Научная статья на тему 'Единая информационная система по техническому регулированию с точки зрения концепции электронного государства'

Единая информационная система по техническому регулированию с точки зрения концепции электронного государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
598
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА / UNIFORM INFORMATION SYSTEM / TECHNICAL REGULATION / THE ELECTRONIC STATE CONCEPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Докукин А. В.

Одной из целей создания Единой системы является оперативное обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной и полной информацией в сфере технического регулирования, в том числе информацией относительно технических регламентов и стандартов, а также о требованиях к безопасности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения и утилизации, способах и методах обеспечения и подтверждения указанной безопасности, в области контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Докукин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFORM INFORMATION SYSTEM ON TECHNICAL REGULATION FROM THE POINT OF VIEW OF THE CONCEPT OF THE ELECTRONIC STATE

One of the purposes of creation of Uniform system is operative maintenance of all interested persons with the authentic and full information in sphere of technical regulation, including the information concerning technical regulations and standards, and also about requirements to safety of separate kinds of production, processes of manufacture, operation, storage and recycling, ways and methods of maintenance and acknowledgement of the specified safety, in the field of the control (supervision) over observance of requirements of technical regulations.

Текст научной работы на тему «Единая информационная система по техническому регулированию с точки зрения концепции электронного государства»

ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА

Докукин А.В., к.э.н., заведующий сектором научно-экономических исследований информационного обеспечения технического

регулирования ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ

Одной из целей создания Единой системы является оперативное обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной и полной информацией в сфере технического регулирования, в том числе информацией относительно технических регламентов и стандартов, а также о требованиях к безопасности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения и утилизации, способах и методах обеспечения и подтверждения указанной безопасности, в области контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Ключевые слова: Единая информационная система, техническое регулирование, концепция электронного государства.

UNIFORM INFORMATION SYSTEM ON TECHNICAL REGULATION FROM THE POINT OF VIEW OF THE CONCEPT OF THE ELECTRONIC STATE

Dokukin A, Cand.Econ.Sci., managing sector of scientifically-economic researches of a supply with information of technical regulation FSUO

«STANDARTINFORM»

One of the purposes of creation of Uniform system is operative maintenance of all interested persons with the authentic and full information in sphere of technical regulation, including the information concerning technical regulations and standards, and also about requirements to safety of separate kinds of production, processes of manufacture, operation, storage and recycling, ways and methods of maintenance and acknowledgement of the specified safety, in the field of the control (supervision) over observance of requirements of technical regulations.

Key words: uniform information system; technical regulation; the electronic state concept.

Электронное государство (ЭГ) — способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании систем, основанных на информационно-компьютерных техологиях (ИКТ). Электронное государство подразумевает поддержку при помощи ИКТ деятельности как исполнительной власти («электронное правительство»), так и парламентских («электронный парламент») и судебных органов («электронное правосудие»).

Необходимость создания системы электронного государства обусловлена реализацией Российской Федерацией ряда международных соглашений направленных на совершенствование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, приоритетным из которых является Окинавская хартия [1] подписанная в рамках Большой восьмерки 22 июля 2000г [2], обязывающей реализовать ряд реформ в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в государственном секторе, и реализацией ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» [3].

Создание ЕИС ТР должно рассматриваться в контексте общей концепции ЭГ, как важная часть механизма по предоставлению всем заинтересованным лицам информации.

Информационное обеспечение является неотъемлемой частью системы технического регулирования. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», «национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам» [4, гл. 8, ст. 43]. В Постановлении Правительства РФ «О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» определяются следующие цели: «Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается ... в целях обеспечения соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию и развитию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования». [5, ст. 1.3]. «Единая информационная система по техническому регулированию создается с целью обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии» [5, ст. 1.5].

Следующая классификация [6] отражает содержание находящейся в распоряжении государства информации, её происхождение и роль в процессах государственного управления:

• Организационная информация. Сведения о структуре органов власти и управления, а также сведения о лицах, занимающих связан-

ные с принятием решений должности в органах власти и управления. Организационная информация должна включать данные о структуре и персоналиях органов государственной власти и управления в объёме, достаточном для идентификации лиц, ответственных за принятие управленческих решений. Применительно к системе технического регулирования данная информация должна содержать сведения о руководстве Ростехрегулирования и подведомственных организаций, технических комитетах по стандартизации, заинтересованных министерствах, профильных комитетах Федерального собрания и т.д.

• Нормативная информация. Сведения о нормативных правовых актах, определяющих взаимодействие граждан и организаций с государственными институтами и принятие решений в органах власти и управления. Нормативная информация включает нормативные акты всех уровней, от федерального законодательства до должностных инструкций. В области технического регулирования сюда относятся технические регламенты, международные, иностранные, российские и корпоративные стандарты, а также другие сведения.

• Учётная информация. Находящиеся в распоряжении государственных органов данные о лицах и/или объектах различной природы, систематически собираемые для целей использования в государственном управлении. Сюда относятся данные об аккредитации, подтверждении соответствия и т.д.

• Административная информация. Сведения об управленческих решениях (индивидуальных правовых актах), принятых органами власти и управления в сферах их ведения, включая сведения о событиях в государственных учётных системах, связанных с подготовкой этих решений. Административная информация сходна с учётной информацией, но состоит не из данных о внешних лицах или объектах, а из информации о принятых органами государственной власти решениях. В частности, к данному виду принадлежат сведения о решениях в рамках в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, включая информацию о выданных предписаниях об устранении нарушений требований технических регламентов, сведения о приостановке или прекращении действия сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, информацию о привлечении изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством, сведения о принудительном отзыве продукции.

Для определения правил доступа граждан к информации государства важно отнесение информации к одному из правовых режимов:

• информация ограниченного доступа;

• информация, доступ к которой не ограничен.

В связи с исполнением государством различных обязанностей перед гражданами, предоставление информации государства можно разделить на несколько типов:

• Предоставление определённому лицу данных, относящихся к этому лицу. Общий принцип права гражданина на получение информации о себе распространяется практически на все системы государственного учёта.

• Предоставление определённому лицу данных, не относящихся к этому лицу, но на получение которых он имеет законное право. К этому типу относятся и получение данных представителями государственных органов для использования в своей деятельности, и получение данных по запросу суда, и отдельные случаи получения данных гражданами о других гражданах.

• Предоставление данных неопределённому кругу лиц. К этому типу относятся публикация информации государства, публичное раскрытие данных через интернет, предоставление данных по запросу, не требующее доказательства прав на получение этих данных. Среди систем государственного административного учёта можно выделить ряд систем, учётные события в которых приобретают правоустанавливающий характер исключительно после процедуры публичного раскрытия.

Предоставление информации государства, доступ к которой не ограничен, производится неопределённому кругу лиц. В зависимости от уровня фактической доступности, такая информация подразделяется на опубликованную, раскрытую и доступную по запросу.

Очевидно, что информация по вопросам технического регулирования в части технических регламентов и стандартов, подтверждения соответствия, аккредитации, госконтроля и метрологии относится к предоставляемой неопределенному кругу лиц в разных режимах (опубликованной, раскрытой и доступной по запросу).

Для систем электронного учёта, содержащих публично раскрываемые данные, требуется создание специальной инфраструктуры раскрытия информации. Всякая система электронного государственного учёта должна иметь доступ к инфраструктуре раскрытия. Эта инфраструктура должна обеспечивать ряд принципиально новых свойств раскрытия информации в электронном виде.

Исходный поток раскрываемых данных учётной системы, или раскрытая информация, предоставляемая репозиторием, могут обрабатываться с целью создания различных информационных продуктов. Для обеспечения возможности такой обработки инфраструктура раскрытия обеспечивает, наряду с раскрываемой информацией, возможность получения описаний синтаксиса и семантики предоставляемых данных, возможность получения и обработки метаданных, возможность использования различных преобразований информации для визуализации или обработки средствами ИКТ. Создаваемые информационные продукты с добавлением стоимости могут включать:

• создание копий раскрываемой информации в интернете, в корпоративных сетях или на съёмных носителях (при сохранении юридической значимости информации, обеспечиваемой ЭЦП и электронной нотаризацией);

• создание поисковых индексов и предоставление возможностей полнотекстового поиска в раскрываемой информации;

• поиск по метаданным или по специфическим для отдельного вида учёта полям раскрываемой информации;

• создание тематических информационных продуктов на основании раскрытых данных, целевое извлечение данных (data mining);

• и многие другие.

Что касается информации по стандартизации, то бесплатное распространение национальных стандартов повлечет за собой следующие последствия:

1. Неравноценное положение российских и международных стандартов. В условиях, когда информация о российских стандартах будет общедоступна, а стоимость доступа к зарубежным и межнациональным стандартам естественным образом вырастет (вследствие необходимости обеспечения окупаемости процесса распространения данных стандартов, за которые необходимо выплачивать отчисления их правообладателям, также осуществлять заверенный перевод и т.д.), предприятия, особенно малого и среднего бизнеса, могут ограничиться лишь ознакомлением с российскими стандартами, что повлечет за собой информационный разрыв с мировой экономикой, снижение качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

2. В случае, когда отечественные стандарты базируются на аналогичных международных, имеющих платное распространение, их бесплатное размещение в Интернете может повлечь за собой конф-

ликт с указанными международными организациями вплоть до исключения. Так, генеральный секретарь Международной организации по стандартам (ISO) Алан Брайден указал, что бесплатное распространение стандартов наносит ущерб ISO и может поставить под вопрос членство Российской Федерации в данной организации. Это может воспрепятствовать гармонизации национальных стандартов с международными [7] .

3. Лишение источника финансирования для создания всеобъемлющей и полнофункциональной системы знания в области стандартизации. Федеральным бюджетом финансируется лишь официальное опубликование вновь принимаемых стандартов, а не процесс систематизации, актуализации, сопоставления с международными и иностранными аналогами и распространения всего массива накопленной информации в области стандартизации, что подтверждено Определением Верховного суда Российской Федерации № 78-Ф07-191 от 22 марта 2007 г [8]., в котором говорится: «Содержание «Правил финансирования за счет средств федерального бюджета в области технического регулирования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2004 года № 791 [9] не свидетельствует об установлении финансирования за счет средств федерального бюджета расходов по предоставлению пользователям доступа ко всему массиву действующих в настоящее время национальных стандартов и общероссийских классификаторов». Согласно Постановлению Правительства РФ «О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» [5] «15.г) предоставление следующих видов продукции и услуг:

информация о документах (об их наличии, сроках действия, внесенных изменениях, пересмотре, замене и отмене), разработчиках и утвердивших их органах;

документы и копии документов на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме;

информационная продукция и услуги, создаваемые на основе документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

18. Федеральным органам законодательной и исполнительной власти, а также судебным органам продукция и услуги, указанные в подпункте «г» пункта 15 настоящего Положения, предоставляются бесплатно, другим органам и лицам - за плату, размер которой устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений договоров с международными (региональными) и зарубежными организациями по стандартизации о предоставлении прав на распространение документов по стандартизации».

4. Даже в случае принятия особого правительственного решения о расширенном финансировании с целью создания интегрированной системы знания о стандартизации с учетом национальных и международных стандартов полностью бесплатное предоставление доступа к ней будет нарушением важнейших принципов функционирования рыночной экономики, т.к. только обратная связь от потребителей, «голосующих» своими деньгами за доступ к той или иной информации, позволяет определить приоритетные направления развития системы информационного обеспечения технического регулирования.

5. Поскольку разработка стандартов влечет за собой значительные расходы, создаваемые стандарты представляют собой интеллектуальную собственность разработчиков. Только создание единой системы платного распространения стандартов позволит реализовать эффективные механизмы реализации их прав на интеллектуальную собственность, бесплатная же система распространения лишит многие организации возможности и стимула принимать участие в развитии системы стандартов. Аналогично предыдущему пункту, полностью государственное финансирование процесса разработки стандартов нецелесообразно, т.к. смысл произведенной новым Федеральным законом реформы системы технического регулирования и состоял в дерегулировании системы национальных стандартов с целью обеспечения ее свободного развития для наилучшего соответствия рыночным требованиям. При этом в мировой практике является общепризнанным, что для обеспечения эффективности функционирования системы стандартизации стандарты должны разрабатываться на основе консенсуса всех заинтересованных сторон, прежде всего производителей продукции, а не задаваться государством. Так, Герд Слапке, генеральный директор DIN GOST TUV BerlinBrandenburg, указывает: «Экономическая эффективность добровольной стандартизации неоспорима. Она позволяет законодателю опи-

раться на результаты работ, которые отражают взвешенный баланс компетентного мнения всех участвующих заинтересованных сторон. В результате добровольная стандартизация имеет большое значение в плане освобождения государства от бремени реализации программ стандартизации. Очевидно, что органы государственного управления оказались бы не в состоянии только своими силами разработать в срок сопоставимые регламентирующие документы для общественного блага и стимулирования развития экономики. Вне зависимости от -ответа на этот вопрос государство вынуждено было бы нести значительные расходы по финансированию данных работ. Очевидно, что-развитию партнерских отношений между уполномоченными государственными органами и добровольной технической стандартизацией не может быть разумной альтернативы». [10]

В условиях отсутствия товарно-денежных отношений рыночные сигналы просто не будут доходить от потребителей стандартов к их разработчикам и распространителям, что приведет к консервации системы стандартов и ее несоответствию реалиям и потребностям рынка.

Таким образом, реализация стратегии бесплатного распространения национальных стандартов приведет к ряду негативных последствий: разрыву информационного поля, значительному снижению информированности о международных стандартах, невозможности создания единой системы знания о национальных, иностранных, международных и корпоративных стандартах. Главным же недостатком следует признать разрушение механизма рыночной обратной связи о востребованности стандартов и возможности обеспечить нормальный, обусловленный платежеспособным спросом, процесс разработки новых стандартов.

Таким образом, рассмотрение роли и базовых функций ЕИС ТР с точки зрения концепции электронного правительства позволяет сформулировать следующие выводы:

ЕИС ТР должна обеспечивать регламентированный доступ всех заинтересованных лиц к информации по вопросам технического регулирования.

Технические регламенты должны распространяться на основе

принципа проактивного раскрытия информации, при этом на коммерческой основе возможна организация дополнительных услуг по поиску, индексированию, выделению нужной информации и т.д.

Стандарты должны распространяться в режиме доступности по запросу, обеспечивающему управление правами на интеллектуальную собственность разработчиков стандартов.

Литература:

1. Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51-56.

2. Шевердяев С. Особенности построения Интернет-порталов государственных органов // Законодательство и практика масс-медиа Выпуск 3 март 2007

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, № 5, ст. 531.

4. Федеральный закон «О техническом регулировании» от

27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 01.12.2007.) // СЗ РФ. - 2002 - № 52. - Ч. 1. - Ст. 5140.

5. Постановление Правительства РФ «О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» от

15.08.2003 №500 (ред. от ред. от 08.12.2008) // СЗ РФ. - 25.08.2003. -№34. - ст. 3367

6. Концепция обеспечения доступа граждан к информации государства, Версия 1.1 от 1 декабря 2005г.// www.elrussia.ru/iiles/56239/ disclosure_package_dec05.doc

7. http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml72007/09/24/267283

8. Определение Верховного суда Российской Федерации № 78-Ф07-191 от 22 марта 2007 г

9. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 года № 791 (ред. от 07.06.2008) «Об утверждении правил финансирования за счет средств федерального бюджета в области технического регулирования» // «Собрание законодательства РФ», 20.12.2004, №51, ст. 5204

10. http://www.promros.ru/journal/273/775/?journal_id=38

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КЛИЕНТСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПРИ РАСПРОСТРАНЕНИИ СТАНДАРТОВ В РАМКАХ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ

Докукин А.В., к.э.н., заведующий сектором научно-экономических исследований информационного обеспечения технического

регулирования ФГУП Стандартинформ Балванович А.В., научный сотрудник ФГУП Стандартинформ

Поскольку Единая информационная система по техническому регулированию (ЕИС ТР) относится к клиентоориентированным системам, то совершенствование системы взаимоотношения с клиентами является важнейшей подзадачей стратегии развития.

Ключевые слова: клиентские взаимодействия, стандарты, единая информационная система.

THE CLIENT INTERACTIONS PERFECTION AT DISTRIBUTION OF STANDARDS WITHIN THE LIMITS OF UNIFORM INFORMATION SYSTEM ON TECHNICAL REGULATION

Dokukin A, Cand.Econ.Sci., managing sector of scientifically-economic researches of a supply with information of technical regulation

FSUO «STANDARTINFORM»

Balvanovich A., the scientific employee of FSUO «STANDARTINFORM»

As the Uniform information system on technical regulation (EIS ТР) concerns to directed on the client to systems perfection ofsystem of mutual relation with clients is the major subtask of strategy of development.

Key words: client interactions; standards; uniform information system.

В настоящее время информационные потребности предприятий в области технического регулирования и стандартизации резко возросли. Это обусловливается двумя причинами: динамическим развитием рынков, необходимостью периодического перепрофилирования производства на выпуск новой продукции и дерегулированием системы стандартизации. До рыночных реформ предприятия стабильно выпускали в течение длительного времени однотипную продукцию, руководствуясь ГОСТами. Задача системы информационного обеспечения технического регулирования сводилась в таких условиях к периодической замене

текстов ГОСТов на новые версии. Поскольку потребности клиентов оставались стабильными и предсказуемыми, необходимость в маркетинговых исследованиях была минимальной: на основании тиража предыдущей версии стандарта можно было прогнозировать требуемый объем выпуска нового.

Однако в настоящее время ситуация изменилась. Дерегулирование системы стандартизации, приведение ее в соответствие с мировыми нормами привели к тому, что экономические субъекты в процессе своей деятельности сами выбирают соблюдаемые стандарты из числа нацио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.