Научная статья на тему 'Е. Л. Яковлева. Мифологический символ как специфическая категория культуры'

Е. Л. Яковлева. Мифологический символ как специфическая категория культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
339
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Е. Л. Яковлева. Мифологический символ как специфическая категория культуры»

Е.Л. Яковлева

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СИМВОЛ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ*

П.А. Флоренский писал: символ - это «органически-живое единство изображающего и изображаемого, символизирующего и символизируемого. Эмпирический мир делается прозрачным, и чрез прозрачность этого мира становятся видимы пламенность и лучезарный блеск других миров» (цит. по: с. 160). На мистическое, иррациональное содержание символа указывает в своих трудах и М. Элиаде. Он отмечал, что мифологические символы открывают чудесную, необъяснимую сторону жизни и одновременно дают представление о сакральном измерении человеческого существования. Символ дает человеку возможность соприкасаться с вечным, видеть идеально-ирреальное.

М. Элиаде подчеркивает, что мифологическая символика способна выражать множество значений, взаимосвязь между которыми в непосредственном опыте неочевидна. Например, символ Луны олицетворяет лунные ритмы, становление времени, рост растений, женщину, смерть и воскрешение, человеческую судьбу и др.

Ю.М. Лотман предлагал рассматривать символ как «текст», помогающий переносить ценностные смыслы из одного пласта культуры в другой. Природа символа, отмечал он, двойственна. С одной стороны, в своей инвариантности символ - «посланец» других культур, выразитель метакультурных ценностей, «проявление бесконечного в конечном», с другой - он реализуется в вари-

* Яковлева Е.Л. Мифологический символ как специфическая категория культуры // Вестник Самарского гос. ун-та. - Самара, 2010. - № 7 (81). - С. 160165.

антах, поскольку адаптируется к особенностям конкретных культур, в которых он прорастает и вживается (с. 161).

Немецкий философ Э. Кассирер подчеркивал, что символы, в том числе мифологические, есть «не пассивные отражения», а интеллектуальные, основополагающие понятия. Характерная двойственность символа связана с чувственным восприятием и в то же время свободна от него. Например, в любом художественном «образе» или в «образе» мифа открывается духовное содержание, которое, облекаясь в форму чувственного (зрительного, слухового или осязательного), выводит нас за пределы всякой чувственности. Появляется специфическая игровая активность сознания, которая использует данность в качестве посредника. «Естественная» символика, заложенная в самом сознании, с одной стороны, используется и фиксируется, а с другой - совершенствуется и усложняется. Любой символ не только представляет собой уже известное, но и открывает новые пути в незнаемое. Особенностью символа является то, что он никогда не сводится к своей форме, а просвечивает через нее глубинами своих смыслов.

Символ, несмотря на множественность смысловых значений, выступает носителем ценностного смысла, что придает ему актуальность в любую эпоху, ведь ценности составляют основу жизни человека и общества. Многие авторы, занимающиеся проблемами семиотики, подчеркивали аксиологический характер символа. Так, американский антрополог Л. Уайт утверждал, что символ представляет собой зримое воплощение тех или иных идеалов как высших ценностей и смыслов, которыми живет человек и которыми обусловливается функционирование культуры.

Невозможно назвать все мифологические символы. Ими могут быть части земной поверхности, животные, растения, цифры, скульптурные изображения, здания, фантастические существа, запахи, цвета, вода, напитки, религиозные и магические знаки, атрибуты государственной власти, ритуальные действия и пр.

С древнейших времен у многих народов древо олицетворяет мир и три его составные части: Верхний мир, населенный богами и другими священными персонажами; Средний, в котором живут люди и животные; Нижний, подземный, мир мертвых и сил, враждебных человеку. Этот символ называют Мировое древо.

Кратко рассмотрим примеры отношения к Мировому древу в некоторых мифологических системах. Например, корейцы счи-

тали, что в деревьях обитают духи-предки. Когда ребенок падал с дерева, мать говорила, что его наказал дух. Некоторые семьи «усыновляли» отдельные деревья в священной роще. Если ребенок заболевал, мать отрывала лоскуток от его одежды и вместе с дарами несла к дереву. Там она просила духов болезни остаться в лоскутке, а ее ребенка пощадить. В Индии деревья были связаны с великой богиней-матерью: они воспринимались как источники неиссякаемого плодородия, продолжающейся жизни, изобилия.

Аналогичное отношение к деревьям бытовало и у славян -например, до наших дней сохранился обычай вешать на некоторые деревья цветные лоскутки или иные подарки с просьбой об исцелении или удаче. Славяне считали, что деревья могут лечить людей, особенно детей: для этого надо во время ритуала положить больного ребенка в дупло или провести его между двумя связанными деревьями.

Еще один мифологический символ - бык. В русской народной традиции бык был особо почитаемым животным, основой скотоводческого хозяйства, воплощением силы и опорой земли. Бык известен и как жертвенное животное. На праздник в Ильин день закалывали специально откормленного всей общиной быка. После трапезы кости быка сохраняли, так как считалось, что они приносят удачу. Быки, или туры, на Руси олицетворяли мужскую воинскую силу и посвящались Перуну.

Почитали быка и другие народы. На Крите существовали ритуальные игры - сражения с быком. Сохранились изображения праздника, где люди стоят в бычьих масках. У древних греков бык был связан с символикой Громовержца: вспомним, что в греческих мифах Зевс обратился в быка, чтобы похитить и увезти за море красавицу Европу. Во время древнегреческого праздника Буффо-ний убивали быка, съевшего жертвенный хлеб. Все эти обряды жертвенности быка связаны с древнейшими представлениями о сезонной смерти и возрождении Громовержца. Римляне приносили быка в жертву своему богу грозы - Юпитеру, а сам Юпитер иногда изображался как бык. В зороастрийской мифологии бог Митра убивает быка, и это один из его основных подвигов. Данные примеры связаны с обрядом ритуального состязания и последующего принесения в жертву священного быка. К примеру, в Испании до сих пор проводят корриду - отголосок древних игр и жертвоприношений.

В Индии бык олицетворяет космическое начало. Считалось, что голова быка и его рога отгоняют нечисть. Обычай пить из бычьих рогов на Руси и Кавказе связан с древней охранительной магией; рога - оберег от яда и всякого проявления зла.

В древнеиранской и древнеиндийской традициях бык - образ лунного божества. В иранской мифологии месяц называют «имеющим семя быка», в Шумере и Аккаде бог Луны Син изображался в облике синебородого быка.

Символы настолько многозначны, что могут воплощать полярные понятия, например, добро и зло, жизнь и смерть. Так, змея нередко выступала символом бессознательного, инстинктивного уровня человека, а также мудрости, бессмертия (поскольку сбрасывала кожу) и считалась символом души, которая есть залог жизни после жизни. Но змея символизировала и потусторонний мир, поскольку она встречалась в подземных пещерах и на болоте. Способность к внезапной атаке и таящаяся в змее смертельная опасность сделали из нее символ страха. Таким образом, змея воплощала собой противоречивость земного существования. Ее целование во время ритуалов символизирует победу над инстинктами, над страхами перед ними и над страхами вообще.

Змея связывалась и с землей - богиней-матерью. В архаических мифах богиня-прародительница имеет змеиный облик. У народа майя «красная богиня» - главная богиня женского пантеона -изображалась со звериными лапами и змеей вместо головного убора. Древнемексиканская богиня-мать Чуакоатль изображалась с ребенком на руках и считалась «женой змея». Богиня Коатликуэ (заметим, что ее имя содержит слово «коатль», означающее «змея») сочетала в себе человеческие и зооморфные черты: голова богини представляла собой две змеиные головы, ее пальцы изображались в виде змеиных голов с клыками, на ногах - огромные когти, юбка сплетена из змей. Во многих культурах змеи олицетворяли плодородие земли и различные женские черты (в том числе изворотливость, пластичность, коварство, агрессивность).

В Риме один из обрядов, связанных с культом Юноны, заключался в кормлении девушками змеи; принятие змеей корма символизировало оплодотворение девушки, которое должно было оказать магическое влияние на урожай и общее изобилие. Сама мифологическая символика связывалась с сезонным возрождением и умиранием природы, а также с женскими жреческими посвяще-

ниями и культом брака и любви. Данный обряд использовался и при инициации. Здесь кормление змеи проводилось для проверки девственности испытуемой: поглощение змеей предлагаемой еды доказывало невинность девушки.

У скифов и славян связь женщин и змей также носила культовый, сакральный характер. Например, легенда гласит о происхождении скифов от полуженщины-полузмеи. Повсеместный культ змей у славян был связан с плодородием. Кроме того, одним из основных оберегов у русских вплоть до XIX в. был медальон-«змеевик», на котором изображались змея и женщина.

Символ выражает сложную связь, где есть неразличимое тождество общего и особенного, идеального и реального, бесконечного и конечного. Интерпретируя символы, человек может бесконечно расширять свое представление о мире.

С. Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.