Научная статья на тему 'Единое информационное пространство библиотеки образовательного учреждения'

Единое информационное пространство библиотеки образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1335
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единое информационное пространство библиотеки образовательного учреждения»

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О. И. Александрова, заведующая библиотекой ГБОУ СПО «Беловский техникум технологий и сферы услуг»

Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов. Применение самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в библиотеке образовательного учреждения на качественно новый уровень. В век передовых информационных технологий книга перестала быть единственным источником знаний. Мир захлестнула волна информации. Где хранить эту информацию? Как хранить? В каком

виде? Данные вопросы ставят новые задачи перед библиотекой, предъявляют к ней новые требования.

Библиотека образовательного учреждения призвана обеспечивать информационную поддержку работы как с педагогами, так и с обучающимися.

Развитие электронных информационных систем резко расширяет возможности библио-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСГВО» № 4-1 (40) 2013-2014

41

теки в поиске и быстром получении полнотекстовой информации в помощь образовательному процессу. Информационные услуги библиотеки складываются из традиционных услуг, ориентированных на работу с печатными документами, и нетрадиционных услуг, связанных с внедрением средств новых информационных технологий. Одной из задач библиотеки по информационному наполнению образовательного пространства является накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиаматериалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию интернет-ресурсов для использования как в онлайн-режиме, так и в режиме локального доступа и удаленного доступа.

Особую важность имеет проблема использования интернет-ресурсов обучающимися. В сети есть немалое количество замечательных информационных ресурсов, в том числе для сопровождения образовательного процесса. Результатыы работы нашей библиотеки — это внедрение электронно-библиотечной системы (ЭБС), использование удаленных сетевых ресурсов для предоставления электронных версий учебных изданий; полнотекстовых материалов, электронных версий периодических изданий; информационно-справочных и библиографических баз данных. Доступ к электронным образовательным ресурсам в сети Интернет: образовательные порталы; образовательная пресса; энциклопедии, словари, справочники; каталог ресурсов по предметам, списков полезных ссылок на ресурсы Интернета.

Работа с информацией разного рода формирует у обучающихся целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять междисциплинарные связи. «Каждому пользователю — нужную информацию в нужный момент» — этот принцип особенно актуален в работе с обучающимися в освоении ЭБС. Мы информируем о том, что такое-то издание существует, рекомендуем его использовать тем или иным способом, готовы проконсультировать и научить, как целесообразнее поработать с конкретным изданием или другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи. Когда мы говорим о том, что каждый обучающийся должен иметь доступ к информации — важной, значимой, необходимой — мы понимаем, что эту информацию кто-то создает, обрабатывает, организовывает поиск, отвечает за ее хра-

нение и распространение — это библиотекарь, который лучше других научился собирать информацию, хранить, систематизировать и предоставлять сами документы в пользование.

Очень важно организовать деятельность библиотеки так, чтобы эффективно удовлетворить информационно-библиографические потребности обучающихся через возможность свободного и быстрого доступа к информации путем формирования ресурсных фондов на различных носителях. Поиск информации в электронных изданиях осуществляем с применением правил поиска (построения запросов) в базе данных, в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках, словарях, каталогах). Именно библиотека дает возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить неразрывную связь учебы, образования с многообразными источниками информации (от книги до Интернета), эффективные результаты поиска информации.

Под влиянием изменений глобального информационного пространства библиотека вынуждена менять не только технологии своей работы, но и уже сложившиеся подходы, понятия, термины и соглашения, по-новому моделировать и организовывать свое информационное пространство. Под информационным пространством библиотеки мы понимаем пространство, в котором действуют библиотечно-библиографические процессы, непосредственно связанные с информационной деятельностью библиотеки образовательного учреждения в целом. Основные компоненты информационного пространства — это информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия. Главная цель создания информационного пространства в библиотеке — обеспечить доступ обучающихся к необходимым документам и данным, независимо от того, в каком виде они представлены и в каком месте они хранятся. Прежде всего следует отметить обогащение форм информации, объединяемой в фонде библиотеки. Помимо привычных книжных, периодических, документальных печатных и рукописных объектов, появляются базы данных, файлы, сайты, информационные порталы, выполняющие роль новых форм организации и новых форм носителей информации. Таким образом, сегодня электронные ресурсы стали неотъемлемой частью информационного обеспечения учебного процесса в нашем образовательном учреждении.

42

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 4-1 (40) 2013-2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.