Научная статья на тему 'Эффективность балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практике'

Эффективность балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ И ОВП / SCORE-RATING SYSTEM / DEPARTMENT OF POLYCLINIC TH ERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балабина Наталья Михайловна

Проведено исследование эффективности балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов лечебного факультета на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики. Установлено, что балльно-рейтинговая система позволила увеличить активность студентов в освоении практических навыков, увеличить количество отличников и хорошистов. В то же время, активность студентов, оставляющих все на последний момент не отличается от контрольной группы (оценка знаний осуществлялась по пятибалльной системе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балабина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of score - rating system of estimation of knowledge quality in students at the department of polyclinic therapy and general medical practice

Th e research of effi ciency of score -rating system of an estimation of knowledge in students of medical faculty at the Department of Polyclinic Th erapy and the General Medical Practice has been conducted. It has been established, that the score -rating system has allowed to increase activity of students in development of practical skills, to increase quantity of excellent and good students. At the same time, activity of the students leaving everything for last moment does not diff er from control group (the estimation of knowledge was carried out on fi ve-point system).

Текст научной работы на тему «Эффективность балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практике»

неудовлетворительных оценок меньше. Это может быть связано и с элементом случайности на экзамене — взял удачный билет, материал которого знал лучше, только что повторил или вообще только это и знал. Отсутствие неудовлетворительных оценок при предполагаемой оценке по БРС без собеседования у студентов вечернего отделения можно объяснить их более серьезным отношением к обучению, а отсутствие у них отличных оценок более низким уровнем владения базовыми ме-

дицинскими дисциплинами, чем у студентов дневного отделения.

Таким образом, использование общепринятой согласно Болонскому соглашению БРС оценки учебной деятельности студентов позволяет более реально в соответствии с фактически имеющимися у студентов знаниями и практическими навыками оценить их овладение конкретной дисциплиной, исключив при этом элемент случайности и «человеческого фактора».

ЛИТЕРАТУРА

1. Горяев Ю.А., Казанцева Н.Ю., Калягин А.Н. Балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности студента: Методические рекомендации для преподавателей. — Иркутск, 2007. — 18 с.

2. Hunter College High School. hppt://www.hchs.hunter.cuny.

edu/images/uploads/ How to Calculate Your Garde Point Average3. pdf США

3. How to calculate the cumulative grade point average (CGPA) York University, Canada. http://www.kinesiology.yorku. ca/undergraduate/cpga.htm

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1. Андриевская Татьяна Григорьевна — доцент, к.м.н., Алексеева Наталья Юрьевна — доцент, к.м.н.

© БАЛАБИНА Н.М. — 2010

ЭФФЕКТИВНОСТЬ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ И ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Н.М. Балабина

(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Проведено исследование эффективности балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов лечебного факультета на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики. Установлено, что балльнорейтинговая система позволила увеличить активность студентов в освоении практических навыков, увеличить количество отличников и хорошистов. В то же время, активность студентов, оставляющих все на последний момент не отличается от контрольной группы (оценка знаний осуществлялась по пятибалльной системе).

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, кафедра поликлинической терапии и ОВП.

EFFICIENCY OF SCORE — RATING SYSTEM OF ESTIMATION OF KNOWLEDGE QUALITY IN STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF POLYCLINIC THERAPY AND GENERAL MEDICAL PRACTICE

N.M. Balabina (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The research of efficiency of score —rating system of an estimation of knowledge in students of medical faculty at the Department of Polyclinic Therapy and the General Medical Practice has been conducted. It has been established, that the score —rating system has allowed to increase activity of students in development of practical skills, to increase quantity of excellent and good students. At the same time, activity of the students leaving everything for last moment does not differ from control group (the estimation of knowledge was carried out on five-point system).

Key words: score-rating system, Department of Polyclinic Therapy.

Как подчеркнуто руководством Европейского регионального бюро ВОЗ (1991), «Система медицинского образования, базирующаяся на больничном секторе и отражающая доминирование взглядов врачей — специалистов и их технический подход к решению медикосоциальных проблем, определяет и характер отношения к обучению будущих врачей [1,3,4]. Позиция ВОЗ и Всемирной Федерации медицинского образования однозначна: сегодня в медицинском образовании главный акцент должен быть сделан на подготовке врачей, «обладающих всесторонними навыками и широким мировоззрением, которые были бы способны интегрировать свою работу с деятельностью как других работников здравоохранения, так и представителей других секторов»[2,5]. Этому должен способствовать переход к обучению по Болонской системе образования.

Переход на Болонский процесс на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики идет в целом нормально. Накопленный одногодичный опыт образования по балльно-рейтинговой системе показывает, что её задача — поднять качество образования [6].

Балльно-рейтинговая оценка качества знаний студентов внедрена на кафедре с февраля 2008 года. За этот

период по бальной системе проведена оценка качества знаний студентов 12 групп 5 курса и 14 групп 6 курса лечебного факультета.

Цель исследования: Изучить эффективность

балльно-рейтинговой системы оценки качества подготовки студентов на кафедре поликлинической терапии и общей врачебной практики в 2008-2009 учебном году

Задачи исследования:

1.Определить количество неуспевающих студентов по предмету поликлиническая терапия в 2008-2009 учебном году среди студентов, оценивающихся по 100-бальной системе по сравнению с группой студентов, оценивающихся по пятибалльной системе.

2. Определить динамику качества обучения по количеству отличных и хороших оценок у студентов, оценивающихся по балльно-рейтинговой системе по сравнению со студентами, оценивающимися по пятибалльной системе.

Материалы и методы

Методом случайной выборки были взяты 4 группы студентов 5 курса, оценивающихся в 2008-2009 учеб-

Таблица 1

Показатели качества обучения студентов, М±т

Показатель I группа наблюдения (п=43) II группа контроля (п=41) Р

Количество студентов, получивших оценку «отлично», чел. 14,7±1,1 7,2±1,3 <0,05

Количество студентов, получивших оценку «хорошо», чел. 18,5±2,3 10,6±1,6 <0,05

Количество студентов, не сдавших своевременно зачет, чел. 9,4±1,4 10,2±1,3 >0,05

Кол-во студентов, выполнивших поручения преподавателя, чел. 19,2±2,5 4,6± 1,4 <0,05

Количество студентов, посетивших все лекции, чел. 33,9±1,1 26,0±1,9 <0,05

Количество студентов в срок защитивших обслуженные вызовы, чел. 29,4±1,2 16,6±1,7 <0,05

Количество студентов в срок защитивших диспансеризацию, чел. 30,6±2,3 12,4±3,1 <0,05

Количество студентов в срок защитивших направление на МСЭ, чел. 23,4±4,1 9,2±1,9 <0,05

ном году по 100 бальной системе (43 чел.- группа наблюдения) и 4 группы студентов, оценивающихся по 5-ти бальной системе (41 чел. — группа контроля). Проведено исследование следующих показателей качества обучения: количество студентов, получивших оценки «отлично» и «хорошо»; количество студентов, не сдавших своевременно зачет; количество студентов, выполнивших поручение преподавателя; количество студентов в срок защитивших листок нетрудоспособности, амбулаторные карты, направление на МСЭ, направление на госпитализацию и т.д.

При проведении исследования в основу легли результаты балльно-рейтинговой оценки знаний студентов. На лечебном факультете (дневное отделение) поликлиническая терапия преподается в течение 10 и 11 семестров. На 5 курсе 77 часов (65 часов + 12 час.электива по гомеопатии), 20 часов лекционных.

На 6 курсе практических занятий — 42 часа (34 час. и 8 час. электива), лекций — 6 часов. Общее количество баллов, отведенных на поликлиническую терапию, составляет 100. Распределение по семестрам произведено в соответствии с рабочей программой и учебной наполняемостью семестра: В Х семестре — студент может набрать от 43,5 до 59,5 баллов; В XI семестре — от 23,5 до 31,5 баллов.

В Х семестре студент должен посетить 10 лекций; в XI семестре — 3 лекции. За посещение одной лекции студент получает 1,5 балла. Таким образом, за посещение всех лекций студент может получить в Х семестре — 15 баллов и в XI семестре — 4,5 балла.

Организация учебного процесса построена таким образом, что в X семестре студент должен посетить 16 семинарских занятий; в XI семестре — 8 семинарских занятий. За работу на одном семинаре студент получает баллы в зависимости от оценки, которую он получил на семинаре: за оценку «отлично» студент получает 1,5 балла; за оценку «хорошо» студент получает 1,0 балл; за оценку «удовлетворительно»- 0,5 балла. Это позволяет студенту за работу на семинарах получить в X семестре — от 8 до 24 баллов; в XI семестре — от 4 до 12 баллов.

При оценке освоения студентами практических навыков учитывалось, что за время обучения на кафедре в X семестре студент должен выполнить курацию 12 амбулаторных больных; в XI семестре — курацию 8 амбулаторных больных. За курацию 1 больного с защитой у преподавателя амбулаторной карты (ф.025у) студент получает 1 балл. В целом, за курацию больных в X семестре студент может получить 12 баллов и в XI семестре — 8 баллов. В X и XI семестре студент должен выполнить по одному диспансерному наблюдению больного. За курацию 1 диспансерного больного с защитой у преподавателя диспансерной карты (ф. 025-ф.031/у) студент получает 3 балла.

В X семестре студент должен сделать отбор для санаторно-курортного лечения среди курируемых больных и заполнить 1 справку для получения санаторнокурортного лечения. За правильное заполнение 1 справки на санаторно-курортное лечение студент получает 1 балл. После этого студент должен заполнить 1 санаторно-курортную карту на этого пациента. За заполнение 1 санаторно-курортной карты студент получает 1,5 балла. Также студент должен ознакомиться с правилами заполнения направления на госпитализацию, после чего он должен заполнить 1 направление на госпитализацию. За правильное заполнение 1 направления на госпитализацию студент получает 1,0 балл. Также студент должен научиться правильному заполнению листка временной нетрудоспособности и самостоятельно заполнить 1 учебный листок временной нетрудоспособности. За заполнение 1 листка временной нетрудоспособности и его защиты у преподавателя студент получает 2,0 балла. Кроме этого, студент учится заполнять направление на МСЭ. В X и XI семестрах студент должен заполнить и защитить по 1 направлению на МСЭ. Защита направления на МСЭ происходит пу-

блично, где студенту задают вопросы не только преподаватель, но и студенты. За правильное заполнение и защиту 1 направления на МСЭ студент получает 4,0 балла. За весь период обучения на кафедре поликлинической терапии студент может получить 70 баллов. К зачету в X семестре допускается студент, набравший 47,5 баллов, в XI семестре к зачету допускается студент, набравший 22,5 балла.

Зачет, как итоговая форма контроля умений, знаний и навыков, полученных в ходе изучения поликлинической терапии, составляет 30 баллов (компьютерное тестирование — 10 баллов, в том числе: 5 баллов в X семестре и 5 баллов в XI семестре; 10 баллов — за овладение практических навыков; 10 баллов — за собеседование). Зачет-автомат в X семестре студент получает при наборе 61,5 балла; в XI семестре зачет-автомат студент получает при получении 29,5 баллов.

Поощрения присваиваются за выполнение УИРС (+5 баллов), выступление на студенческой конференции факультета по результатам УИР( +10 баллов), выступление на студенческой конференции ИГМУ по результатам УИР (+15 баллов), выступление на студенческой региональной конференции (+ 20 баллов), выступление на студенческой Российской конференции( + 30 баллов), выполнение заданий преподавателя (выполнение стендов, альбомов, презентаций тематического характера) — от 5 до 10 баллов.

Штрафы налагаются на студента за пропуск лекции по неуважительной причине(-1 балл), пропуск семинара по неуважительной причине (-3 балла), несвоевременную защиту амбулаторной карты (-5 баллов), несвоевременную защиту диспансерной карты (- 5 баллов); несвоевременную защиту листка нетрудоспособности (-5 баллов), несвоевременную защиту направления на МСЭ (-5 баллов), опоздание на семинар (-0,5 балла).

Результаты и обсуждение

Представленные в таблице 1 результаты исследования говорят о том, что внедрение в учебный процесс балльно-рейтинговой оценки знаний студентов позволило достоверно повысить количество студентов, получивших по предмету оценку «отлично» и «хорошо», увеличить число студентов в срок защитивших обслуженные на дому вызова. Достоверно увеличилось в группе наблюдения и количество студентов в срок защитивших диспансеризацию и направление на МСЭ. Существенно выросла активность студентов, стремившихся выполнить поручения преподавателя, поскольку это сопровождалось прибавлением поощрительных баллов. В то же время количество студентов своевременно не сдавших

зачет по предмету в группе студентов, оценивающихся по сто — бальной системе достоверно не отличалось от группы контроля.

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов позволило увеличить активность сту-

дентов в освоении практических навыков, увеличить количество отличников и хорошистов. В то же время, активность так называемых «резинщиков» (студентов, оставляющих все на последний момент) пока практически не сдвинулась с места.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляков Н.А., Карсаевская Т.В., Щебро А.П., Ермолаенко М.Т. Российская модель последипломного медицинского образования в контексте тенденций развития медицины на рубеже XX-XXI вв. // Биомедицинский журнал. — 2002. — Т. 3. — С.

2. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. — В 2 т. — Личность и условия развития здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова, Л.А. Коростылевой. — СПб., 1999. — С.

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учеб. пособие. — М., 2001.

3. Ганноверская Декларация Римского клуба, 1994. // Вопр. философ. — 1997. — N5. — С.

4. Задачи по достижению здоровья для всех. Европейская политика здравоохранения. — Копенгаген, 2003. — С.

5. Терилл М. Три системы медицинской помощи в мире. // Всемирный форум здравоохранения. — 1997. — Т.1-2. — С. 5-17.

6. World Federation for Medical Education. The Edinburgh declaration. // Medical education. — 2008. — №22. — P. 481-482.

Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1 Балабина Наталья Михайловна — заведующая кафедрой, д.м.н.

© ГОРЯЕВ Ю.А., КАЛЯГИН А.Н., КАЗАНЦЕВА Н.Ю., ОСИПОК Н.В. — 2010

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ

Ю.А. Горяев, А.Н. Калягин, Н.Ю. Казанцева, Н.В. Осипок (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В статье приводятся практические рекомендации и анализируется собственный опыт работы на клинической кафедре в рамках балльно-рейтинговой системы. По данным социологического опроса 47 студенческих групп, делается вывод о том, что балльно-рейтинговая система может активно применяться на каждой клинической кафедре и приносить большую пользу, стимулируя студента к учебной деятельности, освоению новых знаний, умений и навыков, а, следовательно, к приобретению новых компетенций.

Ключевые слова: клиническая кафедра, балльно-рейтинговая система, оценка учебной деятельности, медицинский вуз.

SCORE-RATING SYSTEM OF ESTIMATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS AT THE CLINICAL DEPARTMENT

Yu.A. Goryaev, A.N. Kalyagin, N.Yu. Kazantseva, N.V. Osipok (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. In the article practical recommendations are given and the own experience of work at clinical department, taking into account score-rating system, is analyzed. On the data of sociological interrogatory of 47 student’s groups, the conclusion has been made that the score-rating system can actively be applied at every clinical department and be significantly useful, stimulating the student to educational activity, development of a new knowledge, skills, and experience and therefore, to acquisition of new competences.

Key words: clinical department, score-rating system, an estimation of educational activity, medical higher school.

Балльно-рейтинговая система (БРС) оценки учебной деятельности студентов, как необходимая часть перехода на Болонское соглашение, вводится у нас в ВУЗе с 2007 года. В это время были изданы методические рекомендации для преподавателей по этому вопросу.

Реформа образования предусматривает замену парадигмы с принятой у нас «учить студента» на «студент должен сам учиться». Эта парадигма меняет роль преподавателя в учебном процессе: преподаватель должен не «вбивать» в голову студента знания и умения, которые понадобятся ему в дальнейшей работе, а создавать условия для самостоятельной работы студента, направлять студента по правильному пути освоения наиболее значимых знаний и умений, демонстрировать необходимость и эффективность применяемых лечебных и профилактических методик.

Новая парадигма больше отвечает современному нашему обществу, которое предусматривает, что каждый добивается своего сам.

Рейтинг студента это часть балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студента: чем больше баллов, тем выше рейтинг.

Текущий (учебный) рейтинг студентов подводится на кафедре в течение семестра согласно балльно-

рейтинговой системы учета учебной деятельности студентов разработанный на кафедре.

Цель БРС — активизировать студентов на занятиях, восстановить дух соревнования между студентами и между группами одного и того же курса, добиться постоянной вне аудиторной самостоятельной работы студентов.

Зачем нужна БРС? (об этом уже много говорили и писали):

1. С помощью БРС можно гораздо точнее определить уровень знаний студентов (ведь учет ведется по 100-бальной системе).

2. БРС требует от студента постоянной работы во время семестра, а не только во время сессии. Побеждают в рейтинге те, кто умеет трудиться, ответственно относиться к учебе, добросовестно выполняет все задания преподавателя. При такой регулярной работе студента формируется прочная система умений и навыков.

3. Отношения между студентом и преподавателем становятся более ясными. Если точно определены правила БРС их труднее нарушать.

4. Благодаря БРС студент может за период обучения по дисциплине набрать более 90 баллов и получить «автоматом» экзаменационную оценку «отлично» (или «автоматом» сдать зачет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.