Научная статья на тему 'Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве'

Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / АРХЕТИПЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каршинова Любовь Владимировна

Автор раскрывает свою точку зрения на формирование целостной картины мира в образовательном пространстве, предлагает установить логическую корреляцию между социокультурами и религиозными воззрениями через усвоение общих базовых основ традиционных и религиозных культур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве»

Автор раскрывает свою точку зрения на формирование целостной картины мира в образовательном пространстве, предлагает установить логическую корреляцию между социокультурами и религиозными воззрениями через усвоение общих базовых основ традиционных и религиозных культур.

Каршинова Любовь Владимировна

доцент ФГОУ АПК и ППРО кандидат педагогических наук член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве

Как может быть обеспечено в образовательном пространстве усвоение целостной картины мира и формирование основ нравственного поведения и духовности?

Ключевые слова: нравственное и духовное развитие в образовательном пространстве, формирование целостной картины мира в образовательном пространстве, архетипы духовной культуры.

В период крупных социально-политических изменений в России произошли важные позитивные изменения, которые сопровождались негативными явлениями в виде: морально-нрав-ственной дезинтеграции общества; низкого уровня доверия и социальной солидарности; нарушения преемственности поколений; падения гражданского и патриотического самосознания; роста национализма, ксенофобии; снижения ценности умственного труда, науки, творчества, образования; снижения физического и духовного здоровья людей. Все эти негативные явления составили моральный вызов школьному образованию, т.к. школа является важным звеном в развитии и воспитании человека. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит перед обществом и современной школой задачи «раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»1. Первыми шагами на пути выполнения президентской инициативы были: введение в школьном обучении образовательного курса «Основы религиозной культуры и светской этики», разработка и утверждение нового школьного образовательного

1 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

стандарта, разработка концепции духовно-нрав-ственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции фундаментального ядра содержания общего образования была зафиксирована система: базовых национальных ценностей; основных элементов научного знания; универсальных учебных действий, на формирование которых направлен учебный процесс. В общих положениях ФГОС начального общего образования определена система требований к результатам образования, которая выражена через личностные, метапредметные и предметные результаты. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности явилась идеологической и методологической основой школьного образования.

Таким образом, конечным «продуктом» образовательной системы должен быть «высоконравственный, творческий, компетентностный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»2. Это означает, что всё образовательное пространство, включая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, должна пронизывать идея формирования основ нравственного поведения и духовности. А для этого необходимы: новое содержание образования, устанавливающее причинно-следственные связи между явлениями природы, формирующее ценностносмысловое отношение к миру, целостную картину мира и основы целостного миропонимания; новый учитель, свободный от стереотипов в мышлении, владеющий знаниями о мире и способах взаимодействия человека с миром, являющийся примером нравственного поведения и духовного развития.

На сегодняшний день не каждый учитель может объяснить смысловое поле понятий «нравственность» и «духовность», а, поэтому не каждый представляет себе «чему учить» и «как учить». Россию населяет большое количество народностей, для которых личностно значима собственная система ценностей, собственная этнокультура и религия. Масштабы миграции населения огромны, народы взаимопроникают друг в друга, сложнее становится установить логическую корреляцию между социокультурами и религиозными воззрениями. Дети разных народностей сегодня сидят за одной партой. Как достичь взаимопонимания и терпимости, развития творческой индивидуальности, принятия системы базовых ценностей человечества,

2 Дстилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. «Просвещение», 2010 - с. 11

осознанного нравственного поведения, мира и согласия?

Путь к этому - усвоение общих базовых основ традиционных и религиозных культур. Традиционные и религиозные культуры всех народов несут в своей основе систему базовых понятий и образов, которая возникала в процессе «культурного» взаимодействия человека с миром ещё в глубокой древности, в космогоническом обществе и отражала основные, глобальные идеи, волновавшие человека. Каждой культуре, каждой цивилизационной формации присущ своеобразный тип взглядов на проблемы космоустроения, закономерностей и загадок реально существующего мира, но, базовая основа этих воззрений едина. Свойственное человеку постижение закономерностей происходило в рамках некоего цельного образа мироздания, формировавшегося в культуре в разные эпохи. Модели этих цельных образов, главные системообразующие символы и образы «доживают» до настоящего времени в мифологии, устном народном творчестве, народном искусстве. Важным критерием цельного образа мироздания является возможность с помощью этой картины получать те практические результаты, в которых нуждается общество в настоящее время. Культурный памятник всегда о чём-либо «говорит», и, нам, ныне живущим, необходимо извлечь из этого памятника идею его создания и смысловое поле. Это поможет нам разобраться в массе культурных понятий, которые сегодня бессмысленно «функционируют» в традиционных, религиозных культурах, в науке и умах людей. Анализ древнейших воззрений человечества показал, что в основе культурного взаимодействия человека с миром лежит система основных базовых символов и образов. Устойчиво существующие в культуре на протяжении многих веков и тысячелетий образы принято называть «архетипами».

Так, можно выделить группу архетипов, которая лежит в основе традиционных культур и религий народов, населяющих РФ:

1) архетип богини-матери и «вытекающие» из него: культ плодородия; система символов и понятий о бесконечности (цикличности) жизни; система понятий о «важности» воды в жизни человечества и народные обряды и обычаи;

2) архетип космической птицы, космического животного и связанные с ним архаичные модели мироустроения, тотемные культы, народные обряды и обычаи;

3) архетип космического яйца и космологические модели мира в форме яйца, обрядовые действия с яйцом в традиционных и религиозных культурах;

4) архетип мирового древа и семичастная модель мироустроения, складывающаяся из трехмерной структуры по вертикали и четырехмерной по горизонтали и др.

Эти устойчиво существующие на протяжении долгого времени образы сохранялись, видоизменялись, «распадались» на более мелкие с персонификацией в зависимости от вида «деятельности». Так, из образа великой богини неба - Богини-Праматери - прародительницы жизни в сущем (материальном) виде в динамике исторического развития культуры выделяются следующие женские образы: богини-рожаницы, ведающие зарождением жизни, «земным» рождением, жизненным путем (культ звездного неба); богини Судьбы и её помощницы («Доля-Недоля»); календарные богини годового цикла - Коляда, Марена, Масленица, Жива, Леля, Лада, Макошь, Суденица; богиня Мать Сыра Земля (культ земли в эпоху развитого земледелия); Богородица (почитание женского образа в христианской культуре). В традиционных же культурах архетип Праматери нашел своё выражение в обрядах, которые выполнялись в своем большинстве только женщинами и девушками, в народном искусстве (тряпичная обереговая кукла, глиняная игрушка «Баба-водоноска», «Баба-нянька», русалка, женщина-птица), в устном народном творчестве (Баба-Яга) и многие другие. Все эти образы, в той или иной мере, связаны с идеей продолжения рода (главной функцией женщины на Земле), а, значит и с темой семьи и семейных отношений, воспитания подрастающего поколения в гармонии с Миром, формированием основ нравственности и духовности.

Архетипы «космического яйца», «космической птицы», «космического древа» говорят о целостности мироустроения, о взаимосвязи и взаимопроникновении различных структур мира друг в друга. Идея целостности Мира абстрактна сегодня, но, быть может «завтра» наука докажет это. А, пока, нам предоставляется возможность погружения в смысл и формирования целостной картины мира с помощью хорошо знакомых и известных нам с детства образов. Образы мифологических птиц несут в себе идею бесконечности жизни, преемственности поколений, символизируют женское начало и связь с «вершиной Мира», с небом, с богом. Отсюда в традиционных культурах так много сюжетов, связанных с птицами, много примет, пословиц и поговорок о птицах. Птица в народной культуре считалась «вестником» бога, посредником между богом и человеком. На примере архетипа «Древа Жизни», в ветвях которого во всех мифологических и традиционных культурах изображена птица, в корнях - змея, а воз-

ле ствола - крупное животное и человек, можно рассмотреть множество семантических аспектов, указывающих на целостность Мира, на многочастную структуру Мира.

Проникновение в смысл дает возможность не только разгадать то «сакральное», которое было сокрыто долгое время и передавалось как «умение», традиция ремесла, но и развивать собственное мышление, анализ и синтез. Изучение культурных архетипов, выявление общих закономерностей приведет к развитию логического мышления, появлению устойчивых представлений о смысле бытия,

о целостности Мира, толерантности и самоопределению. Каждый обучающийся сможет понять, что Мир есть целостная система, а Человек в ней лишь часть, которая должна гармонично вписаться в Мир, не нарушая его законов.

Таким образом, хорошо знакомое, давно забытое в системе образования может стать хорошим средством и инструментом для формирования целостной картины Мира, целостного миропонимания, нравственных и духовных основ личности. Новаторский перенос проблем культуры в образовательное пространство любого учебного заведения необходимо сопровождать синтезом культур, чтобы исконно национальное усваивалось в сравнении с другим. Успешное усвоение зависит от активно-деятельностного познания. Основным принципом педагогики приобщения к культуре может быть познавательно-творческий процесс учителя и ученика в сознательном соотнесении познаваемого окружающего мира с нормами и целями человеческих взаимоотношений с природой; погружение в истоки народной культуры, помогающие понять логику бытия; распознавание явлений и событий в соответствии с вселенскими законами развития.

Для решения вопроса формирования нравственных и духовных основ в образовательном пространстве предлагается программа курса «Основы духовной культуры», рассчитанного на 34 часа обучения. Программа ориентирована на овладение учащимися знаниями культурологического характера, лежащими в основе современных мировых религий. В теоретическую основу курса положено логическое осмысление диалектики духовной культуры человечества, начиная от космогонических воззрений. Содержание основано на усвоении базовых культурных архетипов, устойчиво существующих в современных мировых религиях и традициях разных народов России. Информационная новизна имеет доступные формы выражения через творчество.

Цель: формирование нравственных и духовных основ личности в образовательном пространстве

Задачи курса:

1. Знакомство с базовыми понятиями духовной культуры через хорошо знакомые учащимся образы традиционной культуры.

2. Выделение идейных представлений о Мире и ценностных основ из архетипных культурных образов.

3. Обретение личностно-значимых знаний.

4. Формирование нравственных и духовных основ, способности к творчеству и самосовершенствованию.

5. Развитие способности к общению в поликультур ной, разномировоззренческой среде на основе понимания общих базовых составляющих духовной культуры.

Курс предполагает решение следующих проблемных вопросов:

1. Формирование толерантного отношения к мировым религиям и традиционным культурам через усвоение идеи общего истока духовной культуры.

2. Выделение ряда общечеловеческих ценностей, лежащих в основе бытия, понятие и принятие их в качестве нравственных установок через установление логической корреляции между социокультурами.

3. Развитие творческой индивидуальности как самоцели на фоне мотивации интереса к истокам духовной куль туры человечества.

4. Принятия культуры как внутренней формы, а не внешнего содержания.

5. Внутренней трансформации и принятия духовных ценностей как образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Основы духовной культуры»

1 полугодие

1. Вопрос происхождения жизни на Земле. Мифология. Сказания. Легенды. Сказки. Понятие о хаосе. Мифологический хаос. Мифы народов мира о хаосе. Мифологические представления об устройстве Вселенной. Вселенная как мировое яйцо. Мифы народов мира о сотворении жизни из яйца. Яйцо в традиционной культуре.

2. Антропоморфный вид Вселенной в мифологии. Мифология о Вселенском Первочеловеке. Миф о творении жизни из Первочеловека. Индийский миф о Пуруше. Китайский миф о Пань-Гу. Скандинавский эпос об Одине. Космогоническимй миф ведической Руси о Роде. Научная теория «космического взрыва».

3. Библейское творение Мира. Семиднев Моисея.

4. Образ неба в мифологии. Мифы народов мира о появлении неба. Мифологическое небо. Символика

и семантика. Мифологический материал небесной сферы. Мифологические представления о разноуровневом небе.

5. Небо в системе народных воззрениий. Мировоззренческие идеи древности о небе. Небо как высшее божество. Небо как душа мира. Небо как первоматерь всего сущего. Изображение неба в народном искусстве. Изображение неба в храмовой живописи.

6. Культ Великой Праматери в древнем мире. Сюжет «волшебного рождения» в сказках народов мира. Отголоски культа в народной традиционной культуре, искусстве. Тряпичная обереговая кукла в традиционной культуре народов России. Символика и семантика.

7. Фитоморфный вид Вселенной. Вселенная как Мировое древо. Архетип Космического Древа в мировой мифологии и традиционных культурах. Сказки о мировом древе. Символика и семантика. Трехчастное деление мирового древа по вертикали. Символика и семантика.

8. Четырехчастное деление мирового древа по горизонтали. Символика и семантика. Изображение священного древа в культовых традициях народов мира. Фольклор о мировом древе. Понятия пространства и времени в структуре мирового древа. Мифологема «Богиня-птица».

9. Образ птицы в мифологии народов мира. Мифические птицы: Гамаюн, Алконост, Сирин, Феникс. Сказочные птицы: царевна-лебедь, Жар-птица и др. Символика и семантика образов.

10. Понятия о душе в народных и религиозных воззрениях. Представления о душе как о птице.

11. Образ пчелы как воплощение богини в мифологии, сказаниях, легендах народов мира. Хеттский миф об уснувшем боге Телепинусе. Семантическая связь пчелы с мировым древом. Пчелиный улей как аналогия структуры мироздания. Мёд и медовые напитки как пища бессмертных богов. Мед в традиционной культуре.

12. Древнейшие мифические образы женщины-рыбы. Бурятские и алтайские представления о демиур-гических функциях рыбы. Мировая мифология о образах женщины-рыбы. Символика и семантика образа. Фольклорный персонаж женщины полу-рыбы. Славянские поверья о русалках. Ассоциация Архетипа рыбы с Мировым спасителем.

13. Понятие о судьбе. Мировая мифология, народные воззрения, легенды о судьбе. Мифологический сюжет о жизни космоса как большого веретена. Сакрализация веретена, прялки, нитей в традиционных культурах народов России. Богиня судьбы в культуре народов Мира. Славянская Макошь, греческая Дике, римская Парка, скандинавская Норна и их мифические помощницы.

14. Древнейшие представления народов России об управляющем начале неба в жизни человека. Понятия «суд» и «судьба» в традиционной культуре. Образы богинь Жизни и Смерти в культуре народов мира и мировой мифологии. Славянские образы богинь Лада, Жива, Мара. Славянские богини в народных обрядах, обычаях, искусстве.

15. Женские мифологические и сказочные образы. Славянская Баба Яга. Символика и семантика образа.

16. Календарная традиционная обрядность. Основополагающие моменты древнего календаря. Годовой цикл в природе как отражение мироустройства и миропорядка. Народные представления о временах года. Стихии огня и воды в народном миропонимании.

17. Итоговый урок.

2 полугодие

1. Архетип неба как изначальная первичная ипостась в традиционной культуре. Символика и семантика. Образ Земли в мифологии и народных воззрениях. Ассоциация земли и подземного мира в народных воззрениях, обрядах, обычаях. Культовые знаки земли и неба. Семантика знаков.

2. Божество земных недр в образе мифического Змея. Образ Змея в мифологии, легендах, народных воззрениях. Символика и семантика.

3. Зооморфизация образов неба и земли в мифологии и народных воззрениях. Древнекитайская модель мира в виде Космической черепахи. История возникновения и динамика развития знаков-сим-волов земли.

4. Космическая корова и космический бык. Космические олени и космические лоси. Наскальное искусство. Символика и семантика. Архетипы космических животных в традиционной культуре и народном искусстве.

5. Культ Солнца в древних культурах. Почитание Солнца как источника света, жизни, тепла. Знаки-символы солнца. Символика и семантика.

6. Культ Земли в древних культурах. Почитание земли как источника плодородия. Символы земли в традиционной культуре. Построение орнамента из базовых символов: круг, крест, клетка, треугольник. Символы земли на традиционной одежде народов России.

7. Гармония природного мира. Представления о человеке как части природного мира. Параллелизм Макро- и Микро- мира в народном воззрении. Народный костюм как отражение целостного мировоззренческого подхода народа к бытию.

8. Времена года в народных представлениях. Народные обряды и обычаи, сопровождающие солнцестояния и солнцевороты. Смерть и новое рождение как главные темы традиционных культур. Календарное и народное время.

9. Рождество. Символика и семантика события. Рождество как символ нарождения света, начала жизни. Мифологические персонажи Коло и Коляда. Народные празднования и сопровождающие их обряды, обрядовые действа. Обрядовая выпечка. Символика и семантика.

10. Одухотворение природы в мифологии и народном миропонимании. Природные стихии и народное миропонимание. Понятие о небесных и земных водах. Сказочная «живая» и «мертвая» вода. Символика и семантика.

11. Тотемные мифы народов России. Тотемные воззрения народов мира. Тотемизм в традиционной культуре. Тотемные животные. Тотемные сказки народов России. Тотемизм в геральдике.

12. Триединое устройство мира в мифологическом и народном мировоззрении. «Рождение-жизнь-смерть». «Начало-развитие-конец». Древнейшая триада: Бог земли - Богиня Неба - Солнце. Славянский Триглав: «Род-Белобог-Черногбог». Треугольник как религиозный символ триединства и божественности.

13. Тема триединства в религиозной культуре. Понятие «дух-душа-тело». Космическая природа человека. Чувства и способы их выражения. Отрицательные и положительные эмоции. Проблема выбора чувств. Проблема добра и зла. Добро - как любовь источник созидания и поддержания жизни. Зло как источник разрушения и самоуничтожения.

14. Человек как часть Мира и ответственный творец. Этические законы. Законы саморазрушениия. Законы самосозидания. Сотворчество Человека с Миром. Гармоничная система общения человека с миром.

15. Семья в традиционной культуре. Символика и семантика понятия. Женщина в традиционной семейной культуре. Космическое назначение женщины. Женские виды деятельности.

16. Семейная культура. Инициация в семейной культуре. Космическое назначение мужчины. Мужчина в традиционной семейной культуре. Мужские виды деятельности.

17. Итоговый урок.

Методические рекомендации к курсу:

Усвоение содержания основывается на живом общении учителя и ученика, что позволяет интегрировать несколько потоков информации:

- созерцание современного мира;

- созерцание современного человека;

- вычленение проблем в отношениях Мира и Человека;

- знакомство с духовной культурой через чтение мифов, легенд, сказок, былин и др. источников;

- анализ и сравнение явлений культуры древнего мира и современности;

- установление связи между явлениями культуры;

- реконструкция миропонимания;

- логический анализ явлений культуры;

- определение базисной составляющей явления культуры;

- выводы закономерностей культурных отношений человека с миром;

- системные объяснения явлений культуры;

- установление связи между прошлым, настоящим, будущим;

- преемственность культурных ценностей;

- преемственность общечеловеческих ценностей.

Закрепление полученной информации и её ин-териоризация происходит в процессе творческой деятельности учащихся, которая отражает уровень понимания целостности знаний, мотивации к процессу обучения. Каждый урок сопровождается творческой деятельностью, которая позволяет:

- интегрировать способности художника, гончара, ювелира, швеи, строителя, архитектора, ткача, артиста, режиссера и др. с полученным информативным рядом;

- развивать логическое мышление, анализ, синтез;

- выявлять законы взаимодействия природы и общества;

- определять ценности и нравственные приоритеты;

- уметь работать в группе;

- выработать своё отношение к миру через оценочные категории.

Формы контроля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наблюдение:

- за поведением

- за активностью

- за выполнением заданий

- за проявлением интереса к тому или иному вопросу

- за проявлением творческого потенциала

- за коммуникационными способностями

Учебно-методический комплект к курсу прилагается.

Кабинет практического психолога

В статье представлено обоснование и содержание научно - исследовательского проекта «Психолого-педагогиче-ская поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах».

Пакалина Елена Николаевна

доцент кафедры профессионального образования ИРО Свердловской области г. Екатеринбург

Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах

Как обеспечить предупреждение отчуждения от образовательного процесса у учащихся на основе психолого-педагогической поддержки?

Ключевые слова: педагогическая поддержка; возрастной период; Я-концепция; факторы, определяющие развитие Я-концепции.

Гуманизация российского образования неразрывно связана с поиском и освоением возможностей воплощения положений личностно-ориентированного обучения и воспитания в современном образовательном учреждении. Анализ развития гуманистических идей показывает, что их реализация связана с педагогической поддержкой учащегося в образовательном процессе.

В зарубежных исследованиях педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования (США); коучинг - помощь и содействие личности в позитивных изменениях (Австралия); помощь в ситуации выбора, опекунство, пасторская забота, курс личностного и социального образования (Англия); система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (Голландия).

Изучению данного вопроса посвящены многие исследования отечественных ученых (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Т.В. Анохина, А.Д. Андреева, В.П. Бе-дерханова, Е.И. Исаев, Н.М. Михайлова, С.И. Попова, В.И. Слободчиков, Т.Д. Строкова, С.М.Юсфин, И.Ю. Шустова) и зарубежных (А.Маслоу, К. Роджерс). Анализ их работ показывает, что педагогическая поддержка предполагает превентивную, оперативную помощь ребенку в решении его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, с общением, жизненным самоопределением.

Методологическим основанием педагогической поддержки служат идеи развития личности, субъекг-

субъектного характера педагогического взаимодействия, нравственной сущности воспитания. Результаты анализа литературы по данной проблеме свидетельствуют о том, что завершенного, целостного понятия педагогической поддержки, ее содержания пока не сложилось. Это обусловлено неоднородностью и объемностью понятия, в котором выделяются признаки, относящиеся к различным областям научного знания: к педагогике, социальной педагогике, психологии, социологии. Педагогическая поддержка характеризуется как метод и форма воспитания, как технология образования, и как позиция педагога, и как «свободное общение» или «отношение взрослого и ребенка».

Другое направление в интерпретации феномена педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение как принципа гуманистически ориентированной системы образования, включая всех ее субъектов. Именно в этом значении его чаще всего используют практики. Если существующая или проектируемая образовательная система ориентирована на реализацию гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей, то поддержка приобретает смысл принципа педагогической деятельности (Н.М. Михайлова, С.М. Юсфин) и становится важнейшим педагогическим кредо людей, работающих с детьми.

В своем исследовании мы придерживаемся представления о педагогической поддержке как о помощи (педагога, психолога, родителей) в личностном развитии ребенка, подростка, юноши и девушки, направленной на актуализацию его внутренних сил и резервов самореализации.

В данном контексте ценным является определение О.С. Газмана, который в качестве предмета психолого-пе-дагогической поддержки рассматривает процесс совместного с ребенком определения его интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), что способствует сохранению и развитию нравственного потенциала личности и достижению желаемых результатов в учении, самовоспитании, общении.

Не решенным теоретически и практически остается вопрос и о том, что следует «поддерживать» в растущем человеке. Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует субьекгность, т. е. способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность, т. е. неповторимость, особенность человека, выделяющую его из других и тем самым позволяющую ему оставаться самим собой.. При таком подходе содержание педагогической поддержки рассматривается шире, чем просто работа с «проблемой человека».

Определяя место педагогической поддержки между социализирующими процессами (воспитанием, обучением) и процессами индивидуализации - процессами становления отношений субъекта к фактам собственной жизнедеятельности, мы считаем, что педагогическая поддержка должна быть направлена на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.