Научная статья на тему '"Единая Россия" о российском федерализме: состояние и перспективы'

"Единая Россия" о российском федерализме: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
577
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Ольга Викторовна

В данной статье проведен анализ программных документов партии "Единая Россия". Рассматривается видение партией состояния российского федерализма и перспектив его развития; оценивается степень влияния "Единой России" на развитие федерализма в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Единая Россия" о российском федерализме: состояние и перспективы»

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Социология. Политология, вып. 2

См.: ВанюковД.А., НестероваИ.В. Указ.соч.; Нестерова И.В. Трансформация политических режимов стран Центральной Азии: исламский фактор // Политические проблемы современного общества. Саратов, 2008. Вып.

9 (в печати).

См.: Панфилова В., Тодуа З. Указ.соч.; Лузянин С.Г. Горючая смесь из политики и криминала. Промежуточные итоги тюльпановой революции в Киргизии // Независимая газ. 2005. 28 нояб.

См.: Рахмонов Э. Тысяча лет в одну жизнь // Независ-мая газ. 1999. 31 авг.

См.: Туркменбаши С. Рухнама. Ашхабад, 2005. С. 19, 33-34, 44.

См.: Марков В. Феномен Туркменбаши // Независимая газ. 2000. 23 дек.

См.: Акаев А. Чудесный древний оазис шелкового пути. Размышления в преддверии празднования 3000-летия Оша // Независимая газ. 1999. 30 сен.

См.: ВанюковД.А. Эпоха застоя. М., 2008. С. 84.

19

20

21

18

22

23

УДК [342.24:329.051] (470+571)

«ЕДИНАЯ РОССИЯ» О РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЛИЗМЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

О.В. Трофимова

Саратовский государственный университет, кафедра политических наук E-mail: jurid@info.gu.ru

В данной статье проведен анализ программных документов партии «Единая Россия». Рассматривается видение партией состояния российского федерализма и перспектив его развития; оценивается степень влияния «Единой России» на развитие федерализма в нашей стране.

Ключевые слова: партия, федерализм, федеративное государство, федеральная политика, федеральные отношения.

Yedinaya Rossiya Party about Russian Federalism: Status and Outlook O.V. Trofimova

The paper analyses the program documents of the Yedinaya Rossiya party. The party's vision of the Russian federalism status and outlooks of its development is examined; the degree of the party's influence on federalism development in our country is estimated.

Key words: party, federalism, federal state, federal policy, federal relationships.

Двадцатый век называют «веком федерализма». Именно на это столетие приходится резкое увеличение числа федеративных государств и расцвет федерализма, его идей и принципов. По Конституции 1993 г., Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой прав-ления1.

Федеративное государство - это неотъемлемое качество демократии государства. В свою очередь обязательным критерием демократии является партийная система. От качества партийной системы напрямую зависит прочность и эффективность федеративного государства. Политические партии в федеративном государстве играют роль своеобразных скрепляющих механизмов всего федеративного политического пространства.

В современной России существует многопартийная система и ведущую роль в ней играет партия «Единая Россия». В рамках данной статьи анализируется состояние российского федерализма в программных документах партии, а также перспективы его развития. За время своего существования «Единая Россия» провела восемь съездов; имеет свою программу, устав, манифест, символику. Помимо этих источников, мы исследовали также точки зрения лидеров «Единой России», стратегию партии, проекты. Основные направления стратегии, которую предлагает обществу «Единая Россия», заданы в Программном заявлении 2003 г. Этот документ прошел обсуждение в региональных отделениях партии и получил поддержку.

Партия «Единая Россия» утверждает, что «формирует свои предпочтения в области совершенствования федеративных отношений в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, исходя из основополагающих задач обеспечения единства и целостности страны»2.

Важный аспект федерализма, характеризующий его положительный смысл, - это органическая связь федеративного устройства государства с демократическим политическим режимом. Федерализм тяготеет к демократическим методам осуществления власти, к использованию переговорного процесса, тщательному учету интересов, открытости3. Укрепление именно демократического государства является первоочередной задачей партии. Единороссы утверждают, что они «положили начало подлинной демократии»4.

Программа партии определяет Российскую Федерацию как «федеративное государство, в котором стабильно развиваются межэтнические отношения, обеспечена финансовая самодоста-

© О.В. Трофимова, 2008

О.В. Трофимова. «Единая Россия» о российском федерализме: состояние и перспективы

точность субъектов Федерации и муниципальных образований, разграничены полномочия между уровнями власти»5. Федеративное устройство государства служит своего рода щитом, защищающим региональные интересы и, что особенно важно, интересы национальных меньшинств.

Целью национальной политики партии является «формирование российской гражданской нации, сплочение граждан Российской Федерации как единого многонационального народа, воспитание культуры межнационального общения, искоренение любых проявлений ксенофобии и национализма»6. В программных документах «Единой России» заявляется, что «федеративным отношениям придан конституционный характер, восстановлен приоритет федерального законодательства над региональным. Региональное законодательство приводится в соответствие с федеральным»7.

С данным утверждением мы позволим себе не согласиться. Современная юридическая литература пестрит информацией о том, что региональное законодательство не приведено в соответствии с федеральным8. Зачастую на региональном уровне принимаются законопроекты, не учитывающие законодательство федеральное.

Сдерживающим фактором регионального развития является то, что многие вопросы остаются за рамками правового регулирования. По мнению «Единой России», здесь все же наблюдается положительная динамика. Государственной думой приняты в двух чтениях проекты Федеральных законов «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» и «О федеральных целевых программах регионального развития». В них устанавливается нормативно-правовая основа формирования единого социально-экономического и инфраструктурного пространства страны с учетом интересов всех субъектов Федерации. Однако эти законопроекты пока не нашли поддержки у правительства9. Действительно, если бы были приняты эти законопроекты, то развитие регионов во многом бы улучшилось.

Следует отметить чрезмерное присутствие федеральных органов исполнительной власти в регионах. Единороссы считают, что многие федеральные ведомства имеют в них свои территориальные органы, которые нередко дублируют местную администрацию. Действительно, усиление опеки со стороны центра приводит к определенной дезорганизации, снижает уровень ответственности должностных лиц субъектов Федерации за положение дел на соответствующей территории.

За прошедшие годы в сфере федеративных отношений при активной поддержке фракции «Единая Россия» в Государственной думе приняты законодательные акты, адекватные современным российским реалиям. Это позволило нейтрализовать центробежные тенденции, предшество-

вавшие периоду образования и начала активной деятельности «Единой России». Происходит консолидация российской нации вокруг курса на укрепление законности и порядка, экономической и политической стабильности, повышение благосостояния граждан.

Выстраивая свою политику в сфере федеративных отношений, «Единая Россия» учитывает такую особенность российского федерализма, как его асимметричность10. Разнородность государственно-правовой природы Российской Федерации, являющаяся при определенных обстоятельствах серьезным фактором дестабилизации, требует такой формы федерализма, которая обеспечивала бы баланс интересов федерального, регионального и муниципального уровней власти в вопросах реализации государственного, территориального управления в рамках укрепления единой исполнительной вертикали. «Единая Россия» уверена в том, что такой баланс существует.

На нынешнем этапе развития федеративных отношений партия считает важным принятие комплекса мер, обеспечивающих политическую и юридическую ответственность региональных властей за результаты социально-экономической деятельности. «Единая Россия» заявляет, что для «эффективного территориального развития требуется комплексная программа регионального развития, которая стала бы основой для осуществления государственного регулирования и отражала динамику социально-экономической ситуации, устанавливала приоритеты развития и пути их реализации. Насущная необходимость такой программы особенно очевидна в свете геополитической задачи приоритетного развития Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера», о чем заявляла «Единая Россия» на своем VI съезде в Красноярске11.

Большим плюсом является то, что единорос-сы видят будущее развитие партийной системы в федеративном государстве. По их мнению, в современных условиях партийной системе необходим мощный политический центр. Они убеждены, что сегодня только центризм (который представляет их партия) может стать опорой эффективного государства. «Единая Россия» заявляет о том, что роль политических партий в формировании местной исполнительной власти должна радикально возрасти. Переход на смешанную систему выборов в регионах и на пропорциональную систему выборов в Государственную думу тоже значительно повышает роль партий в политической системе12. Это огромный шаг вперед по развитию политической конкуренции, усилению оппозиции. «Единая Россия» не против сотрудничества со сторонниками. Они считают, что для общей выгоды надо вступать в коалиции и с оппозиционными партиями. По мнению еди-нороссов, в самой партии необходимо развивать партийную дискуссию. «Не будет дискуссии в партии, не будет ее и вовне»13.

Политология

117

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Социология. Политология, вып. 2

«Единая Россия» продвигает президентские инициативы в регионах, но нет ответственности чиновников перед этой партией. В такой ситуации партия все же наметила для себя задачу по введению отчетов о результатах деятельности партии не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях14. Но помимо отчетности партийной перед обществом, необходимо наладить ответственность власти перед обществом и партиями. Ведь в условиях федерализма невозможно обеспечить эффективность власти только административными мерами.

Рассмотрев программные документы, мы можем утвердительно заявить, что «Единая Россия» подробно рассматривает состояние современного российского федерализма; видит перспективы его развития. Но сторонники партии считают, что все в российском федерализме положительно, все хорошо. Это не совсем правильная точка зрения. Федерализм - явление многоаспектное и многогранное. Россия представляет собой достаточно сложное федеративное государство и формирование федеративных отношений - длительный процесс. Если сравнивать характеристики моделей федерализма и российского регионализма, то обнаруживаются следующие проблемы:

- отсутствие прочной правовой основы федеративных отношений РФ;

- фактическое неравенство и неравноправие субъектов РФ;

- крайне тяжелые для регионов последствия проводимого центром экономического курса;

- произвол региональных верхов и незащищенность граждан от действий властей, а также неблагоприятные условия для создания в России федерации.

В программе политической партии «Единая Россия» мы не увидели этих проблем. Они считают, что в России есть правовая основа федерализма, существует равноправие субъектов и есть все условия для существования федерации. «Единая Россия» - «партия власти» - возложила на себя очень высокую задачу. Она единственная партия, имеющая региональные отделения во всех субъектах Российской Федерации. И кому как не ей знать особенности российского федеративного государства, особенности каждого субъекта нашего федеративного государства, и в зависимости от этого реально решать возникшие вопросы и наболевшие проблемы населения нашей страны. «Единая Россия» предлагает комплекс мер по улучшению эффективности федерализма в России, но было бы большим плюсом, если бы рейтинговая партия «Единая Россия», которой доверяет большая часть населения Российской Федерации, проводила бы политику, направленную на соблюдение основных принципов федерализма, таких как: целостность государственного суверенитета, провозглашение верховенства федерального права над правом субъектов Федерации, единство системы государственных органов на всей территории Федерации,

равноправие субъектов Федерации, право наций на самоопределение. Необходимо вывести федерализм на более эффективный, новый уровень развития.

Может быть, вся проблема заключается в том, что партия «Единая Россия» ставит на одну ступень федерализм и регионализм. Проблема сохранения территориальной целостности и управляемости Российского государства - одна из самых острых и актуальных. Могут ли существовать суверенные республики-государства внутри единого государственного образования - Федерации? Для характеристики состояния дел в РФ может быть применен термин «регионализм» как определение такого положения, когда субъекты Федерации - регионы ставят свои интересы выше интересов единого государства. Мы можем задать еще один вопрос: а есть ли вообще условия для создания и существования федерализма в России? Для страны с таким разнообразием внутренних условий, как в России, федеративное устройство представляется наиболее адекватной формой государственного устройства, которое позволит лучше выразить и учесть это многообразие15. Но пока мы имеем вместо федерализма - регионализм.

Видимо, и в программе политической партии «Единая Россия» федерализм рассматривается сквозь призму регионализма. Происходит подмена понятий. Каждый регион в России - сам себе федерация. «Единая Россия» видит в этом положительный момент. Самостоятельность и самодостаточность регионов может оказаться не только плюсом как для регионов, так и для центра, но и очень большим минусом. Статус «Единой России» как «партии власти» и партии парламентского большинства позволяет говорить

0 «Единой России» как о сильной, влиятельной структуре, которая реально стремится помочь и защитить его интересы. Хочется верить, что в будущем «Единая Россия» будет проводить в жизнь заданные перспективы российского федерализма. И, как следствие этого, будут решены такие наболевшие проблемы, как: сложные отношения центр

- регионы, неравенство субъектов РФ, отсутствие правовой базы федеративных отношений, право наций на самоопределение. Ведь пока власти пытаются настроить федерализм в России и наладить нормальные отношения между субъектами и центром, за свое будущее беспокоятся прежде всего нации и народности этой самой Федерации.

Примечания

1 См. подробнее: Конституция РФ. Новосибирск, 2005. С. 5 - 6.

2 Стратегия политической партии «Единая Россия» // www.http://edinoros.ru/news

3 См., например: Долгов В.М. Политические механизмы взаимодействия центра и регионов Российской Федерации // Политические системы России и Германии. Волгоград, 2005. С. 298.

118

Научный отдел

4 Программа Партии «Единая Россия»: Россия, которую мы выбираем». Утверждена на 3-м съезде партии 20 сентября 2003 г. // www.http://edmoros.ra/news

5 Там же.

6 Манифест Партии «Единая Россия» // www.http://edi-noros.ru

7 Стратегия партии «Единая Россия» // www.http://edi-noros.ru/news

8 См., например: ВишняковВ.В. Конституция Российской Федерации должна служить укреплению российского государства // Диалог. 2004. № 3. С. 41; Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства // Государство и право. 2003. № 5. С. 114; Лапаева В.В. Законодательство об общественных организациях: правовая концепция разграничения

полномочий федерации и субъектов // Законодательство и экономика. 2002. № 10.

9 См.: Стратегия партии «Единая Россия» // www.http:// edinoros.ru/news

10 См. подробнее: Мелкумов АА. Федеративные принципы государственного устройства // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 62 - 70.

11 Стратегия партии «Единая Россия» // www.http://edino-ros.ru/news

12 См.: Сурков В. Суверенная демократия и «Единая Россия» // Стратегия России. 2006. № 3. С. 15.

13 Там же. С. 23.

14 См.: Грызлов Б. Выбор будущего // Стратегия России. 2006. № 12. С. 7.

15 См.: Ковалев В. Регионализм против федерализма // http://www.nasled.ru/

УДК 323.3

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В.М. Суханов

Башкирский государственный университет, проректор

E-mail: sovetnik@bsu.bashedu.ru

В статье рассмотрены особенности информационно-коммуникационного обеспечения региональной политической идентичности в современной России в условиях глобализации. Ключевые слова: политическая идентификация, информационно-коммуникационный фактор идентификации, информационные потоки, региональное политическое пространство, глобализация.

Information and Communication Supporting of Regional Identity in the Conditions of Globalization V.M. Sukhanov

In the article the peculiarities of information and communication supporting of regional political identity in modern Russia in the conditions of globalization are considered.

Key words: political identification, identification factor of information and communication, flow of information, regional political area, globalization.

Одним из важнейших факторов региональной политической идентификации является ее информационно-коммуникационное обеспечение. Его количественные и качественные характеристики, в свою очередь, в значительной степени определяются процессами глобализации. Глобализация подразумевает стандартизацию образцов политического, экономического, культурного развития, при этом предполагается, что успеха в конкуренции за «жизненное пространство» в

новом мире добьются те социально-политические и социально-экономические системы, которые смогут творчески интерпретировать эти стандарты и за счет этого в чем-то получить выигрыш в динамике прогресса по сравнению со своими соседями.

Гражданская и правовая организация современных либеральных демократий подразумевает, что люди имеют (в идеале) совершенно одинаковые права на получение информации от СМИ, на доступ к ней в процедурах политического участия. Оценить, насколько практически реализуется эта ключевая характеристика либеральной демократии, можно прежде всего по количественным критериям. Фактически - по тому, каков организационно-технический потенциал информационного пространства региона и потенциал использования этих организационно-технических основ для обеспечения региону специфического имиджа участника федеративных отношений в современной России, агента экономических реформ или субъекта гражданских конфликтов.

Привлечение качественных показателей сразу же обнаружит, насколько реальное положение дел с политической информацией в регионе далеко от этого идеала, насколько расходится качество информации, доступной рядовым гражданам и доступной административно-политическим и бизнес-элитам. А это, фактически, позволит

© В.М. Суханов, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.