УДК 63:001.895(063)
Б.А. АБДУРАХМАНОВ, А.К. БАЙМАГАМБЕТОВ, М.Е. ЖАНТЕЕВ
Учебно-клиническая база Международного Казахско-Турецкого Университета им. Х.А.Ясави, кафедра хирургических
дисциплин и сердечно-сосудистой хирургии
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Решение задачи удовлетворения потребностей здравоохранения в высококвалифицированных и компетентных специалистах неразрывно связано с оптимизацией профессионального образования медицинских кадров. Современные потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах выдвигают определенные требования к их подготовке. В научной статье описываются пути развития использования инновационных, проблемно-ситуативных форм обучения в учебном процессе.
Ключевые слова: хирургия, проблемно-ситуативное обучение.
Медицинские кадры, являясь главной, наиболее ценной и значимой частью ресурсов здравоохранения, в конечном итоге обеспечивают результативность и эффективность деятельности как всей системы здравоохранения в целом, так и каждого ее структурного подразделения. Качество медицинской помощи населению определяется не только адекватностью организационных форм, состоянием материально -технической базы учреждений здравоохранения, но и наличием квалифицированных специалистов [1]. Как справедливо отмечают Щепин О.П. и соавт. (1988), эффективное функционирование любой национальной системы здравоохранения определяется ее кадровыми ресурсами.
Проблема подготовки медицинских кадров на современном этапе развития медицины стала чрезвычайно актуальной и приобрела особую важность и значимость, которая обусловлена стремительным прогрессом науки и техники, интенсивным развитием отраслей медицинской науки, резким увеличением объемов и потоков информации в области медицины, появлением новых медицинских технологий. Программа бакалавриатуры по хирургическим болезням предусматривает теоретическую и практикую подготовку на кафедре хирургических дисциплин. Задачей кафедры при этом является оптимальная подготовка студента -медика, с тем чтобы он приобрел нужный запас знаний для успешной работы в практическом здравоохранении. В связи с чем, мы полагаем, что теоретическая подготовка в период прохождения бакалавриатуры должна быть ведущей. Учитывая, что приобретаемые знания нуждаются в регулярной практической проверке, возникает вопрос - как применить полученные теоретические знания к хирургической работе. Это резонно наталкивает на поиск новых форм общения и связи преподавателя со студентами, на создание и применение на деле новых видов дидактики. Проверка знаний студентов-бакалавров большей части также осуществляется путем применения тестовых вопросов, ситуационных задач и деловых игр, которые позволяют преподавателю совершенствовать практические занятия. Одной из форм наиболее прогрессивного и динамичного обучения являются деловые игры. Проведение деловых игр является своего рода формой проверки полученных знаний, уровня теоретической подготовки. Различают типовое и вариантное решение практического вопроса. При первом - типовом, может быть какое-то одно решение как наиболее частое, а при втором варианте студент указывает возможное, вариантное решение и
выбирает для этого наиболее оптимальный путь с последующим его теоретическим обоснованием. Деловые игры со студентами бакалаврами проводили следующим образом: расстановка сил и участников (студенты-хирурги), назначение дублеров; затем составление плана игры и определение каждому участнику свою программу, благодаря чему вся группа участвует в игре [2]. Каждый участник имеет свое задание, которое выполняется по ходу игры. Также условиями игры было предусмотрено решение задания в двух вариантах: в первом типовом - с вынесением одного решения и втором - вариантном, нетипичном, возможном решении задания. Первоначально шла разработка полученной темы в течение 15 мин., далее проводили выполнение всех заданий, их проверка с последующим разбором. Кардинальным моментом деловой игры является проверка преподавателем всех инструкций у участников, в также у дублеров. При этом для проверки решений отводится минимальное количество времени: решения принимаются исполнителями и сразу же анализируются, причем к этому привлекается вся группа. При разборе результатов задания руководитель уделяет внимание и смежным вопросам, которые логически исходят от основной темы и могут остаться в тени в практической работе хирурга и его помощников. В ходе игры выясняются творческие возможности исполнителей, их деловые качества, как организаторов здравоохранения, врачей-клиницистов. Обсуждать результаты игры начинает руководитель группы - педагог. Он повторяет обстановку, зачитывает ситуационную задачу, цели, ход деловой игры. Руководитель при этом является активным участником и создателем вариантных ситуаций, душой всей игры. В решении и разборе деловых задач большую роль играет использование технических средств обучения -наглядных пособий, видеофильмов, слайдов. Данные слайдов, наглядных пособий или фрагменты из кинофильмов могут служит материалом для создания типовой и возможной вариантной ситуации. В этом случае дается задание по определенному фрагменту кинофильма. Участники игры - хирург, анестезиолог и ассистенты, проводят решение и определяют план действия. Через 30 мин проводится проверка решений с последующим разбором. Подобный анализ на практических занятиях является особенно полезным и проводится с учетом возможностей различных вариантных решений. Приводим пример деловой игры по теме: «Портальная гипертензия». В сценарии по данной теме указываются цели и задачи игры,
направленные на отработку диагностических критериев, выбора метода хирургической операции, определение возможных осложнений и пути их коррекции. Руководитель сообщает ситуационную задачу, данные о больном, поступившем в хирургическое отделение клиники.
Больной Х., 23 лет поступил с жалобами на тяжесть и боли в левом подреберье, общую слабость, увеличение объема живота, уменьшение количества выделяемой мочи. Из анамнеза: год назад произведена операция портосистемного шунтирования с наложением дистального спленоренального анастомоза с сохранением селезенки, камера анастомоза до 1,2 см. Послеоперационное течение гладкое. На спленопортографии - функционирующий дистальный спленоренальный анастомоз. На контрольной эзофагогастродуоденофиброскопии - отмечается варикозное расширение вен нижней трети пищевода I степени. За 3 месяца до поступления появился и стал нарастать асцит, самостоятельно принимал диуретики, однако добиться адекватного диуреза не смог. Дано задание эндоскописту, рентгенологу, врачу лаборатории ультразвука, врачу-лаборанту, хирургу, анестезиологу и трем ассистентам хирурга.Через 30 мин группа докладывает о результатах осмотра больного.
Помощник хирурга сообщает: состояние больного при поступлении средней тяжести, тяжесть обусловлена выраженностью отечно -асцитического синдрома. Живот резко увеличен в размерах, напряжен. Врач-эхографист сообщает о выявленных диффузных изменениях паренхимы печени с атрофией ее правой доли, большое количество свободной жидкости в брюшной полости, из-за которой визуализировать область анастомоза не представляется возможным. Врач эндоскопист докладывает о наличии варикозно расширенных вен I степени нижней трети пищевода, высказывает мнение о возможности проведения эндоскопической
склеротерапии 3% раствором тромбовара с целью превентивной терапии для профилактики угрозы кровотечения из варикозных вен. Доклад анестезиолога: ЦВД - 30 мм.водн.ст., определяет возможность обезболивания и вид анестезии при запланировании спленопортографии или же оперативного вмешательства. Выступление рентгенолога: произведена спленопортография под местной анаестезией раствором новокаина 0,25%-20,0 путем прокола пульпы селезенки в IX межреберье по задней подмышечной линии. Отмечен функционирующий спленоренальный дистальный анастомоз, камера анастомоза 1,2 см. Доклад врача -лаборанта: анализы крови - эритроциты 4,5х10/12/л, гемоглобин - 122 г/л, тромбоциты 162х10/9/л, лейкоциты - 4,0х10/12/9/л, палочкоядерные лейкоциты - 13%, сегментоядерные - 53%, лимфоциты - 22%, СОЭ -36 мм/час. Билирубин составлял 58,8 ммоль/л, прямой -25,5 ммоль/л, общий белой - 65,2 г/л, АСТ - 107 н/моль/л, АЛТ - 218 н/моль/л, альбумины 41,6 г/л, глобулины 58,4 г/л, А/Г коэффициент - 0,62, тимоловая проба 13,44 ед.
Далее проблему решает хирург: больному производится операция перитонеоатриального шунтирования с
клапаном Левина. Печень крупнобугристая с атрофией правой доли. Селезенка умеренных размеров. В области ее ворот, выраженный локальный спаечный процесс, из-за которого четко дифференцировать область анастомоза не представляется возможным. Интраоперационно эвакуировано до 8 литров прозрачной асцитической жидкости. Абдоминальный катетер проведен по ходу правого бокового канала до уровня входа в малый таз. Венозный катетер проведен через внутреннюю яремную вену справа до уровня правого предсердия. Пущен ток, шунт нормально функционирует. Назначенные педагогом дублеры решают задачу ведения больного в послеоперационном периоде: послеоперационный период протекал относительно гладко. Имело место кратковременное нарастание активности цирротического процесса, которое купировано консервативными мероприятиями. В течение первой недели применяли диуретики по схеме, затем постепенно полностью отменены. Диурез самостоятельный, адекватный. Больной в относительно удовлетворительном состоянии выписан домой. Повторно осмотрен через 3 месяца - диуретиков не принимает, асцит не нарастает. Каждый из участников во время деловой игры дает анализ проведенному иссле д о ва н ию с ука за н ие м ва р иа нто в но р м ы, со стоянию исследуемого органа при патологии, возможные осложнения; указывает особенности анатомического строения, физиологии; указываются возможные варианты оперативного пособия, осложнения, меры предупреждения осложнений и их лечение. При решении вопросов оперативного лечения педагог требует от хирурга, анестезиолога и помощников, а также от дублеров, т.е. от всей группы, вариантных решений, учитывающих различные состояния пациента и течения заболевания. Вся группа активно, творчески участвует в решении проблемно-ситуативных задач. После подробного анализа педагог представляет слово хирургу, который давая заключение на проведенную операцию на основании анализа, отмечает возможный ход выздоровления больного: в приведенном случае даже при адекватно функционирующем анастомозе с достаточной портальной декомпрессией, в отдельных случаях можно наблюдать усиление асцито -ликворопродукции и при недостаточности функции насасывающих люков диафрагмы это может привести к диуретикорезистентным формам асцита, что видимо, можно связать с усилением гипоксии тканей вследствие выраженной декомпрессии сосудов портальной системы, а также присоединением инфицирования асцитической жидкости. В подобных случаях нельзя снимать со счетов возможность адекватного купирования асцитического синдрома с помощью перитонеоатриального шунтирования. Деловые игры при проведении занятий раскрывают большие возможности творческой активности участников. Такого рода проблемно-ситуативное обучение позволяет
положительно решить целый ряд задач стоящих перед педагогом высшего учебного заведения и способствует дальнейшему развитию программированного обучения и контроля зна ний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Денисов И.Н., Мелешко В.П. Медицинские кадры России // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - М.: 1996. - №2. - С.30-33.
2 ^.С.Бураханова, А.С. Бураханова Использование новых технологий в образовательном процессе // Вестник КазНМУ. -Алматы: 2012. - №4. - С. 348-350.
Б.А. АБДУРАХМАНОВ, А.К. БАЙМАГАМБЕТОВ, М.Е. ЖАНТЕЕВ
Б1Л1М БЕРУ УДЕРЮНДЕП ЗАМАНАУИ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ^ОДЛАНУ ТИ1МД1Л1П
Тушн: Денсаулы; сактаудыц кажеттмт жогарыквалификациялы; жэне к^зыретп мамандарга сузанысы бойынша, медициналы; кадрларды дайындаумен пкелей байланысты. Заманауи е цбек наргыныц с^ранысы жогарыквалификациялы; мамандарды дайындауга белriлi талаптары бар. Еылыми макалада о;у процесанде инновациялы;, ситуациялык-есептердi дамьту жа гдайында окытылады. T^^i сездер: хирургия, ситуациялык-есепт о;ыту
B.A. ABDURAHMANOV, A.K. BAIMAGAMBETOV, M.E. ZHANTEEV
THE EFFICIENCY OF USING THE MODERN TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS
Resume:Solvng the problem of healthcare needs in competent and highly-qualified specialists is connected with optimization of professional education of medical personnel. Medical needs of labour market in highly-qualified specialists demand the appropriate preparation. This scientific article describes the stages of developing the usage of innovative, problem - solang ways of teaching. Keywords: surgery, problem-soling teaching