Научная статья на тему 'Духовное наследие святителя Иоасафа Белгородского в образовательной деятельности современной Белгородской области'

Духовное наследие святителя Иоасафа Белгородского в образовательной деятельности современной Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
378
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ / THE CONTINUITY OF EDUCATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Некрасова Наталия Ивановна

В статье проводится анализ образовательной деятельности просветителя XVIII века святителя Иоасафа Белгородского, а также рассматривается дальнейшее развитие просветительских традиций, заложенных святителем Иоасафом, в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Некрасова Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPIRITUAL HERITAGE OF SAINT JOASAPH BELGORODSKY IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE MODERN BELGOROD REGION

The article analyzes the educational activities of the educator of the 18th century Saint Joasaph Belgorodsky and considered the further development of educational traditions founded by the St. Joasaph, in our days.

Текст научной работы на тему «Духовное наследие святителя Иоасафа Белгородского в образовательной деятельности современной Белгородской области»

УДК 27-9:37(470.325) ББК 86.37:74.03(235.45)

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Некрасова Наталия Ивановна,

старший преподаватель кафедры высшей математики и информатики, Старооскольский технологический институт им. A.A. Угарова (г. Старый Оскол)

Аннотация. В статье проводится анализ образовательной деятельности просветителя XVIII века - святителя Иоасафа Белгородского, а также рассматривается дальнейшее развитие просветительских традиций, заложенных святителем Иоасафом, в наши дни.

Ключевые слова: образовательная деятельность, культурно-образовательная среда, преемственность просветительских традиций.

THE SPIRITUAL HERITAGE OF SAINT JOASAPH BELGORODSKY IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE MODERN BELGOROD REGION

Nekrasova N.I., senior lecturer of the Department of mathematics and computer science Starooskolsky Technological Institute (Stary Oskol)

Abstract. The article analyzes the educational activities of the educator of the 18th century - Saint Joasaph Belgorodsky and considered the further development of educational traditions founded by the St. Joasaph, in our days.

Key words: educational activities, cultural and educational environment, the continuity of educational traditions.

В ноябре 2016 г. состоялась двадцатая юбилейная сессия Всемирного русского народного собора «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы». В своем докладе на открытии Собора Святейший Патриарх Кирилл, рассматривая актуальные проблемы взаимоотношений России и Запада, подчеркнул, что самым острым конфликтом современности является «столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми ло-

кальными цивилизациями» [2]. Действенной альтернативой, противостоящей данному негативному процессу, по мнению Святейшего Патриарха, должен стать «новый диалог народов, осуществляемый на принципиально новых основаниях. Это диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, русская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность» [2].

Актуальность задачи сохранения самобытности Русского мира обуславливает повы-

шение роли провинции как центра духовной и культурной жизни и выдвигает в число важнейших задач современной образовательной деятельности задачу формирования и развития культурно-образовательного пространства регионов России. Ведь как справедливо отметил А.Ю. Белогуров: «Понимая край, человек лучше и глубже понимает себя и других людей, культурную основу жизни, умеет предвидеть и строить будущее» [1, с. 53-54].

Процесс созидания единого культурно-образовательного пространства Белгородчины начался в непростое для страны время, в 1991 г, когда мощи ее небесного покровителя - святителя Иоасафа Белгородского - после многих лет забвения были торжественно возвращены из Преображенского собора Санкт-Петербурга в Преображенский кафедральный собор города Белгорода. Спустя четыре года после этого знаменательного события постановлением Священного Синода РПЦ была возрождена Белгородская кафедра, а в июне 2012 г. - образована Белгородская митрополия, в состав которой вошли три епархии: Белгородская, Валуйская и Губкинская. Одной из важнейших сфер деятельности митрополии является образовательная деятельность, направленная на преобразование культурно-образовательной среды региона, что подчеркивает преемственность просветительских традиций прошлого, заложенных самим святителем Иоасафом, возглавлявшим Белгородскую архиерейскую кафедру с июня 1748 г. по декабрь 1754 г.

Вплоть до последней четверти XVIII века Белгородская епархия была одною из обширнейших епархий Русской православной церкви. На западе и юго-западе она граничила с Киевской митрополией и епархией в пределах Киевской губернии, на востоке в пределах Азовской губернии она соседствовала с Воронежской епархией. В ее состав входили территории нынешних Белгородской, Курской, Харьковской, некоторые районы Воронежской и Сумской областей.

Население Белгородской епархии как окраинной образовывалось преимущественно из переселенцев, среди которых было много беглецов из центральной России, а также православных жителей Украины, спасавшихся от польского гнета и преследований за веру. Кроме того, в этот край переселялось немало жите-

лей Балканского полуострова (сербов, румын и др.). Здесь встречались и перекрещивались народные потоки и настроения самых разнородных свойств и происхождений. Здесь, волею судеб, впервые великороссы и малороссы начали в тесном общении на единой территории строить совместную жизнь. Епископ Иоасаф был близок и одним, и другим. Он был малороссом по происхождению, родился в городе Прилуки, ныне относящемся к Полтавской области, образование получил в Киевской академии, где провел почти треть жизни и получил свой первый опыт образовательной деятельности. Поэтому хорошо знал и понимал своих земляков-малороссов. В то же время он был известен и великороссам как наместник крупнейшего мужского монастыря Русской православной церкви - Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святитель служил в Лавре с января 1745 г. по март 1748 г. и внес значимый вклад в ее возрождение после грандиозного пожара 1746 г.

Среди смешанного населения Белгородской епархии было много суеверий, пороков и разных нравственных недостатков. Огромные усилия потребовалось приложить святителю для того, просветить эту пеструю смесь умов и настроений светом православной истины, чтобы сплотить и упорядочить жизнь отдельных приходов епархии.

Первое знакомство епископа Иоасафа с Белгородом состоялось 6 августа 1748 г. Вновь назначенный епископ, прибыв к месту своего нового служения, обнаружил картину довольно безрадостную: Свято-Троицкий кафедральный собор обветшал, каменная колокольня развалилась, архиерейская ризница была пуста, Николаевский мужской и Рождественский женский монастыри находились в крайне бедственном положении [9]. Обустроив, насколько это было возможно, собор, домовую церковь и архиерейские покои, епископ Иоасаф всецело отдался делу восстановления вверенной ему епархии.

Как было отмечено выше, Белгородская епархия во времена святителя Иоасафа была весьма обширна, в ней насчитывалось до 1600 церквей, но в большинстве своем они были бедные, грязные и убогие. В некоторых храмах не было иконостасов и церковных книг, а на некоторых - даже и крестов. Вступление святителя Иоасафа на кафедру Белгородской епархии ознаменовалось массовыми ходатайствами

прихожан о реставрации храмов, находящихся в весьма разрушенном состоянии [6, с. 537].

Епископ Иоасаф хорошо понимал, что от храмов небрежение распространялось во всю внутреннюю жизнь приходов, поэтому во время многочисленных поездок по епархии все замеченные упущения в работе и состоянии приходских храмов святитель фиксировал, и в дальнейшем эти записи давали материал для указов и архипастырских посланий. Дальнейшее выполнение указов и распоряжений епископ Иоасаф брал под свой личный контроль и всякое замеченное упущение «строго», «крепко-накрепко», «неопустительно», «немедля», «неотложно» требовал исправить [6].

По справедливому замечанию И.К. Смо-лича: «Душепопечение верующих Церковью только тогда совершается успешно, когда отдельный член прихода чувствует себя связанным с пастырем узами личных отношений, выросших из пастырского служения» [12, с. 75]. Святитель Иоасаф заботился о создании живой связи между пастырем и его паствой, что отражено в ряде его указов. В частности, в указе о правильной организации благотворительности в храмах епархии, предполагавшей близкое общение пастырей с прихожанами на почве изучения их материальных и духовных нужд [6, с. 541].

Еще одним направлением пастырской деятельности епископа Иоасафа было духовное просвещение монашествующих и благоустройство монастырей - мощной духовной силы, цементировавшей российское общество. С этой целью он стремился назначать на ключевые должности в управлении монастырей людей высокообразованных, опытных педагогов [6, с. 573]. При этом внимательный взор святителя был направлен не только на монастырское руководство, но и на состав рядовой братии. Для святителя Иоасафа монашеский сан был высоким духовным подвигом, служением, на путь которого можно вступать только после принятия человеком глубоко обдуманного решения всего себя отдать этому нелегкому поприщу. Усилиями епископа Иоасафа были заложены основы правильного и осторожного приема в иноческий сан в монастырях возглавляемой им епархии [4, с. 53-54].

Высота духовной жизни обители во многом обуславливается личностью духовника, ко-

торый выступает в роли посредника между Богом и совестью человека, пришедшего к нему на исповедь. Поэтому исключительно важно, чтобы такой посредник стоял на нравственной высоте, подобающей его положению, и пользовался безграничным доверием своих духовных детей, что является не только залогом искренности исповеди, но и залогом нравственного оздоровления. Ввиду такого исключительно важного значения духовника в жизни монастыря епископом Иоасафом был издан особый указ о порядке назначения духовников в монастыри епархии [6, с. 587].

Вопрос о духовниках был важен для пастыря-подвижника еще и потому, что при рассмотрении дел, связанных с неблагонравным поведением окормляемых им мирян, часто в качестве наказания избиралась такая мера, как отправка обвиняемых на какое-то время в одну из святых обителей епархии. Там у потерявших нравственные ориентиры людей появлялась возможность встать на путь духовного возрождения. Главное место в этой системе мер, направленных на нравственное оздоровление, принадлежало духовному отцу, который имел личный опыт многолетнего, трудного самосозидания, преображения собственной природы по образу и подобию Христа. Этим опытом он делился со своими воспитанниками, собственным примером указывая им путь к самосовершенствованию, нравственному очищению и возвышению. К подобным мерам, то есть отправке неблагонравных представителей духовенства и мирян на какое-то время в монастырь, епископ Иоасаф прибегал, в частности, в своей борьбе с распространением алкоголизма среди населения епархии [5, с. 81-82; 6, с. 667].

Заботясь о просвещении пасомых, обучая их христианскому пониманию вещей, святитель Иоасаф особенно ревностно требовал должного, почтительного и благоговейного отношения к христианским таинствам, в частности, к таинству брака. Одним из значимых направлений пастырской деятельности епископа Иоасафа было попечение о создании прочной христианской семьи, что было особенно актуально во времена святителя, что, впрочем, не менее актуально и для нашего времени. Архивные дела, относящиеся к XVIII веку, показывают, что секуляризация значительной сферы государственной и частной жизни не осталась

без последствий для брачного права. К этому времени относится много дел о незаконных браках, нарушениях супружеской верности и двоебрачии [10, 11].

Святитель Иоасаф высоко ценил брак и как христианское таинство, и как Богоустанов-ленную общественную форму жизни, поэтому строго относился к нарушению брака. Какое бы общественное положение ни занимал человек, он не мог избежать проницательного взора строгого архипастыря, его внушений и наставлений, целью которых была охрана нравственности и чистоты брачной жизни пасомых. Епископ Иоасаф разработал ряд требований, предъявляемых к вступающим в брак, и издал их в виде отдельного указа [6, с. 548].

Святитель был твердо убежден, что все начинается с человека, его воспитания, формирующего духовные потребности и устремления, поэтому требовал от духовенства вести активную просветительскую работу. Всем священникам епархии было предписано наставлять своих прихожан приводить детей в церковь, по крайней мере, в воскресные и праздничные дни для прослушивания проповедей и божественного пения [6, с. 557]. Это предписание священники должны были зачитывать в церквях в воскресные и праздничные дни в течение месяца, тем самым побуждая родителей исполнять церковные законы. Есть истины, о которых нужно часто и авторитетно напоминать, чтобы они вошли в плоть и кровь народа. Такова истина о посещении общественного богослужения, состоящего не только в молитве, но вместе с тем являющегося и школою для воспитания веры и благочестия.

Для епископа Иоасафа, горячо заботившегося о христианском просвещении своей паствы, очень важно было, чтобы в возглавляемой им епархии «священники были люди учительные» [8, с. 14]. В декабре 1748 г. им была составлена инструкция, согласно которой сыновья всех священников епархии в возрасте от 7 до 15 лет должны быть обязательно отправлены в Харьковский коллегиум - второй по значению после Киево-Могилянской академии учебный и научный центр в Малороссии - для получения образования [6, с. 545-546]. Наиболее способным из них, с успехом прошедшим полный курс обучения затем надлежало поступать на должность учителей в духовные училища епархии.

В XVIII в. изыскание и правильное расходование средств для материального обеспечения учебных заведений всецело зависело от личного отношения к ним епархиального архиерея, от понимания им пользы школ. Епископ Иоасаф неустанно заботился о дальнейшем развитии подведомственного ему Харьковского коллегиума. Весь педагогический коллектив этого учебного заведения содержался за счет средств Белгородской епархии. Кроме того, владыка Иоасаф неоднократно делал личные пожертвования. На благоустройство коллегиума и улучшение быта преподавателей направлялась часть доходов его архиерейских вотчин.

Одним из серьезных препятствий распространению образования в то время была крайняя бедность духовенства. Владыка Иоасаф, как ревнитель просвещения и благодетель малоимущих учеников, не оставлял без внимания и ответа ни одно прошение бедняка или сироты, учившихся в каком-либо духовном учебном заведении [6, с. 547-548]. Проявляя заботу о бедных учениках духовных школ, епископ Иоасаф побуждал духовенство вверенной ему епархии отправлять своих детей в учебные заведения для получения надлежащего образования.

Святитель лично обстоятельно знакомился с воспитанниками коллегиума, присутствовал на экзаменах и философских диспутах, служил литургии в церкви коллегиума. При назначении на места святитель оказывал предпочтение кандидатам, окончившим Харьковский коллегиум. При этом, если образованный кандидат не отличался благонравием, его образование уже не давало ему преимущества. Один из первых указов епископа Иоасафа был направлен на изменение характера приходских выборов и пресечение домогательства недостойных искателей священства [6, с. 538].

Существенные изменения претерпел стараниями епископа Иоасафа и состав церковнослужителей. Стремясь к нравственному оздоровлению приходской жизни, к правильному пониманию церковнослужителями всей важности и истинных целей их служения, святитель издал указ об условиях назначения на должность причетников и пономарей [6, с. 566-568]. Кандидатов надлежало испытывать, достойны ли они согласно определениям священных

правил быть принятыми в клир, и только тогда назначать их на вакантные должности, не обращая нисколько внимания на то, происходят ли они или не происходят из духовного звания.

Епископ Иоасаф составлял специальные грамоты псаломщикам, диаконам, священникам, где объяснял задачи их служения, а также выписывал из Москвы и Киева множество книг религиозно-нравственного содержания для просвещения духовенства. Так, в феврале 1749 г. консистории было приказано выписать из Москвы для всех священников «книжицу о Церковных таинствах» [8, с. 15], а затем строго предписано, чтобы каждый священник непременно знал ее и основные положения вероучения, изложенные в катехизисе. Проверяя пригодность пастырей к великому делу служения Богу и людям, епископ Иоасаф во время обзора епархии не ограничивался ревизией книг, записей, бумажного делопроизводства, отражающих внешнюю сторону служения, а всегда устраивал испытания священников на знание вероисповедных документов, на понимание догматов веры и правил нравственности, разъясненных в них. Если он обнаруживал пробелы в знаниях, то отправлял нерадивых священников в архиерейский дом, где они содержались в различных послушаниях до тех пор, пока не приобретут необходимые знания и не выдержат испытание.

Со всей ревностью духа отдавался святитель устроению народной жизни на евангельских началах. Обличая пороки и недостатки, архипастырь учил добродетельной жизни своими посланиями, указами, распоряжениями и живым словом. Его редко можно было застать в кафедральном городе, так как большую часть времени он проводил в поездках по своей обширной епархии. Эти многочисленные поездки позволили пастве лучше узнать своего архипастыря, увидеть его суровую аскетическую жизнь, оценить его нелицеприятную правдивость, строгость, доброту и справедливость. Его обличительное слово было одинаково сурово и в отношении нерадивого священника, и неблагочестивого помещика, купца или крестьянина. Главным импульсом всей деятельности святителя, в чем бы она не выражалась, было постоянное ощущение нравственной ответственности не только за каждый прожитый час своей жизни, но и за тех людей, бремя

управления которыми он честно и добросовестно нес на своих плечах.

Результатом неустанной, планомерной, упорной деятельности епископа Иоасафа стало коренное обновление духовного содержания среды вверенной ему епархии. Таким образом, можно говорить о том, что многогранная деятельность святителя вышла за рамки богослужебной и стала деятельностью образовательной, направленной на качественные социокультурные изменения в среде духовенства и мирян, а также на преобразование культурно-образовательной среды епархии в целом.

Созидание единого культурно-образовательного пространства региона, формирование духовного содержания среды является приоритетным направлением образовательной деятельности Белгородской митрополии и в наши дни, что свидетельствует о преемственности и развитии просветительских традиций, заложенных святителем Иоасафом. Данное направление образовательной деятельности является ведущим и для органов государственной власти региона, что обуславливает активное взаимодействие митрополии с департаментом образования Белгородской области, управлением культуры и рядом других управлений правительства области, а также с учреждениями образования, культуры и другими заинтересованными государственными учреждениями и общественными организациями области. Нормативно-правовым основанием сотрудничества является сложившаяся к настоящему времени система двусторонних договоров и соглашений между Белгородской митрополией и региональными органами власти.

Значительно расширяют возможности для участия священнослужителей в решении проблем духовно-нравственного образования и воспитания соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, заключенные между Белгородской митрополией и образовательными учреждениями области: Белгородской государственной сельскохозяйственной академией, Старооскольским технологическим институтом им. А. А. Угарова (филиалом) «Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова, Белгородским юридическим институтом МВД России, Белгородским госу-

дарственным национальным исследовательским университетом, Белгородским государственным институтом искусств и культуры.

Практика государственно-конфессионального диалога включает целый ряд направлений совместной деятельности: организация преподавания конфессионально-ориентированных учебных курсов; деятельность по подготовке педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания и преподавания религиоведческих дисциплин; создание православных гимназий и православных дошкольных учреждений; работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей; организация духовно-просветительских центров и православных библиотек; совместное проведение мероприятий, приуроченных к значимым церковно-государственным праздникам, и различных конкурсов для обучающихся; организация и проведение международной научно-богословской конференции «Иоасафов-ские чтения» и другие.

С 2012 года в четвертых классах всех общеобразовательных учреждений области преподается предмет «Основы православной культуры». Введению данного курса предшествовала многолетняя практика преподавания в школах области со 2 по 11 класс предмета «Православная культура» в качестве регионального компонента базисного учебного плана Белгородской области [7]. Программа курса была разработана на теологическом факультете Белгородского государственного университета.

До принятия закона о введении регионального компонента в виде курса «Православная культура» данная учебная дисциплина на протяжении восьми лет изучалась во всех школах области в форме факультативных занятий. Вопрос перехода предмета из факультативного в региональный компонент подробно обсуждался родителями и педагогической общественностью региона и нашел широкую поддержку и одобрение, что наглядно отражает современную религиозную ситуацию в области, где более 80% населения идентифицируют себя с Православием либо считают себя связанными с ним духовными и историческими корнями.

Одной из основных проблем, связанных с преподаванием религиозной культуры в рамках светской системы образования, является

проблема квалификации и психологической готовности педагогов к работе в новых условиях. Заметный вклад в решение данной кадровой проблемы вносит созданная департаментом образования области совместно с представителями Белгородской метрополии региональная общественная организация «Общество православных педагогов Белгородчины», деятельность которой направлена на возрождение православных традиций национальной русской духовной культуры и содействие в профессиональном становлении православных педагогов.

Одним из значимых результатов сотрудничества департамента образования Белгородской области и Белгородской митрополии является открытие Белгородской православной гимназии во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и Старооскольской православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского, пяти православных дошкольных учреждений, а также православного детского лагеря «Пчелка». Успешная работа в этом направлении в Белгородской области была особо отмечена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом [3].

Работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, также является важным направлением совместной деятельности департамента образования Белгородской области и Белгородской митрополии. Совместными усилиями были открыты «Про-хоровский православный детский дом-школа» во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла и социальный приют для детей и подростков во имя святой блаженной Ксении Петербуржской при Христорождественском храме села Горки Красненского района Белгородской области. Здесь же был создан территориальный центр социального обслуживания инвалидов и престарелых во имя святой блаженной Ксении Петербургской. Таким образом, в один комплекс были объединены храм, дом престарелых и приют для сирот, что явилось первым подобным опытом во всём Центральном Черноземье.

Одной из новых форм организации работы с населением, прежде всего с детьми и молодежью, являются духовно-просветительские центры, сфера деятельности которых - духовное просвещение, нравственное образование и воспитание населения на базе православных цен-

ностей. В настоящее время подобных центров в области насчитывается более 90. Активное участие в работе центров принимают священнослужители церковных благочиний Белгородской митрополии.

Традиционной стала совместная деятельность учебных заведений области и благочи-ний Белгородской митрополии по организации и проведению мероприятий, приуроченных к значимым церковно-государственным праздникам. Так, например, на праздник Сретения, ежегодно отмечаемый Русской православной церковью 15 февраля, проводится региональный музыкальный фестиваль православной молодёжи «Сретенские встречи», а на Пасхальную неделю - «Студенческая Пасха». Подобные мероприятия не только оживляют социальную и культурную жизнь общества, но имеют большой воспитательный потенциал, так как побуждают к сохранению и серьезному духовному осмыслению наследия прошлого.

Доброй традицией становится проведение в Белгородской митрополии миссионерского форума православной молодежи «Молодое дело». Главная задача, которую форум ставит перед своими молодыми участниками, - познание православного вероучения и дальнейшее распространение этих знаний среди сверстников.

Большой опыт сотрудничества накоплен департаментом образования Белгородской области и Белгородской митрополией в деле организации и проведения международной научно-богословской конференции «Иоасафовские чтения», приуроченной ко дню памяти святителя Иоасафа 23 декабря. В работе этого представительного форума принимают участие руководители органов государственной власти и местного самоуправления, деятели науки, образования и культуры, члены общественных организаций, педагоги, студенты, журналисты СМИ, священнослужители Русской православной церкви. Такой широкий круг участников чтений дает возможность обсудить актуальные проблемы образования с различных точек зрения, выработать наиболее эффективные пути их решения, скоординировать совместные действия.

Представленный краткий обзор основных направлений совместной образовательной деятельности Белгородской митрополии с управлениями правительства области, с учреждени-

ями образования, культуры, общественными организациями не может, конечно, воссоздать полную картину этого многогранного взаимодействия, но вектор его развития, на наш взгляд, представлен вполне определенно - это дальнейшее преобразование культурно-образовательного пространства Белгородчины, сохранение и актуализация исторического и культурного наследия региона, в том числе, и богатейшего духовного наследия святителя Иоасафа Белгородского, что особенно важно в условиях активно навязываемой мировому сообществу безликой глобальной модели культуры. Изучение, осмысление духовного наследия святителя Иоасафа Белгородского как наследия религиозно-педагогического, интеграция его в теорию и практику современной образовательной деятельности, являющейся эффективным средством качественных социокультурных изменений в обществе, может стать еще одним шагом на пути решения острейшей проблемы современности - проблемы формирования и укрепления духовно-нравственного стержня нации.

Литература:

1. Белогуров, А.Ю. Рецензия на монографию Белозер-цева Е.П., Будакова В.В., Варавы В.В. «Философ-ско-педагогическое наследие Отчего края» / А.Ю. Белогуров // Известия ВГПУ - 2015. - № 3 (268). -С. 53-54.

2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на ХХ Всемирном русском народном соборе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/ text4656175.html (дата публикации: 1.11.2016).

3. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXI Международных Рождественских чтений [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата - Режим доступа: http://www. patriarchia.ru/db/text/2746897.html (дата публикации: 24.01.2013).

4. Документы и дела, относящиеся к жизни и деятельности святителя Иоасафа (Горленко) епископа Белгородского и Обоянского. (1748-1754 г.): (Из арх. Кур. духов. консистории). Выпуск первый. - Курск: Курская церковная историко-археологическая комиссия, 1910.

5. Документы и дела, относящиеся к жизни и деятельности святителя Иоасафа (Горленко) епископа Белгородского и Обоянского. (1748-1754 г.): (Из арх. Кур. духов. консистории). Выпуск второй. - Курск: Курская церковная историко-археологическая комиссия, 1911.

6. Жевахов, Н.Д. Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский (1705-1754): Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н.Д. Жеваховым. Т. 1. - Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1907.

7. Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года № 57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».

8. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Отд. 1. Краткий обзор епархии и монастыри. - М., 1852. - 240 с.

9. Никодим (Кононов). Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причте-ние к лику святых Православной Русской Церкви (по

документальным данным): церковно-историческое исследование Никодима, епископа Белгородского. -Харьков, 1916.

10. Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания. - СПб., 1869-1916. 10 т. Тома ПСПиР от Петра до 2-й половины XVIII в.

11. Розанов, Н. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода: 1721 - 1821. - М., 1869 - 1871. - 3 т.

12. Смолич, И.К. История Русской Церкви (17001917 гг.). Часть вторая / И.К. Смолич. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 800 с.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.