ЭФФЕКТИВНАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Тхамокова Светлана Мугадовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова, г. Нальчик
E-mail: svetatch76@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается налоговая система как один из факторов экономического развития региона. Проанализирована связь между налоговой политикой и уровнем экономической устойчивости республики.
Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, налоговая дисциплина, налоговое бремя, налоги, налогообложение, развитие региона, экономическая устойчивость.
Одним из важнейших факторов экономического развития региона является эффективная налоговая система. Механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки - следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению
налоговой дисциплины и ответственности, определения эффективных методов контроля и взыскания.
В середине 2006 года руководством Кабардино-Балкарской Республики было принято решение о разработке Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030года. Причины этого обусловлены просчетами советского периода, которые были во многом усугублены переходом страны к рынку. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым правоотношениям. Появились новые институты государственного управления, призванные обеспечивать
функционирование финансовых, налоговых и бюджетных механизмов экономической системы [1].
За счет поступления налогов формируется подавляющая часть доходов как федерального, так региональных и местных бюджетов. Одновременно с помощью налоговых изъятий регулируется уровень доходов субъектов налогообложения. Следует также учитывать, что цели государства и налогоплательщиков в сфере налогообложения не одинаковы. Основной целью налогоплательщиков является снижение налогового бремени и увеличение объема получаемых материальных и духовных благ. Основными же целями налоговой политики является обеспечение финансовыми ресурсами роста расходов государственного бюджета, реализация общегосударственных социально-экономических программ, стимулирование прогрессивного развития как экономики в целом, так и отдельных отраслей хозяйства, инновационноинвестиционной деятельности, повышение рентабельности.
В настоящее время, когда глобализация экономики принимает характер общемировой тенденции, выдвигаются новые, более жесткие требования к участию регионов в конкуренции территориальных условий. В этой ситуации первоочередной целью, стоящей в нашей стране, является обеспечение динамично ускоряющегося развития территории по совокупности, их социально-эколого-экономических функций, то есть достижение устойчивого развития регионов.
Устойчивое развитие регионов, в том числе и КБР, обеспечивается в результате реализации целого комплекса факторов. Среди таких факторов особо следует выделить налоговый механизм, значение которого с позиций устойчивого развития очень велика. Во-первых, это мощный ресурсный фактор, задающий размер материальной базы территориального развития. Во-вторых, это один из наиболее действенных инструментов регулирования регионального развития. В-третьих, это механизм обратной связи и зависимости уровня развития региона от состояния его экономических субъектов. Таким образом, налоговая политика региона может выступать как средство обеспечения устойчивого развития или, наоборот, являться фактором нестабильности системы жизнеобеспечения региона.
Последние годы Правительство Республики целенаправленно реализует политику повышения инвестиционной привлекательности региона, постепенно разрушая отрицательный «кавказский» имидж посредством совершенствования налогового механизма. Вполне обоснованно КБР можно считать флагманом Северо-Кавказского федерального округа по реализации стратегического подхода к привлечению инвестиций, что напрямую отражается на экономической устойчивости региона. Заработало новое инвестиционное законодательство, предоставляющее существенные льготы и гарантирующее права инвесторов, созданы инфраструктура для инвестиций и многопрофильная
система поддержки бизнеса, решена задача информационной открытости. Предпринятые Правительством КБР усилия позволяют инвесторам эффективно реализовать имеющийся у региона значительный ресурсный потенциал туристического сектора, сельского хозяйства, обрабатывающих отраслей [2].
Поступления налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ по территории КБР в январе-сентябре 2013 года возросли на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 6956,2 млн. рублей. Из общей суммы доходов, поступивших в бюджеты всех уровней, в федеральный бюджет перечислено 800,1 млн. рублей, что, по информации отдела финансовой сферы Минэкономразвития КБР, в 5,4 раза выше соответствующего периода 2012 года. Налоговые доходы консолидированного бюджета КабардиноБалкарской Республики за 9 месяцев текущего года составили 6155,9 млн. рублей, что на 1,3% выше уровня аналогичного периода 2012 года. На 2014 год, исходя из прогнозируемого объема валового регионального продукта в размере 114 729,2млн. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года): прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета составит 21 424 190,6 тыс. рублей, из них объем безвозмездных поступлений в сумме 10 618 143,8 тыс. рублей [3].
Таблица 1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых УФНС РФ по КБР
Наименование показателей январь-сентябрь 2012г. млн.руб. январь-сентябрь 2013г. млн.руб. 2013г. в % к 2012г.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей по КБР 6 228,8 6 956,2 111,7
в том числе по основным налогам:
Налог на прибыль организаций 865,2 1 089,6 125,9
Налог на доходы физических лиц 3 102,1 3 052,1 98,4
Налог на добавленную стоимость -105,7 39,3 х
Акцизы 1 033,9 1 344,8 130,1
Единый налог на совокупный доход 489,0 461,2 94,3
Налоги на имущество 778,6 883,2 113,4
Примечание: таблица составлена по данным Управления Федеральной
налоговой службы по КБР.
Для привлечения инвестиций и усиления экономической активности населения необходимо создание благоприятных условий, в том числе и создание эффективной системы налогообложения, предоставление налоговых льгот, которые являются основными стимулами развития экономики. В этом направлении власти республики принимают эффективные меры. Осуществляется стимулирование экономической деятельности с помощью предоставления различных налоговых преференций.
В частности, налог на прибыль организаций (в части, зачисляемой в бюджет КБР), которая составляет 13,5 % понижается на 4,5 % при:
- реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных (приобретенных) в рамках инвестиционных проектов основных средствах или посредством внедренных инновационных технологий;
- налогообложении средств, безвозмездно полученных для реализации инвестиционных проектов.
По налогу на имущество организаций, который равен 2,2 процента от налоговой базы, льготы предоставляются в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционных проектов, в том числе имущества, приобретаемого в качестве вклада в уставный капитал, и прироста стоимости модернизированных в соответствии с указанными инвестиционными проектами основных фондов в следующих размерах:
- в размере 100 % от суммы налога, подлежащего уплате, при стоимости имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционных проектов, не более 1,0 млрд. рублей;
- в размере 60 % от суммы налога, подлежащего уплате, при стоимости имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционных проектов, свыше 1,0 млрд. рублей и не более 2,0 млрд. рублей;
- в размере 30 % от суммы налога, подлежащего уплате, при стоимости имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционных проектов, свыше 2,0 млрд. рублей.
Одновременно анализируя рост экономики КБР, становится ясной обратная связь между налоговой политикой и уровнем экономической устойчивости республики: с проведением мероприятий по укреплению
финансовой дисциплины и повышению эффективности сбора налогов на фоне максимальной либерализации налогового законодательства в тех частях, в которых оно регулируется республикой, можно наблюдать положительные изменения для экономики КБР [4].
Однако вместе с тем, существуют и некоторые недочеты в налоговой политике. К числу пороков проводимой налоговой политики относятся:
- ярко выраженная регрессивность налогообложения (только
низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);
- перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;
- тенденция к расширению доли прямых налогов;
- исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т. д.).
В этой связи совершенно необходимо правильно определить действительные возможности налогов по эффективному влиянию на экономику.
Важнейшим инструментом в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально -экономические сферы и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика,
ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика, предпринимательство.
Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическим целями, определяющими развитие национальной экономики. Налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства и региона. Она во многом определяет ее успех, поскольку система налогообложения является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования рыночной экономики. Налоговая политика государства во многом определяет формирование эффективного рыночного механизма. Через нее государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы.
Для решения обозначенных проблем, меры налогового стимулирования экономического роста применительно к Кабардино-Балкарской республике должны осуществляться по следующим направлениям:
- совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства;
- оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам;
- стимулирование туристской и рекреационной деятельности путем предоставления инвесторам различных налоговых льгот;
- расширение возможностей предоставления налоговых кредитов
предприятиям топливно-энергетических отраслей, химической
промышленности, машиностроительного комплекса, а также других
SCIENCE TIME
приоритетных направлений инвестиционной политики республики;
- рассмотрение возможности получения «налоговых каникул», налоговых кредитов для инновационных предприятий;
- совершенствование налогового администрирования и контроля, а также повышение эффективности работы Комиссии по легализации налоговой базы.
Литература:
1. Васильев Ю.В. Налоговый стимул для развития экономики. Москва, 2007.
2. «Интерфакс-ЦЭА» - независимый аналитический центр - КБР: деловой климат. Инвестиционный потенциал.
3. Официальный сайт Министерства экономического развития КБР.—URL: http:// economykbr.ru/info/9612/.
4. Российская Газета - 21.12.2012г., №5968, «КБР. Территория роста».