Научная статья на тему 'Единство жизненного цикла и цикла смены форм распространения и доступности товара'

Единство жизненного цикла и цикла смены форм распространения и доступности товара Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОВАР / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА / ФОРМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ДОСТУПНОСТИ ТОВАРА (ИННОВАЦИОННАЯ / НОВАЯ / ТИПОВАЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) / PRODUCT / PRODUCT LIFE CYCLE / THE FORM OF THE DISTRIBUTION AND AVAILABILITY OF THE PRODUCT (INNOVATIVE / NEW / MODEL / INDIVIDUAL)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Николай Николаевич, Макеенко Игорь Петрович, Кривокрысенко Вячеслав Федорович

В статье рассматривается взаимосвязь между жизненным циклом товара и циклом смены форм распространения и доступности потребительской стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unity life cycle and the cycle of changing forms of distribution and availability

This paper examines the relationship between product lifecycle and the cycle of changing forms of distribution and availability of consumer value.

Текст научной работы на тему «Единство жизненного цикла и цикла смены форм распространения и доступности товара»

UNITY LIFE CYCLE AND THE CYCLE OF CHANGING FORMS OF DISTRIBUTION AND A VAILABILITY

Vorobyev Nikoiay Nikolaevich, DSc of Economics, Professor,

Makeyenko Igor Petrovich, PhD of Economics, Associate Professor,

Krivokrisenko Vyacheslav Fedorovich, Associate Professor,

Don state technical University (branch), Stavropol

This paper examines the relationship between product iifecycie and the cycle of changing forms of distribution and availability of consumer value.

Keywords: product; product life cycle; the form of the distribution and availability of the product (innovative, new, model, individual).

ЕДИНСТВО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И ЦИКЛА СМЕНЫ ФОРМ РА СПРОСТРАНЕНИЯ И ДОСТУПНОСТИ ТОВАРА

В статье рассматривается взаимосвязь между жизненным циклом товара и циклом смены форм распространения и доступности потребительской стоимости.

Ключевые слова: товар; жизненный цикл товара; формы распространения и доступности товара (инновационная, новая, типовая, индивидуальная).

Жизненный цикл товара - период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная с момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка.

Любой товар на рынке проходит различные фазы от рождения до спада (умирания). Объемы и продолжительность производства того или иного товара изменяются во времени циклически. Это явление называется жизненным циклом товара, услуги, работы. Как понятие жизненный цикл товара является одним из фундаментальных понятий концепции современного маркетинга.

1. Фаза "рождение товара" - это фаза зарождения замысла и реальное появление нового штучно, в нескольких или зачастую в единственном экземпляре.

2. Фаза "выход на рынок" - это фаза появления нового товара на рынке. Проходит в виде пробных продаж данного товара. Начинается с рекламы, далее с распространения товара и поступления его в продажу. На этой стадии товар еще является новинкой. Технология производства и применяемые материалы еще недостаточно освоены. Производитель еще часто не определился в выборе производственного оборудования и технологического процесса. Модификации товара отсутствуют. Цены на товар обычно несколько повышены. Темпы и объемы реализации данного товара очень малы и увеличиваются медленно. Продавцы выражают осторожность к новому товару, предпочитая уже проверенный и хорошо зарекомендовавший себя на рынке. Темп роста продаж тоже невелик, торговля часто убыточна, а конкуренция - ограничена. Конкуренцию на этой фазе составляют только товары-заменители не всегда с аналогичными характеристиками. Целью всех маркетинговых мероприятий является создание рынка нового товара. Потребителями здесь являются новаторы, готовые идти на риск в апробировании нового товара за свои деньги. На этой фазе очень высока степень неопределенности. Причем: чем революционнее инновация, тем выше неопределенность.

Фаза роста. Если товар требуется на рынке, то сбыт начнет существенно расти. На этом этапе обычно происходит признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него. Охват рынка увеличивается. Информация о новом товаре передается новым покупателям. Увеличивается число модификаций продукта. Конкури-

УДК 338.3

© Воробьев H.H., 2016 © Макеенко И.П., 2016 © Кривокрысенко В.Ф., 2016

ЬОНОЬЬЬЬ Николай Николаевич, доктор экономических наук, профессор

МАКЕЕНКО Игорь Петрович, кандидат экономических наук, доцент

КРИВОКРЫСЕНКО Вячеслав Федорович, доцент

Донской государственный технический университет (филиал), Ставрополь

рующие фирмы обращают внимание на этот товар и предлагают свои аналогичные. Прибыли довольно высоки, так как рынок приобретает значительное число продуктов, а конкуренция очень ограничена. Посредством интенсивных мероприятий по стимулированию сбыта емкость рынка значительно увеличивается. Цены слегка снижаются, так как производитель производит большой объем продукции по опробованной технологии. Маркетинговые расходы распределяются на возросший объем продукции. Потребителями на этом этапе являются люди, признающие новизну. Растет число повторных и многократных покупок.

3. Фаза зрелости характеризуется тем, что большинство покупателей уже приобрело товар. Темпы роста продаж падают. Товар переходит в разряд традиционных. Появляется большое количество модификаций и новых марок. Увеличивается качество товара и отла-женность производства. Совершенствуется сервис. Достигается максимум объема продаж. Снижается прибыль предприятия. Прибыль растет медленно. Появляются запасы товара на складе, обостряется конкуренция. Ценовая конкуренция. Продажи по сниженным ценам. Слабые конкуренты уходят с рынка. Мероприятия по стимулированию сбыта достигают максимума эффективности. Потребители здесь - медленно признающие люди и д консерваторы. Этот этап является самым протяженным по времени.

4. Фаза насыщения - рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. Но, | несмотря на снижение цены и использо- ,§■ вание других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Охват рынка очень высок. Компании стремятся увеличить свой сектор на рын- и ке. Сбытовая сеть тоже уже не увеличи- 0 вается. Технология едина. На этом этапе высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.

5. Фаза спада является периодом резкого снижения продаж и прибыли. Сбыт может упасть до нуля или оставаться на очень низком уровне. Основная причина: появление нового, более совершенного товара или изменение предпочтений потребителей. Многие

фирмы уходят с рынка. Ассигнования на стимулирование сбыта уменьшаются или совсем прекращаются. Потребители теряют интерес к товару, а их число сокращается. Основная масса потребителей - консерваторы с низкой платежеспособностью. На этом этапе товар целесообразно снять с производства во избежание больших финансовых потерь. Первой задачей компании является выявление товаров, перешедших на этап упадка, посредством регулярного анализа тенденций продаж, доли рынка, издержек и прибыли. Затем руководство в отношении каждого товара, находящегося в стадии упадка, должно решить, поддерживать ли его, "собрать последний урожай", или поставить на нем крест. В этом отношении очень наглядным является выбор стратегии методом компании Boston Consulting Group (BCG), которая классифицирует все продукты согласно матрице рост/доля рынка. Вертикальная ось, темпы рынка, определяет меру привлекательности рынка. Горизонтальная ось, относительная доля на рынке, определяет прочность положения продукта на рынке.

Жизненный цикл товара и его фазы можно изображать графически.

Ось абсцисс - период времени, а на оси ординат-объем продажтовара в данный момент времени (рис.1)

Рисунок 1 - Кривая жизненного цикла товара:

0-1 фаза внедрения; 1-2 фаза роста; 2-3 фаза

зрелости; 3-4 фаза насыщения; 4-5 фаза спада

Самым тесным образом с течением процесса жизненного цикла товара переплетается течение процесса изменения формы пребывания товара на рынке, перехода его из одной формы в другую с точки зрения его статусности, распространения, доступности потребителям.

В связи с этим можно выделить следующие диалектически взаимосвязанные фазы смены

** Статьи Раздела соответвуют отрасли - 08.00.00 Экономические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

форм потребительной стоимости с позиций новизны.

1. Товар-инновация. С позиций диалектики инновационный товар - это "единичное". Инновационный товар есть такое качество потребительной стоимости, которого до момента его создания не было в природе и обществе.

Инновация - это конечный результат связанный с трансформацией идей деятельности, получивший воплощение в виде единственного в своем роде реализуемого на рынке товаров и услуг продукта. Исходя из этого, на наш взгляд, можно принять, что инновационный процесс - это совокупность взаимосвязанных состояний разработки и производства инновации, це- | ленаправленно сменяющих друг друга £ в ходе генерации и преобразования идеи в требуемый потребителем конечный продукт. Доступен инновационный товар ограниченному числу потребителей вследствие его высокой цены и возможностей приобретения. Уровень распространения инновационного товара - не более 2,5 %.

2. Товар новый. С течением времени единичных инновационных товаров становится все больше. Доступность нового товара невысокая, но выше чем инновационного. Инновационный товар меняет свою форму на новый товар со степенью распространения до 25%.

3. Товар типовой. Нового товара становится достаточно много и он переходит в разряд типового. Доступность типового товара достаточно высока. Его могут приобрести как коллективные, так и индивидуальные потребители. Потребляется в нескольких секторах экономики. Степень распространения -до 50%.

4. Товар индивидуальный. С повсеместным проникновением на рынок типовой товар меняет свою форму распространения до индивидуальной, общедоступной. Типовой товар меняет свою форму на индивидуальную, становится общедоступен, а степень распространения становится выше 50%.

График перехода из одной формы товара в другую с точки зрения его распространения среди потребителей представлен на рисунке 2.

-----SH

1 2 3 4 5

Форма товара

Рисунок 2 - Кривая цикла смены форм товара

с позиций его новизны и распространения:

0-1 инновация; 1-2 новый; 2-4 типовой;

4-5 индивидуальный

Подобное совместное рассмотрение жизненного цикла и цикла смены форм распространения и доступности товара имеет важное значение с позиций стратегического маркетинга, ценообразования и формирования спроса потребителей.

Примечания:

1. Котлер Ф., Армстронг Г.,Сондерс Дж., Вонг В.

Основы маркетинга - М. : Вильяме, 2000.

2. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. -

М. : Инфра-М, 1999.

3. Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://

www.ef.wwww4.com/.

COMPETENCE APPROACH TO THE TRANSFORMATION OF THE CONTENT OF THE EMPLOYMENT POTENTIAL OF THE ORGANIZATIONS PERSONNEL

Voronina Alexandra Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor, E-mail: caas@mail.ru

Okhotnikov Alexander Vasilevich, PhD of Technical, Associate Professor, E-mail: oav@rgups.ru

Chair of Organization Theory and Humam Resource Management, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don

The article covers issues of qualitative and quantitative evaluation of the labor potential employees through the availability of professional and intellectual competences, on the basis of calculated coefficients of competence and employment potential, as well as the effectiveness of company in vestments in intellectual capital of the organization. The integration is carried out and shows the interdependence of these indicators. Keywords: labor potential; professional competence; intellectual capacity; labor efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.