Научная статья на тему 'Джамоат — орган самоуправления в Республике Таджикистан'

Джамоат — орган самоуправления в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2676
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДЖАМОАТ / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / КИШЛАЧНЫЕ СОВЕТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аминджанов Б.

Jamoat as Anstitution of Local Self-Government in the Republic of Tajikistan B. Aminjonov Key words: institutions of self-governmentce, jamoat, legislation reform, civil society The article is devoted to the analysis of the local government reforms and legislation in the institutions of local self-governance in the Republic of Tajikistan. Adoption of the new Constitution on 6 November, 1994 has called forth the problem of changing or revocation of the functioning laws in accordance with the new constitutional regulation. Chapter 4 of the new Constitution of the Republic of Tajikistan is devoted to the local management and self-governance. In the process of legislation reform in the sphere of local self-governance the essence of power itself has changed. Jamoats which are established on the territorial basis are called up to become the institutions of democracy, as a result of the reform the degree of jamoats independence has raised and the sphere of their competence has rather widened. All the civilized states seek to create a sovereign civil society where people themselves must directly manage the power and all the processes of the society's vital activities. Today the role of jamoats as the institutions of self-governance in the Republic of Tajikistan and their key sections in the microregional and mahalla Soviets, village committees working with the population, is very important. The main task of the local self-governance institutions is to consolidate people for the solution of all the problems of the local importance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джамоат — орган самоуправления в Республике Таджикистан»

Б. Аминджанов

ДЖАМОАТ - ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Ключевые слова: органы самоуправления, джамоат, Республика Таджикистан, кишлачные советы

После распада Советского Союза и обретения Таджикистаном независимости, изменения государственного строя, принятия новой Конституции Республики Таджикистан, новых законов "О государственной власти на местах" и "Об органах самоуправления в поселке и на селе" началось реформирование местной власти.

Принятие новой Конституции 6 ноября 1994 г. поставило вопрос об изменении или отмене прежде действовавших законов в соответствии с новыми конституционными нормами. Глава 6 новой Конституции Республики Таджикистан посвящена местному управлению и самоуправлению (4, 54).

Согласно Конституции органом местной представительной власти в областях, городах и районах является Маджлис народных депутатов, а в поселках и кишлаках взамен поселковых и кишлачных советов создаются и действуют органы местного самоуправления - джамоаты. В поселках они называются "джамоати шахрак", а в кишлаках - "джамоати дехот".

В ходе реформы законодательства о местном самоуправлении изменилась сама суть власти. Создаваемые на территориальной основе джамоаты призваны стать органами народовластия. Они:

- "содействуют реализации прав граждан на участие в управлении делами общества и государства;

НОМАИ ДОНИШГО{

- объединяют граждан с целью решения социальных и хозяйственных задач, наиболее важных вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения данных территорий;

- оказывают содействие органам государственной власти в исполнении Конституции, законов, а также актов высших и местных органов государственной власти и управления Таджикистана" (ст. 1) (3, 60).

Изменилась и структура местной власти. Раньше кишлачные советы представляли собой выборный орган управления, которым на постоянной основе руководил председатель. Теперь согласно действующему закону "Об органах самоуправления в поселке и на селе" в джамоати дехот делегируются представители сел, входящих в джамоат, а в джамоати шахрак - представители улиц, махаллей. Нормы представительства и порядок делегирования устанавливаются городским, районным маджлисом народных депутатов или председателем города, района. В состав джамоата сроком на пять лет избираются председатель, его заместитель и секретарь.

Все представители избираются на общих собраниях соответствующих сел открытым голосованием. Срок, на который избирается представитель, зависит от волеизъявления граждан данного села. Основной формой осуществления местного самоуправления граждан является - собрание представителей, которое созывается председателем джамоата по мере необходимости, но не менее 2-х раз в год. Решения по всем вопросам принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих.

В результате реформы степень самостоятельности джамоатов увеличилась, сфера их компетенции несколько расширилась. О широте проблем, охватывающих практически все сферы общественной жизни на селе, свидетельствуют предусмотренные в Законе полномочия джамоатов. К ним, например, относятся:

- утверждение программы деятельности и сметы расходов органа самоуправления, планы мероприятий по благоустройству и улучшению санитарного состояния населенных пунктов;

- кооперирование на добровольной основе средств населения, предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности для развития социальной инфраструктуры своей территории;

- организация контроля над расходованием денежных средств, находящихся в его распоряжении, в случае необходимости -создание ревизионной комиссии и утверждение положения о ней;

- рассмотрение вопросов создания на своей территории в установленном законодательством порядке малых предприятий, кооперативов, мастерских, цехов народных промыслов;

- рассмотрение вопросов изменения границ подведомственной территории, административно-территориальных образований, наименования и переименования улиц, площадей и других объектов и подготовка предложений в соответствующие государственные органы;

- а также осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Республики Таджикистан (3, 64).

В частности, джамоат утверждает предложения его председателя о земельных участках, выделяемых для ведения личного подсобного хозяйства, решения о предоставлении земель во владение, пользование, в аренду предприятиям, учреждениям, гражданам, прекращении прав владения, пользования землей этими субъектами, а также об изъятии земель в границах поселков и сельских населенных пунктов, не входящих в состав землевладений сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений, организаций и т. д.

Джамоат по согласованию с органами государственной власти устанавливает удобные для населения часы работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, образует административную комиссию (3, 65).

Самоуправление как понятие в Конституции Таджикистана впервые появилось в тексте Закона РТ от 25.12.1991 г. "О внесении изменений и дополнений в гл. 14 Конституции 1978 г.". Данный Закон стал конституционной основой для местного самоуправления в первые годы суверенного существования Таджикистана.

Принципы местного самоуправления нашли свое отражение в Законе "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Таджикской ССР", принятом Верховным Советом Таджикистана 23 февраля 1991 г. Согласно этому закону говорилось о 3-х уровнях местного самоуправления:

НОМАИ ДОНИШГО{

1) органы территориального общественного местного самоуправления: советы микрорайонов, махаллинские советы, домовые квартальные комитеты и т.д. Эти общественные органы самоуправления находятся на переднем крае, т.е. ближе всего к населению.

2) районные, городские Советы народных депутатов.

3) областные, городские Советы народных депутатов (1, 1).

Сегодня местное самоуправление регулируется соответствующими законодательными актами, в частности, законами РТ от 17.05. 2004г. «О местных органах государственной власти» и «Об органах самоуправления в поселке и селе» от 1.12.1994г. В соответствии с этими законами положения об органах местного самоуправления разрабатываются и утверждаются представительными местными органами власти.

Согласно закона РТ «Об органах местного самоуправления в поселке и на селе» от 1.12.1994г, под местным самоуправлением понимается система организации деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения непосредственно или через избираемые им органы в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Органы местного самоуправления решают вопросы, отнесенные к их компетенции, непосредственно или через своих представителей (3, 60).

Все цивилизованные страны стремятся к построению свободного гражданского общества, когда люди сами непосредственно должны управлять государством, всеми процессами жизнедеятельности общества.

Сегодня роль джамоатов как органа самоуправления и их ключевые звенья, работающие с населением: а) советы микрорайонов, махаллинские советы, в) кишлачные комитеты очень важны. Главная задача органов местного самоуправления состоит в том, что люди должны сами с целью решения вопросов местного значения объединяться.

Мы должны исходить из того, что раньше верховный совет, областные, городские, поселковые и кишлачные советы составляли единую систему представительств органов власти. В поселке и кишлаке избирался совет, который являлся органом госу-

дарственной власти. Экономическая система базировалась на государственной собственности на средства производства, государственном планировании и централизованном распределении материальных ресурсов. Составлялись годовые планы социально-экономического развития, пятилетние, семилетние планы.

В настоящее время органы государственной власти на местах функционируют только на уровне областей, городов, районов, а на уровне поселка и села только органы местного самоуправления - джамоат.

Таджикистан строит рыночную экономику. Согласно ст.12 Конституции Республики Таджикистан для нас приемлемы все формы собственности, включая и частную собственность(4, 34)

Поэтому, исходя из новых рыночных законов, органам самоуправления необходимо самим научиться решать вопросы местного значения в партнерстве с государственными органами.

Си стема мун и ципальных органов форми рует ся, ра стет, преодолевая объективные и субъективные трудности. Представляется, что на сегодняшний день целесообразно акцентировать внимание именно на установлении местного самоуправления как управляющей системы на местах, решающей вопросы общесоциальной значимости, в пределах территорий местных сообществ, становящихся в силу этого вопросами местного значения. Здесь система должна представлять собой совокупность управляющих подсистем (структур), объединенных' разнообразными связями и взаимоотношениями в целях решения многообразных проблем и задач местного населения на отдельно взятой территории.

Это - многоплано-вый и многоцелевой процесс длительного развития органов власти и управления в республике, как на центральном, так и на местном уровне, в основу которого должны быть положены демократические принципы местного самоуправления, сформулированные с учетом ми-рового и нашего опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Таджикистан " О местном самоуправлении и местном хозяйстве в РТ "от 23.02.1991 г // Ведомости ВС РТ ,1991 г, № 8

НОМАИ ДОНИШГО{

2. Конституционный Закон Республики Таджикистан "О государственной власти на местах" от 1.12.1994 г. // Ведомости ВС РТ ,1994 г., № 23-24

3. Конституционный Закон Республики Таджикистан "Об органах самоуправления в поселке и селе" от 1.12.1994 г. // Ведомости ВС РТ , 1994 г., № 23-24

4. Конституция Республики Таджикистан, от 6 ноября 1994года (с изменениями и дополнениями). - Душанбе, 2003.

Jamoat as Anstitution of Local Self-Government in the Republic of Tajikistan

B. Aminjonov

Key words: institutions of self-governmentce, jamoat, legislation reform, civil society

The article is devoted to the analysis of the local government reforms and legislation in the institutions of local self-governance in the Republic of Tajikistan. Adoption of the new Constitution on 6 November, 1994 has called forth the problem of changing or revocation of the functioning laws in accordance with the new constitutional regulation. Chapter 4 of the new Constitution ofthe Republic ofTajikistan is devoted to the local management and self-governance.

In the process oflegislation reform in the sphere of local self-governance the essence of power itself has changed. Jamoats which are established on the territorial basis are called up to become the institutions of democracy, as a result of the reform the degree of jamoats independence has raised and the sphere of their competence has rather widened. All the civilized states seek to create a sovereign civil society where people themselves must directly manage the power and all the processes of the society's vital activities.

Today the role ofjamoats as the institutions of self-governance in the Republic ofTajikistan and their key sections in the microregional and mahalla Soviets, village committees working with the population, is very important.

The main task of the local self-governance institutions is to consolidate people for the solution of all the problems of the local importance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.