Е.Г. ТАРХАНОВА
аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ И КОНЦЕПЦИИ ОЦЕНКИ
Рассматривается специфика оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций. Выделяются специфические и неспецифические проблемы оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций. Делается вывод о возможности их использования. Указываются сложности измерения социального эффекта.
Ключевые слова: некоммерческие организации, специфика оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций, концепции оценки эффективности деятельности: целевая, процессная, системных ресурсов, множественности заинтересованных сторон, социального конструктивизма.
УДK 005.216.1 ББK 65.291.21
E.G. TARKHANOVA
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
NONPROFIT ORGANIZATIONS’ EFFECTIVENESS: SPECIAL FEATURES AND ASSESSMENT CONCEPTS
This article studies the specifity of nonprofit organizations' (NPOs) effectiveness assessment. The author characterizes some specific and nonspecific problems of NGOs' effectiveness assessment and makes a conclusion about the possibility of their application. Some difficulties of measuring social effect are described in the paper.
Keywords: nonprofit organization, specifity of NGOs' effectiveness assessment, concepts of NGOs' effectiveness assessment: target concept, concept of system resources, concept of interested parties' multiplicity, concept of social constructivism, process concept.
Для любой организации важна оценка эффективности ее деятельности. В настоящее время обострилась необходимость оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций (НКО), потому что они стали полноправными субъектами конкурентно-рыночных отношений и вынуждены изыскивать средства к существованию в возникших условиях. Однако если для коммерческих фирм способы измерения эффективности являются достаточно разработанными, то в случае с НКО об этом говорить не приходится.
Существующие проблемы оценки эффективности деятельности НКО можно разделить на две группы. В первую группу входят неспецифичные проблемы для НКО, поскольку, по мнению П. Дойля, коммерческие фирмы в настоящее время сталкиваются с теми же вопросами [4, с. 475]. К таковым необходи-
мо отнести следующие: 1) многочисленность заинтересованных сторон и целей деятельности НКО; 2) услугооказывающий характер деятельности НКО. Услуга имеет особенности (неосязаемость, непостоянство качества и др.), которые определяют такие проблемы, как неопределенность состава услуг, необходимость измерения мнений потребителей и учет качества обслуживания [10, с. 498]; 3) наличие косвенных результатов деятельности НКО.
Вторую группу проблем можно назвать специфичными для НКО. Эти проблемы обусловливают друг друга, т.е. одна проблема проистекает из другой: 1) ограниченная возможность применять показатели прибыльности для оценки эффективности их деятельности; 2) недостаточная конкретность выражения целей НКО; 3) специфичность результатов деятельности, которая проявляется
© Е.Г. Тарханова, 2012
Е.Г. ТАРХАНОВА
в ограниченной возможности их количественного измерения.
Эффективность коммерческих структур чаще связывается с показателями экономической эффективности и существованием рыночных цен на продукты и услуги, производимые ими. Подобные показатели не приемлемы для НКО исходя из их сущности. Кроме того, цели НКО не всегда четкие и ясные, а также их услуги обычно не имеют рыночных цен. Ожидания разных заинтересованных лиц в деятельности НКО могут быть противоречивыми. Все эти факторы осложняют получение однозначного ответа на вопрос о способе измерения эффективности НКО. Помимо этого очевидно, что главным аспектом эффективности является социальная эффективность.
Общепринятых способов измерения и выражения социальной эффективности, в том числе и для НКО, не существует. В научной литературе ведутся дискуссии по поводу правомерности применения количественных методов к оценке социальной эффективности. Существует работа Д.П. Форбеса, название которой раскрывает всю противоречивость интересующей нам проблемы: «Измерение неизмеримого: эмпирические исследования эффективности некоммерческих организаций с 1977 по 1997 гг.». Трудности измерения кроются в специфике социального эффекта, которые состоят, в следующем:
- зачастую не поддается измерению [7, с. 25];
- имеет как непосредственный, так и опосредованный характер, который может проявляться косвенно в последующие периоды в различных сферах жизни общества [1];
- испытывают воздействие, как отмечают Л.И. Якобсон [12, с. 25], Н. Федорова [9], сразу несколько факторов, разграничить влияние которых не представляется возможным. Например, на уровень культуры индивида влияет деятельность не только учреждений культуры, но и образовательных учреждений;
- сопоставление эффекта и затрат не всегда в полной мере отражает социальную эффективность [1, с. 47].
С нашей точки зрения, выделенные проблемы в любом случае необходимо учитывать при оценке эффективности деятельности НКО независимо от того, являются ли они специфичными для данных предприятий или нет. Отдельные проблемы могут решить не-
которые из имеющихся концепций эффективности деятельности НКО. Так, Е.И. Борисова и Л.И. Полищук [2, с. 80], а также А.Т. Зуб [6, с. 78] в своих исследованиях выделяют пять основных ее концепций:
1. Целевая концепция, связывающая эффективность со степенью достижения НКО своих целей. Ее ограничением является размытость целей НКО, о чем пишет Р.Д. Херман [13, с. 109].
2. Концепция системных ресурсов, в которой эффективность определяется как способность организации обеспечивать необходимые ресурсы для своего функционирования. О применении данной концепции путем сопоставления ценности затрат и результатов говорит В. Жураковский [5], а также А. Шлихтер, когда описывает опыт оценки эффективности НКО в 60-70 гг. ХХ в. в США [11, с. 89]. Указанная концепция рассматривает эффективность НКО с точки зрения ее администрации, но это не является ограничением, по мнению исследователей, а, напротив, говорит об умении достигать поставленные перед НКО цели.
3. Концепция множественности заинтересованных сторон (стейкхолдеров) исходит из того, что их интересы нередко противоречат друг другу. Поэтому эффективность НКО по-разному ими воспринимается и оценивается [13, с. 118].
4. Концепция социального конструктивизма является продолжением концепции множественности заинтересованных сторон и подразумевает, что стороны в процессе взаимодействия могут договориться между собой и прийти к соглашению по поводу эффективности. Кроме того, согласно этой концепции заинтересованные лица могут влиять на оценку эффективности других сторон [2, с. 85].
5. Процессная концепция подразумевает наиболее эффективное использование человеческих ресурсов, а также создание наилучших для этого условий, влияющих на мотивацию работников НКО.
Чтобы понять, насколько перечисленные концепции подходят для решения существующих проблем оценки эффективности, необходимо обратиться к определению эффективности. Так, чаще всего под эффективностью понимают соотношение результатов и затрат [8, с. 54]. Поскольку самыми общими видами результатов и затрат являются социальные и экономические, то говорят о социально-эко-
Известия ИГЭА. 2012. № 2 (82)
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
номической эффективности. Здесь следует показатель, который включает в себя соотно-
добавить, что социальную эффективность шение результатов и затрат разных стейкхол-
рассчитывают по аналогии с экономической деров. При этом, чтобы получить оценки по
эффективностью как соотношение резуль- каждому стейкхолодеру, необходимо решить
татов и затрат. Кроме того, данный термин все остальные проблемы, которые, по сути,
рассматривают как степень согласованности посвящены одному вопросу: как выявить и
групповых интересов [3, с. 20]. как измерить показатели деятельности НКО.
В заключение отметим, что из существу- Таким образом, оценка эффективности
ющих концепций самой общей является кон- деятельности НКО сводится к определению
цепция множественности заинтересованных показателей специфических результатов
сторон, ставящая в центр неспецифическую и затрат деятельности для каждого стейк-
проблему оценки эффективности деятельнос- холдера и интеграции выявленных данных в
ти НКО (множественность стейкхолдеров и це- один. Последний будет свидетельствовать о
лей деятельности НКО). По нашему мнению, том, насколько согласованы интересы сто-
данная концепция указывает на то, что в ре- рон. Такой подход является наиболее плодо-
зультате оценки эффективности деятельности творным, поскольку позволяет объединить
НКО возникает комплексный интегральный несколько мнений о деятельности НКО.
Список использованной литературы
1. Анистратенко Е.А. Социальный аспект в теории экономической эффективности: дис. ... канд. экон. наук. Владивосток, 1997.
2. Борисова Е.И., Полищук Л.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения // Экономический журнал ВШЭ. 2009. № 1. С. 80—100.
3. Вешкурцева С.А. Социально-экономический анализ эффективности деятельности коммерческих организаций: автореф. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2004.
4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и практика: учеб. СПб., 1999.
5. Жураковский В. Эффективность НКО [Электронный ресурс]. URL: http://www.actngo.info/en/node/52.
6. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учеб. пособие. М., 2008.
7. Привалов Н.Г. Институционально-экономические основы развития некоммерческого сектора: автореф. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2006.
8. Рубцова Н.В. Развитие экономики услуг и современные подходы к пониманию эффективности / / Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. № 4. С. 53—55.
9. Федорова Н. Профилактические программы НКО: содержание, проблемы развития, перспективы оценки [Электронный ресурс]. URL: www.narcom.ru/ideas/socio/118.html.
10. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. СПб., 2002.
11. Шлихтер А. Некоммерческий сектор США: ресурсы, области деятельности и эффективность // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 8. С. 89—97.
12. Якобсон Л.И. Эффективность и качество в непроизводственной сфере. М., 1984.
13. Herman R.D. Theses on nonprofit organizational effectiveness // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 1999. June. Vol. 28, no. 2. P. 109-118.
Referenses
1. Anistratenko E.A. Sotsial'nyi aspekt v teorii ekonomicheskoi effektivnosti: dis. ... kand. ekon. nauk. Vladivostok, 1997.
2. Borisova E.I., Polishchuk L.I. Analiz effektivnosti v nekommercheskom sektore: problemy i resheniya // Ekonomicheskii zhurnal VShE. 2009. № 1. S. 80-100.
3. Veshkurtseva S.A. Sotsial'no-ekonomicheskii analiz effektivnosti deyatel'nosti kommercheskikh organizatsii: avtoref. . kand. sotsiol. nauk. Tyumen', 2004.
4. Doil' P. Menedzhment: strategiya i praktika: ucheb. SPb., 1999.
5. Zhurakovskii V. Effektivnost' NKO [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.actngo.info/en/node/52.
6. Zub A.T. Strategicheskii menedzhment: teoriya i praktika: ucheb. posobie. M., 2008.
7. Privalov N.G. Institutsional'no-ekonomicheskie osnovy razvitiya nekommercheskogo sektora: avtoref. ... d-ra ekon. nauk. Ekaterinburg, 2006.
8. Rubtsova N.V. Razvitie ekonomiki uslug i sovremennye podkhody k ponimaniyu effektivnosti // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2006. № 4. S. 53-55.
9. Fedorova N. Profilakticheskie programmy NKO: soderzhanie, problemy razvitiya, perspektivy otsenki [Elektronnyi resurs]. URL: www.narcom.ru/ideas/socio/118.html.
10. Khaksever K., Render B., Rassel R., Merdik R. Upravlenie i organizatsiya v sfere uslug. SPb., 2002.
11. Shlikhter A. Nekommercheskii sektor SShA: resursy, oblasti deyatel'nosti i effektivnost' // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2006. № 8. S. 89-97.
12. Yakobson L.I. Effektivnost' i kachestvo v neproizvodstvennoi sfere. M., 1984.
13. Herman R.D. Theses on nonprofit organizational effectiveness // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 1999. June. Vol. 28, no. 2. P. 109-118.
Известия ИГЭА. 2012. М 2 (82)