Научная статья на тему 'Дж. У. Буш и Россия'

Дж. У. Буш и Россия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1986
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS / РОССИЯ / RUSSIA / США / ДЖ. У. БУШ / GEORGE W. BUSH / В. В. ПУТИН / VLADIMIR PUTIN / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-AMERICAN RELATIONS / ТЕКСТЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ / PUBLIC SPEECHES / U.S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ланко Дмитрий Александрович

В статье демонстрируется, как благодаря личной дипломатии 43-го Президента США Дж. У. Буша-младшего изменился контекст американо-российских отношений в самих США: если на рубеже XX-XXI вв. среди американской элиты доминировали представления, сохранившиеся со времен «холодной войны» о том, что наибольшая опасность для США исходит из России, то к концу его президентства начали доминировать представления о том, что наибольшая опасность исходит из мусульманского мира. Продемонстрировать, как именно личная дипломатия Дж. У. Буша поспособствовала этому, позволяет анализ текстов его публичных выступлений за восемь лет его президентства. Утверждается, что хотя тексты публичных выступлений американских президентов не позволяют однозначно определить причины принятия тех или иных внешнеполитических решений, они позволяют воссоздать контекст, в котором эти решения принимались в конкретную историческую эпоху. Таким образом, тексты публичных выступлений политических лидеров оказываются ценным источником для изучения внешней политики конкретного государства в конкретный исторический период, а также истории международных отношений в целом. Методологически в статье сравниваются два президентских срока Буша: 2001-2005 и 2005-2009. Показывается, что его представления о России, о значимости российско-американских отношений и личных отношений между ним и российским президентом В. В. Путиным не изменились за весь период президентства Буша. Однако на втором президентском сроке ему стало одновременно и легче, и сложнее защищать Россию и лично Путина в своих публичных выступлениях: сложнее потому что накопился груз неразрешенных противоречий, легче потому что заработали созданные в те годы многосторонние механизмы урегулирования международных кризисов с участием США и России, такие как шестисторонние переговоры по северокорейской ядерной проблеме или переговоры в формате «5+1» по иранской ядерной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and George W. Bush

The article demonstrates how personal diplomacy of the 43rd U. S. President George W. Bush changed the American context of Russian-U.S. relations: while at the turn of the Millennium American elite used to perceive main threats as coming from Russia thanks to the Cold War heritage, by the end of the Bush presidency they turned to perceive main threats as coming from the Muslim world. Analysis of Bush's public speeches throughout his presidency allows demonstrating the ways, in which his personal diplomacy helped achieving that end. The author is convinced that though analysis of public speeches of foreign policy entrepreneurs does not allow defining reasons of foreign policy decisions, it allows reconstructing the domestic context of the particular historical era, in which the decisions were made. Thus, public speeches of political leaders are valuable sources of analysis of foreign policy of a particular state in particular time, as well as of the history of international relations in general. Methodologically the article provides with a comparison of the two Bush's terms of office: 2001-2005 and 2005-2009. The article demonstrates that Bush's perception of Russia, of the importance of U.S. Russian relations and of the personal relations between him and Russian President Vladimir Putin did not change through the two terms of office. However, for Bush, it appeared to be harder and easier at the same time to defend Russia and Putin during the second term. It was harder due to the burden of unresolved conflicts between the two countries. But it was also easier, because the multi-lateral crisis management mechanisms established during Bush presidency, such as six-lateral talks on North Korean nuclear problem or «5+1» talks on Iranian nuclear problem, in which both the U.S. and Russia participated, started working during Bush's second term.

Текст научной работы на тему «Дж. У. Буш и Россия»

УДК 94(470) + 94(73).092.8

Д. А. Ланко

Дж. У. Буш и Россия

25 апреля 2013 г. Президент США Б. Х. Обама, а также бывшие президенты Дж. Картер, Дж. Г. У. Буш-старший, У. Дж. Клинтон и Дж. У. Буш-младший приняли участие в церемонии открытия библиотеки и музея, посвященных периоду президентства Дж. У. Буша, созданных на базе Южного методистского университета в Далласе, штат Техас. Появившись вместе на церемонии, бывшие и действующий президенты США попытались продемонстрировать единство американского государства, которое неспособны поколебать разногласия между отдельными политическими лидерами. Кроме того, они продемонстрировали и завершение «эпохи Дж. У. Буша» в американской истории, превращение ее из актуальной проблемы сегодняшней политики (хотя Дж. У. Буш не участвовал в этих выборах, он «присутствовал» в дебатах сторон в ходе президентских выборов в США в 2008 и даже в 2012 гг.) в объект исторических исследований. «Эпоха Ф Дж. У. Буша» была представлена на «суд историков», а библиотеке g и музею была отведена функция «защиты» на этом «суде». g

За короткий период времени, прошедший после отставки Дж. У. Буша -а

в начале 2009 г., даже в самих США не было подготовлено ни одной фунда- g

ментальной монографии, в которой подводились бы итоги его президентства. ¿

Внимания заслуживает лишь сборник статей, выпущенный в 2009 г. под ре- .у

дакцией Э. Ро и Дж. Герберта1. Среди работ российских авторов в данном кон- -2

тексте следует упомянуть вышедшую в 2011 г. монографию Д. В. Кузнецова2. S

tg

__з

1 Wroe A., Herbert J. (eds.) Assessing the George W. Bush Presidency: A Tale of Two Terms. £

Edinburgh: Edinburgh UP, 2009.

2 Кузнецов Д. В. Американское общественное мнение и использование военной силы. Пери- ^

од президентства Дж. Буша-младшего (2001-2009 гг.). М.: УРСС, 2011. -5

Среди российских статей, посвященных внешнеполитическим итогам двух президентских сроков Дж. У. Буша, нельзя не отметить работы Д. А. Ланко, Я. В. Лексютиной, Н. Г. Теджетовой, М. А. Троицкого, К. А. Фурсова, Т. А. Ша-клеиной, С. Ю. Шенина, Б. А. Ширяева и Ю. К. Богуславской, Г. О. Ярыгина и Н. А. Цветковой3. Интерес вызывает также перевод статьи Ф. И. Гринстайна4.

Далеко не все источники по внешней политике США в период президентства Дж. У. Буша доступны для исследователей. Согласно правилам, действующим в США в настоящее время, большая часть секретных документов по внешней политике рассекречивается и публикуется через 35 лет после их написания, некоторые документы не будут рассекречены и по прошествии этого срока. Вместе с тем отдельные группы источников доступны исследователям уже сегодня. Во-первых, это нарративные источники: тексты выступлений самого Дж. У. Буша, членов его администрации, депутатов Конгресса того периода. В данном контексте помимо ресурсов Белого дома интерес представляют материалы, собранные авторами исследовательского проекта «Американский Президент», который на протяжении длительного периода реализуется учеными из университета Калифорнии в Санта-Барбаре5. Ценность этих материалов заключается в том, что тексты выступлений президентов США снабжены комментариями, которые подчас представляют не меньший интерес для ученых, чем сами тексты выступлений. Тексты выступлений Дж. У. Буша составят значительную часть источниковой базы данной статьи.

Во-вторых, это мемуары. Мемуары самого Дж. У. Буша были опубликованы в США в 2010 г. и переведены на русский язык в 2011 г.6 Помимо них определен-

3 Ланко Д. А. Внешнеполитическая практика администрации Дж. Буша-мл. в свете тендер-

ного подхода в современной политической науке // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2011. № 3. С. 32-39; Лексютина Я.В. Политика США по отношению к Тайваню в контексте американо-китайских отношений в начале XXI века // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. № 1. С. 197-220; Теджетова Н. Г. Однопо-лярный мир Дж. У. Буша и реалии Латинской Америки // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 6. С. 79-88; Троицкий М.А. Глобальная стратегия США в приложении к СНГ // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 3. С. 39-52; Фурсов К. А. Буш и Азия // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. Реферативный журнал. 2008. № 4. С. 27-44; Шаклеина Т.А. Эволюция глобальной стратегии США (2001-2011) // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2011. № 3. С. 35-58; Шенин С.Ю. Генезис внешней политики Дж. Буша-мл. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2013. № 5 (521). С. 59-72; Ширяев Б. А., Богус-? лавская Ю. К. НАТО во внешнеполитической стратегии США: перспективы превращения Организации Североатлантического договора в политический форум // Управленческое ^ консультирование. 2013. № 4 (52). С. 37-45; Ярыгин Г. О., Цветкова Н. А. Ме1с^еп8 как

5 новая целевая аудитория Интернет-дипломатии США // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 207-211.

ГО

«

св Я

=s

S

Гринстайн Ф. И. Джордж У. Буш: человек и лидер // Личность. Культура. Общество. 2008.

^ Т. Х. № 3-4. С. 146-164.

\о CP 5

Woolley J.P., Peters G. The American Presidency Project [online]. Santa Barbara, CA. Available from World Wide Web at URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ [12.11.2010].

6 Буш Дж. Ключевые решения / Пер. с англ. О. Акимовой, М. Козыревой, Е. Ганиевой. М.: Олма-пресс, 2011.

4

ный интерес представляют также мемуары его жены Л. Буш, государственного секретаря К. Райс, министра финансов Г. Полсона, директора ЦРУ Дж. Тенета и министра обороны Д. Рамсфелда7. Анализ только повествовательных источников (хотя в данной статье будут использованы и некоторые несекретные документы по внешней политике США в период президентства Дж. У. Буша) не позволяет определить истинные причины тех или иных внешнеполитических решений. Однако их анализ позволяет воссоздать контекст, в котором принимались эти решения, попытка чего и будет предпринята в данной статье.

Представляется, что внешнеполитическое наследие Дж. У. Буша применительно к отношениям с Россией заключается именно в том, что в период его президентства изменился американский контекст российско-американских отношений. Проще говоря, в январе 2001 г., когда Дж. У. Буш занял Овальный кабинет Белого дома, большая часть американской элиты, ответственной за принятие внешнеполитических решений, пребывала во власти убеждения, что основная угроза безопасности США исходит из России. Когда же в январе 2009 г. Дж. У. Буш уступил Овальный кабинет новому президенту США Б. Х. Обаме, большая часть американской элиты была убеждена, что основная угроза безопасности США исходит из мусульманского мира. На такое изменение американского контекста российско-американских отношений повлиял и ряд объективных факторов, в первую очередь террористические акты в Вашингтоне и Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Однако значительную роль здесь сыграли и убеждения Дж. У. Буша, его личная дипломатия, включая и отношения с В. В. Путиным.

Методологически данная статья исходит из того же принципа, из которого исходили Э. Ро и Дж. Герберт при составлении своего сборника статей, посвященных президентству Дж. У. Буша8. Они противопоставили первый и второй президентские сроки Дж. У. Буша, справедливо указывая на то, что подчас политика 43-го президента США в годы его второго президентского срока противоречила его же политике во время первого срока. Например, в 2001-2004 гг. он зачастую игнорировал мнение крупных европейских держав по внешнепо- ^

„ о

литическим вопросам, чем вызвал серьезный кризис в трансатлантических от- Сношениях, а в 2005-2008 гг. приложил значительные усилия для улучшения ^ отношений со «старым светом». В данной статье первый и второй президент- ^ ские сроки Дж. У. Буша также будут рассмотрены отдельно, хотя, как будет по- g казано ниже, его отношение к России не менялось. ^

' та

О

7 Bush L. Spoken from the Heart. New York: Scribner, 2010; Rice C. No Higher Honor: A Memoir ^

of My Years in Washington. New York: Broadway Paperbacks, 2012; Paulson H. M. On the ¡3

Brink: Inside the Race to Stop the Collapse of the Global Financial System. New York: Business Hi Plus, 2011; Tenet G. At the Center of the Storm: My Years at the CIA. New York: Harper £

Collins, 2007; RumsfeldD. Known and Unknown: A Memoir. New York: Sentinel, 2007. л

8 Wroe A., Herbert J. (eds.) Assessing the George W. Bush Presidency: A Tale of Two Terms. .S3

Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009. oo

Дж. У. Буш и Россия в 2001-2004 гг.

Российско-американские отношения стали центральным вопросом внешней политики для Дж. У. Буша еще в период его первой президентской избирательной кампании в 2000 г. Его главным советником по вопросам внешней политики стала К. Райс, профессор Стэнфордского университета и директор отдела Советского Союза и Восточной Европы в Совете национальной безопасности США в 1989-1991 гг., в период президентства Дж. Г. У. Буша-старшего9. Ее первая монография была посвящена советскому влиянию на процесс формирования и реформирования вооруженных сил Чехословакии в 1948-1983 гг.10 Под ее влиянием вопросы стратегического разоружения стали рассматриваться Дж. У. Бушем в качестве важнейших вопросов российско-американских отношений. Когда Дж. У. Буш занял Овальный кабинет Белого дома, наиболее острыми ему виделись две проблемы. Во-первых, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-II), подписанный в январе 1993 г. президентами Б. Н. Ельциным и Дж. Г. У. Бушем-старшим, не был ратифицирован ни Верховным Советом, ни позднее Государственной Думой Российской Федерации, и его следовало заменить новым договором. Во-вторых, Россия резко выступала против американских планов по созданию национальной противоракетной обороны, что запрещалось Договором о противоракетной обороне 1972 г.

В 2001 г. Дж. У. Бушу представлялось, что обе проблемы могут быть легко решены. Гарантией открытости России в вопросах сокращения арсеналов оружия массового поражения, по мнению Дж. У. Буша, являлось ее сотрудничество с США в рамках «Программы совместного уменьшения угрозы» (так называемая «Программа Нанна-Лугара»). Хотя пересмотр принципов реализации этой программы стал одним из пунктов внешнеполитической программы, с которой Дж. У. Буш пришел в Белый дом, он неоднократно заявлял о том, что речь идет ^ исключительно о повышении эффективности программы, но не о сокращении Ц финансирования, а тем более о ее закрытии11. Напротив, когда в марте 2002 г. аме-^ риканская сторона приостановила финансирование программы из-за подозре-^ ний, что Россия скрывает свои арсеналы химического и биологического оружия, ^ Дж. У. Буш в январе 2003 г. лично распорядился восстановить финансирование ^ без каких-либо условий12. Более того, Дж. У. Буш исходил из убеждения, что Jg и планы по созданию национальной противоракетной обороны США не долж-u ны восприниматься Россией в качестве угрозы, поскольку США реализуют эти s планы в открытую. В ходе своей первой после инаугурации пресс-конференции

О _

g 9 Sciolino E. Bush's Foreign Policy Tutor: An Academic in the Public Eye // The New York Times.

=s 2000. June 16. §

g 10 Rice C. The Soviet Union and the Czechoslovak Army, 1948-1983: Uncertain Allegiance. Si, Princeton: Princeton University Press, 1984.

^ 11 Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2001. March 29.

g 12 Козичев Е. Как работала Программа Нанна-Лугара: история вопроса // КоммерсантЪ. С 2012. 10 октября.

Дж. У. Буш заявил о своем намерении предоставить президенту России В. В. Путину максимум информации об этих планах, что, по его мнению, должно способствовать уменьшению озабоченности этими планами со стороны России13.

Первая встреча Дж. У. Буша и В. В. Путина прошла в Словении в июне 2001 г. В ходе пресс-конференции по завершении этой встречи Дж. У. Буш заявил, что он «смог понять его душу»14. Эту фразу журналисты припоминали ему в ходе практически всех последующих пресс-конференций, когда речь заходила о российско-американских отношениях. Во второй половине 2001 г. российский и американский лидеры встречались еще три раза: в июле в Генуе, в октябре в Шанхае и в ноябре в Вашингтоне15, и каждая встреча сопровождалась пресс-конференцией. Всего за два своих президентских срока Дж. У. Буш встречался с В. В. Путиным 29 раз, однако пресс-конференции проходили по итогам только одиннадцати встреч.

Пока президент США продолжал в ходе всех встреч с В. В. Путиным повторять, что он лично не считает Россию врагом Америки, министерство обороны США продолжало рассматривать ее в качестве одного из вероятных противников. Так, в начале 2002 г. в министерстве был подготовлен второй обзор ядерной политики США (первый вышел в 1994 г.), который предполагалось сделать секретным, однако журналисты газеты «Лос-Анджелес Таймс» получили доступ к части текста, в которой Россия была названа в числе семи стран, против которых не исключалось применение Соединенными Штатами ядерного оружия16. Сразу после публикации в «Лос-Анджелес Таймс» состоялась пресс-конференция Дж. У. Буша, на которой ему был задан соответствующий вопрос. Он не стал отрицать актуальности ядерного сдерживания и в XXI в., однако сосредоточился на договоре с Россией о сокращении стратегических наступательных потенциалов, переговоры по которому велись в это время17. Договор был подписан в Москве 24 мая 2002 г.

Директор Института США и Канады РАН С. М. Рогов, оценивая этот договор, полагал, что договор сделает «ситуацию в российско-американских стратегических отношениях на ближайшее десятилетие достаточно предсказуемой и стабильной»18. И действительно, до апреля 2010 г., когда был подписан ö новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений ^

13

--с

13 Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2001. February 22. g

14 Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Kranj, Slovenia. 2001. June 16.

J 1-е

15 Bush G. W.: 1) President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Genoa, -2

Italy. 2001. July 22; 2) President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. д Shanghai, People's Republic of China. 2001. October 21; 3) President's News Conference with £g President Vladimir Putin of Russia. Washington, D.C. 2001. November 13.

16 Savage D. G. Nuclear Plan Meant to Deter // Los Angeles Times. 2002. March 11. J

17 Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2002. March 13. a!

18 Рогов С. М. Капитуляция или переход к партнерству? // Независимое военное обозрение. .S3

2002. 24 мая. £

(СНВ-III), ни одна сторона не попыталась досрочно выйти из него, несмотря на российско-американские противоречия по проблеме противоракетной обороны. А менее недели спустя после подписания Московского договора, 28 мая, была подписана Римская декларация, определившая новый формат отношений между Россией и Организацией Североатлантического договора в рамках Совета Россия-НАТО19. Наконец, 17 сентября 2002 г. Дж. У. Буш подписал текст новой Стратегии национальной безопасности США — важнейшего открытого документа по американской внешней политике, — в котором Россия была названа одним из трех «новых центров силы», вместе с Китаем и Индией20.

14 июня 2002 г. США официально вышли из Договора по противоракетной обороне, в ответ Россия вышла из договора СНВ-II, хотя только что подписанный Московский договор еще не был ратифицирован ни Сенатом США, ни Государственной Думой России. В 2003 г. к старым разногласиям между Россией и США добавились новые. 20 марта 2003 г. началась война в Ираке, которую осудили Россия, Франция и Германия. Однако позиция В. В. Путина по Ираку вызвала гораздо меньше возмущения со стороны Дж. У. Буша, чем позиция германского канцлера Г. Шредера или французского президента Ж. Ширака. В результате, несмотря на разногласия, отношения между двумя лидерами и двумя государствами остались доверительными. И когда в сентябре 2003 г. на пресс-конференции по итогам встречи Дж. У. Буша и В. В. Путина в загородной резиденции президентов США Кемп-Дэвид, штат Мэриленд, корреспондент информационного агентства «Рейтер» К. Боэн задала вопрос, почему, несмотря на разногласия по Ираку, отношения между двумя лидерами и двумя странами остаются хорошими, Дж. У. Буш ответил одним словом: «Доверие»21. 25 октября 2003 г. в России был арестован олигарх М. Б. Ходорковский, по поводу чего часть американской элиты выразила озабоченность. Однако Дж. У. Буш публично хранил молчание по данному вопросу вплоть до завершения судебного про-^ цесса по «делу ЮКОСа» в мае 2005 г. Лишь тогда он признал, что «часть его Ад-Ö министрации действительно рассматривала это дело таким образом, как будто J исход процесса был предопределен заранее», и что он ранее «высказывал свою « озабоченность по поводу этого случая Президенту Путину»22. В 2003-2004 гг.

Дж. У. Буш отказывался давать публичные комментарии по этому поводу. 23 но-% ября 2003 г. президент Грузии Э. А. Шеварназде был вынужден покинуть стра-s ну в результате массовых беспорядков, получивших название «революции роз»,

и ы

tr1 -

19 Римская декларация. Отношения Россия-НАТО: новое качество. Декларация глав госу-g дарств и правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО. Подписана s в Риме 28 мая 2002 г.

20 Bush G. W. The National Security Strategy of the United States of America. Signed by the S President of the United States of America on September 17, 2002.

^ 21 Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Camp David, ^ Maryland. September 27, 2003.

Ö 22 Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2005. May 31.

4 января 2004 г. были проведены президентские выборы, на которых победил М. Н. Саакашвили, а 25 февраля Дж. У. Буш принял его в Белом доме. Наконец, 29 марта 2004 г. произошло еще одно знаковое для российско-американских отношений событие — в НАТО формально вступили семь новых стран, включая три бывшие советские республики: Эстонию, Латвию и Литву.

Поддержка «революции роз» со стороны США, принятие в НАТО стран Балтии и критика со стороны Дж. У. Буша, пусть и не публичная, «дела ЮКОСа» не могли вызвать восторга у В. В. Путина.

Еще больше российско-американские отношения ухудшились после террористического акта в Беслане 1 сентября 2004 г. Озабоченность В. В. Путина вызвал тот факт, что бывшего соратника террориста Ш. С. Басаева, так называемого министра иностранных дел Чеченской Республики Ичкерия И. Х. Ахмадова, которому ранее в 2004 г. было предоставлено политическое убежище в США, представители американской элиты продолжали принимать и после сентября 2004 г. (В 2010 г., когда И. Х. Ахмадов опубликовал в Великобритании книгу о Чеченской войне, написанную им в соавторстве, ей было предпослано предисловие советника президента США Дж. Картера по национальной безопасности З. Бжезинского.)23 24 сентября 2004 г. В. В. Путин по сути заявил о том, что США поддерживают терроризм, когда указал на недопустимость «использовать одни звенья международной террористической сети для достижения геополитических интересов в отношениях с другими странами, утверждая, что две другие головы гидры являются опасными, а одна — нет»24.

Во время встречи в рамках саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического партнерства, который прошел в Сантьяго, Чили, 20-21 ноября 2004 г., т.е. уже после президентских выборов в США, российский и американский лидеры обменялись резкими заявлениями уже публично. В. В. Путин обвинил США во вмешательстве во внутренние дела Грузии, Дж. У. Буш в ответ выразил озабоченность отменой губернаторских выборов в России25. Ситуация еще более обострилась, когда на следующий день после завершения саммита,

22 ноября 2004 г. в Киеве начались массовые беспорядки, получившие назва-

О

ние «оранжевой революции». Несмотря на изменение отношения В. В. Пу- -Ci

ГО

тина к Дж. У. Бушу, отношение последнего к российскому лидеру и России ^ в целом не изменилось. Через месяц после саммита в Чили, отвечая на вопрос ^ корреспондента информационного агентства «Ассошиэйтед пресс» Т. Ханта g

об итогах переговоров с В. В. Путиным в Сантьяго, он вновь заявил о «хороших ^

"26 и личных отношениях» с российским лидером26. -g

--сл

23 Akhmadov I., Lanskoy М. The Chechen Struggle: Independence Won and Lost. London: д

Palgrave Macmillan, 2010. tg

24 Путин В. В. Ответы на вопросы на Всемирном конгрессе информационных агентств «Ин- -а

формация: вызовы XXI века». Москва. 2004. 24 сентября. <3

25 Meysan T. Asian — Pacific States Snub George W. Bush // Voltaire Network. 2004. December 10. a!

URL: http://www.voltairenet.org/article30013.html [16.07.2014]. ^

26 Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2004. December 20. oo

Дж. У. Буш и Россия в 2005-2008 гг.

На протяжении всего своего президентства Дж. У. Буш продолжал защищать Россию и лично В. В. Путина в своих публичных выступлениях. Различие между первым и вторым президентскими сроками Дж. У. Буша заключалось не в том, что его отношение к России изменилось, но в том, что проводить в жизнь внешнеполитические решения, основанные на таком отношении, ему стало одновременно сложнее и легче. Сложнее — потому что активизировались союзники США, критически настроенные по отношению к России. Во-первых, ряд государств Центральной и Восточной Европы начиная с 1990-х гг. был традиционно критически настроен по отношению к России, и одновременно эти страны проявили себя в качестве верных союзников США в таком важном для Дж. У. Буша вопросе, как война в Ираке27. Во-вторых, после «цветных революций» Грузия и Украина, которые ранее балансировали между сотрудничеством с Россией и оппонированием ей, сменили свое отношение к России на резко критичное. Дж. У. Буш, поддержавший «цветные революции», не мог не учитывать позицию правящих в этих странах политических режимов. В результате он принял компромиссное решение по вопросу об участии в мероприятиях, посвященных 60-й годовщине окончания Второй мировой войны, которые проходили в Москве 9 мая 2005 г. С одной стороны, он принял приглашение В. В. Путина приехать в Москву на День победы. С другой стороны, его зарубежное турне было построено таким образом, чтобы удовлетворить и критически настроенных по отношению к России союзников США.

6-7 мая 2005 г. он прилетел в Латвию, где встретился с лидерами всех трех стран Балтии: латвийским президентом В. Вике-Фрейбергой, эстонским — А. Рюйтелем и литовским — В. Адамкусом. Любопытно, что в ходе пресс-конференции в Риге единственный вопрос, заданный Дж. У. Бушу журналиста-^ ми из стран Балтии, в котором упоминалась Россия, был о том, нет ли у США Ц и России планов объединить усилия с целью не допустить переизбрания ^ А. Г. Лукашенко президентом Беларуси на новый срок. Дж. У. Буш отверг саму и возможность существования таких планов28. 7-8 мая он посетил Нидерланды, ^ где произнес речь на американском военном кладбище, 8-9 мая Дж. У. Буш % был в Москве, а 9-10 мая он посетил Тбилиси, где в ходе пресс-конференции Jg ему пришлось отвечать на вопрос, что США собираются сделать для того, что-8 бы с территории Грузии исчезли российские военные базы29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sr1 S

^ _

н 27 См.: Bush G. W. President's News Conference with European Union Leaders. Brüssels, Belgium.

s 2005. February 22.

s 28 Bush G. W. President's News Conference with President Vaira Vike-Freiberga of Latvia,

^ President Arnold Ruutel of Estonia, and President Valdas Adamkus of Lithuania. Riga, Latvia.

^ 2005. May 7. \o

^ 29 Bush G. W. President's News Conference with President Mikhail Saakashvili of Georgia. Tbilisi,

Ö Georgia. 2005. May 10.

Одновременно во время второго президентского срока Дж. У. Бушу стало проще защищать свое отношение к России и В. В. Путину, поскольку появились реальные результаты американо-российского сотрудничества в различных регионах мира. Так, одним из важнейших внешнеполитических итогов президентства Дж. У. Буша стало появление формата Шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме, что едва ли было возможно без поддержки России30. 26 января 2005 г. в ходе пресс-конференции, созванной пресс-службой Белого дома после инаугурации Дж. У. Буша на второй президентский срок, журналист Д. Зангер из «Нью-Йорк Таймс» спросил его, не планирует ли он уступить В. В. Путину в вопросах демократизации в России «в обмен» на сотрудничество последнего в вопросах безопасности в Азии. Дж. У. Буш дал высокую оценку сотрудничеству с Россией, однако подчеркнул, что он и впредь будет честно высказывать В. В. Путину свое мнение по вопросам демократизации в России, как он это сделал в Чили в 2004 г.

Любопытно, что, признавая значимую роль России в Шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме, Дж. У. Буш ни разу не дал столь высокой оценки роли России в Квартете по ближневосточному урегулированию. Как и Шестисторонние переговоры, Квартет был создан в период президентства Дж. У. Буша. Однако в ходе совместной пресс-конференции с В. В. Путиным по итогам российско-американских переговоров в кулуарах саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г. Дж. У. Буш не упомянул ни сам Квартет, ни роль России в нем, несмотря на то что ближневосточное урегулирование стало одной из наиболее актуальных тем петербургского саммита31. Между тем в дни петербургского саммита начался вооруженный конфликт между Израилем и Ливаном, и Дж. У. Буш узнал о нем, находясь в Санкт-Петербурге.

Что касается роли России в урегулировании иранской ядерной проблемы, то отношение к ней Дж. У. Буша было двояким. С одной стороны, он высказывал свою озабоченность сотрудничеством между Россией и Ираном в сфере атомной энергетики еще в годы первого президентского срока. Кроме того, во вре- ^ мя второго президентского срока Дж. У. Буша Россия резко выступила против С!

ГО

ужесточения санкций против Ирана, на чем настаивала администрация США. ^ С другой стороны, осуждая введение санкций против Ирана, Россия одновре- ^ менно выступила с альтернативным предложением: поставлять топливо для | иранских атомных электростанций и вывозить оттуда отработанное топливо, ^ тем самым предотвращая возможность появления у Ирана ядерного оружия. -с

30 Ланцова И. С. Проблема управления межкорейским конфликтом после окончания холодной войны во внешней политике США и Республики Корея // Вестник Санкт- S3 Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Пра- £ во. Международные отношения. 2012. № 3. С. 110-116. -ц

31 Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Strelna, ^ Russia. 2006. July 15.

Это предложение получило высокую оценку Дж. У. Буша32. Не менее высокую оценку 43-го президента США получила и роль России на переговорах в формате «5+1» по иранской ядерной проблеме, которые начались в июне 2006 г.33

В условиях, когда Дж. У. Буш крайне высоко оценивал роль России на переговорах по ядерным проблемам Северной Кореи и Ирана, знаменитая Мюнхенская речь В. В. Путина не произвела на него значимого впечатления34. Когда корреспондент «Ассошиэйтед пресс» Т. Хант задал Дж. У. Бушу вопрос, означает ли Мюнхенская речь В. В. Путина ухудшение американо-российских отношений, американский лидер в очередной раз подтвердил, что, по его оценке, В. В. Путин — это всё тот же человек, о котором он положительно отзывался в 2001 г., и с которым он продолжит работу по широчайшему кругу вопросов35. На пресс-конференции 17 октября 2007 г., когда корреспондент информационного агентства «Фокс Ньюс» Б. Байер задал ему вопрос о том, что он думает по поводу выступления В. В. Путина на Втором Каспийском саммите в Иране, в котором российский лидер якобы предостерег против возможного применения силы в отношении Ирана со стороны США, Дж. У. Буш отказывался верить в то, что российский президент действительно это сказал.

Президент США дважды переспросил, точно ли российский лидер упомянул США в данном контексте, а получив положительный ответ, сослался на плохое знание вопроса, поскольку еще не встретился с К. Райс, которая только что вернулась из своей поездки в Москву36. Сомнения Дж. У. Буша здесь оказались справедливыми: в тегеранской речи Путин не упомянул напрямую США, когда говорил о «невозможности предоставления своей собственной территории для других стран в случае агрессии либо каких-либо военных действий в отношении одного из прикаспийских государств»37. Несмотря на то что Россия продолжала сотрудничать с Ираном в вопросах атомной энергетики и отказывалась поддержать предлагаемые США санкции, в глазах американского лиде-^ ра она продолжала играть значимую роль в переговорах по иранской ядерной G проблеме, а В. В. Путин оставался для него автором компромиссной схемы обо-J гащения урана для иранских атомных электростанций за пределами Ирана. « В конце 2007 — начале 2008 г. американские средства массовой информа-jH ции активно обсуждали парламентские и президентские выборы в России. ^ 28 февраля 2008 г., за два дня до президентских выборов, корреспондент ин-s формационного агентства «Эн-Би-Си» Д. Грегори спросил Дж. У. Буша, в ка-

о _

g 32 Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2005. December 19.

cT 33 Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2006. December 20.

s 34 См.: Путин В. В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам по-Jg литики безопасности. Мюнхен, Федеративная Республика Германия. 2007. 10 февраля.

3 35 Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2007. February 14.

^ 36 Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2007. October 17. \o

^ 37 Путин В. В. Выступление на открытии Второго Каспийского саммита. Тегеран, Иран. Й 2007. 16 октября.

кой мере, по его мнению, Д. А. Медведев сможет стать самостоятельным президентом России, а в какой — зависимым от премьер-министра В. В. Путина. Дж. У. Буш ответил, что он сможет судить об этом, когда увидит, кто будет представлять Россию на саммите «большой восьмерки» в Японии38. 6 апреля 2008 г. Дж. У. Буш встретился с В. В. Путиным и Д. А. Медведевым в Сочи. На совместной пресс-конференции его спросили, показался ли ему Д. А. Медведев, как ранее В. В. Путин, заслуживающим доверия. Дж. У. Буш ответил, что новый российский президент показался ему умным39. До этого Дж. У. Буш уже трижды встречался с Д. А. Медведевым в США. Встреча в Сочи стала последней встречей Дж. У. Буша с президентом В. В. Путиным. 7-9 июля на саммите «большой восьмерки» в Японии Россию представлял Д. А. Медведев.

Однако 8 августа 2008 г., в день открытия летних Олимпийских игр, Дж. У. Буш встретится с премьер-министром В. В. Путиным в Пекине. В тот день началась война в Южной Осетии, и В. В. Путин стал одним из первых, с кем Дж. У. Буш смог это обсудить. Этим объясняется, почему изначально реакция Дж. У. Буша на начало войны была столь мягкой, а жесткая реакция со стороны США последовала лишь после его возвращения 11 августа в Вашингтон. В ходе последующих своих пресс-конференций, где он много говорил о международной проблематике: в Вашингтоне 20 сентября, принимая президента Колумбии А. Урибе Велеса40, и в Кабуле 15 декабря41, находясь в гостях у президента Афганистана Х. Карзая, — Дж. У. Буш не упоминал ни Россию, ни Грузию. Не имея возможности в сложившихся обстоятельствах оправдать позицию России по Южной Осетии и Абхазии, Дж. У. Буш предпочел вообще не говорить об этом.

* * *

За годы своего президентства Дж. У. Буш смог изменить американский контекст отношений с Россией. Если до него среди американской элиты доминировали представления, сохранившиеся со времен «холодной войны», что наи- ^ большая опасность для США исходит из России, то к концу его президентства § начали доминировать представления о том, что наибольшая опасность исходит ^ из мусульманского мира. Добиться этого результата позволила в том числе ^ личная дипломатия Дж. У. Буша, отраженная в его публичных выступлени- | ях. Несмотря на разногласия между США и Россией, Дж. У. Буш неизменно Д

38 Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2008. February 28.

39 Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Sochi, ® Russia. 2008. April 6. g

40 Bush G. W. President's News Conference with President Alvaro Uribe Veles of Colombia. Washington, D.C. 2008. Sepetmber 20. $

41 Bush G. W. President's News Conference with President Hamid Karzai of Afghanistan. Kabul, ^

Afghanistan. 2008. December 15.

CO

подчеркивал значимость американо-российских отношений, которая, по его мнению, перевешивала эти разногласия. Представляется возможным выделить пять тактических приемов, к которым прибегал Дж. У. Буш при проведении данного курса в своей личной дипломатии.

Во-первых, в своих публичных выступлениях он неоднократно указывал на хорошие личные отношения, которые сложились у него с российским лидером В. В. Путиным, несмотря на политические разногласия между ними. Во-вторых, Дж. У. Буш неоднократно указывал на честность как важнейшую черту российского президента: в тех случаях, когда решения, принимаемые его российским партнером, противоречили его убеждениям, Дж. У. Буш неизменно подчеркивал, что эти решения В. В. Путин реализовывал не втайне, но открыто, не уходя от обсуждения своей политики с ним. В-третьих, Дж. У. Буш полагал правильным всемерно вовлекать Россию в обсуждение международных проблем, вызывавших озабоченность последней: он отстаивал преимущества диалога, пусть и проходящего в режиме конфронтационной откровенности, по сравнению с односторонними действиями при отсутствии диалога.

В-четвертых, в период президентства Дж. У. Буша были созданы многосторонние механизмы обсуждения международных кризисов: шестисторонние переговоры по северокорейской ядерной проблеме и переговоры в формате «5+1» по иранской ядерной проблеме. Дж. У. Буш неизменно подчеркивал роль России в этих переговорах. В-пятых, когда Дж. У. Буш в силу своего видения национальных интересов США не мог оправдывать действия России, например признание независимости Южной Осетии и Абхазии, он просто замалчивал эти события, считая взаимовыгодные отношения с Россией более значимой ценностью. Использование этих приемов в личной дипломатии Дж. У. Буша способствовало формированию нового контекста американо-российских отношений в самих США. В результате взаимоотношения двух держав в первом ^ десятилетии XXI в. оказались более продуктивными, чем в предыдущее и по-Ö следующее десятилетие.

СГ, £

s

g References

^ Akhmadov I., Lanskoy M. The Chechen Struggle: Independence Won and Lost. London:

« Palgrave Macmillan, 2010.

g Bush G. W. Decision Points. New York: Broadway Books, 2010.

F Bush G. W. President's News Conference with European Union Leaders. Brussels, Bel-

^ gium. 2005. February 22.

Ü Bush G. W. President's News Conference with President Alvaro Uribe Veles of Colombia.

Ü Washington, D.C. 2008. September 20.

§ Bush G. W. President's News Conference with President Hamid Karzai of Afghanistan.

^ Kabul, Afghanistan. 2008. December 15.

<o Bush G. W. President's News Conference with President Mikhail Saakashvili of Georgia.

£ Tbilisi, Georgia. 2005. May 10.

CD

С

ff. A. RaHKO

131

Bush G. W. President's News Conference with President Vaira Vike-Freiberga of Latvia, President Arnold Ruutel of Estonia, and President Valdas Adamkus of Lithuania. Riga, Latvia. 2005. May 7.

Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Genoa, Italy. 2001. July 22.

Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Kranj, Slovenia. 2001. June 16.

Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Shanghai, People's Republic of China. 2001. October 21.

Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Washington, D.C. 2001. November 13.

Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Camp David, Maryland. 2003. September 27.

Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Strel-na, Russia. 2006. July 15.

Bush G. W. President's News Conference with President Vladimir Putin of Russia. Sochi, Russia. 2008. April 6.

Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2001. March 29.

Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2001. February 22.

Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2002. March 13.

Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2004. December 20.

Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2005. May 31.

Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2005. December 19.

Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2006. December 20.

Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2007. February 14.

Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2007. October 17.

Bush G. W. President's News Conference. Washington, D.C. 2008. February 28.

Bush L. Spoken from the Heart. New York: Scribner, 2010.

Bush G. W. The National Security Strategy of the United States of America. Signed by the President of the United States of America on September 17, 2002.

Greenstein F.I. George W. Bush: chelovek i lider // Lichnost', kul'tura, obshchestvo. 2008. Vol. 10. № 3-4. P. 146-164.

Fursov K. A. Bush i Aziya // Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zaru-bezhnaya literatura. Ser. 9: Vostokovedenie i afrikanistika. Referativnyy zhurnal. 2008. № 4. § P. 27-44. £

Kozichev E. Kak rabotala programma Nunn-Lugar: istoriya voprosa // Kommersant. 2012. October 10.

Kuznetsov D. V. Amerikanskoye obshchestvennoye mneniye i ispol'zovaniye voennoy sily. ¿J Period prezidentstva G. Busha-mladshego (2001-2009). Moscow: URSS, 2011. ^

Lanko D. A. Vneshnepoliticheskaya praktika Administratsii G. Busha-ml. v svete gender- 'g nogo podhoda v sovremennoy politicheskoy nauke // Vestnik Moskovskogo universiteta. .a Ser. 12: Politicheskie nauki. 2011. № 3. P. 32-39. ^

Lantsova I. S. Problema upravleniya mezhkoreyskim konfliktom posle okonchaniya ho- -3 lodnoy voyny vo vneshney politike SShA i Respubliki Korea // Vestnik Sankt-Peterburgs- g kogo universiteta. Ser. 6: Filosofiya. Kul'turologiya. Politologiya. Pravo. Mezhdunarodnye tu otnosheniya. 2012. № 3. P. 110-116. 5

'3

CO

132

AM. y. EyM u Poccun

Leksyutina Y. V. Politika SShA po otnosheniyu k Tayvanyu v kontekste amerikano-kitay-skih otnosheniy v nachale 21 veka // Politicheskaya ekspertiza: POLITEX. 2009. № 1. P. 197-220.

Meysan T. Asian — Pacific States Snub George W. Bush // Voltaire Network. 2004. December 10. URL: http://www.voltairenet.org/article30013.html [16.07.2014].

Paulson H. M. On the Brink: Inside the Race to Stop the Collapse of the Global Financial System. New York: Business Plus, 2011.

Pushkarev L. N. Klassifikatsiya russkih pis'mennyh istochnikov po otechestvennoy istorii. Moscow: Nauka, 1975.

Putin V. V. Speech and the Following Discussion at the Munich Conference on Security Policy. Munich, Germany. 2007. February 10.

Putin V. V. Speech at the Opening of the Second Capian Summit. Tehran, Iran. 2007. October 16.

Putin V. V. Reponse to a Question at the Press-Conference Following the Meetings of the Eurasian Economic Community Interstate Council and the Collective Security Treaty Organization's Collective Security Council. Astana, Kazakhstan. 2004. June 18.

Putin V. V. Speech at the World Congress of News Agencies. Moscow, Russia. 2004. September 24.

Declaration by Heads of States and Government of NATO Member States and the Russian Federation. NATO — Russia Relations: A New Quality. Signed in Rome, Italy. 2002. May 28.

Rice C. The Soviet Union and the Czechoslovak Army, 1948-1983: Uncertain Allegiance. Princeton: Princeton University Press, 1984.

Rice C. No Higher Honor: A Memoir of My Years in Washington. New York: Broadway Paperbacks, 2012.

Rogov S. M. Kapitulyatsiya ili perehod k partnerstvu? // Nezavisimoe voennoe obozrenie. 2002. May 24.

RumsfeldD. Known and Unknown: A Memoir. New York: Sentinel, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Savage D. G. Nuclear Plan Meant to Deter // Los Angeles Times. 2002. March 11.

Sciolino E. Bush's Foreign Policy Tutor: An Academic in the Public Eye // The New York _ Times. 2000. June 16.

£ Shakleina T.A. Evolyutsiya global'noy strategii SShA (2001-2011) // Vestnik Mos-G kovskogo universiteta. Ser. 25: Mezhdunarodnye otosheniya i mirovaya politika. 2011. № 3. <2 P. 35-58.

I-, Shenin S. Yu. Genezis vneshney politiki G. Busha-ml. // SShA i Kanada: ekonomika, polig tika, kul'tura. 2013. № 5 (521). P. 59-72.

ty Shiriaev B. A., Boguslavskaya Y.K. NATO vo vneshnepoliticheskoy strategii SShA: pers-jS pektivy prevrashcheniya Organizatsii Severotlanticheskogo dogovora v politicheskiy forum § // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2013. № 4 (52). P. 37-45.

££ Tedzhetova N. G. Odnopolyarnyy mir G. W. Busha i realii Latinskoy Ameriki // SShA H i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura. 2011. № 6. P. 79-88.

° Tenet G. At the Center of the Storm: My Years at the CIA. New York: Harper Collins, « 2007.

s Troitskiy M.A. Global'naya strategiya SShA v prilozhenii k SNG // SShA i Kanada: eko-£ nomika, politika, kul'tura. 2011. № 3. P. 39-52.

^ Woolley J.P., Peters G. The American Presidency Project [online]. Santa Barbara, CA. &1 Available from World Wide Web at URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ [12.11.2010].

CD

c

Wroe A., Herbert J. (eds.) Assessing the George W. Bush Presidency: A Tale of Two Terms. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2009.

Yarygin G. O, Tsvetkova N. A. Netcitizens kak novaya tselevaya auditoriya Internet-dip-lopatii SShA // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 3. P. 207-211.

3 -O

л

ig

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.