Научная статья на тему 'Единство общей специальной и вариативной физической подготовки в спортивном ориентировании'

Единство общей специальной и вариативной физической подготовки в спортивном ориентировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПОДРОСТКИ 12-14 ЛЕТ / TEENAGERS OF 12-14 YEARS / СПЕЦИАЛЬНАЯ И ВАРИАТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / SPECIAL AND VARIANT PHYSICAL TRAINING / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ / FACILITY AND METHODS OF THE DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / SPORT ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данильченкова О.Е., Назаренко Л.Д.

Разработана и экспериментально проверена эффективность методики, обеспечивающей единство общей, специальной и вариативной подготовки юных ориентировщиков 12-14 лет. Разнообразие направленной мышечной нагрузки, оптимальное сочетание двигательных и интеллектуальных заданий; соотношение технических и тактических элементов, обеспечивают прирост развития быстроты, мышечной силы, выносливости, координационных качеств, что обусловливает рост спортивного мастерства и является большим стимулом для поддержания интереса подростков к спортивному ориентированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данильченкова О.Е., Назаренко Л.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNITY GENERAL SPECIAL AND VARIANT PHYSICAL TRAINING IN ATHELETIC ORIENTATION

It Is Designed and experimentally is checked efficiency of the methods, providing unity of general, special and variant training of 12-14 years young orientators. The Variety directed muscular load, optimum combination motor and intellectual tasks; the correlation technical and tactical elements provides the increase of the speed, muscular power, endurance, coordination quality that provides the growing atheletic skills and is a big stimulus for teenagers interest maintenance to atheletic orientation.

Текст научной работы на тему «Единство общей специальной и вариативной физической подготовки в спортивном ориентировании»

ПЕДАГОГИКОЛСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Электронный жлфнял Камской государственной академии физической ку,чылт>ы, с портя и туризма

PerJVa Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.

№2 (2009)

(Выпуск 11)

УДК 796.56

ЕДИНСТВО ОБЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ВАРИАТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

О.Е. Данильченкова - тренер-преподаватель ДЮСШ № 32 Москва

Л. Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова Ульяновск

UNITY GENERAL SPECIAL AND VARIANT PHYSICAL TRAINING IN

ATHELETIC ORIENTATION

O.E. Danilichenkova - trainer-teacher DYUSSH № 32 Moscow

L.D. Nazarenko - Dr.Hab, professor Uliyanovsk State Pedagogical University im. I.N. Uliyanova

Uliyanovsk

nazarenkold@rambler.ru

Ключевые слова: спортивное ориентирование, подростки 12-14 лет, специальная и вариативная физическая подготовка, средства и методы развития, физическая подготовленность.

Аннотация. Разработана и экспериментально проверена эффективность методики, обеспечивающей единство общей, специальной и вариативной подготовки юных ориентировщиков 12-14 лет. Разнообразие направленной мышечной нагрузки, оптимальное сочетание двигательных и интеллектуальных заданий; соотношение технических и тактических элементов, обеспечивают прирост развития быстроты, мышечной силы, выносливости, координационных качеств, что обусловливает рост спортивного мастерства и является большим стимулом для поддержания интереса подростков к спортивному ориентированию.

4707014459010

Keywords: sport orientation, teenagers of 12-14 years, special and variant physical training, facility and methods of the development, physical training.

The summary. It Is Designed and experimentally is checked efficiency of the methods, providing unity of general, special and variant training of 12-14 years young orientators. The Variety directed muscular load, optimum combination motor and intellectual tasks; the correlation technical and tactical elements provides the increase of the speed, muscular power, endurance, coordination quality that provides the growing atheletic skills and is a big stimulus for teenagers interest maintenance to atheletic orientation.

Спортивное ориентирование представляет собой комплексный вид спорта, предъявляющий разнообразные требования к уровню общей и специальной двигательной, технико-тактической и интеллектуальной подготовки. По мнению А.В. Иванова, А.А. Шириняна (2008), в данном виде спорта техническое мастерство спортсмена определяет результативность прохождения дистанции. Это обусловлено необходимостью реализации разноплановых задач во время передвижения по местности; прочтения карты; отметка на КП; рациональное использование компаса.

Уровень технической подготовленности спортсмена-ориентировщика определяется рядом факторов, среди которых, как показывает анализ специальной литературы, недостаточно внимания уделяется оптимальному сочетанию физической и умственной деятельности. Способность к преодолению заданного маршрута с определенным выполнением ряда специфических заданий предполагает необходимый уровень развития внимания, восприятия, оперативной памяти, логического мышления. От способности сосредоточить внимание на определении азимута в выборе оптимального способа прочтения карты зависит правильность ориентировки на местности, особенно в условиях сложной проходимости, а также плохо знакомой или незнакомой дистанции.

Адекватное восприятие местности дает возможность оценить характер препятствий, частоту их расположения на пути следования; угол наклона и протяженность спуска и подъема определенной части пути и т.д., что обеспечивает уверенность в своих силах, создает устойчивый психо-эмоциональный фон, как важное условие успешной ориентировки на дистанции.

Развитие оперативной памяти до оптимальной, в зависимости от возраста, физической подготовленности и этапа спортивной подготовки, дает возможность обращаться к имеющемуся опыту участия в предыдущих соревнованиях и использовать его в новых условиях незнакомой или малознакомой местности. Это способствует лучшему использованию КП или установлению собственных КП, снятию азимута, а также выполнению других технических действий с минимальным количеством ошибок.

Формирование логического мышления имеет большое значение для более успешной ориентировки в незнакомой местности, что особенно важно при прохождении дистанций сложной проходимости для выбора более результативных способов преодоления препятствий различного характера. Как показали результаты собственных исследований, необходимо сочетание физической и умственной деятельности, что обеспечивает не только разностороннюю подготовку спортсмена-ориентировщика, но и создает условия для активного отдыха путем смены различных видов деятельности, что обусловливает поддержание оптимальной работоспособности и психо-эмоциональной устойчивости.

Цель данной работы: теоретическое и методологическое обоснование единства общей, специальной и вариативной подготовки спортсмена-ориентировщика 12-14 лет.

Задачи:

1. Выявление факторов, обусловливающих единство общей, специальной и вариативной подготовки занимающихся данным видом спорта.

2. Разработка методики, обеспечивающей единство общей, специальной и вариативной подготовки юных ориентировщиков и экспериментальная проверка ее эффективности.

Концептуальным положением обеспечения единства различных сторон спортивной подготовки предусмотрено движение от целого к частному и от частного к целому. Целостный подход к построению системы спортивной подготовки основан на выявлении главного и второстепенного, установлении характера взаимосвязи между ними, как способа достижения поставленной задачи. Как в любом другом виде спортивной деятельности базой для технической и тактической подготовленности спортсменов, занимающихся ориентированием на местности, является: общая физическая подготовка, обеспечивающая необходимый уровень развития мышечной силы, быстроты, выносливости, а также ведущих двигательных координаций.

В спортивном ориентировании находят свое проявление такие виды силы, как динамическая, статистическая и взрывная, прирост показателей которых определяется характером и сложностью дистанции, а также общими требованиями к организму занимающихся, обусловленными спецификой данного вида спортивной деятельности.

Для спортивного ориентирования характерны следующие разновидности быстроты: латентный период двигательной реакции, быстрота моторного компонента и темп двигательных действий. Их проявление обусловлено конкретными задачами соревновательной деятельности; возрастом и уровнем подготовленности занимающихся, сложностью и продолжительностью дистанции и другими факторами.

Уровень развития выносливости определяет способность к преодолению дистанции в заданных режимах мышечной деятельности с точным выполнением технических заданий. При

этом задачи общей выносливости направлены на поддержание оптимальной работоспособности; выбора рационального темпа движений, обеспечивающего качество выполнения технических действий.

Специальная выносливость направлена на готовность к преодолению неожиданных препятствий при выборе запасных вариантов преодоления дистанции и решения других задач.

Среди двигательных координаций, как составляющей общефизической подготовленности, первостепенное значение имеют ловкость с учетом ее специфических проявлений в данном виде спорта [2], точность двигательных действий, от уровня сформированности которой зависит количество допущенных ошибок и скорость прохождения заданной дистанции, а также равновесие. От степени устойчивости тела при преодолении препятствий различной сложности, в том числе и во время перемещения по повышенной и наклонной плоскости, зависит не только скорость передвижения, но и психо-эмоциональное состояние, влияющее на экономичность мышечных усилий, характер их распределения и другие важные параметры двигательных действий. Следовательно, общефизическая подготовленность является необходимой основой, создающей предпосылки для других видов подготовки (схема 1).

Схема 1

В содержание специальной подготовки входит, наряду с ее другими компонентами, развитие морально-волевых и нравственных качеств. Как отмечает Воронов Ю.С., 2003, Чешихина В.В., 2006 и др., без определенного уровня сформированности силы воли и других качеств невозможна реализация двигательно-координационных качеств и потенциал спортсмена остается недостаточно востребованным и реализованным.

Морально-волевые качества: настойчивость к достижению поставленной цели, мужество, готовность к самоограничению для физического и духовного совершенствования; дисциплинированность, самостоятельность и др., приобретают в спортивном ориентировании свое специфическое выражение. Ориентировшик часто оказывается в ситуации, когда для выполнения заданной программы требуется огромное напряжение волевых усилий, связанных с поиском решений по преодолению неожиданно возникшего сложного препятствия, связанного с определенным риском.

Стрессовые воздействия обусловлены нахождением спортсмена в незнакомой местности, в лесу, далеко от других людей, при невозможности установления с ними непосредственного контакта; в условиях дороги, что оказывает на некоторых подростков значительное психологическое, негативное воздействие. Особенно значимым представляется формирование у подростков, занимающихся спортивным ориентированием, нравственных качеств, среди которых первостепенную роль играют бережное отношение к окружающей природе, стремление к познанию, сохранению родной природы и др.

Общая физическая и специальная подготовка обусловливают вариативную, направленную на выбор наиболее приемлемого способа преодоления дистанции. Следовательно, эффективность вариативной подготовки детерминирована уровнем общей и специальной подготовленности, единство которых обусловлено следующими факторами:

- целями и задачами;

- используемыми средствами и методами;

- применением педагогических условий;

- уровнем профессиональной информированности тренера и др.

Для проверки данного положения был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 46 подростков 12-14 лет занимающихся спортивным ориентированием. Были организованы две группы: контрольная (КГ), в которую вошли 24 подростка и экспериментальная (ЭГ) - 22 человека. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходных показателей физической подготовленности по следующим контрольным упражнениям:

- челночный бег 4 х 9 м (с);

- бег на 30м с ходу (с);

- прыжок длину с места (см);

- подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз);

- бег по наклонной плоскости вверх (подъем 15°).

Обработка полученных данных не выявила существенных различий по уровню физической подготовленности у занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05).

Исходный уровень специальной физической подготовки определялся по следующим тестам:

- бег 1000м (мин, с);

- кросс 3 км (мин, с);

- пятикратный прыжок в длину с места (см);

- проявление ловкости в стандартных условиях (бег по заданным азимутам) и прогнозируемых условиях (бег с изменением направления) [2].

Анализ результатов исследования не выявил существенных различий у занимающихся КГ и ЭГ по уровню специальной физической подготовленности (р>0,05). Вариативная подготовка направлена на формирование навыков выбора оптимального варианта прохождения дистанции, в зависимости от условий соревновательной деятельности; подготовленности занимающихся; задач, поставленных на данном соревновании.

Перед началом педагогического эксперимента занимающиеся КГ и ЭГ предпочитали надежный вариант с невысокой скоростью передвижения.

Учебно-тренировочные занятия в КГ проводились в соответствии с содержанием программы по спортивному ориентированию для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва системы дополнительного образования детей (1999 г.). В ЭГ тренировочный процесс был направлен на обеспечение единства общей и специальной физической и вариативной подготовки занимающихся, в сочетании со средствами технической подготовленности.

Во время бега по пересеченной местности, кросса подростки ЭГ знакомились с различными горизонталями (горы, склоны, ямы и т.д.), распознавали ориентиры вдоль линий, приобретали навыки работы с картой и т.д. Развитие скоростно-силовых качеств и ведущих двигательных координаций осуществлялось в процессе подвижных игр, включающих специальные задания:

- попасть в корзину (развитие ловкости и точности двигательных действий);

- вверх по откосу (крутому склону - развитие ловкости, мышечной силы, быстроты);

- воздушная переправа по параллельно натянутым веревкам (через овраг, русло реки) -развитие ловкости, равновесия, смелости, силы воли, выдержки, самообладания;

- переправа по бревну (через препятствие: яму, ущелье, овраг) - развитие ловкости, равновесия, решительности и т.д.);

- бег по кочкам (преодоление болота) - развитие ловкости, равновесия, точности двигательных действий.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей общей и специальной физической, а также вариативной подготовленности. Полученные данные свидетельствуют об улучшении результатов в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, в ЭГ они оказались значительно выше. Так, результаты в челночном беге в КГ улучшились с 11,6±0,29 с до 11,5±0,25 с; в ЭГ, соответственно, с 11,7±0,44 с до 11,4±0,38 с. Результаты выполнения прыжка в длину с места возросли в КГ с 161,6±9,54 см до 164,3±11,35 см; в ЭГ, соответственно, с 160,9±9,32 см до 166,7±7,32 см. Подобная позитивная динамика была выявлена и по другим тестам.

Уровень специальной физической подготовленности также был значительно выше в ЭГ. Так, результаты бега на 1000 м в КГ улучшились с 4,10±0,21 мин до 4,02±0,15 мин, а ЭГ, соответственно, с 4,12±0,22 мин до 4,00±0,19 мин; кросс 3 км в КГ был преодолен за меньшее время: 13,18±0,28 мин по сравнению с исходными результатами 13,20±0,35 мин; в ЭГ, соответственно, результаты улучшились с 13,22±0,33 мин до 13,15±0,48 мин.

Проявление ловкости в стандартных условиях в КГ улучшилось с 3,08±0,15 до 3,28 ±0,18 балла; в ЭГ, соответственно, с 3,10±0,10 до 3,97 ±0,19 балла; прогнозируемых условиях в КГ результаты возросли с 2,72±0,14 до 2,94±0,16 балла; в ЭГ, соответственно, с 2,70±0,15 до 3,82±0,17 балла.

При выборе способа преодоления дистанции в КГ - более 68% занимающихся отдали предпочтение надежному, медленному варианту; в ЭГ, более 79% - выбрали комбинированный (быстрый и надежный) вариант.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что обеспечение единства общей и специальной физической подготовки, а также вариативной подготовки в сочетании с усвоением элементов техники, обусловливает повышение уровня общей, специальной и вариативной подготовленности. Использование разнообразных средств общей и специальной физической подготовленности, применение игрового метода, направленное развитие разновидностей ловкости, характерных для спортивного ориентирования, позволяет поддерживать устойчивый интерес к тренировочному процессу; формировать ведущие морально-волевые и нравственные качества.

Литература:

1. Воронов, Ю.С. Исследование соревновательной деятельности юных спортсменов-ориентировщиков / Ю.С.

Воронов // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 9. - С. 32-34.

2. Данильченкова, О.Е. Влияние экстраполяции двигательных действий на прирост основных показателей ловкости у занимающихся спортивным ориентированием / О.Е. Данильченкова // Актуальные проблемы физиологии, физического воспитания и спорта. - Ульяновск, 2005. - С. 22-27.

3. Программа по спортивному ориентирования для системы дополнительного образования детей. - М. : ЦДЮ Тур, 1999. - 39 с.

4. Чешихина, В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании: монография / В.В. Чешихина. - М. : Советский Спорт, 2006. - 232 с.

5. Ширинян, А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - М., 2008. - 112 с., ил.

Bibliography:

1. Voronov, Yu.S. Competing study of young athlete-orientators activity / Yu.S. Voronov // Theory and practice of physical culture. - 2009. - № 9. - P. 32-34.

2. Danilichenkova, O.E. The Influence to extrapolations motor action on increase of the leading indexes to dexterity of athletics orientators / O.E. Danilichenkova // Actual problems to physiologies, physical education and sporta. -Uliyanovsk, 2005. - P. 22-27.

3. Program on atheletic orientation for system of the additional formation children training. - M. : CDYU Aurochs, 1999. - 39 s.

4. Cheshihina, V.V. Modern system of training in atheletic orientation [Text]: Monografiya / V.V. Cheshihina. - M. : Soviet Sport, 2006. - 232 p.

6. Shirinyan, A.A., Ivanov A.V. Modern training of sportsmen-orientators / A.A. Shirinyan, A.V. Ivanov. - M., 2008. -112 p., il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.