Научная статья на тему 'Эдуарду Дмитриевичу днепрову 75 лет'

Эдуарду Дмитриевичу днепрову 75 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Редким людям выпадает судьба не только описывать историю, но и творить ее. К их числу, по праву, принадлежит академик РАО, доктор педагогических наук Эдуард Дмитриевич Днепров. За большой вклад в развитие педагогической науки и в связи с 75-летием Э.Д. Днепров награжден Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эдуарду Дмитриевичу днепрову 75 лет»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №6, 98-101

Эдуарду Дмитриевичу днепрову - 75 лет

75 YEARS JUBILEE OF EDUARD DMITRIEvICH DNEPROv

Редким людям выпадает судьба не только описывать историю, но и творить ее. К их числу, по праву, принадлежит академик РАО, доктор педагогических наук Эдуард Дмитриевич Днепров.

За большой вклад в развитие педагогической науки и в связи с 75-летием Э.Д. Днепров награжден Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке».

To rare people the destiny drops out a chance not only to describe history, but also to create it. To their number, for - the right, belong academician of the Russian Academy of Education, doctor of pedagogical sciences Eduard Dmitrievich Dneprov.

For the great contribution to development of a pedagogical science and in connection with 75 anniversary E.D.Dneprov is awarded with the Gold medal of the Russian Academy of Education «For achievements in a science».

Эдуард Дмитриевич родился 10 декабря 1936 г. в Москве, в семье морского офицера, что во многом и обусловило первоначальный выбор жизненного пути - он начинает свою трудовую деятельность юнгой Балтийского флота, оканчивает Ленинградское нахимовское училище, а затем с отличием штурманский факультет Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. С 1958 по 1971 гг. штурман Днепров служил на боевых кораблях Северного и Балтийского флотов.

В это время у него пробуждается стремление к научной деятельности в сфере гуманитарных дисциплин. Яркий литературный талант, проявившийся еще в юности, требовал своего развития. В 1961 г. Э.Д. Днепров, получив второе высшее образование, с отличием окончил факультет журналистики ЛГУ по специальности «филолог-журналист». Здесь он под руководством своего крестного научного отца - знаменитого историка, профессора Анатолия Васильевича Предтеченского написал диплом по общественному движению 1860-х гг. Так, еще на университетской скамье стала выкристаллизовываться приоритетная сфера научного поиска Эдуарда Дмитриевича.

В 1967 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Морской сборник» в общественном движении периода первой революционной ситуации в России». Как видно из названия, в нем удивительно органично переплелись как те сферы, в которых протекала его жизнь ученого и морского офицера, так и перспективы, которые еще только угадывались. В диссертации Э.Д. Днепров широко рассматривал проблемы российских, в том числе образовательных реформ и общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX века, что в конечном итоге и обусловило его научное, а позднее и личностное самоопределение.

Успешно совмещая в течение 10 лет службу на флоте и научно-исследовательскую деятельность, Э.Д. Днепров прошел школу таких выдающихся отечественных историков, как академики АН СССР Н.М. Дружинин и М.В. Нечкина, профессора А.В. Предтеченский и П.А. Зайончковский. От многолетнего общения с этими замечательными учеными он воспринял широту кругозора, историзм и системность мышления, историческую интуицию, способность к глубокой аналитике, умение видеть корни и генезис явлений, их последствия.

В 1971 г. капитан-лейтенант Э.Д. Днепров демобилизовался с военной службы, получив отменную характеристику. В ней указывалось, что ему «свойственно стратегическое мышление, умение мгновенно ориентироваться в ситуации, быстрота реакции, твердость, решительность, редкостная выносливость и трудоспособность». Характеристику вершила удивительная по своей прозорливости фраза: «на корабельном мостике в экстремальных условиях ему нет равных».

После демобилизации Эдуард Дмитриевич оказывается в новой для него академической среде -он работает старшим научным сотрудником лаборатории истории отечественной школы и педагогики НИИ Общей педагогики АПН СССР. В 1974 - 76 гг. Э.Д. Днепров трудится на ответственном посту главного редактора издательства «Педагогика». А в 1978 - 88 гг. снова работает в НИИ общей педагогики заведующим лабораторией истории отечественной школы и педагогики.

Эти годы деятельности Э.Д. Днепрова в целом оказались очень плодотворными и обогатили российскую историю педагогики фундаментальными трудами. Круг основных научных интересов ученого концентрировался на трех взаимосвязанных и новаторских для того времени проблемах - образовательной политике, общественно-педагогическом движении, становлении и развитии системы образования в России. При этом ученый, впервые в нашей литературе, выделил в качестве самостоятельной сферы исследования - историю образования, которая ранее растворялась в истории педагогики, что стирало и грани, и саму предметную сущность двух составляющих частей этой области знания: истории педагогической мысли, педагогической науки и истории образовательной практики, в самом широком смысле этого слова - от образовательной политики и школьного строительства до организации учебно-воспитательного процесса.

В сотрудничестве с научно-педагогической библиотекой им. К. Д. Ушинского Эдуард Дмитриевич подготовил капитальный, объемом свыше 80 печатных листов, библиографический указатель «Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918-1977 гг.» (1979). Этот указатель включал более 10 тысяч наименований (аннотированных книг, брошюр, статей, диссертаций, расписанных по главам), обеспечивал более ста входных «ключей» для поиска необходимой литературы. Не удивительно, что он был признан лучшим советским библиографическим изданием.

Не остановившись на этом, ученый осуществил выпуск серии историографических работ, дававших детальный анализ всей историко-педагогической литературы, что положило начало новой области историко-педагогического знания - педагогической историографии, то есть самопознанию истории педагогики.

Э.Д. Днепров являлся инициатором научных публикаций отечественного и мирового педагогического наследия, в том числе серии «Педагогическая библиотека», в которой вышло более 50 томов. Он задал эталон этой серии, подготовив в 1974 г., к 150-летию со дня рождения К.Д. Ушинского двухтомник его избранных сочинений.

Э.Д. Днепров - автор глав и редактор четырех «дореволюционных» томов «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР», в которых давался трезвый, реальный анализ трудного процесса становления и развития отечественной школы и педагогики в сцеплении и противостоянии многих факторов. Здесь явно чувствовались новые веяния, зарождавшиеся в исторической науке, которая все более решительно отходила от начетничества и догматизма. Он впервые на большом фактическом историко-педагогическом материале обосновал и реализовал необходимость системного рассмотрения российского образования и педагогической мысли, их тенденций и закономерностей в контексте общего развития страны и отечественной мысли.

Образование, педагогика начинали превращаться из «вещи в себе» в один из важных факторов социального, культурного, научного развития России. И также впервые Днепров представил образовательную политику как органичную часть внутренней политики государства, вырабатываемую в противостоянии с российским общественно-педагогическим движением. Так в его работах зародилось новое направление исследований - «политическая история отечественного образования».

Очень значимым являлось то, что все труды Э.Д. Днепрова были изнутри подсвечены их социальным звучанием, постоянно осуществлялся диалог истории и современности, в результате чего педагогические феномены прошлого резко актуализировались, происходило проявление их подлинного смысла и социальной значимости.

В дальнейшем судьба Э.Д. Днепрова вновь сделала новый резкий поворот и вывела его из тишины академических кабинетов. В 1984-87 гг. он выступил с циклом острых критических и ярких публицистических статей в «Правде» и в

«Учительской газете», решительно призывавших к кардинальному обновлению, гуманизации и демократизации советской системы образования. Лейтмотивом этих статей был заявленный автором лозунг - «реформа реформы». Эти статьи постепенно выстраивали стройную концепцию новой образовательной реформы, готовили к ней учительское сообщество, общественное сознание.

1 июня 1988 г. Э.Д. Днепров возглавил Временный научно-исследовательский коллектив «Школа» при Гособразовании СССР, подготовивший реформу советской системы образования на демократических и гуманистических началах. ВНИК стал творческим коллективом нового типа, собравшим в себе лучших представителей различных областей знания и ставшим основоположником и своеобразным символом перестройки отечественного образования и педагогической науки. Основная заслуга Э.Д. Днепрова и возглавляемого им коллектива состояла в разработке новых философско-теоретических и социально-педагогических оснований современной школьной реформы, общих контуров и механизмов создания демократической и гуманистической школы. Предложенная ВНИКом Концепция общего среднего образования и реформирования школы была принята на Всесоюзном съезде работников народного образования в декабре 1988 г.

В июле 1990 - 1992 гг. Э.Д. Днепров был избран министром образования РФ и находился на этом посту на протяжении трех лет. Будучи первым министром образования свободной России, Э.Д. Дне-пров заложил основы новой образовательной политики Российской Федерации, разработал четкую стратегию и программу реформирования российского образования, его экономический и правовой фундамент. Под его руководством был подготовлен и принят прогрессивный Закон « Об образовании (1992).

В итоге в начале 90-х гг. Россия имела комплексный, развернутый и успешно реализуемый план современной российской образовательной реформы, одобренный передовым педагогическим сообществом страны, Правительством Российской Федерации.

В дальнейшем Эдуард Дмитриевич был советником Президента РФ по вопросам политики в области образования и гуманитарных реформ, работал директором ряда институтов Министерства образования.

На протяжении первой половины 90-х гг. Э.Д. Днепров защищает докторскую диссертацию и публикует ряд книг, написанных на основе соединения истории и современности: «Четвертая школьная реформа в России»; «Пересмотр Закона об образовании: опасности и необходимость»; «Школьная реформа между «вчера» и «завтра» и др.

В этих трудах, проанализировав на протяжении двух веков историю образовательной политики в России, автор выделил четыре школьные реформы, реально повлиявшие на судьбы российской школы (реформы 1804, 1864, 1918 гг. и конца 80-х - первой половины 90-х годов ХХ века). В результате системного и многофакторного анализа Э.Д. Днепров показал суть школьных контрреформ и псевдореформ. На широком историческом контексте автор представил современную реформу образования, раскрыл ее истоки, философско-теоретические основания, существо и особенности различных ее этапов. На страницах этих книг впервые историк образования и образовательных реформ в России вместе с тем выступал и как крупный, самостоятельный деятель этой истории, как реальный реформатор российской школы. Также впервые реальный реформатор этой школы выступает одновременно в качестве теоретика и историка проводимой образовательной реформы.

В цикле этих работ ученый обосновал как самостоятельную и актуальную область исследований - новейшую историю российского образования. Так окончательно определилась область

деятельности Э.Д. Днепрова - современная образовательная политика в контексте развития исторического процесса. Данный тренд был им продолжен в цикле публицистических статей и научных трудов второй половины 1990-х гг. - первого десятилетия XXI века.

Э.Д. Днепров - автор 20 книг и брошюр по политологии образования. Среди них такие фундаментальные труды как: «Современная школьная реформа в России» (1998), «Образование и политика», в 2-х тт. (2006); «Опыт и уроки развития российского образования в XIX - начале XXI в. в контексте общей модернизации страны» (2011) и «Новейшая политическая история российского образования», в 2-х тт. (2011). Эти, талантливо написанные книги, как и сотни созданных Э.Д. Дне-провым за последние 20 лет публицистических статей, рельефно отражают и ярко выраженную гражданскую позицию автора, и его вулканический темперамент.

Значимость этих фундаментальных трудов состоит в том, что, во-первых, в них содержится опыт глубокого, всестороннего теоретического и исторического осмысления одной из нынешних российских реформ - реформы образования в контексте как отечественного и мирового опыта развития образования, так и трудностей, проблем современных российских преобразований. И, во-вторых, -это действенный, проверенный временем, серьезный фактор развития самого российского образования, стратегии его созидательного реформирования, выработки конструктивной образовательной политики, отвечающей требованиям времени и интересам страны. В них ярко просматривается мейнстрим и научной, и государственно-общественной деятельности Эдуарда Дмитриевича - выстраивание, прежде всего, сферы российского образования как образца демократии, как модели гражданского общества.

Вместе с тем Э.Д. Днепров на протяжении этого времени активно разрабатывал и проблемы истории педагогики. Среди наиболее значимых его трудов можно выделить издание в 2005 г. собрания сочинений К.Д. Ушинского в 4-х тт, включившего полный текс главного научного труда классика «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Это, безусловно, лучшее издание избранных работ К.Д. Ушинского, вышедших впервые без цензурных купюр.

На данной основе ученым была подготовлена обстоятельная монография «Ушинский и современность» (20 п.л.), оснащенная фундаментальным научным аппаратом, в котором дается новая трактовка педагогического наследия К.Д. Ушинского и проводится лейтмотив всего издания - органичная взаимосвязь идей и деятельности К.Д. Ушинского и современных проблем российского образования. Из новых трудов юбиляра назовем также капитальную монографию «Женское образование в России» (2009, в соавт).

В настоящее время Э.Д. Днепров - профессор Государственного университета Высшая школа экономики и научный руководитель Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского.

Как член Редакционного совета журнала «Проблемы современного образования» Э.Д. Днепров содействует развитию журнала, привлекает к его деятельности новых авторов.

Поздравляем дорогого юбиляра и желаем ему крепкого здоровья и новых творческих свершений !

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2011, №6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.