Научная статья на тему 'Духовные и исторические традиции патриотического воспитания в Вооруженных силах РФ на современном этапе'

Духовные и исторические традиции патриотического воспитания в Вооруженных силах РФ на современном этапе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовные и исторические традиции патриотического воспитания в Вооруженных силах РФ на современном этапе»

личается и труд дальневосточного автора М.С. Высокова1. Продолжились исследования вопросов оснащения средствами связи военно-морского флота Российской империи, роли в этом процессе не только казенных предприятий, но и частных электротехнических фирм2. В ряду работ по истории петербургских предприятий следует выделить книгу В.А. Михайлова3, дающего широкое полотно дореволюционного периода истории известного отечественного научноисследовательского учреждения. Нельзя не упомянуть и о целом ряде исследований, касающихся функционирования военной экономики России в годы Первой мировой войны4. Наконец, уже в первом десятилетии XXI в. увидели свет ряд комплексных изданий об истории становления и развития отечественного ВПК, в которых уделено внимание и вопросам производства военных средств связи5.

В. М. Арутюнян

Духовные и исторические традиции патриотического воспитания в Вооруженных силах РФ на современном этапе

В эти весенние дни все, без преувеличения, прогрессивное человечество отмечает великий праздник 65-летие победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Безусловно в основе этой победы лежал патриотизм советских людей как на фронте, так и в тылу.

1 Высоков М.С. Электросвязь в Российской империи от зарождения до начала ХХ века. - Южно-Сахалинск, 2003.

2 Биккенин Р.Р., Глущенко А.А., Партала М.А. Очерки о связистах российского флота (Краткая история создания и развития службы связи ВМФ в период 1900-1930-х гг.) / под ред. Ю.М. Кононова. СПб., 1998; Флагману - надежную связь / Е.С. Дюдин, Н.И. Ильин, И.Д. Морозов, А.Б. Стрелов. - СПб., 1995; Радиоэлектронная борьба в военно-морском флоте. От Порт-Артура до наших дней. - М., 2004.

3 Михайлов В.А. Научно-исследовательский институт «Вектор» - старейшее радиотехническое предприятие России 1908-1998 гг. - СПб., 2000.

4 Маевский И.В. Экономика русской промышленности в условиях Первой мировой войны. - М., 2003; Китанина Т.М. Россия в Первой мировой войне. 1914-1917 гг. Экономика и экономическая политика: в 2 ч. Ч. 1: Экономическая политика царского правительства в первые годы войны. 1914 - середина 1916 г. - СПб., 2003; Соболев И.Г. Борьба с «немецким засильем» в годы Первой мировой войны. - СПб., 2004; Военная экономика России в первой половине ХХ столетия / под ред. Караваевой И.В. - М., 2006.

5 Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие. - М., 2005; Военная промышленность России в начале ХХ века (19001917): сб. док. / под ред. Р.Ш. Ганелина. - М., 2004.

192

В истории России патриотическая идея имеет глубинные корни. Отчетливые свидетельства о ней встречаются в военноисторических документах и летописях Х! века. Это был по сути своей персонифицированный, личностный патриотизм. Он не распространялся дальше личной преданности своему князю, дружине, роду, племени и носил примитивный характер.

Тяжкие испытания обусловили накопление качественно новой патриотической энергии. Личностный патриотизм постепенно трансформируется в «религиозный». Именно с момента принятия христианства на Руси (988), личностный патриотизм был обогащен новым содержанием - верностью и преданностью христианской вере. Понятия «вера» и «верность», таким образом, соединились в синонимический ряд. Впервые патриотические идеалы отдалились от конкретных персон и получили общенациональное значение.

По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство возникают и крепнут ростки государственного патриотизма. Любовь к Христу соединяется с любовью к Отечеству. Так великие патриоты России Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский в грамотах своих подчеркивали непреходящее значение Отечества. Призывая русский народ в ополчение (в июне 1612 г.), князь Пожарский напоминает: «Чтобы нам против врагов и разорителей веры христианской... за Московское государство стояти всем единомысленно...».

Подлинный расцвет государственного патриотизма связан с деятельностью Петра Великого. Великий реформатор и преобразователь России ставил верность Отечеству выше иных ценностей, выше самого государя. «И так не должны вы помышлять, - напутствовал он воинов перед Полтавской баталией, - что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего1. Едва ли не впервые звучит мысль об Отечестве, о России, которые дороже жизни. Победы российского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в народе как человека, который «не щадя живота своего» стоит на страже мира благоденствия своего народа. Параллельно вырастает и передается из поколения в поколения патриотизм профессиональный, гордость за принадлежность к армии, за свой полк, за его честь и славу.

Ярчайшей страницей патриотического подъема в новейшей истории нашей родины стала Великая Отечественная война. То была

1 О долге и чести воинской в Российской Армии. - М., 1990. - С. 25.

193

война не на жизнь, а на смерть. Устоять перед врагом, покорившем всю Европу, мог только народ, обладающий могучим патриотизмом и стойкостью...

Что же произошло с этим поистине святым понятием на Руси в постсоветский период?

Было время, и это на нашей памяти, ни одно выступление государственного деятеля, а уж тем более военачальника и человека в погонах, не обходилось без таких понятий, или, как говорят философы, дефиниций, как «патриотизм», «родина», «отечество». В постсоветский период патриотическое воспитание, особенно молодого поколения, долгое время было не актуально. Даже наоборот, в средствах массовой информации, особенно электронных становится хорошим тоном охаивание и очернение таких понятий, как «отечество», «патриот», «патриотическое воспитание» и «патриотизм».

В результате так называемой демократизации СМИ создавалось впечатление, что вся новейшая российская история - это сплошная череда крови, ошибок и глупостей, что россиянам необходимо брать пример с запада и ориентироваться на их ценности. К чему это привело и ещё может привести, мы знаем, (массовая эмиграция за рубеж сегодня не только видных учёных деятелей культуры и науки дипломированных специалистов, а уже и студен-тов-старшекурсников, подающих надежды, призыв в армию - это целое испытание для военкоматов и органов МВД и многое другое).

К счастью, сегодня мы стали свидетелями того, что «патриотизм», почти полностью исчезнувший из политического лексикона руководителей, стал постепенно возрождаться. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» подчеркивается, что «стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно Российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма»1. Почему? Что произошло? Ответ весьма прост: долгие годы в сознание нынешнего поколения насаждалась мысль, что патриотизм -это нечто устаревшее, нехорошее, а в само понятие вкладывался иной смысл.

Его генезис в СМИ и пропаганде был таков: патриотизм, национал-патриотизм, красно-коричневый национал-патриотизм. И какой же молодой человек, да и не только молодой, согласится чтобы его обозвали «красно-коричневым национал-патриотом».

И будет верно поставить вопрос следующим образом: с каким феноменом мы столкнулись? Почему святое понятие стало приобретать свой противоположный смысл? Однако после 2000 г. прави-

1

1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

194

тельство РФ осознало пагубность сложившейся ситуации и стало вновь поднимать на щит святые для каждого россиянина понятия: «патриотизм», «отечество», «любовь к родине». Издаются ряд важных документов которые призваны воссоздать систему патриотического воспитания граждан России и в первую очередь молодёжи страны. В частности постановлением правительства РФ утверждена государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» (как известно, аналогичная программ была принята на 2001-2006 гг.); Приказами министра обороны и министра образования РФ от 3 мая 2001 г. №3\1936 утверждается «Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» и др. Безусловно, все эти документы весьма важны, однако когда они «заработают» на полную мощь? Как показывает практика, ещё не так скоро, как нам хотелось бы. Практически упущено целое поколение, и мы это чувствуем особенно в ВС РФ, МВД и других силовых ведомствах. Сегодня главное - суметь привить патриотизм, т. е. любовь к Родине, подрастающему поколению, продолжая работать с современной молодежью (армейской, студенческой и др.). В свете сказанного целесообразно прежде всего ответить на вопрос, что же мы понимаем под терминами «патриотизм», «патриотическое сознание», «патриотическое воспитание», «Родина». Есть, безусловно, и другие важные категории, такие как «патриотические традиции», «боевые традиции», «трудовые традиции», однако учитывая ограниченный объем настоящей статьи, мы не будем на них подробно останавливаться. Известно, что патриотизм происходит от греч. Patriots - земляк, соотечественник, т. е. личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества, а также любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Как правило, патриотическое сознание выражает отношение индивида или социальной группы к таким атрибутам отечества, как территория, географическая среда, язык, политические, культурные и социальные ценности, т. е. патриотическое сознание выступает как отражение отечества в сознании людей.

Патриотическое сознание проникает во все формы общественного сознания - политическую, правовую, нравственную, эстетическую, религиозную, и выражает ценностное отношение к идеалам отечества. Таким образом, патриотическое сознание есть результат ценностного отражения отечества и восприятия прогрессивных традиций прошлого в сознании людей через призму их потребностей и интересов.

Важнейшим инструментом для выработки у граждан патриотического сознания является патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной

195

власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание.

Многовековая история свидетельствует что патриотизм заложен у россиянина на уровне менталитета, склада ума, психологии, мироощущения, мировосприятия. По образному выражению одного из историков, если страна хотела жить и развиваться, то должна была, отбросив ножны за ненадобностью, в течение пяти столетий клинком доказывать соседям свое право на жизнь и развитие. В этих условиях у народов, населяющих Россию, постепенно сложилось, а затем и укрепилось понимание того, что только в тесном единстве, не щадя ни сил ни самой жизни, можно отстоять национальную независимость, защитив свою землю, свои города и деревни, свой дом, могилы своих предков.

При этом я глубоко согласен с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который, отвечая на вопрос о национальном российском патриотизме, подчеркнул настоятельную необходимость иметь меру в национальном, т. е. чисто русском патриотизме. Ведь Россия - это многоконфессиональное и естественным образом сложившееся многонациональное огромное евразийское государство. Иначе невозможно будет сохранить ее мощь и силу как великого государства. Оно, сохранившись в веках, сегодня может превратиться в мононациональное славянское государство, наподобие Польши, Чехии, Словакии, превратившись в «Московское княжество», о чем мечтали и мечтают очень многие и на Западе, и на Востоке.

Да, действительно, патриотизм и интернационализм - это не изобретение большевиков-коммунистов, а историческая необходимость. Сегодня говорить об истории России с купюрными изъятиями нельзя. В ее далекой и близкой истории были полководцы и военачальники: немец Барклай де Толли, грузин П. Багратион, армянин И. Баграмян, украинец Тимошенко, поляк К. Рокоссовский (сегодня -министр внутренних дел Нургалиев, министр МЧС С.К. Шойгу) и многие тысячи других деятелей, в том числе культуры, науки и искусства.

Говоря о воспитании патриотизма у молодежи, и особенно у людей в погонах, необходимо подчеркнуть, что воспитательный процесс в стенах вуза может быть лишь продолжен. А где оно начинается, патриотическое воспитание? Даже не в школе, а в семье и садике, это нам хорошо известно.

Раньше, почти в другую эпоху, мы пели песню «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, с хороших и верных то-

196

варищей, живущих в соседнем дворе, а может она начинается с той песни, что пела нам мать с того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять...».

А сегодня что поют наши дети, в том числе и молодежь, так группа «Карамельки» просят: «Американ бой возьми меня с собой ...», а семилетний Паша Степанов (солист детского ансамбля) по центральному телевидению красивым голосочком поет песенку «Школу я закончу, а затем в Америку уеду насовсем». Конечно, это не он, а взрослые дяди и тети с умыслом или без вкладывают в его уста и юные головки миллионов юношей и девушек мысль: вам в России делать нечего - жить хорошо можно только за границей. А позвольте спросить, кто будет поднимать нашу Родину, защищать наше Отечество, кормить их пристарелых и больных родителей.

А какие стишки рассказывают дети: раньше про дядю Степу, «У меня зазвонил телефон» и др. Сейчас большинство детей книжек не читают, это хорошо известно, зато они хорошо знают телевизионную рекламу из которой следует, что надо обязательно с друзьями пить правильное пиво и что основная проблема, которую срочно нужно решить в России - это перхоть и кариес.

Сегодня мы, к сожалению, вынуждены согласиться со словами ныне зарубежного классика русской литературы Н. В. Гоголя, что велико незнание России посреди России. Да, мы вынуждены констатировать, что многие наши сограждане, особенно большое количество молодежи, «заболело» очень опасной болезнью -историческим манкуртизмом, т. е. потерей исторической памяти.

Но если в книге Ч. Айтматова «Буранный полустанок» манкуртом становились в результате страшной целенаправленной пытки (чтобы человек забыл свое прошлое его голову стягивали сырой кожей и она, ссыхаясь, отшибала человеческую память, и он забывал, кто его предки и кем был он сам), то в нашем случае эту память вымарывают целенаправленно через сми, школьные и вузовские учебники истории Каждый из нас хорошо знает, что народ без исторической памяти обречен на деградацию.

Трудно отрицать тот факт, что сегодня еще в большей степени, чем раньше, делается попытка подменить историческую науку исторической публицистикой с вполне конкретными целями Предпринимается попытка массированного очернения исторического прошлого его дегероизация, особенно история советского периода. Если верить ряду публикаций теле- и радиопередачам, а их большое количество, то после октября 1917 г. страна не имела никаких достижений. В жизни народа не было ничего позитивного. Даже в истории Великой Отечественной войны допускаются не только явные искажения, но и прямая фальсификация. Но ведь это уже было... Даже Президент РФ Д. А. Медведев, чтобы прекратить эту

197

вакханалию, был вынужден накануне празднования 65-летия победы создать специальную «Комиссию по противодействию фальсификации истории» под руководством главы Президентской администрации.

Очевидно пора понять, как бы мы не хаяли свою историю и не обливали ее грязью, никто не даст нам взаймы свою хорошую историю. Кстати, наша история не только не хуже, но и во многом лучше хваленой Западной истории. Сегодня модно ссылаться на западный опыт сошлемся и мы. Хорошо известно, что французская революция была одной из самых кровавых в мировой истории. Им даже принадлежит приоритет в изобретении гильотины - аппарата для отрубания голов. Все противники революции по обочинам дорог были повешены, виселицы тянулись на многие километры. А своему королю они просто отрубили голову... Однако ни один француз не назовет свою революцию иначе, как Великая Французская революция. День взятия Бастилии является национальным праздником Франции, а Марсельеза по-прежнему - национальным гимном. Подобных примеров можно привести множество. А мы?..

Одним из безусловных достижений советского периода нашей истории является уровень, качество и всеобщая доступность образования. Еще в конце 50-х гг. в США стала бестселлером книга «Что знает Ваня, того Джонни не знает». Одним из его авторов был адмирал Риковер - отец американских подводных лодок-атомоходов Посетив советские школы, адмирал был не на шутку встревожен По его мнению, средняя и высшая школа СССР опережали штатовские и были лучшими в мире. Президент США Джон Кеннеди пошел дальше адмирала, заявив, что исход битвы в холодной войне между СССР и США не на полях сражений, а решается в классных комнатах двух стран.

Американцы начали перестраиваться, если до этого у них шло на образование приблизительно 4 % национального дохода, то затем они подняли планку до 12 и выше. И мы перестроились. Опустили планку с 12 % до 5 % (а теперь, вероятно, и значительно ниже). Да, запас прочности был настолько велик, что даже в средине 90-х гг. посол США в России Томас Пиккиринг был вынужден признать, что несмотря на глубочайший кризис в стране, «У вас прекрасная система образования». Однако в постсоветский период мы своими руками стали разрушать свой приоритет в области образования, который создавался в течение десятилетий. Стали, на мой взгляд, слепо копировать западную систему (бакалавриат, магистратура, ЕГЭ и многое другое).

Знаем мы и о так называемой «демилитаризации» школы. Чтобы доказать,что наш бронепоезд не стоит даже на запасном пути, заменили начальную военную подготовку маловразумительным

198

«ОБЖ» - (основами безопасности жизни), т. е. подорвали героикопатриотическое воспитание ребят. Разорвали звено, связывающее школу с армией. ДОСААФ заменили общественной организацией РОСТО которая как общественная организация в принципе не могла готовить квалифицированный призывной контингент для силовых ведомств страны, особенно в условиях резкого сокращения сроков службы. Сегодня наше руководство вынужденно вновь вернуться к подготовке по системе ДОСААФ. Нам кажется, что комментарии излишни.

Еще выдающийся российский дипломат князь А. М. Горчаков подчеркивал, что мировая история не знает примеров, когда существовала бы сильная армия при слабой школе. Иначе и быть не может, ибо из школы в армию всегда приходили, как из младшего класса в старший, а в армии начинались новые уроки по новым предметам: воспитание мужества, воли, доблести, патриотизма. Учитель и офицер - один продолжает дело другого, в том числе и в деле патриотического воспитания, т. е. воспитания гражданина, готового защитить Родину. Да, сегодня предпринимается попытка поправить положение (см. Приказ министра обороны и министра образования РФ, утверждающий инструкцию «Об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» от 3 мая 2001 г. № 3), но ведь известно, что разрушить несложно, а вот попробуй, восстанови, создай! Для этого потребуются годы.

Безусловно, патриотическое сознание - понятие конкретноисторическое, оно наполнялось различным содержанием в зависимости от исторической эпохи и уровня мировоззрения общества и индивида, но историческая практика и сама жизнь неоднократно подтверждали, что несмотря ни на какую идеологическую окраску, понятие патриотизма в сознании каждого россиянина и, в первую очередь военнослужащего, ассоциируется с необходимостью крепкого Российского государства - сильного, процветающего и демократического. Хотелось бы особо подчеркнуть, сегодня многие, на всех уровнях и эшелонах государственной власти ищут национальную идею. И как все гениальное просто - национальной идеей, которая призвана объединить все слои российского общества, во всяком случае ее подавляющее большинство, этой незыблемой национальной идеей должен стать патриотизм, т. е. любовь к Родине, любовь к Отечеству. Что может быть выше и благородней. Иной идеи, как нам кажется, способной примерить и объединить граждан великой страны кроме идеи спасения Отечества, его величия и целостности нет и не будет! Испокон века патриотическая идея служила созданию и укреплению Российской государственности, строительству армии, воспитанию воинов и граждан. Так было и так будет!

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.