(УЛ6ПМ ПЛЬПРИ- 2*14
Е.Н. Шапинская. Избранные работы по философии культуры. - М.: Согласие, 2014
Книга состоит из двух частей, отражающих многолетнюю работу автора над различными аспектами философии культуры. Первая часть - «Музыка как проблемное поле человеческого бытия» - посвящена исследованию интерпретации философской концептосферы языком музыки. Автор рассматривает такие проблемы как власть и ее формы, свобода и ответсвенность, различные пути осуществления жизненной судьбы, кризис идентичности в переходные эпохи и другие на примере отечественной и зарубежной оперной классики. Другая группа проблем - судьба классического наследия в культуре постмодернизма, которая утверждает исчерпанность культуры и безграничный семантический плюрализм. Вторая часть - «Другой с тысячью лиц: культурные репрезентации» - посвящена осмыслению различных типов Другого (этнокультурного, гендерного, экзистенциального, субкультурного, гендерного) в многочисленных культурных репрезентациях, формирующих представления о Другом и отношение к нему в обществе и культуре.
Содержание
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В НОВОМ КЛЮЧЕ
Обращение к читателю.
КНИГА 1. МУЗЫКА КАК ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Введение. Возможна ли философия музыки в период кризиса философии?
Раздел первый. Музыкальное произведение в пространстве рефлексии: ценности и смыслы, традиции и стереотипы, тексты и контексты.
Глава 1. Музыкальный текст в пространстве репрезентации: философская рефлексия и эмпатический сенсуализм.
Глава 2 . «Моцартиана»: осмысление экзистенциальных проблем в операх Моцарта.
2.1. Проблема власти и властных отношений в различных культурных текстах и контекстах: «Свадьба Фигаро» Бомарше и Моцарта - политики репрезентации.
2.2. Проблема свободы, или «Viva la liberta": странствия Дон Жуана по культурным пространствам.
2.3. Проблемное поле «Волшебной флейты»: сказка о трудностях выбора жизненного пути и постижения смысла жизни.
Глава 3. Русская классика глазами Другого: «Евгений Онегин» в британской
интерпретации.
Глава 4. Проблема кризиса идентичности в искусстве модернизма: трагизм «Пиковой дамы» Чайковского и «Воццека» А.Берга в контексте вызовов современности.
Глава 5. Бенджамин Бриттен в современном (меж)культурном пространстве: тексты композитора и контексты интерпретации.
Раздел второй. Музыкальная культура в мире «посткультуры»: плюрализм смыслов и деконструкция оппозиций.
Глава 6. Музыкальный театр в контексте посткультуры: проблемы творчества и границы интепретации.
Глава 7. Опера как пространство эскапизма.
Глава 8. Игры с историей на оперной сцене.
Глава 9. Образы власти в (пост)современной музыкальной культуре: от мифа к десакрализации.
Глава 10. Гендерная обусловленность фемининного/маскулинного как отношения власти в (пост)современной интерпретации культурных текстов : «Дон Жуан» и «Кармен» на просторах посткультуры.
Глава 11. Сны Просперо, рассказанные языком современной музыки: размышления об опере Томаса Адеса «Буря»
Глава 12. Современный музыкальный театр в эстетическом измерении.
12.1. Знание vs эмпатия: пути постижения музыки в эпоху кризиса эстетики
12.2. Новая жизнь музыкальной сказки.
Заключение.
КНИГА 2. ДРУГОЙ С ТЫСЯЧЬЮ ЛИЦ: КУЛЬТУРНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
Введение. Другой как философская проблема.
Глава 1. «Другой» в теории культуры.
Глава 2. Другость в пространстве репрезентации.
Глава 3. Этнический Другой в поликультурном мире.
Глава 4. Экзистенциальный Другой.
Глава 5. Гендер, конструирующий «другость».
Глава 6. Монстр как культурный герой: фантазийно-монструозные образы «другости». Глава 7. Другой в мире (пост)субкультур Глава 8. Животное как Другой.
Послесловие.
Библиография
Заказ на книги серии «Академическая библиотека российской культурологии» можно осуществить в издательстве «Согласие» по адресу: [email protected], а также через Книжную галерею «Нина» по телефону: (495) 201-3645 и по адресу: [email protected].