Научная статья на тему 'Двухсекторная имитационная модель прогнозирования развития экономики'

Двухсекторная имитационная модель прогнозирования развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапот Д. В., Осипов А. В.

В статье описывается двухсекторная имитационная модель макроэкономики, построенная на основе системы национальных счетов (СНС). Обсуждаются цели моделирования, основные методические принципы построения модели, использованные принципы прогнозирования в рам-ках сценарного подхода, а также некоторые результаты, связанные с опытом использования модели. В приложениях представлена схема материально-финансовых потоков в модели и ее математическое описание в стратифицированной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Двухсекторная имитационная модель прогнозирования развития экономики»

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Д.В. Шапот, А.В. Осипов

ДВУХСЕКТОРНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

В статье описывается двухсекторная имитационная модель макроэкономики, построенная на основе системы национальных счетов (СНС). Обсуждаются цели моделирования, основные методические принципы построения модели, использованные принципы прогнозирования в рамках сценарного подхода, а также некоторые результаты, связанные с опытом использования модели. В приложениях представлена схема материально-финансовых потоков в модели и ее математическое описание в стратифицированной форме.

Цели моделирования. Необходимость макроэкономического моделирования динамики развития страны возникает, прежде всего, при формировании государственной политики, направленной на оздоровление экономики. Комплексный анализ возможных последствий реализации намечаемых мероприятий позволяет сделать оценку их эффективности. Кроме того, на основе макроэкономического прогноза должны разрабатываться перспективные отраслевые и межотраслевые программы, реализация которых существенно влияет на состояние многих субъектов экономики. Так, макроэкономический прогноз необходим при формировании условий надежного энергоснабжения народного хозяйства в обозримой перспективе. Масштабы, темпы и экономическая эффективность производства и транспортировки электроэнергии, газа, угля, нефти и нефтепродуктов существенно зависят от динамики изменения платежеспособного спроса на все виды энергоносителей. А последний, в свою очередь, самым непосредственным образом связан с темпами изменения масштабов и структурных сдвигов в экономике. Поэтому в основе построения комплексных энергетических программ и формирования государственной политики в области энергоснабжения должны лежать прогнозы возможного развития экономики.

В Институте энергетических исследований (ИНЭИ) РАН на протяжении многих лет разрабатываются проблемы формирования и прогнозирования платежеспособного спроса на топливо и энергию в России. Исследования по вопросам формирования общероссийского и региональных топливно-энергетических балансов, а также рациональной налоговой и ценовой политики государства в области энергоресурсов невозможны без прогнозирования развития экономической ситуации в стране. Поэтому в основу формирования топливно-энергетических балансов положена двухуровневая система макроэкономических моделей: двухсекторная имитационная модель макроэкономики (МОМЭК), решения которой дезагрегируются и корректируются в нелинейной межотраслевой динамической оптимизационной модели, оперирующей 23 продуктами и 19 отраслями. Эта система моделей была разработана в ИНЭИ РАН и на протяжении последних лет она не только практически применялась, но и подвергалась непрерывному совершенствованию. В настоящей работе рассматриваются основные идеи построения и использования макроэкономической модели первого уровня по состоянию на 2000 г. В рамках этой модели на базе относительно небольшого набора сценарно задаваемых траекторий исходных макроэкономических показателей и максимально возможного учета экономических взаимосвязей формируется развернутый комплексный вариант среднесрочного развития экономики России.

Основные методические принципы построения модели. МОМЭК построена на основе системы национальных счетов (СНС), которая представляет собой замкнутую систему взаимоувязанных показателей, применяемую для описания и анализа макроэкономических процессов во многих странах мира с рыночной экономикой. В основу СНС положены методологические положения, разработанные совместно ООН, МВФ, Мировым банком и Евростатом и принятые в 1993 г. СНС России отражает специфику организации и функционирования экономики страны, находящейся на переходном к рыночным отношениям этапе.

В МОМЭК в соответствии с работами [1, 2] рассматриваются четыре сектора экономики.

Сектор «Государственные учреждения» включает в себя организации, созданные для оказания нерыночных услуг индивидуального (в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, отдыха) и коллективного (в области государственного управления, поддержания порядка и безопасности, обороны, науки и научного обслуживания, шоссейного хозяйства, обслуживания сельского хозяйства и т. п.) характера.

Сектор «Предприятия и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (далее «Предприятия и НКО») объединяет:

- «Нефинансовые предприятия» - резидентные нефинансовые экономические единицы, занятые рыночным производством товаров и нефинансовых услуг, всех форм собственности и организационно-правовых норм (корпорации и квазикорпорации);

- «Финансовые учреждения» - резидентные финансовые корпорации и квазикорпорации, занятые финансовым посредничеством и другими, связанными с ними, финансовыми услугами на коммерческой основе (банки, страховые учреждения, фондовые биржи, инвестиционные компании, трастовые компании и т. п.);

- «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» - организации, предоставляющие товары и услуги домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Сектор «Домашние хозяйства» включает все резидентные домашние хозяйства. Они являются потребителями, а некоторые осуществляют производственную деятельность в форме некорпоративных предприятий, созданных с целью производства товаров и услуг как для продажи, так и для собственного использования.

Сектор «Остальной мир» - условный сектор, образованный для отражения взаимосвязей с другими странами, объединяет все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики.

Структура материально-финансовых потоков, принятая в МОМЭК, отражена в Приложении.

В настоящее время СНС России включает следующие счета: «Товары и услуги»', «Производство», «Образование доходов», «Распределение первичных доходов», «Вторичное распределение доходов», «Перераспределение доходов в натуральной форме», «Использование доходов», «Операции с капиталом». Эти счета составляются как для всей экономики в целом, так и для каждого из секторов в отдельности.

В МОМЭК отображены счета, составленные для всей экономики в целом: «Производство», «Образование доходов», «Товары и услуги». Остальные счета, на наш взгляд, являются вспомогательными и поэтому в модели не отражены (речь идет о счетах «Распределение первичных доходов», «Вторичное распределение до-

1 Счет «Товары и услуги» является своеобразной сводной таблицей (в части «ресурсы» этого счета показаны выпуск продукции и импорт товаров и услуг, в части «использование» — объемы использования продукции на промежуточное и конечное потребление, накопление основного и оборотного капитала, экспорт).

ходов», «Распределение доходов в натуральной форме», которые уточняют перераспределение между секторами экономики). Счета «Использование доходов» и «Операции с капиталом» отражены в счете «Товары и услуги».

Следует обратить внимание на то, что выручка от экспорта участвует в формировании валового выпуска коммерческих предприятий, а расходы на импорт входят в состав конечного потребления домашних хозяйств и промежуточного потребления всех экономических субъектов. Отметим также, что СНС отражает результаты только текущих операций в отчетном периоде, в то время как макроэкономическое прогнозирование невозможно без привлечения интегральных (накопленных) показателей. Поэтому в модели, кроме текущих счетов и балансов, формируется баланс основных фондов и оцениваются объемы капитализируемых сбережений населения, внешнего и внутреннего долга.

По сравнению с СНС в МОМЭК приняты следующие упрощения в характере взаимосвязей между секторами экономики.

В модели показатель «Другие чистые налоги на производство» связан только с сектором «Предприятия и НКО» в отличие от СНС, где «Другие чистые налоги на производство» платят также секторы «Домашние хозяйства» и «Государственные учреждения». Это упрощение связано с тем, что сумма «Других чистых налогов на производство», уплаченных домашними хозяйствами и государственными учреждениями, гораздо меньше, чем величина «Других чистых налогов на производство», уплаченных предприятиями и НКО.

Сектор «Домашние хозяйства» в модели только получает «Доходы от собственности» в отличие от СНС, где домашние хозяйства также отдают «Доходы от собственности», т.е. платят проценты за ранее взятые кредиты. Это упрощение связано с тем, что в ближайшее время маловероятно развитие кредитования населения государственными и частными банками. Следовательно, не приходится ожидать и большой величины процентов за кредиты, выплачиваемых домашними хозяйствами.

В модели социальным обеспечением населения занят только сектор «Государственные учреждения» в отличие от СНС, где в этом участвует еще и сектор «Предприятия и НКО». Это упрощение связано с тем, что функции взимания «Отчислений на социальное страхование» и перечисления «Социальных пособий в денежной форме» населению в нашей стране являются прерогативой государства. Созданные в последнее время различные негосударственные фонды социального страхования не смогут в обозримой перспективе составить серьезную конкуренцию государственным внебюджетным фондам социального страхования.

Показателя «Сальдо других текущих трансфертов» в модели нет. Это обстоятельство связано с отказом от прогнозирования этого показателя, как не играющего существенной роли в макроэкономических процессах.

В модели считается, что секторы «Домашние хозяйства» и «Остальной мир» не получают и не передают «Капитальные трансферты». Это упрощение основано на статистической отчетности: величины полученных и переданных «Капитальных трансфертов», а также сальдо «Капитальных трансфертов» очень малы. Кроме того, считается, что государство передает «Капитальные трансферты» - «Дотации народному хозяйству» только сектору «Предприятия и НКО» и не получает никаких «Капитальных трансфертов».

В правомерности сделанных допущений легко убедиться, анализируя соответствующие цифровые значения, приведенные в Приложении и в работе [2]. Однако для компенсации возникающих при этом небольших расхождений между отдельными основными показателями в СНС и модели для секторов «Домашние хозяйства» и «Государственные учреждения» был введен условный показатель «Прочие доходы», а для сектора «Предприятия и НКО» - условный показатель «Прочие расходы».

Основные связи между разными счетами СНС, между балансами разных секторов и между балансами секторов и счетами СНС показаны на блок-схеме МОМЭК (рис. 1 ). Связи, показанные сплошными стрелками, не нуждаются в особом пояснении, пунктирные стрелки показывают связи между тремя секторами экономики, принятый в МОМЭК характер взаимодействия которых требует более подробного пояснения.

От сектора «Домашние хозяйства» в сектор «Государственные учреждения» поступают отчисления на социальное страхование и подоходный налог. Кроме того, домашние хозяйства размещают свои сбережения в государственных ценных бумагах сами или с помощью посредников - банков. Сектор «Домашние хозяйства» получает от сектора «Государственные учреждения» социальные пособия, оплату труда государственных служащих.

Перечисляя сектору «Предприятия и НКО» капитальные трансферты и субсидии на производство, и предоставляя кредиты и государственные инвестиции на возвратной основе, государство, т. е. сектор «Государственные учреждения», поддерживает отечественное производство и проводит социальную политику. Кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, по сложившейся в России практике часто не возвращаются, поэтому в модели они объединены с капитальными трансфертами. Сектор «Государственные учреждения» взимает с сектора

«Предприятия и НКО» налоги, в частности на продукты и импорт (косвенные налоги), а также другие налоги на производство, на доходы и богатство.

Рис. 1. Блок-схема модели макроэкономики (МОМЭК)

От сектора «Предприятия и НКО» сектор «Домашние хозяйства» получает оплату труда и плату за заемный капитал (доходы от собственности). В сектор «Предприятия и НКО» от сектора «Домашние хозяйства» поступают денежные средства от продажи товаров и услуг. Кроме того, домашние хозяйства размещают свои сбережения в корпоративных ценных бумагах и с помощью посредников (банков) кредитуют предприятия.

С точки зрения программной реализации, настоящая версия МОМЭК состоит из двух блоков. Первый блок - ретроспективный, в нем представлена погодовая статистическая отчетность начиная с 1990 г., которая публикуется Госкомстатом в [14]; периодические издания других организаций не используются во избежание ошибок, связанных с противоречивостью разных источников. В этом блоке все макроэкономические показатели представлены как в текущих рублевых ценах, так и в неизменных ценах - долларах, исчисляемых по курсу паритета покупательной способности (ППС). Второй блок - прогнозный с горизонтом прогнозирования 712 лет, в котором представлена статистическая отчетность начиная с 1994 г. Однако, в отличие от первого блока, все стоимостные показатели второго блока представлены только в неизменных ценах - долларах ППС, за исключением некоторых показателей (экспорт, импорт, внешний долг, приращение внешнего долга), выраженных в номинальных долларах США.

Прогнозный блок модели содержит 367 показателей, из которых исходными являются 52. В их числе 9 - в составе счета «Использование ВВП», 6 - источников финансирования капиталовложений, 6 - счета производства, 7 - счета образования доходов ВВП, 9 - сектора «Домашние хозяйства», 7 - сектора «Государственные учреждения». Среди исходных показателей около 45 % составляют оценки различных относительных величин, например, коэффициент выбытия основных фондов, фондоотдача, доля чистых косвенных налогов и доля товаров в ВВП, доля оплаты труда в валовом выпуске, средняя ставка подоходного налога и т. п. Остальные показатели являются объемными оценками в стоимостной форме, например, объемы

экспорта и импорта, финансирование капиталовложений из государственных средств, расходы государственных учреждений на индивидуальные и коллективные услуги, дотации народному хозяйству, доходы от собственной производственной деятельности домашних хозяйств (далее - прибыль от личного бизнеса), социальные пособия, обслуживание государственного долга и т. д. Полный список исходных показателей см. в Приложении.

К числу самых основных выходных показателей можно отнести следующие. В счете «Товары и услуги» - ВВП в ценах потребителей, конечное потребление домашних хозяйств, валовое накопление (в том числе капиталовложения в экономику); в счете «Производство» - валовый выпуск в основных ценах, промежуточное потребление в основных ценах, чистые налоги на продукты (в том числе налоги на продукты и импорт, субсидии на продукты и импорт), производство товаров, добавленная стоимость в производстве товаров, производство услуг, добавленная стоимость в производстве услуг; в счете «Образование доходов ВВП» - полная оплата труда наемных работников (в том числе начисленная заработная плата, отчисления на социальное страхование, скрытая заработная плата), валовая прибыль экономики, валовые смешанные доходы. В секторе «Домашние хозяйства» - фактические денежные доходы, потребление товаров и услуг в натуральной форме (далее самообеспечение), покупка товаров и оплата услуг, подоходный налог, прирост сбережений населения (в том числе прирост капитализируемых сбережений); в секторе «Государственные учреждения» - налоговые и неналоговые поступления, суммарные расходы государственных учреждений (в том числе субсидии народному хозяйству, оплата труда государственных служащих, социальные пособия в денежной форме, фактическое обслуживание государственного долга); в секторе «Предприятия и НКО» - оплата труда в коммерческом секторе, чистые другие налоги на производство, текущие налоги на доходы, чистое кредитование, валовое накопление основного капитала предприятий. В блоке «Основные фонды и производственные мощности» - основные фонды для производства товаров и услуг (в том числе ввод основных фондов). Кроме того, в состав выходных показателей входят некоторые характеристики финансовой системы страны; показатели, отражающие неплатежи в реальном секторе экономики; различные показатели на душу населения, в частности, ВВП, средний доход, средняя начисленная зарплата, социальные пособия в денежной форме.

Основные принципы прогнозирования. В основу прогнозирования положен сценарный подход, в рамках которого неопределенность будущих условий развития экономики раскрывается за счет использования совокупности заданных предположений, составляющих содержание сценария. Таким образом, прогнозирование проводиться по принципу «если..., то...». Процесс формирования сценариев протекает вне рамок модели. Он включает в себя несколько этапов. На первом этапе происходит выбор некоторого набора экономических факторов, интенсивное использование которых определяет развитие экономики на прогнозном горизонте в рамках данного сценария. На втором этапе задаются социально-экономические и политические механизмы, с помощью которых выбранные факторы будут оказывать влияние на экономическую жизнь страны. Наконец, на третьем этапе формируются непосредственные отклики на успешное включение предложенных механизмов в виде ожидаемых отклонений от базовых траекторий исходных показателей. Базовые траектории соответствуют инерционному сценарию, в основу которого положена гипотеза о сохранении и закреплении складывающихся в последние годы экономических тенденций. Адекватность исходных траекторий выбранному сценарию на данной стадии работы зависит от опыта и квалификации эксперта,

формирующего сценарий. Однако повышение степени достоверности подобных оценок является целью дальнейших разработок в данном направлении.

Используемый метод формирования прогнозных траекторий макроэкономических показателей в рамках любого сценария построен на следующих основных принципах.

Принцип плавности. Ход реальных экономических процессов определяет множество причинных факторов, имеющих разную степень воздействия на развитие экономики. Среди них следует выделить, с одной стороны, относительно небольшое количество глубинных и медленно действующих факторов, т. е. инерционных, с другой - большое разнообразие случайных конъюнктурных и относительно слабых, воздействие которых быстро отражается на поверхности экономических явлений. Поэтому фактические траектории макроэкономических показателей можно рассматривать как сочетание некоторой тенденции и случайных нерегулярных относительно малых колебаний. Последние удобно трактовать как случайные отклонения от основной тенденции.

Одной из главных рабочих процедур рассматриваемых модельных исследований является прогнозирование в рамках заданного сценария только тенденций изменения макроэкономических показателей при полном игнорировании неизбежных случайных отклонений от этих тенденций. Поэтому ретроспективные (отчетные) участки исходных и расчетных макроэкономических показателей должны подвергаться «сглаживанию» с целью фиксации тенденций, складывающихся к концу отчетного периода.

Сама по себе тенденция (или тренд) изменения какого-либо показателя, в общем случае, есть результат взаимодействия двух групп противодействующих инерционных факторов. Преобладание одной из этих групп и приводит к положительному или отрицательному тренду показателя. А при отсутствии преобладания значение показателя может остаться стабильным во времени. В частных случаях любая из противодействующих групп представляется единственным фактором или вообще отсутствует. Однако сила воздействия любого фактора, как правило, изменяется во времени, в частности, возможно исчезновение одних факторов и (или) возникновение новых. Поэтому в некоторый момент доминирующее влияние может перейти от одной группы факторов к другой. В этом случае происходит смена тенденции изменения показателя и после возрастания его значение начнет падать (или наоборот). В рамках подобных представлений множество возможных при моделировании траекторий макроэкономических показателей ограничено следующими требованиями:

- все траектории должны быть гладкими;

- все разнообразие траекторий ограничено пятью видами: стабильными (тренд ТЯ=0), возрастающими (ТЯ>0), падающими (ТЯ<0), с единственным максимумом (ТЯ={«+»^«0»^«-»}), с единственным минимумом (ТЯ={«-»^«0»^«+»}).

Таким образом, появление колебательных траекторий в среднесрочном (до 10 лет) прогнозе должно быть сигналом для более тщательного содержательного анализа правомерности их существования. Естественно, что все перечисленные требования распространяются на результаты формирования прогнозных участков для исходных показателей, отвечающих заданному сценарию. При этом в рамках инерционного сценария будут преобладать монотонные траектории исходных показателей (первые три типа), а для активных сценариев - унимодальные траектории (последние два типа).

Принцип связанности. В реальной жизни макроэкономические показатели отражают различные проявления взаимодействующих экономических факторов, поэтому между ними существуют многообразные связи, как правило, фиксируемые в виде простых соотношений, которые изучает макроэкономика.

Эти соотношения формируют объемные значения показателей по их составляющим или относительные значения важных объемных показателей, либо отражают специфический алгоритм вычисления одного показателя на основе других.

Приведем примеры.

1. Валовый внутренний продукт в ценах потребителей (ВВПп) = конечное потребление (КП) + валовое накопление (ВН) + чистый экспорт (ЧЭ).

КП = КП домашних хозяйств (ДХ) + КП государственных учреждений (ГУ) + некоммерческое обслуживание ДХ.

КП ДХ = покупка товаров и услуг + самообеспечение.

КП ГУ = индивидуальные товары и услуги + коллективные услуги.

ВН = ВН основного капитала (ОК) + пополнение запасов.

ВН ОК = капитальные вложения + затраты на капитальный ремонт.

ЧЭ = экспорт - импорт.

2. Конечное потребление в году X (КПг):

доля от предыдущего года = 100-КП, / КПм(%);

доля от ВВПп=100*КПх / ВВП,(%).

Производственная мощность = валовый выпуск (ВВ) / загрузка мощностей

3. Фондоотдача фактическая = ВВ / основные фонды

Чистые налоги на продукты (ЧНП) = (а-ВВПп) / (1+ а),

где а - доля ЧНП в ВВП в основных ценах

Капитализированные сбережения населения, всего:

(КС1,) = КС,-1-(курс ППСм / курс ППС,) + прирост КС, .

Совокупность подобных соотношений образует стратифицированное описание модели, представленное в форме ЕхеП’евских таблиц относительно исходных и расчетных показателей. Формальная запись МОМЭК приведена в Приложении. Из него нетрудно видеть, что математическое содержание МОМЭК составляет неявно представленная система из пяти базовых нелинейных уравнений с 52 неизвестными, описывающая счета производства и образования доходов добавленной стоимости, а также счет товаров и услуг для экономики в целом, для государственных учреждений, коммерческих предприятий и домашних хозяйств в каждом расчетном году. Однако записанные в модели формальные связи не учитывают всех требований, предъявляемых к решению. Поэтому решение указанной системы уравнений производится эвристически с учетом формально незаданных ограничений. А именно, при формировании решений используется итеративный процесс такой коррекции исходных показателей, чтобы удовлетворить требованиям плавности многочисленных (около 200) расчетных (выходных) показателей. Таким образом, необходимость удовлетворять на всем прогнозном горизонте базовым уравнениям и требованиям плавности самым серьезным образом ограничивает произвол исследователя при выборе им сценарных траекторий исходных показателей и обеспечивает возможность реализации формируемых прогнозов.

Принцип внутренней непротиворечивости прогноза используется для дополнительного контроля соответствия результатов модельных расчетов с задаваемыми эмпирически следствиями реализации рассматриваемого сценария. Для описания подобных следствий выбирается небольшое число достаточно инерционных экономически существенных относительных показателей, которые в МОМЭК являются расчетными. Эти показатели выполняют роль пассивных индикаторов соответствия расчетных и ожидаемых результатов прогноза. Явное несовпадение рассматриваемых траекторий служит основанием для дополнительной корректировки исходных данных. В качестве иллюстрации используемой в МОМЭК методики прогнозирования на рис. 2 представлена достаточно прозрачная функциональная схема одного из наиболее существенных фрагментов прогнозных расчетов. В частности, по нескольким, независимым друг от друга, сценарно задаваемым показателям рассчитывается ВВП в ценах потребителя на основе счетов его производства и использования.

18

Рис. 2. Функциональная схема процесса прогнозирования ВВП на основе счетов его производства и использования: - исходные показатели; | | - расчетные показатели; ;■■■■. - пассивные индикаторы

Опыт использования модели. Первая версия МОМЭК возникла в 1997 г., и по мере накопления опыта ее использования модель неоднократно модифицировалась. Процесс ее совершенствования, очевидно, будет непрерывным. Например, в настоящее время в связи с возрастанием актуальности проблемы обслуживания государственного долга возникла необходимость в развитии блока «Финансовая система страны» и введения в модель платежного баланса Российской Федерации.

МОМЭК находила практическое применение при разработке долгосрочной стратегии развития ОАО «Газпром», при создании новой версии энергетической программы страны, при регулярных обновлениях прогнозных энергетических балансов, формируемых в ИНЭИ РАН. В частности, в 1 997 г. для оценки перспектив развития энергопотребления в России были использованы три сценария развития экономики - инерционный, вероятный и оптимистический. Интересно отметить, что основные идеи оптимистического сценария сохранили актуальность и в 2000 г. В рабочих материалах, переданных ОАО «Газпром», они были сформулированы следующим образом.

«В основу оптимистического сценария положено предположение о том, что в ближайшем будущем высшее руководство страны проявит достаточную политическую волю для быстрого налаживания эффективного государственного контроля за правилами и стилем экономической жизни в России. А именно, ожидается, что правительство будет проводить следующие основные социально-политические мероприятия.

- Изменение структуры налогов, направленное на поддержку предприятий и увеличение налоговой базы, прежде всего за счет сокращения налога на прибыль, ужесточения контроля за сверхдоходами физических и юридических лиц.

- Неукоснительное выполнение государственных бюджетных обязательств при повышении эффективности государственных расходов (аукционные закупки, четкая адресность всех видов трансфертов и т. д.).

- Неуклонное снижение бюджетного дефицита с одновременным снижением ставки рефинансирования.

- Увеличение собираемости налогов за счет льготной реструктуризации долгов при условии выполнения текущих обязательств, а также ужесточение санкций за нарушение сроков уплаты налогов.

- Сокращение скрытых доходов населения и юридических лиц за счет повышения эффективности работы правоохранительных органов и внедрения четкой регламентации привилегий государственных служащих.

- Создание необходимых условий для широкого привлечения инвестиций (в том числе возврата капитала из-за границы), в частности: разработка механизмов защиты и страхования инвестиций; право вывоза части прибыли за рубеж; предоставление прав на землю, занимаемую предприятиями.

- Проведение реформ на уровне предприятий с целью понижения доли неэффективных производств и неконкурентоспособной продукции, в частности: усиление контроля за государственной собственностью (объектами недвижимости, пакетами государственных акций); усиление государственной поддержки ключевых технологий и производств (в том числе за счет точечных акций денежной эмиссии) при сокращении общего объема государственных дотаций и субсидий.

- Государственная поддержка экспорта продукции, включая субсидии и льготные кредиты, с одновременным ограничением импорта потребительских товаров и поощрение импорта передовых технологий и оборудования.

- Всемерное стимулирование роста оплаты наемного труда с опережением роста производительности труда».

Реализация сценария с учетом этих факторов началась только в 2000 г. Безусловный интерес представляют сопоставление некоторых основных прогнозных макроэкономических показателей для 1997 и 1998 гг. в рамках данного сценария с появившимися позже соответствующими отчетными значениями. Результаты этого сопоставления приведены в таблице. Следует отметить, что относительно большие погрешности прогнозных данных для 1 998 г. связаны не столько с большей отдаленностью от базисного 1996 г., сколько с государственным дефолтом и резким скачком инфляции, возникшей в последней трети года. Возможность возникновения подобных скачков не предусмотрена в используемой методике прогнозирования.

Сопоставление прогнозных и отчетных данных, трлн. руб.

Показатель 1997 г. 1998 г.

прогноз отчет прогноз отчет

Валовый внутренний продукт в ценах потребителей 2621 2675 3065 2696

Конечное потребление домашних хозяйств 1243 1287 1430 1493

Конечное потребление государственных учреждений 500 544 588 582

Чистый экспорт 181 166 208 203

Валовое накопление 570 582 702 671

Валовый выпуск в основных ценах 4377 4393 5103 5233

Полная оплата труда наемных работников 932 1181 1093 1323

Денежные доходы населения 1610 1665 1848 1940

Покупка товаров и оплата услуг 1093 1145 1257 1355

Доходы консолидированного государственного бюджета 645 688 794 810

Литература

1. Национальные счета России в 1989-1996 годах. М.: Госкомстат России, 1998.

2. Национальные счета России в 1991-1998 годах. М.: Госкомстат России, 1999.

3. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 1998.

4. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложение

Стратифицированное описание модели

1. Баланс экономики (равенство трех методов расчета ВВП - метода использования, производственного метода, метода образования доходов):

ВВП1=ВВП2=ВВП3.

Метод использования

ВВП1=КПГУ+НКО+ВН+ЧЭ+КПДХ,

КПГУ - конечное потребление органов государственного управления:

КПГУ=КПГУи+КПГУк,

2

где КПГУи - расходы органов государственного управления на индивидуальные услуги ; КПГУк - расходы органов государственного управления на коллективные услуги (V); НКО - расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (V); ВН - валовое накопление:

ВН=КВ+КР+ИЗ,

где КВ - капиталовложения (V); КР - капитальный ремонт (V); ИЗ - изменение запасов материальных оборотных средств (у); ЧЭ - чистый экспорт:

ЧЭ=Э*к+И*к,

где Э - экспорт в долларах США (V); И - импорт в долларах США (V); к - отношение курса ППС к официальному курсу доллара (V); КПДХ - конечное потребление домашних хозяйств:

КПДХ=ПН+ПТУ,

где ПН - потребление домашними хозяйствами товаров и услуг в натуральной форме:

ПН=ВСД-ЛБ,

где ЛБ - прибыль домашних хозяйств от личного бизнеса (V); ВСД - валовый смешанный доход:

ВСД=ЛБ*я,

где q - доля ВСД в ЛБ (у); ПТУ - покупка товаров и оплата услуг домашними хозяйствами:

ПТУ=а*РРД,

где а - доля ПТУ в РРД (V); РРД - реальные располагаемые доходы:

РРД=ЛБ+СП+ДС+ПД-ЗдДХ+ПОТ-ОП.

СП - социальные пособия (V); ДС - доходы от собственности (V); ПД - прочие доходы (V); ЗдДХ -задолженность домашним хозяйствам по заработной плате, пенсиям, пособиям со стороны государства и коммерческих предприятий (V); ПОТ - полная оплата труда:

ПОТ=р*ВВо.ц.,

где р - доля ПОТ в ВВо.ц. (V); ВВо.ц. - валовый выпуск в основных ценах:

ВВо.ц=а*ОФ

где d - фактическая фондоотдача (V); ОФ - основные фонды. Это динамический параметр (<1р), т.е. параметр, который пересчитывается по рекуррентной формуле на основе данных предыдущего года; ОП - обязательные платежи:

ОП=ОС+ПодН+ДрНДХ,

ОС - отчисления на социальное страхование:

ОС=£*ФОТ,

где £ - доля ОС в ФОТ (V); ФОТ - фонд оплаты труда:

ФОТ=^ПОТ,

g - доля ФОТ в ПОТ (V).

ПодН - подоходный налог:

ПодН= 1 -НачЗп,

1 - фактическая ставка подоходного налога (V),

НачЗп - начисленная заработная плата:

НачЗп=ФОТ-ОС,

2 Здесь и далее V — независимая переменная.

ДрНДХ - другие налоги на доходы домашних хозяйств:

ДрНДХ=-№*ЛБ,

w - фактическая ставка на прибыль от личного бизнеса (V).

Производственный метод ВВП2=ВВПо.ц.+ЧНП,

ВВПо.ц. - валовый внутренний продукт в основных ценах или ценах производителей,

ВВПо.ц.=ВВо.ц.- ПП,

где ПП - промежуточное потребление:

ПП=ППу+ППт,

ППу - промежуточное потребление услуг (V),

ППт - промежуточное потребление товаров:

ППт=ВВто.ц.-ДСт,

ВВто.ц. - валовый выпуск товаров в основных ценах:

ВВто.ц.= ВВо.ц. - ВВуо.ц.,

ВВуо.ц. - валовый выпуск услуг в основных ценах:

ВВуо.ц.=ДСу+ППу,

ДСу - добавленная стоимость в производстве услуг в основных ценах (V),

ДСт - добавленная стоимость в производстве товаров в основных ценах (V),

ЧНП - чистые налоги на продукты:

ЧНП=НП-Суб,

НП - налоги на продукты:

НП=8*ВВПо.ц.,

б - доля НП в ВВПо.ц. (V); Суб - субсидии на продукты (V).

Метод образования доходов ВВП3=ПОТ+ЧНП+ЧДН+ВПР,

ЧДН - чистые другие налоги на производство:

ЧДН=1-ВВПо.ц.,

1 - доля ЧДН в ВВПо.ц. (V); ВПР - валовая прибыль и валовой смешанный доход (V),

2. Баланс расходов и доходов домашних хозяйств:

ПОТ+Лб+ДС+СП+ПД-ЗдДХ=ПТУ+ПодН+ДрНДХ+ОС+ПР+ПрСб,

ПР - прочие расходы (V); ПрСб - прирост сбережений (V).

3. Баланс органов государственного управления:

НП+ЧДН+ПодН+ДрНДХ+НПр+ОС+ДСГУ+ПрГУ-ЗдН+ВНШ+ВНТ= =СЧ+СБ+СП+ПОТгу+ППгу+ДТ+ОКГУ+ОГД -ЗдГУ

НПр - налог на прибыль:

НПр=и*ВППр,

и - фактический процент от валовой прибыли коммерческих предприятий (V); ВППр - валовая прибыль коммерческих предприятий:

ВППр=у*(ВПР-ВСД),

у - доля валовой прибыли коммерческих предприятий в общей валовой прибыли (V),

ДСГУ - доходы от собственности, принадлежащей государственным учреждениям (V),

Пргу - прочие доходы государственных учреждений (V),

ЗдН - увеличение (+), уменьшение (-) задолженности коммерческих предприятий государству по налогам и отчислениям на социальное страхование (V),

ВНШ - приращение (+), уменьшение (-) внешнего долга (V),

ВНТ - приращение (+), уменьшение (-) внутреннего долга (V),

СЧ - увеличение (+), уменьшение (-) средств бюджета на счетах в банках (V),

ПОТгу - оплата труда государственных служащих:

ПОТгу=х*ПОТ,

х - доля оплаты труда государственных служащих в общей оплате труда (V),

ППгу - промежуточное потребление государственных учреждений:

ППгу=ъ*КПГУ,

ъ - доля ППгу в КПГУ (V),

ДТ - дотации (V),

ОКГУ - валовое накопление основного капитала государственных учреждений:

ОКГУ=Ь*(КВ+КР),

Ь - доля ОКГУ в общем валовом накоплении (V),

ОГД - фактическое обслуживание (проценты) государственного долга (V),

ЗдГУ - прирост (+), уменьшение (-) задолженности государства домашним хозяйствам по заработной плате, пенсиям, пособиям (V).

4. Баланс коммерческих предприятий:

ВВКП+ДТ+ЧЗМ=ППКП+ПОТки+ЧДН+ДСКП+НПр+ПрКП+ОККП+ПЗки-ЗдН-ЗдКП ВВКП - валовый выпуск коммерческих предприятий:

ВВКП=ВВо.ц.-КПГУ-ВВдх,

ВВдх - валовый выпуск домашних хозяйств:

ВВдх=с*ВСД,

с - доля ВВдх в ВСД (V),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЧЗМ - чистое заимствование (V),

ППКП - промежуточное потребление коммерческих предприятий:

ППКП=ПП - ППгу - ППдх,

ППдх - промежуточное потребление домашних хозяйств:

ППдх=ВВдх - ВСД,

ПОТкп - фонд оплаты труда на коммерческих предприятиях:

ПОТкп=ПОТ-ПОТгу,

ДСКП - расходы по обслуживанию кредитов (V),

ПрКП - прочие расходы коммерческих предприятий (V),

ОККП - валовое накопление основного капитала коммерческих предприятий:

ОККП=Ь*(КВ+КР) ,

Ь - доля ОККП в общем валовом накоплении (V),

ПЗкп - изменение запасов материальных оборотных средств коммерческих предприятий (у),

ЗдН - увеличение (+), уменьшение (-) задолженности коммерческих предприятий государству по налогам и отчислениям на социальное страхование (V),

ЗдКП - прирост (+), уменьшение (-) задолженности коммерческих предприятий домашним хозяйствам по заработной плате:

ЗдКП=ЗдДХ-ЗдГУ.

5. Динамические связи:

ОФ1 - основные фонды на конец года 1:

ОФ^КВ^ 1 •-р 1- ОФ^ 1 *гь

КВм - капитальные вложения в году 1-1,

р1 - коэффициент ввода в действие основных фондов в году 1,

Г - коэффициент выбытия основных фондов в году 1.

КС1 - объем капитализируемых сбережений населения на конец года 1 в неизменных ценах, долларах, исчисляемых по курсу паритета покупательной способности (ППС):

КС1=КС1-1*(ППСМ/ППС0+ЛКСЬ

ППСц - курс ППС в году 1-1,

ДКС1 - приращение капитализируемых сбережений населения в году 1 в долларах, исчисляемых по курсу ППС,

ВТ1 - объем внутреннего долга страны на конец года 1 в неизменных ценах, долларах, исчисляемых по курсу ППС:

ВТ1=ВТ1-1*(ППС1-1/ППС0+ВНТ1

ВНТ1 - приращение внутреннего долга в году 1 в долларах, исчисляемых по курсу ППС,

ВШ1 - объем внешнего долга страны на конец года 1 в номинальных долларах США:

ВШ1=ВШ1-1+ВНШ1,

ВНШ1 - приращение внутреннего долга в году 1 в номинальных долларах США.

Приведем список переменных - экзогенных параметров модели.

Все стоимостные объемные показатели за исключением экспорта, импорта и приращения внешнего долга, выражены в долларах, исчисляемых по курсу ППС.

КПГУи - расходы органов государственного управления на индивидуальные услуги,

КПГУк - расходы органов государственного управления на коллективные услуги,

НКО - расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства,

КВ - капиталовложения, всего,

КР - капитальный ремонт, всего,

ИЗ - изменение запасов материальных оборотных средств,

Э - экспорт в номинальных долларах США,

И - импорт в номинальных долларах США, к - отношение курса ППС к официальному курсу доллара,

ЛБ - прибыль домашних хозяйств от личного бизнеса, q - доля валового смешанного дохода в ЛБ,

а - доля покупки товаров и оплата услуг домашними хозяйствами в их реальных располагаемых доходах, СП - социальные пособия,

ДС - доходы от собственности,

ПД - прочие доходы,

ЗдДХ - задолженность домашним хозяйствам по заработной плате, пенсиям, пособиям со стороны государства и коммерческих предприятий,

в - доля полной оплаты труда в валовом выпуске в основных ценах, d - фактическая фондоотдача,

£ - доля отчислений на социальное страхование в фонде оплаты труда, g - доля фонда оплаты труда в полной оплате труда,

1 - фактическая ставка подоходного налога, w - фактическая ставка на прибыль от личного бизнеса,

ППу - промежуточное потребление услуг,

ДСу - добавленная стоимость в производстве услуг в основных ценах,

ДСт - добавленная стоимость в производстве товаров в основных ценах, б - доля налогов на продукты в валовом внутреннем продукте в основных ценах,

Суб - субсидии на продукты,

1 - доля чистых других налогов на производство во внутреннем продукте в основных ценах,

ВПР - валовая прибыль и валовый смешанный доход,

ПР - прочие расходы,

ПрСб - прирост сбережений,

и - фактический процент от валовой прибыли коммерческих предприятий, у - доля валовой прибыли коммерческих предприятий в общей валовой прибыли,

ДСГУ - доходы от собственности, принадлежащей государственным учреждениям,

ПрГУ - прочие доходы государственных учреждений,

ЗдН - увеличение (+), уменьшение (-) задолженности коммерческих предприятий государству по налогам и отчислениям на социальное страхование,

ВНШ - приращение (+), уменьшение (-) внешнего долга,

ВНТ - приращение (+), уменьшение (-) внутреннего долга,

СЧ - увеличение (+), уменьшение (-) средств бюджета на счетах в банках, х - доля оплаты труда государственных служащих в общей оплате труда,

ъ - доля промежуточного потребления государственных учреждений в конечном потреблении государственных учреждений,

ДТ - дотации,

Ь - доля ОКГУ в общем валовом накоплении,

ОГД - фактическое обслуживание (проценты) государственного долга,

ЗдГУ - прирост (+), уменьшение (-) задолженности государства домашним хозяйствам по заработной плате, пенсиям, пособиям,

с - доля валового выпуска домашних хозяйств в валовом смешанном доходе,

ЧЗМ - чистое заимствование,

ДСКП - расходы по обслуживанию кредитов,

ПрКП - прочие расходы коммерческих предприятий,

Ь - доля валового накопления основного капитала коммерческих предприятий в общем валовом накоплении,

ПЗкп - изменение запасов материальных оборотных средств коммерческих предприятий,

ЗдН - увеличение (+), уменьшение (-) задолженности коммерческих предприятий государству по налогам и отчислениям на социальное страхование.

Всего 52 переменных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.