Научная статья на тему 'Единое информационное пространство вуза: принципы, задачи, структура'

Единое информационное пространство вуза: принципы, задачи, структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1446
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единое информационное пространство вуза: принципы, задачи, структура»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА: ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА

О.Н.Подковырова, аспирант математического факультета Алтайского

государственного университета

в вузе, в образовательную информацию.

Внедрение новых технологий в процесс обучения, совершенствование методик преподавания, появление качественно новых направлений преподаваемых дисциплин, зарождение на стыке наук междисциплинарных курсов приводит к увеличению объема образовательных ресурсов. Рост информационных ресурсов затрагивает всю систему непрерывного образования (детские сады, школы, вузы и другие учебные заведения). Эффективное функционирование новых технологий в процессе образования и, следовательно, интенсивный рост информационных ресурсов требуют создания особой внутривузовской среды, работая в которой студенты, преподаватели, сотрудники могли бы получать любую необходимую информацию (для образования, научной работы, повышения общей эрудированности) быстрым и удобным способом. Это позволит снизить до минимума издержки на поиск информации и в конечном счете поднимет уровень образования в вузе.

Информационная внутривузовская среда должна максимально полно обеспечивать информационные запросы студентов, преподавателей, сотрудников, иметь гибкие механизмы для внедрения новых технологий в процесс образования, удовлетворять современным запросам демократичности, экономичности, надежности. Одним из существенных компонентов информационной внутривузовской среды является единое информационное пространство вуза.

Использование принципов единого информационного пространства в процессе обучения должно обеспечить интеграцию информационных потоков, существующих

которая, в свою очередь, будет преобразована в знания, умения и функциональные способности. Качество данного преобразования (данные х информация х знания и умения) непосредственно влияет на квалификацию выпускаемых специалистов, а значит, и на уровень образования в вузе.

Рассмотрим механизмы реализации единого информационного внутривузовско-го пространства. Информационными ресурсами вуза будем называть любые данные, информацию, знания и умения, источниками или потребителями которых выступают студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники.

Выделяются следующие типы внутренних информационных ресурсов вуза;

1) информационные данные и знания профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов университета образовательного и научного характера;

2) исследовательская деятельность -научные работы, лабораторные опыты, эксперименты;

3) информационные ресурсы межличностных контактов, не имеющие отношения к науке и университетскому образованию (новости, объявления);

4) информационные ресурсы системы управления в вузе;

5) библиотечные ресурсы.

Для построения единого информационного пространства следует реализовать определенные принципы работы с информационными ресурсами. Перечислим их.

1. Максимально комфортный доступ к основным информационным ресурсам вуза. Для его обеспечения необходимо со-

здание технологии реализации практического доступа к вузовским информационным ресурсам - оперативное и достаточное предоставление требуемой информации в по-

а) создать среду общения для работы с неформализованными типами информационных ресурсов;

б) создать электронную вузовскую

нятной форме для любого типа ресурса, а «доску объявлений» с двумя разделами:

нформация

нформация

лов «доски объявлений» следует организовать электронные службы для эффек-

та кже условия для создания, обновления, дополнения ресурсов, технологий и методов работы с ними.

2. Защита информационных ресурсов. Все программные продукты, рабо- тивной работы с внутривузовскими ин-

тающие с информационными ресурсами, формационными ресурсами - социологи-

должны быть защищены от несанкциони- ческую, психологическую, юридическую

рованных действий. Хранение и доступ к и т.д., куда привлечь студентов и препо-

информации должны удовлетворять всем давателей, ведущих исследования в этих

требованиям безопасности при работе в научных направлениях. Данные службы

могли бы успешно работать в режиме

сети.

формацион- «вопрос-ответ»;

ресурсов

информацион

в) организовать списки рассылки: в рамках организационной структуры вуза (для

странства, основываясь на работе с неза- студентов

факул

висимыми и разъединенными типами ин- пам; для аспирантов

преподавателей

- по факультетам; для факультетам, кафедрам; для сотрудников - по подразделениям, отделам), по интересам;

г) создать внутривузовскую почтовую Значит, должны быть заложены механиз- систему и интерактивные системы обме-

формационных ресурсов. В этом случае

нарушается основная цель информационного пространства - приблизить уровень образования к максимально возможному.

мы для интеграции всех типов ресурсо- на обеспечивающих технологий. ; ■

4. Открытость информационных ре- создать ш сурсов. Информационное пространство не ные ресур

может существовать без связи с внешни- лизованы:

шформацией.

Второй шаг заключается в том, чтобы чать или реорганизовать информацион-: ресурсы, которые могут быть форма-

факультетских

ми источниками информации. Внутренние а

ресурсы должны постоянно пополняться здап внешними данными, а знания, опыт и уме- наковым дизайном и структурой;

единую систему \¥еЬ

ния - приобретать более высокий статус, выходя за университетские рамки, т.е. должна быть обеспечена возможность обме-информацией

б) реализовать безбумажную технологию управления вузом. Документооборот вуза нуждается в единой автоматизированной комплексной системе обслуживания.

с целью пополнения и обновления ресурсов. Предполагается создать систему из не-

Для написания научных работ, эффектив- скольких различающихся по функциям и

ного образовательного процесса, активной предоставляемым возможностям про-

функционирования

лопроизводства необходим

опытом

граммных приложении: - финансовое упра

бухгалте-

и знаниями с другими учебными заведени- рия, планово-экономически и отдел, сектор

ями и организациями.

Первым шагам в работе по организации единого информационного пространства должно стать предоставление усло-

отдел кадров,

информацион

Для

управления имуществом,

- управление делами -общий отдел,

- учебно-методическое управление бюро расписаний, приемная комиссия,

- управление научных исследований.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Каждое

полняет свою задачу, являясь при этом

систематизация архива документов, выборочное выставление документов

звеном системы обслуживания докумен- на Web-cepeep вуза либо на «доску объявле-тооборота, следовательно, имеет общий ний». базовый программный блок и специализированный функциональный. Система обеспечения документооборота вуза может быть реализована в среде Lotus Notes, которая предоставляет инструментарий для

В Алтайском государственном университете уже имеется реальный опыт построения единого информационного пространства:

- создана внутривузовская 1гНгапе1

интеграции с другими видами информаци- сеть, объединяющая многие факультеты

онных ресурсов через \УеЬ-сервер, списки рассылки, электронную почту. С помо-

университета,

- функционируют факультетские

щью программной реализации системы об- Web-cepeepa, служивания документооборота на Lotus

развиваются технологии дистанци-

Notes можно будет выполнять основной онного образования,

блок работы с документами в системе управления:

- документирование (составление, оформление, согласование и изготовление доку- управленческой деятельности

разработана первая версия университетского библиотечного каталога,

- создается система автоматизации

ментов),

В ближайшей перспективе в органи-

- организация работы с документами в зации единого информационного пропроцессе осуществления управления (обес- странства планируется создание комп-

печениедвижения, контроля исполнения,хра- лексной автоматизированной системы

нения и использования документов),

обслуживания документооборота вуза.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Т.А.Певцова, доцент кафедры МВТ МГУ им. Н.П. Огарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цивилизация - это, прежде всего, информация; информация делает народы человечеством.

\ ч

С.Залыгин. К вопросу о бессмертии

Если наука — это приобретение новых техники, информатики и каналов связи и

знаний об окружающем мире, то примене- предназначены для автоматизации рутин-

ние этих знаний для создания и использо- ных операций по сбору, накоплению, ана-

вания материальных и духовных ценное- лизу и передаче информации, подготовки

тей - это уже технология. Теоретическую аналитической информации для принятия

и материальную основу современных тех- оптимального решения поставленных про-

нологий составляют такие фундаменталь- блем. С начала XX в. в современном об-

ные науки, как математика, физика, химия, ществе наблюдается такой рекордный рост

электроника, электротехника, радиотехни- информационных потоков и информацион-

ка и др. Информационные технологии яв- ных ресурсов, что многие специалисты

ляются результатом сочетания техничес- начали говорить об информационном

ких, аппаратных (Hardware) и программ- взрыве и даже об информационной ре-

ных (Software) средств вычислительной волюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.