Научная статья на тему 'Духовно-нравственные и аксиологические аспекты художественно-эстетического воспитания дошкольников'

Духовно-нравственные и аксиологические аспекты художественно-эстетического воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HUMANIZATION OF EDUCATION / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / ARTISTIC AND AESTHETIC ACTIVITY / PEDAGOGICAL AXIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спербер Оксана Игоревна

В данной статье обсуждаются духовно-нравственные и аксиологические аспекты художественно-эстетического воспитания дошкольников. Характеризуется особенности аксиологического подхода в исторической ретроспективе, а также на современном этапе дошкольного образования. Раскрываются такие понятия как «гуманизация образования», «ценность» «ценностные ориентации», обсуждается значение художественно-эстетической деятельности дошкольников в формировании аксиологического потенциала личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спербер Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and axiological aspects of artistic and aesthetic education of preschool children

The article touches upon the issue of spiritual, moral and axiological aspects of Artistic and Aesthetic education of preschoolers. The issues focuses on the peculiarities of axiological approach in historical retrospective review, as well as at the present-day stage of preschool education. The article explains key notions, such as «humanization of education", «value","value orientations" and discusses an important influence of artistic and aesthetic activity in preschool age in shaping personality axiological potential.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные и аксиологические аспекты художественно-эстетического воспитания дошкольников»

кивается в подростковом возрасте. Раскрытые выше факторы биологической, психологической макро- и микросоциальной детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности процесса ее физического воспитания возвращают отечественную теорию школьного физического воспитания в русло антропологических идей П.Ф. Лесгафта о чело-векосоздающей и культурообразующей функциях физической культуры, смещают целевой педагогический вектор государственной стандартизации этого учебного предмета от технологического к ценностно-смысловому, куль-туросообразному измерению.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров /А.Г. Асмолов. - М.: МПСИ, 2010. - С. 625642.

2. Сляднева Л.Н. Телесная пластичность: проблема биомеханического измерения / Сляднева Л.Н., Сляднев А.А // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 162-167.

3. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И.Фельдштейн. -М.: АПН, 2013.-15 с.

IN

4L

1 Sfc

рТ

■ Он

MORAL AND AXIOLOGICAL ASPECTS OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN Sperber Oksana Igorevna, Senior Professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: oksi-sperber@yandex.ru

The article touches upon the issue of spiritual, moral and axiological aspects of Artistic and Aesthetic education of preschoolers. The issues focuses on the peculiarities of axiological approach in historical retrospective review, as well as at the present-day stage of preschool education. Thearticleexplainskeynotions,suchas"humanizationofeducation", "value", "valueorientations" and discusses animportantinfluence of artistic and aesthetic activity in preschool age in shaping personality axiological potential. Keywords: humanization of education; values; value orientations; artistic and aesthetic activity; pedagogical axiology.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье обсуждаются духовно-нравственные и аксиологические аспекты художественно-эстетического воспитания дошкольников. Характеризуется особенности аксиологического подхода в исторической ретроспективе, а также на современном этапе дошкольного образования. Раскрываются такие понятия, как "гуманизацияобразования", "ценность", "ценностныеориентации", обсуждается значение художественно-эстетической деятельности дошкольников в формировании аксиологического потенциала личности.

Ключевые слова: гуманизация образования; педагогическая аксиология; ценности; ценностные ориентации;, художественно-эстетическая деятельность.

Современный, аксиологический этап развития науки ознаменовался выдвижением проблемы осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания. Повышенный интерес к ценностной проблематике - это результат более глубокого понимания природы человеческого познания, его социокультурной обусловленности, целостности. Педагогическая аксиология -это область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования. Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой

УДК 18

© Спербер0.И.,2014

СПЕРБЕР Оксана Игоревна,

старший преподаватель, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Е

ё

129

130

философии образования и, соответственно, методологии современной педагогики. В развитие педагогической аксиологии существенный вклад внесли Б.М. Бим-Бад, Н.Д. Никанд-ров, В.А. Сластенин, М.Н. Фишер и др.

Аксиологический подход позволяет, с одной стороны, изучать явление с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей детей, а с другой - решать задачи гуманизации общества, являющейся базисной ценностной ориентацией общества. По мнению В.А. Стастенина и E.H. Шиянова, гуманизация образования - "...важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования [6,132].

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные лич-ностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-эстетических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Центральным значением в аксиологии являются ценности. Значимость передачи ценностного знания и на его основе формирования ценностного отношения, ценностного поведения человека подчеркивали еще древнегреческие философы.

Сократ, Платон, Аристотель и другие просветители развивали идеал гармонично, всесторонне развитого человека. Сократ, считающийся основателем этики, первым из философов античности пытался найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных жизненных ценностей, лежит в основе нравственного поведения. Сократ дал определение таким этическим понятиям, как "справедливость", "доблесть", "счастье", "добродетель" [3,50].

Ученик Сократа - Платон - в своих диалогах ("Филеб", "Протагор", "Пир", "Федон", "Тимей", "Государство", "Апология Сократа" и др.) анализирует понятия добра и зла, противопоставляя идеал абсолютного блага чувственным влечениям. Идея блага у Платона рассматривается как наивысшее, являясь верховной причиной и целью бытия. Называя благо прекрасным,

Платон отмечает, что прекрасному и благому дружественно то, что нехорошо и недурно. Взаимосвязь добра и зла выводится философом из природы блага. Платон рассматривал идею блага как завершение мира идей - истины, красоты, справедливости, как конструктивный принцип бытия, организующий все его формы и уровни, придающий познаваемым вещам истинность" [5, 74].

Древнегреческий философ Гераклит главной ценностью считал весь мир, который он рассматривал как живой организм, считая мерой всех вещей человека. По его мнению, выше его стоит только Бог [8, 9].

Аристотель, рассматривая в "Большой этике" отдельные виды благ, впервые вводит термин "ценимое" ("тимиа"), среди которых выделяет ценимые (ум, душа), хвалимые (добродетели, вызывающие похвалу, оцененные) блага, блага - возможности (власть, богатство, сила, красота), а также блага нечто сохраняющие или создающие другое благо. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, "благо может быть целью и может не быть целью" [1].

Диоген Лаэртский приводит приписываемое им, и, как считает ряд авторов, самое первое существующее определение многозначного понятия ценность: "ценность - есть, во-первых, свойственное всякому благу содей-ствование согласованной жизни; во-вторых, некоторое посредничество или польза, содействующая жизни, согласно с природой, которую приносят и богатство и здоровье; в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщиком, - так говорят, что за столько - то пшеницы дают столько же ячменя да вдобавок мула" [3].

Острой проблемой современного художественного образования является разработка его аксиологического содержания в соответствии с ориентациями современной педагогической системы на цели устойчивого развития общества. В то же время задачи формирования у детей ценностного отношения к миру, гармонизации личности в процессе художественного воспитания и образования традиционно рассматриваются исследователями в общей структуре мировоззрения личности, где исходным моментом являются знания. Произведения искусства в контексте этих исследований выполняют роль эмоционального фона и эмоционально-психологической установки. При этом глубинные механизмы искусства как специфического, художественно-образного способа освоения действительности не задей-

ствованы. Идея трансформации мировоззренческих социально значимых ценностей в личностные через их предметное воплощение в художественной деятельности не реализована в педагогической науке и практике. Однако именно в таком контексте акцентируется и выдвигается на первый план важнейшая функция искусства - содействия самопознанию человека, формирования его собственного ми-роотношения [4].

Начинать данную работу необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок вооружается способами познания и взаимодействия с миром, усваивает нормы и правила поведения в обществе. Именно в дошкольный период, для которого характерно эмоционально-чувственное познание мира, главное место необходимо отвести художественно-эстетической деятельности. В художественно-эстетическом развитии дошкольников по возможности нужно включать всю полноту психологических связей с окружающим миром, мобилизующих все органы чувств ребенка. На более поздних этапах жизни система детского художественного воспитания может базироваться на ин-тегративных связях искусств, направленных на создание качественно нового уровня духовной культуры, не сводимой к простой сумме отдельных его видов. Объединяющим же началом в художественном воспитании различных возрастных групп подрастающего поколения должна стать художественно-эстетическая деятельность, реализующая интересы и способности каждого её участника.

В связи с этим возникает необходимость более пристального рассмотрения художественно-эстетической деятельности, ее специфики и месте в педагогическом пространстве.

Искусство на протяжении многих веков служило специфической формой передачи личности коллективного опыта мировосприятия. Система убеждений, принципов, идеалов передавалась посредством проникновения в опыт другого человека, сочувственного проживания этого опыта и обретения его как личностного достояния. Искусство изначально, исторически было призвано выполнять такую роль уникальной формы фиксации человеческого мира через "приобщающую идентификацию" с помощью необходимых для этого условных средств, выработанных культурным развитием. По выражению современного философа А. Банфи, искусство предстает как выработанный культурой способ "становления образа мира, обретшего в отношении "я" внутренний смысл" [2,6].

Проблема художественно-эстетического образования и воспитания имеет древнюю историю, на протяжении которой эстетическую деятельность рассматривают как трансформируемое явление, связанное со всем комплексом общественно-исторических условий жизнедеятельности человека и общества в данную эпоху. То есть, эстетическая деятельность в разные исторические эпохи представлена в различных формах, она по-разному реализо-вывала себя в деятельности людей. Эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека, целью которого было формирование всесторонне развитого человека.

Ж.Ж. Руссо во всех своих трудах, говоря о задачах воспитания, включал в развитие системы органов чувств искусство и природу как фундамент для формирования личности: "Воспитание начинается с рождения его; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже чувствует. Наглядно знакомя ребенка с произведениями природы и искусства, возбуждая его любознательность и следуя за ним, куда он влечет его, мы имеем возможность изучить его вкусы, наклонности, стремления и подметить первый проблескего дарования, если он у него действительно есть" [6].

Во второй половине XIX века ведущие русские педагоги К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и др. видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчеркивали, что в каждом предмете содержаться возможности эстетического воспитания [9].

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание, основанное на искусстве, представляет особую значимость в воспитании и образовании подрастающего поколения. Оно является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-эстетической деятельности.

Элементы художественно-эстетической деятельности, доступные учащимся с дошкольного возраста, становятся сферой приложения интересов и реализации увлечений. Это влечет за собой необходимость педагогически обоснованной организации процесса включения детей в творческую деятельность. Художественно-эстетическая деятельность способна органично войти в учебно-воспитательный процесс и выступить важным средством не только формирования ценностных ориента-

■ Ом

£

Ё

131

ций детей дошкольного возраста, но и развития личности в целом.

Примечания:

1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4. -830 с.

2. Банфи А. Философия искусства / А. Банфи; предисл. K.M. Долгова; пер. с ит. Г.М. Смирнова. - М.: Искусство, 1989. - С. 176.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.

4. Каган М.С. Морфология искусства: ист.- теорет. Исследование внутреннего строения мира искусств / М.С. Каган. - Л.: Искусство; Ленингр.отд-ие, 1972.

5. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. - СПб.: Лань, 1998. - 74-75 с.

6. Руссо Ж.Ж., Эмиль или о воспитании. - Кн. 3. -1987. - С. 329.

7. Стастенин В.А., Шиянов E.H. Гуманизация образования и педагогические ценности // Гуманизация образования - XXI века. - Набережные Челны, 1996. - Вып. 1.

8. Федоришкин А.Н. Самооценка жизненных ценностей человека // Проблемы воспитания. - 2006. - № 6. - С. 9-11.

9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания Опыт педагогической антропологии. - Т. 2. - М., 1961. - 776 с.

132

HISTORICAL RETROSPECTIVE OFTHE PROBLEMSOFTHESPIRTUAL LIFE OFMANINTHEPROCESS OF MUSIC EDUCATION Sukhitashvili Lyudmila Stefanovna, Associate Professor, Chair of Theory and Technique of Musical Education, Aleynikova Natalya Gennadyevna, Senior Professor, chair of Choral Conducting Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

In article questions of education of the spiritual sphere of the person in the course of music education in a historical retrospective are considered.

Keywords: education of the spiritual sphere of the person; importance of musical art; education element.

УДК 398.221

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

® СухиташвилиЛ.С., 2014 В статье рассматриваются вопросы воспитания духовной сферы человека в про-

© Алейникова Н.Г., 2014

цессе музыкального образования в исторической ретроспективе. Ключевые слова: воспитание духовной сферы человека;значимость музыкального искусства;элемент воспитания.

СУХИТАШВИЛИ Людмила Стефановна, доцент, кафедра Теории и методики музыкального воспитания

АЛЕЙНИКОВА Наталья Геннадьевна, старший преподаватель,

кафедра Хорового дирижирования Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь

Образование и воспитание человека средствами музыкального искусства имеет глубокие корни, и первые научные представления о роли и значимости музыки в образовании человека мы находим в трудах философов эпохи античности Пифагора, Платона, Аристотеля, которые развивали идею о гармонизации индивида с общественной жизнью средствами музыки. Зарубежные и отечественные ученые, просветители и методисты высоко оценивая роль и значимость воспитания духовной сферы человека средствами музыки, пытались найти наиболее эффективные научные подходы и технологии в процессе музыкального образования. Процесс духовного, нравственно-эстетического воспитания прошел определенную эволюцию в истории отечественного музыкального образования.

Данная научная проблематика продолжает сохранять свою актуальность в науке и педагогической практике, о чем подтверждают публикации современных ученых. Почему данная проблематика продолжает сохранять свою остроту? Ответ на первый взгляд прост, но его решение в силу многокомпонентное™, многослойное™ его научно-прикладного характера требует пристального внимания как процесс, по справедливой оценки М.А. Налбандьян, "способствующий формированию духовно-ценностной структуры личности, становлению эстетического отношения к явлениям окружающей действительности, развитию чувства красоты, гармонии, любви к прекрасному" [1]. Характеризуя сложность процесса воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.