Научная статья на тему 'Единое информационное образовательное пространство и его компоненты'

Единое информационное образовательное пространство и его компоненты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2032
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ЕИОП) / КОМПОНЕНТЫ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ «ПРОСТРАНСТВО» / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / COMMON EDUCATIONAL I-SPACE (INFORMATIONAL SPACE) / PHILOSOPHICAL CATEGORY "SPACE" / I-TECHNOLOGY (INFORMATIONAL TECHNOLOGY) / EDUCATIONAL SPACE / CONSTITUENT PARTS OF COMMON EDUCATIONAL I-SPACE / SOCIAL SPACE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касторнова Василина Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению современного состояния научных исследований в области возникновения, становления и развития понятия образовательного пространства. Пространство рассматривается в различных его научных аспектах, подчеркивается взаимосвязь понятий образовательного пространства и образовательной среды. Формулируется понятие «единое информационное образовательного пространство», дается его содержательная, организационная и технологическая составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единое информационное образовательное пространство и его компоненты»

ное общество создано на их основе и включает в себя в «снятом» виде всю предшествующую историю -прошлое существует в настоящем.

Мир ребенка иерархичен, огромное значение имеют для него авторитет и вера в него. Ведь и человеческое общество стало отвергать всякие авторитеты и возвеличивать демократические права совсем недавно. И личность приходит к этому в определенном возрасте - юности. Для детства эти идеи разрушительны, и насильственно навязывать их ребенку просто недопустимо.

Литература

1. Ахияров, К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения / К.Ш. Ахияров. -Уфа, 1996.

2. Валеев, И.И. Башкирская этнопедагогическая культура и Мустай Карим / И.И. Валеев. - Уфа, 2002.

3. Валеев, И.И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима / И.И. Валеев. -Уфа, 2005.

4. Валеев, И.И. Педагогика Мустая Карима / И.И. Валеев. - Уфа, 2002.

5. Волков, Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек» / Г.Н. Волков // Народное образование. - 1997. - № 5. - С. 68 - 71.

6. Гершензон, М.О. Творческое самосознание / М.О. Гершензон. - М.,1990.

7. Карим, М.С. Сочинения: в 5 т. / М.С. Карим. - Уфа, 1999. - Т. 5.

8. Карим, М.С. О национальном благородстве / М.С. Карим // Советская Россия. - 1989. - 29 января.

9. Минеев, М.И. Исповедь Мустая Карима / М.И. Мине-ев // Русский язык в башкирской школе. - 1986. - № 6. -С. 38 - 44.

10. Харисов, Ф.Ф. Национальная культура и образование / Ф. Ф. Харисов. - М., 2000.

УДК 37

В.А. Касторнова

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

Статья посвящена рассмотрению современного состояния научных исследований в области возникновения, становления и развития понятия образовательного пространства. Пространство рассматривается в различных его научных аспектах, подчеркивается взаимосвязь понятий образовательного пространства и образовательной среды. Формулируется понятие «единое информационное образовательного пространство», дается его содержательная, организационная и технологическая составляющие.

Образовательное пространство, единое информационное образовательное пространство (ЕИОП), компоненты единого информационного образовательного пространства, философская категория «пространство», социальное пространство, образовательное пространство, образовательная среда, информационная технология, информационное пространство, система образования.

The article considers the current state of scientific researches in the process of formation and development of the concept of the educational space. The concept space is examined in different scientific aspects. The correlation between the concepts educational space and educational environment is emphasized. The concept common educational i-space is defined and its substantial, organizational and technological components are presented in the paper.

Educational space, common educational i-space (informational space), constituent parts of common educational i-space, philosophical category "space", social space, educational space, educational environment, i-technology (informational technology), i-space (informational space), educational system.

В последнее время в педагогической литературе, в статьях по социологии, политологии, культурологии все чаще встречается выражение «образовательное пространство», которое стало популярным наряду с такими понятиями, как: «экономическое пространство», «информационное пространство», «культурное пространство» и др. Указанное словосочетание иногда употребляется как простой оборот речи, как художественный прием, как интуитивно понятная фраза, помогающая автору точнее передать смысл сказанного. Это словосочетание несет и большую смысловую нагрузку, о чем, в частности, говорит использование его в государственных документах, правительственных соглашениях, постановлениях департаментов образования, комитетов по образованию, в документах школ

и высших учебных заведений. Отсюда следует, что возникает необходимость уточнения этого понятия и соотнесения его с философской категорией «пространство».

С философской точки зрения при анализе понятия «пространство» возможна реализация различных подходов, которые условно можно разделить на объектные, субъектные и деятельностные. При объектной установке пространство представляется как определенная картина мира, понимаемая в качестве совокупности внешних объектов. Субъектная установка предполагает представление пространства как отражение наших чувств и мыслей. И, наконец, деятельностный подход позволяет рассматривать пространство в качестве единства внешних по отношению к субъекту ве-

щей и его мыслей о них, образуя феноменологическое единство «практик». Это означает, что пространство образуется не только вещами, но и смыслами. Исходя из этого постулата, который отражает единство внешних по отношению к субъекту вещей и его мыслей о них, можно утверждать, что понятия «пространство» и «образование» сопоставимы.

Действительно, являясь разными гранями социальной практики субъекта деятельности, оба понятия явственно несут в себе оттенок внутреннего единства. С самых общих оснований образование - это процесс становления личности, в ходе которого формируется некий образ, соответствующий тем культурным условиям, в которых осуществляется сам процесс становления. Образование, таким образом, можно толковать как единство процесса и результата освоения и присвоения личностью обобщенных способов взаимодействия с действительностью и самим собой, выработанных человеческим сообществом и закрепленных в культуре.

Образовательное пространство с точки зрения феноменологической интерпретации можно рассматривать как пространство включенности субъекта в тотально образовательное пространство, представляющее собой системную совокупность реальных взаимодействий человека с действительностью и данное субъекту через восприятие и действие. Мир дается субъекту в совокупности перцептуальных и когнитивных образов, упорядочиваемой системой понятий.

В обобщенном виде под термином «образовательное пространство» понимается множество объектов, между которыми установлены отношения. Методологически в образовательном пространстве можно выделить несколько отдельных подпространств. Сюда можно отнести подпространства на основе их качественной характеристики: дидактическое пространство, воспитательное пространство, пространство школьного учебного предмета; на основе его «глубины»: социальное пространство класса, индивидуальное образовательное пространство. Последнее трактуется как упорядоченные устойчивые взаимоотношения личности с социальной образовательной средой, с семьей и другими воспитательными институтами, ориентированными на ее самореализацию, на формирование здоровых отношений в различных сферах жизнедеятельности, а также в учебном процессе. Индивидуальное образовательное пространство позволяет удовлетворять образовательные потребности индивида, оказывать социальное воздействие на личность и раскрывать ее жизненные силы.

Обобщая современные тенденции применения термина «пространство» в отечественной педагогике, существуют несколько подходов к определению сущности образовательного пространства, однако для всех подходов общим является применение единых характеристик: системности; наличия пространственных координат; рассмотрения элементов системы не изолированно, а целостно; информационности пространства; территориальной целостности образования; личностно-развивающей направленности

обучения. Что же касается различий между этими подходами, то они заключаются в самом определении сущности основного ядра образовательного пространства.

В подходах к интерпретации понятия «образовательное пространство» общими являются также и следующие положения:

- «пространство» рассматривается как часть «среды», в рамках которой заключена личность;

- образовательное пространство рассматривается сквозь призму личности, т.е. по типу «личность в среде», «личность и среда», «личность и пространство» и т.п.;

- построение модели образовательного пространства как фрагмента, части пространства социального.

Образовательное пространство как таковое представляет собой достаточно сложно устроенную иерархию, пирамиду пространств. В нем достаточно просто выделяется ряд уровней, известных в педагогической литературе под различными обозначениями: глобальное образовательное пространство, образовательное пространство страны, региональное образовательное пространство, городское (территориальное) образовательное пространство, муниципальное образовательное пространство, образовательное пространство учебного заведения и т.д. Как видно из самих названий, ведущим основанием для структурирования пространства выступает система координат, территориальная составляющая пространства.

«Образовательное пространство» стало встречаться как речевой оборот в педагогической среде в конце 1980-х гг., вошло в официальные документы (закон «Об образовании», проект Федеральной программы образования в России), встречается в педагогических журналах как метафора сохранения федерального единства в образовании при проведении децентрализации образования и преодолении центробежных сил в образовании. Ситуация с «узакониванием» данного понятия в педагогической литературе и педагогической науке постепенно меняется. Появляются статьи, в которых рассматриваются различные характеристики образовательного пространства. Так, например, В.И. Гинецинский рассмотрел проблему структурирования образовательного пространства. В его статье [4] рассматривается введение классификационных характеристик для оценивания качества национально-государственных образовательных систем. Образовательное пространство рассматривается с точки зрения системного подхода. Однако генезис появления системных свойств у образовательного пространства, его эволюция остаются за чертой интересов автора статьи. Культурологический подход к образовательному пространству развивается в работе В. А. Конева [8]. Кроме того, необходимо отметить, что появилось довольно много статей, посвященных формирующемуся в настоящее время и тесно связанному с образовательным пространством современному информационному пространству. Отметим лишь неполную аналогию в подходах к соответствующим понятиям, а также сложности при рассмотрении и определении терминов.

Быстрое вхождение словосочетания «образовательное пространство» в лексикон не случайно. Оно совпадает с переходом общества к информационной стадии развития, формированием информационного пространства, которое, безусловно, имеет образовательные функции и оказывает «давление» на образовательное пространство. Однако не следует все причины популярности словосочетания полностью сводить к формированию информационного пространства.

Говоря об образовательном пространстве, нельзя не затронуть рассмотрение понятия «среда». Трактовка данного термина довольно разнообразна в различных публикациях, связанных с этой тематикой. На наш взгляд, это понятие надо, исходя из современных тенденций информатизации системы образования, трактовать не с точки зрения педагогики среды (педагогического окружения), а обобщенно, как набор ме-дий, включая различные связи и взаимодействия человека с окружающим его миром. Термин «медиа» часто понимается как набор сред, в которых человек живет, но более правильно его понимать как набор сред, посредством которых человек общается. Темпы осуществления образовательных функций в естественных условиях недостаточны. Поэтому естественная среда подвергается целенаправленным изменениям, подвергаются изменениям взаимоотношения людей для интенсификации образовательного процесса. Совершенно естественным образом возникает потребность в образовательных средах, да и в самой педагогике. Дальнейшая эволюция образовательных сред, их объединение и социализация приводят к формированию образовательного пространства. Формирование образовательного пространства идет по мере приобретения образованием институализированного характера. Следовательно, соответствующим специальным образом организованные, структурированные, социализированные образовательные среды -медии, выполняющие функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры, превращаются в образовательное пространство и составляют его суть.

К определению образовательного пространства можно подойти и с более формальной (информационной) точки зрения. Если взять за основу понятие образовательной услуги и образовательной информации, то образовательное пространство можно определить как пространство, в котором осуществляются образовательные услуги. Образовательные услуги возможны только при наличии самых разнообразных источников таких услуг и их потребителей. Таким образом, можно говорить о потоках образовательной информации и образовательных услуг в обществе, являющемся соответствующим каналом передачи этих услуг и информации. Вся совокупность соответствующих источников, потребителей и канала передачи дает представление об образовательном пространстве и определяет его.

Формирование представлений об образовательном пространстве во взаимосвязи с некоторыми другими пространствами стало возможным в результате информатизации и компьютеризации общества, в част-

ности, более сильного взаимодействия различных образовательных систем, проявляющегося в увеличении потоков информации, обменов студентами, преподавателями и т.д. Только взаимодействие способно породить и обнажить соответствующие представления и специфику системы, ее актуальность и локализован-ность (размещенность) в пространстве.

В конце 90-х гг. XX в. считалось, что информационно-образовательная среда - это системно организованная совокупность учреждений, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, система их функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, реализующих образовательную деятельность. Однако некоторые авторы полагают, что такое определение, берущее за основу только телекоммуникации и информационные технологии, не является полным и адекватным. В этой связи вводится в научный оборот понятие «информационное пространство», раскрывающее такие взаимосвязи информационных сред, как регион, страна, мировое сообщество, единое информационное пространство (Р.Ф. Абдеев [1], Б.С. Гершунский [3] и др.).

Вполне естественно, что говорить о понятии информационного пространства без уточнения самого понятия информации неправомерно. Информация всегда была важнейшей, неотъемлемой составной частью жизни человека. Однако до середины XX в. эта категория не была предметом пристального общественного внимания и анализа с точки зрения ее влияния на личность и государство. Коренное изменение отношения к информации связано с ее осознанием как стратегического ресурса развития общества и государства.

Известно, что точного понятия информации не существует, однако можно говорить о двух подходах (ветвях) «содержательного, интуитивного» определения этого понятия. Основой первой ветви является такое «определение»: информация - это обозначение состояния пространства. Благодаря такому подходу (интерпретации понятия информации) появляется возможность использовать в качестве обозначения информации различные варианты моделей и расшифровывать их при помощи лингвистических формул. Основой второй ветви необходимо считать следующее: информация - это обозначение содержания состояния пространства. Поэтому равным по значимости первому подходу во второй ветви можно считать один из его вариантов, например: информация -это совокупность всех возможных характеристик пространства в их внутренней взаимосвязи. Каждая «ветвь» определений может иметь собственные ответвления, но все определения информации, которые затрагивают конструктивные и организационные особенности пространства, должны быть отнесены к первой ветви определений. В свою очередь, определения, затрагивающие содержательную часть пространства, отойдут ко второй ветви. Именно к этой группе относится большинство существующих определений информации.

Представление об образовательном пространстве

стало основанием для определения единого информационного образовательного пространства (ЕИОП) как пространства совместной образовательной деятельности на основе современных информационных технологий, систем и средств обучения. В основу модели ЕИОП можно положить ряд теоретических положений, которые необходимы для описания структуры и содержания ЕИОП (В.И. Данильчук, В.В. Сериков [5],

В.В. Арнаутов [2], А.М. Коротков [9] , В.А. Касторно-ва [6] и др.).

При построении модели ЕИОП выделяются ее содержательная, организационная, технологическая составляющие.

К содержательной составляющей относятся информационные массивы:

- имеющие образовательную направленность, рассчитанные на все звенья системы НПО и обеспечивающие научно-педагогическую, психологическую, методическую поддержку образовательного процесса;

- направленные на самообразовательную деятельность пользователей системы информационного обеспечения;

- обеспечивающие, с одной стороны, правомерность, качество и своевременность принятия управленческих решений в вопросах образования, а с другой - возможность проведения мониторинговых исследований.

К организационной составляющей относятся:

- единая система информационного обеспечения деятельности системы НПО, предусматривающая функционирование единого банка данных образовательной информации, обеспечивающего хранение и поддержание информационных фондов;

- подразделения, выполняющие роль структурообразующих элементов, непосредственно обеспечивающих формирование ЕИОП;

- режимы информационного обслуживания участников образовательного процесса в системе НПО;

- система информационного маркетинга, предусматривающая изучение существующего спроса на образовательную информацию, выяснение потребности в видах информационных услуг, определение потенциального спроса на услуги и виды образовательной информации, нахождение оптимальных механизмов распространения образовательной информации и рекламы.

К технологической составляющей относятся:

- система средств, обеспечивающая проведение работ со всеми видами образовательной информации, включающая механизмы ее обработки, хранения, оперативного поиска и тиражирования;

- развернутая система средств массовой информации;

- система, обеспечивающая ввод в эксплуатацию, сервисное обслуживание, ремонт и модификацию используемых для работы с образовательной информацией технических средств.

Таким образом, при построении модели ЕИОП следует обеспечить полноценное удовлетворение разноуровневых образовательных информационных по-

требностей. Данная проблема осложняется еще и тем, что в системе НПО информационный процесс на каждой образовательной ступени не поддерживается равномерным и гармоничным развитием основных системообразующих и системоподдерживающих факторов. Иными словами, иерархическая структура, своеобразная пирамида системы НПО обуславливает тот факт, что объем потребляемой субъектом информации и ее воспроизведение не равнозначны и зависят от того уровня, на котором находится этот субъект образовательной деятельности.

Следует отметить, что ЕИОП есть продукт глобализации образования, связанный, в первую очередь, с формированием унифицированных форм, содержания и методов образования, обеспечиваемых единством нормативных документов об организации образования и единством сертификатов, аттестатов, дипломов образовательных учреждений. Применение Интернета в учебном процессе, а также унификация учебно-методических пособий и измерителей качества образования (скажем, введение Единого государственного экзамена) является необходимым компонентом в формировании ЕИОП. И потому базовыми составляющими, формирующими основу и развитие ЕИОП, являются: непрерывность компьютерного образования на всех его уровнях, содержание ЕИОП как особая организация деятельности личности, мониторинг ЕИОП как обеспечение развития индивидуальной образовательной траектории, единая нормативно-правовая база и единые стандарты, наполнение и систематика информационных ресурсов [7].

Литература

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. - М., 1994.

2. Арнаутов, В.В. Теория и практика становления учебно-научно-инновационного комплекса как региональной системы непрерывного педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Арнаутов. - Волгоград, 2002.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI в.: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Б.С. Гершунский. - М., 1998.

4. Гершунский, Б.С. Проблема структурирования образовательного пространства / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 10 - 15.

5. Данильчук, В.И. К прогнозу развития образовательных систем / В.И. Данильчук, В.В. Сериков // Известия ВГПУ. - 2004. - № 1 (06). - С. 3 - 7.

6. Касторнова, В.А. Научно-методические условия функционирования образовательного пространства / В.А. Касторнова // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 4 (14). -

С. 354 - 358.

7. Касторнова, В.А. Современное состояние научных исследований и практико-ориентированных подходов к организации и функционированию образовательного пространства / В.А. Касторнова. - Череповец, 2011.

8. Конев, В.А. Культура и архитектура педагогического пространства / В.А. Конев // Вопросы философии. -1996. - № 10. - С. 46 - 57.

9. Коротков, А.М. Системный подход к обучению в дидактических компьютерных средах / А.М. Коротков, А.В. Петров. - иКЬ: http://www.vspu.ru/~tmepi/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.