Научная статья на тему 'Эффективное управление методической работой как средство развития кадрового потенциала профессиональной образовательной организации'

Эффективное управление методической работой как средство развития кадрового потенциала профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО / МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / RESOURCE MANAGEMENT / METHODICAL WORK / METHODICAL SERVICE / EFFICIENCY / QUALITY / PERFORMANCE MONITORING / STUDENT-CENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрикова Татьяна Сергеевна, Патрикова Елена Николаевна

Рассматривается инновационная модель методической деятельности профессиональной образовательной организации как источник инноваций в области развития кадрового потенциала системы среднего профессионального образования в условиях ее модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патрикова Татьяна Сергеевна, Патрикова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE METHODICAL WORK AS MEANS OF THE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCE POTENTIAL OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

He innovative model of methodical activities of vocational educational organization as a source of innovation in the field of human resources development of secondary vocational education in the context of its modernization is viewed.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление методической работой как средство развития кадрового потенциала профессиональной образовательной организации»

4. Sotsial'no-ehkonomicheskie i sotsial'no-politicheskie protsessy v Orlovskoj oblasti: otsenka sostoyaniya i persektivy razvitiya: monografiya / pod obshhej red.kan.sotsiol. nauk, dots. N.V. Prokazinoj. Orel: RАNKHiGS, 2012. 232s.

Кузнецов Дмитрий Николаевич, dn-kuznetsov@,yandex. ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

INFLUENCE OF POVERTY ON THE LEVEL OF SOCIAL TENSION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY (ON MATERIALS OF THE ORYOL REGION)

D.N. Kuznetsov

The results of the cluster analysis of the population in Oryol region according to the level of readiness of participation in mass protest actions and social tension are considered. Six clusters have been singled out. Among these clusters two have been marked out where the population is ready to take part in this or that form in mass protest actions of mass protest ,it is analyzed how poverty influences the level of social tension. The analysis showed that despite the fixed discontent with development of the political situation and actions of the authorities, the population shows rather low level of political activity which is limited to voting at the elections, and the population isn't ready to participate in mass protest actions.

Key words: social structure, social groups, poor social groups of the population, social tension, political and social and economic situation, mass protest actions.

Kuznetsov Dmitry Nikolaevich, dn-kuznetsov@yandex.ru, Russia, Оryol, Russian Academy of National Economy and Public Service

УДК 378.046.4

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Т.С. Патрикова, Е. Н. Патрикова

Рассматривается инновационная модель методической деятельности профессиональной образовательной организации как источник инноваций в области развития кадрового потенциала системы среднего профессионального образования в условиях ее модернизации.

Ключевые слова: ресурсное управление, методическая работа, методическая служба, эффективность, качество, мониторинг эффективности, личностно-ориентированный подход.

В деятельности профессиональной образовательной организации именно методическая работа является неиссякаемым источником инноваций. При этом следует помнить, что именно на развитие кадрового потенциала системы образования в целом и профессионального образования в частности направлены большинство современных программных документов, например,

долгосрочная целевая программа «Развитие образования на 2011-2015 гг.» и профессиональные стандарты педагога и преподавателя.

Следует понимать, что управление развитием кадрового потенциала системы профессионального образования - это ресурсообеспеченный и эффективный процесс. Он позволяет использовать все виды ресурсов образовательной деятельности для достижения поставленных задач. Ресурсами формирования образовательной среды являются: кадровые, материально-технические и финансовые, нормативно-правовые, программно-методические, учебно-дидактические, социокультурные, природно-рекреационные, информационные, организационные, управленческие [1].

Ресурсное управление требует внесения изменений в сложившуюся систему работы с педагогическими кадрами, обеспеченность которыми и их профессиональный уровень являются главными условиями стабильного функционирования и развития образовательной системы конкретного учреждения в условиях внедрения современных образовательных и профессиональных стандартов.

Кадровые ресурсы являются условием развития образовательной организации в целом и образовательного процесса в частности, если они соответствуют комплексу характеристик (рис. 1). Данный комплекс характеристик позволяет спроектировать систему мониторинга эффективности развития кадрового потенциала конкретной образовательной организации.

Эффективность процесса развития кадрового потенциала характеризуется с точки зрения достижения реальной положительной динамики результатов профессиональной деятельности. Они должны характеризовать как сам процесс развития педагогов, так и его итоги. При этом управление методической деятельностью призвано способствовать развитию всех образовательных ресурсов как условий эффективного решения стратегических задач системы образования[2].

Совместная деятельность методиста и педагогов является необходимым условием эффективного протекания процесса, осуществляемого на уровне соуправления. Главным условием реализации качественных образовательных услуг является высокий уровень профессиональной компетентности учителя.

Показателями деятельности методической службы профессиональной образовательной организации, требующими развития (по П.И. Третьякову), являются:

- отставание реальной системы методической деятельности от запросов потребителей;

- наличие ресурсов для получения нового качества образовательной системы, которая может удовлетворить интересы потребителя в будущем;

- наличие проблемных полей в деятельности методической службы.

В качестве основного направления модернизации методической службы может выступать переход от традиционной модели к личностно ориентированной системе методической работы в профессиональной образовательной организации.

■— соотЕетстЕие норматиЕнэ-прааовым документам, регламентирующим образовательную деятельность;

безопасность

'-соответствие санитарно-гигиеническим нормам, требованиямтехники безопасности и здорсвьесбережения, возрастным п с ихол ого-ф из иол оги че с к и м особенностям участников образовательной деятельности;

Ч_У

■ - возможность получения положительного результата образовательного процесса е результате использования ресурса при

одновременном снижении каких-либо затрат.

эффективность

Рис. 1 Комплекс качественных характеристик ресурсов образовательной организации

Однако знание руководителями образовательных организаций целей, задач, содержания и организационных форм построения системы методической работы в профессиональной образовательной организации - условие необходимое, но еще недостаточное для выбора оптимальной методической системы. Оптимальная система методической работы должна быть наилучшей именно для данного конкретного учреждения, но так или иначе должна быть ориентирована на решение задач модернизации системы профессионального образования (рис. 2).

Рис. 2. Модель развития кадрового потенциала профессиональной образовательной организации через методическую работу:

КПК - курсы повышения квалификации; ЗОЖ - здоровый образ жизни;

ФОС - фонды оценочных средств; ЭОР - электронные образовательные ресурсы; СМК - система менеджмента качества

При выборе конкретной модели методической работы для своего коллектива (содержания, структуры, формы и пр.) рекомендуется учитывать следующее:

- количественный и качественный состав данного педколлектива;

- результат диагностического изучения личности и деятельности воспитателей, особенно затруднений в их деятельности;

- особенности содержания методической работы (уровень развития дидактического, психологического или других основных ее направлений и связь между ними);

- сравнительную эффективность различных форм методической работы;

- традиции, накопленный опыт методической работы (что сохранить, от чего отказаться);

- материальные, морально-психологические условия в образовательной организации;

- передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.

Тогда к результатам реализации данной модели можно отнести: формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества, создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности, повышений методического мастерства учителя, активное участие в управлении профессиональной подготовкой педагогов, аттестацию

63

учителей на более высокую квалификационную категорию, повышение качества образовательного процесса, на повышение качества знаний учащихся, на создание банка инновационных идей и технологий.

Список литературы

1. Патрикова Т.С. К вопросу об эффективном управлении развитием профессиональной компетентности педагогических работников // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки . 2014. Вып. 2. С. 160-165.

2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. М.: Педагогическое общество России. Центр педагогического образования, 2011. 448 с.

References

1. Patrikova T.S. K voprosu ob ehffektivnom upravlenii razvitiem professional'noj kompetentnosti pedagogicheskikh rabotnikov // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki . 2014. Vyp. 2. S. 160-165.

2. Potashnik M.M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennoj shkole. Metodicheskoe posobie. M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii. TSentr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2011. 448 s.

Патрикова Татьяна Сергеевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой, valeropatrik86@rambler.ru, Россия, Тула, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области,

Патрикова Елена Николаевна, канд. техн. наук, доц., elenapatrikova@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE METHODICAL WORK AS MEANS OF THE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCE POTENTIAL OF VOCATIONAL EDUCATIONAL

ORGANIZATIONS

T.S. Patrikova, E. N. Patrikova

The innovative model of methodical activities of vocational educational organization as a source of innovation in the field of human resources development of secondary vocational education in the context of its modernization is viewed.

Keywords: resource management, methodical work, methodical service, efficiency, quality, performance monitoring, student-centered approach

Patrikova Tatjana Sergeevna, associate professor, head of department, valeropatrik86@rambler.ru, Russia, Tula, Institute of Professional Development and Professional Retraining of Educators,

Patrikova Elena Nikolaevna, candidate of Technical Sciences, associate professor, elenapatriko-va@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.