Научная статья на тему 'Движение капитала в офшорных зонах'

Движение капитала в офшорных зонах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1089
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛ / БЕГСТВО КАПИТАЛА / ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ / TAX HAVENS / CAPITAL / CAPITAL FLIGHT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Владимир Анатольевич, Давлетшин Эдуард Алексеевич

В статье рассматриваются проблемы связанные с утечкой капиталов из стран различных типов экономик, через офшоные зоны. Проводится сравнительный анализ между показателями остатка финансового капитала стран в офшорах и их основными макроэкономическими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Movement of capital in tax havens

The article discusses the problems associated with the flight of capital from different types of economies countries, with the aid of tax havens. A comparative analysis between country financial capital balances in tax havens and the main macroeconomic indicators.

Текст научной работы на тему «Движение капитала в офшорных зонах»

Секция 13. Экономика и управление

Efremov Vladimir Anatolievich, Kazan (Volga region) Federal University, postgraduate student, the Faculty of Department of State and Municipal Administration, IMTD

E-mail: vovefremo@yandex.ru Davletshin Edward Alekseevich, Kazan (Volga region) Federal University, postgraduate student, the Faculty of Department of State and Municipal Administration, IMTD

E-mail: public.mail@kpfu.ru

Movement of capital in tax havens

Abstract: The article discusses the problems associated with the flight of capital from different types of economies countries, with the aid of tax havens. A comparative analysis between country financial capital balances in tax havens and the main macroeconomic indicators.

Keywords: Tax havens, capital, capital flight.

Ефремов Владимир Анатольевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет, аспирант кафедры государственного и муниципального управления, ИУТР

E-mail: vovefremo@yandex.ru Давлетшин Эдуард Алексеевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет, аспирант кафедры государственного и муниципального управления, ИУТР

E-mail: public.mail@kpfu.ru

Движение капитала в офшорных зонах

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы связанные с утечкой капиталов из стран различных типов экономик, через офшоные зоны. Проводится сравнительный анализ между показателями остатка финансового капитала стран в офшорах и их основными макроэкономическими показателями.

Ключевые слова: Офшорные зоны, капитал, бегство капитала.

В современном мире значительная часть финансовых резервов сконцентрировано в офшорных зонах. По статистическим оценкам на 2012 г. объем финансовых активов физических и юридических лиц в размере от 21 до 32 триллионов долларов США скрыты в Офшорах, что практически в 2 раза превышает ВВП экономики США. Данные показатели не учитывают предметы роскоши и недвижимость [1]. Наблюдается большой разрыв финансовой состоятельности мировых держав и развивающихся стран значительное влияние на эту динамику оказывают офшорные зоны. Необходимо рассмотреть роль офшорных зон в мировой экономической интеграции капитала.

Рассмотрим понятие офшорной зоны: офшор — небольшое государство или территория, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Офшор один из

самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие нерезидентам. Оффшорная зона является одной из разновидностей свободных экономических зон. В используемых классификациях их относят к сервисным свободным экономическим зонам, особенностью которых является создание для предпринимателей благоприятного валютно-финансового, фискального режима, высокого уровня банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования [1].

Возникновение оффшорных юрисдикций в большей мере это результат исторических процессов в виде интернационализации мировой экономики. Большой спрос на оффшорные юрисдикции в 60-х гг. ХХ века возник из-за качественно нового содержания экономической интеграции, которое оно получило благодаря развитию международных рынков

263

Section 13. Economics and management

ссудных и производительных капиталов. Произошло это в результате стремительного развития во 2-й половине ХХ века транснациональных корпораций, когда их экспансия и быстрый рост международного товарообмена нуждалось не только в значительном увеличении финансовых ресурсов, но и свободного доступа к ним в любом месте на земном шаре. Такая потребность стала результатом вненациональных рынков капитала, и способствовала резкой интернационализации деятельности банков. Первые оффшорные зоны в современном понимании появились в Швейцарии. Именно здесь впервые был принят закон, который обязывал финансовые учреждения гарантировать конфиденциальность информации о состоянии банковских счетов клиента [4].

Для российского бизнеса оффшорные компании долгое время служили каналом для отмывания денег и вывоза капитала. Особой популярностью у российских бизнесменов пользовался Кипр, который до присоединения к Евросоюзу был крупнейшим государством-транспортером полукриминальных денег.

Рассмотрим типы офшорных зон и компании ведущие деятельность на их территории.

По территориальному принципу офшорные зоны можно разделить на три группы:

1) Европа. В состав данной группы входят принадлежащий Великобритании остров Мэн, Гибралтар, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Кипр, Мальта, португальский острой Мадейра, Нидерланды, Ирландия.

2) Атлантика и Карибы. В состав данной группы входят Бермудские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Британские Виргинские острова, Гайана, Барбадос, Панама; иногда в состав данной группы относят уже упоминавшийся американский штат Делавэр, на территории которого действуют особые условия регистрации предпринимательских фирм — против этого, впрочем категорически возражают власти самого штата Делавэр.

3) Азия/Тихий океан. В состав данной группы входят Гонконг, острова Кука, Науру, Вануату, Лабу-ан, Сингапур.

Выбор места расположения офшорной компании в первую очередь зависит от профиля ее деятельности. В мировой практике фирмы, расположенные в “налоговых гаванях" и местах с льготным налогообложением можно разделить на следующие виды:

1. Компании финансовой ориентации (офшорные банки, финансово-посреднические компании, страховые компании);

2. Компании торгово-посреднического профиля (экспортно-импортные, закупочные, дистрибьюторские и т. п.);

3. Кроме того, для инвестирования за рубежом фирмы с международными активами могут создавать офшорную компанию холдингового типа. К таким компаниям можно отнести: оперативно-холдинговые компании, инвестиционные, компании по владению интеллектуальной собственностью (лицензионные), недвижимостью, судами [3].

Офшорные зоны играют значительную роль в мировой финансовой интеграции. В современном мире наблюдается тенденция оттока капитала из стран с слабо развитой экономикой и законодательной базой, что неблагоприятно влияет на инвестиционный климат в этих странах и их экономику в целом.

Офшорный банковский бизнес занимает особое важно место в международной финансовой интеграции. Можно рассматривать его как инструмент движения капитала.

Активы оффшорных банков постоянно находятся в движении, принося их владельцам и менеджерам повышенные прибыли. Среди основных преимуществ офшорных банков можно выделить: мобилизация и предоставление займов и кредитов, операции с европейскими и азиатскими валютами и долларами США, лизинговые и трастовые операции, инвестиции и т. п.

Являясь инструментом движения капитала, офшорный банковский бизнес выполняет такие важные функции, как ускорение мировых финансовых потоков, он дает возможность вступить в мировой финансовый рынок; кроме того офшорные банки способствуют обмену валют мира.

С помощью офшорного банковского бизнеса формируются особые «финансовые каналы», по которым перемещаются активы. Фирма предоставляет кредит британской компании. Если бы кредит с процентом был возвращен в другую страну напрямую, что считалось бы доходом, фирма-кредитор едва бы вернула сумму изначально предоставленного кредита. В связи с этим создается цепочка фирм в офшорных зонах и через них кредит с процентом возвращается.

Рассмотрим движение капитала через фирмы. Офшорные центры помогают осуществлять свободное передвижение капитала по всему миру. Схемы движения капитала могут быть самыми разнообразными, кроме того каждая схема используется в каждом конкретном случае в зависимости от целей, которые преследует владелец капитала. Тем не менее, часто используются стандартные виды схем. Наиболее эффективная

264

Секция 13. Экономика и управление

схема использования офшорных компаний основана на координации деятельности филиалов материнским предприятием (см. рис. 1). Сначала в офшорной зоне создается нерезидентная фирма, которая получает от материнской фирмы первоначальный капитал.

Потом через передачу управления по контракту секретарской компании данная компания приобретает резидентный статус. Далее фирма открывает дочерние компании за рубежом, причем будующие посреднические фирмы располагают так же в офшорных зонах [2].

Рис. 1. Схема офшорных систем с материнской компанией

В зависимости от сферы деятельности создаваемой компании проводится анализ налоговых условий по странам, на основе которого разрабатывается схема проведения торговых и финансовых операций с вовлечением оффшорной фирмы. Так финансовые компании обычно регистрируются в районах с низким налогом на прибыль и на распределение банковского процента. При открытии же страховой фирмы главным условием при выборе юрисдикции является не столько наличие налоговых льгот, сколько упрощенный порядок лицензирования и регулирования страховой деятельности, в частности более низкие требования к минимальному размеру уставного капитала, резервных и гарантийных фондов. Также при регистрации фирмы учитываются условия предоставления отчетности, стоимость регистрации и обслуживания фирмы в различных “налоговых гаванях”. Однако создание офшорных фирм оправдывает себя только при условии осуществления широкой сети операции, иначе затраты на содержание компании не окупают себя.

Данный анализ показывает что на конец 2010 года 50 крупнейших частных банков генерируют 12,1 триллионов долларов США в офшорных зонах к сравнению в 2005 - 5,4 триллионов долларов США. Основными являются три крупнейших инвестиционных банка UBS, Credit Suisse и Goldman Sachs. По приблизительным оценкам 21 триллион долларов США находящихся в офшорных зонах на 2010 г, принадлежат 10 миллионам человек, а 9,8 триллионов из них лишь у ста тысяч

человек по всему миру. Если сравнивать темп роста активов в офшорах с динамикой роста ВВП мировых держав то первая значительно выше (см. таблицу 1) [2].

Что касается России По словам председателя Центробанка С. М. Игнатьева, из России в 2012 году было вывезено 57 млрд. долларов США На протяжении последних лет — с 2005 по 2011 г. — такие страны, как Китай, Индия, Бразилия, ЮАР (все это страны BRICS), а также Польша, Турция имели почти непрерывный чистый приток капитала. Для Германии, Японии, Франции был характерен чистый отток частного капитала. В США и Великобритании в отдельные годы наблюдался как чистый приток, так и чистый отток частного капитала. Возможно следующее объяснение такого распределения стран между экспортерами и импортерами частного капитала. Частный капитал перетекает из стран, где наблюдается высокая насыщенность экономики капиталом, в страны, где наблюдается нехватка капитала, поэтому прибыльность капитала относительно высока. При этом учитываются риски, административные издержки и все то, что охватывается понятием «инвестиционный климат». То, что Россия не попала в число стран — импортеров капитала, выглядит довольно странным, поскольку по уровню экономического развития и насыщенности экономики капиталом наша страна сопоставима с такими импортерами капитала, как Бразилия, Польша, Турция. Видимо, влияние оказал не вполне благоприятный инвестиционный климат [6] (см. рис. 2).

265

Section 13. Economics and management

Таблица. 1 - Топ оффшорных банков и анализ концентрации активов

Место 2005 Место 2010 Наименование Банка 2005 2010

1 1 USB 1349,2 1789,0

2 2 Credit Suisse 469,2 932,9

7 3 Goldman Sachs 166,2 840,0

19 4 Bank America 108,5 643,9

5 5 HSBC 183,0 390,0

6 6 Deutsche Bk 180,9 367,5

9 7 BNP Paribas 158,0 338,0

24 8 Wells Fargo 78,0 300,0

8 9 Morgan Stanley 165,0 297,0

4 10 JP MorganChase 187,0 284,0

Активы частных клиентов крупнейших банков инвестированные в фонды через оффшорные зоны 5,4 12,1

Динамика Финансовых активов в оффшорах (приблизительные данные) триллион долларов США 22,9 31,53

Динамика ВВП США 12,5643 14,4194

Динамика Среднего ВВП Европы и Центральной Азии 1,0059 1,6479

Динамика Среднего ВВП Восточной Азии Тихоокеанский регион 3,0672 7,6184

Динамика ВВП Китая 2,2569 5,9305

Динамика ВВП России 0,764 1,5249

Рис. 2. Показатели бегства капитала по странам

Согласно статистическим данным совокупный внешний долг стран с низким и средним уровнем дохода на 2010 г. составляет 4,1 триллионов долларов США, но если принять во внимание не учтенные активы в оффшорах активы это приблизительно: Х139 стран = 9,4 триллионов долларов США. Картина кардинально меняется, данные страны выступают нетто-кредиторами не должниками. Согласно статистической оценке только 3 % от дохода возвращается в страны, если 30 % в виде подоходно налога поступало в экономики стран где наблюдается отток капитала через офшорные

зоны, то это составляло приблизительно 190-280 млрд. долларов США. Для примера Организация экономического сотрудничества и развития тратит в два раза меньше на финансовую помошь экономикам стран по всему миру. Концентрация таких огромных активов ложится в руки небольшой группы лиц а их долги ложатся на плечи рядовых граждан.

Май 2013 года ознаменовался множеством мероприятий во всем мире под эгидой борьбы с оффшорами Образовался новый пул государств в составе США, с одной стороны, и Великобританией,

266

Секция 13. Экономика и управление

Германией, Испанией, Италией, Францией, с другой стороны под названием G5, которые приняли на себя обязательства по автоматическому обмену налоговой информацией. К ним примкнули Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Монтсеррат, Тёркс и Кайкос, а также острова Мэн, Гернси, Джерси и Гибралтар [4].

К заседанию G8 под предводительством Великобритании в Белфасте Джеффри Оуэнс бывший глава налогового подразделения ОЭСР и Мик Мур из Университета Сассекса представили свой план действий для стран-участниц «большой восьмерки» который стал значительным дополнением для повестки дня заседания G20. По итогам саммита G20 в Санкт-Петербурге (Россия) в сентябре 2013 года, принята декларация, резюмирующая основные договоренности в сфере мировой экономики и финансов, получившая название Санкт-Петербургский план действий. Лидеры стран, входящих в «группу двадцати», подтвердили готовность совместно бороться с коррупцией, налоговыми преступлениями и офшорами, обеспечить плавный выход из политики количественного смягчения, определили финансовые институты, которые не могут быть обанкрочены, и взяли обязательства по снижению уровня безработицы. Одни эксперты видят в G20 чуть ли не прообраз будущего мирового правительства, другие настроены более критично, считая, что декларация сама по себе не предполагает строгого выполнения обязательств [5].

Подводя итоги стоит отметить, что офшорные центры дают возможность свободно перемещать капитал по всему миру, в то время как законодательство некоторых стран этому препятствует. Офшорные зоны влияют на международные «финансовые каналы», т. е. на пути перемещения капитала, и изменяют их направление. Офшорные зоны выступают как своеобразные мировые центры повышенной концентрации капитала. Другой важной ролью

офшорных центров является минимизация потерь при перемещении капитала. Как было отмечено ранее, в большинстве данных зон не взимаются налоги, соответственно, капитал может быть перемещен целиком, без потерь в виде налогов при проведении через другие страны. Офшорные центры способствуют ускорению мировых финансовых потоков. Отсутствие необходимости предоставления информации о финансовых операциях, легкая процедура регистрации фирм и т. п. позволяют быстро перевести капиталы в любую другую страну. В оффшорных финансовых центрах сосредоточено более половины мировых финансовых средств. Это говорит о том, насколько велика роль офшорных центров в мировой экономике.

Что же касается экономики РФ: Офшорные зоны являются очень привлекательными для крупного и среднего бизнеса, что несет за собой негативное влияние на экономику страны. Так как основная доля финансового капитала находится в секторах крупного и малого бизнеса, утечка его отражается на бюджете и платежеспособности основного населения страны. Не стоит направлять все ресурсы на борьбу с офшорами, необходимо создавать все условия для сохранения капитала, и работать над инвестиционной привлекательностью страны. Интересен опыт США в рамках антиоффшорных мер. Они разрешают регистрацию за границей предприятий, но требуют обязательное включение в состав облагаемой налогом прибыли, дивидендов от этих предприятий. Неоплата этого налога грозит административными и уголовными санкциями. В результате прямолинейное использование оффшоров не имеет эффекта для американских предприятий. Подпольное использование оффшоров невозможно, допускается только использование внутренних «оффшорных» штатов. Т. о., правительство стремится достичь компромисса между государственными и предпринимательскими интересами.

Список литературы:

1. Поляков Вадим, Туник Игорь Офшоры: пособие по увеличению прибыли. - Л.: Питер, - 2008.

2. The Tax Justice Network: [Электронный ресурс] - URL: http://www.taxjustice.net/cms/front_content. php?idcat=148 (дата обращения 08.08.2014).

3. Мировое и национальное хозяйство: [Электронный ресурс] - URL: http://mirec.ru/old/index.php %3 Foption=com_content&task=view&id=219.html (дата обращения 09.08.2014).

4. Forbes: [Электронныйресурс] - URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/233959-pochemu-rossii-pridetsya-pomogat-ssha-sobirat-nalogi (дата обращения 10.08.2014).

5. Налоговый портал Податинет: [Электронный ресурс] - URL: http://www.podatinet.net/2013052731632/ news/news/proekt-plana-dlya-g8-po-borbe-s-nalogovymi-ukloneniyami-i-ofshorami.html (дата обращения 10.08.2014).

267

Section 13. Economics and management

6. Центральный банк Российской Федерации: [Электронный ресурс] - URL: http://www.cbr.ru/pw.aspx?file=/ press/press_centre/Ignatiev_20022013.htm (дата обращения 12.08.2014).

7. The World Bank [Электронный ресурс] - URL: http://data.worldbank.org/(дата обращения 12.08.2014).

Klepanchyk Olga Yuriyevna, Lviv Academy of Commerce, Researcher, Department of Economic Theory E-mail: ks770@inbox.ru

Adaptation of international experience to support small business to the realities of Ukrainian economy

Abstract: Foreign experience of state support of development of small enterprise and possibility of his use is examined in Ukraine. That government control of small business in Europe is carried out by a legislation, development and realization of the having special purpose programs of financial, technological, informative and skilled assistance development of small and middle enterprise is marked.

Keywords: tax system, tax deductions, small business, having a special purpose government programs, consultative services.

Клепанчук Ольга Юрьевна, Львовская коммерческая академия, соискатель кафедры экономической теории E-mail: ks770@inbox.ru

Адаптация зарубежного опыта поддержки малого бизнеса к реалиям украинской экономики

Аннотация: Рассматривается зарубежный опыт государственной поддержки развития малого предприятия и возможности его использования в Украине. Отмечено то, что государственная регуляция малого бизнеса в Европе осуществляется путем законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: налоговая система, налоговые льготы, малый бизнес, целевые государственные программы, консультационные услуги.

В странах с рыночной экономикой малое предпринимательство признано одним из главных факторов политической и социальной стабильности общества и национальной экономики. Финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства охватывает прежде фискальные методы воздействия, которые осуществляются непосредственно, через систему налогообложения.

В Украине малый бизнес не достиг должного уровня развития. Расширение сектора малого бизнеса тормозят: недостаточная финансовая база, несовершенная государственная политика по его поддержке, административные барьеры, низкая деловая активность населения, несовершенство законодательства. Поэтому для выявления возможностей улучшения сектора малого предпринимательства в Украине, важное значение приобретает изучение зарубежного

опыта организации малого предприятия как важного фактора развития рыночной экономики.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путем законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Также для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающих в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.

В Европе политика поддержки малого бизнеса осуществляется через деятельность государств и

268

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.