Научная статья на тему 'Эффективная маркетинговая деятельность некоммерческих организаций'

Эффективная маркетинговая деятельность некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2284
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ / NON-COMMERCIAL SUBJECTS / MARKETING APPROACH / CONCEPT / FACTORS AND CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москалев М.В., Москалев С.М.

Маркетинговая деятельность некоммерческих организаций имеет огромную экономическую и социальную значимость, так как способствует увеличению эффективности решения широкого круга общественных проблем. Именно поэтому маркетинговая деятельность играет определяющую роль в обеспечении рыночного взаимодействия всех функционирующих субъектов. Тем не менее вопросам маркетинга в этой сфере уделяется недостаточно внимания, и лишь отдельные некоммерческие организации определяют необходимость использования маркетингового подхода как одного из важных факторов их эффективной деятельности. В связи с этим развитие маркетинга в некоммерческой сфере, имеет высокую социально-экономическую значимость и актуальность. Целью данного исследования является выявление особенностей некоммерческого маркетинга, определение существующих проблем, а также разработка рекомендаций и предложений. Проведенные исследования позволяют утверждать, что даже на данном этапе, далеком от своего технологического завершения, освоение концепции некоммерческого маркетинга, его инструментов и процедур дает возможность отечественным некоммерческим субъектам: формировать более продуктивную внутреннюю среду, созвучную декламируемой миссии субъекта; создавать продукты и услуги, в большей степени отвечающие желаниям потребителей; обеспечивать эффективный некоммерческий обмен и полноценное удовлетворение социальных потребностей общества, управлять потребностями и спросом потребителей некоммерческих продуктов; влиять на потребителей, конкурентов и контактные аудитории при помощи средств маркетинговых коммуникаций; создавать и увеличивать в конкретных условиях социальный эффект; эффективнее конкурировать за инвестиции через фандрейзинг (поиск ресурсов за счет объединения деятельности во всех направлениях по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования); способствовать более эффективному использованию ограниченных общественных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The marketing activities of non-profit organizations have enormous economic and social significance, since it contributes to increasing the effectiveness of solving a wide range of social problems. That is why marketing activities play a decisive role in ensuring the market interaction of all functioning entities. Nevertheless, there is not enough attention paid to marketing in this area, and only certain non-profit organizations determine the necessity of using the marketing approach as one of the important factors of their effective activity. In this regard, the development of marketing in the non-profit sphere, has a high socio-economic importance is also becoming relevant. The purpose of this study is to identify the characteristics of non-commercial marketing, identify existing problems, and develop recommendations and proposals. The conducted researches allow to assert that even at this stage, far from its technological completion, mastering the concept of noncommercial marketing, its tools and procedures, gives an opportunity to domestic non-commercial entities: form a more productive internal environment, consonant with the declaimed mission of the subject; create products and services that are more responsive to the wishes of consumers; ensure effective non-commercial exchange and full satisfaction of the social needs of society, manage the needs and demand of consumers of non-commercial products; influence consumers, competitors and contact audiences with the help of marketing communication tools; create and increase social conditions in specific conditions; more efficiently compete for investment through fundraising (search for resources by combining activities in all directions to attract and accumulate external sources of financing); promote more efficient use of limited public resources.

Текст научной работы на тему «Эффективная маркетинговая деятельность некоммерческих организаций»

УДК 339.138

Доктор экон. наук М.В. МОСКАЛЕВ Канд. экон. наук С.М. МОСКАЛЕВ (СПбГАУ, agro@spbgau.ru)

ЭФФЕКТИВНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В последнее время в России происходит активное внедрение в некоммерческую деятельность различных маркетинговых элементов. Возрастает потребность применения маркетинга в деятельности общественных институтов, органах государственного и муниципального управления, различных фондов и некоммерческих субъектов. Маркетинговая деятельность некоммерческих организаций приобретает огромную экономическую и социальную значимость, способствуя увеличению спектра решений важнейших проблем общества. В свою очередь логическим следствием такой деятельности является удовлетворение определенных общественных потребностей. Именно поэтому, маркетинговая деятельность играет основополагающую роль в обеспечении рыночного взаимодействия всех функционирующих субъектов.

Цель исследования - выявление особенностей некоммерческого маркетинга, определение существующих проблем, а также разработка рекомендаций и предложений.

Материалы, методы и объекты исследования. Объектом исследования явились некоммерческие организации. Предметом - их маркетинговая деятельность.

Следует отметить, что маркетинговым проблемам в рассматриваемой сфере не уделяется должного внимания, и лишь некоторые некоммерческие хозяйствующие субъекты ставят необходимость и целесообразность использования маркетингового подхода в качестве одного из важнейших факторов эффективности их деятельности.

Маркетинговый подход к управлению деятельностью субъектов рынка сталкивается с трудностями функционирования в конкурентной среде. Традиционно даже в странах с развитой рыночной экономикой социальный сектор был и остается в большей степени объектом интереса и помощи правительственных структурных подразделений, финансируется как государственными органами, так и муниципалитетами. В связи с этим развитие маркетинга в некоммерческой сфере имеет высокую социально-экономическую значимость и достаточно актуально в современных условиях.

Маркетинг, как новая функция государственных и муниципальных образований, должен способствовать гармонизации отношений между органами государственной власти и населением. Главной задачей маркетинга является исследование потребностей рынка и продвижение товара на этот рынок. В сфере же государственного и муниципального управления в качестве объекта исследования рассматривается конкретное формирование и оценка потребностей социальных групп, которые проживают на той или иной территории.

Маркетинг услуг государственных и муниципальных образований является некоммерческим видом. Он осуществляется в общественных интересах, направлен на социально-экономическое развитие и не преследует финансовые и коммерческие выгоды. Государственные и муниципальные органы власти главной своей приоритетной задачей ставят удовлетворение потребностей населения. Но для этого удовлетворения нужно обладать ресурсами, но их ресурсы ограничены. В этот момент маркетинговая деятельность становится наиболее эффективной. Маркетинг в государственном и муниципальном управлении строит систему рационального распределения и сосредоточения природных, финансовых, трудовых и других ресурсов конкретной территории на рынке. Определяется чёткая стратегия и тактика управления в соответствии с потребностями населения.

Выявление и учёт потребностей и интересов как всего общества, так и отдельных социальных групп очень тонкий процесс. Общество должно видеть, что действия со стороны органов государственной и муниципальной власти приводят к эффективно верному и правильному удовлетворению их потребностей и нужд. Государственные и муниципальные образования и субъекты в своей маркетинговой деятельности направляют все свои силы на социальную сферу, к которой относятся: здравоохранение, образование, оборона и безопасность, наука и искусство, политика, религия. В интересах муниципалитетов и их структур - постоянное повышение качества предоставляемых услуг, позволяющих укреплять доверие к власти со стороны населения. Таким образом, маркетинг государственных и муниципальных образований - это организованный органами государственной и муниципальной власти систематизированный процесс, который ориентирован на установление, прогнозирование и удовлетворение потребностей населения муниципального образования в товарах и услугах.

Рассматривая ретроспективный аспект вопроса, необходимо обращать внимание на следующее. Сфера некоммерческой деятельности формируется в любой стране: здравоохранение; образование; обороноспособность; религия; наука; искусство; политика. Все эти отрасли проявляют интерес в том, чтобы результаты их деятельности находили положительный отклик в обществе, т.е. социальная направленность становится достаточно весомым фактором в деятельности хозяйствующего субъекта. Только в этом случае они могут рассчитывать на финансирование из средств государственного бюджета, взносов учредителей, спонсорской помощи.

«История зарождения маркетинга относится к еще более глубокой древности, и однозначно ответить, когда он впервые появился, практически невозможно ответить. Как сам предмет он еще молодой и его стали преподавать в колледже США в 1905 году. Развитие экономических отношений постоянно претерпевало различные изменения, менялось само общество, его запросы» [1].

«Маркетинг как наука появился в Российской Федерации с момента перевода государственного устройства с централизованной (плановой, директивной) на децентрализованную (рыночную) систему. Такое зарождение относится к началу 90-х годов прошлого столетия. А до этого времени такой предмет не преподавался в учебных заведениях. На современном этапе, исходя из сложившихся реалий, данная дисциплина фактически изучается по всем специальностям и ее появление в системе образования не вызывает никаких вопросов» [2].

Идея адаптации методов коммерческого маркетинга к специфике некоммерческого сектора появилась в США в 70-е годы ХХ века, как следствие, рост числа некоммерческих организаций и обострения конкуренции между ними. В этих новых условиях, некоммерческих организаций, потребовались такие навыки, как умение четко определить положение организации на рынке и понимание потребностей клиентов, способность распространять свои убеждения, найти сторонников и т.д. [3].

Теория и методология классического маркетинга, как известно, исторически развивались из практики бизнеса. Аналогично, маркетинг некоммерческих субъектов развивается из практики деятельности в некоммерческой сфере. Но при этом важным отличием этого типа деятельности является то, что для подготовки его концепции уже имеется не только зрелость, но и теоретическая и методологическая база классического маркетинга, а также богатый опыт практического применения его методического инструментария. Это в значительной степени упрощает работу специалистов, которые разрабатывают концепции маркетинга некоммерческих субъектов.

К настоящему моменту сформировалась довольно обширная зарубежная и отечественная литературная база, имеющая отношение к некоммерческому маркетингу. Особое значения имеют такие работы, как Ф. Котлер и А.Р. Андерсен «Стратегический маркетинг для некоммерческих организаций»; М. Киннел и Джонатан Мак Дугалл «Маркетинг в некоммерческой сфере»; Панкрушин А.П. «Маркетинг образовательных услуг

в высшем и дополнительном образовании»; Кабаков В.С., Крылов В.И. «Маркетинговый подход в системе управления городом»; Мудряченко М.Ф. «Значение маркетинга в сфере экономической деятельности войскового звена» и др.

Маркетинг некоммерческих субъектов развивается из практики деятельности в некоммерческой сфере. Однако существенное различие заключается в том, что для формирования его концепции уже имеется не только зрелая теоретико-методологическая база классического маркетинга, но и богатый опыт практического применения методического инструментария. Это в значительной мере упрощает задачу специалистов, разрабатывающих концепцию маркетинга некоммерческих субъектов. Но есть и определенные трудности. Как любая научная и, в большей степени, прикладная дисциплина некоммерческий маркетинг в период своего становления характеризуется «болезнью роста», которая проявляется в отсутствии системности, неоднозначности понятий, терминологической путанице. Так, например, в разных источниках встречаются различные названия маркетинговой деятельности в некоммерческой сфере: «социальный маркетинг», «маркетинг некоммерческих организаций», «маркетинг неприбыльных организаций», «маркетинг неприбыльной сферы» и др. [4]. Таким образом, методологическая связь маркетинга некоммерческих организаций может быть определена практически со всеми направлениями исследований - неоклассической экономической теорией и новой институциональной экономикой, теориями производственной функции и человеческого капитала. При этом методологические взаимодействия маркетинга с различными направлениями экономико-теоретического знания будут строиться по-разному. И наибольшая близость подходов будет иметь место, несомненно, в интеграции маркетинга и экономики государства. В связи с этим и возможности исследований в данном направлении представляются наиболее перспективными.

Особенности организации службы маркетинга в некоммерческой организации вытекают из особенностей этих организаций, а также образуются под влиянием внешней и внутренней среды.

Таким образом, маркетинг некоммерческих субъектов несет в себе как некоммерческую составляющую, так и коммерческую, но при этом они направлены на получение различных эффектов и воздействуют на различную среду организаций (рис. 1).

Рис. 1. Общая схема маркетинга некоммерческих субъектов

Главной особенностью некоммерческих организаций является социальный эффект, в противовес коммерческому маркетингу, целью которого является получение прибыли.

Непосредственно сам некоммерческий маркетинг был главным образом основан на гуманитарной направленности, а также на маркетинговой гуманизации. Такого рода маркетинг не направлен на получение какой-либо прибыли, напротив, он в свою очередь

опирается на разного рода общечеловеческие интересы и различные ценности, а также на достаточно высокие моральные и этические принципы. При этом стоит отметить, что довольно часто случается пересечение некоммерческого маркетинга с коммерческим при самых разных ситуациях и обстоятельствах.

В свою очередь некоммерческий маркетинг относится к институциональной системе, в которой источником управления является маркетинг организаций. Причем его система основана на ведении деятельности, необходимой как для создания, так и для поддержания отношений активно работающих целевых аудиторий к разного рода фирмам и организациям, ведущим свою профессиональную деятельность.

Основной же задачей всевозможных общественных организаций точно так же, как и организаций государственных является пропагандирование самой общественной значимости той деятельности, которой они занимаются. Как правило, маркетинг же разного рода общественных организаций главным образом используется для того, чтобы создать благоприятное и положительное общественное мнение, которое позволит сформировать более выгодное спонсорское финансирование и дополнительную поддержку со стороны лиц, являющихся налогоплательщиками. Чем лучше будет финансирование, тем масштабнее будет и деятельность самих организаций.

Так, при формировании положительного общественного мнения о разного рода некоммерческих организациях, те в свою очередь работают в рамках так называемого институционального маркетинга. Благодаря ему представляется возможным осуществлять маркетинговое управление на совершенно новом уровне, который, по сути, является более значимым для всевозможных фирм и организаций.

«В некоммерческом маркетинге потребители выбирают между предложениями различных конкурирующих организаций. Социальный эффект, получаемый от деятельности некоммерческих субъектов, является значимым для общества. В зависимости от этого деятельность некоммерческого субъекта финансируется и стимулируется из государственного бюджета либо спонсорами и меценатами» [6].

Как правило, некоммерческие организации имеют две категории контрагентов: потребители и учредители, которые зачастую являются органами власти. При этом, потребители могут выступать в качестве членов данной организации и, соответственно, платить соответствующие членские взносы. Причем, в отличие от маркетинга коммерческого сектора, некоммерческий маркетинг, несмотря на удачную стратегию, может привести к денежным потерям.

Итогом и ключевым показателем эффективности некоммерческой деятельности становится достижение высокого социального эффекта.

Важность социального эффекта в том, что, по сути, он является своеобразным показателем рентабельности некоммерческого проекта и в идеальном варианте создает нематериальный результат:

— удовлетворяет жизненно важные потребности человека;

— повышает уровень и качество жизни общества;

— способствует сохранению и воспроизводству общественного уклада.

Социальный эффект как аналог всем привычной прибыли должен находиться в

прямой зависимости от государственных объемов финансирования: целевое использование средств налогоплательщиков позволит поддерживать некоммерческий сектор на должном уровне.

Впрочем, бюджетные вливания - не единственный источник дохода некоммерческих субъектов: зачастую они живут на членские, учредительные и благотворительные взносы, а также доход от коммерческой деятельности в смежной сфере. Незаинтересованность в материальной прибыли не освобождает этих субъектов от конкуренции на инвестиционном рынке, ведь забота о собственном финансировании - одна из уставных задач каждой организации.

Объективная оценка социального эффекта непременно упростит движение финансовых потоков. Но кто способен представить объективный анализ некоммерческого маркетинга? Специалисты считают, что лучшими судьями в этом вопросе могут стать отнюдь не потребители или чиновники, а негосударственные независимые организации.

Результаты исследования позволяют утверждать, что в России в последнее десятилетие происходит заметная активизация маркетинга в рамках деятельности некоммерческих организаций. К сожалению, подобная практика не носит систематического характера, а скорее, является результатом инициативы руководителей некоммерческих субъектов [7]. При этом большинство некоммерческих субъектов сталкивается с проблемой организации «продажи» своего продукта. Эта проблема связана с технологической неподготовленностью многих субъектов к рыночным сделкам. Далеко не любая некоммерческая организация может сделать свой продукт доступным целевым потребителям. При этом парадокс заключается в том, что проблему «продаж» часто испытывают:

1) некоммерческие организации, спрос на продукцию которых превышает предложение (некоммерческая медицина, образовательные, благотворительные организации);

2) субъекты, занимающие монопольное положение (органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, некоторые научно-исследовательские организации).

Изучение выявленных тенденций показало, что в общей совокупности можно выделить 2 основные причины, блокирующие сбыт продукции, произведенных российскими некоммерческими организациями [8].

1. Наличие возрастающей конкуренции. Она характерна не для всех секторов некоммерческой сферы. Так, некоммерческие организации в образовании и медицине конкурируют как между собой, так и с коммерческими субъектами. В то же время вне конкурентной среды функционируют органы государственной власти и управления, силовые структуры (полиция, армия, налоговая служба, ГИБДД, др.). Они являются естественными монополистами и предоставление («продажа») их услуг строго регламентировано.

2. Несоответствие целей и результатов деятельности организаций потребностям и желаниям потребителей.

Подобная ситуация может быть следствием низкой профессиональной подготовки руководителей и исполнителей или умышленных действий должностных лиц.

На устойчивое развитие некоммерческого маркетинга, как наиболее эффективного вида деятельности в условиях развивающейся конкуренции, указывают следующие причины:

— объективное существование некоммерческой сферы и некоммерческой деятельности;

— наличие свободного некоммерческого обмена результатами этой деятельности;

— наличие конкуренции в некоммерческой сфере.

Первая диктует необходимость применения концепции некоммерческого маркетинга, что позволяет удовлетворять определенные общественные запросы, и доводятся до потребителя через акт обмена. Вторая - может свидетельствовать, положительная или отрицательная реакция жителей и их готовность к дальнейшему потреблению. Третья -определяется нарастающей конкуренцией в данном секторе. Некоммерческая деятельность осуществляется в конкурентной среде, которая характеризуется антагонизмом интересов, состязательностью идей, концепций и программ, предлагаемых потребителю. Дальнейшее повышение уровня конкуренции в некоммерческой сфере обостряет проблему объективной оценки получаемых социальных результатов и коррелирующих с ними экономических последствий, а также их распределения [9].

Выводы. На данном этапе развития, далеком от своего технологического завершения, освоение концепции некоммерческого маркетинга, его инструментов и процедур дает

возможность отечественным некоммерческим субъектам развиваться по следующим направлениям:

— формировать более продуктивную внутреннюю среду, созвучную декламируемой миссии субъекта;

— создавать продукты и услуги, в большей степени отвечающие желаниям потребителей;

— обеспечивать эффективный некоммерческий обмен и полноценное удовлетворение социальных потребностей общества, управлять потребностями и спросом потребителей некоммерческих продуктов;

— влиять на потребителей, конкурентов и контактные аудитории при помощи средств маркетинговых коммуникаций;

— создавать и увеличивать в конкретных условиях социальный эффект;

— эффективнее конкурировать за инвестиции через фандрейзинг (поиск ресурсов за счет объединения деятельности во всех направлениях по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования);

— способствовать более эффективному использованию ограниченных общественных ресурсов [10].

Однако, несмотря на положительные моменты, можно выделить следующие и проблемы, возникшие в некоммерческих организациях:

— некоммерческие учреждения вынуждены заниматься коммерческой деятельностью. Это обусловлено тем, что за счет появления дополнительных источников дохода учреждениям предоставляется возможность частично компенсировать недостаточное внешнее (государственное) финансирование.

— слабая проработка в российском обществе объективных критериев оценки результатов деятельности некоммерческих субъектов.

Некоммерческий маркетинг имеет свои специфические цели и задачи. Деятельность его ведущих субъектов - институциональных учреждений характеризуется общественной значимостью и полезностью. В некоммерческой сфере человеческой деятельности не создаются материальные блага, но возникают иные, не менее значимые и важные для общества ценности.

Таким образом, будущее России обусловлено формированием социально значимых ценностей, которые реализуются в сфере некоммерческого маркетинга.

Литература

1. Чернопятов А.М. Маркетинг: Учебник. - М.: Палеотип, 2015. - 348 с.

2. Чернопятов А.М. Маркетинг персонала. Raleign, North Carolina, USA: Lulu Press, 2016. -265 с.

3. Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие по спец. «Маркетинг». - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 437 с.

4. Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект / С.Н. Андреев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 4. - С. 12-18.

5. Репина Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. - 240 с.

6. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления. пер. с англ. И. Ющенко. - Киев: Вышейшая школа, 2013. - 274 с.

7. Акулич И.Л. Маркетинг: Учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 524 с.

8. Данько Т.П., Голубев М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 с.

9. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс. - СПб: Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.

10.Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 с.

Literatura

1. Chernopyatov A.M. Marketing: Uchebnik. - M.: Paleotip, 2015. - 348 s.

2. Chernopyatov A.M. Marketing personala. Raleign, North Carolina, USA: Lulu Press, 2016. -265 s.

3. Kameneva N.G. Marketingovyye issledovaniya: ucheb. posobiye po spets. «Marketing». - M.: Vuzovskiy uchebnik: INFRA-M, 2011. - 437 s.

4. Andreyev S.N. Marketing v nekommercheskoy sfere: teoreticheskiy aspekt / S.N. Andreyev // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2000. - № 4. - S. 12-18.

5. Repina Ye.A. Osnovy menedzhmenta: Uchebnoye posobiye / Ye.A. Repina. - M.: Akademtsentr, 2013. - 240 c.

6. Bleyk R.R., Muton D.S. Nauchnyye metody upravleniya. per. s angl. I. Yushchenko. - Kiyev: Vysheyshaya shkola, 2013. - 274 s.

7. Akulich I.L. Marketing: uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy po ekonomicheskim spetsial'nostyam. - Minsk: Vysheyshaya shkola, 2010. - 524 s.

8. Dan'ko T.P., Golubev M.P. Menedzhment i marketing, oriyentirovannyy na stoimost': Uchebnik. - M.: INFRA-M, 2014. - 416 c.

9. Kotler F., Keller K.L. Marketing. Menedzhment: ekspress-kurs. - SPb: Piter: Mir knig, 2012. -479 s.

10.Mazilkina Ye.I. Marketingovyye kommunikatsii: Uchebno-prakticheskoye posobiye. - M.: Dashkov i K, 2012. - 256 c.

УДК 339.138

Канд. экон. наук Т.Г. ВИНОГРАДОВА

(СПбГАУ, tgvin1@yandex.ru)

АКТИВИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ

БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Необходимость постоянного повышения эффективности банковской деятельности отечественных организаций, определения путей, методов и ресурсов наращивания их конкурентоспособности, оптимизации ассортимента услуг и сервиса указывают на актуальность исследований в данном направлении.

Цель исследования состоит в изучении и развитии подходов и методов повышения маркетинговой активности субъектов отечественного сектора банковских услуг.

Материалы, методы и объекты исследованя. Объектом исследования являются ведущие банки Северо-Западного федерального округа. Предметом исследования явился сектор развивающихся банковских услуг и отношения, возникающие при реализации маркетинговых мероприятий на финансовом рынке.

В отечественном банковском секторе в последнее десятилетие, пересмотрев приоритеты, обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале отдельные его элементы, затем осваивать базовую концепцию и внедрять стратегическое рыночное планирование. Это было вызвано следующими факторами: проникновение банков на зарубежные рынки и их конкуренция с местными банками; глобализация банковской конкуренции; появление и развитие практически во всех странах огромного числа небанковских учреждений, составивших конкуренцию банкам; расширение спектра услуг, оказываемых банками, и развитие небанковских методов заимствования денежных средств (например, выпуск облигаций); развитие информационных технологий и средств коммуникации на базе современной техники и как следствие - расширение региональной и национальной сферы деятельности финансово-кредитных институтов; развитие конкуренции внутри банковской системы, а также между банками и небанковскими институтами как в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.