Научная статья на тему 'Духовный мир государства российского: единообразие и противоречивость ценностей'

Духовный мир государства российского: единообразие и противоречивость ценностей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
547
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУША / РУССКИЙ МИР / ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ / ЦЕННОСТИ / РОССИЯ / ПАТРИОТИЗМ / НАРОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пакшин А.А.

Данная статья посвящается проблеме аксиологии внутри России. Отличаются ли ценности России от ценностей других стран? Стоит ли слепо принимать западные ценности, так почитаемые современными либералами. Или у России свой путь, свой мир, свои духовные ценности. Духовный мир русского человека полный ярких красок мир, где царят порой противоречивые ценности. Однако всегда, каким бы ни было государственное устройство страны, душа народа России всегда хранит в себе честь, благородство и любовь к своему Отечеству. И мир русской души также велик и многогранен, как и вся необъятная ширь Государства Российского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовный мир государства российского: единообразие и противоречивость ценностей»

УДК 130

ДУХОВНЫЙ МИР ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО: ЕДИНООБРАЗИЕ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ

Пакшин А.А., учитель, osetr25@yandex.ru Гимназия №8 - Центр образования, г .Казань, Россия

Данная статья посвящается проблеме аксиологии внутри России. Отличаются ли ценности России от ценностей других стран? Стоит ли слепо принимать западные ценности, так почитаемые современными либералами. Или у России свой путь, свой мир, свои духовные ценности. Духовный мир русского человека — полный ярких красок мир, где царят порой противоречивые ценности. Однако всегда, каким бы ни было государственное устройство страны, душа народа России всегда хранит в себе честь, благородство и любовь к своему Отечеству. И мир русской души также велик и многогранен, как и вся необъятная ширь Государства Российского.

Ключевые слова: Душа, Русский мир, Духовные скрепы, Ценности, Россия, Патриотизм, Народ.

«Нации — это богатство человечества, это — обобщённые личности его, самая малая из них несёт свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего замысла» А.И. Солженицын

Русский народ, веками ширивший просторы своей земли, создал огромную по своим масштабам страну - великую Российскую империю. Создал прекрасную самобытную культуру. Живопись, литература, зодчество, музыка, кухня - всё это ценная составная мировой культуры. И распространил её русский народ от Польши до Тихого океана благодаря своему миросозерцанию, менталитету.

Однако народный менталитет в связи с политическими и социально -экономическими реалиями может подвергаться метаморфозам, видоизменяться и приобретать новую форму. Отнюдь не всегда эта форма отличается более качественным уровнем от предыдущей. Дух этноса слабеет, нравственная сторона со временем гаснет, народ превращается в «Иванов, не помнящих родства» без чести и совести. Это очень опасно для нации. Поэтому необходимо беречь свою культуру и чтить традиции, знать свою историю и «беречь честь смолоду». Отсюда и непререкаемая актуальность к теме духовного мира любого народа. Сохранив духовный мир, сохранится мир и материальный. Лишь сохранив духовный мир в целости и невредимости, народ сможет продолжать дарить миру прекрасное.

Говоря о русской нации, некоторые, однако, сводят весь её духовный мир к агрессии и империалистичности. Либералы искусства, политики и науки смакуют весь русский негатив, попросту забывая о позитивной стороне нашего народа. Вспоминают Ивана Грозного с его опричниной, покорение Сибири, Кавказа, Средней Азии, разделы Речи Посполитой и пр. Слышны обвинения от многих стран, особенно стран западных. И обвинения эти были как в XIX веке, так в XX веке, так и в новом тысячелетии. Одним

из многочисленных примеров нелюбви западных стран к Российскому государству является 70-ая годовщина освобождения советскими войсками концлагеря Освенцим, находящимся в Польше. На празднование в Варшаву не был приглашён президент России, однако канцлер Германии Ангела Меркель была в числе приглашённых гостей. На лицо политический каламбур, когда вместо представителя страны-освободителя приезжает руководитель страны-захватчика. Возможно, это просто страх Польши вновь оказаться в составе России, что однажды уже произошло в 1815 году. Но сейчас не XIX век. И Россия уже не является империей, но так или иначе, на генетическом уровне имперские амбиции правда существуют у россиян. От них никуда не деться. Можно вспомнить, как ликовала вся страна после возвращения Крымского полуострова в состав России, или как высказался тогда в 2014 году президент В. Путин - в «родную гавань».

Так уж получилось, что славянская широта души всегда просила неограниченности, простора, разгула. Её несло и на запад, и на юг, и на север, и на восток. Вольнолюбивое племя алкало свободы, может именно поэтому и несло его во все стороны света, уходя всё дальше от крепостной зависимости. Однако не огнём и мечом, в отличие от европейцев, уничтожавших племена аборигенов в Америке и Австралии, в первую очередь продвигался народ руссов на инородные земли, а просвещением.

Обширные территории достались ему также и в оборонительных битвах, переходивших в справедливо -захватнические. Героизм и стойкость помогали русским первооткрывателям двигаться километр за километром, углубляясь в незнакомые земли. Отдельно хочется выделить такую ветвь русского народа, как казачество. Именно казаки внесли основный вклад в присоединение к России великого и богатейшего Сибирского края. Недаром знаменитый учёный М.В. Ломоносов утверждал, что богатство России будет прирастать Сибирью. Сейчас с этим никто спорить не будет. Но так ли просто было в то время присоединить холодные сибирские земли? Конечно, нет. Шаг за шагом осваивались лесные массивы небольшими казачьими ватагами во главе со своими атаманами. Одним из которых был И. Москвитин, первым из русских людей вышедший к берегам Тихого океана.

Так веками, по-русски не торопясь, складывалась земля российская. Со своими причудами, традициями и обычаями, праздниками и манерами...

Было много великих побед, много и потерь. Наряду с богоугодными вехами отечественной истории, которым рукоплещут миллионы и поныне, были, как и в любой стране мира, и постыдные страницы, изучая которые, мы не совершим подобного впредь.

Всё это - русский народ. Неоднозначный, совершенно разноплановый характер русской нации отражает яркое многообразие души русского человека. В ней хранится огромная кладезь темпераментов и характеров. Формировался он в суровых геополитических и природно -климатических условиях, в практически непрерывных военных походах, в консервативном патриархальном обществе, в глубокой религиозности, в бесконечных просторах своей Отчизны.

Изучая данный вопрос, необходимо выделить работы великого русского мыслителя И.А. Ильина. В своём труде «Наши задачи» автор ставит цель укрепить русское самосознание, формировать ведущий национальный слой, способный обеспечить реализацию творческих возможностей всего народа [5, с. 528]. Главное внимание мыслитель уделяет

вопросам духовно-нравственного воспитания и формирования правосознания граждан России.

Нельзя не выделить работу «Русская идея» Н. А. Бердяева, где философ показал русскую душу наизнанку [1, с. 704]. Всю её сложность, многогранность, противоречивость Н.А. Бердяев преподнёс и в другом своём труде - «Судьба России» [2].

Эти мыслители понимали, что для того, чтобы увидеть внутреннюю составляющую любого человека, необходимо понять, что человек - это не только материальная субстанция, состоящая из крови и плоти, живущая физиологическими потребностями, но и - существо духовное. В любом человеке содержится духовный мир. У кого -то он мал, словно маковая росинка. У кого-то же духовный мир настолько велик, что его чувствуют окружающие. И не просто чувствуют, но и стараются сохранить его духовное наследие на века.

Тема духовного мира сложна. Не легко заглянуть в душу человеку, понять её. Не зря же существует выражение, что чужая душа - потёмки. Понять же внутренний мир целой нации сложнее многократно. Он не материален. Его не видно глазами, до него не дотронешься, от него невозможно чего-либо услышать. Однако его можно почувствовать. Душу другого человека можно почувствовать своей душой. Душу народа можно понять, аккуратно зайдя в неё. Как говорил А.И. Солженицын: «Суть всех исторических процессов не на зримой поверхности, а в духовной глубине» [6, с .619].

В русском характере сочетаются идеализм с материализмом, мягкосердечие с грубостью, наивность с хитростью, миролюбивость с храброй воинственностью. Русская славянская душа содержит в себе радикально полярные противоречия. Если обратить внимание на характер великих русских поэтов разных эпох - А.С. Пушкина, С.А. Есенина и В.С.Высоцкого, то мы увидим всю необъятную ширь русской души, её неоднозначность, где сочетаются душевная лирика с неограниченным буйством нрава. Однако это лишь доказывает её широту и богатство. Об этом же говорит великий русский философ Н.А. Бердяев, что в России всё двойственно, всё двулико: «Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью» [2]. Философ также писал, что у русского народа «огромная сила стихии» и «сравнительная слабость формы», что он не знает меры и легко впадает в крайности, что в душе русского народа такая же необъятность, безгранность и устремлённость в бесконечность, как и в русской равнине [1, с. 438].

Об этакой двойственности русской натуры говорит и британский русолог Джеффри Хоскинг. Он заметил, что русские очень храбры и мужественны на войне, однако, в то же время, они являются самой мирной и невоинственной нацией в мире [7, с. 83]. Довольно часто можно услышать критические выпады в адрес русского народа, де только и делают, что воюют. Называют злостным, агрессивным, невоспитанным народом. Но давайте вспомним политику других стран. Разве русские скидывали ядерные бомбы на мирные города японских островов? Или, может быть, русские устраивали геноцид «неарийских» народов? Русские уничтожали местное население на занятых территориях? Как это делали европейцы на Американских континентах. Нет, народ России этим себя не запятнал. Если

продолжить говорить о геополитике «цивилизованного» Запада, то можно также вспомнить о бесчеловечном расстреле сипаев в Индии, об опиумных войнах в Китае, о зверском геноциде народа острова Тасмания. Однако не стоит искать примеры где-то далеко. Достаточно взглянуть на агрессивную внешнюю политику «западных партнёров» России, как их называют российский лидер В. Путин и министр иностранных дел РФ С. Лавров. Необходимо помнить, как бомбили страны НАТО Сербию в 1999 году, Ирак в 2003-ем, Ливию в 2008-ом. И данный список можно продолжать.

О доброте же русского характера свидетельствует многое. Чтобы не казаться субъективными, приведём воспоминания ещё одного иностранца. Французский писатель А. Жид признавал, что только в СССР так легко и непринуждённо, с глубиной и искренностью завязываются отношения с людьми. Что достаточно одного взгляда, чтобы возникла «горячая взаимная симпатия» [7, с. 83]. О храбрости, могучей силе, духовной и физической стойкости свидетельствуют слова немецкого канцлера Бисмарка, завещавшего своей нации никогда не воевать с Россией, ибо даже проиграв, русские всё равно соберутся вместе как капельки ртути [5, с. 52]. Также железный канцлер предупреждал свой народ, что русские опасны мизерностью своих потребностей. Не зря существует выражение «что русскому хорошо, то немцу смерть». А всё наверно потому, что жизненный уклад российского человека отличается от европейского уклада, тянущегося к комфорту. Бесспорно, что любой народ хочет жить в приятных условиях, и, тем не менее, русский человек и вообще - человек, живущий в России, готов ради высшей цели вытерпеть и вынести великие тяготы. Это мы видим в 1812 году, когда народ шёл на самопожертвование ради великой цели -победы и изгнания неприятеля из своего Отечества. Русские люди сжигали свои хаты и уходили в лес, создавая партизанские отряды. С подобным высочайшим патриотическим духом Наполеону Бонапарту не приходилось встречаться нигде, даже в сопротивлявшейся Испании, где его прозвали антихристом. Русский народ в понимании Бонапарта и его генералов выглядел варварами, так как в отличие от других европейских народов он не склонил перед французским императором своей головы и не пошёл безропотно за ним, защищая чуждые для себя интересы. Чего нельзя сказать о жителях Старого Света, угодливо угощавших армию Бонапарта.

В этом и проявляется безграничная любовь россиян к своему Отечеству и немыслимый космической силы дух, который помог вытерпеть все тяготы войны и дойти до Парижа. Не зря сам Наполеон, рассуждая о том, что сильнее - сабля или дух, предпочтение всё же отдал духу.

Такой же дух, стойкость, отвагу, непоколебимость и решительность народ Советского Союза показал и во Второй Мировой войне, где потеряв около 27 миллионов человек, русский Иван бок о бок по -братски со всеми народами СССР вошли в Берлин, тем самым освободив не только свою Родину, но и избавив весь мир от зверств фашизма.

Поэтому одной из основных особенностей русской нации хотелось бы выделить именно немыслимый по глубине патриотизм. При том русский патриотизм очень близок с самопожертвованием. Ярким свидетельством служат ратные подвиги Матросова, Гастелло, Талалихина. Абсолютное бесстрашие перед первым полётом в космос Ю. Гагарина и Г. Титова, когда даже главный конструктор С.П. Королёв не давал стопроцентных гарантий успеха. То же бесстрашие мы видим и во время первого выхода в открытый

космос А. Леонова. Таким образом, ратное и любое другое служение Отчизне всегда было у народа России на одном из первых мест. Генетически патриотизм - это характерная особенность российского народа.

«Любовь к Отечеству, или патриотизм, - писал великий учёный Д.И. Менделеев, - составляет одно из возвышеннейших отличий нашего общежитного состояния» [7, с. 83]. Философ И.А. Ильин писал о народе и Отечестве, как об одном целом. Судьба России - есть судьба народа, говорил мыслитель. Свобода России также является и народной свободой, спасение страны - наше русское спасение [5, с. 47].

В современности - в эпоху потребительства - многое, что изменилось. И всё же любовь к Отечеству стоит на почётном месте в красном углу русской души. Не все могут разумно осознать этого, но страну народ любит, однако порой безвекторно. Порой современный патриотизм принимает форму отказа от попкорна и кока-колы, в виде бойкота «Макдоналдсов». Подобное проявление современного патриотизма по утверждению писателя М.Н. Задорнова является чисто русским по характеру [3, с. 169]. Ибо русская душа не знает границ. К сожалению, не знает она и пути, куда следует приложить усилия любви своей.

Продолжая рассуждать о патриотизме, великий русский поэт А.С. Пушкин в своём письме возражает скептику П.Я. Чаадаеву, утверждавшему об отсутствии славных дат и событий в России. Перечислив целую плеяду великих людей, событий и дат из истории Отечества, поэт закончил так: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал» [4, с. 83].

Знаменательно в русской душе и то, что она очень религиозна. Вера в России - одна из главнейших духовных скреп. Православное христианство в жизни русского человека в эпоху монархической России занимало первоочередное место. Перед любым делом, будь то строительство дома или выход на ярмарку, работа в поле или поход на войну, на Руси молились. Перед опасными предприятиями исповедовались и причащались. Можно вспомнить князя Александра Ярославича в 1240 году перед Невской битвой, когда после молитвы он обратился к своим дружинникам со словами: «Не в силе Бог, а в правде!», а после чего нанёс сокрушительное поражение шведам. Можно вспомнить и князя Дмитрия Донского в 1380 году перед Куликовской битвой, обратившегося за благословением к основателю Троицкого монастыря Сергию Радонежскому. Православие является в России объединяющей скрепой, без которой нет будущего ни самой России, ни русскому народу. Это духовный фундамент, на котором уже более тысячи лет взращиваются поколения за поколением; благодаря которому в кровопролитнейших боях выстаивал русский народ и побеждал. Немыслима Россия без православного христианства, так как вера - это и есть одна из самых главных народных идей. Ярким тому доказательством стало восстановление патриаршества в 1943 году, несмотря на то, что страна находилась во власти атеистического руководства. Именно страх перед поражением, трепет от надвигающейся мощи безжалостного врага, вынудили правительство пойти на возвращение веры. Ибо, как поёт в одной из своих песен Е. Летов: «Не бывает атеистов в окопе под огнём».

Так и по мнению многих выдающихся русских мыслителей без веры в Бога русский человек теряет свою особенность, свою нравственную простоту

и великую храбрую силу. Об этом в своих трудах пишут Ф .М. Достоевский, А.И. Солженицын, И. Ильин. Философ Н.А. Бердяев вообще утверждал, что русские определяются именно православием [1, с. 444]. А Россия является носительницей и хранительницей христианства [1, с. 444].

Сложный и многообразный, богатый пёстрый красками, широкий до безграничности духовный мир русского народа заставляет задумываться о смысле жизни, о предназначении, о судьбе. Русский человек, даже никогда не занимавшийся философией, тянется к мудрым размышлениям. Это также характеризует его неспокойную мечущуюся натуру.

Важно также понимать, что богатство народной души легко теряется в буднях потребительской цивилизации, в низкосортных телепередачах и кино, некачественной музыке и песнях, в которых этносу навязывается что -то новое, совсем чуждое и даже противоречащее исконным народным обычаям. Чтобы сберечь духовный мир нравственно чистым, необходимо дорожить своей верой, хранить традиции и обычаи. Любить Отечество и свой народ. Сохранив в себе Божью мораль, русский народ сохранит себя. Без веры, без патриотизма, без чести, благородства и совести не станет России. Это и есть главные духовные постулаты сохранения величия России. Это необходимо понимать.

Литература

1. Бердяев Н.А. Самопознание. Русская идея. М.: Эксмо, 2009. 704 с.

2. Бердяев Н.А. Судьба России // http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1918_15_0.html

3. Задорнов М.Н. Язычник эры водолея. М.: АСТ.: Астрель, 2007. 255 с.

4. Из письма А.С. Пушкина П.Я. Чаадаеву. 1836 // Внутренняя политика и общественные движения в России в I половине XIX века. В 2 частях. Сост. Уткин А.А. Елабуга, 2006. Ч. 2. 148 с.

5. Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том I. М.: Айрис-пресс, 2008. 528 с.

6. Солженицын А.И. Исчерпание культуры? На возврате дыхания. М.: Вагриус, 2004. 720 с.

7. Уткин А. Аргументы российского оптимизма. Крепость «Россия» под ред. М. Леонтьева, А. Невзорова. М.: Яуза, Эксмо, 2008. 320 с.

SPIRITUAL WORLD OF THE RUSSIAN STATE: UNIVERSITY AND VARIETY OF

VALUES

A.A. Pakshin, teacher, osetr25@yandex.ru Grammar school №» 8 - Education Center, Kazan, Russia

This article is devoted to the problem of axiology in Russia. Are the values of Russia different from those of other countries? Is it worth to blindly accept Western values, so revered by modern liberals. Or Russia has its own way, its own world, its own spiritual values. The spiritual world of the Russian man is a world full of bright colors, where sometimes conflicting values reign. However, always, whatever the state structure of the country, the soul of the people of Russia always keeps in itself honor, nobility and love for their Fatherland. And the world of the Russian soul is also great and multifaceted, like the whole vast expanse of the Russian State. Keywords: Soul, Russian world, Spiritual clasps, Values, Russia, Patriotism, People.

Дата поступления статьи в редакцию 06.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.