Научная статья на тему 'Эффективность деятельности пресс-службы в условиях полисубъективности коммуникативной среды'

Эффективность деятельности пресс-службы в условиях полисубъективности коммуникативной среды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
579
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / МАССМЕДИА / ПРЕСС-СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PUBLIC RELATIONS / MEDIA / PRESS OFFICE / PRESS RELEASE / PROFESSIONAL CULTURE / CHELYABINSK METEORITE / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олешко Владимир Федорович

Анализируется проблематика расширения полисубъектности коммуникативной среды PR в условиях глобализации и перманентной интенсификации информационных потоков. Автор акцентирует внимание прежде всего на негативных тенденциях, обусловленных непрофессионализмом PR-специалистов, предлагает варианты, способствующие повышению эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Efficiency of the Press-service in the Context of Polysubjectness of the Communicative Environment

The article analyzes the problems of expansion of a poly-subject-ness of the communicative environment of PR in the context of globalization and permanent intensification of information flows. The author focuses primarily on the negative trends caused by the lack of professionalism of PR specialists, offers options that improve the efficiency of their operations. In particular, it is an example of how the history of the Chelyabinsk meteorite, used within a system of organized PR-company, helped the Associate Professor at Ural Federal University to get into the top 10 most important people in the world by the American magazine «Nature».

Текст научной работы на тему «Эффективность деятельности пресс-службы в условиях полисубъективности коммуникативной среды»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 9 (391). Филологическиенауки. Вып. 102. С. 126-133.

УДК 070.11 + 174 + 316.776.2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСС-СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ

В. Ф. Олешко

Уральский федеральныйуниверситет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия

Анализируется проблематика расширения полисубъектности коммуникативной среды РЯ в условиях глобализации и перманентной интенсификации информационных потоков. Автор акцентирует внимание прежде всего на негативных тенденциях, обусловленных непрофессионализмом РЯ-специалистов, предлагает варианты, способствующие повышению эффективности их деятельности.

Ключевые слова: паблик рилейшнз, массмедиа, пресс-служба, профессиональная культура, эффективность.

Глобализация как один из главных трендов развития информационного общества все более характеризует и пространство массмедиа. Если еще десятилетие назад казалось, что устранение физических границ для распространения информации является безусловным благом для развития личности, то сегодня нередко приходится слышать мнения скептиков, именующих глобальную Сеть в лучшем случае складом или свалкой, а нередко даже еще более резкими выражениями. Причем для этого чаще всего находятся конкретные факты, когда под воздействием неконтролируемых потоков информации, причем не только сетевой, человеком или группой лиц были совершены те или иные противоправные действия. Масла в огонь постоянно подливают СМИ, комментирующие под разным пропагандистским углом ситуацию с беженцами в европейских странах.

Все больше тревожных голосов экспертов и аналитиков звучит и по поводу стремительного сокращения культурного разнообразия в информационной картине массмедиа, размывания в том числе культуры чтения как непременной характеристики личности. Это, к примеру, создает угрозу сохранению миноритарных языков, а в условиях Интернет-экспансии волны информации на моноязыках все труднее бывает отстоять «языковую независимость» различным этническим группам [9]. К тому же некоторые исследователи убеждены, что следствием технологического развития современного общества станет его «атомизация», когда каждый человек, самостоятельно формируя свою информационную повестку дня, все ме-

нее будет включен в социальное управление -в качестве как субъекта, так и объекта данных процессов. Следовательно, все большее внимание исследователей должен привлекать «поиск путей решения проблемы идентичности современной журналистики России. Дальше оставлять ее без внимания - значит заведомо соглашаться на отсутствие внятных перспектив у российского общества, связанных с прогрессом, построением демократии, вхождением в сообщество стран с развитыми, отвечающими вызовам времени социально-экономическими и политическими институтами» [5. С. 5].

В этих условиях, убеждены мы, очень актуальной становится и роль института паблик рилейшнз как одного из важнейших социальных образований новейшего времени. Прошло время споров по поводу того, насколько правомерно само его существование в условиях России, поскольку корпоративные СМИ как основной информационный канал экономически состоятельных субъектов в нынешних непростых и перманентно кризисных условиях играют все большую роль. Да и другие РЯ-структуры, как свидетельствует практика [10], все больше сближаются по интенциям с классической журналистикой, а по мнению некоторых экспертов, «пресс-служба, даже когда представляет сторону какой-либо частной компании или отдельного собственника, связана с большей моральной и юридической ответственностью, нежели любой частный источник информации (газета, рекламное агентство, телепередача)» [10. С. 23]. Но спор не о том, кто в большей степени стремится к гармонизации обществен-

ных отношений, поскольку это в равной степени подразумевается в уставных документах как любых СМИ, так и по умолчанию в деятельности РЯ структур [3].

Речь о другом. Концепт всеобщей информатизации достаточно причудливым образом отразился не только на деятельности традиционных СМИ (что в условиях конкуренции с социальными сетями и гражданскими журналистами заставляет их все чаще отходить от классических схем жанровой и тематической подачи контента), но на формировании и развитии принципиально иных подходов к трансляции информации субъектами РЯ-деятельности. Причем если в соответствующей литературе [6] о параметрах, характеризующих эффективность представления массовой аудитории такого рода текстов, говорится достаточно подробно, то негативные тенденции новейшего времени, на наш взгляд, освещены пока недостаточно [7]. Остановимся на некоторых из них.

Как данность надо признать, что Интернет модифицирует СМИ, а традиционные медиа изменяют Интернет. «Борясь за место на рынке, каждое СМИ разрабатывает собственные стратегию и тактику распространения издания и информации в целом» [1. С. 38]. А поскольку СМИ и другие субъекты глобальной Сети объединены одним коммуникационным пространством, то, безусловно, должны возникать и новые формы включения различных групп аудитории в социокультурную жизнь. Что же получается на практике? Подавляющее большинство текстов, адресованных, к примеру, самым «проблемным» группам аудитории: подросткам, молодежи, пенсионерам - представлено через традиционные каналы информирования.

Мы провели анализ работы, прежде всего, при посредстве новых информационных технологий шести различных РЯ-структур Свердловской области, в задачи которых входит системное взаимодействие с данными группами, за полгода, с июля по декабрь 2015 г., и выяснили, что подавляющее большинство текстов о их деятельности не отражало актуальную повестку не только массмедиа, но и имеет весьма отдаленное отношение к реально волнующим людей событиям. Так, в новостных лентах региональных представительств информационных агентств ТАСС, Интерфакс, а также ЦЯА-Яи и Znak.com 68 % сообщений за этот период было в той или иной степени отражением общефедеральной повестки дня. Еще 12 % сообщений так или иначе комментировали уже про-

шедшие события. В бесплатных газетах, распространяемых в области, в тот период почти 90 % сообщений, адресованных пенсионерам были прямой или латентной рекламой различных лекарственных средств, а в изданиях для молодежи почти столько же процентов текстов адресовались лишь двум группам - школьникам и студентам.

При попытке выяснить, как для организации диалоговых отношений с аудиторией пресс-службами ряда PR-структур используются разрекламированные в свое время широкие возможности новых информационных технологий, также была получена весьма показательная картина.

К примеру, Пенсионный фонд Свердловской области неоднократно информировал своих продвинутых пользователей, что актуальные вопросы можно решать в социальных сетях. В соответствующей организованной ими группе (https://vk.com/opfr_sverdlovsk) мы обнаружили, что за все время ее существования было получено всего 37 сообщений по вопросам видов и назначений пенсий, 53 сообщения по проблемам материнского (семейного) капитала. А по интересам к «Правилам группы» было зафиксировано вообще всего одно посещение 25 февраля 2015 г.

Молодежный парламент Свердловской области также имеет адресную строку, с помощью которой можно, как предполагается, получать новости от «Пресс-службы» (http:// zsso.ru/activity/mpso/news). Что выясняется? 12 мая 2015 г. опубликовано сообщение под заголовком «На хуторе в Нижнем Тагиле 70-летие Великой Победы отметили казацкими гуляньями», в апреле и июне заметки о том, что члены парламента поучаствовали в официальных мероприятиях в Москве, 25 декабря «Состоялась торжественная церемония вручения удостоверений вновь избранным депутатам молодежного парламента». Это самое новое за полгода.

Делаем вывод. Новые технологии без активной работы с аудиторией, без перманентной актуализации контента ничего не привносят в практику PR-деятельности. Ведь можно привести пример другого порядка. Сайт журналистки Елены Климовой из Нижнего Тагила - создателя группы для помощи русским ЛГБТ-подросткам под названием «Дети 404» (https://www.facebook.com/children.404) - приобрел буквально всероссийскую известность. Группа, созданная в весной 2013 г., неоднократно была в центре скандалов, судебных раз-

бирательств. Но мало кто задумывался о том, что она просто представляет собой место, где ЛГБТ-подростки могут публиковать письма, истории, общаться друг с другом. Так как дело о пропаганде гомосексуальных отношений среди российских подростков было закрыто судом Нижнего Тагила, поскольку в нем не было выявлено состава преступления, то и обсуждение всех этих перипетий лишь способствовало популяризации группы. Можно дискутировать по поводу того, что в молодежной среде нам нравится и не нравится, но отстраняться по принципу «не хочу видеть, и этого нет» - в современной информационной среде просто невозможно.

Ведь те же очень популярные сегодня блоги и «живые журналы» являются не отражением реальности, а ее индивидуализацией, своего рода личным дневником событий. Но, к сожалению, из PR-среды назвать столь же популярных Интернет-гуру, как многие известные журналисты, взявшие этот инструмент продвижения СМИ за основу, достаточно трудно. Поскольку пиарнализация блогов политиков и политтехнологов чаще всего может служить лишь примером неудачного их использования. Широкая аудитория лобовую пропаганду однозначно не приемлет.

Второй негативной тенденцией новейшего времени характеризующей современную систему связей с общественностью является, на наш взгляд, так называемый «кризис вторично-сти», поразивший PR-структуры многих предприятий, организаций и учреждений. Суть в том, что эксклюзивным источником информации для СМИ их представители считают только собственные пресс-конференции. А поскольку в условиях активного развития новых информационных технологий журналисты далеко не всех массмедиа, как, впрочем, и активные блогеры, приходят на них, то зачастую выставленные на сайтах тексты с этих проведенных мероприятий в той или иной степени повторяют друг друга. Что говорить, если журналисты время от времени «ловят» на дословном повторении, если не слов, то смыслов и интенций, даже пресс-службы губернаторов. Так медий-щики информационного агентства Simbirsk. city в публикации «9 отличий посланий губернатора Сергея Морозова образца 2014 и 2015 года» (http://simbirsk.city/2015/12/08/9-otlichij-poslanij-gubernatora-sergeya-morozova-obraztsa-2014-i-2015-goda/) провели, как они выразились, «герменевтический анализ текстов» еже-

годных посланий губернатора. Обнаружили при этом не просто сходные лексические обороты и повторы, но и то, что они словами Виктора Гюго обозначили как вывод этой своей публикации: «Сегодня утопия, завтра - плоть и кровь».

Если не так пессимистично анализировать данную тенденцию, то можно отметить, что при создании документов пресс-служб большинство субъектов информационной деятельности из сферы связей с общественностью порой буквально воспринимают рекомендации, обусловленные, к примеру, требованиями к пресс-релизам. Так, проанализировав более 150 релизов, разосланных или просто представленных различными организациями Свердловской области, мы выяснили, что наиболее характерные требования, определяющие, как гласят многие источники по РЯ, их «специфический стиль», на практике выливаются в 40-60 канцеляризмов, которые барражируют из текста в текст. В 40 случаях почти дословно повторялись заголовки. В большинстве было обилие цифр, но ни одной фамилии.

Ведущее общественно-политическое издание Свердловской области «Областная газета» использует известную практику продвижения официальных документов без «засушивания» непосредственного контента издания. На их сайте есть раздел «Пресс-релизы», где различные министерства и ведомства имеют возможность размещать свои документы данного жанра. Мы проанализировали также, насколько они востребованы затем массмедиа. Выяснилась интересная закономерность: даже успешно работающие с точки зрения количественного представления материалов пресс-службы (к примеру, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области) далеко не всегда затем находят возможность информировать общественность о деятельности своей экономической отрасли. Почему это происходит? Опрошенные нами руководители СМИ и журналисты экономических отделов массмедиа (всего 23 человека) чаще всего отмечали однообразие текстов, из которых трудно понять значимость конкретного события, повторяемость информационных поводов, неумение сотрудников пресс-службы связывать факты с конкретными людьми, а также главное - отсутствие в данных текстах конкретных каналов коммуникации с экспертами по той или иной проблеме.

Причем важно подчеркнуть, что использование новых технологий отнюдь не отрицает

необходимость системной работы с традиционными СМИ. Профессор СПбГУ Д. П. Гавра справедливо замечает по этому поводу, что «коммуникация для определенных задач и аудиторий в Twitter никогда не заменит традиционные медиарилейшнз, но может с успехом дополнить их. Новые форматы переструктурируют рынок, ограничивая зоны действия старых» [4. С. 217].

К тому же преимущество новых информационных технологий в PR-деятельности не всегда очевидно. Однажды в интервью автору весьма популярный политик и взыскательный потребитель медиапродукции признался, что чтение новостей в поисковых системах начинает с 4-5 страницы. Пояснил почему: «Если это не новость дня, затрагивающая интересы всех нас без исключения, то чаще всего на первых трех страницах либо пропаганда, либо скрытая реклама, либо неумелый пиар». На вопрос -что он подразумевает под неумелым пиаром, ответ был простой: «Не актуально по фактам и "невкусно" по восприятию оформления».

Интернетом сегодня многие из нас пользуются при посредстве айфонов. Глобальная Сеть и мобильная связь соединяют человека с другими источниками информации, можно сказать, в режиме реального времени. Эти потоки любой пользователь может «фильтровать» на индивидуальный вкус или просто получать при желании на личный номер экстренные вести. Приборы, похожие на осовремененные пейджеры, на Западе и сегодня служат для этого в роли приемника контента, специально рассылаемого на них в форме так называемых «облегченных» версий популярных изданий. Чем они привлекают пользователей? Оперативностью, эксклюзивностью контента (он ведь рассылается только подписчикам), возможностью при желании получать уже по электронному адресу полные версии заинтересовавших вас публикаций или специально подготовленные для конкретного потребителя выборки материалов по данной тематике или даже пресс-релизы.

Пресс-релизы для индивидуальных подписчиков - возможно ли такое? И главное -нужно ли это? И вообще, если говорить о новых и нетрадиционных формах работы PR-структур, не следует ли отметить, что в условиях, когда печать все больше становится премиальным продуктом, а попасть в информационные повестки электронных СМИ без заключение договоров на так называемое «информационное обслуживание» нереально,

их поиск - это тоже один их трендов развития PR в условиях глобализации.

В конце декабря 2015 г. был проведен опрос экспертов сферы связей с общественностью по поводу использования как традиционной формы распространения PR-информации через так называемые «релизоприемники», так и поиска новых способов доставки информации до представителей целевых групп [8]. Выяснилась любопытная деталь: «еще несколько лет назад релизоприемники были в почете у PR-специалистов. С их помощью можно было просто, быстро и бесплатно сообщить миру свою новость. То сейчас большинство пиарщиков сходятся во мнении, что релизоприемники - инструмент прошлого века, а значит, пользоваться им не только неэффективно, но и, мягко говоря, не престижно». Более того, по мнению авторитетных экспертов, практика свидетельствует, что «сервисы бесплатного размещения пресс-релизов востребованы у многих PR-специалистов, стремящихся нарастить в своем отчете количество ссылок на якобы публикации»; «вероятность, что размещенную на релизоприемнике новость прочитают нужные вам люди, да и вообще какие-то люди, близка к нулю»; «уважающая себя пресс-служба никогда не будет размещать свои материалы на релизо-приемниках. Публикации на них видят исключительно специалисты при мониторинге, конечная целевая аудитория - никогда. Более того, для людей, которые профессионально занимаются коммуникациями, новости какой-либо компании на «мусорных» ресурсах - показатель того, что либо у компании непрофессиональная пресс-служба, либо серьезные проблемы с информационными поводами. А чаще всего - второе, вызванное первым» и так далее [8].

Но эти и другие представители профессии в качестве новаций отмечают стремление аудитории получать от PR-структур качественную аналитику, узко таргетированные спецпроекты, ко-брендинговые партнерские программы. Очень популярны у массовой аудитории сегодня, судя по так называемым кликам, материалы, анонсирующие конкретные события и мероприятия в той или иной отрасли. Люди хотят самостоятельно, без нажима со стороны планировать свою жизнедеятельность. Примечательная деталь. Уже упоминавшееся выше Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области лишь на своем сайте информировало представителей отрасли о праздновании Дня строителя в

ЦПКиО 8 августа 2015 г. Хотя лозунг «Праздник для всей семьи» и не ограничивал число тех, кто мог участвовать в различных его мероприятиях. По свидетельству организаторов в числе более чем 50 тысяч пришедших немало было и просто гостей, буквально из уст в уста передававших накануне новость о том, кто и как будет их развлекать в этот день. А сайт превратился в один из самых посещаемых.

В качестве примера эффективной деятельности PR-службы, лишь вовремя подавшей нужным образом информационный повод для СМИ, можно привести и тот, что характеризует историю с Челябинским метеоритом. С первого дня, когда ученые Уральского федерального университета обнаружили в районе озера Чебаркуль фрагменты метеорита, упавшего утром 15 февраля 2013 г., информация системно, с деталями и инфографическими и креоли-зованными текстами транслировалась на сайте вуза. Его посещаемость, особенно после того, как обломки найденного вещества доставили в Екатеринбург, возросла до 80-100 тысяч в день. Практически сразу же ученые наладили видеотрансляцию из лаборатории, где они изучались. По словам руководителя экспедиции, члена комитета РАН по метеоритам Виктора Гроховского, в день его просили об интервью 5-7 СМИ, включая зарубежные.

Более того, доцент физического факультета УрФУ Виктор Гроховский попал в топ-10 самых значимых людей планеты по версии американского журнала Nature. В список издания вошли ученые, исследователи и деятели из Китая, России и США. Как писало издание, каждый из них был связан с каким-либо ключевым событием 2013 г. А уралец был отмечен как охотник за самым крупным в столетии небесным телом, упавшим на Землю. Но и на этом деятельность PR-отдела УрФУ не завершилась. Далее специалисты совместно с учеными начали процесс разработки проекта и сбора средств на Антарктическую метеоритную экспедицию, организовывавшуюся несколько месяцев Уральским федеральным университетом. И она не была бы реализована в конце 2015 г. без усилий пиарме-нов и широкой общественности. В результате «в Антарктиде появилась гора Гроховского и гора Уральских метеоритчиков. Названия двум ранее безымянным вершинам, высота каждой из которых составляет около 2000 метров, дали участники первой в истории современной России Антарктической метеоритной экспедиции, организованной Уральским федеральным уни-

верситетом. Напомним, что в 2014 г. в честь знаменитого ученого-материаловеда, профессора УрФУ Виктора Гроховского и за его успехи в исследовании Челябинского метеорита назван астероид» [2].

Если же говорить о наиболее «работающей» технологии повседневной деятельности, то, по мнению PR-менеджера сети Burger Heroes Марии Кузнецовой, даже в условиях повсеместной интернетизации самое эффективное средство коммуницирования - это прежде всего личные контакты, рассылка и обзвон редакторов: «Даже обзвон я бы поставила на первое место. Вы можете распространять информацию удобным для вас способом: рассылкой через mailchimp, сообщением в what's up или публикацией пресс-релиза на специализированных ресурсах, но ничего нет важнее личного контакта и общения» [8].

Это особенно важно отметить, поскольку в условиях глобализации и перманентной интенсификации информационных потоков, в целом конвергентных возможностей массмедиа происходит также расширение полисубъектности коммуникативной среды, изменение содержания и направленности коммуникативного взаимодействия. В результате чего не только необходимые вам объекты информирования, но и практически любой человек, включенный в массмедийную среду, постоянно находится под информационным давлением. Причем влияние на него пытаются оказать в той или иной форме как реальные, так и симулятивные или откровенно манипулятивные образы и компоненты (так называемые симулякры, фейковые сообщения и так далее). В силу обыденности, кумулятивности как способа накапливания негативной энергии, а зачастую и просто непривлекательности методов «продавливания» такой информации у воспринимающих формируются стойкие процессы не только ее отторжения, но и в целом ухода от источников, транслирующих что-либо кроме этого.

Не случаен и тот факт, что в современном PR-сленге относительно недавно появился термин «троллинг» (от англ. trolling - ловля рыбы на блесну). Под ним понимается постинг заведомо провокационных сообщений с целью вызывания активной реакции какой-то определенной группы пользователей или сетевой аудитории в целом. Причем подобного рода информационная деятельность из арсенала так называемого «черного пиара» может быть эффективной не только при прямом влиянии на

сознание и поступки пользователей Глобальной сети. Опосредованно она зачастую находит отражение в сообщениях традиционных СМИ, дискуссиях, распространяется при посредстве неформальных средств коммуникации - слухов, сплетен и т. п.

Есть ли возможность эффективно структурировать, в том числе и силами PR-специалистов, благоприятную для сохранения идентичности всех без исключения субъектов информационной деятельности среду? Выскажем предположение, что Глобальная сеть может стать таковой, прежде всего, тогда, когда будут созданы условия для системного формирования развития профессиональной культуры данных субъектов. То есть когда активно включатся в данный процесс массмедиа, имеющие соответствующие кадры, а также опыт и традиции формирования публичного контента. Когда уйдут от прямой зависимости от работодателей в плане реализации этических принципов профессии представители отрасли паблик рилейшнз. Когда найдут ресурсы для более активной реализации не только коммерческих, но и социальных проектов рекламисты.

Информационный хаос очень быстро приедается аудитории массмедиа. И можно сказать, что проблема системности подачи и достоверности информации, транслируемой по различным каналам, уже сегодня решается многими пользователями весьма кардинально - отказом от тех или иных источников ее получения. Во время стажировки в Италии в ноябре 2014 г. автор имел возможность общения с профессором Валерио Темперини из университета Politécnica delle Marché и ведущим журналистом издания «Fideas» Джулиани Бартоломеем, которые, как

и мы, убеждены, что инертность системы образования представителей медийных профессий и устойчивость прежних моделей профессиональной культуры в этой ситуации усугубляют возникновение реальной угрозы для будущего не только конкретных социумов, но и общества в целом.

Большое заблуждение считать, что Глобальная сеть анонимна, а трансляция контента при ее посредстве не может быть систематизирована в соответствии с интересами думающего большинства профессионалов медийной сферы. Социальные сети и форумы все чаще претендуют сегодня на то, чтобы завладеть вниманием массовой аудитории, и делается это во многом благодаря феномену интерактивности. Возможность взаимодействия не только друг с другом, но и с контентом, транслируемым различными субъектами информационной деятельности - большой технологический прорыв, который стал реально возможен для подавляющего большинства масс и во многом определил интерактивность как главную характеристику любого демократического пространства.

Однако у профессионалов сферы журналистики и PR есть неоспоримое пока преимущество - искусство (мастерство, талант) создавать уникальный, то есть яркий по форме и эксклюзивный по содержанию контент. По мнению же экспертов, более 90 % информации, представленной в Интернете, сегодня имеет статус вторичной. Следовательно, задача - не упустить момент для того, чтобы аудитория к нам прислушивалась. И тогда глобализация будет не более чем трендом поступательного социального развития.

Список литературы

1. Амиров, В. М. Экономика и менеджмент СМИ / В. М. Амиров. - Екатеринбург, 2009. - 47 с.

2. Бенеманский, Д. В Антарктиде появилась гора, названная именем профессора университета. - URL: ttp://grokhovsky.urfu.ru/novosti/?tx_urfu_news%5Bnews%5D=14490&tx_urfu_news%5B controller%5D=News&cHash=ca2bedce6e2c5cdd4d1ecb687b9af6c4.

3. Блэк, С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. - М., 1990. - 240 с.

4. Гавра, Д. П. PR в сетевой среде: понятийный аппарат и сущностные характеристики / Д. П. Гавра // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. -СПб.,2011.-257 с.

5. Иваницкий, В. Л. Модернизация журналистики. Методологический этюд / В. Л. Иваниц-кий. - М., 2010. - 360 с.

6. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. -СПб., 2002. - 288 с.

7. Лозовский, Б. Н. Кто и как манипулирует журналистами / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург, 2011.-216 с.

8. Микоян, А. Нужны ли PR-специалистам релизоприемники?. - URL: http://mediastancia. com/articles/3940/?sphrase_id=807.

9. Олешко, В. Ф. Социальное конструирование этничности: роль и задачи массмедиа / В. Ф. Олешко // Профессиональная культура журналиста: проблемы межкультурной коммуникации : межвуз. сб. ст. с междунар. участием. - Екатеринбург, 2016. - 288 с.

Ю.Пелленен, Л. В. Взаимодействие со СМИ как PR-технология в системе массовой коммуникации /Л. В. Пелленен. - Челябинск, 2013.- 140 с.

Сведения об авторе

Олешко Владимир Федорович - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург, Россия. vladimir.oleshko@urfu.ru

Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 9 (391). Philology Sciences. Issue 102. Pp. 126-133.

THE EFFICIENCY OF THE PRESS-SERVICE IN THE CONTEXT OF POLYSUBJECTNESS OF THE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT

V. F. Oleshko

UralFederal University, Yekaterinburg, Russia. vladimir.oleshko@urfu.ru

The article analyzes the problems of expansion of a poly-subject-ness of the communicative environment of PR in the context of globalization and permanent intensification of information flows. The author focuses primarily on the negative trends caused by the lack of professionalism of PR specialists, offers options that improve the efficiency of their operations. In particular, it is an example of how the history of the Chelyabinsk meteorite, used within a system of organized PR-company, helped the Associate Professor at Ural Federal University to get into the top 10 most important people in the world by the American magazine «Nature».

Keywords: public relations, media, press office, press release, professional culture, the Chelyabinsk meteorite, efficiency.

References

1. Amirov V.M. Ekonomika i menedgment SMI [Economics and media management]. Ekaterinburg, 2009. 47 p. (In Russ.).

2. Benemansky D. V Antarktide pojavilas gora, nazvannaj imenem professor [In Antarctica appeared a mountain named University Professor]. Available at: ttp://grokhovsky.urfu.ru/novosti/?tx_ urfu_news%5Bnews%5D=14490&tx_urfu_news%5Bcontroller%5D=News&cHash=ca2bedce6e2c5c dd4d1ecb687b9af6c4. (InRuss.).

3. Blak S. Pablik rileishns. Chto eto takoe? [Public Relations. What is it?]. Moscow, 1990. 240 p. (In Russ.).

4. Gavra D.P. PR v setevoi srede: ponytiiny apparat i sushnostnye harakteristiki [PR in a network environment: a conceptual framework and essential characteristics]. Sredstva massovoi informazii v sovremennom mire. Peterburgskie chteniy [Mass media in the modern world. Petersburg readings]. Saint Petersburg, 2011. 257 p. (In Russ.).

5. Ivanizky V.L. Modernisaziy journalistiki. Metodologochesky etud [Modernization ofjournalism. Methodological study]. Moscow, 2010. 360 p. (In Russ.).

6. KrivonosovA.D. PR-text v sistemepublichnih kommunikazii [PR-text in public communications]. Saint Petersburg, 2002. 288 p. (In Russ.).

7. Lozovsky B.N. Kto i kak manipuliruet journalistami [Who and how manipulates journalists] Ekaterinburg, 2011.216 p. (In Russ.).

8. Mikoyan A. Nujni li PR-spezialistam relizopriemniki? [Do you need PR specialists reliablesite]. Available at: http://mediastancia.com/articles/3940/?sphrase_id=807. (In Russ.).

9. Oleshko V.F. Sozialnoe konstruirovanie etnichnosti: rol I zadachi mass media [The social construction of ethnicity: the role and tasks of the media]. Professionalnay kultura journalista: problem mezhkulturnoi kommunikazii [Professional culture of the journalist: the challenges of intercultural communication]. Ekaterinburg, 2016. 288 p. (In Russ.).

10.Pellenen L.V. Vsaimodeistvie so SMI kak PR-tehnologiya v sisteme massovoi kommunikazii [Interaction with the media as PR-technology in the system of mass communication]. Chelyabinsk, 2013.140 p. (InRuss.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.