Научная статья на тему 'Единое образовательное пространство «Детский сад-школа»: от теории к практике'

Единое образовательное пространство «Детский сад-школа»: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7642
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / KINDERGARTEN / ШКОЛА / SCHOOL / ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTEGRATED EDUCATIONAL SPACE / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапцевич И.М., Сачава О.С.

Цель статьи определение условий, необходимых и достаточных для эффективного объединения школы и детского сада. В статье изучается имеющийся опыт по объединению детских садов и школ; выделяются преимущества и риски объединения в педагогическом и психологическом аспекте. Посредством анкетирования выявляются ценностные ориентиры представителей педагогических коллективов детского сада и школы, на основе анализа результатов разработана программа мероприятий по созданию единого образовательного пространства «детский сад-школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED EDUCATIONAL SPACE "KINDERGARTEN-SCHOOL": FROM THEORY TO PRACTICE

Purpose is to determine the conditions necessary and sufficient for the efficient integration of school and kindergarten. We study the existing experience; highlight the benefits and risks when combining school and kindergarten in the pedagogical and psychological context. Through questionnaires we reveal problems of the teaching staff of the kindergarten and school and based on the analysis results we work out a program of measures to integrate kindergarten and school and to form an integrated educational space "kindergarten school".

Текст научной работы на тему «Единое образовательное пространство «Детский сад-школа»: от теории к практике»

УДК 37.072

ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА»:

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Лапцевич И.М., зам. дир., E-mail: irinalim-70@mail.ru Сачава О.С., к.филол.н., зам. дир., E-mail:olpochta@rambler.ru СОШ №21, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Цель статьи - определение условий, необходимых и достаточных для эффективного объединения школы и детского сада. В статье изучается имеющийся опыт по объединению детских садов и школ; выделяются преимущества и риски объединения в педагогическом и психологическом аспекте. Посредством анкетирования выявляются ценностные ориентиры представителей педагогических коллективов детского сада и школы, на основе анализа результатов разработана программа мероприятий по созданию единого образовательного пространства «детский сад-школа».

Ключевые слова: детский сад, школа, объединение, единое образовательное пространство.

INTEGRATED EDUCATIONAL SPACE "KINDERGARTEN-SCHOOL": FROM THEORY TO PRACTICE

Lapcevich I.M., deputy Director, E-mail: irinalim-70@mail.ru Sachava O.S., PhD, deputy Director, E-mail: olpochta@rambler.ru School № 21, St. Petersburg, Russia

Abstract: Purpose is to determine the conditions necessary and sufficient for the efficient integration of school and kindergarten. We study the existing experience; highlight the benefits and risks when combining school and kindergarten in the pedagogical and psychological context. Through questionnaires we reveal problems of the teaching staff of the kindergarten and school and based on the analysis results we work out a program of measures to integrate kindergarten and school and to form an integrated educational space "kindergarten - school".

Keywords: kindergarten, school, integration, integrated educational space

1.Постановка проблемы и методология исследования.

Объединение детских садов и школ в единые образовательные комплексы -явление, характерное в последние годы для российской системы образования. Проблема состоит в том, что у руководителей объединенного коллектива отсутствует соответствующий опыт управления подобными комплексами и по формальным признакам мы получаем единую организацию, но содержательной связки не

происходит и в реальности два педагогических коллектива продолжают работать автономно.

Управленческую задачу, возникающую в результате объединения двух образовательных организаций можно сформулировать так: формирование единого образовательного пространства в образовательной организации, возникшей в результате объединения школы и детского сада.

Объектом исследования в нашей статье выступает педагогический коллектив образовательного комплекса «детский сад-школа» на примере конкретного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Формальное слияние коллективов дошкольного и школьного уровней и юридического адреса произошло в 2012 году. Однако реального объединения педагогических коллективов за два года не произошло и единого образовательного пространства «школа-сад» не создано. На примере данного образовательного учреждения мы попытаемся сформировать кейс с выделением наиболее характерных признаков проблемы и предложим алгоритм ее решения.

Предмет исследования - условия, препятствующие эффективному объединению двух образовательных коллективов и созданию единой образовательной среды.

Цель статьи - определение условий, необходимых и достаточных для эффективного объединения школы и детского сада.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: изучить и проанализировать имеющийся опыт объединения детских садов и школ; определить преимущества и риски при объединении школы и детского сада в педагогическом и психологическом аспекте; выявить условия, необходимые и достаточные для создания и функционирования единого образовательного пространства «детский сад - школа»; сформировать перечень мероприятий в целях создания единого образовательного пространства «детский сад-школа».

2.Объединение садов и школ: история вопроса.

Как отмечает В. Кудрявцев в статье «Дошкольное и начальное образование -единый развивающий мир», еще в 70-е гг. теперь уже прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин (1904 - 1984) указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства - дошкольного и младшего школьного возрастов при всех, порой радикальных, различиях и даже противоречиях между ними. Это давало ученому

основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь, воспитываясь и обучаясь в едином культурно-образовательным пространстве. По его мнению, конкретной формой организации такого пространства призван стать особый Детский центр. Там найдется место и дошкольным группам и начальным классам, их будут разделять вполне осязаемые, но в то же время подвижные и прозрачные перегородки, которые при желании всегда можно приоткрыть.

В конце 70-х - начале 80-х гг. Д.Б.Эльконин вместе со своим последователем и соратником В.В.Давыдовым (1930 - 1998) разработали подробный проект Детского центра. Идея нашла понимание в определенных кругах, но дальше дело не двинулось.

В 90-е годы 20 века идея объединения школы и детского сада нашла отражение в программах, непосредственно нацеленных на комплексное обеспечение преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней: «Золотой ключик» (1996), «Из детства - в отрочество» (1997), «Преемственность» (1999), «Сообщество» (1999). Тему многократно поднимал и журнал «Дошкольное воспитание» [по: Кудрявцев, 2001: 58]. Вопросы преемственности дошкольного и начального образования рассматривались в исследованиях Лыковой В.Я. (1992), Виноградовой Н.К. (1999), Туровцевой Л.В. (2000), Васильева В.Г. (2001), Ляскало В.И. (2003), Качимской А.Ю. (2004), Иматовой Л.М. (2013) и др.

Сегодня, в условиях реструктуризации системы российского образования, тема приобретает особую актуальность.

3. Преемственность между школой и детским садом: анализ нормативно-правовой базы

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившем в действие с 01 сентября 2013 года, дошкольное образование получило статус уровня общего образования. В соответствии с распоряжением Комитета по образованию «Об утверждении порядка приема детей в государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга» от 02.02.2005 № 37-р выпускники дошкольной ступени данного образовательного учреждения пользуются преимущественным правом при зачислении в образовательное учреждение (п. 1.11). Иными словами, преемственность дошкольного и начального общего образования поддерживается на уровне государства.

Требования к условиям, содержанию и результатам начального общего образования зафиксированы на сегодняшний день в Федеральных государственных

образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО). Аналогичные требования применительно к дошкольному образованию отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее ФГОС ДО). И в том, и в другом стандарте заложена установка на преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. В частности, во ФГОС начальной школы говорится, что системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает «обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [цит. по ФГОС НОО]. В стандарте дошкольного образования зафиксирована задача «обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней...» [цит. по ФГОС ДО].

Далее рассмотрим, прослеживается ли преемственность между ФГОС ДОО и ФГОС НОО в отношении целей и содержания дошкольного и начального общего образования. Сопоставляя цели, сформулированные в этих двух документах, мы можем констатировать:

1.единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:

• условиям реализации стандарта

• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы

• образовательным результатам

2. единый психолого-педагогический методологический подход:

• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»

• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка

• понятие об универсальных учебных действиях

• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей

3. принцип организации инклюзивного образования:

• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов

• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ

• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)

4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО:

• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей

• процесс успешной социализации ребёнка

• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования

• сохранение и укрепление здоровья детей

Далее обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования. Образовательные области, обозначенные в проекте ФГОС ДО имеют прямую проекцию на предметные области и предметы основной образовательной программы начального общего образования по ФГОС. Это: Филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык), Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир); Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство (музыка, ИЗО), Технология, Физическая культура.

Что касается планируемых образовательных результатов, то представленное в таблице 1 сопоставление требований к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГГОС ДО и требований к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО, позволяет проследить чёткую преемственную связь.

Табл. 1. Сопоставление требований к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и требований к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО

Требования к выпускнику ДОУ (ФГОС ДО) Требования к выпускнику начальных классов (ФГОС)

Личностные результаты

Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, доводить до конца начатое дело. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Освоенные обучающимися универсальные учебные

Ребенок обладает развитым соображением, которые реализуются в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различает условную и реальные ситуации, в том числе игровую и учебные. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, склонен наблюдать и экспериментировать, способен к принятию собственных решений. действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные результаты

Творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, в придумывании сказок, танцах и пении и т.п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими: бегать, прыгать, мастерить. Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Ребенок знаком с книжной культурой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Таким образом, анализ ситуации свидетельствует о том, что на сегодняшний день есть все предпосылки для реального обеспечения преемственности между начальным и основным общем образованием на уровне образовательного учреждения.

4. Преимущества и риски объединения школы и сада: педагогический аспект

Как отмечает Е.Ю. Соломатова, поступление ребенка в школу очень напряженный период, т.к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Психологи утверждают, что возраст от 5 до 10 лет считается с этой точки зрения критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течении всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни. А для

этого необходимо создать в школе условия для непрерывности и преемственности в образовании. Таким образом, одно из преимуществ объединения школы и детского сада - это обеспечение преемственности между двумя этапами обучения -дошкольным и начальным общим образованием.

Второй плюс объединения школы и детского сада заключается в том, что сейчас в школу приходит всё больше детей с проблемами в развитии. Это могут быть логопедические, психологические и др. проблемы. И чем раньше они выявляются, тем больше у коллектива образовательного учреждения времени для того, чтобы их снять. Одни из самых ярких примеров работы образовательного комплекса в этом направлении - школа Е.Ямбурга в Москве. Случай из своей практики, доказывающий этот тезис, Е.Ямбург описывает Интернет изданию «Православие и мир»: «В этом году наша девочка сдавала ЕГЭ. Она блистательно знает алгебру и полный тормоз, как говорят дети, в геометрии и стереометрии. Что произошло?

Стремительные роды, асфиксия, пуповина перекрутилась вокруг горла. В подкорке образовалось пятно, называется «минимальная мозговая дисфункция». В переводе на простой язык — отсутствует пространственное мышление. Во всем остальном у неё сохранный интеллект и все замечательно. К сожалению, поправить подобные вещи можно от трех до десяти лет, пока не сформировались лобные доли мозга. А она попала в нашу школу в десятом классе. Это — именно тот случай, когда единый комплекс позволил бы провести раннюю диагностику и раннюю коррекцию».

Третий позитивный момент в объединении школы и детского сада заключается в том, что новый закон - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» - впервые стал рассматривать дошкольников как уровень образования, его первую ступень. Следовательно, у вчерашних воспитателей детских садов появляется новая функция - не только уход и присмотр, но и развитие. И именно комплекс «школа-детский сад» позволяет реализовать её органично, помогая педагогам-дошкольникам разделить с учителями начальных классов ответственность не только за присмотр и уход, но и за образовательный результат будущего первоклассника.

Четвертое преимущество объединения школы и детского сада - это обеспечение условия для обмена опытом и заимствования опыта между воспитателями детского сада и школьными учителями. Здесь, как нам кажется, и у тех и у других есть чему поучиться. Детский сад лучше умеет и имеет больший опыт в работе с родителями и

игровых методиках. Учителя школы обладает более системными знаниями и научной методологией, необходимой для успешного обобщения и закрепления опыта.

Что касается рисков объединения детских садов и школ, то первый и достаточно очевидный риск - перенос методов работы со школьниками на дошкольников. «Упаси нас Бог, если мы потянем в детский сад школьные методы и начнем дрессировать детей к школе. Хуже придумать нельзя — этим мы только истощим и без того слабую нервную систему дошкольников» - говорит Е. Ямбург в интервью Интернет изданию «Православие и мир».

Сравните в этой связи «К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения» [Белошистая, 2013].

Второй потенциальный риск при объединении школы с детским садом -это философски неверная трактовка понятия «преемственность». Материалистическая диалектика связывает преемственность с процессами поступательного развития в природе, обществе и мышлении, при котором более высокая форма развития объекта или явления, будучи преемственно связана с низшей, не отменяет ее, а включает в себя и подчиняет себе. При этом важно подчеркнуть, что преемственность подразумевает не ликвидацию старого, а сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании [Белошистая, там же]. Иными словами, преемственность — это взаимно направленный процесс между старым и новым. Это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. Непринятие учителями начальных классов такой позиции, и, следовательно, противопоставление себя воспитателям - один из самых больших рисков, возникающих в процессе объединения детского сада и школы.

Третий потенциальный риск при объединении школы с детским садом - это философски неверная трактовка понятия «готовность к школе».

Фактически понятие «готовность к школе» часто трактуется как формирование элементов учебной деятельности ребенка в дошкольный период, как готовность к изучению конкретных школьных предметов (навык счета, чтения, письма и др.). В 90-е годы это породило идею предварительного тестирования знаний, умений и навыков дошкольников при поступлении в школу на конкретном содержательном материале (счет, решение примеров «в уме» и решение простых задач, чтение текстов, списывание слов и фраз и т.п.).Такое восприятие понятия «готовность к школе» обусловлено отчасти сложившейся практикой диктата требований старшего звена образовательной системы младшему (тот же диктат наблюдается при переходе из начальной школы в среднюю, а затем при поступлении ребенка в вуз). В контексте вышесказанного риск объединения детского сада и школы заключается в возможном усилении диктатуры требований школы к детскому саду.

Далее рассмотрим понятие «готовность к школе», понимая его как ключевое средство решения проблемы подготовки ребенка к школе в русле преемственности и непрерывности дошкольного и начального звеньев системы образования. В этом случае мы говорим о формировании у дошкольника готовности к школьному обучению не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. о наличии сформированности у учащегося мотивации к обучению и об уровне психо-физиологического развития, обеспечивающем готовность учиться. Формула эффективности дошкольного образования может звучать в этом случае так: «Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни» [Белошистая, 2013]. Риск объединения детского сада и школы заключается в неприятии или непонимании педагогами детского сада и школы этой формулы, в разном понимании ими требований к результатам дошкольного образования.

А теперь давайте посмотрим на всё это с точки зрения участников этого процесса: родители, педагоги и дети. Для родителей позитив при объединении детского сада и школы видится в обеспечении преемственности и непрерывности между всеми звеньями образования (дошкольного, начальной, средней и старшей школы); близком расположении всех зданий друг к другу; широких возможностей организации системы дополнительного образования; создании единой службы психолого-педагогического сопровождения детей, учащихся и родителей; возможности выбора воспитателя, учителя, педагога дополнительного образования и т. д.

Для педагогов преимущества выражаются в увеличении контингента воспитанников и обучающихся и, как следствие, увеличении заработной платы; повышении педагогического мастерства и профессионализма всех работников учреждения, трансляции накопленного опыта; улучшении материально-технической базы подразделений образовательного учреждения для осуществления качественного образования.

Для детей положительно единство требований на всех ступенях образования; создание единой образовательной среды; преемственность образовательных программ; возможность выбора кружков, секций по интересам; получение квалифицированной помощи специалистов службы сопровождения (медицинского персонала, психолога, логопеда, социального педагога) от 1 года до 18 лет [Кудряшов, 1992: 112].

5. Преимущества и риски объединения школы и сада: социально-психологический аспект

Объединение педагогического состава как потенциальную проблему при

объединении образовательных учреждений рассматривает И. Калина в интервью Учительской газете от 16 октября 2012 года. «Психология должна быть другая. Потому что если, скажем, директор сегодня объединяет комплекс и относится к детским садам как к животным, к братьям нашим меньшим, — это большая беда»- говорит Е. Ямбург в том же интервью Интернет изданию «Православие и мир».

Говоря о психологическом аспекте объединения коллективов мы считаем принципиальным в первую очередь проанализировать доминирующие в этих коллективах системы ценностей. В качестве основного инструмента для достижения этой цели мы выбрали методику психологической диагностики ценностных ориентаций М. Рокича. По мнению автора «система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотиваций жизненной активности, основу жизненной концепции и «философию жизни» [Кудряшов, 1992: 112].

М. Рокич выделяет в анкете следующие ценности: активная и деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье (физическое и психологическое), интересная работа, красота природы и искусства, любовь, материально обеспеченная жизнь (жизнь с комфортом), наличие хороших и верных друзей, хорошая общая обстановка в стране и в нашем обществе, общественное признание (уважение коллектива), познание и

несгораемое любопытство ко всему новому, равенство - равные возможности для всех, самостоятельность как независимость в суждениях и оценках, свобода как независимость в поступках и действиях, счастливая семейная жизнь, возможность творческой деятельности, уверенность в себе, удовольствие.

Анкеты (в них нужно было расставить предложенные ценности иерархично от наиболее к наименее значимым) были предложены воспитателям детского сада и учителям школы. Методика позволила выявить как общность/различия в тех или иных ценностных ориентациях внутри каждого коллектива, так и общность/различия средних показателей по двум коллективам - школа и сад.

Что касается средних показателей по двум коллективам, то в целом отмечается высокая степень общности ценностей. Так, анализ анкет, заполненных педагогами школы и детского сада, позволяет констатировать общие средние показатели (разница не более, чем в 1 балл) по таким ценностям как здоровье (физическое и психологическое), удовольствия, активная деятельная жизнь, интересная работа, красота природы и искусства, любовь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание (уважение коллектива), равенство - равные возможности для всех, самостоятельность как независимость в суждениях и оценках, свобода как независимость в поступках и действиях, возможность творческой деятельности, уверенность в себе. Это представлено в диаграмме на рис. 1.

Рис. 1. Предпочтения, высказанные воспитателями ДО и учителями школы

Наибольшие ценностные различия между воспитателями и учителями начальной школы наблюдаются по характеристикам «уверенность в себе»; «познание и

любопытство» и «обстановка в стране». Так, учителя в 1,7 раза выше ценят «уверенность в себе» и в 1,4 раза выше «познание и любопытство», чем воспитатели детского сада. Зато воспитатели детских садов ценят характеристику «обстановка в стране» в 1,7 раза выше, чем учителя начальной школы.

Иными словами, общими являются те ценности, которые связаны непосредственно с профессиональной деятельностью и отношением/требованиями к ней. Следовательно, общность этих ценностей является предпосылкой для эффективной работы членов обоих коллективов в едином коллективе после объединения. Общность ценностей позволяет предполагать, что эффективным для представителей обоих коллективов будут одни и те же принципы руководства. Для эффективной работы представителям обоих коллективов потребуется создавать примерно одни и те же условия.

Анализ результатов анкетирования также дает возможность выявить потенциальные зоны риска. Они лежат в области тех ценностей, где разница в среднем арифметическом показателей в школе и детском саду составляет 2 балла и выше. Это жизненная мудрость, материально обеспеченная жизнь (жизнь с комфортом), хорошая общая обстановка в стране и в нашем обществе. Таким образом, зоны риска, которые необходимо учитывать администрации при осуществлении мероприятий по объединению коллективов - это возможность возникновения потенциальных конфликтов, причиной которых могут стать: разница в средней заработной плате педагогов школы и детского сада и разница в отношении к интеллектуальным ценностям.

6. Программа по эффективному объединению детского сада и школы: принципы разработки, основные направления, этапы и сроки ее реализации.

Ниже мы предприняли попытку разработать программу мероприятий, нацеленную на формирование единого образовательного пространства «детский сад-школа». Предлагаемая программа может быть взята за основу при разработке программы объединения других школы и детских садов Санкт-Петербурга. Реализация программы предполагает работу по следующим направлениям, представленным в таблице 2.

Табл. 2. Направления работы и доказательство их целесообразности.

Направление

Доказательство целесообразности введения направлений в программу объединения детского сада и школы._

Создание единого информацион ного пространства Без создания единого информационного пространства невозможна эффективная согласованная деятельность коллектива. Следовательно, объединение коллектива предполагает создание единого информационного пространства. Педагогически труд - коллективное дела. А эффективность взаимодействий внутри коллектива, взаимопонимание зависит от того, насколько схожи у людей профессиональные ценности, которые тоже формируются и меняются в зависимости от получаемой человеком информации.

Работа с педагогами Управление коллективом - основная предпосылка для эффективной согласованной деятельности образовательного учреждения. В случае объединения двух коллективов формирование связей внутри коллектива и вправление ими - основная задача администрации.

Работа с родителями Семья во многом предопределяет образовательные результаты ребенка, в т.ч. и по окончанию школы. Родитель изменит свою нынешнюю роль клиента «камеры хранения» на роль «участника образовательного процесса», только если ему авторитетно и эмпирически докажут, что без подобного изменения успех в развитии личности и интеллекта его ребенка будет существенно ниже, нежели с его прямым участием.

Работа с учащимися Ребенок и детский коллектив в его развитии, динамике от дошкольник до выпускника школы - основной объект профессиональной деятельности теперь единого педагогического коллектива. Объединение детских коллективов дошкольников и школьников, а также совместная работа с детьми на переходном этапе из дошкольного детства в школьный возраст - одно из основных условий успешной адаптации ребенка в новых образовательных условиях.

Создание материально-технических условий Материально-технические условия - одна из основных предпосылок эффективного образовательного процесса и обеспечение единства образовательного процесса детского сада и школы невозможно без единой материально-технической базы. Речь идет не только о технике, а об использование образовательного пространства как такового для достижения педагогических целей.

Представленные в таблице направления можно выделить весьма условно, т.к. каждое из мероприятий предполагает участие в нем в той или иной степени всех участников образовательного процесса, формирование определенных материально-технических условий для его проведения, а также его информационное сопровождение.

Срок реализации программы - один учебный год. Это период, в который организаций проходит все этапы своего годового жизненного цикла и, следовательно, период, за который возможно внести необходимые изменения в процессы, происходящие на каждом из этапов этого цикла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация программы включает в себя 3 этапа - подготовительный, основной и аналитический. Примерные сроки и цели каждого из этапов представлены в таблице 3. Включение конкретных мероприятий, которые будут описаны ниже, в циклограмму работы школы с установлением конкретных дат целесообразно на этапе разработки общего плана работы школы на год администрацией в августе.

Табл. 3. Основные этапы реализации программы

№ этапа Примерные

Цель этапа

сроки

Этап 1 Подготови тельный Август-октябрь Сбор и анализ информации об уровне преемственности между детским садом и школой на момент начала реализации программы по всем направлениям. Приведение в соответствие друг с другом планов действий педагогических коллективов, их руководителей и отдельных представителей.

Этап 2 Основной Ноябрь-апрель Создание условий для эффективной реализации программы по всем направлениям.

Этап 3 Аналитич еский Май-июнь Анализ результатов реализации программы.

Виды и содержание деятельности на каждом этапе реализации программы.

Подготовительный этап: содержание работы

Этап подготовки к реализации любой программы традиционно ориентирован на сбор и анализ информации, а также на согласование дальнейших действий для достижения поставленной цели.

Как было отмечено выше, цель подготовительного этапа предлагаемой нами программы - это сбор и анализ информации об уровне преемственности между детским садом и школой на момент начала реализации программы по всем направлениям, а также приведение в соответствие друг с другом планов действий педагогических коллективов, их руководителей и отдельных представителей.

Содержание работы по каждому направлению деятельности на данном этапе нам кажется целесообразным представить в виде таблицы (табл. 4)

Как видно из таблицы, доминирующим видом деятельности на подготовительном этапе является аналитическая деятельность, обсуждение идей и планирование. С точки зрения управления администрация школы выполняет на этом этапе преимущественно функцию анализа и планирования.

Таблица 4. Содержание работы по направлениям на подготовительном этапе.

Направление деятельности Содержание работы

Создание единого инфор мационного пространства Реструктуризация школьного сайта с введением в него информационного пространства отделения дошкольного образования детей. Формирование единой базы электронных адресов педагогов школы и детского сада. Сбор информации по истории детского сада и школы

Работа с педагогами Анкетирование педагогов с целью выявления преимуществ и рисков в процессе объединения двух педагогических коллективов по анкетам 1-3 в Приложении. Знакомство педагогических коллективов. Проведение педагогического совета «Преемственность между детским садом и школой как необходимое условие развития образовательного учреждения». Проведение малого педсовета с воспитателями детского сада, учителями начальных классов и специалистами службы сопровождения (социальный педагог, психолог,

логопед). Знакомство всех участников педсовета с программой обучения и воспитания в детском саду, в 1 классе, на курсах подготовки к школе. Сопоставление целей, задач, содержания, форм и методов работы. Коррекция программ с целью обеспечения преемственности и исключения «дублирования» содержания.

Работа с родителями Анализ контингента учащихся 1-х классов, определение доли выпускников детского сада среди учащихся 1-х классов. Анализ выбора родителями выпускников детского сада других образовательных учреждений и причин такого выбора. Изучение запросов родителей подготовительных групп посредством анкетирования или опроса на сайте; Изучение запросов родителей первоклассников; Изучение запросов родителей детей, вновь поступивших в детский сад. Обсуждение на малом педсовете с воспитателями детского сада, учителями начальных классов и специалистами службы сопровождения (социальный педагог, психолог, логопед) идеи единой системы сопровождения семьи (тьюторства) на дошкольном и школьном этапе обучения.

Работа с учащимися Проведение единого праздника «День Знаний» для учащихся детского сада и школы. Праздник «Посвящение в первоклассники»

Создание материально-технических условий Анализ материально-технической базы школы и детского сада, в т.ч. кол-ва спальных мест для групп продленного дня в детском саду и школе, технического оснащения кабинетов. Составление расписания занятий с учетом возможного перераспределения ресурсов.

Основной этап: содержание работы

Традиционно при реализации любой программы основной этап - самый длительный по времени, самый насыщенный по содержанию и самый трудоемкий по видам и объему деятельности по всем направлениям работы.

Как было отмечено выше, цель основного этапа предлагаемой нами программы объединения школы и детского сада - это создание условий для эффективной реализации программы по всем направлениям.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

• создание благоприятных материально-технических условий для развития образовательного учреждения, в т.ч. целесообразное перераспределение материально-технических ресурсов между детским садом и школой;

• формирование единого информационного пространства в детском саду и школе;

• проведение мероприятий, направленных на объединение педагогических коллективов, формирование единой системы профессиональных ценностей.

• проведение мероприятий, направленных на обеспечение преемственности между детским садом и школой при работе с семьей;

• проведение мероприятий, направленных на формирование единого детского коллектива детского сада и школы.

Содержание работы по каждому направлению деятельности на данном этапе нам кажется целесообразным представить в виде таблицы (табл. 5)

Табл. 5. Содержание работы по направлениям на основном этапе.

Направление деятельности Содержание работы

Создание единого инфор мационного пространства Формирование единой базы гугол-документов и системы доступа к ним педагогов школы и детского сада. Создание единого информационного пространства на сайте школы для проведения совместных педагогических советов в дистанционной форме и обмена опытом между педагогами школы и детского сада. Единая рассылка информационных материалов по актуальным вопросам педагогики, психологии, методики, управления образованием для педагогов детского сада и школы с целью формирования единой системы профессиональных представлений и ценностей. Размещение и структурирование информации о реализации программы по объединению детского сада и школы на сайте образовательного учреждения. Создание вкладки «Родителям будущих первоклассников» с размещением в ней всех необходимых материалов. Подготовка учителями школы в отделении дошкольного образования стенда с информационными материалами «Наша начальная школа», «Что должен знать и уметь первоклассник», «Поступление в школу - важное событие в жизни детей» и т.д. Совместное посещение воспитанниками детского сада и учащимися начальной школы детских библиотек. Запись воспитанников подготовительных групп детского сада в школьную библиотеку. Подготовка единого списка книг для совместного чтения родителей с детьми в подготовительной группе детского сада и в начальных классах, в т.ч. в летнее время. Создания единой электронной библиотеки для родителей. Поиск новых, в т.ч. электронных, форм и способов взаимодействия между родителями и представителями службы сопровождения, родителей учащихся между собой. Подготовка материалов и документов для школьного музея.

Работа с педагогами Организация совместных мероприятий для педагогического коллектива, способствующих его сплочению: выездные педагогические советы, празднования Нового года, 23 Февраля, 8 Марта. Совместное участие педагогов школы и детского сада в конференциях, творческих конкурсах. Посещение воспитателями уроков в первом классе и на курсах для будущих первоклассников. Посещение учителями школы занятий в детском саду с последующим обсуждением результатов. Примерные вопросы для обсуждения: Что не соответствовало вашим ожиданиям (методика, уровень подготовки отдельных учащихся/выпускников сада, организационно-педагогические условия и т.д.)? Почему? Какие изменения целесообразны для обеспечения преемственности? Повышение квалификации педагогических коллективов при выявлении несоответствий, например, организация корпоративного обучения компьютерной грамотности для педагогов детского сада.

Работа с родителями Единый день открытых дверей. Знакомство родителей воспитанников детского сада с работой педагогов по подготовке детей к школе; знакомство родителей со школой, с педагогами, преподающими в начальных классах. Знакомство родителей с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям; с требованиями учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе. Родительское собрание в детском саду «Подготовка к школе в системе «детский сад - семья - школа» с участием воспитателей, учителей, школьного библиотекаря. Консультационная помощь родителям в решении педагогических проблем при

подготовке и адаптации ребенка к школе. Включение родителей воспитанников отделения дошкольного образования в родительский комитет образовательного учреждения. Разработка карты семьи (логопед, психолог, социальный педагог, воспитатели, учителя), включающей в себя сведения о социальном портрете семьи учащегося, а также с фиксацией ожиданий, предпочтений, запросов семьи в отношении к образовательному учреждению. Последующая работа с картой семьи: заполнение карты на каждого ребенка подготовительной группы, обсуждение, доработка карт. Рекомендации по выборы образовательного маршрута воспитанниками подготовительной группы, по занятиям с детьми в летнее время. Индивидуальные и коллективные встречи родителей с педагогами службы сопровождения. Примерные темы встреч: «Что такое психологическая готовность к школе», «Игры, которые помогут подготовить ребенка к школе», «Практические рекомендации по подготовке руки ребенка к письму», «Развиваем речь ребенка» и др.

Работа с учащимися Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первого класса. Диагностика особенностей психических процессов, социальных навыков, речи детей, уровня овладения ЗУН в подготовительной группе и у учащихся первых классов по дисциплинам: - подготовка к обучению грамоте (развитие речи), - ознакомление с художественной литературой, - развитие элементарных математических представлений, - физическое развитие. Экскурсии воспитанников ОДОД в школу. Знакомство с учебными кабинетами. Знакомство со школьными принадлежностями. Знакомство со школьной библиотекой. Совместные проекты по подготовке и обмену подарками между учащимися начальных классов и воспитанниками ОДОД. Совместные спортивные мероприятия для воспитанников подготовительной группы и первоклассников, в т.ч. веселые страты, соревнования по плаванию в бассейне, зимние забавы, соревнования по лепке снеговиков в школьном дворе и т.д. Совместные тематические выставки творческих работ воспитанников детского сада и учащихся первых классов. Объекты выставок - поделки из природных материалов, рисунки, лепка. Совместные праздники «Золотая осень», «День Матери», «Новый год», «Масленица», «23 Февраля», «8 Марта», «День Победы» для учащихся детского сада и школы. Совместные интеллектуальные мероприятия для воспитанников детского сада и учащихся начальных классов. Выступление школьников на утренниках в детском саду, а воспитанников детского сада - на школьных праздниках. Совместные интеллектуальные мероприятия, в т.ч. игра-соревнование «Умники и умницы» между детьми подготовительных групп ДОУ и учениками 1-ых классов. Совместные мероприятия по безопасности: «Неделя безопасности движения», КВН по правилам дорожного движения и др.

Создание материально-технических условий Перераспределение материально-технических средств между детским садом и школой при необходимости и целесообразности такого перераспределения для повышения эффективности образовательного процесса. Проведение инвентаризации.

Основной этап характеризуется большим разнообразием и широким спектром мероприятий по каждому направлению реализации программы. С точки зрения управления администрация школы выполняет на этом этапе преимущественно функцию организации и координации.

Аналитический этап: содержание работы

Аналитический этап в реализации любой программы - своего рода финальный аккорд, задающий тон всей дальнейшей деятельности.

Цель данного этапа предлагаемой нами программы - анализ результатов ее реализации, определение решенных, частично решенных и не решенных в ходе ее реализации задач. По сути это подготовительный этап для разработки и реализации следующей программы развития образовательного учреждения.

Содержание работы по каждому направлению на данном этапе представлено в таблице 6.

Таблица 6. Содержание работы по направлениям на аналитическом этапе.

Направление деятельности Содержание работы

Создание единого инфор мационного пространства Анализ посещаемости школьного сайта. Анализ эффективности использования единого информационного, в т.ч. цифрового пространства педагогами детского сада и школы. Включение отчета о реализации программы объединения детского сада и школы в публичный доклад директора образовательного учреждения за учебный год.

Работа с педагогами Повторное проведение анкетирования среди педагогов по анкетам, представ ленным в приложениях 1-3. Анализ результатов в сравнении с входящей диагностикой по тем же анкетам. Посещение занятий и уроков; Выявление динамики профессионального развития в области реализации программы взаимодействия «детский сад-школа». Анализ динамики успеваемости первоклассников в сравнении с предыдущим годом

Работа с родителями Анализ контингента учащихся 1 -х классов, определение доли выпускников детского сада среди учащихся 1-хк классов. Анализ выбора родителями выпускников детского сада других образовательных учреждений и причин такого выбора. Анкетирование родителей с целью выявления степени их удовлетворенности взаимодействием с образовательным учреждением, степени соответствия их запросов. Анализ полученных результатов. Создание методики изучения запроса семьи на основании полученных данных и анализа карт семей.

Работа с учащимися Диагностика особенностей психических процессов, социальных навыков, речи детей, уровня овладения ЗУН в подготовительной группе и у учащихся первых классов -выпускников данного детского сада и других детских садов в сравнении. Сопоставление результатов. Выявления наиболее успешных аспектов в подготовке учащихся в данном детском саду и проблемных зон, требующих коррекции.

Создание материально-технических условий Анализ эффективности использования материально - технических ресурсов после их перераспределения.

Как видно из таблицы, доминирующим видом деятельности на аналитическом этапе снова является аналитическая деятельность. С точки зрения управления

администрация школы выполняет на этом этапе преимущественно функцию контроля и анализа.

7.Выводы

Проведенный анализ теоретических материалов, исторического опыта, современных практик объединения детских садов и школ дает все основания констатировать, что объединение детских садов и школ - это многоаспектный процесс, требующий от администрации образовательного учреждения высокого профессионализма и понимания необходимости не только формального объединения образовательных учреждений, но и создание единого образовательного пространства, в котором будет проходить непрерывный образовательный процесс ребенка от поступления в детский сад до выпуска из школы. Создание такого образовательного пространства связано с комфортной коммуникацией педагогов, работающих на дошкольном и школьном уровнях. Это, в свою очередь, требует разработки и реализации программы действий, охватывающих все направления работы образовательного учреждения - создание материально-технических условий, создание единого информационного пространства, работу с педагогами, родителями и детьми.

Результатом данного исследования стала программа мероприятий по объединению педагогических коллективов детского сада и школы, которая может быть взята за основу при проведении реорганизации общеобразовательных учреждений (школ) с присоединением к ним детских садов.

Практическая значимость статьи состоит в возможности использования ее результатов руководителями образовательных учреждений, образовавшихся в результате слияния детского сада и школы, для создания в учреждении единого образовательного пространства.

Предполагаемая теоретическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов для дальнейшего изучения вопросов, связанных с объединением образовательных учреждений и созданием в них единого образовательного пространства.

Перспективы работы над темой данного исследования нам видятся в разработке более конкретных программ и алгоритмов действий администрации при объединении с детскими садам образовательных учреждений разного типа: коррекционная школа, гимназия, школа с углубленным изучение отдельных предметов и др.

Список литературы

1. Распоряжение Комитета по образованию «Об утверждении порядка приема детей в государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга» от 02.02.2005 № 37-р.

2. Белошистая А. В. Проблемы преемственности между школой и детским садом: современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Официальный сайт ДОУ № 353 г. Челябинска. URL: http://www.ds353.ru/node/27 (дата обращения 14.04.2014)

3. Виноградова Н.Ф. Организационно-педагогические основы проектирования предметной образовательной среды учебного комплекса "детский сад - школа": Автореф. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М., 1999.

4. Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. 2000. - № 1. -С. 7-12.

5. Евгений Ямбург о последствиях слияния школ // Православие и мир: ежедневное интернет издание. URL: http://www.pravmir.ru/evgenij-yamburg-o-rezultatah-sliyanii-shkol/#ixzz2tVBiTrzI (дата обращения 14.04.2014)

6. Иматова Л.М. Теоретическая обоснованность осуществления преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях формирования языковой личности: Автореф. на соискание ученой степени докт. пед. наук. - Душанбе, 2013.

7. Качимская А.Ю. Психологическое сопровождение преемственности развития детей на этапе "детский сад - начальная школа": Автореф. на соискание ученой степени докт. психол. наук. - Иркутск, 2004.

8. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир // Дошкольное образование, 2001. - № 6. - С. 58 - 64.

9. Лыкова В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: Автореф. на соискание ученой степени докт. психол. наук. - Одесса, 1992.

10. Ляскало В.И. Интегративная образовательная система компенсирующего обучения в комплексе "Детский сад - начальная школа". Автореф. на соискание ученой степени докт. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2003.

11. Соломатова Е.Ю. Из опыта работы по решению проблем преемственности на этапах "детский сад-школа" // Образовательный портал «Первое сентября». URL: http://festival.1september.ru/articles/534727 (дата обращения 14.04.2014)

12. Туровцева Л.В. Педагогическое обеспечение преемственности в учебно-воспитательной деятельности комплекса "Детский сад - школа": Автореф. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - Москва, 2000.

13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.