ской направленности. Это сочетание является еще одним из условий формирования экологической культуры дошкольников. Четко организованная, целенаправленная нерегламентированная деятельность позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания.
Список литературы:
1. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах: учеб пособие для студентов пед. ин-тов / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. - М.: Просвещение, 1978. - 128 с.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С.Н. Николаева. -2-е изд., иср. - М.: Академия, 2001. - 184 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ОГОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, БЕЛОЗЕРСКОГО СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ДЕТСКОГО
ДОМА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «НАДЕЖДА»)
© Шмакова Е.В.*
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Вопросам духовно-нравственного воспитания в последние годы уделяется большое внимание, как со стороны властей, так и со стороны педагогов. Особенно остро этот вопрос поднимается в сиротских учреждениях, когда речь идет о социальной адаптации воспитанников.
Все больше становится тех специалистов, которые с полной уверенностью заверяют, что решение вопроса духовно-нравственного воспитания поможет разрешить проблему интеграции воспитанников детских домов в современную социальную среду. На базе областного духовно-патриотического Центра села Арское совместно с детским домом «Надежда» данным вопросом занимаются на протяжении последних восьми лет.
* Аспирант кафедры Педагогики профессионального образования и социальной деятельности.
За последние годы сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в несколько раз. Среди них большое место занимают специальные (коррекционные) школы-интернаты и детские дома. Однако любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, государства. Он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общество на каждом возрастном этапе своего становления.
Выбитые из жизненной колеи, воспитанники специальных коррекционных детских домов и школ-интернатов, как правило, социально дезадаптированы, для них характерны разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое, физическое развитие.
Преодоление отрыва человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию, открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Духовность, по мнению Л.И. Божович, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов [1, с. 65].
Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания имеет глубокие исторические корни. Сложные нравственные коллизии развития и деградации рассматривались в трудах философов, религиоведов, искусствоведов, литературоведов и т.д. Значительное влияние на формирование теории духовно-нравственного воспитания оказали идеи и взгляды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, В.С. Соловьёва и др., педагогическое и литературное наследие А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева и др. Для решения данной проблемы большое значение имеют работы психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.; педагогов:
Н.И. Болдырева, А.Ю. Гордина, Т.Е. Конниковой, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.
В последние десятилетия проблема духовно-нравственного становления и развития личности является предметом изучения в исследованиях психологов и педагогов (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Т.И. Власова, Л.К. Гребенкина, ДМ. Гришин, Е.И. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин и др.). При этом многие ученые начинают обращаться к исследованию проблемы духовно-нравственного воспитания личности на основе
ценностей православной педагогической культуры (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.И. Исаев, А.А. Корзинкин, Л.И. Рувинский и др.).
Мы рассматриваем духовно-нравственные качества личности как важнейший элемент внутренней структуры личности, который обеспечивает её устойчивость, показывает её зрелость и социальность, определяет сущность общественного индивида, состояние развитости внутреннего мира индивида, его ума, характера, сознания, совести, характеризует его человечность.
Педагоги и педагогика в целом, к сожалению, редко различают два таких важных понятия в структуре личности человека, как душа и дух. И. Ильин справедливо отмечал, что в жизни «человек очень уверенно чувствует себя телом, не очень уверен, что у него есть душа и слишком часто не подозревает о том, что он есть - дух, и что дух есть главное»[5, с. 32].
Пирогов Н.И. в статье «Вопросы жизни» затронул актуальную и для наших дней проблему взаимосвязи нравственности и образования. Идея Пирогова - идея общечеловеческого воспитания, задача которого подготовка высоконравственного человека с широким кругозором. Кроме того, Пирогов выступал за развитие духовности - сущности человека, его интеллектуальной и нравственной природы.
О тех же проблемах и их решении в своих работах говорил И.А. Ильин. «Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера, - писал он, - не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный, начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации». А в работе «Путь к очевидности» великий мыслитель еще раз замечает: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [5, с. 23].
В ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Белозерского специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» Майнского района Ульяновской области вопрос введения направления духовно-нравственного воспитания в воспитательную систему учреждения с целью социальной адаптации и личностного развития воспитанников решен в 2005 г. С этого времени у детского дома налажена работа с областным духовно-патриотическим Центром с.Арское. В 2009 г. детский дом на уровне Правительства, Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних Ульяновской области назван экспериментальной площадкой по введению основ духовно-нравственного воспитания. В рамках работы в этом направлении сделано следующее:
- за каждым административным работником в детском доме закреплена семья, в которой еженедельно проводятся занятия по духовно-нравственному воспитанию;
- воспитанники посещают молельную комнату, созданную при детском доме, где изучают Закон Божий, встречаются с представителями духовенства, имеют возможность пользоваться библиотекой молельной комнаты;
- ежегодно воспитанники детского дома выезжают в летние палаточные лагеря областного духовно-патриотического Центра села Арское, где отдыхают, трудятся;
- регулярно выезжают на экскурсии, мероприятия областного духовно-патриотического Центра с. Арское;
- ежемесячно с воспитанниками проводятся традиционные национальные праздники.
Таким образом, психолого-педагогический смысл работы по духовнонравственному становлению личности воспитанника детского дома состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Успешность данного вида деятельности в формировании духовнонравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Нам представляется ценным также понимание воспитания, обозначенное в словаре про-фессиональных педагогических терминов под редакцией С.М. Вишняковой, где указано, что воспитание - это «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов» [2, с. 43].
Регулярный мониторинг поведения воспитанников психологом и социальным педагогом показывает, что за период активной работы в направлении духовно-нравственного воспитания у детей:
- снизился уровень агрессивности (в том числе у воспитанников с сильными психо-физиологическими отклонениями);
- виден рост социального оптимизма воспитанников: дети стали задумываться о том, что после выпуска они пойдут учиться не только в училища, но и в средне-специальные, а некоторые и в высшие учебные заведения (сделать это теперь позволяет статус не школы-интерната, а детского дома);
- снизилось количество самовольных уходов;
- в каждой семье появился старший, который заботится о всех членах семьи, искренне за них переживает. На этом фоне и другие члены семьи стали ответственнее относиться к нуждам и потребностям своих товарищей.
Следовательно, целью духовно-нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:
1. выработку понимания жизненной важности морали;
2. установку на выработку духовно-нравственного самосознания;
3. выработку стимулов дальнейшего духовно-нравственного развития;
4. выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. милосердие и любовь к людям.
Следует отметить, что в работе использованы следующие средства духовно-нравственного воспитания:
1. моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность;
2. моральное принуждение как форма морального осуждения.
По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов:
- первый - в процессе жизнедеятельности воспитанника детского дома обязательно формируется категориальная структура духовно -нравственного сознания;
- второй - в целом, в процессе систематического влияния со стороны воспитателей, друг друга, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры;
- третий - существует закономерность в развитии духовно-нравственного сознания, которая может быть обозначена как гетерохрон-ность, т.е. разновременность формирования основных духовнонравственных понятий у воспитанников детских домов и школ-интернатов с глубокими психо-физиологическими нарушениями.
Список литературы:
1. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - 254 с.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НИЦСПО,1990.
3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003 - № 3. - С. 9-12.
4. Зазнобина Л.С: Как же выжить в мире СМИ / Л.С. Зазнобина // Медиаобразование в школе. - 1999. - № 3. - С. 23-26.
5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М.; Париж. - 1993.
6. Комаров В.В. Воспитание детей-сирот: взгляд практикующего теоретика: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Юнусова Е.Б.*
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье представлен типологический подход, как конкретно-научная основа становления хореографических умений детей дошкольного возраста.
Главная идея современной реформы образования в России - это создание необходимых условий для развития личности ребенка. В концепции дошкольного воспитания, утвержденной в 1989 г., был определен новый личностно-ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в обновлении системы дошкольного образования.
Значительная роль в системе воспитания подрастающего поколения принадлежит художественному воспитанию, основной составляющей которого является хореографическое искусство, искусства танца.
Танцам отводится особое место в процессе воспитания детей дошкольного возраста, поскольку «являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных, согласованных действий и творческую активность ребят, а так же доставляют им большое удовольствие и радость» [4].
Поэтому становление хореографических умений детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в современном педагогическом процессе.
В рамках нашего исследования, посвященного проблеме становления хореографических умений дошкольников, особую значимость приобретает типологический подход.
Актуальность применения типологического подхода как конкретнонаучного в процессе становления хореографических умений у детей дошкольного возраста обусловлена с одной стороны нерезультативностью подхода к ребенку, как некой абстрактной усредненной фигуре, с другой стороны, многообразием индивидуальных особенностей, влияющих на становление ребенка как личности [2, с. 120].
* Старший преподаватель кафедры Хореографии.