ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
О. И. Александрова, заведующая библиотекой ГБОУ СПО «Беловский техникум технологий и сферы услуг»
Постепенно уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов. Применение самых современных информационных технологий во всех сферах деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в библиотеке образовательного учреждения на качественно новый уровень. В век передовых информационных технологий книга перестала быть единственным источником знаний. Мир захлестнула волна информации. Где хранить эту информацию? Как хранить? В каком
виде? Данные вопросы ставят новые задачи перед библиотекой, предъявляют к ней новые требования.
Библиотека образовательного учреждения призвана обеспечивать информационную поддержку работы как с педагогами, так и с обучающимися.
Развитие электронных информационных систем резко расширяет возможности библио-
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСГВО» № 4-1 (40) 2013-2014
41
теки в поиске и быстром получении полнотекстовой информации в помощь образовательному процессу. Информационные услуги библиотеки складываются из традиционных услуг, ориентированных на работу с печатными документами, и нетрадиционных услуг, связанных с внедрением средств новых информационных технологий. Одной из задач библиотеки по информационному наполнению образовательного пространства является накопление и организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не только формирование фондов мультимедиаматериалов, но и поиск, сбор, оценку, систематизацию интернет-ресурсов для использования как в онлайн-режиме, так и в режиме локального доступа и удаленного доступа.
Особую важность имеет проблема использования интернет-ресурсов обучающимися. В сети есть немалое количество замечательных информационных ресурсов, в том числе для сопровождения образовательного процесса. Результатыы работы нашей библиотеки — это внедрение электронно-библиотечной системы (ЭБС), использование удаленных сетевых ресурсов для предоставления электронных версий учебных изданий; полнотекстовых материалов, электронных версий периодических изданий; информационно-справочных и библиографических баз данных. Доступ к электронным образовательным ресурсам в сети Интернет: образовательные порталы; образовательная пресса; энциклопедии, словари, справочники; каталог ресурсов по предметам, списков полезных ссылок на ресурсы Интернета.
Работа с информацией разного рода формирует у обучающихся целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять междисциплинарные связи. «Каждому пользователю — нужную информацию в нужный момент» — этот принцип особенно актуален в работе с обучающимися в освоении ЭБС. Мы информируем о том, что такое-то издание существует, рекомендуем его использовать тем или иным способом, готовы проконсультировать и научить, как целесообразнее поработать с конкретным изданием или другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи. Когда мы говорим о том, что каждый обучающийся должен иметь доступ к информации — важной, значимой, необходимой — мы понимаем, что эту информацию кто-то создает, обрабатывает, организовывает поиск, отвечает за ее хра-
нение и распространение — это библиотекарь, который лучше других научился собирать информацию, хранить, систематизировать и предоставлять сами документы в пользование.
Очень важно организовать деятельность библиотеки так, чтобы эффективно удовлетворить информационно-библиографические потребности обучающихся через возможность свободного и быстрого доступа к информации путем формирования ресурсных фондов на различных носителях. Поиск информации в электронных изданиях осуществляем с применением правил поиска (построения запросов) в базе данных, в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках, словарях, каталогах). Именно библиотека дает возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить неразрывную связь учебы, образования с многообразными источниками информации (от книги до Интернета), эффективные результаты поиска информации.
Под влиянием изменений глобального информационного пространства библиотека вынуждена менять не только технологии своей работы, но и уже сложившиеся подходы, понятия, термины и соглашения, по-новому моделировать и организовывать свое информационное пространство. Под информационным пространством библиотеки мы понимаем пространство, в котором действуют библиотечно-библиографические процессы, непосредственно связанные с информационной деятельностью библиотеки образовательного учреждения в целом. Основные компоненты информационного пространства — это информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия. Главная цель создания информационного пространства в библиотеке — обеспечить доступ обучающихся к необходимым документам и данным, независимо от того, в каком виде они представлены и в каком месте они хранятся. Прежде всего следует отметить обогащение форм информации, объединяемой в фонде библиотеки. Помимо привычных книжных, периодических, документальных печатных и рукописных объектов, появляются базы данных, файлы, сайты, информационные порталы, выполняющие роль новых форм организации и новых форм носителей информации. Таким образом, сегодня электронные ресурсы стали неотъемлемой частью информационного обеспечения учебного процесса в нашем образовательном учреждении.
42
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 4-1 (40) 2013-2014