Научная статья на тему 'Джон Локк: три тезиса о существовании'

Джон Локк: три тезиса о существовании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1514
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ / СУЩНОСТЬ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / ПРЕДМЕТ СОМНЕНИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ОПЫТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стручаев М. В.

В статье рассматриваются идеи Локка о невозможности существования общих понятий, поскольку они являются лишь случайным соединением или разъединением идей о бытии вещей. Далее Локк выдвигает 3 тезиса о существовании: о нашем собственном существовании, о существовании бога и о существовании всех прочих вещей. Локк близок к Декарту, когда говорит о том, что сомнение в существовании влечет за собой мысль о существовании предмета сомнения, о существовании мышления, которое и вызывает сомнение. Но в отличие от Декарта, Локк считает, что опыт помогает человеку получить подтверждение своего собственного существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOHN LOCKE: THREE THESIS OF EXISTENCE

John Locke tells about nonexistence of general ideas, because they are only the accidental union or separation of ideas in thing existing. Then Locke puts forward three thesis of existence: of our own existence, of the existence of God and of other things. Locke is close to Descartes, telling that doubts in existence implies the thought of the existence of the thing doubting, the thinking existence that causes doubting. But in contrast Descartes, Locke think that experience helps human being to obtain proves of his own existence.

Текст научной работы на тему «Джон Локк: три тезиса о существовании»

УДК 165.64

ДЖОН ЛОКК: ТРИ ТЕЗИСА О СУЩЕСТВОВАНИИ

М.В. Стручаев

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются идеи Локка о невозможности существования общих понятий, поскольку они являются лишь случайным соединением или разъединением идей о бытии вещей. Далее Локк выдвигает 3 тезиса о существовании: о нашем собственном существовании, о существовании бога и о существовании всех прочих вещей. Локк близок к Декарту, когда говорит о том, что сомнение в существовании влечет за собой мысль о существовании предмета сомнения, о существовании мышления, которое и вызывает сомнение. Но в отличие от Декарта, Локк считает, что опыт помогает человеку получить подтверждение своего собственного существования.

Ключевые слова: общие понятия, сущность, существование, предмет сомнения, мышление,

опыт.

Локк в своей главной работе «О человеческом понимании» в четвертой книге «О знании и мнении» выдвигает несколько тезисов о существовании вещей.

Он заявляет о невозможности существования общих понятий, поскольку они являются лишь случайным соединением или разъединением идей о бытии вещей: «До этого момента мы рассматривали сущности вещей, которые являются лишь общими понятиями и потому лишены в наших мыслях отдельного существования, (если задуматься, это отличительная особенность сознания, наделять понятие ни чем иным, как тем, чем оно является для процесса понимания), не дающего нам знания о реальном существовании вообще. Здесь, кстати, мы можем заметить, что общие утверждения, в справедливости или ложности которых мы можем быть полностью уверены, не относятся к реальности. К тому же, все конкретные утверждения или отрицания, которые не могли бы быть верны, если бы были общими, лишь относятся к бытию, являясь, по сути, случайным соединением или разъединением понятий в бытии вещей, которые по своей абстрактной природе не имеют известной необходимости соединения или разъединения»1.

Далее Локк выдвигает 3 тезиса о существовании: о нашем собственном существовании, о существовании бога и о существовании всех прочих вещей: «... знание о нашем собственном существовании мы получаем благодаря интуиции, о существовании Бога - по демонстрации, и о прочих вещах - благодаря ощущениям»2.

Обосновывая свой первый тезис, Локк говорит о том, что это настолько очевидно и ясно, а потому нет смысла в его доказательстве: «Что касается нашего собственного существования, мы осознаем его так отчетливо и несомненно, что нет ни необходимости в его доказательстве, ни даже допущения наличия такой необходимости. Ничто не может быть более очевидно для нас, чем наше собственное существование. Я думаю, я размышляю, я чувствую удовольствие и боль, и может ли

1 John Locke "An assay concerning human understanding", Penguin Books Ltd, London, England, 1997. P.546.

2 Там же.

что-либо из этого быть более очевидно для меня, как и мое собственное существование?»3.

Локк близок к Декарту, когда говорит о том, что сомнение в существовании влечет за собой мысль о существовании предмета сомнения, о существовании мышления, которое и вызывает сомнение: «...если я знаю, что сомневаюсь, я имею ясное ощущение о существовании предмета сомнения, как об этой мысли, которая вызвала сомнение.»4. Само наличие сомнения не позволяет уже, по его мнению, сомневаться в существовании: «Если я сомневаюсь во всех остальных вещах, это самое сомнение заставит почувствовать мое собственное существование и не позволит мне сомневаться в этом. Поскольку если я знаю, что чувствую боль, то это очевидно, и я уверен в ощущении своего существования, как и в существовании боли, которую ощущаю»5. Но в отличие от Декарта, Локк считает, что опыт помогает человеку получить подтверждение своего собственного существования: «Опыт убеждает нас, что мы имеем врожденное знание о нашем собственном существовании и внутреннее безошибочное ощущение, что мы существуем. В каждом чувственном, разумном или мыслительном акте, мы сознаем для нас самих наше собственное бытие и можем быть в этом в высшей степени уверены»6.

Локк не видит причин сомневаться в существовании нас самих, поскольку опыт может любого убедить в том, что он существует: «Если кто-либо притворится таким скептиком, что будет отрицать свое существование, оставьте ему его радость быть ничем, покуда голод или что-либо другое не убедит его в обратном. Это тогда можно принять за истину, что в рамках свободы сомнения, каждый может быть уверен в том, что он действительно существует» .

Список литературы

1. John Locke "An assay concerning human understanding", Penguin Books Ltd, London, England, 1997.

JOHN LOCKE: THREE THESIS OF EXISTENCE

M.V. Struchaev

Belgorod state national research university e-mail: [email protected]

John Locke tells about nonexistence of general ideas, because they are only the accidental union or separation of ideas in thing existing. Then Locke puts forward three thesis of existence: of our own existence, of the existence of God and of other things. Locke is close to Descartes, telling that doubts in existence implies the thought of the existence of the thing doubting, the thinking existence that causes doubting. But in contrast Descartes, Locke think that experience helps human being to obtain proves of his own existence.

Keywords: general ideas, essence, existence, the thing doubting, thinking, experience.

3 John Locke "An assay concerning human understanding", Penguin Books Ltd, London, England, 1997. Р.547.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же, с.548.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.