Научная статья на тему 'Духовное измерение культуры'

Духовное измерение культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
531
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ФИЛОСОФСКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПОИСК СМЫСЛОВ БЫТИЯ / NEED TO FIND SPIRITUAL MEANING OF LIFE / СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ / CULTURE / КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / CULTURAL INTERACTION / СИНХРОНИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ДИАХРОНИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ / NEW COMMUNICATION SYSTEM / КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL EXISTENCE OF MAN / SOCIAL EXISTENCE OF SOCIETY / REGENERATION OF MAN / NATIONS AND PEOPLES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

Статья посвящена анализу с философских позиций опыта социального бытия человека, социума. Делается вывод о большой значимости культуры и возрождения человека, стран и народов, необходимости поиска духовных смыслов бытия, используя в том числе новые коммуникативные системы культурного взаимодействия и новые условия социального бытия культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the experience with the philosophical positions of social existence of man, society. It is concluded that great importance of culture and regeneration of man, nations and peoples, the need to find spiritual meaning of life, including using new communication system of cultural interaction and new conditions of social existence of culture.

Текст научной работы на тему «Духовное измерение культуры»

ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

РАМАЗАН ГАДЖИМУРАДОВИЧ АБДУЛАТИПОВ,

ректор Московского государственного университета культуры и искусств,

доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ,

лауреат Государственной премии —

Премии Правительства Российской Федерации

2010 года в области культуры

Статья посвящена анализу с философских позиций опыта социального бытия человека, социума. Делается вывод о большой значимости культуры и возрождения человека, стран и народов, необходимости поиска духовных смыслов бытия, используя в том числе новые коммуникативные системы культурного взаимодействия и новые условия социального бытия культуры.

Ключевые слова: социум, возрождение человека, традиционные философско-гуманистические подходы, поиск смыслов бытия, социодинамика культуры, культурные процессы, синхроническая целостность, диахроническая целостность, коммуникативные системы, культурное взаимодействие.

This article analyzes the experience with the philosophical positions of social existence of man, society. It is concluded that great importance of culture and regeneration of man, nations and peoples, the need to find spiritual meaning of life, including using new communication system of cultural interaction and new conditions of social existence of culture.

Key words: social existence of man, social existence of society, culture, regeneration of man, nations and peoples, need to find spiritual meaning of life, new communication system, cultural interaction.

Опыт социального бытия человека, социума есть опыт формирования определенной культуры. Это опыт поиска Истины, Добра, Красоты и Любви, опыт постижения свободы и утверждения достоинства. Это еще и определенный объем элементарных знаний, составляющих этот опыт (здравый смысл). Культура есть еще и накопление научных знаний на основе познания законов развития природы и общества, человека. Мудрый человек - это не просто человек знающий, а человек культуры, понимающий как устроен мир и человек. Культура - это еще и мировоззрение, мировосприя-

тие, понимание окружающего мира, места человека в мире, соотношение между человеком и миром, смысл человеческой жизни, жизни социума. Философское мировоззрение наиболее объективное, которое вытекает из опыта социального бытия.

Основным вопросом философии традиционно считается вопрос о соотношении бытия и сознания, а также вопрос о познаваемости мира, когда речь идет о первоосновах мироздания. Здесь и онтология о первичности и вто-ричности, о природе сущего. И гносеология -о познаваемости или непознаваемости мира.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 6-13

Историческое деление философских учений на материалистические и идеалистические в конечном счете не совсем правильно, ибо базисное значение имеет диалектика как основополагающий закон развития и существования сущего со всеми ее составляющими: единство и борьба противоположностей как основа мироздания, диалектика отрицания отрицания, соотношение количественных и качественных параметров бытия и, наконец, диалектика отдельного и общего. И развитие как движение от абстрактного к конкретному: тезис, антитезис, взаимодействие двух противоположных тезисов. В результате - образование тезиса более высокого уровня, соотношение бытия и небытия (Гегель). И Духовная культура как отражение бытия и небытия, как постижение Духа и человеческого сознания, его способности абстрагироваться и творить. Поиск истины предполагает использование диалектического метода.

Культура не бывает бездуховной, ибо это опыт, отражающий те или иные стороны социального бытия людей, социумов, человечества, где присутствует творческое начало как сущностная характеристика человека. Как огонь превращает дрова в пепел, так и огонь Духовной культуры способен превратить в пепел негативные качества человеческой личности и возродить позитивные, исходя из того, что в каждом человеке заложены Божественное и дьявольское начала: истина и ложь, добро и зло, красота и безобразие, любовь и ненависть. И всё в человеке, в его практике культурного становления и утверждения зависит от того, что в нём побеждает, на что его ориентирует культурная среда, общество, идеалы, ценности бытия. В одном случае это культура, а в другом - невежество. Не всякая деятельность человека - культура, как об этом часто пишут, а лишь деятельность по утверждению Истины, Добра, Красоты и Любви, а также Свободы и Достоинства человека. Ложь, зло, безобразие, ненависть, рабство, унижение достоинства человека - это невежество.

Следовательно, Духовная культура - это процесс трудного восхождения человека к Бо-

жественному: к Истине, Добру, Красоте и к Любви, совершенствование человека. И это восхождение к Истине, Добру, Красоте, Любви, Достоинству и Свободе дается нелегко. Для этого нужен талант культуры, нужна и воля к совершенству. И мы можем с глубоким удовлетворением констатировать, что в этом плане человеку, человечеству удалось многое. В духовно раздробленном и разобщенном мире на разных этапах человеческого развития всегда обозначалась сила, когорта людей, целые народы, которые находили в себе духовные силы самоорганизации и совершенства подняться над всеми разногласиями и противоречиями, над всеми параллельными бездуховными невежественными течениями и заявить о Духовной культуре, духовной целостности человека, социума. Без этих светочей духовности мир культуры не состоялся бы. Они есть в каждой стране как носители, творцы Истины, Добра, Красоты и Любви.

И в наше время есть такие люди - люди Духовной культуры. Представители 72 стран мира смогли собраться в Астане в октябре 2010 года на первый Всемирный Форум Духовной Культуры. Бесконечно много на форуме было абстракций, мифов и фантазий, но был взят старт по формированию качественно нового, постоянно действующего движения мирового сообщества, призванного утверждать примат Духовной культуры, разума и совести над примитивным прагматизмом, потребительством, ленью, ложью, безобразием, ненавистью, развратом, которые губят человека и человеческую цивилизацию. На форуме собрались люди, у которых побеждает воля к жизни! В Астане зародился своего рода новый Всемирный Интернационал Культуры, он стал реальностью на казахстанской земле - исторически богатой духовными традициями! Форум Духовной Культуры - это достижение нового Казахстана, его Президента Нурсултана Назарбаева и всего народа Казахстана, как и всех тех участников, которые немало сделали, чтобы форум состоялся. Могут сказать, что форум не решил ни одного вопроса, но самое главное, что в Астане на Всемирном Форуме

Духовной Культуры произошло коллективное осознание реального факта, что мир подошел к рубежу, когда Духовная культура катастрофически отстала от технической, технологической и информационной систем. И надо сделать все, чтобы за ними не последовала новая, еще более трагическая страница человеческой истории. Бездуховность, невежество насаждают равнодушие, цинизм, разного рода этнопо-литические и религиозные фанатизмы, экстре-мизмы. Сегодня становится все более очевидно, что устоявшаяся и господствующая нынче модель бездуховного развития государства, общества и межчеловеческих отношений, которые все более довлеют к антропоцентризму и материальным благам, могут функционировать на идее «одноразового бытия», которая никак не отвечает требованиям времени, перспективам совершенствования человека и налаживанию межчеловеческих отношений. Духовное составляющее социального бытия людей, социумов все более вымывается.

Внутри старого мира в результате борьбы тезиса и антитезиса должен зародиться тезис более высокого порядка. Должно наступить прозрение, что борьба идеологий, которая приводила к великим трагедиям, должна быть заменена культурой, сотворчеством культур, формированием духовной общности человечества. Классовые, этнонационалистические, расистские идеологии - это продукты старой, уходящей цивилизации, которая, несмотря на величайшие достижения науки, техники и технологий, дискредитировала себя массовым кровопролитием и развратом, уничтожением миллионов людей во имя нации, класса, прихоти вождей. Идя таким путем, цивилизация неотвратимо движется к упадку, ресурсному износу. Материальные и духовные основания человеческой жизни должны быть гармонизированы. Борьба идеологий должна уйти в прошлое и не как духовное достижение, а как невежество, ограниченность, оправдывающие ложь, зло, ненависть, противоречащие природе и миссии человека на Земле.

Вызов Астаны - это вызов к возрождению духовной культуры, духовно-нравственных

основ человеческого бытия, на которых только и может начаться процесс исцеления человека, победа воли к жизни и преображение человечества как творца Духовной культуры. К этому зовет нас Декларация «К новому миру и созиданию через Духовную культуру», принятая на Всемирном Форуме Духовной Культуры в Астане в 2010 году. Сформулированные в Декларации постулаты Духовной культуры в совокупности своей могут дать формулу выживания человечества и создать духовный каркас нового международного порядка, формирующего новую историческую всечеловеческую общность, к созданию которого и должно стремиться мировое сообщество. Декларация в то же время - духовно-нравственный фундамент для разработки и реализации внутренне единой, целостной программы выхода человечества из сотрясающего его глобального системного кризиса. Поэтому Всемирный Форум Духовной Культуры должен от великих абстракций перейти к проектированию конкретных программ духовного возрождения человека, традиционной культуры и нравственности.

Важно заявить: в эволюционном восхождении человечества в Астане обозначена точка отчета, от которой начинается новое время, новая эра - время и эра Духовной культуры. Теоретически это правильно, но важно при этом исходить не от мифов новых и старых, а от анализа состояния исторически выработанных для этой сферы духовных идеалов: Истины, Добра, Красоты, Любви. Эти духовные идеалы реализуются, завоевывая свободу и утверждая достоинства человека.

Поэтому важно спуститься с небес абсолютных идей, которые были сформулированы на Форуме Духовной Культуры в Астане и заняться практикой Духовной культуры, духовным созиданием, культурно-нравственным обустройством человека и его мира. Духовные идеалы Истины, Добра, Красоты и Любви -это не пустые абстракции, а основы обретения конкретных смыслов и проявлений культуры и нравственности. Следует понять, что свет Духовной культуры сам по себе не зажигается,

8

для этого надо зажечь практическую, творческую деятельность человека, формировать практику духовных идеалов человека, его свободу воли как волю к жизни. Человеческая совесть - индикатор Духовной культуры человека.

Только на практике своей социально-культурной деятельности человек оправдывает свое назначение человека разумного, человека совестливого. Чем плодотворнее, разумнее, добродетельнее, искреннее действия человека, тем выше степень его значимости как источника, субъекта совершенствования мира! И только действуя, человек согласует и преобразует, упорядочивает хаос силой Духовной культуры. Но времена меняются, и даже тезис Бэкона «знание - сила», с которым человек не справляется, уже работает против человека, ибо на основе знаний накоплена такая сила, которая может уничтожить всё живое, если в нем не будет духовно-нравственного стержня. Наш тезис другой: «Совесть - сила».

Отсюда и вывод форума в Астане о творящей этике жизни, которая формируется на основе культуры и совести, на основе преодоления невежества в жизни человека и общества. Еще Конфуций говорил: «У человека нет более высокого призвания, чем воистину осознать себя человеком и стать творцом Культуры - единственной реальности, целиком и полностью созидаемой людьми». Повторяю, культура не как набор мифов и абстракций, а реальность как опыт социального бытия людей по утверждению на практике духовных идеалов: Истины, Добра, Красоты и Любви. И Форуму Духовной Культуры нет необходимости уходить в мифологию и предрассудки.

Абстрактные и даже высокопарные рассуждения о Духовной культуре малопродуктивны без четких критериев, основанных на духовных идеалах, которые определяют содержание культуры и развитие цивилизаций. Они совершенствуют человека и общество, продвигая их в будущее. И, как известно, кто в будущее устремлен, тот в нем уже живет.

Мы дети - прошлого, и мы должны быть отцами будущего. А это возможно при обеспе-

чении преемственности духовных традиций. Провозглашение нового преобразовательного вектора цивилизационного развития - это лишь первый шаг к формированию идеологии нового этапа цивилизационного развития на основе Духовной культуры, которая базировалась бы на идеалах Истины, Добра, Красоты и Любви, на Свободе и Достоинстве человека. Таково историческое содержание Духовной культуры, и его надо раскрыть, развить, воплотить в конкретные механизмы, институты, технологии, инструментарий социально-культурной инженерии, способные в совокупности реально совершенствовать человека и его мир. Речь идет о сотнях, тысячах элементах, духовных поисках и творческих достижениях, способных трансформировать систему изнутри, чтобы утвердить в человеческой жизни верховенство культуры и нравственности, обеспечивая тем самым победу над невежеством. Это поистине гигантская многоуровневая работа, к которой человечество призвано приступить на основе ресурсов культуры и нравственности народов. И эти ресурсы должны стать основой стратегического развития наций, государств (см.: 1).

Отсюда и изначальная задача: очистить культуру и нравственность от всех деформаций, наслоений и искажений; преодолеть удручающе узкое, утилитарно-прикладное понимание культуры, вернуть культуре ее изначальный, первородный смысл как основу, начало и как результат деятельности человека разумного и совестливого.

Культура как практика духовных идеалов. Высшее предназначение культуры - созидать, творить совершенствовать человека, его духовный мир. Культура, основанная на духовных идеалах, составляет то вечное и нерушимое прибежище, где дух человеческий находит пути ко всему просветленному и прекрасному, совершенствует человека и социум. Культура призвана давать ясный и четкий ответ на самые жгучие вопросы современности: что есть Истина, Красота, Совершенство, Добро, Любовь, а что, напротив, есть невежество, уродство, зло, ненависть. Как с позиции куль-

9

туры оценивать, к примеру, существующий в мире чудовищный разрыв между богатством и бедностью? Каждый имеет право владеть собственностью и в соответствии со своими талантами, способностями получать прибыль, но не должно быть людей «второсортных», отчужденных, угнетенных. Экономика не должна быть лишена этичности. Конечно же, откровенно и прямо надо признавать, что в современной экономике отражается социальное уродство современного мира как проявление крайнего бескультурья, невежества, что унижает человека. Соответствующим должно быть и отношение людей к проявлениям этого бескультурья и невежества. Общество должно идти к гармонии интересов людей различных социальных слоев, стремиться к истине и добру. Однако возрастающее насаждение в общественном мнении многих стран безразличия к бескультурью и невежеству, как и призывы терпимости к ним, - есть очевидное свидетельство нездоровья общества, недостаточного, невысокого уровня его духовности, культурности и нравственности. И здесь гигантский фронт работы для властителей дум - ученых, писателей, художников, музыкантов, других деятелей культуры, педагогов, воспитателей молодежи, людей культуры по выправлению духовной оси народной жизни, формированию адекватного общественного мнения по отношению ко всем проявлениям духовного невежества в жизни каждого человека и социума. Массы людей до сих пор не приучены к элементарному порядку и чистоте, человеческим отношениям в семье, на работе: как будто и не было тысячелетнего опыта обустройства жизни и отношений между людьми.

Итак, очевидно, что Всемирный Форум Духовной Культуры должен дать сигнал к возрождению духовной сущности человека и духовной миссии человечества. О Боге можно говорить и Богу надо молиться, если человек научился относиться к другому человеку как к Богу и уважать его свободу и достоинство. Духовная миссия человека состоит в совершенствовании себя прежде всего. Культура, вооруженная новейшими достижениями науч-

но-технического прогресса, осознавшая потребности общественной жизни, связанные с необходимостью совершенствования духовно-нравственного воздействия на человека и общество, может дать невиданный рывок в освоении качественно нового инструментария воздействия на сердца и умы людей, приведении разрозненных стихийных масс к общему знаменателю, обретению духовной воли, единого понимания неотвратимой неотложности находить пути к духовному согласию, социальному равновесию, взаимовыгодному сотрудничеству и творческому взаимодействию в разрешении всех повседневных проблем, стоящих перед человеком в среде его обитания, а потом уже глобальных и региональных, стоящих перед человеком и человечеством. Возлюбить дальнего оказывается порой легче, чем возлюбить ближнего своего. Многие участники Форума Духовной Культуры приехали из разных стран, где людей преследуют по этическим, религиозным, культурно-языковым признакам. Мы часто говорим, рассуждаем о Духовной культуре, не проявляя ее на деле. Главный критерий культуры - это отношение к другому человеку. Ресурсы Духовной культуры должны вести человека, социум, государственные структуры, деятелей культуры, науки, просветителей к новым высотам общественно-политического, экономического и социального прогресса общества в смысле свободы и достоинства человека. Важно переломить ситуацию, когда современные информационные технологии используются для масштабного насаждения невежества, лжи, зла, безобразий, разврата, пошлости, ненависти, насилия над человеком.

Там, где есть Духовная культура, там значимы роль и статус человека как главного объекта и главного субъекта этой культуры, особенно сегодня - в начале XXI века с уже разразившимися экономическими катаклизмами и социальными потрясениями. Важно осознать, определить подлинную значимость культуры как определяющего фактора развития, совершенствования человека и человеческого общества.

Духовная культура призвана выдержать и ответить на эти вызовы, выполняя свою миссию в повседневной и перспективной жизнедеятельности. Еще в 1982 году Всемирная конференция по политике в области культуры (Мехико) определила понятие «культура» как «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и экономических, характеризующих общество или социальную группу. Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и веры» (2, с. 77). Ядром, движущей силой, критерием культуры является человек, его ценностные ориентации и поведения. Культура не только и не столько отдельная сфера общественной жизни, а составляющая основа, пронизывающая все сферы общественных отношений, ибо все они есть результат жизнедеятельности человека.

Культура как человеческое достоинство. В статье 27 Всеобщей декларации прав человека говорится, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном процессе и пользоваться его благами. Право человека на образование, творчество, пользование благами культуры закреплено и в ряде других международных документов. Право человека на пользование достижениями культуры обозначено и в Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (3, с. 44, п. 2).

Духовное, культурно-нравственное просвещение людей - это обязанность народов и государств. И это право должно быть закреплено соответствующей культурной политикой государства по формированию духовных, культурно-нравственных ценностей, установок и навыков среды обитания человека.

Духовная культура - важнейшая, базовая сфера жизнедеятельности человека, нации, общества и всего человечества. И как справедливо отмечается в Уставе ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО):

«Для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира; поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества» (5, с. 15). Это очень важные положения: поддержание человеческого достоинства как миссия всех народов и государств, их обязанность. Как и духовное сотворчество людей и народов. Культура - это основа индивидуального и коллективного творчества людей.

Человек, создавая культуру, идет по пути своего совершенствования, преодолевая дикость и невежество. Поэтому, говоря о проблемах нравственности нашего времени, Всемирный Форум Духовной Культуры подчеркнул в своих документах: «Необходимый ответ и соответствующий выход из все явственнее обозначающегося духовного, циви-лизационного тупика может дать только духовная культура». На повестке дня - смена культурных парадигм, где традиционные формы духовной культуры под влиянием все новых и новых средств массовой коммуникации попадают под диктат культуры информационного общества, массовой, коммерческой культуры, в которой начинают господствовать идеалы лжи, зла, невежества, ненависти. Человечество стало в массовых, глобальных масштабах производить невежество, которое стало довлеть над человеком. И традиционная Духовная культура все более превращается в культуру мозаичную, утрачивая при этом свой гуманистический потенциал и свою целостность. Целью такой культуры не является «поддержание человеческого достоинства». Она низводит человека до ненасытного потребителя и хранилища инстинктов. Отсюда и новые формы социально-культурной динамики не только России (4, с. 84), но и многих стран, когда теряется смысл человеческой духовности, культуры и нравственности. Обновление этих форм вполне закономерно в потоке меняющегося времени и разительной трансформации условий социального бытия культуры.

Но тут все более актуален вопрос о содержании, смысле культуры, культурной идентичности народа, страны, ибо без нее человек, общество в целом не могут определить свое место в жизни, достичь смысла своего существования и определить свою судьбу. Без четкой культуры, обогащенной созидательными духовными идеалами, трудно формировать нацию как явление устойчивое и перспективное, способное закреплять общность людей.

Духовная культура - это огромный, накопленный веками потенциал осмысления и творческого созидания социального бытия на основе социального и художественного творчества и сотворчества людей, социумов, живой, опредмеченный (освоенный) в свидетельствах, памятниках, нравственных и художественных ценностях, в материализованной памяти опыт народа. Это ресурсы, повторяю, находящиеся в состоянии постоянной динамики. Социально-культурная динамика ресурсов культуры и в нынешних условиях определяется взаимодействием традиционной, целостной культуры и культуры функциональной, «мозаичной», информационной. Во многом повседневная жизнь человека, особенно молодых людей, не приобщенных к опыту социального бытия старших поколений, стала определяться динамикой мозаичной массовой культурой. Это означает, что культура современного человека остается фрагментарной и организуется не на основе традиционных ценностей духовной культуры с соответствующими устоявшимися духовными идеалами и традициями, наследуемыми от одного поколения к другому, и способов духовной деятельности и форм постижения мира, самопознания и совершенствования человека, а из «мозаики» случайного набора знаний и установок конъюнктурного характера, навязываемых чаще всего извне чуждой порой традиционной среде ценностей и смыслов. Отсюда и возрастающая неустойчивость общества, где ценностные ориентации определяются не культурой, а «сетевым влиянием». Эффект неустойчивости, стихийности общества проявляется не только в арабских странах, но и в США, Европе, России. Обще-

ство будет устойчивым, если его воспроизводство, развитие базируется на ценностях, достижениях традиционной культуры. Но традиционная культура не успевает за социальной динамикой нашего времени. Объем и интенсивность несистематизированного потока знаний и нетрадиционных установок, в которых истина и ложь перемешаны все с возрастающей силой обрушивается на человека информационной эпохи. Взбудораженный человек, «взорванное» общество, маргинальная непрог-нозируемость, экстремизм - это результаты отсутствия мировоззренческой устойчивости и понятных и принятых смыслов духовной жизни людей. И тут тяжело выбрать критерии того, что относится к культуре, а что - к невежеству. В «мозаичной культуре», как отмечал А. Моль, «знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации» (4, с. 45). В современных условиях как никогда ранее возрастает «мозаичность», «разорванность» культуры, что снижает ценность ресурсов культуры, их способность формировать определенную мировоззренческую культурно-нравственную целостность человека и социума на основе логико-смысловой формулы и Духовной культуры. Отсюда и значимость культуры и возрождения человека, стран и народов в духе традиционных философско-гуманистических подходов поиска духовных смыслов бытия, бесспорно развиваясь, достигая таких пределов и векторов социодинамики культуры и культурных процессов, которые позволили бы избежать разрушения и достичь синхронической (пространственной) и диахронической (временной, исторической) целостности культуры, на основе в том числе использования возможностей новых коммуникативных систем культурного взаимодействия и новых условий социального бытия культуры для повышения, а не для умаления потенциала культуры в становлении человеческого в человеке. Для этого важно, чтобы не только новые информационные технологии, но и новые возникающие на их основе возможности массовых коммуникаций использовались для плодотвор-

ного культурного воздействия, взаимодействия, развития и диалога культур. В современных условиях это «взаимодействие» все очевиднее обретает искаженный, однобокий характер, направленный на смену «социокультурной матрицы» устоявшихся ценностей, идеалов, норм поведения и смыслов и символов, которые веками выработаны человечеством. Дело не в преемственности, в смене личных ценностей человеческого бытия, что зако-

номерно, а в попытках заменить «храм культуры», который исторически формируется у каждого индивидуума, у каждого народа, на «бордель» невежества. Потеря духовно-нравственного смысла социального бытия людей -это потеря человеком культуры и потеря культурой самого человека. Без культуры нет человека, без человека нет культуры. Это аксиома. И важно, чтобы человек как субъект культуры был оплодотворен духовностью.

Примечания

1. Абдулатипов, Р. Г. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке / Р.Г. Абдулатипов. - М., 2010.

2. Декларация Мехико по политике в области культуры // Культуры: диалог народов мира / ЮНЕСКО. - 1984. - №3.

3. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. - М., 1994.

4. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М., 2007.

5. Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры : [международные правовые документы по вопросам культуры]. - СПб., 1996.

Навстречу Третьему Международному Форуму Культуры

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

В. А. Ремизов

Академия гражданской защиты МЧС России, Международная академия информатизации

В статье рассмотрена культура личности как ресурс развития общества, исходя из того, что она выступает его основной производительной силой. При этом отмечены такие характеристики содержания культуры личности: духовность, образованность, включенность в созидательную деятельность, креативность, гуманизм, воспитанность и нравственная рефлексия.

Ключевые слова: культура, личность, культура личности, общество, ресурс, законы культуры, духовность человека, гуманизм, ценности, идеалы, смыслы, развитие, производительные силы общества.

The person's culture is considered in this article as the resource for the development in the society given its role as the main production force. The article points out the main characteristics of the cultural criteria: spirituality, education, inclusion into creative contribution to the society, humanism, upbringing and moral reflection.

Key words: culture, personality, person's culture, society, resource, the law of cultural, person's spirituality, humanism, values, ideals, development, growth production input.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 13-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.