого процесса, а также требованием оценки социальных эффектов управленческих решений.

Системы оценки эффективности государственного управления.

В предыдущие годы оценка эффективности государственного управления осуществлялась на основе введения в ходе бюджетной реформы системы бюджетирования, ориентированного на результат, БОР (Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 года).

Эффективность государственного воздействия на развитие сельского хозяйства может быть оценена с помощью показателей, отражающих степень достижения целей этого воздействия. Целевыми показателями эффективности являются:

- индекс производства продукции сельского хозяйства в целом, животноводства, растениеводства (к предыдущему году, в сопоставимых ценах, в хозяйствах всех категорий);

- индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

- располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности (в расчете на 1 члена хозяйства в месяц); доля российского производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко);

- коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях (тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны);

- индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий.

В то же время при оценке эффективности необходимо учитывать следующие отличительные особенности сельскохозяйственного производства:

- в сельском хозяйстве главным средством является земля, которая не амортизируется и, следовательно, не участвует в формировании себестоимости продукции;

- в то же время разный уровень природного плодородия и месторасположения способствуют образованию дифференцированного дохода (ренты);

- существенной спецификой данной отрасли является самопроизводство. Необходимая часть произведенной продукции не реализуется на сторону, а остается внутри хозяйства на цели воспроизводства;

- длительный кругооборот оборотных средств, авансированных в производство, вызванный естественными сельскохозяйственными производственными процессами, определяет неравномерность поступления выручки от реализации продукции и возможность оценки реального финансового результата хозяйственной деятельности предприятия лишь в конце года.

В сельском хозяйстве принято также различать следующие виды экономической эффективности:

- эффективность сельского хозяйства, как отрасли народного хозяйства;

- эффективность отдельных отраслей сельского хозяйства (растениеводство, животноводства, материально-техническое снабжение);

- эффективность производства отдельных сельскохозяйственных культур или видов животноводческой продукции;

- эффективность сельскохозяйственного производства предприятий; -эффективность структурных подразделений сельскохозяйственных предприятий;

- эффективность отдельных мероприятий - технических, организационных и организационно-технических.

К числу особо значимых направлений оценки эффективности реализации государственных программ поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и развития сельских территорий следует отнести проведение социологического мониторинга для определения социально-психологического климата сельских жителей, исследование определенных норм поведения участников производственного процесса, корректировка целевых показателей государственных программ на очередной год их реализации с целью достижения социальной стабильности среди сельского населения и, в конечном итоге, обеспечение эффективное функционирование всех участников программ.

Степень достижения целей Программы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса (Сд) определяется по формуле: Сд=Зф/Зп х 100 %, где:

Зф - фактическое значение индикатора (показателя) Программы;

Зп - плановое значение индикатора (показателя) Программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений).

Уровень финансирования реализации основных мероприятий Программы (Уф) определяется по формуле:

Уф=Фф/Фп х 100 %, где:

Фф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Программы;

Фп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.

Для оценки эффективности системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса при различных целевых установках предлагается модульная система, представленная в таблицах 1,2:

Таблица 1 - Критерии оценки эффективности государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе_

№ п/п Критерии

1 Результативность

2 Совместимость с правовыми и экономическими условиями

3 Точность (по объему финансирования и предотвращению нежелательных эффектов)

4 Оценка трансакционных издержек

5 Приспособляемость к изменяющимся условиям

6 Степень стимулирования инноваций и минимизации издержек

7 Надежность инвестиций

8 Потребность в регулировании и контролировании

Для оценки эффективности системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса при различных целевых установках предлагается модульная система:

Таблица 2 - Оценка системы поддержки малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе

Наименование элементов Критерии оценки (из таблицы 1) сумма

системы господдержки 1 2 3 4 5 6 7 8

Группа 1. Элементы,

определяющие принцип

поддержки

1. Надбавки к рыночной цене, 2 1 1 -1 1 0 0 -1

установленные законом

Группа 2. Элементы,

определяющие объем

поддржеки

1. Тип установления цены: абсолютный 2 2 1 -1 1 0 0 2

2. Адаптация заданных цен: 1 2 1 - - 1 1 0 1

раз в три года в зависимости

от целевых показателей,

закрепленная в законе связь с

результативностью

3. Продаваемость сертификатов: сертификаты 2 0 - - 0 - 2 0

не продаются

Группа 3. Элементы,

определяющие динамику

поддержки

1. Длительность: постоянная 2 - 1 - 0 0 0 2

поддержка на срок от 7 до 15

лет, ориентированная на срок

окупаемости

2. Интенсивность: зависит от 2 - 1 - 0 1 0 2

вида, результативности

достижения целевых

показателей, определяется в законе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дегрессия: зависит от целевых показателей,

принцип дегрессии закреплен в законе

Группа 4. Элементы, определяющие затраты_

1. Есть диверсификация поддержки по видам. Распространяется и на существующие на момент принятия закона

генерирующие объекты, и на введенные в эксплуатацию после

2. Субъекты, на которых возложена обязанность по поддержке: субъекты

оптового рынка и компании гарантирующие поставщики

3. Финансирование: все конечные потребители через надбавку к цене_

4. Механизм компенсации затрат: первоначально

расходы несут покупатели на оптовом рынке и компании -гарантирующие поставщики, окончательно - потребители

5. Адаптация затрат к изменению рыночных цен: нет

6. Трансакционные издержки: не выявление размеров надбавок, обеспечивающих окупаемость инвестиций, сервисные услуги на рынке, развитие инфраструктуры розничного рынка_

сумма

36

1

0

0

2

0

1

1

1

0

2

2

1

2

1

1

1

0

0

0

1

По горизонтали - номера критериев, по вертикали - номера модульных элементов.

Для положительной оценки по критериям функциональности принято допущение, что система закреплена в едином законе, несмотря на то, что наиболее вероятным настоящее время для России является закрепление в различных подзаконных актах. Именно принятие системы поддержки развития в едином законе имеет больший потенциал внедрения и исполнения, поскольку заинтересованные субъекты могут обращаться напрямую к нормам закона, а не подзаконных актов. Кроме того, формулирование в законе с большей степенью вероятности

позволяет предусмотреть полную корреспондированность прав и обязанностей субъектов и снизить вероятность того, что из-за отсутствия одного распоряжения или постановления система вновь не будет функционировать.

В таблице 2 приведены оценки прогнозируемой эффективности - общий результат 36 баллов близок к показателям эффективных систем поддержки стран Европы. Оцениваемый вариант системы поддержки развития ориентирован в первую очередь на достижение целевых показателей и простоту внедрения.

Таким образом, особую роль играет возможность адаптации заданных цен при достижении желаемых темпов развития. Эти факторы и определяют высокие оценки по первым двум критериям. Определение господдержки в законодательстве РФ соответствует мировому опыту. Кроме того, поддержка распространяется на все генерирующие объекты. Средние оценки по критерию «точность» связаны с распространением поддержки в данном варианте на уже существующие мощности, а также с возможными ошибками при установлении точных размеров надбавок.

Список литературы:

1. Экономические рычаги государственного регулирования деятельности предприятий агропромышленного // Н.И. Пыжикова, Е.В. Титова, М.А. Козлов. - Успехи современной науки. - 2015. - № 4

2. Критерии оценки эффективности государственной поддержки // Н.И. Пыжикова, Е.В. Титова, М.А. Козлов. - Успехи современной науки. - 2015. - № 3

3. Инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса на примере Красноярского края // Н.И. Пыжикова, Е.В. Титова, М.А. Козлов.- Краснояр. гос. аграр. унт. - Красноярск, 2015.

4. Пыжикова Н.И., Титова Е.В., Козлов М.А. Проблемы развития и функционирования малого и среднего бизнеса в России. // Materials of the X International scientific and practical conference, «Conduct of modern science», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.