Научная статья на тему 'Дюркгейм сегодня'

Дюркгейм сегодня Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
420
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дюркгейм сегодня»

III. DURKHEIMIANA

А.Б. Гофман ДЮРКГЕЙМ СЕГОДНЯ

При жизни Дюркгейма воспринимали как социолога серьезного, добросовестного, основательного, стремящегося строить социологическое знание на крепком научном фундаменте, в котором теоретическая рефлексия сочетается с эмпирическим обоснованием. Но вместе с тем его не считали очень уж оригинальным и глубоким мыслителем, прокладывающим новые пути и определяющим судьбу социальной науки на долгие годы. В этом отношении в начале ХХ в. его оценивали как фигуру, значительно уступающую таким социальным ученым, как Герберт Спенсер1, Габриэль Тард или Георг Зиммель. Так оценивали его, в частности, в России и США.

Но судьбы научных идей, как и их творцов, изменчивы. Начиная с 1920-х годов имена трех последних авторов надолго уходят в тень. «Кто сегодня читает Спенсера?», - риторически вопрошал Толкотт Парсонс в своей знаменитой «Структуре социального действия» (1937)2. И отвечал: «Спенсер мертв». В этом же труде Парсонс обосновал актуальное значение Дюркгейма в ряду классиков теоретической социологии. Правда, важную роль в пропаганде и актуализации дюркгеймовского наследия в США ранее сыграл Питирим Сорокин [15], а затем Гарри Элперт, выпустивший в 1939 г. серьезный труд, посвященный творчеству французского социолога [4].

Но нет пророка в своем отечестве. Подобных основательных трудов во Франции практически не было. Имя Дюркгейма оставалось авторитетным во Франции до конца 1930-х годов, прежде всего, благодаря созданной им школе, представители которой играли ведущую роль в университетской системе Третьей республики. После Второй мировой войны, в

1 Популярность Спенсера, например, в то время была настолько велика, что в 1902 г. он выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. Правда, лауреатом он не стал (в том году премия была присуждена автору «Римской истории» Теодору Моммзену), но и сам факт выдвижения достаточно показателен.

2 Parsons T. The structure of social action. - N.Y.: McGraw Hill, 1937.

280

эпоху господства социологического эмпиризма, марксизма и экзистенциализма во Франции, его идеи в стране воспринимались уже как интеллектуальный анахронизм1. Серьезных исследований его творчества почти не было.

Но пришли 1970-е годы, и творчество Дюркгейма вновь стало объектом пристального внимания в мировой и французской социологии. Социологи заново стали открывать для себя неисчерпаемую глубину и тонкость его мысли. Появляется фундаментальная интеллектуальная биография Дюркгейма, написанная британским социологом Стивеном Люксом2. Во Франции формируется «Группа дюркгеймовских исследований» во главе с Филиппом Бенаром (Besnard), которая издает специальный бюллетень и ряд трудов, посвященных творчеству классика. Затем этот центр «эмигрирует» в США, где его возглавляет Роберт Алан Джонс3, с тем чтобы, в конце концов, осесть в Оксфорде, где он базируется и в настоящее время под названием «Британский Центр дюркгеймовских исследований»4.

Основателем и многолетним руководителем Центра стал британский социолог Уильям Пиккеринг, известный специалист по творчеству Дюрк-гейма, автор множества трудов о нем, в частности фундаментального труда о его социологии религии [14]. Центр функционирует при Институте социальной и культурной антропологии Оксфордского университета и, помимо кратких «Бюллетеней», издаваемых в электронном виде, в течение ряда лет издает ежегодник «Дюркгеймовские исследования» («Durkheimian studies / Etudes durkheimiennes»), включающий статьи и другие публикации на английском и французском языках.

Центр создал издательство «Durkheim press», издающее труды, так или иначе связанные с творчеством классика, совместно с международным издательством «Berghahn books». Помимо издательской деятельности, он постоянно устраивает различные научные мероприятия, конференции международного и локального масштаба, включая однодневные «Исследовательские дни» («Study days»). Активную роль в деятельности Центра играет Оксфордский Французский дом (Maison française d'Oxford), учреждение, пропагандирующее французскую культуру в Британии и развивающее связи между двумя странами по обе стороны Ла-Манша. Помимо творчества собственно Дюркгейма, Центр активно способствует исследованиям, посвященным созданной им школе, ее виднейшим представителям. Среди организованных им международных конференций можно назвать, в частности, посвященные творчеству Марселя Мосса (1996), 100-летию со дня опубликования дюркгеймовского «Самоубийства» (1997), 150-летию со

1 См. об этом: [1; 2].

2 См.: [12].

3 См. созданный им и вновь открытый и расширенный веб-сайт, посвященный жизни и творчеству Дюркгейма: http://durkheim.uchicago.edu/

4 См. сайт Центра: http://www.isca.ox.ac.uk/research/durkheimian-studies/

281

дня рождения Дюркгейма (2008)1. По материалам этих конференций издаются сборники научных трудов.

Классик на то и классик, чтобы в его творчестве можно было найти что угодно, или, точнее, что кому нравится. В разные периоды творчество Дюркгейма интерпретировалось по-разному, в зависимости от того, какие тенденции и моды доминировали в это время в социологии. Его интерпретировали как теоретика позитивистского натурализма, спиритуализма и даже материализма; как социалиста, либерала, солидариста, консерватора, реформиста и даже предшественника итальянского корпоративного фашизма; как сторонника «волюнтаристической» теории действия, «акцио-налиста» и «нормативиста»; как «социологиста», обосновывавшего точку зрения социального реализма, и как теоретика индивидуализма; как одного из родоначальников структурного функционализма и теоретика неоэволюционизма; как «культуралиста» и т.д.

Многие хотели и хотят видеть в Дюркгейме теоретического предтечу, опереться на него, с тем чтобы более эффективно развивать и продвигать свои собственные теоретические воззрения. Это вполне нормально и естественно; так происходило и происходит со многими классиками социологической мысли. Но вместе с тем он продолжает служить подлинным источником вдохновения для тех, кто по-настоящему стремится к постижению научной истины об обществе и к благу его членов. В нашу эпоху авторитет науки основательно поколеблен и извне, и изнутри нее. Понятие истины сегодня кажется уместным где угодно, вплоть до балета, но только не в науке. В этом контексте идеи Дюркгейма, искренне верившего в науку и ее возможности, могут казаться наивными. Это относится главным образом к циникам, слишком буквально понимающим тезис Людвига Витгенштейна о том, что наука - это лишь разновидность языковых игр, и рассматривающим занятия ею как своего рода цирковые номера или фокусы. Но именно в таких условиях вера в научное знание, которую исповедовал и проповедовал Дюркгейм (на самом деле далеко не такая наивная, как ее в наше время иногда изображают), обладает особой ценностью. Сегодня в ней особенно сильно нуждаются и мировоззрение, и практика, и сама наука.

В последние годы вышло и продолжает выходить множество трудов, посвященных различным аспектам творчества французского социолога. Среди них следует отметить выделяющееся своим масштабом (почти тысяча страниц текста, набранного мелким шрифтом) историко-социологическое исследование канадского социолога Марселя Фурнье, выполненное в жанре интеллектуальной биографии2.

1 См., например: [13; 7].

2 См.: [8]. Ранее Фурнье выпустил столь же всеохватывающую и фундаментальную интеллектуальную биографию племянника и последователя Дюркгейма Марселя Мосса. См.: [9].

282

Сегодня этот процесс интерпретации, реинтерпретации, пересмотра идей Дюркгейма продолжается. Поток исследований его творчества, от фундаментальных проблем до мелких нюансов, явно не уменьшается. И это отнюдь не славословия, гимны и дифирамбы вроде тех, что мы наблюдали и наблюдаем в странах победившего и побеждающего «единственно верного учения». Наоборот, критика французского классика иногда носит даже ожесточенный характер. Но это значит, что он действительно жив, и его творчество представляет отнюдь не только «исторический» интерес. Оно продолжает работать.

Разного рода юбилеи, памятные даты, связанные с классиком, играют в этом процессе стимулирующую роль. Помимо названных выше, множество научных конференций и трудов последних лет было связано с годовщинами выхода таких трудов Дюркгейма, как «О разделении общественного труда», «Метод социологии» и «Самоубийство»1.

2012 год тоже юбилейный. Исполнилось сто лет со дня выхода самого большого по объему и, по мнению ряда специалистов, самого значительного по содержанию из всех четырех главных трудов Дюркгейма. Речь, конечно, идет о его книге «Элементарные формы религиозной жизни: Тотемическая система в Австралии». Разумеется, это событие было отмечено рядом мероприятий и выходом ряда трудов. Вышел очередной номер основанного самим Дюркгеймом журнала «Социологический ежегодник», посвященный этой годовщине [10]. Ей же был посвящен и очередной выпуск упомянутого ежегодника «Durkheimian studies / Etudes durkheimiennes» и множество других публикаций.

Передо мной очередной, 22-й, выпуск «Бюллетеня» Британского Центра дюркгеймовских исследований2, присланный мне на электронный адрес редакцией 26 сентября 2012 г. Из него можно узнать, в частности, следующее. 1 декабря в Оксфорде Центр провел «Исследовательский день» («Study day») на тему «Дюркгейм и народная религия» («Durkheim and folk religion»), на котором с докладами выступили Уильям Пиккеринг («Дюркгейм и фольклор»), румынская исследовательница Иоана Репсюк («Folk religion in Romania and the work of Durkheim» и оксфордский исследователь Туркай Нефес («Ziya Gökalp's emphasis on Turkish folklore: A Durkheimian way of creating modern Turkey»). Кроме того, была представлена недавно вышедшая книга главного редактора ежегодника «Durkheimian studies / Etudes durkheimiennes» Вилли Уоттс-Миллера (Watts-Miller) из Бристольского университета «A Durkheimian quest: Solidarity and the sacred» [16]. Сообщается о прошедшей 6-8 июня 2012 г. в Париже конференции, организованной Высшей Нормальной школой и Коллеж де Франс и посвященной антропологическому анализу «Элементарных форм религиозной жизни». Далее следует сообщение о конферен-

1 См., в частности: [5; 6; 7; 11].

2 См.: The British centre for Durkheimian studies. - Bull. 22. - Mode of access: http:// www.durkheim.ca/?p=45

283

ции на тему «"Элементарные формы": 100 лет классики», состоявшейся 15-18 октября 2012 г. в Порту Аллегри, Бразилия; среди участников - уже упомянутый В. Уоттс-Миллер, видный американский социолог-теоретик Э. Тирякьян, Н. Аллен из Оксфордского института социальной и культурной антропологии и другие известные специалисты по творчеству Дюркгейма и его школы. Кроме того, сообщается, что недавно открылся Бразильский Центр дюркгеймовских исследований. Наконец, читатель извещается о том, что весной 2012 г. создана Канадская сеть дюркгеймов-ских исследований (The Canadian network of Durkheimian studies / Réseau canadien d'études durkheimiennes, CNDS / RCED), ближайшей задачей которой является подготовка специального выпуска журнала «Canadian journal of sociology», посвященного «Элементарным формам». Что касается главных целей Сети, то к ним относятся поддержка широких исследований (теоретических и эмпирических), связанных с творчеством Дюрк-гейма, развитие диалога, обмена и сотрудничества в данной области и получение и распределение ресурсов для преподавания дюркгеймовской социологии. Завершается этот номер «Бюллетеня» списком из 19 публикаций (не считая тех, что появились в «Дюркгеймовских исследованиях»), посвященных Дюркгейму и его школе и вышедших в разных странах в 2011-2012 гг.

Даже из одного этого номера маленького «Бюллетеня» видно, насколько в мире в наши дни велик интерес к творчеству Дюркгейма и его школы. Этот интерес был и остается значительным и в России. Несмотря на все коллизии российской истории, российская социальная и социологическая мысль активно воспринимала, оценивала, критиковала, использовала идеи Дюркгейма и его школы. Это относится и к досоветскому, и к советскому, и к постсоветскому периодам1. Именно в России впервые были переведены главные труды французского социолога - «О разделении общественного труда», «Метод социологии» и «Самоубийство».

И сегодня интерес в России к творчеству Дюркгейма не угасает. Оно по-прежнему остается объектом исследовательского внимания, в частности в диссертационных работах. Оно стимулирует актуальные научные поиски, как теоретические, так и эмпирические. Оно составляет важный элемент различных университетских курсов по социологии. Произведения Дюркгейма и его последователей в России издаются, переиздаются и, главное, читаются.

Итак, творчество Дюркгейма живо. «Социологический ежегодник» отмечает 100-летие со дня выхода «Элементарных форм» подборкой материалов, связанных с их автором. В настоящем разделе мы публикуем рефераты и обзоры нескольких исследований социологии Дюркгейма последних лет. Эти работы дают хотя и неполное, но достаточно адекватное представление о том, каковы нынешние прочтения, интерпретации и

1 См.: [3].

284

жизнь его идей, иными словами, каков сегодняшний Дюркгейм. Кроме того, мы впервые публикуем русский перевод одного из известных текстов самого классика, в котором представлены некоторые основополагающие принципы его мировоззрения.

Список литературы

1. Гофман А.Б. Дюркгеймовская социологическая школа (1979) // Гофман А.Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии. - М.: Наука, 2003. -С. 429-470.

2. Гофман А.Б. Социология во Франции (1920-1960-е гг.) // История теоретической социологии: ХХ век: Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса / Под ред. Ю.Н. Давыдова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект: Гау-деамус, 2010. - С. 243-262.

3. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. - М.: ГУ-ВШЭ, 2001. - 100 с.

4. AlpertH. Emile Durkheim and his sociology. - N.Y.: Columbia univ. press, 1939. - 233 p.

5. Division du travail et lien social: La thèse de Durkheim un siècle après / Sous la dir. de Ph. Besnard, M. Borlandi, W.P. Vogt. - P.: PUF, 1993. - 329 p.

6. Durkheim d'un siècle à l'autre: Lectures actuelles des «Règles de la méthode sociologique» / Sous la dir. de C.-H. Cuin. - P.: PUF, 1997. - 294 p.

7. Durkheim's Suicide: A century of research and debate / Ed. by W.S.F. Pickering, G. Walford. -L.; N.Y.: Routledge, 2000. - XIV, 209 p.

8. FournierM. Emile Durkheim, 1858-1917. - P.: Fayard, 2007. - 940 p.

9. FournierM. Marcel Mauss. - P.: Fayard, 1994. - 844 p.

10. L'Année sociologique. - P., 2012. - Vol. 62, N 2: Emile Durkheim: Les formes élémentaires de la vie religieuse, un siècle après / Etudes réunies et présentées par M. Borlandi. - 546 p.

11. Le suicide: Un siècle après Durkheim / Sous la dir. de M. Borlandi, M. Cherkaoui. - P.: PUF, 2000. - 260 p.

12. Lukes S. Emile Durkheim: His life and work: A historical and critical study. - N.Y.: Harper & Row, 1972. - XI, 676 p.

13. Marcel Mauss: A centenary tribute / Ed. by W. James, N.J. Allen. - N.Y.; Oxford: Berghahn books, 1998. - XII, 260 p.

14. Pickering W.S.F. Durkheim's sociology of religion: Themes and theories. - L.: Routledge & Keagan Paul, 1984. - XXV, 577 p.

15. Sorokin P.A. Contemporary sociological theories. - N.Y.: Harper & Row, 1928. - XXIII, 785 p.

16. Watts Miller W. A Durkheimian quest: Solidarity and the sacred. - N.Y.: Berghahn books, 2012. - XVIII, 257 p.

285

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.