Научная статья на тему 'Двухуровневая система образования и компетентностный подход'

Двухуровневая система образования и компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харин Александр Александрович, Харина Ольга Сергеевна

Смена политического строя в России в последнем десятилетии прошлого века привела к значительным изменениям в управлении экономикой и необходимости глубокой интеграции в мировое экономическое пространство, которое характеризуется высококонкурентной средой во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харин Александр Александрович, Харина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двухуровневая система образования и компетентностный подход»

Двухуровневая система образования и компетентностный подход Two-level education system and competence approach

Харин Александр Александрович к.э.н, доцент, зав.кафедрой «Управление инновациями» ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»

aa-harin@yandex.ru Хохлова Ольга Сергеевна к.э.н., преподаватель кафедры «Прикладная информатика» ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»

aa-harin@yandex.ru

Аннотация

Смена политического строя в России в последнем десятилетии прошлого века привела к значительным изменениям в управлении экономикой и необходимости глубокой интеграции в мировое экономическое пространство, которое характеризуется высококонкурентной средой во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в образовательной сфере.

Abstract

Change of a political system in Russia last decade of the last century led to considerable changes in management of economy and need of deep integration into world economic space which is characterized by the high-competitive environment in all branches of a national economy, including in the educational sphere.

Ключевые слова

Инновации, двухуровневая система образования, компетенции, подход.

Keywords

Innovations, two-level education system, competences, approach.

ВВЕДЕНИЕ

Для развития российской высшей школы государством была выбрана стратегия по расширению доступа граждан РФ к высшему профессиональному образованию, повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством внедрения системы ступеней высшего образования и применения системы учебных кредитов, аналогичной европейской (ECTS), выдача выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement).

Такой подход закреплен законодательно в ст.2, п.1, п/п.3 ФЗ №125 [1], согласно которому одним из принципов государственной политики в сфере образования является интеграция российской системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему, которая должна происходить при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран [2].

Процесс гармонизации систем высшего образования стран Европы начался еще в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования, а в 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, которая заложила основу движения по построению единой образовательной среды в Европе и получило название Болонского процесса, основная цель которого отражена на рисунке 1.

Болонский процесс

Цель:

совершенствование европейской системы высшего образования за счет построения единого образовательного пространства и улучшения его характеристик

Потенциал Престижность С овместимость Конкуренто- способность

Взаимосвязи Качество Сравнимость

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рисунок 1 - Цель Болонского процесса

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, став 34 страной-участницей уникального примера добровольного сближения образовательных систем разных стран, который стал возможным благодаря методам «мягкой» интеграции, принятым в Европейском союзе [3]. Следует отметить, что этот процесс подразумевает проведение странами модернизации своих систем высшего образования в соответствии с определенными направлениями развития [4], в том числе внедрение двухуровневой системы образования, основывающейся на использовании системы зачётных единиц (академических кредитов), и введении докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня). Таким образом, формируется трехуровневая система высшего образования, имеющая отличия в зависимости от региона и представленная двумя доминирующими моделями [5], отраженными на рисунке 2.

Рисунок 2 - Доминирующие модели системы высшего образования в Европе

Согласно ФЗ №125 [1] расширена автономия высших учебных заведений, которая позволяет внедрить систему кредитов по типу ECTS -европейской системы перезачета и накопления единиц трудоемкости образовательной программы. В 2004 году Министерством образования Российской Федерации была разработана и направлена во все вузы России «Методика расчета зачетных единиц для российских вузов». Эта методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS. С 2005 года Россия представляет на официальных встречах европейских министров образования Национальные доклады о реализации Болонского процесса.

В 2005 г. вышел приказ Минобрнауки "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы" и были утверждены "Перечень головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования

в соответствии с Болонской декларацией" и "Перечень вузов, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией". Для обеспечения высокого качества образования Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Минобрнауки России прилагает усилия для согласования требований университетов Европейского Союза и высших учебных заведений России [5].

Согласно Федеральному закону от 24 октября 2007 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» с 31 декабря 2010 года прекращен набор студентов на большинство направлений специалитета, а прием абитуриентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется по одной из соответствующих ступеней: бакалавр или магистр. Таким образом, в 2011 году начался массовый переход российских вузов на систему двухуровневого образования.

Предполагается, что создание единого образовательного пространства позволит национальным образовательным системам заимствовать лучшие практики, поэтому эти системы должны быть однотипными, состоять из единых образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания получаемых квалификаций и т.д. По сути бакалавр - это законченное базовое высшее образование в той или иной сфере, имеющее общий практикоориентированный характер. Магистр - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В магистратуре углубленно изучается какое-либо направление профессиональной деятельности, причем не

обязательно связанное напрямую с квалификацией, полученной в бакалавриате. Заканчивается обучение защитой магистерской диссертации. Таким образом, продолжить обучение в магистратуре могут выпускники, желающие совершенствовать свои профессиональные знания в каком-либо узком научном направлении. Кроме того, магистерская подготовка обязательно включает в себя научно-исследовательскую работу или практику и позволяет готовить специалистов высшей квалификации, склонных к аналитической деятельности.

Положительным моментом при внедрении двухуровневой системы образования является то, что после окончания бакалавриата выпускник может пойти работать, имея диплом о высшем образовании. В процессе своей работы выпускник вуза сможет определиться с тем, какое дальнейшее образование он хочет получить, какие практические навыки и знания у него есть, и хочет ли он получить специализированное образование в дальнейшем.

К отрицательным моментам можно отнести ограничение количества мест в магистратуру. Предварительные прогнозы позволяют сделать вывод, что в магистратуре будет обучаться не более 20 процентов бакалавров. Кроме того, введение двухуровневой системы образования потребует еще и структурной перестройки выпускающих кафедр многих крупных вузов, а также затронет учебно-вспомогательный персонал и практически весь профессорско-преподавательский состав, т.к. в связи с введением в действие федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, возникает необходимость переформирования состава кафедр из-за изменения учебной нагрузки преподавателей. Еще одним неоднозначным моментом является то, что переход на двухуровневую модель образования потребует от руководства вузов разработки или закупки нового программно-методического и информационного обеспечения основных образовательных программ, а также перестройки учебного процесса целого вуза. Особенно это касается высших учебных заведений, вводящих бакалаврские и магистерские программы обучения впервые.

Внедрение двухуровневой системы образования - это один из начальных этапов интеграции российской системы образования в европейскую. Дальнейшее продвижение требует разработки совместных с европейскими вузами международных образовательных программ. В тоже время состояние дел в российском образовании, с точки зрения анализа Болонского процесса, показывает, что лишь небольшое число российских вузов имеют совместные образовательные программы с университетами зарубежных стран, а практика выдачи совместных дипломов еще не получила достаточного распространения в российских университетах.

Несмотря на необходимость перехода на двухуровневую систему образования, в некоторых российских вузах сохранится и традиционная форма обучения. В основном это медицинские высшие учебные заведения и некоторые технические, по направлениям подготовки которых недостаточно 4 лет для освоения профессиональных навыков.

В ходе итоговой коллегии Минобрнауки РФ 19 марта 2011 г. глава ведомства Андрей Фурсенко отметил, что сегодня невозможно предсказать потребность российской экономики в тех или иных специалистах с горизонтом в пять-семь лет, поэтому высшее профессиональное образование в форме бакалавриата, как базы, является более предпочтительным, чем подготовка узких специалистов. «Уровневая подготовка в большей степени соответствует быстроменяющейся экономике будущего и в то же время делает российское образование более привлекательным для иностранцев»,-сказал министр [6].

В связи с переходом на систему двухуровневого образования Министерство образования и науки РФ инициировало процедуру создания Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового 3 поколения, ориентированных на реализацию компетентностного подхода, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального

профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС должны обеспечивать:

1. единство образовательного пространства Российской Федерации;

2. преемственность ООП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» была утверждена структура ФГОС. Они должны включать 3 вида требований:

1. к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2. к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3. к результатам освоения ООП.

Особенностью стандартов нового поколения является внедрение компетентностного подхода как метода моделирования результатов обучения и их представления в виде норм качества высшего образования. Под результатами обучения при этом понимаются наборы компетенций, включающие знания, умения и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Создание сопоставимой системы степеней (единого образовательного пространства) требует изменения методов обучения, процедур и критериев оценки, способов обеспечения качества образования. Разработка содержания квалификаций, а также документации, обеспечивающей учебный процесс (рабочие программы дисциплин, учебные планы и пр.) в терминах компетенций и результатов обучения решает в определенной степени задачу

выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершению обучения. Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана.

Компетентностная модель (далее - модель) специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся внешних условиях. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.

Суть модели заключается в том, что компетенции бакалавра по специальности состоят из инвариантных к области деятельности и специальных компетенций. Инвариантными к области деятельности являются социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие компетенции, а специальные компетенции разрабатываются применительно к области деятельности для конкретных направлений подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение компетентностного подхода создает определенные трудности для преподавателей, которым необходимо четко указывать какие компетенции или группы компетенций обеспечиваются разработанными ими курсами и разработать новые контрольно-измерительные материалы, которые помогут понять, освоена студентами нужная компетенция или нет.

Процесс перехода на двухуровневую систему образования является поступательным движением в сторону создания единой системы высшего профессионального образования с развитыми странами. Наша страна только приступила к осуществлению этого процесса, в рамках которого необходимо

учитывать недостатки и лучшие практики, выявленные при внедрении принципов Болонского процесса в других странах, а также положительный опыт советской системы образования. Такой подход даст возможность построить максимально эффективную систему образования в Российской Федерации, которая будет являться основой развития современной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон №125-ФЗ "О высшем и послевузовском

профессиональном образовании" от 22.08.1996 (с изм. от 16.11.2011) // СПС Консультант Плюс. // http://www.consultant.ru/popular/education/

2. Справка по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» (к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года). Сайт Минобрнауки России. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/ d_0 4/ mpk- 8. html

3. Ларионова М.В. Формирование общего образовательного пространства в условиях развития интеграционных процессов в Европейском союзе. Дисс.д.полит.н., М., 2006.

4. Николаев Д., Суслова Д. Россия в Болонском процессе // Вопросы образования. №1, 2010 г.

5. Россия и Болонский процесс. http://www.bologna.mgimo.ru/

6. Фурсенко: вузы в 2011 году массово перейдут на двухуровневую систему. 19.03.2011 РИА Новости. http://ria.ru/edu_higher/20110319/355597933.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.