Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание в современных условиях: проблемы и противоречия'

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях: проблемы и противоречия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2424
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНАЯ ДЕПРЕССИЯ / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ВЫСОКОНРАВСТВЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ / INNER(SPIRITUAL)DEPRESSION / VITAL TREASURES (VALUABLES) / HIGHLY-MORAL SCHOOL ENVIRONMENT (SOCIETY) / SOCIAL TEACHING COOPERATION (PARNERSHIP) / INNER-MORAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL / MORAL IDEAL / MORAL QUALITIES / THE SYSTEM OF VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюлина Т. С.

В статье рассматриваются некоторые проблемы и противоречия духовно-нравственного воспитания как ключевого звена образовательного процесса. Данное исследование в области нравственного воспитания показывает, что в условиях современного общества традиционные средства и технологии воспитания требуют обновления и совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNER(spiritual)-MORAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS AND CONTRADICTION

This article deals with some problems and contradictions ofinner-moral education as a key part of school education. The given research shows that the traditional teaching means and technologies need refreshment and improvement.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание в современных условиях: проблемы и противоречия»

6. Багачук, А.В. О повышении качества научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе // Качество профессионально-педагогической подготовки учителя: межвуз. сб. науч. тр. - Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.

7. Чошанов, М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. - 2000. - № 4.

8. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

9. Мордкович, А.Г. Обеспечивая педагогическую направленность // Вестник высшей школы. - 1985. - № 12.

10. Бандура, А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.

Bibliography

1. Gendin, A.M. Studentih pedagogicheskogo vuza o kachestve svoeyj podgotovki k uchiteljskoyj deyateljnosti i professio-naljnihkh planakh. Sociologi-cheskiyj analiz / A.M. Gendin, N.I. Drozdov, M.I. Sergeev. - Krasnoyarsk: Izd-vo KGPU im. V.P. Astafjeva, 2010.

2. Yastrebov, A.V. Modelirovanie nauchnihkh issledovaniyj kak sredstvo optimizacii obucheniya studenta pedagogicheskogo vuza: dis. ... d-ra. ped. nauk. - Yaroslavlj, 1997.

3. Klimova, T.E. Intellektualjnaya tekhnologiya formirovaniya opihta nauchno-issledovateljskoyj deyateljnosti studentov // Yuzhno-Uraljskiyj pedagogi-cheskiyj zhurnal. - 2009. - № 1.

4. Savenkov, A.I. Soderzhanie i organizaciya issledovateljskogo obucheniya shkoljnikov. - M.: Sentyabrj, 2003.

5. Leontovich, A.V. Konceptualjnihe osnovaniya modelirovaniya issledovateljskoyj deyateljnosti uchathikhsya // Shkoljnihe tekhnologii. - 2006. - № 5.

6. Bagachuk, A.V. O povihshenii kachestva nauchno-issledovateljskoyj deyateljnosti studentov v pedagogicheskom vuze // Ka-chestvo professionaljno-pedagogicheskoyj podgotovki uchitelya: mezhvuz. sb. nauch. tr. - Krasnoyarsk: Izd-vo KGPU im. V.P. As-tafjeva, 2004.

7. Choshanov, M.A. Process neprerihvnogo konstruirovaniya i reorganizacii // Direktor shkolih. - 2000. - № 4.

8. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. - M.: Pedagogicheskoe obthestvo Rossii, 2002.

9. Mordkovich, A.G. Obespechivaya pedagogicheskuyu napravlennostj // Vestnik vihssheyj shkolih. - 1985. - № 12.

10. Bandura, A. Teoriya socialjnogo naucheniya. - SPb.: Evraziya, 2000.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 372.367

Biryulina T.S. THE INNER(spiritual)-MORAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS AND CONTRADICTION. This article deals with some problems and contradictions ofinner-moral education as a key part of school education. The given research shows that the traditional teaching means and technologies need refreshment and improvement.

Key words: inner-moral development of the individual, inner(spiritual)depression, moral ideal, vital treasures (valuables), moral qualities, highly-moral school environment (society), social teaching cooperation (parnership), the system of values.

Т.С. Бирюлина, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: bts-1969@yandx.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

В статье рассматриваются некоторые проблемы и противоречия духовно-нравственного воспитания как ключевого звена образовательного процесса. Данное исследование в области нравственного воспитания показывает, что в условиях современного общества традиционные средства и технологии воспитания требуют обновления и совершенствования.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие личности, духовная депрессия, нравственный идеал, жизненные ценности, моральные качества, высоконравственная школьная среда, социально-педагогическое партнерство, система ценностных ориентаций.

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности, имеющая непреходящее значение, приобретает особую актуальность. Совершенно очевидно, что никакие социально-экономические и политические реформы в России не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения каждой отдельной личности и общества в целом. В условиях провозглашения российским правительством курса на стабильное политическое, экономическое и социальное развитие необходимо четко осознавать, что оно невозможно без образования и воспитания молодежи в духе высокой нравственности.

Согласно приоритетам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, система российского образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование общей культуры и межличностных отношений.

Очевидно, что ведущим принципом государственной образовательной политики выдвигается воспитание духовно-нравственного человека-гражданина, обладающего высокими моральными устоями.

Энциклопедический словарь дает следующее определение: «Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением. Цели, содержание и организация воспитания определяются господствующими общественными отношениями» [1, с. 248]. Однако можно ли четко определить, какие общественные отношения господствуют сегодня в нашей стране?

Условия, в которых живет современная молодежь, сложны и противоречивы. Потоки информации (малопонятной, негативной, а, зачастую, аморальной), захлестывают неокрепшее сознание молодых людей. Воздействие информационных потоков из большинства средств СМИ на массовое сознание молодежи идет бесконтрольно и с непредсказуемыми результатами. Подрастающему поколению свойственна эмоциональная, волевая и духовная незрелость. «Характеризуя сегодняшнее состояние общественного сознания граждан России, напрашивается одно определение - оно находится в состоянии духовной депрессии» [2, с. 188].

Анализ научной литературы и педагогической практики показал, что духовно-нравственное воспитание до сих пор не стало центральным звеном педагогического процесса, не до конца выявлены условия, средства, методы воспитания духовности в средней школе. Именно поэтому учителю, педагогу сложно обозначить цели, содержание, а, главное, организацию процесса духовно-нравственного воспитания. Целью любого воспитательного процесса должно являться устремление ребенка к духовно-нравственным идеалам. Какие же идеалы сегодня в нашей духовной жизни имеют господствующее значение? К чему мы призываем наших детей, каким героям они должны стремиться подражать? Ответ на этот вопрос очень важен, ибо именно он определяет цели, содержание и организацию воспитания современной молодежи. Многие считают, что таких идеалов сегодня нет, что принципы демократии и толерантности позволяют человеку самому свободно выбирать общественные идеалы, что недопустимо навязывание подобных идеалов со стороны государства.

Современному образованию высказывают вполне справедливые упреки в «размытости», «неопределенности» идейных основ, в потере нравственных ориентиров, в том, что оно «делает упор», в лучшем случае, на формирование знаний, умений, навыков, а, в худшем - на «натаскивание» ребенка по предметам для успешной сдачи ЕГЭ. Таким образом, в воспитательно-образовательной практике на разных уровнях (педагогическом, управленческом, социальном) возникает ряд противоречий, а именно:

- между возвращением в педагогику категории «духовность» и неблагоприятными условиями российской действительности для становления духовно-нравственного мира подростка;

- между потребностью педагогов в научно-теоретическом потенциале, обусловливающем процесс формирования духовно-нравственных ценностей, и недостаточностью его разработки в науке;

- между необходимостью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания школьника в учебной и вне-учебной деятельности и недостаточной разработанностью научного, методического и кадрового обеспечения этого процесса;

- между острой потребностью общества в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения и реальными возможностями их реализации в рамках общеобразовательного учреждения, а также, до сих пор, недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы.

Актуальность формирования духовно-нравственных ценностей определяется крайней сложностью и многогранностью, поскольку они рассматриваются как основа процесса духовно-нравственного воспитания, во всем многообразии его проявлений, методов и технологий. Духовно-нравственное воспитание - это и система мер, формирующих у ребенка непреходящие жизненные ценности, и специально организованный и тщательно продуманный воспитательный процесс, и особый вид деятельности педагога и детей. Весь этот комплекс педагогических воздействий не по отдельности, а в совокупности должен быть направлен на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека.

В общеобразовательной школе формирование духовно-нравственных качеств личности осуществляется как в процессе обучения (на уроках), так и в процессе воспитания (на внеурочных мероприятиях). Но, на наш взгляд, не всегда удается достичь желаемого результата. Так, например, Л.С. Подымова связывает это с тем, что такие уроки не всегда нравятся детям, так как носят нравоучительный характер, либо оторваны от реальной жизни [3]. «В школе слишком много сухой теории и слишком мало непосредственного соприкосновения с окружающей средой жизнью, — пишет А. Дауге, — слишком много слов, объяснений, толкований и слишком мало живой активности и самостоятельности учащихся; много фактических знаний, мало умения самостоятельно разбираться в этих фактах; много рассуждений, мало ясных представлений и сильных чувств» [4, с. 47].

Следует отметить, что духовно-нравственное воспитание не может осуществляться в рамках отдельно взятого предмета. На наш взгляд, в этой связи необходимо, чтобы духовность и нравственность пронизывали все составляющие триединого образовательного процесса, то есть обучение, различные направления воспитания и внеурочную работу. Воспитание в школе должно быть органично включено в процесс образования, усвоения знаний, умений и навыков.

Целесообразно подчеркнуть тонкость и деликатность данной области педагогической деятельности. Одним из обязательных условий внедрения в учебный процесс элементов системы формирования духовно-нравственных ценностей является чувство меры. В противном случае можно получить совершенно противоположный результат.

Успех в духовно-нравственном воспитании обучающихся зависит от многих факторов, в совокупности своей составляющих оптимальные условия эффективности этого процесса. В рамках исследуемой проблематики нами выделены следующие психолого-педагогические условия, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей. К ним относятся:

- высоконравственная школьная среда, максимально расширенная и имеющая свое продолжение для учащихся за пределами школы;

- социально-педагогическое партнерство, базирующееся на диалоге с другими субъектами социализации (центрами дополнительного образования детей, общественными организациями, традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации и др.);

- педагогическое партнерство, непрерывное взаимодействие с родителями обучающихся. По нашему мнению и опираясь на исследования в области данной проблематики, школа безусловно должна влиять на нравственный микроклимат семьи.

И, наконец, сам педагог для школьника обязан являться неким образом нравственности, ее наглядно-действенным выражением. Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что ценность школы равняется ценности её учителя. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения [5]. Поэтому педагогический коллектив должен уделять особое внимание личностному поведению учителей, рассматривать это поведение как один из факторов нравственного совершенствования школьников. Внимательность, великодушие, забота, товарищеская поддержка должны стать в школе естественными нормами взаимоотношений между людьми. Для создания условий нравственного климата в процессе обучения очень важно установить нравственные взаимоотношения между всеми участниками этого процесса: детьми, родителями и педагогами.

Очень важно научить школьников противостоять давлению, которое часто оказывают на подростка сверстники, старшие. Например, как суметь отказаться от того, что тебе не нравится, и при этом сохранить дружеские отношения? Откуда взять смелости сказать, что я не буду это делать, потому что ценю другое? Надо научить человека делать выбор свободно, чтобы он не был инерционным или навязанным, нужно привить ему навык взвешивать все «за» и «против», что-то выбирая, предвидеть последствия.

Воспитание не должно ограничиваться прямым или опосредованным информированием о тех или иных идеалах и ценностях. Перед человеком должны быть открыты возможности для совершения нравственных поступков.

Протоирей Евгений Соколов сказал, что когда сегодня говорят о национальных проектах в области образования, здравоохранения, земледелия, строительства, демографии, хочется задать встречный вопрос: «Может ли нравственный врач плохо лечить? Может ли нравственный чиновник брать взятки? Может ли нравственный педагог плохо воспитывать и учить своих учеников? Может ли нравственный земледелец уродовать землю, а строитель - нерадиво строить? Способна ли нравственная мать убить ребенка в своей утробе? Единственным национальным проектом нашего государства должен стать главный национальный проект: «Возрождение духовности и нравственности в России», а все остальное само приложится к этому главному проекту? [6].

Таким образом, современная российская школа должна формировать общественные ценности и навыки для дальнейшей успешной жизни ребенка в обществе. Молодой человек, получающий аттестат зрелости, должен быть готов нести личную ответственность за свое собственное благополучие и благополучие общества. Для этого ему необходимо усвоить социальные навыки и практические умения, которые обеспечивают, с одной стороны, его адаптацию в условиях меняющегося мира, а с другой - социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных и экономических ролей, что невозможно без высокой личной ответственности и без сформированной системы ценностных ориентаций.

Библиографический список

1. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987.

2.Табакаев, Ю.В. Реформаторский зуд и депрессия общественного сознания // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сб. науч. трудов. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.

3. Подымова, Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. - М., 1995.

4. Дауге, А. Искусство и творчество в воспитании: в 2 т. - М., 1990. - Т.1.

5. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956.

6. Соколов, Е. О нравственном воспитании // Духовно-нравственная культура в школе: учеб.-метод. пособие. - М., 2009. Bibliography

1. Sovetskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod red. A.M. Prokhorova. - M.: Sov. Ehnciklopediya, 1987.

2.Tabakaev, Yu.V. Reformatorskiyj zud i depressiya obthestvennogo soznaniya // Socialjnihe processih v sovremennoyj Zapad-noyj Sibiri: sb. nauch. tru-dov. - Gorno-Altayjsk: RIO GAGU, 2011.

3. Podihmova, L.S. Podgotovka uchitelya k innovacionnoyj deyateljnosti. - M., 1995.

4. Dauge, A. Iskusstvo i tvorchestvo v vospitanii: v 2 t. - M., 1990. - T.1.

5. Disterveg, A. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya. - M., 1956.

6. Sokolov, E. O nravstvennom vospitanii // Dukhovno-nravstvennaya kuljtura v shkole: ucheb.-metod. posobie. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 74.100.44

Bystrova N.N. œMPETENCE PARENT'S AS RESULT COMPREHENSION EXPERTS OF EDUCATIONAL SYSTEM. The text offers theoretical about competence, the specific structure of parental competence (author's opinion) is determined. Recommendations for experts of educational establishments and parents.

Key words: parent's competence; specific structure of competence; the program of interaction of experts and parents.

Н.Н. Быстрова, соискатель ГОУ ВПО ДВГГУ, г. Хабаровск, E-mail: nata031272@yandex.ru

КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОМПЕТЕНТНОЙ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Текст предлагает теоретический материал, где раскрыты положения современного течения, обсуждаемого в науке и практике - компетентность, определена видовая структура родительской компетентности (авторское видение). Показаны практические рекомендации для специалистов образовательных учреждений и родителей.

Ключевые слова: родительская компетентность; видовая структура компетентности; программа взаимодействия специалистов и родителей.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения вступили в силу 1 января 2010 года и уже ориентирует на себя множество направлений системы образования. Стандарт - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством. Семья предполагает личностную успешность, социальную успешность, профессиональную успешность [1] ребенка, воспитывающегося в ней.

В последние годы как в науке, так и в образовательной практике уделяется большое внимание проблемам семьи, ро-дительства, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Учеными (Т.В. Архиреева, Л.Я. Верб, Е.А. Галко, Т.М. Зенкова, И.С. Кон, Ю.Г. Королева, Е.А. Лукьяненко, Л.Р. Миронова, Н.Л. Мудрова, Р.В. Овчарова, Ю.Е. Скоромная, И.А. Стародубцева, Н.А. Тырнова, Е.К. Узденова и др.) определены ценности семьи, ее основные функции; показаны подходы и принципы взаимодействия с семьей; раскрываются направления, содержание, формы и методы работы с родителями.

Большинство людей, оказавшихся в сложной жизненных обстоятельствах в период зрелости, таят ее истоки в далеком

детстве. Такой вывод помогли сформулировать авторы разнообразных научных направлений. Исследования возрастных норм подрастающего человека (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, О.Ф. Больнов, В.В. Зеньковский, В.И. Мухина, Л.Ф. Обухова и др.); В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев, Ю.Б. Орлов, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон, показавшие в своих работах специфику перестройки психики и организма.

Причиной высказанного феномена становится далеко не только асоциальность или аморальность, дезадаптация или психологический дискомфорт, неродственность членов семьи или загруженность родителей, а элементарное отсутствие грамотного подхода родителя к конкретному ребенку, понимание особенностей детей и признание таковых взрослыми. Обобщенно обозначим данный перечень единым термином -«компетентность».

Причинно-следственную связь родитель-ребенок изучают исследователи в области социальной педагогики и психологии, психологии развития, где рассматриваются влияния условий на особенности развития человека.

Проблема компетентности широко разрабатывается в педагогической науке (А.М. Аронов, А.И. Ахулкова, И.Б. Биче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.