Научная статья на тему 'Эффективность использования информационных технологий в профессиональной подготовке'

Эффективность использования информационных технологий в профессиональной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голицына И. Н.

Выделяются четыре уровня изучения информационных технологий, на каждом из которых возможно решение образовательных задач, важных в условиях информатизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голицына И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of using information technologies in professional training

Four levels of information technologies application are singled out in education. It is possible to solve important educational tasks at every stage of the level. The author shows the significance of this means of teaching with society informatization rising.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования информационных технологий в профессиональной подготовке»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №2-3(9-10)

УДК 378.147

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

© И.Н.Голицына

Выделяются четыре уровня изучения информационных технологий, на каждом из которых возможно решение образовательных задач, важных в условиях информатизации общества.

В условиях информатизации общества перед профессиональным образованием стоит задача подготовки специалистов к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий (ИТ). Для успешного решения этой задачи необходимо соблюдение следующих условий [1]:

• Учет изменения особенностей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества при постановке целей и задач обучения.

• Содержание образования должно соответствовать современному уровню развития науки и техники в их предметной области и иметь прогностический характер.

• Обеспечение преподавателей и студентов открытым и удобным доступом к информации и коммуникационным ресурсам всех видов.

• Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов и творческого труда преподавателей.

• Расширение содержания образования включением аспектов человеческих связей и динамических действий в контексте конкретной профессиональной деятельности.

• Гуманизация общего образования и воспитания.

Широкое внедрение и использование ИТ в образовании является одним из необходимых условий успешной жизни и профессиональной деятельности людей в условиях информатизации. Этот процесс должен проходить так, чтобы достигать следующих целей образования в условиях информационного общества:

• формирование у обучаемых взгляда на образование, как на процесс, который не прекращается в течение всей профессиональной деятельности,

• формирование способности и привычки к постоянному самообразованию с использованием информационных ресурсов, которые предоставляются информационным обществом.

На фоне падения уровня общеобразовательной подготовки в современном общем и профессиональном образовании и устойчивого интереса

молодежи к ИТ, использование их ресурсов может эффективно способствовать решению многих задач образования, в том числе и таких важных, как

• формирование научного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и техники;

• развитие творческих способностей личности.

Для того, чтобы четко определить, какие цели могут быть достигнуты при внедрении ИТ в образование, необходимо выделить четыре уровня изучения ИТ, которым соответствуют четыре уровня использования ИТ при изучении общеобразовательных и профессиональных дисциплин [2] .

Изучение ИТ возможно на разных уровнях в зависимости от следующих факторов:

• целей образования (профессиональное или общее),

• профилизации образования (общеобразовательная, профильная или специализированная подготовка),

• уровня подготовки студентов в области ИТ.

Можно выделить четыре уровня, на которых

проводится изучение ИТ :

• первый - уровень знакомства с аппаратными средствами компьютерных систем и прикладным программным обеспечением общего назначения;

• второй - уровень использования прикладного программного обеспечения общего назначения;

• третий - уровень использования прикладного программного обеспечения специального назначения, в том числе систем и языков программирования;

• четвертый - профессиональный уровень изучения аппаратных средств компьютерных систем и использования системного и прикладного профессионального программного обеспечения.

Изучение ИТ на двух первых уровнях является в настоящее время частью общеобразовательной подготовки студентов практически всех

специальностей, оно должно способствовать формированию у студентов взгляда на образование, как на процесс, который не прекращается в течение всей профессиональной деятельности и способности и привычки к самообразованию.

Обобщение педагогического опыта показывает, что для успешного изучения ИТ на первом и втором уровнях при организации обучения важно обеспечить:

1. Обучение интерфейсу с компьютерными программными средствами и профессиональными системами является важной частью обучения использованию прикладного программного обеспечения общего назначения. Как показывает опыт преподавания, студенты, освоившие способ интерфейса с программным средством, быстро преодолевают затруднения, возникающие при работе с ним, и без труда осваивают программные средства другого целевого назначения с аналогичным интерфейсом. И наоборот, средства одинакового целевого назначения с разными формами интерфейса осваиваются каждый раз как неизвестные. Основные условия обучения человека эффективному интерфейсу с компьютером [1]:

• создание у обучаемых реального представления о работе вычислительной техники в целом и конкретного программного средства, в частности;

• создание у обучаемых положительного отношения к компьютеру и конкретному программному средству.

Первое условие может выполняться только в том случае, когда учебное содержание включает в себя математические, логические, физические и технические основы вычислительной техники и современных средств связи. Поэтому полноценное качественное обучение основам ИТ не может осуществляться без формирования у студентов естественно-научной образовательной базы и научного мировоззрения. Второе необходимое условие эффективного интерфейса требует создания у обучаемых положительного эмоционального отношения к компьютерной технике, как к объекту коммуникации. Преодоление психологического барьера при работе с компьютером является не просто желательным, но и необходимым условием эффективного интерфейса. Особенно актуальным это требование становится при обучении взрослых студентов заочного отделения, не имеющих опыта работы с компьютерной техникой.

2. Индивидуальный подход к обучению студентов. Подготовка студентов в этой области может различаться в зависимости от следующих условий: уровня преподавания информатики в средней школе, который связан с существова-

нием нескольких стандартов информатики и с различным уровнем оснащения школ компьютерной техникой, наличия компьютера в семье, личных интересов и склонностей студентов, практики работы с вычислительной техникой и т.д. Поэтому должны иметь возможность заниматься в индивидуальном темпе; при необходимости пропускать известные им разделы курса, выполнять индивидуальные творческие задания и т. д.

3. Развитие навыков самостоятельной работы, которые необходимы студентам в будущей профессиональной деятельности с использованием информационных технологий.

4. Развитие профессионально значимых для работы с компьютером качеств: внимательного чтения, понимания компьютерной терминологии, точного выполнения необходимых действий, осознания результатов своей деятельности, точности и аккуратности при работе с ресурсами компьютера и компьютерной сети, прилежания.

Выполнение этих условий возможно при модульном построении соответствующих учебных курсов и создании учебно-методических комплексов, позволяющих обеспечить индивидуализацию обучения и организовать самостоятельную работу студентов на учебных занятиях [3]. Учебно-методические комплексы могут состоять из нескольких частей, среди которых могут быть пособия для использования на лекционных, практических занятиях, пособие для преподавателя, диски с учебными файлами.

При изучении ИТ на третьем уровне изучение языков и систем программирования является составной частью профессиональной и общеобразовательной подготовки студентов технических специальностей. Программирование, как немногие дисциплины в современном образовании, имеет потенциал по включению в обучение элементов творческой, продуктивной учебной деятельности, которые должны способствовать развитию творческих способностей студентов. Под учебными творческими задачами понимаются такие задачи, для решения которых учащиеся не имеют готовых учебных приемов и способов. Такой задачей может стать составление алгоритма с новым для учащегося условием с использованием неизвестных ему способов алгоритмизации. При составлении творческих задач важно, чтобы условия задачи были сформулированы в одной области знания, а предполагаемое решение находилось бы в другой. При преподавании программирования отбор учебного материала для составления творческих задач можно осуществить через межпредметные связи

И. Н. ГОЛИЦЫНА

с другими дисциплинами. Как показали наши исследования, готовность и способность к выполнению заданий творческого характера демонстрируют студенты с высоким уровнем мотивации учения, которые, как правило, демонстрируют и высокий уровень усвоения знаний в предметной области дисциплины. Эти результаты подтверждают выводы, полученные нами ранее: успешность использования ИТ в образовании в значительной степени зависит от психологических особенностей обучаемых, которые определяют мотивацию к учению, их работоспособности и прилежания [4]. Таким образом, повышение мотивации учения необходимо для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов, формирования способности и привычки к самообразованию, которое является необходимым условием успешной профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

Изучение ИТ на четвертом уровне входит в содержание профессиональной подготовки специалистов в области информационных техноло-

гий. Профессиональная информационная среда таких специалистов подвержена стремительным изменениям, поэтому решение перечисленных образовательных задач на первых трех уровнях изучения ИТ является для них особенно актуальным. Построение содержания учебных дисциплин для специальностей, связанных с внедрением и обслуживанием информационных технологий, должно быть основано на следующих принципах [1]:

• соответствие содержания учебных дисциплин современному развитию информационных технологий;

• прогностический характер содержания;

• учет характера труда будущих специалистов и его изменения в условиях информатизации;

• соблюдение формы представления информации, соответствующей конкретной про-

фессиональной деятельности.

Таблица 1.

Решение образовательных задач на разных

Уровни внедрения информационных технологий в образование в зависимости от целей образования

Уровень Подготовка к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества Формирование способности и привычки к самообразованию Развитие творческих способностей студентов Формирование научного мировоззрения

Первый Знакомство с аппаратными средствами компьютерных систем и прикладным программным обеспечением общего назначения Индивидуальный подход к обучению студентов Развитие навыков самостоятельной работы Развитие профессионально значимых для работы с компьютером качеств Знакомство с понятиями, закономерностями и проявлениями естественонауч-ных законов в микро- и макромире с использованием электронных учебников и Интернет

Второй Использование прикладного программного обеспечения общего назначения Знакомство с методами исследования различных природных объектов, использование автоматизированных обучающих систем и Интернет

Третий Использование прикладного программного обеспечения специального назначения Выполнение творческих упражнений в рамках взаимосвязи информационных технологий с общеобразовательными и специальными дисциплинами Использование естественнонаучных знаний в профессиональных и технических дисциплинах для решения задач с использованием вычислительной техники

Четвертый Изучение профессионального программного обеспечения Исследование природных объектов и явлений с проведением модельных расчетов и использованием информационных ресурсов Интернет

Обучение на каждом из четырех уровней позволяет достигать целей образования, важных для подготовки специалистов к жизни и деятельности в условиях информационного общества. В таблице 1 представлены уровни внедрения информационных технологий в образование, и показаны те образовательные задачи, решение которых возможно на каждом из них. Первые два уровня являются частью общеобразовательной подготовки студентов всех специальностей, и обучение на этих уровнях должно быть построено так, чтобы формировать у студентов способность и привычку к самообразованию, способствовать формированию научного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и техники в XXI веке. Третий и четвертый уровень внедрения ИТ в образование являются частью специальной и профессиональной подготовки студентов технических и естественно-научных специальностей. Профессиональная информационная среда этих специалистов обновляется особенно стремительно, поэтому для них особенно актуально решение перечисленных образовательных задач на первых двух уровнях, и кроме того, необходимо использование потенциала ИТ по включению в учебный процесс элементов творческой деятельности, что должно способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей студентов, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях информационного общества. Использование новых информационных технологий и информационных ресурсов Интернет в условиях бурной информатизации всех сфер деятельности, в том числе и образования, позволяет

вывести во взаимосвязи с ИТ и преподавание естественно-научных дисциплин на современный уровень, повысить мотивацию студентов к ее изучению, показать живой и развивающийся характер современных наук о природе [5].

1. Голицына И.Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование // Educational Technology & Society, 3(3), 2000, ISSN 1436-4522, P.538-547. http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v6_i3/html/2.h tml

2. Голицына И.Н. Решение образовательных задач на основе четырехуровневой структуры внедрения информационных технологий // Educational Technology & Society 9(3), 2006, ISSN 1436-4522, P.269-275.

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v9_i4/html/4.h

tml

3. Обухова М.Ю., Голицына И.Н. Учебно-методический комплекс по информатике: опыт разработки и использования // Educational Technology & Society, 4(3), 2001, ISSN 1436-4522, P.205-209. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v4_i3/html/5.h tml

4. Голицына И.Н. Эффективное управление учебной

деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий. // Educational

Technology & Society, 6(2), 2003, ISSN 1436-4522, P.77-83.

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v6_i2/html/Lh

tml

5. Голицына И.Н. Формирование научного мировоз-

зрения учащихся в условиях информатизации образования. //Инновационные образовательные

технологии, 2006, №1(5), C.29-34.

THE EFFECTIVENESS OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING

I.N.Golitsyna

Four levels of information technologies application are singled out in education. It is possible to solve important educational tasks at every stage of the level. The author shows the significance of this means of teaching with society informatization rising.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.