Конституционное право, административное право
УДК 342.734 Д.В. Воронов*
Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения как форма реализации сотрудниками органов внутренних дел конституционного права на жилище
В статье анализируются нормы законодательства, устанавливающие порядок получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации во взаимосвязи с нормами конституционного права, закрепляющими право на жилище.
Ключевые слова: конституционное право на жилище, единовременная социальная выплата сотрудникам органов внутренних дел, реализация конституционных прав и свобод.
D.V Voronov*. Lump sum social payment for the purchase or construction of residential premises as a form of implementation employees of internal Affairs bodies of the constitutional right to housing.
The article are analyzed the norms of the legislation, establishing the procedure for receiving a lump sum of social payments for the purchase or construction of residential premises employees of internal Affairs bodies of the Russian Federation in conjunction with the norms of constitutional rights, guaranteeing the right to housing.
Keywords: constitutional right to housing, lump sum social payments to employees of bodies of internal Affairs, implementation of constitutional rights and freedoms.
Изменения нормативно-правового регулирования основных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, имевшие место в последние годы и продолжающиеся в настоящее время, в значительной степени усовершенствовали порядок прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел. Современное законодательство в этой области содержит ряд новелл, касающихся механизма обеспечения социально-экономических прав сотрудников органов внутренних дел.
Так, Федеральный закон Российской Федерации от 9 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает нормы, регулирующие по-новому целый комплекс правовых отношений, связанных с обеспечением денежным довольствием, жилыми помещениями, медицинским обслуживанием и иными социальными гарантиями не только сотрудников органов внутренних дел, но и лиц, уволенных со службы, членов семей сотрудников органов внутренних дел.
Среди этого комплекса правоотношений хотелось бы особо выделить совокупность, направленную на обеспечение сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями и, в частности, регулирующую порядок получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Такое внимание обусловлено следующими причинами: во-первых, проблема обеспечения жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел сохраняет свою остроту на протяжении длительного времени, во-вторых, обеспеченность сотрудника органов внутренних дел и его семьи жилым помещением является одним из важнейших элементов, определяющих его уровень жизни и благосостояния, что напрямую влияет на отношение к службе и её результативность; в-третьих, в результате принятия новых нормативно-правовых актов наметились положительные тенденции в решении столь важной проблемы, но вместе с тем сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования механизма реализации основополагающих конституционных прав и свобод.
Федеральный закон от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ, в отличие от ранее действовавшего закона «О милиции», предоставляет сотрудникам органов внутренних дел не только больший объем социально-экономических прав, но и содержит детализированное регулирование порядка и условий их реализации.
* Воронов, Дмитрий Владимирович, адъюнкт кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1, тел. 8-383-232-25-37. E-mail: [email protected].
* Voronov, Dmitriy Vladimirovich, postgraduate student of the department constitutional and international law of St.-Petersburg university of MIA of Russia. Address: Russia, 198026, St.-Petersburg, Pilyutov-str., 1. Tel: 8-383-232-25-37. E-mail: [email protected].
© Воронов Д.В., 2013
Конституционное право, административное право
Ряд норм Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ направлен на реализацию сотрудниками органов внутренних дел и членами их семей конституционного права на жилище. В их число входит и ст. 4, устанавливающая порядок получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Указанная норма определяет круг субъектов, которые могут претендовать на получение единовременной социальной выплаты. К таковым закон относит: сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел; членов семьи, а также родителей сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Наряду с определением круга субъектов правоотношения по поводу получения единовременной социальной выплаты, закон устанавливает те требования, которым должен отвечать каждый из перечисленных субъектов. Так, сотрудник, претендующий на получение единовременной социальной выплаты, должен иметь стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, не должен являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, а если является таковым, то обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи должна составлять менее 15 квадратных метров. Сотрудник может претендовать на получение единовременной социальной выплаты независимо от размеров занимаемого жилого помещения, если проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, либо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, при этом в состав семьи входит больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и он не имеет собственного жилого помещения.
Также закон определяет, что вне зависимости от размеров занимаемого жилого помещения сотрудник может реализовать право на получение единовременной социальной выплаты, если проживает в коммунальной квартире, общежитии или смежной неизолированной комнате, либо в однокомнатной квартире в составе двух семей.
Еще одним субъектом, претендующим на получение единовременной социальной выплаты, закон определяет граждан, принятых на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты в период прохождения службы в органах внутренних дел и уволенных со службы с правом на пенсию. В качестве субъектов правоотношений по получению единовременной социальной выплаты могут выступать также члены семьи, родители сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у него условий, дающих право на единовременную социальную выплату. Указанная выплата предоставляется членам семьи сотрудника в равных частях не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника.
Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения выплачивается один раз за весь период службы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел. При решении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты учитывается количество совместно проживающих с сотрудником членов его семьи, что, наряду со стажем службы, влияет на размер выплаты. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223.Нормы Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ и подзаконных актов, регламентирующих порядок получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, находятся в диалектическом единстве с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая, провозглашая право каждого на жилище, обязывает органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления права на жилище, поскольку данное конституционное право предусматривает право каждого не только иметь жилище, но и право быть обеспеченным жилищем.
С этой точки зрения установленная ст. 4 Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения представляет собой одну из форм реализации конституционного права на жилище сотрудниками органов внутренних дел как субъектами с особым правовым статусом. При этом весь комплекс правовых, финансовых и организационных средств, направленных на реализацию сотрудниками органов внутренних дел своего основного права (в данном случае права на жилище), выступает как способ создания условий, о которых идет речь в ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Эти условия в значительной степени отличаются от тех, которые имели место до вступления в силу Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ, что подтверждается и позицией официальных представителей МВД России. В интервью «Российской газете» начальник управления жилищной политики, имущественных и хозяйственных отношений Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России С.М. Васильева отмечала: «До сих пор существовала одна система - очередь на получение жилья по социальному найму или сертификата. В нее попадали сотрудники, вставшие на ведомственный жилищный учет до 2005 г. Молодые же милиционеры вообще не могли и мечтать о собственных метрах. С 1 марта 2005 г., согласно новому Жилищному кодексу, постановка в ведомственную очередь прекратилась. Да и очередникам особо радоваться не приходилось. Очередь двигалась медленно. Квартиры давали в основном только семьям погибших сотрудников и по решениям судов» [1].
Согласно материалам совещания МВД России, посвященного исполнению Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ, на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в
Воронов Д.В. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого...
подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации состояли 74416 очередников. Из них 43946 - по федеральному бюджету и 30470 - по местному. Из общего числа очередников 18287 пенсионеров, а также 65 семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей [3].
Статистические данные подтверждают остроту проблемы, на фоне чего порядок реализации конституционного права на жилище сотрудниками органов внутренних дел, предусмотренный ст. 4 Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ, представляется более предпочтительной формой, обладающей рядом преимуществ: 1) сроки реализации сотрудником органов внутренних дел права на жилище могут быть значительно сокращены; 2) это право может быть реализовано и в тех регионах, где МВД России не осуществляет строительства ведомственного жилья; 3) сотрудникам органов внутренних дел предоставлена свобода выбора жилого помещения, отвечающего их индивидуальным потребностям; 4) наличие альтернативы между приобретением и строительством жилого помещения. Следует отметить, что в этот перечень вошли наиболее очевидные преимущества.
Вместе с тем существенным недостатком данной формы реализации конституционного права на жилище является ее зависимость от бюджетного финансирования, что характерно, по мнению некоторых авторов, в целом для социально-экономических прав, которые имеют специфические особенности, делающие их весьма зависимыми от устойчивости политики государства. К таким особенностям относится их меньшая (по сравнению с гражданскими и политическими правами) универсальность, т.е. распространенность на определенные категории населения; допустимость нестрогих, рекомендательных формулировок базовых положений; зависимость их реализации от состояния экономики и ресурсов [4, с. 120].
Наряду с этим порядок получения сотрудниками органов внутренних дел единовременной социальной выплаты, установленный ст. 4 Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ, не учел интересы сотрудников, длительное время состоявших в очереди на улучшение жилищных условий, но к моменту вступления в силу данного закона решивших жилищную проблему самостоятельно посредством ипотечного кредитования. Поскольку такое жилье находится в собственности у этих сотрудников, они утратили право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Выплаты по ипотечному кредиту в течение не одного десятка лет будут значительно снижать уровень жизни такого сотрудника и его семьи в сравнении с теми, кто приобретет жилое помещение за счет единовременной социальной выплаты и не будет лишен части денежного довольствия, направляемого на погашение ипотечного кредита. Таким образом, сотрудники, ранее находившиеся в равных условиях, состоявшие в одной очереди на улучшение жилищных условий и имеющие равное право на достаточный жизненный уровень, соответствующий их правовому статусу, оказываются в крайне неравных условиях.
При рассмотрении проекта федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел» предлагалась поправка, предусматривающая случай, когда сотрудник, являясь заемщиком по ипотечному кредиту, полученному на приобретение занимаемого жилого помещения, имевший до его приобретения право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, мог бы получить такую выплату. Однако поправка была отклонена как необоснованно расширяющая круг лиц, имеющих право на единовременную социальную выплату [2], что вряд ли представляется обоснованным, т.к. по приведенным выше причинам противоречит конституционному принципу справедливости.
Анализ законодательства, регламентирующего порядок получения сотрудниками органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, во взаимосвязи с нормами конституционного права позволяет сделать обоснованный вывод о том, что данная выплата является действенной формой реализации сотрудниками органов внутренних дел конституционного права на жилище. Наряду с этим, следует признать, что развитие нормативно-правовой базы в этой области еще необходимо в целях системного улучшения качества жизни личного состава органов внутренних дел и членов их семей, что согласуется с функцией социального государства, каковым провозглашена Российская Федерация.
Список литературы
1. Васильева, С. М. Интервью «Российской газете». - Федеральный выпуск № 5866 (193).
2. Барсуков, С. И., Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - Система «Консультант+», 2011.
3. Материалы совещания МВД России, посвященного исполнению Федерального закона от 9 июля 2011 года № 247-ФЗ. [Электронный ресурс]. - URL:http://07.mvd.ru/news/item/244557 (дата обращения 29.04.2013 г.).
4. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. - М.: Норма, 2000. - 320 с.
Literature
1. Vasileva, S. M. Intervyu «Rossiyskoy gazete». - Federalnyiy vyipusk # 5866 (193).
2. Barsukov, S. I., Borisov, A. N. Kommentariy k Federalnomu zakonu ot 19 iyulya 2011 g. # 247-FZ «O sotsialnyih garantiyah sotrudnikam organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii». - Sistema «Konsultant », 2011.
3. Materialyi soveschaniya MVD Rossii, posvyaschennogo ispolneniyu Federalnogo zakona ot 9 iyulya 2011 goda # 247-FZ. [Elektronnyiy resurs]. - URL:http://07.mvd.ru/news/item/244557 (data obrascheniya 29.04.2013 g.).
4. Prava cheloveka kak faktor strategii ustoychivogo razvitiya. - M.: Norma, 2000. - 320 s.