Научная статья на тему 'Е. К. Редин и Музей изящных искусств и древностей Харьковского университета'

Е. К. Редин и Музей изящных искусств и древностей Харьковского университета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
616
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Е. К. РЕДИН / МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ И ДРЕВНОСТЕЙ ХАРЬКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / МУЗЕЙ / УНИВЕРСИТЕТ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ МУЗЕЙ / YE. K. REDIN / MUSEUM OF FINE ARTS AND ANTIQUES OF KHARKOV UNIVERSITY / MUSEUM / MUSEUM OF UNIVERSITY / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппенко Ростислав Игоревич

Статья посвящена изучению вклада профессора Е. К. Редина в развитие Музея изящных искусств и древностей Харьковского университета. Ученый был известным искусствоведом и крупным специалистом в области раннехристианского, византийского и древнерусского искусства. Несмотря на раннюю смерть, он оставил заметный след в истории отечественной и зарубежной науки. Занимая должность заведующего кафедрой теории и истории искусства Харьковского университета, он являлся и признанным организатором науки. Е. К. Редин принимал участие в работе многих учреждений и комиссий, выполнял обязанности секретаря Харьковского историко-филологического общества, нескольких Археологических съездов и т. д. Ученый-искусствовед на протяжении многих лет успешно руководил Музеем изящных искусств и древностей университета, приложив немало усилий для его развития. Е. К. Редин стал настоящим подвижником музейного дела. Безусловно, заслугой ученого-искусствоведа является то, что за период его заведования Музеем были созданы новые отделы, а его фонды пополнились значительным количеством новых экспонатов и коллекций, существенно увеличилась и музейная библиотека. В результате этой работы, Музей изящных искусств и древностей стал не только достопримечательностью и гордостью Харьковского университета, но и города в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ye. K. Redin and Museum of Fine Arts and Antiques of Kharkov University

The article deals with the contribution of professor Ye.K.Redin into the development of the Museum of Fine Arts and Antiques of Kharkov University. The scientist was a famous art researcher and an outstanding specialist in the history of Early Christian, Byzantine, and Old Russian art. Despite his early death, he left a significant mark in the history of domestic and foreign science. Occupying the post of Head of Department of Art Theory and History in Kharkov University, he was a recognized organizer of science. Ye. K. Redin took part in the work of many institutions and committees; he worked as a Secretary of Kharkov Historical and Philological Society, several archaeological congresses, etc. Over a long time the art researcher successfully managed the Museum of Fine Arts and Antiques of the University; he made great efforts for its development. Ye. K. Redin was a real devotee of museology. Undoubted remarkable achievement of the scientist and art researcher was the creation of new departments in the Museum; its funds were refilled with a large quantity of new collections and exhibits; the Museum library increased significantly. As a result of this work, the Museum of Fine Arts and Antiquities was not only attraction and pride of Kharkov University, but also of the city as a whole.

Текст научной работы на тему «Е. К. Редин и Музей изящных искусств и древностей Харьковского университета»

Вопросы музеологии

2(10)/2014

УДК «Редин»:069.015(477.54)

Р. И. Филиппенко

Е. К. РЕДИН И МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ И ДРЕВНОСТЕЙ ХАРЬКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Егор Кузьмич Редин (1863-1908) - выдающийся представитель отечественной искусствоведческой науки конца XIX - начала ХХ вв., профессор Харьковского университета, секретарь Харьковского историко-филологического общества (далее - ХИФО) и Харьковского Подготовительного комитета по проведению нескольких Археологических съездов, член Харьковского Общества распространения в народе грамотности и многих других обществ и комиссий. Отдельного внимания заслуживает изучение деятельности Е. К. Редина в качестве заведующего Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета.

В 1893 г. ученый был приглашен на должность приват-доцента в Харьковский университет на кафедру теории и истории изящных искусств для чтения лекций1. В этом же году он был назначен заведующим Музеем изящных искусств университета.

Начало музейного дела в Харькове было связано с основанием в 1804 г. Харьковского университета и его учебно-вспомогательных учреждений. В 1807 г. был основан Кабинет редкостей1 2, музейные коллекции которого стали основой ряда университетских музеев, таких как Музей изящных искусств, зоологический, этнографический, археологический, анатомический.

Музей изящных искусств был основан в 1837 г. и долгое время был единственной в городе сокровищницей памятников истории и искусства. С момента основания Музея изящных искусств Харьковского университета его заведующими были Н. А. Лавровский, В. К. Надлер, А. А. Потебня, А. И. Кирпичников, Н. Ф. Сумцов, Г. Ф. Шульц, Е. К. Редин, Ф. И. Шмит.

В 1861 г. музей был открыт для публичного посещения. О его открытии сообщалось в «Харьковских губернских ведомостях» от 26 января 1861 г. Значение этого события было огромным, если принять во внимание, что в Харькове, который считался важнейшим культурным центром обширного региона, не было ни художественных галерей, ни музеев3. Музей университета пользовался большой популярностью и любовью жителей города4. Музей изящных искусств «служит <...> школой для распространения художественного образования: картинная галерея его, заклю-

1 [Отчеты о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1892-1916 годы] // Записки Харьковского университета. За 1893 г. 1894. Кн. 2. С. 20.

2 Рибальченко Л. Л. Х11 Археолопчний з’1зд i проблема створення музею мюцево! юторп та куль-тури у Харюж // Проблеми ютори та археологи Украши. Збiрник матерiалiв М1жнародно1 науково! конференцй до 100^ччя Х11 Археолопчного з’!зду в м. Харюж 25-26 жовтня 2002 року. Харюв, 2003. С. 175.

3Лапина М. С. А. А. Потебня - заведующий Музеем изящных искусств Харьковского университета // Проблеми юторп та археологи Украши. Збiрник матерiалiв М1жнародно! науково! конференцй до 100^ччя Х11 Археолопчного з’!зду в м. Харюж 25-26 жовтня 2002 року. Харюв, 2003. С. 160.

4Редин Е. К. Музей изящных искусств и древностей Императорского Харьковского университета (1805-1905). К истории Императорского Харьковского университета. Харьков, 1904. С. 26-27.

89

Р. И. Филиппенко

Е. К. Редин и Музей изящных искусств и древностей...

чающая в себе немало прекрасных произведений <...> посещается по воскресеньям публикой»5, - писал Е. К. Редин.

В процессе изучения деятельности Музея, особое внимание нужно уделить периоду с 1893 по 1908 г. Именно в это время его возглавлял Е. К. Редин. В «Записках Харьковского университета» можно найти данные о посещении Музея изящных искусств в рассматриваемое время. В 1894 г. Музей посетило около 1 300 человек6. В 1895 г. - 958 чел.; в 1896 г. - 850 чел.; в 1897 г. - 700 чел.; 1898 г. - 862 чел.; 1899 г. - 781 чел.; 1900 г. - 661 чел.; 1901 г. - 632 чел.; 1902 г. - 442 чел. (к которым следует прибавить людей, посетивших выставку, работавшую при XII Археологическом съезде)7. После проведения съезда Музей пришлось закрыть на несколько лет в связи с тем, что его помещение было занято экспонатами, которые выставлялись на съезде. Этим же можно объяснить и уменьшение числа посетителей в период 1900-1902 гг. В 1907 г. Музей изящных искусств и древностей Харьковского университета снова был открыт для посетителей. Он работал по вторникам, четвергам и воскресениям с 11 до 14 часов. За этот год его посетило 4 467 человек, из которых 1 257 были студентами8. В следующем году - 3 637 человек, из них - 1 041 студент9. Кроме посетителей, в будни тут можно было встретить художников, студентов и учеников художественных школ, которые занимались копированием картин.

Е. К. Редин понимал, что университетский Музей должен иметь богатые фонды для лучшего усвоения студентами услышанного на лекциях материала. Заведующий приложил немало усилий для пополнения Музея произведениями отечественного и зарубежного искусства. Ученый отдавал предпочтение не отдельным экспонатам, а коллекциям, которые должны соответствовать научным требованиям. По мнению Е. К. Редина, Музей изящных искусств должен был иметь следующие коллекции:

модели и рисунки известных архитектурных памятников Древнего Востока, античности, средневековья, эпохи Ренессанса, древнерусских храмов;

гипсовые слепки с оригиналов скульптур Египта, Ассирии, Финикии, Передней Азии, Греции, Рима, Западной Европы, в частности итальянской эпохи Возрождения; копии лучших образцов живописи и искусства всех эпох;

собрание в копиях и оригиналах предметов художественной индустрии разных времен и народов10 11.

В результате в Музее, за пятнадцатилетний период заведования им Е. К. Рединым, были созданы новые отделы, а его фонды были пополнены новыми предметами. Если по состоянию на 1 января 1893 г. в Музее насчитывалось 2 011 предметов на сумму 39 517 руб. 57 коп.11, то на 1 января 1908 г. тут хранилось уже 3 733 предмета12.

5 Он же. Очерк движения искусств в Харькове, 1897-1898 // Искусство и художественная промышленность. 1898. № 1-2. С. 129.

6 [Отчеты о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1893-1909 годы] // Записки Харьковского университета. 1895. С. 132.

7Данилевич В. Е. Музей изящных искусств и древностей // Ученые общества и учебно-вспомогательные учреждения Харьковского университета (1805-1905 гг.) / Под ред. Д. И. Багалея и И. П. Осипова. Харьков, 1911. С. 65.

8 [Отчеты о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 18931909 годы] // Записки Харьковского университета. 1908. С. 193.

9 То же // Записки Харьковского университета. 1909. С. 144.

10 Редин Е. К. Харьков, как центр художественного образования юга России. Харьков, 1894. С. 33-34.

11 [Отчеты о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 18931909 годы] // Записки Харьковского университета. 1893. С. 204.

12 То же // Записки Харьковского университета. 1908. С. 191.

90

Вопросы музеологии

2(10)/2014

Коллекция Музея пополнялась за счет добровольных пожертвований13. Особенно она расширилась в период подготовки Х11 Археологического съезда, в которой Е. К. Редин принимал активное участие. Он был избран секретарем Харьковского Подготовительного комитета.

Московское Археологическое общество выделило ученому средства для проведения «экскурсий» в г. Белгород и по Харьковской губернии в 1900 и 1901 гг. Цель поездки -сбор наиболее характерных для Слободской Украины материалов по истории церковных древностей: икон, окладов, крестов, богослужебных книг, дарохранительниц и т. д.

Проведение археологических раскопок и экспедиций позволило значительно увеличить количество экспонатов в Музее. Результатом проведенной работы стало открытие при Музее отдела древностей, вследствие чего Музей изящных искусств был переименован в Музей изящных искусств и древностей. Также благодаря XII Археологическому съезду и огромной работе, проведенной Е. К. Рединым, были основаны новые отделы: церковный, местный и исторический14. Первый - создан исключительно трудами Егора Кузьмича.

Е. К. Редину, как добросовестному ученому, была поручена общая редакция «Каталога выставки XII Археологического съезда в г. Харькове» и «Альбома Выставки XII Археологического Съезда в г. Харькове». Ценность «Каталога» и «Альбома» состояла в том, что тут были собраны наиболее детальные сведения по истории культурного наследия Слобо-жанщины. В ссылках были указаны названия икон, представлена краткая сравнительная характеристика икон, давалось краткое описание сюжета, материала, техники, размеры, место нахождения и короткая историческая справка об экспонате. Таким образом, в университетский Музей поступил уже частично систематизированный материал, который прошел всестороннее научное исследование. Атрибуция проводилась на основании проведения хронологических и иконографических аналогий. Естественно, что эти исследования не могли быть полными. Некоторые предметы прошли только первичную атрибуцию. Сегодня «Каталог» является важным справочником по коллекциям Университетского и Епархиального музеев.

Много усилий ученый приложил, собирая экспонаты для выставки, и еще больше - сохраняя их в Музее Харьковского университета. После окончания съезда было принято решение передать все церковные древности, собранные на выставке, Харьковской духовной семинарии. Тут архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений (Брянцев) задумал основать церковный музей. В Музее Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина сохранилось письмо от 10 декабря 1902 г., адресованное Е. К. Редину. Его Высокопреосвященство приказал не жертвовать и не уступать за плату древние церковные вещи и предметы, доставленные от церквей в Комитет по устройству в Харькове Археологического съезда и в Музей древностей при Харьковском университете, так как эти вещи должны поступить в Музей при Харьковской духовной семинарии15.

13 [Музей изящных искусств получил в дар от Н. Ф. Лертецера акварельные рисунки неизвестного художника 1840-х гг. с изображениями окраины Харькова - Белгородской улицы] // Харьковские губернские ведомости. 1899. 29 янв. (№ 27); 7 февр. (№ 35); [Дар художника Волошинова Музею изящных искусств] // Харьковские губернские ведомости. 1901. 13 февр. и др.

14 Багалей Д. И., Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905): Ист. моногр.: В 2 т. Харьков, 1993.Т. 2. С. 644.

15 Музей истории Харьковского национального университета (Далее - Музей истории ХНУ). Ф. 8. Оп. 14. П. 2: А. В. Ветухов. Л. 14293

91

Р. И. Филиппенко

Е. К. Редин и Музей изящных искусств и древностей...

Е. К. Редин выступил категорически против этого решения, утверждая, что в семинарии некому руководить таким специальным учреждением как музей, который требует особой научной подготовки. Он сумел доказать необходимость существования церковного отдела в Музее университета для лучшего понимания студентами услышанного на лекциях материала. Опираясь на помощь П. С. Уваровой, Егор Кузьмич удержал основную часть коллекции в Музее Харьковского университета. В одной из своих работ историк искусства отмечал, что П. С. Уварова постоянно заботилась о развитии областных музеев и оказывала им всяческую помощь16.

Позднее, возвращаясь к этому вопросу, член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор Харьковского университета Н. Ф. Сумцов настаивал на том, что в то время в духовной семинарии некому было руководить таким учреждением как музей17. Однако, такая категоричность была не совсем справедлива. Протоиерей П. Г. Фомин, член правления духовной семинарии, интересовался церковными древностями, а позже стал признанным специалистом в этой сфере. Он возглавлял Харьковский церковно-археологический музей, который был основан в 1904 г. при Харьковской духовной семинарии, а также Харьковское епархиальное церковно-археологическое общество18.

В 1903 г. при Харьковском историко-филологическом обществе был открыт Церковноархеологический музей (1903-1920 гг.), основанный на материалах выставки XII Археологического съезда, директором которого стал Е. К. Редин19. Таким образом, ученые и студенты университета получили возможность изучать церковные древности Слободской Украины на наглядных материалах. Об этом факте писала и местная пресса20.

Немало внимания Е. К. Редин уделял и другим отделам музея. Изучая отделение гравюр Музея изящных искусств и древностей, Н. И. Черноволот отмечал, что при описании коллекции гравюр А. Н. Алферова он пользовался указаниями и советами профессора Е. К. Редина21.

Е. К. Редин писал о необходимости основания при Харьковском университете Этнографического музея и оказывал помощь Н. Ф. Сумцову в его создании22. Позднее Этнографический музей Харьковского университета стал основой Музея Слободской Украины им. Г. С. Сковороды23.

16 Редин Е. К. Графиня П. С. Уварова: (К двадцатилетию ее председательства в Императорском Московском Археологическом Обществе) // Сборник Харьковского историко-филологического общества. 1905. Т. 16. С. 8.

17 Сумцов Н. Ф. Памяти Е. К. Редина // Южный край. 1908. 29 апр.

18 Бахтта С. А. Харювське епарх1альне церковно-археолопчне товариство i Харквський епарх^альний церковно-археолопчний музей: исторшки гсторн, 1913-1920 // 200 рокв Хар^ськш епархи Украшсько! Православно! церкви: Матерiали наук.-практ. конф., 27 трав. 1999 р. Харкв, 1999. С. 31.

19 Бахтта С. А. Виставка «Пам’ять столггь» - перший крок до створення експозицй з юторй Православ’ я на Слобщськш Украш // Вiра i Розум. 2000. № 1. С. 239.

20 Музей древностей Императорского Харьковского университета // Харьковские губернские ведомости. 1902. 5 нояб.; Отдел церковных древностей при Музее изящных искусств Харьковского университета // Южный край. 1902. 5 нояб. и др.

21 Черноволот Н. И. Музей изящных искусств и древностей императорского Харьковского университета. Отделение гравюр. Коллекция гравюр А. Н. Алферова: Общий обзор, оценка коллекции и каталог ее. Харьков, 1911. С. 2.

22 Редин Е. К. Х11 Археологический съезд. [Б.м., б.г.]. С. 2.

23 Красиков М. Зюторй вивчення Слобожанщини // Краезнавство. Лгтопис укра!нських краезнавщв. Ки!в, 1995. Число 1-4 (32-35). С. 23.

92

Вопросы музеологии

2(10)/2014

Е. К. Редин, будучи уже неизлечимо больным, приложил много усилий для создания в Музее отдела местных художников, который появился в 1908 г. Он создавался из картин, подаренных харьковскими художниками В. А. Фельдманом, К. П. Пынеевым, А. Н. Выез-жевым, Л. И. Тракалом и др. Таким образом, историк искусства внес большой вклад в изучение художественных памятников родного края. По свидетельству Н. Ф. Сумцова, который почти каждый день навещал больного, Егор Кузьмич мечтал «о дальнейших приращениях, высказывал часто желание составить популярный путеводитель по Музею, заботился об интересах науки, публики и учащейся молодежи»24.

Особо следует отметить работы Е. К. Редина о людях, принимавших непосредственное участие в жизни Харьковского университета, в частности, об А. М. Матушинском25, И. Е. Бецком26и А. Н. Алферове27. Они много сделали для обогащения alma mater, пополняя коллекцию университета памятниками искусства, различными изданиями по истории искусства и другой литературой.

О широте интересов ученого свидетельствует состав библиотеки, созданной им при Музее. Начало музейной библиотеки положил А. О. Валицкий. Ее основу составляли издания об искусстве. Кроме того, Музей выписал очень хорошее издание снимков и изданий Мюнхенской пинакотеки, Дрезденской галереи и галереи Шлейсгейма, издания древностей Геркуланума и Помпей. Со временем эти наглядные материалы использовались преподавателями, которые проводили занятия по истории искусств28.

Документальным источником, благодаря которому можно составить представление о формировании библиотеки Музея, является «Каталог книг и художественных собраний, находящихся в Музее изящных искусств и древностей при императорском Харьковском университете (до 1890 г.)». Всего, судя по каталогу, к 1890 г. в музейной библиотеке насчитывалось приблизительно 500 изданий29.

В феврале 1893 г., знакомясь с Музеем и созданной при нем библиотекой, Е. К. Редин писал, что ему понравилась библиотека Матушинского, «... но она главным образом богата книгами по Возрождению и новому искусству, отчасти лишь по раннехристианскому <.> Что всего неприятнее - нет совершенно сочинений Росси, и его журнал не выписывается и никогда не выписывался <...> Общее впечатление от книг все же такое: много есть хорошего, чего и трудно бы ожидать, но много хорошего нужно и поискать, и пополнить»30.

24 Сумцов Н. Человек золотого сердца (профессор Егор Кузьмич Редин). Харьков, 1909. С. 10, 14-15.

25 Редин Е. К. '. 1) Аполлон Михайлович Матушинский: К истории Харьковского университета // Записки Харьковского университета. 1894. Кн. 1. С. 89-104; 2) Каталог библиотеки Императорского Харьковского Университета. Отделение: «Библиотека А. М. Матушинского». Харьков, 1895.

26 Он же. И. Е. Бецкий и музей изящных искусств и древностей Харьковского университета. (К истории университета) // Записки Харьковского университета. 1901. Кн. 4.С. 1-23; [РединЕ. К. И. Е. Бецкий и музей изящных искусств и древностей Харьковского университета] // Сборник Харьковского историко-филологического общества. 1905. Т. 14. С. XLI-XLVII.

27 Он же. Музей изящных искусств и древностей Императорского Харьковского университета (1805— 1905). К истории Императорского Харьковского университета. С. 38.

28 Побожй С. I. Харквська ушверситетська школа мистецтвознавства: 1стор1я, напрями, проблеми // Украшське мистецтвознавство. Кив, 1993. Вип. 1. С. 72.

29 Евтушенко А. В. Из истории формирования фонда изданий по искусству Центральной научной библиотеки Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина // Вюник Харювського ушверсигету. 2002. № 566: 1стор1я. Вип. 34. С. 310.

30 Иодко О. В. Е. К. Редин: жизнь и деятельность (по материалам петербургских архивов) // Мир русской византистики. СПб., 2004. С. 320.

93

Р. И. Филиппенко

Е. К. Редин и Музей изящных искусств и древностей...

Библиотека пополнялась как путем приобретения, так и путем пожертвования разных обществ, с которыми Е. К. Редин поддерживал тесные научные связи. Обращался ученый за помощью и к частным лицам. Например, А. В. Звенигородский пожертвовал Музею «нумерованный» экземпляр (один из двухсот) классического издания «Византийских эмалей ...» Н. П. Кондакова31.

За время заведования Е. К. Рединым Музеем фонды библиотеки значительно выросли за счет приобретения необходимых изданий. Ученый внимательно следил за выходом новой литературы. Уже в марте 1893 г. он писал, что «начал выписку книг для музейной библиотеки; думаю приобрести все сочинения де Росси и его Bulletino за все годы ...»32. В октябре того же года историк пишет И. В. Помяловскому: «Музей пополняется мало-помалу книгами, но мое увлечение приобретением привело меня к тому, что уже теперь бюджет закончен и прихвачена порядочная часть будущего»33.

Библиотека пополнялась и благодаря пожертвованиям ученых обществ, с которыми Егор Кузьмич поддерживал тесные научные связи. Среди даров были книги по искусству, альбомы фотографий, гравюр и т. д. Сохранилось письмо, адресованное Музею изящных искусств и древностей Русским музеем, в котором говорится, что на адрес Музея Харьковского университета отправлено семь изданий Русского музея34. Библиотека музея пополнялась и работами самого Е. К. Редина, о чем свидетельствует запись Д. Гордеева, сделанная 8 февраля 1916 г.: «Имею честь просить Правление [Харьковского университета] отдать распоряжение о внесении в материальную книгу Музея 34 отдельных оттисков печатных трудов проф. Е. К. Редина (26 №№)»35. В результате, к началу 1904 г. общий книжный фонд библиотеки Музея составлял уже почти 3 500 изданий36.

Книги библиотеки маркировались особым штемпелем, который указывал на принадлежность Музею. Издания, которые поступили в музейную библиотеку после 1889 г., можно определить по оттиску печати с надписью «Музей изящных искусств и древностей императорского Харьковского университета». Также были изготовлены типографские бланки с текстом следующего содержания: «М[илостивый] Г[осударь]! Библиотека Музея древностей и изящных искусств имп. Харьковского университета покорнейше просит Вас о пожертвовании ей изданного <.> Вами труда <.> Зав. библиотекою и музеем профессор .». Такой бланк начала ХХ в. был найден в одной из книг ЦНБ Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина37. Бланки с подписью Е. К. Редина хранятся и в Музее истории университета38.

Получая книги для библиотеки, Е. К. Редин обращал особое внимание на работы по истории искусства Востока, Византии, древней Руси, а больше всего - по истории христианского искусства. Историк искусства положил начало формированию специального

31 Евтушенко А. В. Е. К. Редин и библиотека Харьковского университета // Четверга Сумцовсью читання: Матерiали наук. конф., присвяч. 135^ччю з дня народж. £. К. Редша. Харкв, 1999. С. 21.

32 Иодко О. В. Е. К. Редин: жизнь и деятельность (по материалам петербургских архивов). С. 320.

33 Там же. С. 321.

34 Музей истории ХНУ Ф. 1. Оп. 4. П. 9: Материалы по археологическим съездам. Л. 3703.

35 Копировальная книга Музея изящных искусств и древностей № 3. 1910-1916 // Фонд отдела рукописных изданий и рукописей Центральной научной библиотеки Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. Л. 500.

36 Евтушенко А. В. Из истории формирования фонда изданий по искусству ... С. 310.

37 Там же.

38 Музей истории ХНУ Ф. 1. Оп. 4. П. 9: Материалы по археологическим съездам. Л. 3226; Музей истории ХНУ Ф. 8. Оп. 14. П. 2: Е. К. Редин. Л. 14 287.

94

Вопросы музеологии

2(10)/2014

отдела, состоящего из исследований по археологии. Тут были собраны работы и издания наиболее видных отечественных и зарубежных ученых, археологических учреждений и обществ России39. Как видим, в период заведования Е. К. Редина музейная библиотека значительно обогатилась и расширилась за счет новых приобретений литературы по искусствоведению и археологии.

Как уже отмечалось выше, коллекция Музея Харьковского университета значительно пополнилась в период подготовки XII Археологического съезда. В этой связи, «по представлению историко-филологического факультета университет возбудил в 1903 г. ходатайство об ассигновании 244 433 р. 73 к. на постройку и оборудование Музея. Здание по проекту архитектора В. В. Величка предполагалось построить на Университетской горке»40. Стремясь заручиться поддержкой своего учителя, академика Н. П. Кондакова, Е. К. Редин в январе 1904 г. написал ему письмо: «Дело по этому поводу давно уже послано в министерство и от него <.. .> уже зависит дать ему тот или иной ход, и пустить ли его в весеннюю сессию Государственного Совета или не пустить»41. Но в связи с расходами, связанными с Русско-японской войной, которая началась в январе 1904 г., университету было отказано в просьбе42. В письме к Н. П. Кондакову, датированном 9 апрелем 1904 г., Егор Кузьмич негодовал: «Дело с Музеем пока погибло! Уже получен отрицательный ответ»43. И только в 1906 г. дело сдвинулось с мертвой точки44. Однако, Музей был переведен не в специальное помещение, а в бывшую квартиру попечителя45.

Выдающийся исследователь, ученый энциклопедических знаний, специалист в области раннехристианского, византийского и древнерусского искусства, профессор Харьковского университета Е. К. Редин умер на сорок пятом году жизни, когда только начинается пора научной зрелости. Но, несмотря на раннюю смерть, искусствовед оставил заметный след в истории отечественной и зарубежной науки. Занимая должность заведующего кафедрой теории и истории искусства Харьковского университета, он являлся и признанным организатором науки. Ученый принимал участие в работе многих учреждений и комиссий, выполнял обязанности секретаря ХИФО и нескольких Археологических съездов и др. Е. К. Редин стал настоящим подвижником музейного дела. На протяжении многих лет ученый успешно руководил Музеем изящных искусств и древностей университета, приложив немало усилий для его развития. Безусловно, заслугой Е. К. Редина является то, что за этот период Музей изящных искусств и древностей стал не только достопримечательностью и гордостью Харьковского университета, но и города в целом.

Информация о статье

Автор: Филиппенко Ростислав Игоревич - к.и.н., доцент, Украина, Национальный фармацевтический университет, Харьков, filrost@rambler.ru

Название: Е. К. Редин и Музей изящных искусств и древностей Харьковского университета. Абстракт: Статья посвящена изучению вклада профессора Е. К. Редина в развитие Музея изящных искусств и древностей Харьковского университета. Ученый был известным искусствоведом и

39 Данилевич В. Е. Музей изящных искусств и древностей. С. 64.

40 Там же. С. 57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41 Иодко О. В. Е. К. Редин: жизнь и деятельность (по материалам петербургских архивов). С. 321.

42 Музей Харьковского университета: [Об отказе М-ва финансов выделить средства на постройку нового здания] // Киевская старина. 1904. № 5, отд. 2. С. 75-76.

43 Иодко О. В. Е. К. Редин: жизнь и деятельность (по материалам петербургских архивов). С. 321.

44 [О расширении помещений для университетских музеев] // Южный край. 1906. 6 февр. С. 4.

45 Иодко О. В. Е. К. Редин: жизнь и деятельность (по материалам петербургских архивов). С. 321-322.

95

Р. И. Филиппенко

Е. К. Редин и Музей изящных искусств и древностей...

крупным специалистом в области раннехристианского, византийского и древнерусского искусства. Несмотря на раннюю смерть, он оставил заметный след в истории отечественной и зарубежной науки. Занимая должность заведующего кафедрой теории и истории искусства Харьковского университета, он являлся и признанным организатором науки. Е. К. Редин принимал участие в работе многих учреждений и комиссий, выполнял обязанности секретаря Харьковского историко-филологического общества, нескольких Археологических съездов и т. д. Ученый-искусствовед на протяжении многих лет успешно руководил Музеем изящных искусств и древностей университета, приложив немало усилий для его развития. Е. К. Редин стал настоящим подвижником музейного дела. Безусловно, заслугой ученого-искусствоведа является то, что за период его заведования Музеем были созданы новые отделы, а его фонды пополнились значительным количеством новых экспонатов и коллекций, существенно увеличилась и музейная библиотека. В результате этой работы, Музей изящных искусств и древностей стал не только достопримечательностью и гордостью Харьковского университета, но и города в целом.

Ключевые слова: Е. К. Редин, Музей изящных искусств и древностей Харьковского университета, музей, университет, университетский музей.

Information of article

Author: Filippenko Rostislav Igorevitch - Candidate of Science in History, Associate Professor, Ukraine,

National University of Pharmacy, Kharkov, filrost@rambler.ru

Title: Ye. K. Redin and Museum of Fine Arts and Antiques of Kharkov University.

Abstract: The article deals with the contribution of professor Ye.K.Redin into the development of the Museum of Fine Arts and Antiques of Kharkov University. The scientist was a famous art researcher and an outstanding specialist in the history of Early Christian, Byzantine, and Old Russian art. Despite his early death, he left a significant mark in the history of domestic and foreign science. Occupying the post of Head of Department of Art Theory and History in Kharkov University, he was a recognized organizer of science. Ye. K. Redin took part in the work of many institutions and committees; he worked as a Secretary of Kharkov Historical and Philological Society, several archaeological congresses, etc. Over a long time the art researcher successfully managed the Museum of Fine Arts and Antiques of the University; he made great efforts for its development. Ye. K. Redin was a real devotee of museology. Undoubted remarkable achievement of the scientist and art researcher was the creation of new departments in the Museum; its funds were refilled with a large quantity of new collections and exhibits; the Museum library increased significantly. As a result of this work, the Museum of Fine Arts and Antiquities was not only attraction and pride of Kharkov University, but also of the city as a whole.

Key words: Ye. K. Redin, Museum of Fine Arts and Antiques of Kharkov University, museum, museum of university, university.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.