Научная статья на тему 'Эффект мультипликации в туризме на примере круизной отрасли Санкт-Петербурга'

Эффект мультипликации в туризме на примере круизной отрасли Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
359
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / CRUISE TOURISM / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / MULTIPLICATIVE EFFECT / БЮДЖЕТ / BUDGET / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рочева Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются важные аспекты развития круизного туризма в мире в целом и в Санкт-Петербурге в частности. Развитие данной туристской отрасли, по мнению автора, оказывает мульти-пликативный эффект на все стороны жизни, включая строительство городской инфраструктуры, создание рабочих мест, привлечение западных инвестиций и подтверждение имиджа города как второй столицы и важного морского порта мирового уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with main aspects of cruise tourism all over the world and particularly in St.Petersburg. The development of this sphere in author' opinion has multiplicative effect on different sides of life, including the construction of city' infrastructure, the creation of working places, the involvement of foreign investments and acknowledgement of the status of St.Petersburg as the second capital and main maritime port of international level.

Текст научной работы на тему «Эффект мультипликации в туризме на примере круизной отрасли Санкт-Петербурга»

Е С. РОЧЕВА

Екатерина Сергеевна РОЧЕВА — аспирантка кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЗФ. В 2010 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.

^ ^ ^

ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ТУРИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ КРУИЗНОЙ ОТРАСЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА*

Благодаря улучшению качества жизни населения в XXI в. туризм превратился в одну из самых важных отраслей экономики. Вклад этой сферы в мировой ВВП нельзя переоценить. Для многих стран туризм является основным источником дохода. Туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест и обеспечению занятости населения. По подсчетам, каждую минуту в мире создается 2 рабочих места в этой отрасли. Сегодня мы можем говорить об эффекте мультипликации в туризме. Он оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др.

Сегодня мировой рынок туризма, а в частности круизного бизнеса, достиг своего апогея. Строятся новые лайнеры, осваиваются новые порты и маршруты. В 2010 г. круизный флот пополнился 14, а в 2011 — 9 новыми лайнерами.

Итоги 2010 г. для российского туризма в целом расцениваются экспертами ниже планируемых. Среди ключевых проблем российской туриндустрии — рост транспортных тарифов и стоимости гостиничных услуг, связанный с ростом коммунальных тарифов, процентных ставок по кредитам, многократным ростом ставок налога на землю; моральный и физический износ туристской инфраструктуры, отсутствие эффективных механизмов стимулирования инвестиций в ее развитие; несовершенство действующей нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности в сфере туризма; недостаточность экономических стимулов развития въездного и внутреннего туризма; существование визового режима с экономически развитыми странами, сложного миграционного учета; дефицит квалифицированных кадров, несовершенство образовательных стандартов; недостаточность национального рекламного бюджета на продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Так, рекламный бюджет на продвижение туристических возможностей России в 2010 г. был сокращен почти вдвое и составил порядка 2,5 млн евро. Для сравнения: средний бюджет на рекламу туризма в европейских странах составляет 31 млн евро.

По данным Росстата, в Россию, обозначив туризм как цель своей поездки, въехало 2 133 869 иностранных граждан, т. е. на 2 % больше, чем в 2010 г. За 9 месяцев 2011 г. — 1 975 783 иностранных граждан, что на 9 % больше, чем за такой же период 2010 г., но в целом это невысокие показатели [3].

ГРНТИ 71.00.00 © Е.С. Рочева, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. ГА. Карповой.

Среди мер, предлагаемых РСТ для преодоления преград на пути развития туризма: защита прав и интересов туристов как потребителей; финансовая поддержка со стороны государства; совершенствование налогообложения; таможенное регулирование; тарифное регулирование; сокращение туристских формальностей; кадровое и научное обеспечение. Вклад туризма в национальную российскую экономику незначителен и составляет около 2 % в доходной части бюджета и менее 0,4 % в ВВП. Удельный вес туристской сферы в структуре национальной экономики большинства развитых стран намного выше и составляет 10-25 % от доходной части бюджета [1].

По расчетам российских специалистов и прогнозам Всемирной туристской организации, туризм в России, при его достаточной поддержке со стороны государства, с учетом имеющихся туристских ресурсов, мог бы приносить до 30 млрд долл. дохода ежегодно.

На фоне медленного роста показателей туризма в целом морской туризм здесь держится особняком. Данный туристский продукт является для российских потребителей новым и еще недостаточно изучен, чтобы стать массовым. Круизы — один из самых быстрорастущих секторов рынка, в условиях экономического кризиса круизный отдых оставался единственным прибыльным.

Круизный бизнес Санкт-Петербурга — пока один из наименее развитых «секторов» туризма Северной столицы. Успешному развитию морского круизного туризма в Санкт-Петербурге мешает ряд проблем: практически полное отсутствие оборудованных пассажирских портов и стоянок, собственного пассажирского флота, отвечающего современным требованиям, сложное миграционное законодательство (сход пассажиров на берег занимает 2,5-3 ч), отсутствие достаточной координации всех участников, обслуживающих туристские потоки в городе, высокая стоимость различных составляющих турпакета, а также достаточно высокие портовые сборы, отсутствие конкурентоспособного круизного продукта и развитие дополнительных сервисов.

Рост потока круизных пассажиров в Санкт-Петербурге мог бы способствовать экономическому развитию туристического сектора и смежных отраслей. Исследования Европейского круизного совета показали, что круизные туристы состоят в основном из американцев и европейцев (соотношение 70/30 %). Центр развития туризма города Хельсинки (Финляндия) оценил расходы каждого туриста, прибывающего в Санкт-Петербург на круизном судне, в 300 евро и выше. А это означает, что в 2012 г. только от пассажиров круизных судов порта «Морской фасад» город на Неве может получить доход в размере 200 млн евро, что составит более 3 % от доходной части бюджета города, принятого на 2010 г.» [2].

Несомненно, решение большинства проблем невозможно без привлечения бизнес-структур. Важным аспектом в развитии морского туризма и в преодолении барьеров на пути этого развития является сотрудничество городских властей и крупных туроператоров по круизам. Только объединив усилия, операторы смогут выйти на совершенно новый уровень предложений в рамках круизного бизнеса.

На сегодняшний день городу необходим не просто конкурентоспособный турпродукт для круизных туристов. Важным аспектом этого продукта должно стать уплотнение туристского времени, за счет которого операторы могли бы снижать издержки. Туристы смогут за меньшее время посетить большее число достопримечательностей. А туроператоры, выгодно выстраивая программу пребывания, могут экономить на стоимости автостоянки, на приобретении групповых туристских карт, в которые уже включено посещение ряда музеев.

Санкт-Петербург — большой мегаполис. Город перегружен транспортом, и это является проблемой в разработке туристского продукта. Лайнер обыкновенно стоит в порту световой день с 9 до 18.00. С учетом схода на берег, загрузки в автобусы, посадки на лайнер, у туристов остается 6-7 ч, чтобы осмотреть город. Именно поэтому вопрос уплотнения туристского времени стоит очень остро. При разработке маршрута по городу оператор должен учитывать транспортную доступность объектов туристской дестинации. Сюда входят музеи, парки, возможно, представления, а также магазины и сувенирные лавки. В связи с этим представляется необходимым создание специализированных сувенирных центров, где можно было бы купить все по приемлемым ценам. Тогда можно было бы избежать проблем трафика, парковки возле маленьких магазинчиков, огромных очередей из автобусов и высоких цен за отсутствием конкуренции.

Конечно, для реализации столь масштабных проектов в туризме необходимо сотрудничество городских властей и туроператоров, которые как никто заинтересованы в максимизации прибыли.

К данной программе подключились бы и обычные операторы, занимающиеся приемом групповых туристов в Санкт-Петербурге.

Вклад туризма в национальную российскую экономику незначителен и составляет около 2 % в доходной части бюджета и менее 0,4 % в ВВП. Удельный вес туристской сферы в структуре национальной экономики большинства развитых стран намного выше и составляет 10-25 % от доходной части бюджета.

Стимулированию развития круизного туризма будут способствовать следующие меры:

• визовый режим и работа консульских служб (отмена визового режима или его облегчение, разрешение на оформление коллективных виз, введение 72-часового безвизового въезда для граждан пограничных стран, снижение сроков оформления виз в праздничные дни);

• тарифно-ценовое регулирование (снижение цен и тарифов на услуги в летний период, снижение налоговых ставок, снижение стоимости услуг естественных монополистов);

• таможенное регулирование и учет миграции (отмена регистрации иностранных туристов);

• продвижение бренда (осмысленное продвижение на основных целевых рынках через создание единого российского бренда, активное использование Интернета и социальных сетей;

• другие меры (разрешение судоходства по внутренним водным путям РФ, развитие инфраструктуры, содействие в организации привлекательных инвестиционных площадок).

Туризм, несомненно, является доходной частью бюджетов большинства крупных европейских городов, а в ряде стран туризм — основная статья доходов в бюджет. Россияне ежегодно вывозят из страны миллионы евро, которые тратят за рубежом во время отпуска. В топ-10 мест покупок за рубежом входят: гостиницы, магазины одежды, авиабилеты, прокат машин, украшения, универмаги, турагентства, кафе и рестораны, директ-маркетинг и магазины БШу-Ггее. Среди основных мест покупок, которые осуществляют иностранные круизные туристы в России, — турагентства, сувенирные центры, кафе, реже магазины высокого ценового сегмента (меха).

Круизный туризм приносит доход в бюджет города как от оборота фирм, обслуживающих иностранные суда и круизных туристов, так и от портовых сборов, включая оплату стоянки судна в порту, закупок топлива, продовольствия иностранными компаниями и т. п. Таким образом, ежегодно поступления от обслуживания круизных туристов в Санкт-Петербурге в среднем, по официальным данным, составляют около 250 млн долл.

Морской туризм завоевывает новые пространства и рынки, привлекает в страны новые потоки туристов, ежегодно принося в ВВП своих стран немалый доход. Сегодня в городе, в том числе и для развития туризма, строятся крупные инфраструктурные объекты: порт «Морской фасад», Западный скоростной диаметр. Намечены реконструкция Пулково, строительство Орловского тоннеля, Новой Голландии, запуск надземного экспресса.

Эффект мультипликации особенно ярко выражен в области круизного туризма. Ввод в эксплуатацию нового порта, который сможет принимать по завершении строительства до 5 крупных пассажирских судов одновременно, развитие инфраструктуры Васильевского острова (в части намывной территории), развитие нормативно-правовой базы туризма (создание Ассоциации круизного туризма как толчок для усовершенствования нормативной базы в круизном туризме со стороны РСТ), создание и поддержка финансирования новых учебных мест в сфере туризма (гостиничный и ресторанный сервис), активизация деятельности центров народных промыслов и развитие культуры, решение проблем городского трафика, внесение корректив в миграционное законодательство (введение закона о 72-часовом пребывании на территории Санкт-Петербурга без визы для круизных туристов), появление большого числа новых рабочих мест. Для примера: только при запуске двух паромов «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» было предоставлено 470 и 350 рабочих мест соответственно. Также среди положительных аспектов можно выделить строительство развлекательных комплексов, таких как самый большой аквапарк России «Питерленд», к которому в будущем планируется подвести водное такси, новый центр развлечений для детей «Кидбург», равного которому еще не было в России, и конечно, обеспечение роста уровня жизни местного населения и увеличение валютных поступлений.

Круизный бизнес — инвестиционно привлекательный, не поддающийся влиянию экономического кризиса сектор туризма, развитие которого ежегодно будет приносить миллионы рублей в бюджет города. Санкт-Петербург сможет вернуть статус морской столицы России. Кроме того, создание совре-

менной инфраструктуры и новых рабочих мест поможет Петербургу выйти на уровень европейских городов-лидеров в области круизного туризма и туризма в целом.

Являясь специфической мультипликативной сферой, туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, а также социальной сферы, что позволяет рассматривать его как социально-экономическое явление, феномен XXI в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал «Туристический бизнес Петербурга». URL: http://www.pitert.ru/news/okolo-50-tysyach-rossiyan-otpravilis-kruizy-2011 -godu

2. Сайт компании «Кругозор Экспо-Трэвел». URL: http://www.kragozor-expo.ru

3. Санкт-Петербург открытый город. URL: http://st-petersburg.ru/statistics/Business%20Environment/Transport% 20Infrastracture/Marine%20Transport.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.