Научная статья на тему 'Духовно-нравственный смысл жизни юношеского периода'

Духовно-нравственный смысл жизни юношеского периода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
665
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЮНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / MEANING OF LIFE / ADOLESCENCE / SELF-DETERMINATION / SPIRITUALITY / ETHICS / AND MORALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самылова О. А.

Интерес к проблеме смысла жизни ведущая мотивационная направленность в новообразовании психологии юношества. Она волнует юношей и девушек, широко ими обсуждаются со сверстниками и взрослыми, которых они считают заслуживающими их внимания и доверия. Психологическую базу составляет социальная потребность молодых людей занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и духовно-нравственного назначения в жизни. Наличие интереса к смыслу жизни и его обсуждение активно характеризует сущность процесса самоопределения жизнедеятельности или его искажает. Устремленность в будущее основа направленности личности юношества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL MEANING OF LIFE YOUTH

The interest in the problem of the meaning of life is a leading motivational orientation in the growth of the psychology of adolescence. This problem of the life meaning worries both boys and girls, who widely discuss it with their friends and adults, whom they consider worthy of their attention and trust. The psychological basis is social need for young people to occupy an internal position of an adult, to realize himself as a member of society, to define himself in the world: to understand themselves and their capabilities along with an understanding of its place and moral purpose in life. There is interest in the meaning of life and its discussion actively characterizes the essence of the process of self-determination of life or distorts. The researcher shows that in the process of solving this problem among the youth, a special focus is done on the future, which is the basis of the orientation of the individual among the youth.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный смысл жизни юношеского периода»

References

1. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub'ektivnoj real'nosti vontogeneze. Moskva: Shkol'naya Pressa, 2000.

2. Dubrovina I.V. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya. Moskva: Sfera, 2000.

3. Pedagogicheskaya antropologiya: uchebnoe posobie, Pod red. L.L. Red'ko, E.N. Shiyanova. Stavropol': Servis-shkola, 2005.

4. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskaya antropologiya. Moskva: Gardariki, 2005.

5. Prilepskih O.S., Pogrebnaya O.S., Torikova E.F., Franceva E.N. Antropologicheskoe soprovozhdenie perinatal'nogo razvitiya rebenka: uchebno-metodicheskoe posobie. Stavropol': Izd-vo SGPI, 2013.

Статья поступила в редакцию 02.03.15

УДК 159.9

Samylova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Developmental and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia), E-mail: psy-sha@mail.ru

SPIRITUAL AND MORAL MEANING OF LIFE YOUTH. The interest in the problem of the meaning of life is a leading motivational orientation in the growth of the psychology of adolescence. This problem of the life meaning worries both boys and girls, who widely discuss it with their friends and adults, whom they consider worthy of their attention and trust. The psychological basis is social need for young people to occupy an internal position of an adult, to realize himself as a member of society, to define himself in the world: to understand themselves and their capabilities along with an understanding of its place and moral purpose in life. There is interest in the meaning of life and its discussion actively characterizes the essence of the process of self-determination of life or distorts. The researcher shows that in the process of solving this problem among the youth, a special focus is done on the future, which is the basis of the orientation of the individual among the youth.

Key words: meaning of life, adolescence, self-determination, spirituality, ethics, and morality.

О.А. Самылова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: psy-sha@mail.ru;

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЮНОШЕСКОГО ПЕРИОДА

Интерес к проблеме смысла жизни - ведущая мотивационная направленность в новообразовании психологии юношества. Она волнует юношей и девушек, широко ими обсуждаются со сверстниками и взрослыми, которых они считают заслуживающими их внимания и доверия. Психологическую базу составляет социальная потребность молодых людей занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире - понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и духовно-нравственного назначения в жизни. Наличие интереса к смыслу жизни и его обсуждение активно характеризует сущность процесса самоопределения жизнедеятельности или его искажает. Устремленность в будущее - основа направленности личности юношества.

Ключевые слова: смысл жизни, юность, самоопределение, духовность, нравственность, мораль.

Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного назначения. Юношу и девушку волнуют серьезные вопросы: найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствие со своими способностями, осознать смысл жизни и как стать настоящим человеком. Молодые люди стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить и понять себя в мире. Они ищут ответы на эти и другие вопросы. К 17 годам возникает особое личностное новообразование - «самоопределение».

Общепринятым стало рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование юношеского возраста, поскольку именно в нем заключается то существенное, что появляется в жизни старшеклассника, в требованиях к каждому. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.

Развитие морального сознания идет через восприятие и осознание содержания воздействий, поступающих от окружающих людей посредством переработки связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. Сознание формирует субъективное отношение к нему: формируются мотивы поведения, принятие решения и нравственный выбор собственных поступков.

В период юности человеку необходимо создать план жизни - решить вопросы: кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). Нужно оценить свои возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия, свои способности и склонности. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.

Самоопределение - новая позиция, включающая осознание себя, как члена общества, свое место в нем. И.В. Дубровина

утверждает, что основным психологическим новообразованием юношеского возраста следует считать психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: сформиро-ванность на высоком уровне самосознания; развитость потребности - нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; становление предпосылок индивидуальности каждым старшеклассником [1].

Серьёзное, глубокое влияние на восприятие мира юношами и девушками оказывает социальное пространство (микросоциум и макросоциум), в котором они живут. Только в живом общении познается жизнь и деятельность взрослых. Семья - тот микросоциум, где молодые люди чувствуют себя более спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом, профессиональные.

В отечественной психологии при рассмотрении проблемы духовно-нравственного развития личности особый интерес представляют взгляды отечественных психологов. Так, Л.С. Выготский обосновал результат нравственного развития влиянием социума, как идеальной формы[2]. Социальная среда - условие и источник, а само нравственное развитие происходит в процессе последовательного усвоения этих образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях. Л.И. Бо-жович утверждает связь социального и психического развития, нравственных норм поведения. Это - результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения, их превращение во внутренние психические процессы, как закономерность одних качественно своеобразных форм нравственности в другие, более совершенные.

Стержнем концепции о духовной нравственности в юношеском возрасте становятся теоретико-методологические принципы: системность, который показывает, что система - целое, составленное из частей, или порядок, планово расположенные взаимосвязи частей из целого. Этот принцип утвердил Аристотель.

Разработкой принципа системности занимался Б.Ф. Ломов. Согласно этому принципу, нравственная сфера личности представляет его системным интегративным образованием, выступающим в единстве её когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Духовность в человеке, характеризует человековедение (Б.Ф. Ломов [3]).

Субъективный мир человека безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже - вечное. Он характеризует принцип субъект-ности, показывает личность юноши, как субъекта нравственного развития. Человек имеет двойную жизнь. Внутренняя - мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений. Это внутренний диалог с самим собой, свое «Я»;принцип самосознания. Внешняя - деятельные поступки и проступки самого человека.

В исследовании А.В.Петровского раскрывается принцип субьектности - подход индивида как субьекта индивидуальной представленности жизнедеятельности других людей [4]. Граница между субъективностью и предметностью происходит внутри самого человека.

В психологическом плане особая роль отводится духовности и нравственности. Духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. Для юношеского возраста могут стать жизненно-важными такие этические понятия, как: сострадание - равнодушие, добро - зло, милосердие - жестокость, вежливость - грубость, уважительность - снисходительность, порядочность - амбициозность (обостренное самолюбие), отзывчивость - черствость, любовь - ненависть, бережливость - расточительство, авториторизм (приказание) - аксиология (учение о культурных, духовных ценностях), альтруизм (благо другим) -аморализм (пренебрежение моральным нормам).

Духовность придаёт смысл жизни. Она субъекта, её «индивидуальный дух» представляет ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры. Это родовое определение способа жизни в качестве субъективного бытия. В ней ответы на волнующие проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает юноше и девушке доступ к любви, совести, чувству долга, науке. Духовность представляет ответственное принятие и следование высшим образцам человеческой культуры.

Основа нравственного убеждения закладывается в детстве и отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию при наличии наглядности, смысла того, что видят, делают, наблюдают.

На заре развития общества в трудовой деятельности людей появилась мораль. Она - регулятор взаимоотношений, в которых моральные нормы способствуют жизнедеятельности общества, которые распространяет мораль, формируют личность в соответствии с идеалом. Мораль поддерживается силой общественного мнения и соблюдается в силу убеждения. Она оформляется в разных заповедях, принципах, определяющих, как нужно поступать.

В.В. Знаков отмечает [5], что нравственность отождествляют с моралью. Нужно видеть в морали форму общественного сознания (система норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях) и нравственность (психологическая структура личности), отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следования им. Нравственные представления и поведение людей могут расходиться. С этической точки зрения, некоторые поступки (обман, безответственность, беспринципность) являются моральными.

Субъект может нарушать моральные нормы, не понимая, в чем состоит его моральный долг перед людьми, при этом часто подыскивая убедительные, по его мнению, психологические оправдания своего поступка. Такой моральный поступок, как утверждает В.В. Знаков, неправомерно считать нравственным; о последнем может идти речь только в том случае, если человек осознает вину и раскаивается за им содеянное.

Как отмечает О.Г. Дробницкий, нравственность обусловливает внутреннюю моральную позицию, которой руководствуется человек. Каждая личность должна пройти через процесс нравственного совершенствования. Главное состоит в необходимости согласования личных и общественных интересов, чтобы при этом было обеспечено и личное и общее благо.

Анализ научных источников зарубежной и отечественной психологии [6], обуславливает виды концепций нравственного развития юношеской личности. Это:

- концепция моральной ответственности Ж. Пиаже (обозначение стадий когнитивного характера - моральной ответственности), которая раскрывает только сущность «ответственности» как уровень морального развития. Это позволяет давать оценку надуманным персонажам, но не отражает реального поведения самого испытуемого;

- концепция морального развития Л. Колберга - теория поэтапного стадийного морального развития индивида. Их позитив в изучении ситуаций морального выбора - реальных жизненных ситуаций, в которых идет интерпретация определения ведущего мотива поведения: страха, стыда, эгоизма, альтруизма, прагматизма.

В основе теории Л. Колберга лежит идея Ж. Пиаже о существовании тесной взаимосвязи между стадиями умственного развития и этапами нравственного становления ребенка. Развитие нравственных суждений детей поддается воздействию со стороны взрослых, а движение по ступеням естественное в течение нескольких лет, возможно ускорение; при благоприятных условиях нравственное развитие необратимо, а значит, моральная деградация невозможна; эффективность нравственного роста обеспечена ситуацией морального выбора, сменой социальных ролей, использованием приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений. Нормативный когнитивный подход К. Гиллигана. к периодизации морального развития - эм-патийная ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека. Основа - принцип заботы о других, с сочувствием и сопереживанием [6].

Стержень концепции морального развития А.В. Зосимов-ского в способах контроля поведения: от реактивности - к самоограничению, от осознанности - к произвольности. В основе концепции Г.А. Урунтаевой показано соотношение уровня ответственности и внутренней свободы поступка, повышение моральной ответственности и увеличение степени свободы субъекта поведения.

Концепция духовно-нравственного развития личности Л.М. Аболина [7], В.П. Зинченко и др. Духовность, нравственность

- интегративное системное качество, развитие всех составляющих деятельности, психических процессов. Раскрыт деятель-ностный подход к анализу уровня развития духовно-нравственной сферы личности; намечены пути развития; представлен психологический механизм интериоризации-экстериоризации развития духовно-нравственной сферы.

Методологическое обоснование концепции нравственного развития дошкольника Н.В. Мельниковой [8] представлено культурно-историческим подходом, интериоризации личностью внешней социальной деятельности. Свершается интериориза-ция структуры. Она трансформируется и «сворачивается», чтобы потом вновь трансформироваться и «развернуться» в ходе экстериоризации.

Главное в этом процессе - функция знака-слова, как средство овладения своих психических процессов и направления их деятельности на разрешение задачи. Слово - внешняя форма действия и образа; внутренняя форма виртуальна, а внешняя

- реальная. Это обратимость внешних и внутренних форм, которые в процессе онтогенетического развития составляют пространство духовности (нравственности) человеческой личности. В результате деятельностное и созидательное проникновение в слово осмысляет духовную культуру. Идет вживание психологическими орудиями (знак, слово) в социокультурное духовное пространство человека.

Получается свертывание социокультурного пространства в пространство личности, «вращивание» (интериоризация) и упаковка с изменением его размерности в малом духовно-нравственном мире человека. Значит, духовно-этические понятия сами становятся психологическим орудием нравственной духовности личности.

Этические учения нравственность и мораль часто отождествляют. Нравственность - понятие, синоним морали», но их нужно различать. Совесть или «вторичная рефлексия» - фундаментальное качество нравственного самосознания личности. Мораль форма общественного сознания, а нравственность характеристика психологической структуры личности, осознающей их внутренняя потребность в исполнении моральных норм и следовании им. Это психологический регулятор поиска нравственных проблем человека - совесть или «вторичная рефлек-

сия» - фундаментальное качество нравственного самосознания личности (В.В. Знаков).

Согласно высказыванию американского физиолога У. Кен-нона, это решение задачи - удержать взаимоотношения в целостности. Это методологический подход к анализу психических явлений: система не сводится к сумме своих элементов, а свойства элемента определяют его место в структуре. В женевской школе генетической психологии систему связывали с анализом аффективных процессов - коплексов, реализуемых в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже.

Духовно-нравственное развитие может подавлять или тормозить, если общественное возвышается над индивидуальным. Итог - деградация общества. При преобладании индивидуального над общественным возникает неконтролируемое разнообразие. Оно индивидуально иной раз порождает разрушение и невозможность к самозащите.

Духовно-нравственное проявление в обществе должно информационно контролироваться, открывать истину через познание окружающего мира. Собственным духовно-нравственным развитием не занимается власть, она заявляет о выполнении

Библиографический список

нравственных законов и выступает со специальными обращениями к людям.

Духовно-нравственная сфера личности - это совесть (внутренняя оценка нравственного чувства, мысли, поведения и способа жизни человека). Она раскрывает смысловую сферу личности человека: если поступок, расходится с нравственными принципами и с представлением о должном, то человек испытывает муки совести. Совесть - это проявление духовности или самооценки - изменение направленности личности, поведения и способа жизни; воля - осознание потребности, мысли, поступки, поведение и способ жизни.

Сразу не создаются качества абсолютно духовно-нравственного общества. Это постоянный длительный процесс, который может исчезнуть совсем, как только им перестают заниматься. Духовно-нравственные качества отражают отношение человека к объекту его стабильных потребностей, которые создаются около конкретных лиц и определенной деятельности. Деформация ценностных ориентации, снижение значимости духовно-нравственных качеств, потеря духовных ориентиров, вызывают социальный кризис российского общества.

1. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. Москва: Педагогика, 1989.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Эксмо, 2003.

3. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2011.

4. Петровский А.В. Психология в России: XXвек. Москва: Изд-во Ун-та РАО, 2000.

5. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. Вопросы психологии. 1998; 3: 104 - 114.

6. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. Москва: Академический проект, 2004.

7. Аболин Л..М. Источники духовно-нравственного развития личности. Психология в Казанском университете: сборник научных трудов. Ответственный редактор Л.М. Попов. Казань: КГУ, 2004: 159 - 172.

8. Мельникова Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника: учебное пособие. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2010.

References

1. Dubrovina I.V. Formirovanie lichnostistarsheklassnika. Moskva: Pedagogika, 1989.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: 'Eksmo, 2003.

3. Lomov B.F. Sistemnost' vpsihologii. Moskva: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, 2011.

4. Petrovskij A.V. Psihologiya vRossii: XX vek. Moskva: Izd-vo Un-ta RAO, 2000.

5. Znakov V.V. Duhovnost' cheloveka v zerkale psihologicheskogo znaniya i religioznoj very. Voprosy psihologii. 1998; 3: 104 - 114.

6. Zhdan A.N. Istoriya psihologiiot antichnostido nashih dnej. Moskva: Akademicheskij proekt, 2004.

7. Abolin L..M. Istochniki duhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti. Psihologiya vKazanskom universitete: sbornik nauchnyh trudov. Otvetst-vennyj redaktor L.M. Popov. Kazan': KGU, 2004: 159 - 172.

8. Mel'nikova N.V. Nravstvennaya sfera razvitiya lichnosti doshkol'nika: uchebnoe posobie. Shadrinsk: Izd-vo OGUP «Shadrinskij Dom Pechati», 2010.

Статья поступила в редакцию 20.03.15

ДК 159.9

Semenchenko I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk,

Russia), E-mail: Semenchenco@yandex.ru

PERCEPTION AND UNDERSTANDING OF NONVERBAL INFORMATION FROM FAIRY TALES BY YOUNG SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES. The paper indicates the importance of perception and understanding of nonverbal information for socializing young pupils with intellectual disabilities. The influence of adequate perception and understanding of non-verbal information on the children communication is confirmed. The author emphasizes the importance of adapting children with intellectual disabilities to interpersonal communication. The researcher uses the simple and understandable experimental material - fairy tales plots. The article presents the features of perception and understanding of nonverbal information extracted from the story tale by young schoolchildren with different levels of intellectual development (180 children were involved in the experiment). Considerable attention is paid to the adequacy of the perception and understanding of non-verbal information contained in fairy tales: the way of interpreting graphically represented plot in fairy tales, fairytale character's emotional state and the use of lexemes in the description of the plot. The results of the study revealed a better recognizability of nonverbal information in negative fairy tales plot. The article presents emotional states that are most successfully defined by young children: fear and anger. The study revealed that girls understand nonverbal information contained in the tale plot more adequately than boys. Mechanisms of perception and understanding of non-verbal information as a sign system are the same in children with normal, delayed and impaired intellectual development. In conclusion the author reveals the factors that determine the adequacy of the perception and understanding of nonverbal information: the cognitive capabilities of young schoolchildren and sex differences. This problem is poorly understood and requires further research.

Keywords: non-verbal information, communication, intellectual disabilities, young pupils, fairy tale plot, perception and understanding.

И.В. Семенченко, канд. пед.наук, доц. каф. коррекционной педагогики и психологии Алтайской государственной

академии имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: Semenchenco@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.