Научная статья на тему 'Эффективность использования современных технологий в образовательном процессе'

Эффективность использования современных технологий в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хирургия / проблемно-ситуативное обучение. / surgery / problem-solving teaching

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Б.А. Абдурахманов, А.К. Баймагамбетов, М.Е. Жантеев

Решение задачи удовлетворения потребностей здравоохранения в высококвалифицированных и компетентных специалистах неразрывно связано с оптимизацией профессионального образования медицинских кадров. Современные потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах выдвигают определенные требования к их подготовке. В научной статье описываются пути развития использования инновационных, проблемно-ситуативных форм обучения в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Б.А. Абдурахманов, А.К. Баймагамбетов, М.Е. Жантеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF USING THE MODERN TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Solving the problem of healthcare needs in competent and highly-qualified specialists is connected with optimization of professional education of medical personnel. Medical needs of labour market in highly-qualified specialists demand the appropriate preparation. This scientific article describes the stages of developing the usage of innovative, problemsolving ways of teaching.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования современных технологий в образовательном процессе»

УДК 63:001.895(063)

Б.А. АБДУРАХМАНОВ, А.К. БАЙМАГАМБЕТОВ, М.Е. ЖАНТЕЕВ

Учебно-клиническая база Международного Казахско-Турецкого Университета им. Х.А.Ясави, кафедра хирургических

дисциплин и сердечно-сосудистой хирургии

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Решение задачи удовлетворения потребностей здравоохранения в высококвалифицированных и компетентных специалистах неразрывно связано с оптимизацией профессионального образования медицинских кадров. Современные потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах выдвигают определенные требования к их подготовке. В научной статье описываются пути развития использования инновационных, проблемно-ситуативных форм обучения в учебном процессе.

Ключевые слова: хирургия, проблемно-ситуативное обучение.

Медицинские кадры, являясь главной, наиболее ценной и значимой частью ресурсов здравоохранения, в конечном итоге обеспечивают результативность и эффективность деятельности как всей системы здравоохранения в целом, так и каждого ее структурного подразделения. Качество медицинской помощи населению определяется не только адекватностью организационных форм, состоянием материально -технической базы учреждений здравоохранения, но и наличием квалифицированных специалистов [1]. Как справедливо отмечают Щепин О.П. и соавт. (1988), эффективное функционирование любой национальной системы здравоохранения определяется ее кадровыми ресурсами.

Проблема подготовки медицинских кадров на современном этапе развития медицины стала чрезвычайно актуальной и приобрела особую важность и значимость, которая обусловлена стремительным прогрессом науки и техники, интенсивным развитием отраслей медицинской науки, резким увеличением объемов и потоков информации в области медицины, появлением новых медицинских технологий. Программа бакалавриатуры по хирургическим болезням предусматривает теоретическую и практикую подготовку на кафедре хирургических дисциплин. Задачей кафедры при этом является оптимальная подготовка студента -медика, с тем чтобы он приобрел нужный запас знаний для успешной работы в практическом здравоохранении. В связи с чем, мы полагаем, что теоретическая подготовка в период прохождения бакалавриатуры должна быть ведущей. Учитывая, что приобретаемые знания нуждаются в регулярной практической проверке, возникает вопрос - как применить полученные теоретические знания к хирургической работе. Это резонно наталкивает на поиск новых форм общения и связи преподавателя со студентами, на создание и применение на деле новых видов дидактики. Проверка знаний студентов-бакалавров большей части также осуществляется путем применения тестовых вопросов, ситуационных задач и деловых игр, которые позволяют преподавателю совершенствовать практические занятия. Одной из форм наиболее прогрессивного и динамичного обучения являются деловые игры. Проведение деловых игр является своего рода формой проверки полученных знаний, уровня теоретической подготовки. Различают типовое и вариантное решение практического вопроса. При первом - типовом, может быть какое-то одно решение как наиболее частое, а при втором варианте студент указывает возможное, вариантное решение и

выбирает для этого наиболее оптимальный путь с последующим его теоретическим обоснованием. Деловые игры со студентами бакалаврами проводили следующим образом: расстановка сил и участников (студенты-хирурги), назначение дублеров; затем составление плана игры и определение каждому участнику свою программу, благодаря чему вся группа участвует в игре [2]. Каждый участник имеет свое задание, которое выполняется по ходу игры. Также условиями игры было предусмотрено решение задания в двух вариантах: в первом типовом - с вынесением одного решения и втором - вариантном, нетипичном, возможном решении задания. Первоначально шла разработка полученной темы в течение 15 мин., далее проводили выполнение всех заданий, их проверка с последующим разбором. Кардинальным моментом деловой игры является проверка преподавателем всех инструкций у участников, в также у дублеров. При этом для проверки решений отводится минимальное количество времени: решения принимаются исполнителями и сразу же анализируются, причем к этому привлекается вся группа. При разборе результатов задания руководитель уделяет внимание и смежным вопросам, которые логически исходят от основной темы и могут остаться в тени в практической работе хирурга и его помощников. В ходе игры выясняются творческие возможности исполнителей, их деловые качества, как организаторов здравоохранения, врачей-клиницистов. Обсуждать результаты игры начинает руководитель группы - педагог. Он повторяет обстановку, зачитывает ситуационную задачу, цели, ход деловой игры. Руководитель при этом является активным участником и создателем вариантных ситуаций, душой всей игры. В решении и разборе деловых задач большую роль играет использование технических средств обучения -наглядных пособий, видеофильмов, слайдов. Данные слайдов, наглядных пособий или фрагменты из кинофильмов могут служит материалом для создания типовой и возможной вариантной ситуации. В этом случае дается задание по определенному фрагменту кинофильма. Участники игры - хирург, анестезиолог и ассистенты, проводят решение и определяют план действия. Через 30 мин проводится проверка решений с последующим разбором. Подобный анализ на практических занятиях является особенно полезным и проводится с учетом возможностей различных вариантных решений. Приводим пример деловой игры по теме: «Портальная гипертензия». В сценарии по данной теме указываются цели и задачи игры,

направленные на отработку диагностических критериев, выбора метода хирургической операции, определение возможных осложнений и пути их коррекции. Руководитель сообщает ситуационную задачу, данные о больном, поступившем в хирургическое отделение клиники.

Больной Х., 23 лет поступил с жалобами на тяжесть и боли в левом подреберье, общую слабость, увеличение объема живота, уменьшение количества выделяемой мочи. Из анамнеза: год назад произведена операция портосистемного шунтирования с наложением дистального спленоренального анастомоза с сохранением селезенки, камера анастомоза до 1,2 см. Послеоперационное течение гладкое. На спленопортографии - функционирующий дистальный спленоренальный анастомоз. На контрольной эзофагогастродуоденофиброскопии - отмечается варикозное расширение вен нижней трети пищевода I степени. За 3 месяца до поступления появился и стал нарастать асцит, самостоятельно принимал диуретики, однако добиться адекватного диуреза не смог. Дано задание эндоскописту, рентгенологу, врачу лаборатории ультразвука, врачу-лаборанту, хирургу, анестезиологу и трем ассистентам хирурга.Через 30 мин группа докладывает о результатах осмотра больного.

Помощник хирурга сообщает: состояние больного при поступлении средней тяжести, тяжесть обусловлена выраженностью отечно -асцитического синдрома. Живот резко увеличен в размерах, напряжен. Врач-эхографист сообщает о выявленных диффузных изменениях паренхимы печени с атрофией ее правой доли, большое количество свободной жидкости в брюшной полости, из-за которой визуализировать область анастомоза не представляется возможным. Врач эндоскопист докладывает о наличии варикозно расширенных вен I степени нижней трети пищевода, высказывает мнение о возможности проведения эндоскопической

склеротерапии 3% раствором тромбовара с целью превентивной терапии для профилактики угрозы кровотечения из варикозных вен. Доклад анестезиолога: ЦВД - 30 мм.водн.ст., определяет возможность обезболивания и вид анестезии при запланировании спленопортографии или же оперативного вмешательства. Выступление рентгенолога: произведена спленопортография под местной анаестезией раствором новокаина 0,25%-20,0 путем прокола пульпы селезенки в IX межреберье по задней подмышечной линии. Отмечен функционирующий спленоренальный дистальный анастомоз, камера анастомоза 1,2 см. Доклад врача -лаборанта: анализы крови - эритроциты 4,5х10/12/л, гемоглобин - 122 г/л, тромбоциты 162х10/9/л, лейкоциты - 4,0х10/12/9/л, палочкоядерные лейкоциты - 13%, сегментоядерные - 53%, лимфоциты - 22%, СОЭ -36 мм/час. Билирубин составлял 58,8 ммоль/л, прямой -25,5 ммоль/л, общий белой - 65,2 г/л, АСТ - 107 н/моль/л, АЛТ - 218 н/моль/л, альбумины 41,6 г/л, глобулины 58,4 г/л, А/Г коэффициент - 0,62, тимоловая проба 13,44 ед.

Далее проблему решает хирург: больному производится операция перитонеоатриального шунтирования с

клапаном Левина. Печень крупнобугристая с атрофией правой доли. Селезенка умеренных размеров. В области ее ворот, выраженный локальный спаечный процесс, из-за которого четко дифференцировать область анастомоза не представляется возможным. Интраоперационно эвакуировано до 8 литров прозрачной асцитической жидкости. Абдоминальный катетер проведен по ходу правого бокового канала до уровня входа в малый таз. Венозный катетер проведен через внутреннюю яремную вену справа до уровня правого предсердия. Пущен ток, шунт нормально функционирует. Назначенные педагогом дублеры решают задачу ведения больного в послеоперационном периоде: послеоперационный период протекал относительно гладко. Имело место кратковременное нарастание активности цирротического процесса, которое купировано консервативными мероприятиями. В течение первой недели применяли диуретики по схеме, затем постепенно полностью отменены. Диурез самостоятельный, адекватный. Больной в относительно удовлетворительном состоянии выписан домой. Повторно осмотрен через 3 месяца - диуретиков не принимает, асцит не нарастает. Каждый из участников во время деловой игры дает анализ проведенному иссле д о ва н ию с ука за н ие м ва р иа нто в но р м ы, со стоянию исследуемого органа при патологии, возможные осложнения; указывает особенности анатомического строения, физиологии; указываются возможные варианты оперативного пособия, осложнения, меры предупреждения осложнений и их лечение. При решении вопросов оперативного лечения педагог требует от хирурга, анестезиолога и помощников, а также от дублеров, т.е. от всей группы, вариантных решений, учитывающих различные состояния пациента и течения заболевания. Вся группа активно, творчески участвует в решении проблемно-ситуативных задач. После подробного анализа педагог представляет слово хирургу, который давая заключение на проведенную операцию на основании анализа, отмечает возможный ход выздоровления больного: в приведенном случае даже при адекватно функционирующем анастомозе с достаточной портальной декомпрессией, в отдельных случаях можно наблюдать усиление асцито -ликворопродукции и при недостаточности функции насасывающих люков диафрагмы это может привести к диуретикорезистентным формам асцита, что видимо, можно связать с усилением гипоксии тканей вследствие выраженной декомпрессии сосудов портальной системы, а также присоединением инфицирования асцитической жидкости. В подобных случаях нельзя снимать со счетов возможность адекватного купирования асцитического синдрома с помощью перитонеоатриального шунтирования. Деловые игры при проведении занятий раскрывают большие возможности творческой активности участников. Такого рода проблемно-ситуативное обучение позволяет

положительно решить целый ряд задач стоящих перед педагогом высшего учебного заведения и способствует дальнейшему развитию программированного обучения и контроля зна ний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Денисов И.Н., Мелешко В.П. Медицинские кадры России // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - М.: 1996. - №2. - С.30-33.

2 ^.С.Бураханова, А.С. Бураханова Использование новых технологий в образовательном процессе // Вестник КазНМУ. -Алматы: 2012. - №4. - С. 348-350.

Б.А. АБДУРАХМАНОВ, А.К. БАЙМАГАМБЕТОВ, М.Е. ЖАНТЕЕВ

Б1Л1М БЕРУ УДЕРЮНДЕП ЗАМАНАУИ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ^ОДЛАНУ ТИ1МД1Л1П

Тушн: Денсаулы; сактаудыц кажеттмт жогарыквалификациялы; жэне к^зыретп мамандарга сузанысы бойынша, медициналы; кадрларды дайындаумен пкелей байланысты. Заманауи е цбек наргыныц с^ранысы жогарыквалификациялы; мамандарды дайындауга белriлi талаптары бар. Еылыми макалада о;у процесанде инновациялы;, ситуациялык-есептердi дамьту жа гдайында окытылады. T^^i сездер: хирургия, ситуациялык-есепт о;ыту

B.A. ABDURAHMANOV, A.K. BAIMAGAMBETOV, M.E. ZHANTEEV

THE EFFICIENCY OF USING THE MODERN TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Resume:Solvng the problem of healthcare needs in competent and highly-qualified specialists is connected with optimization of professional education of medical personnel. Medical needs of labour market in highly-qualified specialists demand the appropriate preparation. This scientific article describes the stages of developing the usage of innovative, problem - solang ways of teaching. Keywords: surgery, problem-soling teaching

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.