Научная статья на тему 'Духовность как основа гуманистического образования'

Духовность как основа гуманистического образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
655
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗМ / ПОЗНАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХ / ДУША / A CIVILIZATION / FORMATION / EDUCATION / HUMANISM / KNOWLEDGE / SPIRITUALITY / SPIRIT / SOUL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дубровская Е. А.

Осознание кризиса современной цивилизации начиналось с понимания опасных последствий техногенного развития глобальных проблем выживания человека. В последние годы акценты смещаются всѐ более в сферу культуры Образование в современном мире фактически поставлено на службу технике и технологии, диктуемым ими образовательным стандартам. Но на самом деле образование должно не только открывать окно в мир новых технологий, но и представлять наследие культуры, а самое главное не уничтожить при этом личность, еѐ главного стержня духовность, творческое начало. Духовность задаѐт смысловое направление развитию основным интенциям образования (познанию, ценностному осмыслению, преобразованию реальности)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY AS A BASIS OF FORMATION

Comprehension of crisis of a modern civilization began with understanding of dangerous consequences of technogenic development global problems of a survival of the person. Last years accents are displacing more and more in sphere of culture. Formation in the modern world is actually placed in the service of technics and to the technology. But actually formation should not only open a window in the world of new technologies, but also represent a culture heritage, and the most important thing not to destroy the person, its main core spirituality, the creative beginning. Spirituality sets a semantic direction to development by the main point of formations (to knowledge, valuable judgement, reality transformation)

Текст научной работы на тему «Духовность как основа гуманистического образования»

ББК 87.0

Гуманитарные науки

ДУХОВНОСТЬ КАК ОСНОВА ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.А. Дубровская

Осознание кризиса современной цивилизации начиналось с понимания опасных последствий техногенного развития - глобальных проблем выживания человека. В последние годы акценты смещаются всё более в сферу культуры Образование в современном мире фактически поставлено на службу технике и технологии, диктуемым ими образовательным стандартам. Но на самом деле образование должно не только открывать окно в мир новых технологий, но и представлять наследие культуры, а самое главное не уничтожить при этом личность, её главного стержня - духовность, творческое начало. Духовность задаёт смысловое направление развитию основным интенциям образования (познанию, ценностному осмыслению, преобразованию реальности)

Ключевые слова: цивилизация, образование, воспитание, гуманизм, познание, духовность, дух, душа

Осознание кризиса современной цивилизации начиналось с понимания опасных последствий техногенного развития - глобальных проблем выживания человека. В последние годы акценты смещаются всё более в сферу культуры. Корни мирового цивилизационного кризиса

усматриваются в глубинных процессах, происходящих в духовном мире человека и человечества. В ходе индустриального и постиндустриального развития техника оказалась выше культуры, поставила культуру на службу себе. Образование в современном мире фактически также поставлено на службу технике и технологии, диктуемым ими образовательным стандартам. Индустриализм лишил образование его самостоятельного значения, поскольку подчинил экономике и обслуживающей её власти. Это привёло к тому, что образование стало на путь формирования «одномерного», «частичного» специалиста. Специализация остаётся

неотъемлемой частью современного общества. Таким образом, специальные знания оказываются наиболее социально значимыми, вытесняя из центра культурного пространства на его периферию другие общечеловеческие ценности. Ценности добра, справедливости, красоты, любви становятся второстепенными или подчинёнными специальным знаниям. Образование теряет

направленность на духовное развитии личности.

Образование безусловно занимает огромное место в нашей жизни. Именно через него мы учимся приспосабливаться к жизни и выживать. Через образование идёт наследование культуры, поскольку оно консервирует и закрепляет значимый общественный опыт, распределяет его, адаптируя к конкретной ситуации. На данный момент на лицо нравственный кризис, бездуховность нашей

молодёжи. Образование должно не только

предоставить наследие культуры, но и открыть окно в мир новых технологий, а самое главное не

Дубровская Елена Алексеевна - ВГТУ, ассистент, тел. (473) 223-43-36

уничтожить при этом личность, её главного стержня

- духовности.

Один из актуальных вопросов - гуманизация системы образования. Пишется очень много работ на эту тему. Во многих из них затрагивается проблема духовности. Можно сказать, что духовность - основа гуманистической системы образования. Она есть вертикаль, вокруг которой концентрируясь и возможна гуманизация и образование вообще.

Духовность-это важная грань внутреннего мира человек, которая выражается в доброте, сердечности, искренности, открытости, теплоте для других. Но как отмечает В.П. Зинченко, духовность

- это деятельность, опыт, поиск, с помощью

которых личность осуществляет в самой себе преобразования, необходимые для достижения истины [5]. Другими словами, это духовнопрактическая деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Развитие человечества выработало

смыслообразующие функциональные добродетели, призванные совершенствовать природу человека -доверие, надежда, благодарность, которые

составили ядро системы духовных ценностей. Эти духовные ценности показывают отношения человека к жизни и определяют различные состояния ее бытия во времени -настоящее, будущее, прошлое. Руководствуясь данными

ценностями, студент способен спроектировать свое «сегодня» и «завтра», освоить свой и чужой опыт и обрести способность диалога с самим собой и с миром [7]. Вышеприведенные идеи послужили основой построения концепции личностно

ориентированного образования, где главной целью выступает развитие духовно-смыслового начала личности.

Отсюда следует, что образование можно понимать как:

- творческий, имманентно-свободный

непрерывный многоуровневый процесс

становления человека, образа его «Я» в гармонии с миром и с самим собой (Г. Гегель);

- феномен культуры и духовности (П. Флоренский, В. Франк и др.);

- процесс и результат вхождения личности в культуру с целью ее самоактуализации, самореализации и самовыражения (Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильвенков, А. Маслоу, К. Рождерс и др.).

Цель образования - становления и развитие «человека духовного» как субъекта культуры, то есть способного не только воспринимать и пользоваться плодами человеческого опыта, но свободно, активно, самостоятельно создавать и участвовать в создании самого себя, а также и продуктов самой культуры [7].

Духовность - это вектор движения (самовоспитания, самообразования,

самоопределения, саморазвития), который является важнейшей характеристикой человека, но заложенный в человеке потенциально и может проявляться только в реальных человеческих поступках, творениях культуры и искусства, духовных переживаниях.

Общеизвестно, что духовность понимается далеко не однозначно. Обращаясь к духовному миру человека, мы имеем дело с глубинными процессами человеческой реальности, которые описать однозначно просто невозможно. Все науки о человеке пытались проникнуть в тайны его духовной жизни. Исторически сложились две точки зрения на природу и суть обозначенных понятий - теологическая и светская. Теологическая мысль сделала понятия «дух», «душа», «духовность» своими главными категориями. Дух в христианском миропонимании составляет основу всякого бытия и является изначальной данностью, он вездесущ, все пронизывает, ничем не сковывается («Дух дышит, где хочет»). Богословская наука утверждает, что духовность как истинный смысл и оправдание жизни человек может найти только в познании Бога, в единении с Ним и любви к Нему. Духовный - происходящий от Духа Святого, живущий духом как высшей частью существа человеческого. К Духу Святому непосредственно обращена человеческая духовность.

В христианской традиции духовность противопоставляется душевности -совокупности всего того, что не выходит за пределы психических процессов. Подобная трактовка соотносима с современным пониманием этого термина: «Душевный - внутренний, психический мир человека» [6, с.187]. Душа будучи нравственной категорией, мечется между добром и злом, духовным и плотским. Духовное - в противовес душевному - очищено от проявлений своеволия, себялюбия, чувственности. Поэтому в христианской этике духовность связывается с внутренней чистотой и умиротворённостью, святостью, она беспристрастна и нелицемерна.

Вместе с тем невозможно ограничить смысл понятий «духовный», «духовность» одним только религиозным пониманием. С точки зрения психологии духовность, включая в свое содержание душевность, обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных

потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других». При этом вторая из потребностей связывается с душевностью. Под духовностью же понимается потребность познания мира, самого себя, назначения и смысла своей жизни: каждый человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Обращаясь к историческому аспекту рассмотрения столь сложного феномена, следует отметить, что «духовность», как производное от слова «дух» и соотносимое с понятием «душа», является древнейшей философской категорией, одним из вечных предметов человеческой мысли.

В сочинениях В.С. Соловьева представлен основательный анализ проблем личности и ее духовности, ее нравственности, смысла жизни. По справедливому замечанию А.Ф. Лосева, работы Соловьёва обращены к человеческим чувствам и стремлениям, человеческой жизни, взывающей «несмотря на стихию зла к ясной простоте правды и добра, установленных...в результате самых искренних влечений человеческой воли.» Многогранный феномен духовности личности в метафизике всеединства имеет множество определений, но для нас интересен его

философско-исторический и этический смысл. С точки зрения принципа всеединства, духовность есть интегральный феномен, характеризующий человеческую, социальную сущность личности как разумного и нравственного существа. Духовность имеет сугубо личностный характер: это

персональная нравственная культура высокой пробы. Все грани духовности опосредствованы нравственностью, испытывают ее влияние.

Рассматривая духовность личности как

целостное образование, Вл. Соловьёв в своих трудах анализирует такие ее грани, как

самосознание, мораль, понимание смысла жизни, свобода, творчество, трансцендентность.

Исходным и решающим в определении личности у Соловьёва было признание ее духовной реальностью. Возможности эмпирического индивида как духа он связывал со способностью личности преобразовывать свое собственное бытие и внешний мир. У Соловьёва дух субъекта есть средоточие, центр и основное его сущностное свойство. Бытие духа — это сущностная, субстанциальная основа человека: «.признавая вообще существование нашего духа, мы должны признавать, что он имеет первоначальное субстанциальное бытие не зависимо от своего частного обнаружения или проявления, .он

существует глубже всей той внутренней

действительности, которая составляет нашу

текущую, начальную жизнь» [6]. По Соловьёву, в структуре духа личности существует и активно действует дар самосознания, посредством которого она способна рефлексировать, оценивая свои знания, нравственный облик, свои идеалы, мотивы поведения, давая целостную оценку самой себе как чувствующему, мыслящему и действующему

существу. В самосознании человек утверждает себя актуально, как единого субъекта, как определенное «Я»: самосознание выполняет функцию духовной сосредоточенности. Присущая самосознанию аналитико-деференцирующая функция, помогает человеку выделить себя из окружающего мира и определить свое место в системе природных и общественных событий. В философии Соловьёва самосознание связано с нравственностью: формируясь под влиянием внешних обстоятельств, оно выступает как инструмент самоконтроля собственных поступков и действий личности и принятия полной ответственности за них. Смотрясь «как в зеркало в другого человека», личность познает и оценивает себя, чтобы оптимизировать свои отношения с другими людьми. Самосознание дарует личности умение понимать сложность собственной Вселенной, сложность, которая превосходит всю совокупность ее внешних связей и отношений. И в тоже время самосознание является духовной детерминантой некой общности, коммуникации и солидарности людей в обществе. Жизнь свидетельствует, что силы солидарности действуют не автоматически и не беспрепятственно: они с трудом пробивают себе дорогу сквозь тенденции эгоцентризма, вражды, раздора, но именно эти силы помогают сменяющим друг друга поколениям уберечь от распада и спасти природный и общественный мир. Эти силы есть не что иное, как проекции Добра в космическую и человеческую жизнь. Соловьёв В.С. актуализировал мысль о способности самосознания объединять людей, утверждая солидарность на основе взаимопонимания между индивидами в обществе.

Исключительной особенностью и стержневой гранью духовности человека философ считал нравственность. «Тремя китами» нравственного фундамента личности Соловьёв полагал чувства стыда, жалости и благоговения, считая все остальные человеческие добродетели

производными от них: «Основные чувства стыда, жалости и благоговения исчерпывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу — вот вечные незыблемые основы нравственной жизни человечества» [6].

В образовательном процессе его участник должны думать не только о собственной реализации себя в качестве специалиста, но и прежде в совершенствовании мира в целом, о его одухотворении. Именно на сотворчестве мира в целом и человека и глубочайшей ответственности перед бытием, сходились представители русской философии. «Цель воспитания, - писал Вл. Соловьёв, - состоит в том, чтобы связать временную жизнь нового поколения с вечным благом, общим для всех поколений и

восстанавливающим их существенное единство» [6, с.76].

Духовность задаёт смысловое направление развитию основным интенциям образования (познанию, ценностному осмыслению,

преобразованию реальности). Для этого основа образовательной деятельности, то есть интеллектуальная деятельность, должна выйти за гносеологические пределы, объединяя познание с ценностным осмыслением того, что познаётся: и внешнего мира, и самого носителя сознания. Образование, а вместе с ним и наука, делающие ставку лишь на разум и интеллект, наверное, имеют мало шансов разобраться в реальности и тем более логично природе человека преобразовать её. Развитие духовности должно привести не только к узким образцам профессионала, а к уникальному и одновременно целостному образованию. И здесь будет оправдана фраза О. Долженко: «Образование

- это путь духа» [3].

Духовность есть интегративное качество личности, проявляющиеся в любви к человеку, миру, Богу. Духовность связана и с интеллектуально-мыслительной, и эмоциально-чувственной, и волевой сторонами деятельности человека над собой, через творческую самоотдачу людям, обществу, миру. Сущность духовности определяется ценностями высшего порядка, которые одновременно укореняются во внутреннем мире человека.

Образовательный процесс должен быть направлен на перевод внешних целей во внутренние, на создание на основе всеобщих ценностей своих внутренних ценностей и идеалов. И достичь этого можно лишь при совпадении целей педагога и учащегося. Педагог как носитель социокультурной нормы, духовности, знаний должен стремиться к сотворчеству, сопереживанию в работе с учащимися. И тогда цель образования определит процесс саморазвития и становления личности, в том числе её духовного начала. В образовательном процессе должно произойти пробуждение человека, который воспользуется своей внутренней творческой активностью к осознанию себя, смысла своей жизни и цели духовного развития своей личности.

Таким образом, духовность представляет собой сложное понятие, которое по праву должно занимать одно из видных мест в философском категориальном ряду. Она интегрирует в себе духовное и душевное начала и может рассматриваться только в их единстве и взаимосвязи. Одновременно духовность дифференцированно отражает структурные системные связи между духовным миром человека и окружающим его миром, между самими людьми. Для человека духовность становится фактором и формой самосознания, самоиндефикации, основой конституирования человека, как субъекта отношений и деятельности, как констатация качественной определенности человека, его индивидуального отличия от всего другого, а также

от всего того, что есть суть "не Я" (Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала в социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. С. 90-92). В силу всеобъемлющего характера духовность правомерно рассматривается как форма интериоризации в освоении социального опыта, как детерминационно-императивный компонент человеческого бытия, как импульс, аналог и содержание творческой миссии человека, как положенность его свободы и определенного духовного менталитета. Проявляясь в результатах опредмечивания духовных сущностных сил субъекта, духовность в том или ином процессе, явлении культуры всегда предметна, всегда имеет реальное духовное значение и воздействует на человека именно так, а не иначе. В философском понимании духовность включает в себя познавательное, нравственное и эстетическое начала, которым, в свою очередь, соответствуют духовные ценности, относимые к разряду высших -истина, добро и красота.

Литература

1. Буева В. Человек, культура и образование в кризисном социуме / В. Буева // Alma mater: Вестн. высш. шк. - 1997.- Апрель. - С.12.

2. Долженко О.В., Розин В.М. Судьбы образования и человека в истории и на пороге 21 века / О.В. Долженко, В.М. Розин // Современная высшая школа. -1989. -№ 3.

3. Долженко О. Очерки по философии образования / О. Долженко. - М., 1995.

4. Сидоренко В.Ф. Образование образ культуры / В.Ф. Сидоренко // Социально-философские проблемы образования. - М., 1992.

5. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.- СПб.: ПРАЙМ-Еврознак; ООО ВКТ Владимир, 2008. - 490 с.

6. Соловьев B.C. Соч.: в 2 т. / В.С. Соловьев. - М., 1988. - Т.1

7. Пешкова Н.Г. Педагог в системе личностно ориентированного образования / Н.Г. Пешкова, С.П. Пешкова. - Ростов на Дону, 2005. - С.16.

8. Рашковский Е.Б. Лосев и Соловьёв / Е.Б. Рашковский // Вопросы философии. -1992. - № 4.

Воронежский государственный технический университет

SPIRITUALITY AS A BASIS OF FORMATION Е.А. Dubrovskayа

Comprehension of crisis of a modem civilization began with understanding of dangerous consequences of technogenic development - global problems of a survival of the person. Last years accents are displacing more and more in sphere of culture. Formation in the modern world is actually placed in the service of technics and to the technology. But actually formation should not only open a window in the world of new technologies, but also represent a culture heritage, and the most important thing not to destroy the person, its main core - spirituality, the creative beginning. Spirituality sets a semantic direction to development by the main point of formations (to knowledge, valuable judgement, reality transformation)

Key words: a civilization, formation, education, humanism, knowledge, spirituality, spirit, soul

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.