Научная статья на тему 'Духовность как основа технологии сопровождения образовательного процесса в целях обеспечения его психологической безопасности'

Духовность как основа технологии сопровождения образовательного процесса в целях обеспечения его психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ / SPIRITUALITY / PSYCHOLOGICAL SAFETY / EDUCATIONAL SPACE / PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева А. В.

В статье приводятся результаты исследования в рамках моделирования процесса обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательного пространства, главная практическая ценность которого состоит в разработке Информационно-диагностического программного комплекса "Духовность представителей коммуникативных специальноcтей".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spirituality as a basis of the technology of educational process mainte nance with a view to provision of its psychological safety

The article presents the results of the research within the limits of modelling of a person's psychological safety maintenance in the educational space conditions. Its main practical value consists in development of the information-diagnostic programme complex "Spirituality of representatives of communicative specialties".

Текст научной работы на тему «Духовность как основа технологии сопровождения образовательного процесса в целях обеспечения его психологической безопасности»

А. В. Андреева

ДУХОВНОСТЬ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ сопровождения ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Работа представлена кафедрой психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Б. В. Кайгородов

В статье приводятся результаты исследования в рамках моделирования процесса обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательного пространства, главная практическая ценность которого состоит в разработке Информационно-диагностического программного комплекса «Духовность представителей коммуникативных специальностей».

Ключевые слова: духовность, психологическая безопасность, образовательное пространство, психотехнология.

The article presents the results of the research within the limits of modelling of a person’s psychological safety maintenance in the educational space conditions. Its main practical value consists in development of the information-diagnostic programme complex «Spirituality of representatives of communicative specialties».

Key words: spirituality, psychological safety, educational space, psychological technology.

На протяжении долгого периода, Каждая из этих категорий была включе-

вплоть до конца XX в., между катего- на в свой специфический категориаль-

риями «безопасность» и «образование» но-понятийный аппарат. Сегодня наряду

не предусматривалось какой-либо связи. (а может, как следствие) с «новомодны-

ми» направлениями в педагогической психологии - личностно ориентированное образование, интегративный подход, дистанционное обучение, психологическая культура в образовании - в фокусе внимания отечественного психо-лого-педагогического сообщество исследования по психологической безопасности в образовательной среде. Главными причинами появления интереса к данной проблематике мы считаем следующие: 1) развитие психологической науки, особенно отдельных ее отраслей, имеющих своим объектом изучения человека как субъекта профессиональной деятельности; 2) активное распространение идей гуманизации обучения и воспитания, требующих создания условий для самореализации участников образовательной среды; 3) разработка и внедрение в практику большого количества инновационных образовательных технологий, которые не всегда отвечают критериям поддержания психологического здоровья личности в условиях образовательного пространства; 4) рассмотрение образования как ведущего, наиболее действенного фактора, определяющего качество жизни каждого отдельного человека и результативность социально-экономических и духовных процессов общества в целом.

Значительный вклад в изучении особенностей образовательной среды в нашей стране вносят исследования на базе научно-исследовательской лаборатории «Психологическая безопасность и культура в образовании» РГПУ им. А. И. Герцена под руководством И. А. Баевой [1]. Анализируя более чем десятилетний опыт работы лаборатории в этом направлении, мы приходим к выводу, что психологическая безопасность образовательной среды предполагает такое выстраивание отношений в системе «специалисты образования - обучающиеся - образовательная программа»,

которая соответствует следующим критериям: отсутствие деструктивного посягательства на подсознательное, удовлетворенность межличностным общением, отсутствие препятствий для личностного роста, психологическое здоровье включенных в систему участников. Главный вопрос в этом контексте -как сформировать подобную систему отношений. В поисках ответа на поставленный вопрос мы обратились к системе оценки соответствия образовательной среды критерию психологической безопасности с тем, чтобы знать, к каким показателям стремиться. В связи с этим мы отметили указания на необходимость обратить внимание на тех, кем и для кого формируется образовательная среда, рассмотреть прежде всего содержание ценностно-смысловой и рефлек-сивно-управляющей сфер субъектов образовательного процесса. В качестве инструментария, как правило, предлагаются тестологические методы анализа. Однако наша позиция такова, что если мы имеем своей целью формирование психологически безопасной образовательной среды, то мы должны ориентироваться не на отдельные индивидуально-личностные параметры, а на индивидуальность каждого отдельного участника образовательного процесса, и процесс отслеживания данного процесса должен быть качественно иным, не нарушающим ощущения защищенности. Достижение эффективного решения поставленной задачи нами видится в разработке информационно-диагностического программного комплекса, основой которого является развитие духовности всех субъектов системы образования.

Почему именно развитие духовности должно стать одним из основных направлений при построении психологически безопасной образовательной среды?

Отмечая широкий диапазон теоретических и методологических подходов к изучению духовности в психологической науке, в рамках нашей работы мы придерживаемся следующего определения: духовность - это сложноконстру-ированное психологическое явление, относящееся к ценностно-смысловой сфере человека, определяющей содержание и направленность его жизни в пространственно-временной плоскости. Вопрос об этом феномене всегда связан с человеком: со стратегией его жизни и организацией своего пространства, с наличием ценностей и обретением смысла, с его отношением к культуре и обществу, со стремлением к познанию, а также к самопознанию и самосовершенствованию.

При моделировании процесса обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательного пространства отмечается, что применяемые психотехнологии в этих целях должны способствовать личностному росту, саморазвитию участников образовательного процесса. В связи с этим мы рассматриваем духовность в качестве той основы, которая определяет единство «Я» в контексте выстраиваемых отношений, и, следовательно, работа в направлении создания психологически безопасной образовательной среды должна основываться на развитии духовности.

С целью разработки методически-организационных условий в рамках программы сопровождения по созданию, поддержке и диагностике безопасного образовательного пространства с ориентиром на духовное развитие нами было проведено исследование, состоящее из трех этапов.

На первом этапе исследования (2006 г.) нашей задачей являлось определение, что понимается под духовностью, и связывается ли данный феномен человека с процессом его обучения.

С этой целью мы провели социологический опрос, воспользовавшись анкетой «Духовность», предложенной И. М. Ильичевой в докторской диссертации (2003 г.), которая была расширена несколькими дополнительными вопросами [2]. Анализ степени значимости духовности для 112 опрошенных показал: во-первых, важность духовности в жизни человека, которая «делает человека человеком, отличным от робота или животного» и которая «подталкивает человека к развитию и самосовершенствованию»; во-вторых, достаточно полное представление о том, что обуславливает становление духовности. Студенты из числа опрошенных (78 человек) достаточно точно оценили роль таких факторов, как познание себя, семья, окружающая действительность, взаимоотношения с другими людьми, приобщение к культуре. Практически все студенты (93%) признали важность обучения в контексте становления духовности. Особое значение здесь было уделено таким учебным дисциплинам, как психология, философия, культурология, история, литература, социология и религиоведение.

Результаты социологического опроса позволили нам выдвинуть гипотезу, что направление обучения есть один из детерминантов развития духовности, и это может быть нами использовано при разработке методически-организа-ционных условий осуществления работы по формированию психологически безопасного образовательного про-

странства.

Определение влияния обучения на развитие духовности стало основной целью на 2-м этапе нашего исследования (2006-2007 гг.). В исследовании приняли участие студенты 1-3-х курсов очного отделения психологического (ПФ), юридического (ЮФ) и физико-математического (ФМФ) факультетов Астраханского государственного университе-

та. Наполняемость выборки составила 142 человека. При анализе влияния направления обучения на развитие духовности мы предполагали, что направление обучения (физико-математическое, юридическое, психологическое) - это причина, а все другие переменные (компоненты духовности и другие индивидуально-психологические параметры) -следствие (результативные признаки). Для оценки количества часов по психологии, гуманитарным дисциплинам в целом и количества часов по точным наукам в аспекте развития духовности были составлены следующие варианты связи: 1) ПФ - ЮФ - ФМФ; 2) ПФ -ФМФ - ЮФ; 3) ЮФ - ПФ - ФМФ; 4) ЮФ - ФМФ - ПФ; 5) ФМФ - ПФ -ЮФ; 6) ФМФ - ЮФ - ППФ. Первая связь, согласно учебной нагрузке, фиксировала влияние количества часов по психологии и гуманитарным дисциплинам в целом; шестая связь, напротив, количество часов по точным наукам. Все оставшиеся связи не устанавливали какого-либо влияния.

Трудностью исследования духовности студентов явилось отсутствие объективного инструментария измерения. В связи с этим анализ данного феномена осуществлялся путем эмпирического изучения отдельных компонентов духовности: когнитивного, экзистенцио-нального, рефлексивно-управляющего, коммуникативного и креативного. Комплекс методических средств включал: Морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпу шин), Тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), Вопросник по самоактуализации (Н. Ф. Калина), метод экспертных оценок, дополненная анкета по духовности И. М. Ильичевой, контент- и интент-анализ. В целях исключения ошибки при обработке данных в рамках контент-анализа вследствие влияния субъективного фактора была разработа-

на специализированная программа

«Подсчет мнений экспертов». Программа написана на языке высокого уровня Perl (серверная часть), на выходе которого формируется HTML-страница с конструкциями языка сценария JavaScript, осуществляющего обработку данных, введенных экспертами (клиентская часть)*. Экспертную группу составили преподаватели кафедры психологии развития и кафедры социальной психологии.

Количественные данные, обработанные в статистическом пакете SТА-ТКТ1СА (однофакторный дисперсионный анализ, расчет критерия Кру-скала - Уоллиса), позволяют констатировать, что по ряду переменных имеют место значимые различия между факультетами (р < 0,05). Так, установлено следующее:

1. Испытуемые ПФ в большей степени способны к спонтанному поведению. Это не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям: это лишь свидетельствует о том, что данная группа испытуемых не боится демонстрировать окружающим свои чувства. Они уверены в себе и доверяют окружающим. В меньшей степени способность к спонтанности проявляется среди студентов ФМФ. Среднее значение испытуемых ЮФ по данной шкале приближено к значению испытуемых ПФ. Подобный расклад прогнозировался до подсчетов. Одна из задач психологии заключается в принятии человеком своих ощущений и выстраивании своего поведения с учетом своих переживаний. У студентов ФМФ количество часов по психологии в два раза меньше, чем у юристов; у психологов, естественно, психология - это одна из основных дисциплин.

2. По шкале аутосимпатии отличительная разница регистрируется между группами ЮФ и ФМФ: самое высокое значение получено в группе ис-

пытуемых ЮФ. Средний показатель в группе испытуемых ПФ незначительно отличается от значения ЮФ. Это показывает, что юристы и психологи, как правило, принимают себя такими, какие они есть, вне зависимости от оценки окружающими их достоинств и недостатков. Небольшое снижение показателя по данной шкале у психологов, скорее всего, свидетельствует о большей степени выраженности критичности при оценке своих особенностей, но это не имеет деструктивного характера, напротив, указывает на выраженность стремления к самосовершенствованию, что также является одной из задач психологии.

3. Средние значения по шкале активных социальных контактов констатируют незначительные отличительные различия между факультетами в способности устанавливать благоприятные отношения в различных сферах социального взаимодействия. Однако более высокий показатель в группе испытуемых ПФ, который в большей степени отличен от значения группы математиков, что вновь доказывает влияние направления обучения на характер восприятия человеком себя и реализацию своей социальной роли в этом аспекте.

4. По шкале результативности жизни межфакультетное расхождение небольшое. Наиболее высокое среднее значение характерно для студентов ЮФ (причем оно несколько превышает среднее значение по данной шкале теста), далее - ФМФ и наиболее низкое значение у студентов ПФ. Юридическое образование обуславливает особую ценность пройденного отрезка жизни: именно прошлое, с точки зрения его соответствия правовым нормам, придает смысл дальнейшей жизни. Средний показатель психологов является оптимальным (среднее значение по тесту - 24,38), что

отражает их удовлетворенность процессом самореализации, адекватность в ощущении того, насколько продуктивной и осмысленной была прожитая часть жизни.

5. Относительно структурных компонентов духовности разница отмечена по экзистенциональному компоненту. Значительное расхождение установлено между ПФ (наибольшее среднее значение) и ЮФ (наименьшее среднее значение). Такой расклад имеет противоречие. С одной стороны, высокий показатель у психологов еще раз доказывает влияние изучения психологии на выстраивание человеком системы смыслов для ориентации в окружающей среде; однако, с другой стороны, определен самый низкий показатель значения по экзистенциональному компоненту духовности у юристов. Подтверждением этого противоречия являются также тенденции в отличительной разнице значений по шкале креативности и шкале процесса жизни (р < 0,1). В выраженности творческой направленности личности математики превосходят психологов, несмотря на то что преобладающей формой решения специализированных заданий выступает алгоритм. Юристы в наибольшей степени склонны воспринимать процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Для психологов это свойственно в меньшей степени. Это могло бы свидетельствовать о том, что психологи относятся к жизни с большей критичностью, что стимулирует их к саморазвитию. Однако это положение имело бы больший гипотетический вес, если бы последовательность факультетов в зависимости от степени возрастания среднего значения по данной шкале была бы: ПФ - ЮФ - ФМФ, а не: ПФ -ФМФ - ЮФ.

В целом анализ связи направления обучения и степени проявления

различных компонентов духовности не позволил нам констатировать влияния обучения на развитие духовности. Сами студенты при обсуждении полученных результатов эмпирического исследования пояснили данный вывод тем, что на развитие духовности влияет главным образом не направление обучения (психологическое, юридическое, физико-математическое), а специфика его организации. Данные выводы определили основную направленность 3-го этапа исследования.

На 3-м этапе нашего исследования (2007-2008 гг.) нами был разработан Информационно-диагностический программный комплекс «Духовность представителей коммуникативных специальностей» (ИД! ПК «Духовность»)**.

Данный комплекс предназначен для специалистов, включенных в трудовую деятельность, в которой требуются знания, умения и навыки, обеспечивающие постановку и решение профессиональных задач относительно стратегии использования комплекса коммуникативных средств и специфики их воздействия на получателя информации. Профессиональная деятельность специалистов рассматриваемого профиля связана с оказанием определенного ценностносмыслового воздействия на человека.

С помощью ИДПК «Духовность» мы имеем возможность решать одновременно три задачи:

1) информационная задача - предоставление информации о духовности человека, его индивидуальности и ресурсах;

2) диагностическая задача - получение данных о степени активности субъектов образования по саморазвитию и направленности данного процесса, об уровне их духовного развития в целом;

3) развивающая задача - стимулирование интереса человека к себе, своей индивидуальности.

Таким образом, ИДПК «Духовность» предназначен как для преподавателей, управленческого звена образовательного учреждения в целях решения задачи создания и поддержания психологической безопасности в условиях образовательного процесса, так и для обучающихся в целях решения проблемы диагностики образовательной среды на предмет ее соответствия критерию психологической безопасности.

ИДПК «Духовность» позволяет учитывать фактор половой принадлежности. В зависимости от указания пользователем пола ИДПК автоматически генерирует представляемую информацию на основе введенных данных. Комплекс имеет два режима: режим работы с пользователем и режим администрирования. Комплекс имеет дружественный, интуитивно понятный интерфейс с подробной инструкцией по работе с ним. Для создания комплекса автором были использованы современные интернет-технологии. Для наглядности представляемой информации в динамически формируемые HTML-страницы были включены вызовы презентаций Microsoft PowerPoint. Данные респондентов заносятся в базу данных MySql с возможностью последующего анализа.

Работа с комплексом индивидуальна, требует на выполнение 2,5-4 часа, может применяться самостоятельно как отдельная психотехнология, а также в составе психологического тренинга, направленного на личностно-профессиональное развитие, раскрытие личностного потенциала.

В данный момент происходит апробация данной программы. По предварительным результатам, из 43 ознакомленных с материалом комплекса 39 участников исследования выразили свое желание продолжить работу по определению своих особенностей отношения к себе, другим, возникающим обстоятельствам.

1. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Практическое руководство. 2006. 287 с.

2. Ильичева И. М. Психология духовности: Дис. на соис. учен. степени д-ра психол. наук. М., 2003.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Программа является объектом интеллектуальной собственности автора: Свидетельство о гос. регистр. программы для ЭВМ № 2008610752 «Программа реализации интерактивного опроса и подсчета мнений экспертов в контент-анализе» от 13 февраля 2008 г.

** Комплекс является объектом интеллектуальной собственности автора: 1. Свидетельство о гос. регистр. базы данных № 2008620097 «База данных для определения духовности представителей коммуникативных специальностей» от 13 февраля 2008 г.; 2. Свидетельство о гос. регистр. программы для ЭВМ № 2008610709 «Информационно-диагностический программный комплекс «Духовность представителей коммуникативных специальностей» от 8 февраля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.